КАК НАЧАТЬ ЧИТАТЬ НА КЛИРОСЕ И КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ


Самый старый молитвослов

Формально самым первым составленным молитвословом можно считать ветхозаветную Псалтирь. Каждый псалом — это и есть молитва. Некоторые псалмы (например 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…») до сих пор входят в нынешние молитвословы.

Псалтирь — по сути, самый ранний молитвослов — составленный еще до Рождества Христова.

Но если говорить конкретно о молитвенных книжках, предназначенных специально для мирян, чтобы те молились дома — то их распространение связано с развитием книгопечатания. А до этого рукописные молитвословы имелись либо только в монастырях (для келейного чтения у монахов), либо у самых зажиточных жителей. И, разумеется, царей.

Пока книги были рукописными, молитвословы оставались большой редкостью. Держать у себя их имели возможность только монастыри, храмы, богатые миряне и, конечно же, царь.

Раньше читали часословы, а не молитвословы?

Вот это — самый интересный момент. Как таковые утренние и вечерние правила, которые мы читаем сейчас, вошли в Церковный обиход сравнительно недавно. А до этого миряне читали часословы и под молитвословами понимались именно они.

Часослов — это молитвенный сборник, в котором собраны большинство (а по сути, почти все) богослужений суточного круга: Утреня, повечерие, полунощница и, собственно, Часы.

Эти богослужения, — в отличие от Литургии, — являются преимущественно чтением. Они состоят из псалмов и молитв, составленных еще в первые века христианства.

На Руси же (и, скажем, в Греции до сих пор) миряне утром читали полунощницу, а вечером — повечерие. Днем же — если была возможность и желание — часы. (Ограничение было одно — при чтении опускать те редкие строки, которые предназначались исключительно для священника).

У чтения часослова мирянами есть свои плюсы. Читая их, человек еще лучше ощущает свою причастность к Церкви. Он словно и не отрывается от Церковной жизни, а продолжает ее — непосредственно у себя дома.

Часослов XVIII века. Уже не рукописный, а печатный. Хотя слева от руки вписан текст поминальной молитвы.

Толкование на Шестопсалмие

Эти избранные псалмы, в которых Сын воплощенный разговаривает с Отцом, заслуживают вдумчивого толкования. За ним мы обращаемся к святым отцам и учителям нашей Церкви.

Псалом 3

Святитель Григорий говорит следующее:

«Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит.

Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“.

Псалом написан во время притеснений Давида Авессаломом. Если проводить параллель с нашей душой, то все мы, находясь в бедственном положении, можем уповать на милость Божию.

«Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня». (Пс.3:6).

Псалом 37

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место.

Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.), – считает профессор А.П.Лопухин

Это самый эмоциональный псалом. Давид изнемогает от своих недугов. К тому времени его поразила страшная болезнь, которая вызывала нестерпимые муки. Псалмопевец понимает, что терпит заслуженное наказание от Бога. Он кричит от боли и взывает к Богу об избавлении от нее, потому что его тело покрыто гнойниками настолько глубоко, что поражены даже кости.

Пророк Давид. 1727–1728. Москва. 96 × 40 см. Дерево, темпера. Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Исследователи придерживаются такого мнения, что это была какая-то неизвестная болезнь. Потому что, если бы царь был поражен проказой, то общественность об этом узнала и устроила бы мятеж. Скорее своего эта болезнь была связана с «чреслами», т.е. лишала способности Давида к чадородию.

«Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». (Пс. 37:8).

Псалом 62

Просыпаясь рано утром душа Давида скорбит о том, что не может посещать богослужения в скинии, не может восхвалять Бога в Иерусалиме. Он жаждет вернуться из изгнания и воспеть Богу благодарственные мольбы.

Псалмопевец готов отдать все ради того, чтобы жить под милостью Господней.

«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя» (Пс.62:4).

Под милостию разумеются благодать Божия и Его благодеяния.

Псалом 87

Этот псалом отличается от других самой большой скорбью. Автором является Еман – современник Давида, его ближайший соратник, сопровождающий его везде.

Еман описывает невыносимые страдания Давида и телесные и духовные. Преследуемый собственным сыном Авессаломом… Мученик, тело которого разбито страшной болезнью, а душа угрызаема совестью за совершение тяжких грехов. Эти страдания усугублялись горестью утраты: их общий с Вирсавиею ребенок, рождённый в прелюбодеянии, умер.

Тяжелые строки псалма показывают, что Давид на грани отчаяния. Он изнемогает и сравнивает себя с человеком, находящимся при смерти.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы» (Пс.87:5).

Грехи псалмопевца настолько мерзки, что от него отвернулись все родственники и знакомые. Все презирают и ненавидят его.

«Око мое истомилось от горести»- глаза псалмопевца болят от слез и рыданий и устали высматривать спасение от Бога.

Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?Пс.87:15.

«Почему Ты, Господи, не слышишь меня и не исполняешь моих просьб»,

Умоляя Господа, Давид вспоминает, что страдает «от юности» от Саула, а теперь от Авессалома. На этой грустной ноте заканчивается псалом.

Когда появились утренние и вечерние правила?

