После Тайной вечери, в ночь перед самым арестом Иисус общался со своим Богом Отцом в Гефсиманском саду. Он пришел туда со Своими учениками, хотел, чтобы они поддержали Его, и молитва была соборной. Но все 12 апостолов заснули под оливковыми деревьями и проспали до самого утра. Христос разбудил их перед приходом Иуды Искариота со стражниками.
В настоящее время Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. В нем по-прежнему растут оливковые деревья, но они были посажены через 11-12 столетий после Рождества Христова. Свидетелей последней молитвы свободного Иисуса в человеческом теле, не осталось.
История
Гефсиманская молитва описана во многих церковных книгах, и в первую очередь в Евангелии. Во время всего периода проповедования Иисуса, за ним следовали 12 Его учеников. На самом деле явных и тайных сторонников Христа было значительно больше. Об этом свидетельствуют факты. Ведь кто-то дал Ему своего осла, чтобы Спаситель смог совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Хозяин комнаты на верхнем этаже остается неизвестным, но он знал, кому и зачем предоставляет помещение.
Гефсимания в то время была частной территорией. Сады охранялись и просто так гулять по ним никто не разрешал. Уверенность, с которой вошел Христос в Гефсиманский сад, говорит о том, что хозяин этого участка долины был тайным сторонником христианства и предоставил свою Масленичную рощу Спасителю и апостолам сознательно.
Римские правители чувствовали, что популярность Иисуса растет. Идолопоклонники боялись этого и всеми силами старались как можно быстрее уничтожить Христа, доказать, что Мессии не существует.
В четверг накануне Пасхи, Христос со своими учениками отправился в Гефсиманский сад в Иерусалиме. Войдя в него, он предложил своим последователям посидеть и подождать Его, пока он помолится. С собой он позвал только троих: Иоанна, Иакова и Петра. Именно они накануне было свидетелями его Преображения.
Пройдя вглубь масленичной рощи, Христос в Гефсиманском саду начал тосковать и скорбеть. «Моя душа скобит смертельно». Затем он обратился к троице особо доверенных учеников: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Отойдя на расстояние броска камня, Иисус начал моление о чаше. Слова этого текста, обращения Богосына к Богоотцу, известны каждому христианину. «Отче Мой! Пронеси чашу сию мимо меня». Затем, словно вспомнив о своем назначении Спасителя и об искуплении грехов человеческих страданиями, добавил: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
Поднявшись и подойдя к тройке верных учеников, Иисус увидел, что они спят. Он обратился с возмущением к Петру, спросив у него, неужели все они не могли бодрствовать всего один час. Затем велел им встать и молиться вместе с Ним.
Но апостолы снова уснули, и Христос читал Свои молитвы в одиночестве. Только Ангел Божий прилетел и поддерживал Его.
Утром Иисус разбудил Своих учеников и сказал им, что пора идти, его час настал, приближается предавший Его.
Иуда Искариот подошел к Иисусу и поцеловал Его. Так он показал воинам и слугам первосвященников, кто здесь Христос, которого они пришли арестовать. С тех пор в народе появилось выражение «поцелуй Иуды», что означает предательство и лживая лесть.
Защищая Спасителя от нападавших, Петр выхватил кинжал и отрезал одному из слуг ухо. Тогда Иисус сказал, что сопротивляться не стоит. Он может попросить у Отца огромное войско в Свою защиту, но не сделает этого. На все, что происходит, воля Божья и ей следует подчиниться. После этого Он поднял ухо, приложил его на место, и прирастил его, исцелив раба первосвященника.
После этого Иисус обратился к тем, кто пришел арестовать Его. Он напомнил, что неоднократно они сидели рядом в храме и слушали проповеди Христа. А теперь накинулись на Него с мечами и кинжалами, как на преступника. После этих слов апостолы выбежали из сада вон. Воины повязали Иисуса, и повели Его к своему правителю в Иерусалим.
ИНТЕРЕСНО: Храм Христа Спасителя в Москве.
«Тетрадь Юрия Живаго» и её уникальность
На протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 год, Борис Пастернак работал над своим главным текстом — романом «Доктор Живаго». Семнадцатая и заключительная его часть представляет собой сборник стихотворений, написанных якобы главным героем и найденных в его бумагах после смерти. В этом поэтическом цикле будто бы заново, лирически, рассказывается история, представленная ранее в романе.
Сочетание стихов и прозы в составе книги входило в самые ранние творческие замыслы Пастернака. Стихами автор не только укрупняет и углубляет образ своего героя, но одновременно с этим поручает Юрию Живаго собственные авторские мысли и переживания. Такое сочетание автобиографического начала с «чужой речью» делает пастернаковский цикл поистине уникальным.
«Стихи из романа в прозе». Обложка машинописи, подготовленной Борисом Пастернаком
Из 25 стихотворений Юрия Живаго семь посвящены библейским событиям: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина» (два стихотворения с одинаковым названием) и «Гефсиманский сад». Каждое из стихотворений не только лирическая интерпретация автором библейских событий. Поэтические тексты тетради Юрия Живаго раскрывают трепетное и серьезное отношение к вере самого Пастернака, который обращается ко Христу со словами: «Ты значил всё в моей судьбе…»
Из семи евангельских стихотворений большинство посвящены событиям Страстной недели. Этот Страстной микроцикл начинается стихотворением «Чудо», в основе которого лежит евангельский сюжет о бесплодной смоковнице, проклятой Иисусом (об этом событии вспоминают в первый день Страстной недели). В следующем стихотворении «Земля» прощание поэта с друзьями соотносится с Тайной Вечерей. Стихотворение «Дурные дни» охватывает первые четыре дня Страстной недели: в первый день Христос прибыл в Иерусалим, в четвертый день — предстал перед первосвященниками. Два стихотворения посвящены Марии Магдалине?О женщине, помазавшей Иисуса драгоценным миром и осушившей своими волосами Ему ноги, евангелисты рассказывают по-разному. Исследователи Библии указывают, что этой женщиной могла быть вовсе не Магдалина, а некая другая женщина. Как бы то ни было, в искусстве и литературе образы этих женщин сливаются именно в фигуре Магдалины. — женщине, которая омыла ноги Иисуса и осушила их своими волосами. Кульминации цикл достигает в последнем стихотворении «Гефсиманский сад», где поэт скорбит вместе со Спасителем в преддверии распятия и смерти. Однако страх смерти преодолевается искренней верой в жизнь вечную и чудо воскресения Христова.
Как добраться
Туристы, желающие посетить Гефсиманский сад и другие места, дорогие для каждого христианина и расположенные рядом, могут взять путевку на специальный тур. В этом случае им остается только добраться до Москвы. Дальше туристическая компания доставит их в Израиль и проведет по всем святым местам.
Самостоятельные путешественники, прилетев в Тель-Авив, могут выбрать несколько способ перемещения: такси, междугородный автобус, арендованный автомобиль с водителем и без него. Экскурсии можно заказать на месте. Каждый отель обслуживает своих клиентов по культурной и религиозной программе. Только номер следует заказывать заранее. Желающих посетить гору Преображения, Гефсиманский сад и другие места, много.
Яндекс.КартыЯндекс.Карты
Чтобы добраться до сада, необходимо следовать в Кедронскую долину, к подножию Елеонской горы, к Церкви Всех Наций. От Дамасских ворот ходят палестинские автобусы маршруты номер 43 и 44. По этому же маршруту своих пассажиров возит . Следует выбирать автобусы № 1, 2, 38, 99. Выходить следует на остановке Львиные ворота. От нее остается пройти менее 500 м.
Геена Огненная
Говоря о кладбище, вспомнилось, также, прототип святого кладбища — Геена Огненная. Правда, это ужасное место, исчадие ада, находится к югу от Иерусалима в долине Еннома.
Геенна— долина к юго-западу от Иерусалима и символ Судного дня в иудаизме и христианстве, а в исламе является равнозначным слову «Ад».
Геенна огненная
Долина Еннома (греч. „геенна“) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом с городом Иерусалимом. Она была местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём.
Геенна Огненная, Иерусалим
Со слов гида, это место описано много раз в Ветхом и Новом Завете, долина Еннома Божьей кары, проклятия и запустения, место для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки. Здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время человеческие жертвы палящему солнцу), вечно совершались казни — сжигали живьём людей, сбрасывали трупов с мусором. От постоянных казней в долине огня не было свободного места. Здесь вечно стояла вонь от горелого мяса людей и поднималась над городом.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне огненной.» (Мф. 10:28)
Если честно, никогда не думала, что это место существует в природе на физическом уровне, всегда «геенна огненная» представлялось как метафора, описывающая ад и ужас, ан нет! И сегодня это ужасное место выглядит вполне себе даже миловидно.
Кедронская долина
Кедронская долина часто упоминается в Библии, считается по христианской эсхатологии из Ветхого Завета, в долине будет проходить Страшный суд. Она начинается с востока от Иерусалима и делит Храмовую и Елеонскую горы.
Особенности Гефсиманского сада
В семидесятые годы первого столетия, римляне полностью разрушили Иерусалим, вырубили все масленичные деревья. Легенда гласит, что оливы удивительно живучие, они восстановились из оставшихся в земле корней. Ученые проводили анализ ДНК и пришли к выводу, что на Елеонской горе имеются деревья, верхняя часть которых значительно моложе подземной.
Во второй половине 19 века сад перешел в ведение францисканского ордена, относящегося к католической церкви. Монахи возвели по периметру каменный забор, оградив святыню от случайного проникновения животных и нежелательных посетителей.
Исторический контекст
«Гефсиманский сад» был написан автором в 1949 году — в разгар работы над романом «Доктор Живаго». Стихотворение стало не только его неотъемлемой частью, но и средоточием ключевых смыслов всей книги Пастернака. В это же время поэт активно занимается переводческой деятельностью, например, продолжает переводить произведения Шекспира и «Фауста» Гёте. Однако одновременно с этим у Пастернака назревали проблемы в литературных кругах: на него «нападали» в прессе, называли «безыдейным, далеким от советской действительности автором». В октябре 1949 года была арестована близкая подруга писателя — Ольга Ивинская, которая значительно повлияла на создание главного женского образа в «Докторе Живаго» — Лары Гишар. В ноябре и декабре 1949 года Пастернак пишет семь стихотворений для своего романа. «Гефсиманский сад» — одно из них. Именно оно станет поэтической нотой, которая завершит этот многогранный роман, и стихотворением, где слова Иисуса о грядущем воскресении и победе над смертью станут главной надеждой, которую Пастернак завещает своим читателям.
Церкви Гефсимании
После Воскрешения Иисуса Христа и распространения христианства, в долине Кедрон, в оливковых садах начали строить храмы, относящиеся к разным конфесиям.
Церковь всех наций
Первым появился храм, принадлежащий францисканцам, названый Церковью Всех Наций. Внутри нее рядом с алтарями лежит большой камень. По легенде именно на нем молился Иисус в ночь в свою последнюю ночь, перед тем, как его арестовали и повели на пытки.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В церкви Успения Пресвятой богородицы покоятся останки Анны и Иоакима – родителей Девы Марии. Здесь же похоронена сама Богородица. Подтверждение подлинности ее захоронения получили после вскрытия могилы. Из нее достали пояс и погребальные пелена Богоматери.
Церковь Успения находится под управлением Православной церкви Иерусалима и Армянской Апостольской церкви.
Церковь святой Марии Магдалины
Гефсиманский женский монастырь расположен в Русской Православной церкви Марии Магдалены. Здания храма и монастыря являются классическим образцом русской архитектуры. Церковь выстроена в память о матери императрицы. 7 ее куполов имеют форму луковицы
Каранталь
Еще одна гора, которая не упомянута в Евангелии — гора Каранталь. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Иисуса такого названия у этой горы не было. Получила она его лишь после событий, которые на ней произошли. А вот события эти как раз и были описаны в Евангелии довольно подробно. Дело в том, что слово «каранталь» — это искаженное латинское числительное «сорок». Так была названа гора, где Иисус Христос проводил свой сорокадневный пост после крещения. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк 4:1–8)
Каранталь — часть горной гряды, идущей вдоль Иудейской пустыни. В отличие от поросших деревьями Фавора и Елеона, здесь совсем нет никакой растительности. Лишь у подножья можно увидеть высохшую на солнце траву и редкий кустарник. Сама же гора Каранталь — это огромная каменная глыба с отвесными склонами. Подняться на ее вершину под силу лишь опытным скалолазам. По преданию, в пещере на восточной стороне этой неприступной горы и проводил Свой пост Иисус Христос. А с вершины Каранталя дьявол показывал Ему все царства мира.
Человеку в этих местах тяжело пробыть даже несколько часов. Жара, высота, угрюмые скалы, на которых нет и травинки… Однако Иисус Христос провел здесь сорок дней в полном одиночестве, не вкушая пищи. На обожженной солнцем горе Каранталь Он показал всему миру, как слабость тела можно преодолеть силой духа, устремленного к Богу.
Гефсиманский грот
В Гефсимании сохранился грот, где проводил ночью Свое моление Иисус Христос. На полу остались следы кровавого пота, который капал со Спасителя во время его молитвы. Расположена пещера рядом с гробницей Богородицы, справа от нее. Размер ее 17 на 9 метра.
Первоначально Гефсиманский грот использовался для хранения цистерн с водой. Во времена правления Византии, в нем проводили захоронения.
Грот особенно почитаем католиками. Это священное место, где молился Иисус, и одновременно именно здесь он был предан Иудой Искариотом.
В некоторых церковных документах грот фигурирует как место Тайной вечери.
Примерно в 12 веке грот был богато украшен. На потолке и сейчас видны следы фресок. Стены хранят остатки росписи. В 1932 году грот приобрел в свое пользование францисканский орден.
Во время реставрации после наводнения в 1955 году открыли 40 погребений и подробно изучили историю грота. После этого воздвигли три новых алтаря. В настоящее время в гроте размещается Христианская церковь, и проводятся службы.
