Статья со списком Википедии
Это динамический список и, возможно, никогда не сможет удовлетворить определенные стандарты полноты. Вы можете помочь добавление недостающих предметов с надежные источники.
Это список известных мученики из христианство. В него входят только известные люди со статьями в Википедии. Не все христианские конфессии принимают каждого человека из этого списка как мученика или христианина; см. связанные статьи для более полного обсуждения. Во многих христианских конфессиях мученичество считается прямым путем к святости, и многие имена в этом списке считаются святыми в одной или нескольких деноминациях.
Содержание
- 1 Апостольский век — 1 век 1.1 По Евангелиям и Деяниям апостолов
- 1.2 Согласно ранним источникам
- 1.3 По традиции
- 2.1 Согласно раннехристианской традиции 2.1.1 С некоторыми историческими свидетельствами в течение ста лет после события
Можно ли добровольно искать себе мученичества?
Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что такое царский путь в жизни христианина. Царский путь – это путь рассудительной умеренности в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей, умение найти в любом делании середину между излишеством и недостатком, между ревностью не по разуму и теплохладностью и т. д. Другими словами царский или средний путь состоит в знании своей меры. Поэтому настоящий мученик не «нарывается» на страдание, но и не кривит душой и не спасается бегством. Св. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так выйдя не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее – малодушие» (Слово 43).
Апостольский век — 1 век
«Мученичество св. Павел», Тинторетто
Согласно Евангелиям и Деяниям апостолов
- Святые Невинные Вифлеема [Матфея 2: 16-18]
- Иоанн Креститель [Матфея 14: 1-12]
- Стивен (Первомученик) [Деяния 7: 54-60]
- Иаков, сын Зеведея [Деяния 12: 1-2]
Согласно ранним источникам
- Джеймс, брат Иисуса[1] — засвидетельствовано Иосиф Флавий ок. 94 г.
- Симон Петр, впервые засвидетельствовано Тертуллиан около 200 г.[2]
- Апостол Павел, впервые засвидетельствовано Игнатий Антиохийский вероятно, около 110 г.[3]
По традиции
- Апостол Андрей[4]
- Матфей апостол[5] — не подтверждено современными источниками
- Филипп апостол — конфликтующие аккаунты[6]
- Апостол Фома[7]
- Иуда Фаддей[8]
- Варфоломей — конфликтующие аккаунты[9]
- Варнава[10]
- Симон Зелотес — противоречивые поздние традиции.[11][12]
- Марк евангелист[13]
- Тимоти[14] — не подтверждено современными источниками
- Филимону[15] — не подтверждено современными источниками
Ранняя Церковь
Смотрите также: Гонения на христиан в Новом Завете
Святой Стефан был первым мучеником в христианской традиции.[18] Джудит Перкинс писала, что многие древние христиане считали, что «быть христианином — значит страдать».[19]Иисус Христос умер, чтобы спасти души всех, кто верил в него, явив величайшую жертву. Однако он был распят, но формально не замучен.
Учения Христа апостолы принес Ранняя Церковь в конфликте с Синедрион. В Книга Деяний, Люк описывает, как ранняя Церковь «начала выходить за рамки раннего иудаизма».[20]Стивен был обвинен в богохульство и осудили синедрион как «упрямых» людей, которые, как и их предки, преследуют пророков.[21]Д. А. Карсон и Дуглас Дж. Му напишите, что Стефана забили камнями до смерти после того, как его «ложно обвинили в том, что он выступил против храма и закона».[20][22]
Во многих христианских традициях Святой Антипа широко известен как мученик Антипа, о котором писали в Откровение 2:13. Иоанн апостол Традиционно считается, что он посвятил Антипу в епископа Пергама, в то время как Домициан был Римский император. Согласно преданию, Антипа принял мученическую смерть ок. 92 г. н.э., будучи медленно сожженным заживо в наглый бык, для изгнания демонов, которым поклонялись местные жители.
Книга Откровения называет Иисуса, как и Антипу, «верным свидетелем» (о Мартис о Пистос
).[23][24][18]
Жизни мучеников стали источником вдохновения для некоторых христиан, и их реликвии были удостоены чести. Многочисленные склепы и часовни в римских катакомбах свидетельствуют о раннем почитании этих поборников свободы совести. Особые поминальные службы, на которых над их могилами приносились святые Жертвоприношения, породили освященный веками обычай освящать жертвенники, помещая в них мощи мучеников.[5]
Возраст мученичества — 2-4 вв.
Папа Святой Фабиан и Святой Себастьян, Джованни ди Паоло Мученичество Санкт-Альбаниз рукописи XIII века, хранящейся сейчас в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Обратите внимание на выпадающие из головы глаза палача.
Согласно раннехристианской традиции
С некоторыми историческими свидетельствами в течение ста лет после события
- Поликарп Смирны[16]
- Джастин Мученик[17]
- Сциллитанские мученики[18]
- Перпетуа и Фелисити[19]
- Птолемей и Луций[20]
- Pothinus, епископ Лиона, с Бландина и несколько других, «Мученики Лиона и Вены»[21][22]
- Папа Фабиан[23]
- Святой Себастьян[24]
- Шмона и Гурья[25]
- Saint Agnes[26]
- Феликс и Адауктус[27]
- Марцеллин и Петр[28]
- Сорок мучеников Севастийских[29]
- Евфимия[30]
- Киприан[31]
С некоторыми историческими свидетельствами более чем через сто лет после события
- Saint Alban[32]
- Игнатий Антиохийский[33]
- Геласин[34]
- Saint Pancras[35]
- Святой Валентин[36]
- Saint Petronilla[37]
В значительной степени или полностью легендарный
- Saint Afra[38]
- Святой Георгий[39]
- Януарий[40]
- Винсент Сарагосский[41]
- Святой Бехнам[42]
- Сент-Люси[43]
- Лаврентия Римского[44]
- Святая Цецилия[45]
- Екатерина Александрийская[46]
- Витус[47]
- Пелагия Тарсская[48]
- София мученица и ее три дочери Вера, надежда и милосердие[49]
Римская империя
Основная статья: Гонения на христиан в Римской империи
Мученики Максим и Феодот из Адрианополис, c. 985
В первые три века, то Христианская церковь пережили периоды преследований со стороны Роман власти. Местные власти периодически и нерегулярно преследовали христиан. Кроме того, было несколько периодов преследований по всей империи, которые направлялись из резиденции правительства в Риме.
Христиане подвергались преследованиям за то, что отказывались поклоняться Римские боги или отдать дань уважения император как божество. в Римская империя, отказываясь жертва императору или боги империи равносильно отказу от присяги присяга на верность в свою страну.
Культ святых сыграл важную роль в процессе Христианизация, но в первые века существования Церкви чествования святых проходили скрытно.[16]:4 Майкл Гэддис пишет, что «христианский опыт насилия во время языческих гонений сформировал идеологии и практики, которые привели к дальнейшим религиозным конфликтам в течение четвертого и пятого веков».[25] Мученичество было формирующим опытом и повлияло на то, как христиане оправдали или осудили применение насилия в последующих поколениях.[25] Таким образом, коллективная память о религиозных страданиях, обнаруженная в ранних христианских работах, посвященных историческому опыту преследований, религиозных страданий и мученичества, сформировала христианскую культуру и идентичность.[26]
Средние века — с 5 по 15 века.
Эта секция не цитировать любой источники . Пожалуйста помоги улучшить этот раздел к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удаленный. |
- Tewdrig, 6 в.
- Сигизмунд Бургундский, 524
- Эдвин Нортумбрии, 633 в Битва при Хэтфилде Чейз
- Освальд Нортумбрии, 642 в Битва при Мазерфилде
- Projectus из Клермона, 676
- Варин из Пуатье, 677
- Дагоберт II франков, 676
- Килиан, Colman, и Totnan, 689
- Фруктус, валентинка и энграция Сеговии, ок. 715
- Теофрид Оранский, 728 / -32 по Сарацины
- Поркарий Леринский, ок. 732 пользователя Сарацины
- Бонифаций, 754
- Этельберт II Восточной Англии, 794
- Мученики Ионы, 806 по Викинги
- Гохард Нантский, 843 по Норманны
- Родерик, Евлогий, Perfectus, Лаура, Флора и Мария, Аврелий и Наталья, Нунило и Алодия, и другие Мученики Кордовы, 850-59
- Бертарий из Монте-Кассино, 883 автора Сарацины
- Эдмунд Восточной Англии, 869
- Людмила Богемия, 921
- Виборада из Санкт-Галла, 921 по Мадьяры
- Вацлав I, герцог Богемии, 935
- Король Эдуард Мученик, 979
- Адальберт Пражский, 997 по Старые пруссаки
- Бруно Кверфуртский, 1009
- Йован Владимир, 1014
- Олаф II из Норвегии, 1030 в Битва при Стиклестаде
- Жерар Чанадский, 1046
- Станислав Щепановский, 1079
- Канут IV Дании, 1086
- Уильям Норвич, 1144 (культ подавлен)
- Эрик IX из Швеции, 1161
- Томас Беккет, 1170 г. — Самый известный мученик средневековья.
- Берард из Карбио и товарищи, 1220
- Серапион Алжирский, 1240
- Buzád Hahót, 1241
- Петр Веронский, 1252 автор Катары — Канонизирован через 11 месяцев после смерти; самый быстрый в истории.
- Мученики Сандомирские, 1260
- Антонио Павони, 1374 по Вальденсы
- Царь Лазарь, 1389
- Николай Тавелич, 1391
- Иоанн Непомуцкий, 1393
- Ян Гус (1415) и Иероним Пражский (1416) — казнен за ересь католиком. Констанцский собор
- Жанна д’Арк, 1431 г. — казнен за ересь английским римско-католическим трибуналом; реабилитирован французским расследованием в 1456 г.
Происхождение
Мученичество Сан-Акацио
(Акакий, Агаф, Агафий). Из Триптиха. Museo del Prado
Религиозное мученичество считается одним из наиболее значительных вкладов Иудаизм Второго Храма западной цивилизации. Считается, что концепция добровольной смерти для Бога возникла в результате конфликта между Кингом. Антиох Епифан IV и еврейский народ. 1 Маккавейская и 2 Маккавея перечислить многочисленные мученичество пострадал от Евреи сопротивление Эллинизация от их Селевкид повелители, казненные за такие преступления, как соблюдение субботы, обрезание своих детей или отказ есть свинину или мясо, принесенное в жертву иностранным богам. За некоторыми исключениями, это предположение сохранилось с раннехристианского периода до наших дней, принятое как евреями, так и христианами.
По словам Даниэля Боярина, есть «два основных тезиса относительно истоков христианского мартирологии, которые [можно назвать] тезисом Френда и тезисом Бауэрсока». Боярин характеризует W.H.C. Взгляд Френда на мученичество как на возникновение «иудаизма» и христианское мученичество как продолжение этой практики. Френд утверждает, что христианская концепция мученичества может быть понята только как происходящая из еврейских корней. Френд характеризует иудаизм как «религию мученичества» и что именно эта «еврейская психология мученичества» вдохновила христианское мученичество. Френд пишет: «В первые два века нашей эры существовала живая языческая традиция самопожертвования ради дела, готовность, если необходимо бросить вызов несправедливому правителю, которая существовала наряду с развивающейся христианской концепцией мученичества, унаследованной от иудаизма».[6]
В отличие от гипотезы Френда, Боярин описывает Г.В. Взгляд Бауэрсока на христианскую мартирологию как на совершенно не связанный с еврейской практикой, вместо этого являясь «практикой, которая выросла в полностью римской культурной среде, а затем была заимствована евреями». Бауэрсок утверждает, что христианская традиция мученичества пришла из городской культуры Римской империи, особенно в Малой Азии:
Мученичество … прочно укоренилось в общественной жизни греко-римского мира Римской империи. Она проходила в огромных городских пространствах агоры и амфитеатра, основных площадках для публичных выступлений и публичных представлений. Это зависело от городских ритуалов имперского культа и протоколов допросов местных и провинциальных магистратов. Тюрьмы и бордели городов дали новые возможности для проявления мученической веры.[7]
Боярин указывает, что, несмотря на их очевидное противостояние друг другу, оба этих аргумента основаны на предположении, что иудаизм и христианство уже были двумя отдельными и разными религиями. Он оспаривает это предположение и утверждает, что «мученичество было по крайней мере частично, неотъемлемой частью процесса превращения иудаизма и христианства в отдельные сущности».[8]
Реформация Эра — 16 век
Эта секция не цитировать любой источники . Пожалуйста помоги улучшить этот раздел к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удаленный. |
Дирк Виллемс травление из Зеркало мучеников
. «Смерть Кранмер», с 1887 г.
Книга мучеников Фокса
- Ян ван Эссен и Хендрик Вос, 1523 г., сожжены на костре, ранние лютеранские мученики
- Ян де Баккер, 1525 г., сожжен на костре
- Феликс Манц, 1527
- Патрик Гамильтон, 1528 г., сожжен на костре, ранний лютеранский мученик
- Джордж Блаурок, 1529
- Ул. Томас Мор, 1535 г., казнен
- Ул. Джон Фишер, 1535
- Уильям Тиндейл, 1535
- Картезианские мученики, 1535–1537
- Святой Артур из Гластонбери, 1539 г.
- Маргарет Поул, 1541
- Хуан де Падилья, Испанский миссионер в Нью-Мексико, 1542
- Маннарские католические мученики (1544 г.)
- Энн Аскью, 1546
- Джордж Уишарт, 1546
- Луис де Рак, Испанский миссионер в Ла Флорида, 1549
- Леди Джейн Грей, 1554
- Хью Латимер, 1555
- Николас Ридли, 1555
- Роуленд Тейлор, 1555
- Джон Хупер, 1555
- Джон Роджерс, 1555
- Уильям Хантер, 1555
- Лоуренс Сондерс, 1555
- Томас Кранмер, 1556
- Дирк Виллемс, 1569
- Мученики Горкумские, 1572, в том числе Николас Пик и Иоанн Кельнский
- Ул. Эдмунд Кэмпион, 1581
- Маргарет Болл, 1584
- В Сорок мучеников Англии и Уэльса, разные даты
Задний план
Избиение младенцев (деталь)
от Лукас Кранах Старший (ок. 1515 г.), Национальный музей в Варшава.
Греческое слово мученик
означает «свидетель»который свидетельствует о факте, о котором он узнал из личных наблюдений. Именно в этом смысле термин впервые появляется в Книга Деяний, ссылаясь на апостолов как на «свидетелей» всего, что они наблюдали в общественной жизни Христос. В Деяния 1:22, Питерв своем обращении к Апостолам и ученикам об избрании преемника Иуда, употребляет этот термин со следующим значением: «А потому из этих людей, которые сопровождали нас все время, пока Господь Иисус входил и выходил среди нас, начиная с крещение из Джон до того дня, как он был взят от нас, один из них должен засвидетельствовать нам о Его воскресении «.[5]
В Апостолыс самого начала сталкивались с серьезными опасностями, пока в конце концов почти все не умерли за свои убеждения. Таким образом, при жизни апостолов термин мученики
стал использоваться в смысле свидетеля, которого в любой момент могли бы призвать опровергнуть то, о чем он свидетельствовал, под страхом смерти. С этого этапа переход был легким к обычному значению термина, который используется с тех пор в Христианская литература: мученик или свидетель Христа — это человек, который скорее терпит смерть, чем отрицает свою вера. Святой Иоаннв конце первого века употребляет это слово с таким значением.[5]Различие между мучениками и исповедниками прослеживается до второй половины II века: только мученики понесли суровое наказание, в то время как титул исповедников был присвоен христианам, которые мужественно продемонстрировали свою готовность умереть за свою веру. выдержали тюремное заключение или пытки, но не были казнены. Тем не менее термин мученик все еще иногда применялся в третьем веке к людям, еще живым, как, например, Киприан которые присвоили титул мучеников ряду епископов, священников и мирян, приговоренных к каторгам в шахтах.[5]
Современная эпоха — с 17 по 21 века
Феодосия Морозова, Старообрядец арестован царскими властями. На иллюстрации изображена жестокая смерть отца. Луис Джейме руками разгневанных туземцев на Миссия Сан-Диего-де-Алькала в Альта Калифорния, 4 ноября 1775 г.
- Мученики Японии, 1597-1639, (см. Также Какурэ Киришитан
) - Фрэнсис Тейлор, 1621
- Вьетнамские мученики, 1625 — 1886
- Магдалина из Нагасаки, 1634
- Лоренцо Руис, 1637
- Канадские мученики, Североамериканские мученики, 1642–1649
- Артур Белл, О.Ф.М., 1643
- Исаак Джогес, С.Дж., 1646
- Джон де Бритто(1647–1693), родился в Португалии и обезглавлен в Индии.
- Фрэнсис Фердинанд де Капильяс, О.П., 1648 г., миссионер в Китае
- Диего Луис де Сан Виторес, S.J. и Педро Калунгсод, 1672
- Феодосия Морозова, 1675, русский старообрядец
- Оливер Планкетт, 1681, Архиепископ Армы
- Фелипе Сонгсонг, S.J., 1685
- Девасахаям Пиллай, 1712-1752
- Константин Бранковяну, 1714
- Висенте Лием де ла Пас, О. П., 1773
- Луис Джейме, O.F.M., испанский миссионер в Альта Калифорния, 1775
- Косма Этолии, 1779
- Франсиско Гарсес, Испанский миссионер в Альта Калифорния, 1781
- Мученики Компьенские, 1794
- Андрес Кинтана, Испанский миссионер в Альта Калифорния, 1812
- Китайские мученики (различные христианские конфессии), 19-20 вв.
- Педро Мариелуз Гарсес, 1825
- Тароре, 1836
- Эндрю Данг-Лак (Вьетнамский католик), 1839 г.
- Джозеф Смит, основатель Движение Святых последних дней, 1844
- Хайрам Смит, 1844
- Корейские мученики, 1839, 1846, 1866
- Питер Шанель, С.М., 1841
- Эндрю Ким Тэгон, 1846
- Маркус Уитмен, Нарцисса Уитман, и товарищи, 1847
- Люси Йи Чжэнмэй, один из 19 века Китайские католические мученики, 1862
- Томас Бейкер, 1867 г., английский миссионер убит и съеден, Фиджи
- Мученики Уганды, 1885–1887
- Виктор Эмилио Москосо Карденас, S.J., 1897 г.
- Амандина из Шаккебрука, F.M.M., 1900
- Мария Горетти (умерла, защищаясь от изнасилования), 1902 г.
- Армянские мученики, 1915-1923[50]
- Великая княгиня Елизавета Федоровна, 1918
- Царь Николай II России и семья, 1918
- Монахиня Варвара (Яковлева), 1918
- Джеймс Койл, 1921
- Григорий Кидонский, 1922
- Святые Кристеро войны 1926–1927, в том числе: Мигель Про, S.J., 1927 г.
- Кристобаль Магалланес Хара, 1927
- Матео Корреа Магалланес, 1927
использованная литература
- Фридман, Дэвид Ноэль; Бек, Астрид Б; Майерс, Аллен C (2009). Библейский словарь Эрдмана
. Великие пороги; Кембридж: Издательская компания Уильяма Б. Эрдмана. ISBN 978-0-8028-2400-4 . - Кросс, Ф. Л., изд. (2005). мученик
.
Оксфордский словарь христианской церкви
. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. - Хассетт, М. (1911). «Ладонь в христианском символизме». Католическая энциклопедия
. - Киттель, Герхард; Фридрих, Герхард (2006). Бромили, Джеффри Уильям (ред.). Богословский словарь Нового Завета
. Гранд-Рапидс, штат Мичиган: Eerdmans. ISBN 978-0-8028-2243-7 . - ^ абcd
«Хассетт, Морис.» Мученик. «Католическая энциклопедия. Том 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 12 декабря 2014 г.». Newadvent.org. 1 октября 1910 г.. Получено 28 мая 2022. - Френд, У. Х. С. (2000). Эслер, Филип (ред.). Мученичество и политическое угнетение
.
Ранний христианский мир
.
2
. п. 818. - Бауэрсок, Г. (1995). Мученичество и Рим
. - Боярин, Даниил (1999). Умирать за Бога
. Stanford University Press. п. 93. ISBN 978-0-8047-3704-3 . - Солсбери, Джойс Эллен (2004). Кровь мучеников: непредвиденные последствия древнего насилия
. Рутледж. ISBN 0-415-94129-6 . - Кросс, Ф. Л., изд. (2005). Донатизм
.
Оксфордский словарь христианской церкви
. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. - Кросс, Ф. Л., изд. (2005). Новатианство
.
Оксфордский словарь христианской церкви
. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. - Брайант, Джозеф М. (июнь 1993 г.). «Динамическая и христианская экспансия секты-церкви в Римской империи: гонения, покаянная дисциплина и раскол в социологической перспективе». Британский журнал социологии
. Издательство Blackwell Publishing от имени Лондонской школы экономики и политических наук.
44
(2): 303–339. Дои:10.2307/591221. JSTOR 591221. - Уотсон, Джастин (1999). Христианская коалиция: мечты о возрождении, требования признания
. ISBN 9780312217822 . - К Филимону 1: 21–231 Коринфянам 9:152 Коринфянам 6: 9Колоссянам 2:20
- ^ аб
Хеффернан, Томас Дж .; Джеймс Э. Шелтон (2006). «
Paradisus in carcere
: Словарь тюремного заключения и теология мученичества в
Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitas
«.
Журнал раннехристианских исследований
.
14
(2): 217–23. Дои:10.1353 / Earl.2006.0035. S2CID 170412076. - ^ аб
Лиманс, Йохан (2003).
«Умрем, чтобы остаться в живых»: греческие проповеди о христианских мучениках из Малой Азии, Палестины и Сирии, c. 350-с. 450 г. н.э.
. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-24042-0 . — черезQuestia (требуется подписка) - Латурет, Кеннет Скотт (2000). «Традиция мученичества глубоко вошла в христианское сознание». История христианства
. Принц Пресс. I: Начало 1500: 81. - ^ аб
Данкер, Фредерик В.; Арндт, Уильям; Бауэр, Вальтер (2000).
Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы
. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-03933-6 . - «Философия как подготовка к смерти, читая действия древних христианских мучеников в качестве духовных упражнений (2006)». Архивировано из оригинал 5 января 2010 г.. Получено 27 мая 2010.
- ^ аб
Карсон, Д. А; Му, Дуглас Дж (2009).
Введение в Новый Завет
. Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-53956-8 . - «Батлер, Олбан. Том XII, Жития святых
, Vol. XII, 1866 г. «. Bartleby.com. Получено 28 мая 2022. - Деяния 6: 8–8: 3
- Откровение 1: 5
- Откровение 3:14
- ^ аб
Гэддис, Майкл (2005).
Нет преступления для тех, у кого есть Христос: религиозное насилие в христианской Римской империи
. Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520930902 . - Элизабет Энн Кастелли (2004). Мученичество и память: создание раннехристианской культуры
. ISBN 978-0-231-12986-2 . - ^ абc
Пироянский, Данна (2008).
Мученики в процессе становления: политическое мученичество в позднесредневековой Англии
. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-51692-2 . - «Красные, Белые и Зеленые мученики?». AmericanCatholic.org. Получено 19 марта 2011.
- ^ абc
Майкл Дрисколл; Дж. Майкл Джонкас (2011).
Издание и рабочая тетрадь для массового изучения
. Чикаго, Иллинойс: Публикации по обучению литургии архиепископа Чикаго. - Мэтью Бансон; Маргарет Бунсон; