ПЯТЬ МОНАСТЫРЕЙ И ХРАМОВ, ГДЕ ПОКОЯТСЯ МОЩИ МОСКОВСКИХ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЕЙ

Миро (в переводе с древнегреческого «ароматное масло») используется в христианстве для свершения таинств миропомазания, а в православии также для освящения новой церкви. Согласно церковной традиции, обряд изготовления мира, или мироварение, установили еще Христовы апостолы. У православных его проводит сам патриарх лишь раз в несколько лет; обряд сопровождается особым богослужением. Полученное миро переливается в освященные сосуды, их запечатывают и передают в епархии для миропомазания.

Как мироточат иконы?

Как свидетельствует история, бывает, что сами по себе мироточат иконы: на их поверхности появляются капли маслянистой жидкости, от которых исходит характерное для мира сильное благоухание. Согласно Священному Преданию — христианской традиции, передающейся устно, каждый год миро источают мощи Иоанна Богослова, апостола Филиппа и великомученика Феодота.

Множество сообщений о мироточащих иконах появилось в конце 20 века. Так, в 1991 году распространилась информация о мироточении икон Пресвятой Богородицы «Державная» в московском Николо-Перервинском монастыре, затем Казанской иконой Божьей Матери в Успенском соборе Смоленска, а потом мироточивые иконы наблюдались во множестве мест, причем не только в храмах, но и в частных домах.

Масштабы этого явления приняли такой характер, что Московский патриархат создал специальную комиссию для освидетельствования мироточивых икон

Каждое место, где икона мироточит, всегда привлекает множество паломников, что создает благоприятные условия для получения прибыли, поэтому было зафиксировано немало случаев фальсификации мироточения вплоть до прямого мошенничества. Поэтому для установления его подлинности епархия учреждает специальную комиссию, которая на месте проводит обследование иконы и опрашивает свидетелей. Если признаков фальсификации не обнаруживается, то мироточащую икону помещают в запертый киот и опечатывают его. Если же и в нем икона мироточит, что значит, явление это подлинное, то следует официальное заключение о мироточении.

Святые источники в Подмосковье

Недалеко от города Сергиев Посада находится обитель святого Саввы с исцеляющим святым источником. Источник имеет несколько купален для женщин и мужчин;

  • святой источник «Колоцкий», находящийся на территории Успенского женского монастыря известен многим паломникам. Окунаться в его водах нельзя, можно облиться рядом с родником, вода из него приятна и мягка на вкус, во всем чувствуется благодать Божия;
  • родник «Гремячий ключ» рядом с городом Сергиев Посад. Предание гласит, что ключ забил во время молитвы преподобного Сергия Радонежского за объединения Российских земель на этом месте. Вода из ключа содержит богатый комплекс минералов, что подтвердило несколько лабораторных исследований. На источнике можно окунуться в купель, можно облиться под ключами, набрать святой воды с собой в дорогу.

Вода из источника Николая Чудотворца помогает исцелить душевные раны и прибавить сил на укрепление веры в Господа.

Почему мироточат иконы?

С церковной точки зрения, если замироточила икона, то это служит для людей особым знамением свыше, но мы не всегда способны разгадать его смысл. Невозможно сделать однозначный вывод, у каких именно икон наблюдается мироточение. Это могут быть и иконы древнего письма, и современные списки, и даже небольшие бумажные иконки.

Причем сам факт мироточения не свидетельствует о том, что икона чудотворная, хотя истекающее из нее миро обладает уникальными целебными свойствами и помогает при излечении многих заболеваний.

Научное объяснение

Невзирая на все усилия ученых, научное объяснение мироточения икон так и не дано. Были исследованы все внешние условия, которые могли бы этому способствовать (масло от находящихся рядом икон, попавшее случайно; масляные следы, которые могли оставить прихожане, целовавшие икону после помазания лба елеем, и пр.). Более того, известны даже случаи, когда миро текло не вниз, а вверх, вопреки всем законам физики.

Мироточение как чудо никак не вписывается в научные представления о мире, но научное объяснение, как мироточат иконы, до сих пор отсутствует и, похоже, будет дано очень нескоро.

На майские к святыням: Топ-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья

Святыни Третьего Рима и его окрестностей важно посетить каждому православному человеку, поскольку именно здесь находится сердце нашей Церкви

Майские «длинные выходные» – всегда повод для серьезного выбора и размышления. Дача или диван? Диван или дача? Конечно, есть и те, для кого не представляет серьезной проблемы «рвануть на уик-энд» на какое-нибудь лазурное (или не очень лазурное) побережье, однако для абсолютного большинства моих соотечественников этого нет и в мечтах. И тем не менее, смена обстановки очень важна для каждого из нас, ведь полноценный отдых без этого просто невозможен.

Разумеется, есть и принципиальные домоседы, и те, для кого дела дачные столь долгожданны, что на них нельзя ничего променять. Здесь же я хочу обратиться к людям, желающим не только совершить небольшую туристическую поездку, но совместить ее с пользой для души. Нет, речь пойдет не о паломничестве в его традиционном виде: этаком древнерусском богомолье, когда человек очень долго молитвенно готовился к путешествию к святыне, а потом зачастую путешествовал к ней пешком с котомкой за плечами. И здесь нет ни капли иронии: в таком путешествии, безусловно, куда больше духовной пользы, чем в поездке на машине, поезде или самолете.

Однако для человека современного, отягощенного заботами века сего, подобное паломничество невозможно. А потому мы обычно предпочитаем ему «религиозный туризм», зачастую даже без подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы, поклонившись той или иной святыне, также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Большинство из нас, приезжая в далекий монастырь, успевают лишь быстро приложиться к ее почитаемой святыне (мощам и/или иконам), сделать несколько снимков на мобильный фотоаппарат, выложить их в блоги и соцсети, после чего уехать домой.

Упаси Бог, в моих словах нет ни доли осуждения, хотя бы потому, что от этих людей «первый есмь аз». И понимая неполноценность подобного богомолья, уверен, что и оно оставляет в душе очень важный след. А для кого-то, уверен, оно вполне может стать первым шагом на пути к воцерковлению. Ведь любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, но хотя бы со временем.

В ближайших двух материалах я предложу читателям «Царьграда» 10 паломнических маршрутов, наиболее удобных для жителей Москвы и Подмосковья, а также нашей Северной, Имперской столицы – Санкт-Петербурга и области, до сих пор именующейся «Ленинградской». Более сложных и многодневных путешествий здесь не будет, ведь даже «длинные» выходные – не многодневный отпуск.

Итак, первая часть – «TOP-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья»:

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке одним из самых почитаемых русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Вот уже семь столетий Лавра является одним из ключевых символов Русского Православия. Местом, куда со всех концов Православного мира устремляются тысячи паломников, чтобы поклониться многочисленным лаврским святыням, и в первую очередь, честным мощам преподобного Сергия — аскета и молитвенника, учителя сонма русских святых и наставника князей, неслучайно именуемого «Игуменом Земли Русской».

Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фото: www.globallookpress.com

Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет. Основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси.

Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.

Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.

Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:

  • Электричкой с Ярославского вокзала Москвы (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде. Время в пути — полтора часа.
  • Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до города Сергиев Посад, в самом центре которого находится Лавра. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок немногим более часа.
  • Личным автотранспортом: Ярославское шоссе (трасса М8), на 46 километре поворот на Сергиев Посад. Центральная улица – Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.

2. Высоко-Петровский мужской монастырь

Один из самых известных и благолепных русских монастырей, чья история насчитывает уже более семи столетий. А самое главное – место, откуда есть пошла новая историческая реальность Святой Руси: роль Москвы как наследницы Царьграда. Первопрестольного града, который примет на себя великую миссию «Третьего Рима», удерживающего мир от воцарения антихриста.

Напомним, согласно многим церковным пророчествам, антихрист воцарится только тогда, когда не останется Удерживающего мир от беззаконий, по-гречески – «Катехона». Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что в его времена «Удерживающим» была Римская Империя, которая еще в дохристианские времена препятствовала мировому злу и анархии силой государственного закона. Наследницей Второго Рима – Царьграда и всей Восточной Римской империи – Византии стала Россия. Так, еще в начале XVI века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей писал:

Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти…»

Промыслительным образом один из истоков Москвы как Третьего Рима берет начало в Западной Руси – на Волыни. Именно здесь в середине XIII века в благочестивой православной семье родился младенец, которому полвека спустя было суждено стать первым Московским Первосвятителем – митрополитом Петром. Духовным отцом зарождающегося Третьего Рима. В 1308 году игумен Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси. В те годы в Русских землях шла борьба за великокняжеский престол, и святитель выступал в ней примирителем, но в итоге встал на сторону князя Юрия Московского. В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву, где основал Высоко-Петровский монастырь и куда в итоге переехал окончательно.

На территории Высоко-Петровского монастыря. Фото: www.globallookpress.com

Словом, именно здесь, в Высоко-Петровском монастыре, Москва родилась духовно, и именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси, ее избавление от междоусобиц и освобождение от ордынского ига. И роль святителя Петра в этом великом деле была основополагающей, что не потеряло актуальности и в наши дни. Сегодня честные мощи святителя Петра почивают в самом сердце Третьего Рима – в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Но каждый православный христианин может поклониться ему как в Кремле, так и в основанном этим великим русским святым Высоко-Петровском монастыре. Поклониться и испросить его молитв о единстве Земли Русской и всего Православного мира.

Добраться до Высоко-Петровского монастыря очень просто, он находится в центре Москвы, по адресу: улица Петровка, дом 28/2. Ближайшие станции метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская».

3. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.

Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате «Просветитель» преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.

Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Древний список этой иконы ныне пребывает в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и для монастыря, уже проявив себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.

Добраться до монастыря из Москвы несколько сложнее, чем до других святынь Москвы и Подмосковья, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.

  • На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на село Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрестке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».
  • Общественным транспортом: от Рижского вокзала Москвы электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до города Волоколамска, далее автобусом до села Теряево. Далее около километра пешком.

4. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского. С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.

Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе.

В Саввино-Сторожевском монастыре. Фото: www.globallookpress.com

Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.

Проезд:

1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

2) Автобусом: от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

5. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Одна из самых необычных русских монашеских обителей. Место, наиболее ярко отражающее Вселенский характер Русского Православия. Собственно, когда в 1656 году Предстоятель Русской Церкви Московский Патриарх Никон основал этот монастырь, он поставил именно такую задачу — создать в Подмосковье точное воспроизведение Иерусалимского храма Воскресения Господня (Храма Гроба Господня).

Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

С одной стороны, Патриарх хотел, чтобы русские богомольцы могли, не удаляясь из родных мест, созерцать места Страстей Господних, Распятия и Воскресения Христова. А с другой – показать, что Русская Церковь – это Церковь Вселенская, и в нашем Новом Иерусалиме впоследствии будут места для Предстоятелей всех Поместных Церквей, а соответственно Московский Патриархат станет первым среди равных. В те далекие годы, когда практически все православные народы находились под мусульманским владычеством, ожидалось, что Русский Царь возглавит их освобождение. Последнему в те годы не было суждено осуществиться, но монастырь был возведен, действительно явив всему миру державную мощь Государства Российского и духовное величие Русской Церкви.

В советские годы Ново-Иерусалимский мужской монастырь серьезно пострадал, но в последние годы, благодаря совместному соработничеству государства и Церкви, эта подмосковная святыня была восстановлена в былом великолепии. И сегодня снова принимает множество паломников со всем концов Православного мира.

Адрес монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2.

Доехать можно на автомобиле по Волоколамскому или Новорижскому шоссе (около 45 км от МКАД), через город Истру. На общественном транспорте — электропоездами Рижского направления до станции «Истра» или «Ново-Иерусалимская», далее автобусом до остановки «Монастырь» или пешком около 20 мин. Автобусом из Москвы № 372 от метро «Тушинская» до остановки «Почта», далее пересадка на автобус до остановки «Монастырь».

И в заключение традиционно хочется пожелать всем, кто решится на это маленькое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Надеюсь, эта поездка станет для вас запоминающейся, а главное – душеполезной.

Что значит мироточение икон?

Как уже говорилось, нам, грешным, невозможно понять значение мироточения. Иногда можно встретить мнение, что это предвестие грядущих катастроф, однако летопись мироточения опровергает это мнение.

Наша человеческая логика здесь бессильна, ведь зафиксированы случаи, когда мироточит, например, не почитаемая намоленная икона Матери Божией, а ее типографский оттиск. Мы не знаем, чем объяснить, если дома мироточит икона. Остается только полагаться на Провидение и Милость Божью, которая являет эти непонятные для нас знамения.

Мощи Матроны Московской

Матрона Московская (Никонова) была канонизирована в последний год XX века в лике святых блаженных. Будучи от рождения слепой, потеряв способность ходить в возрасте 17 лет, она сохранила твёрдую веру в пору революций, войн, гонений на христианство при Советской власти. При жизни блаженная старица являла чудеса исцеления и пророчества, к ней шли за советом, поддержкой и помощью. Тот же людской поток сохраняется и после смерти Матронушки, ставшей одной из самых любимых м почитаемых в России святых. Мощи Матроны извлечены из её могилы и помещены в раку, которая сейчас находится в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря по адресу ул. Таганская, 58.

Где в Москве находятся мироточащие иконы?

В Москве иконы, у которых было зафиксировано мироточение, находятся в следующих храмах:

  • икона святителя Николая в храме его имени в Пыжах (мироточение 21 мая 1994 года);
  • икона царя-мученика Николая II (там же);
  • икона Казанской Божией Матери в храме Троицы Живоначальной на Берсеневской набережной (мироточение в 1996 году);
  • Иверская икона Божией Матери и еще семь икон в храме Архангела Михаила на Девичьем поле (лето 1994 года);
  • икона Всех Святых, там же (лето 1996 года);
  • икона Божией Матери «Семистрельная» (там же).

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Храм «Всех скорбящих радость»


Храм «Всех скорбящих радость»

Храм «Всех скорбящих радость»

Далее мы отправились к метро «Третьяковская». Здесь на Большой Ордынке возвышается красивый храм «Всех скорбящих радость». К его строительству имеют отношение два выдающихся архитектора: Василий Баженов и Осип Бове. Московский купец А.И. Долгов, усадьба которого стоит напротив, выделил средства на строительство каменного храма и заказал работу своему родственнику В. Баженову. К сожалению, после пожара 1812 г. здание сильно пострадало, поэтому О.И. Бове практически отстроил его заново. Кстати, в своей усадьбе Архангельское в Рузском районе Бове построил аналогичный храм, о котором я уже писала раньше (об это усадьбе здесь , только не путайте ее со знаменитой усадьбой Архангельское в Красногорском районе). Внутри церкви на Большой Ордынке хранится чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Кроме того в храме висят изображения святых, выполненные знаменитым художником В.Л. Боровиковским.


Особняк Долгова напротив церкви

Особняк Долгова напротив церкви

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]