Фавор
А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8).
Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце.
Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море.
Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества. Иисус знал, что для учеников Его смерть будет тяжелым испытанием. Чтобы укрепить в них веру, Иисус ведет их на гору Фавор и показывает им то, чего никто еще не видел на земле, — сияние Своего Божества.
Знаете ли вы что:
Поросшая деревьями, одинокая и громадная, она возвышается над окрестностями, словно огромный верблюжий горб. Она как бы округлена от подножья до вершины, отчего и получила своё название, которое означает — выпуклое место (пуп). На вершине горы есть обширная площадка, слегка вогнутая внутрь, как кратер у вулкана. И хотя Фавор никакой не вулкан, но именно на его вершине однажды просиял свет в миллионы раз более яркий, чем огонь всех вулканов мира.
Интересные факты о Гефсиманском саде
У подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, находилось селение Гефсимания. На иврите его название означало «пресс для маслин». Вокруг поселка находились сады масличных деревьев. Плоды с них собирались и привозились на пресса, расположенные в поселке. Здесь с них выдавливали масло.
Во всех четырех Евангелиях можно найти упоминание, что Иисус Христос регулярно посещал со своими учениками Гефсиманский сад у подножия Масленичной горы. Сейчас это место, связанное с библейскими событиями, регулярно посещается паломниками.
Елеонская гора
Елеонскую гору еще называют «Масличной» (когда-то ее склоны буквально утопали в тени олив). Возвышенность отделяет старый город от Иудейской пустыни. И на ее территории расположено много чего интересного, о чем я напишу чуть ниже.
Если честно, больше всего меня на той горе поразило…кладбище, которому больше трех тысяч лет! Сейчас там около 150 000 могил – и выглядит это гигантское захоронение просто бесконечным! Кстати, даже в наше время это кладбище еще действует. Например, именно здесь похоронен бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин. Вроде слышала, что наша Алла Пугачева тоже там себе место прикупила
Елеонская (Масличная) гора
Кладбище на Масличной горе
Говорят, что стоимость места под захоронение сегодня исчисляется семизначными цифрами! А все потому, что евреи верят: с Масличной горы начнется воскресение мертвых, и именно сюда придет Мессия…
Золотые ворота
По иудейской традиции считается, что именно через Золотые ворота Мессия войдёт в Иерусалим. Считается, что в этот момент камни, закрывающие ворота, рухнут, а те, кто покоится на склоне Масличной горы, воскреснув, первыми увидят Мессию. Золотые ворота отождествляются с воротами, упомянутыми в пророчествах Иезекиля:
«И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». (Иезекиль 44:2).
Христиане считают, что Иисус въехал в Иерусалим через Золотые ворота, во исполнение пророчества.
Во времена Иисуса Христа эти ворота выглядели так (это фрагмент макета Иерусалима времён Второго храма):
А нынешние Золотые ворота были построены в византийскую эпоху поверх прежних. Рядом находится мусульманское кладбище:
В 1541 году ворота были замурованы по приказу османского императора Сулеймана Великолепного, это было сделано в оборонительных целях. Однако некоторые считают, что это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать входу Мессии. Также считается, что турки-османы расположили перед Золотыми воротами кладбище для того, чтобы предшественник Мессии пророк Илия не смог войти через ворота (ему как коэну не разрешалось идти через кладбище) и в результате этого Мессия тоже не смог бы прийти.
Это очень странная версия! Ведь ислам базируется на иудейской и христианской основе. Мусульмане верят в приход Мессии и вряд ли они стали бы пытаться этому препятствовать. Впрочем, в англоязычной версии я видела другое утверждение – что замурованные ворота должны воспрепятствовать приходу Антихриста, а при приходе истинного Мессии ворота сами откроются.
В доме Каиафы
После этого усталого Иисуса повели к Каиафе, нынешнему первосвященнику, у которого, по крайней мере, был собран синедрион. И вот, перед ними стоял узник, не совершивший ни одного преступления. «Перед ними стояла очень сложная задача, ибо они сами не могли между собой согласиться по всем обвинениям, кроме одного – что человек по имени Иисус должен быть предан смерти» (Брюс Р. Макконки, Mormon Doctrine). Однако, так как они должны были предъявить Ему какое-то обвинение, они пытались найти ложных свидетелей.
Нашлось много людей, которые жаждали дать ложное свидетельство, но «их свидетельства были настолько ложными, настолько смутными и противоречивыми, что дело никуда не продвигалось». Следя за всеми этими спорами, Иисус молчал, что только еще больше смущало Каиафу пока, наконец, он не спросил: «Ничего не отвечаешь? … заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Тогда Иисус (ибо это уже ни для кого не было секретом) ответил: «Ты сказал» (От Матфея 26:62-64).