Христианские секты
Определение 1
Религиозная секта – это религиозная группа людей, отделившихся от основного вероисповедания, при этом она может как исповедовать традиционные догмы, переделывая их на свой лад, так и создавать совершенно новые.
Вместе с основными религиозными направлениями христианства, существуют и многочисленные группы верующих, которые называют сектами. Секта включает последователей какого-то одного вероисповедания, обладающего определенными характерными чертами.
В царской России секты подвергались гонениям, их представителей предавали анафеме, а сегодня любая религиозная организация может правомерно существовать, если она не причиняет психического или физического вреда людям. Всем христианским сектам, несмотря на разницу в условиях их возникновения, свойственны общие черты:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- собственные организации, отличающиеся от церковных;
- жизнь общины рассматривается в качестве праведного мира, противопоставленного окружающему греховному миру;
- большое внимание уделено не внешним обрядам, а внутренней вере и убежденности человека;
- церковные богослужения заменены молитвенными собраниями;
- отрицается спасительная роль церкви;
- отвергается монашество, почитание икон, священнических облачений, креста, мощей, таинств и пр.;
- основа вероучения – Библия;
- проведение активной миссионерской деятельности.
Как распознать «православную» секту? 11 вопросов самому себе
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Прежде чем войти в доверительный контакт с руководителем и последователями любой религиозной группы — будь то монастырь, приход, братство, сестричество, миссионерская община и т. д., желательно ответить себе на следующие вопросы:
1. Какова история этой группы и ее юрисдикция? Не говорят ли здесь: «Все прочие монастыри (приходы, общины) никуда не годятся, вы им не доверяйте, но у нас-то все как полагается!» Подобные фразы — верный признак сектантского духа.
2. Нет ли у руководителя и членов группы мании преследования («все против нас») или разделения мира на «мы» и «они»? Не считается ли руководитель «гонимым» и «непонятым» другими в православном мире? Не рассматриваются ли посторонние как «враги»?
3. Не ограничивается ли общение с теми, кто вне группы? Употребляют ли по отношению к критикам выражения «тупой», «быдло», «плебей», «мирской» и так далее?
4. Были ли случаи, когда членов группы просили сделать что-то заведомо незаконное, аморальное или унизительное? Здесь хитрость в том, что человек, усвоивший сектантское мировоззрение, все что угодно может оправдать «послушанием», или наоборот, чувством собственного превосходства.
5. Не слышно ли высказываний вроде: «Нам епископы (или священники) не нужны или не указ», «настоящих епископов больше не осталось»?
6. Нет ли попыток подорвать репутацию признанных авторитетов Церкви или посеять сомнения в их компетенции?
7. Даже если группа явно живет небогато, полезно узнать, не склоняют ли новообращенных к пожертвованиям (деньгами, имуществом, доверенностью на кредит). Этот вопрос не мешает выяснить даже если вы поступили в монастырь: обычно до монашеского пострига от послушника не требуется, чтобы тот расстался с личными сбережениями, ни в пользу монастыря, ни в пользу своей семьи. Аналогичный вопрос — не оказывают ли гостям и родственникам членов общины особых почестей, чтобы выманить у них крупные пожертвования?
8. Не используются ли запугивания и обвинения для привлечения в группу («не примешь монашество — попадешь в ад!») или для удерживания в ней («если уйдешь — погибнешь, вернешься к своему прежнему греху»)? Не лгут ли о тех, кто покинул группу? Известно, например, что какой-то человек ушел из общины по своей воле, а руководители упорно твердят, что его «выгнали» как развратника или безумца, или ослушника, вместо того, чтобы просто сказать, что у человека не было призвания к монашеству.
9. Если вы мирянин и ходите в церковь, должны ли вы получать разрешение (благословение) священника из общины на смену работы, покупку машины и т. д.? В нормальных условиях последнее слово в таких вопросах должно все равно оставаться за вами, их не должен решать священник, каким бы мудрым и набожным он ни был. Конечно, каждый христианин может — и должен — просить молитвенной помощи и совета в своих житейских делах, но навязывание священником своей воли и подавление чужой недопустимо.
10. Если вы заметили, что руководитель общины искажает факты, оправдывает ли он это тем, что группа, якобы, служит «высшим целям»? Другими словами, оправдывается ли достижение цели любыми средствами?
11. Заметны ли проявления мании величия со стороны руководства? Иными словами, не считают ли они себя и свою группу некими наставниками, избавителями или спасителями всей Церкви?
Если ответ хоть на один из этих вопросов положительный, такую группу лучше покинуть: послушание имеет смысл и цену лишь тогда, когда оно добровольное, а не вынужденное, вызванное страхом, чувством вины или эмоциональным шантажом.
В последнее время появилось много псевдопатриотических организаций, которые увлекают за собой верующих, спекулируя «правильными» лозунгами. Однако в итоге все их призывы сводятся к борьбе против иерархии Православной Церкви. И что особенно грустно, в этом участвуют некоторые, как правило, молодые священники, с «комсомольским задором» пытающиеся буквально загнать в Церковь еще невоцерковленных людей. Причем, в ту «церковь», которую они сами себе придумали.
Понятно, что реформаторы Церкви «хотят как лучше» и большинство искренни в своем стремлении «очистить» Православную Церковь от многих злоупотреблений, к сожалению, действительно присутствующих в нашей приходской практике. Но при этом они забывают главное: путь Церкви не может быть тождественным пути общественных реформ, потому что в итоге не мы спасем Церковь, а она нас.
Протоиерей Александр НОВОПАШИН занимается изучением деструктивных культов с 1993 года. Настоятель собора во имя св. Александра Невского г. Новосибирска. Возглавляет информационно-консультативный центр по вопросам сектантства, работающий с людьми, столкнувшимися с деятельностью сект и деструктивных культов и пострадавшими от них, член редколлегии антисектантского журнала «Прозрение», главный редактор епархиальной газеты «Православный миссионер», председатель православного братства Святого Александра Невского, руководитель епархиального реабилитационного центра наркозависимых.
В продолжение темы читайте:
Епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН: СЕКТА КАК ДИАГНОЗ ВРЕМЕНИ
Баптизм
Баптизм сформировался в качестве ответвления кальвинизма и поддерживает все положения его вероучения. Последователи данного направления крестят только взрослых людей. Основным постулатом баптистов выступает следующий: никто не способен выбрать для человека веру, в том числе родители. Человеку необходимо принимать веру осознанно.
Баптисты с торжеством отмечают основные христианские праздники:
- Пасха;
- Троица;
- Рождество;
- Преображение:
- Вознесение.
Также ими празднуется День единства 27 октября и Праздник жатвы. Единственный источник их вероучения – Библия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Христианские секты 460 ₽ Реферат Христианские секты 240 ₽ Контрольная работа Христианские секты 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Первые общины сформировались в Англии 1611-1612 годов, основателем их был Дж. Смит. Баптисты хотели религиозной свободы, веротерпимости и отделения церкви от государства, предоставления права проповеди любому члену общины. Одновременно развитие получили два типа баптизма:
- Частный (партикулярный) баптизм – его последователи придерживаются кальвинистской доктрины предопределения. Такое название они получили в связи с тем, что считали, что обрести спасение сможет только часть людей.
- Общий (генеральный) баптизм – его последователи считают, что обретение спасения зависит от самих людей, так как Иисус своей смертью искупил грехи всех людей, а не только лишь некоторых избранных. Их приемники – евангельские христиане.
Баптизм превратился в одну из самых многочисленных конфессий протестантизма, центры которого располагаются более, чем в 122 государствах. Баптизм насчитывает свыше 72 миллионов последователей. Баптистами издается религиозная литература: журнал «Братский вестник», церковные календари, сборники религиозных песен.
Отношение церкви
Православные люди верят, что имеют полноту истины, но не всегда ей следуют. Часто они жестоко критикуют и презирают людей, которые посещают, например, баптистскую церковь.
Но разве это правильно? Если баптист неистово любит Господа и кроток нравом, умерщвляет свою плоть ради Христа, разве можно к нему относиться с презрением? Этот человек достоин уважения, ведь он стремиться к тому же Господу, что и православный монах, живущий в аскезе ради умерщвления плоти. Дух Божий дышит где хочет, и страшная ошибка ненавидеть ближнего за другие взгляды. Это касается, конечно только христианских ответвлений, протестантизма в частности.
Христианам очень важно знать учение Церкви и Писание, чтобы противостоять ереси
Сектанты, которые принадлежат к псевдонаучным, еретическим учениям заслуживают только жалости. Как к ним должен относиться православный человек? С жалостью и любовью, стремиться рассказать ему об истине и привлечь в Лоно Церкви, но не слушать его учение и не поддаваться искушению посетить собрание или прочим опасным вовлечениям в секту. Следует опасаться подобных сборищ, чтения еретической литературы или просмотра видео. Если на территории прихода действует секта, то прихожанин обязан сообщить об этом в поместный приход, но самостоятельно избегать посещения еретических собраний и уничтожать все материалы, которые она распространяет.
Адвентисты
Адвентизм сформировался в качестве ответвления баптизма в 30-х годах XIX века в США. Адвентисты верят в скорое второе пришествие Иисуса, в страшный суд и установление тысячелетнего царства для праведников, то есть адвентистов. Ими отрицается бессмертие души и монашество, у них нет почитания икон, христианских святых, они не поклоняются мощам и реликвиям. Из обрядов совершают только причащение и крещение.
В адвентизме выделяют несколько направлений. Наиболее распространены Адвентисты седьмого дня, учение которых основывается на Библии и откровениях американской предсказательницы Елены Уайт. Суббота празднуется ими как день отдыха. Они верят в скорое пришествие Христа и в начало вечного райского блаженства после второго его пришествия. Тогда адвентисты воскреснут для райской жизни, а все грешники просто погибнут.
Адвентизм характеризуется активной миссионерской деятельностью, уплатой десятины в кассу общины.
Богослужение включает чтение Библии, проповедей, молитв и религиозных песнопений.
Совершают ряд обрядов:
- крещение взрослых;
- рукоположение;
- брак, причащение,
- омовение ног, что символизирует равенство и смирение.
Большое внимание уделяется ими так называемой «санитарной реформе». Адвентистам запрещается употреблять свинину и рыбу без чешуи, чай, кофе, алкоголь, табак и некоторые медикаменты.
Руководство всеми адвентистами седьмого дня осуществляет Генеральная конференция со штаб-квартирой в Вашингтоне, созываемая раз в 4 года.
В России адвентизм сформировался в конце XIX века в южных губерниях. Генеральную конференцию АСД легализовали в 1905 году.
Пятидесятники
Определение 2
Пятидесятники – это протестантское движение, возникшее в США в конце XIX века, и распространившееся оттуда по всему миру. Основой данного направления служит новозаветное предание, касающееся сошествия на апостолов Святого Духа на пятидесятый день воскресения Иисуса Христа, а также получения апостолами дара пророчества.
Основатель секты – священник Чарльз Фокс.
Пятидесятники считают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчествам, дар исцелять больных, говорить на разных языках и пр. Чтобы спастись, каждый верующий должен добиться вселения в собственное тело святого духа.
В пятидесятничестве выделяют несколько направлений, которые можно разделить на пять групп:
- Пятидесятники двух благословений, которые признают принятие веры, то есть крещение Святым Духом;
- Пятидесятники трех благословений, которые признают образование, освящение и рождение свыше, а также крещение Святым Духом;
- Радикальные пятидесятники, которые кроме обращения признают освящение и крещение Святым Духом, а также Божественное исцеление, пророчество и вознесение;
- Апостольские пятидесятники, которыми руководят живые «апостолы» и «пророки», придерживающиеся учения, касающегося существования единого Бога в трех его ипостасях;
- Пятидесятники-унитарии, высказывающие мнение о существовании единого лица Бога, а не трех.