На вопрос когда и почему появились привычные нам Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим точного ответа нет. Если тезисно, то можно сказать, что:

  • Утренние и Вечерние правила являются отдаленным «эхом» от Полунощницы и Повечерия — и там, и там встречаеются одни и те же молитвы.
  • Первые попытки добавлять в часослов молитвы для мирян начались на Руси еще в рукописях — примерно в XVI веке.
  • Со временем, — при распространении книгопечатания, — такие попытки становились более или менее привычным делом.
  • В конце XIX и самом начале XX веков они уже стали практически устоявшимися. И, наверное, тогда же был окончательно сформирован нынешний состав молитв.
  • А совсем окончательно Утренние и Вечерние правила, как единственная практика для мирян, стали в советское время — благодаря однотипным молитвословам Московской Патриархии — они были единственными молитвенниками в СССР.

Духовный смысл шести псалмов

Псалмопевец Давид писал свои духовные стихи на протяжении практически всей своей жизни. В них содержатся молитвенные обращения ко Всевышнему во время скорбей, бед, напастей, преследований, страданий. А некоторые из них выражают чувство покаяния и благодарности.

Важность этих псалмов подчеркнута структурой богослужения. Они являются центральным местом во всенощном бдении и читаются на протяжении всего года, за исключением пасхальной седмицы.

Псалмы выражают мысль о всеобщем ожидании Мессии. Они читаются со смирением и надеждой на то, что Спаситель придет спасти человечество от диавола и духовной смерти.

Почему появились Утренние и Вечерние правила?

Сейчас ответа на этот вопрос никто не знает. Возможно было так: в какой-то момент Церковные иерархи сочли, что богослужебные тексты Часослова не соответствуют порывам души, которые стоят перед человеком в миру — среды суетливой работы и бытовых семейных забот.

Может быть им показалось, что полунощница и повечерие слишком коротки, если читать за день только их — без, скажем, часов.

Ну и в какой-то момент — из всего разнообразия молитвенных «мирских» правил, что были, утвердился один — тот, который мы видим в молитвословах сейчас.

Нынешний состав Утренних и Вечерних молитв является уже неизменным и во всех молитвословах — одинаковый.

Псалом 142

Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения (Пс.102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его «земли правды», — размышляет А.П. Лопухин.

В жизни Давида бывают такие тяжелые минуты, когда он понимает, что враги могут довести до смерти. При этом псалмопевец молит Господа, чтобы Он не позволит этому случиться.

В такие минуты Давид вспоминает о многочисленных благодеяниях Божиих по отношению к еврейскому народу. Бог любит кающихся грешников и не позволит им погибнуть.

Псалмопевец просит указать ему истинный путь и научить исполнять святую волю Божию.

Можно ли мирянам читать часослов?

Можно ли читать вместо вечерних молитв полунощницу и можно ли читать мирянам Часы?

Никакого запрета на этот счет нет. Однако:

  • Этот вопрос лучше сначала уточнить с духовником. Традиции — тоже очень важная вещь. Сейчас принято так, и идти вразрез этой традиции лучше не по своеволию, а по благословению.
  • Если читать Часы или Повечерение, то нужно обязательно опускать слова, которые предназначаются для священника (они помечены в часослове, как «Возглас:», «Священник:» или «Иерей:»).

Что касается времени, в которое нужно читать часы, то в Церковной традиции сложилась следующая практика:

  • 1-й час относится к 7 утрам.
  • 3-й час — к 9 утрам.
  • 6-й час — к полудню.
  • 9-й час — к 15:00.

Это время — ориентир. И в храмах, и монастырях в силу сегодняшних реалий это время не соблюдается, и часы часто совмещаются с вечерними и утренними богослужениями.

Псалом 102

Главной темой 102 псалма является — промысл Божий в жизни человеческой. Это благодарственная песнь царя за все Его великие благодеяния.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив»

(Пс.102:8)

«Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его»

(Пс.102:11).

Милость Божия несоизмерима. Несмотря на страшное греховное падение, Бог прощает псалмопевца и подает Свои материальные и духовные блага. Он избавляет кающегося грешника от грехов, душевных терзаний, смерти духовной и физической.

Покаяние грешника

Гнев Господень сменяется на милость. Как отец не может долго гневаться на своих детей, так «милует Господь боящихся Его».

Какие молитвы входят в молитвослов?

Никаких канонических предписаний в отношении состава молитвослова в Церкви нет. Но, как минимум, в нем присутствуют четыре части:

  1. Молитвы утренние.
  2. Молитвы на сон грядущим.
  3. Последование ко Святому Причащению.
  4. Молитвы по Святом Причащении.

Иногда добавляется Псалтирь. Еще чаще — молитвы на тот или иной случай жизни.

Ассортимент молитвословов сейчас широкий — каждый может выбрать тот вариант, что подходит именно ему.

Также нет никакой разницы — написан молитвослов русским шрифтом или церковно-славянским. Нужно читать тот, которые лично вам удобнее.

В некоторых дореволюционных изданиях в тексты часословов сразу пропечатывали имена тогда живущих императоров. В этом, например, издании XVIII века — императрица Екатерина Великая и члены ее семьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]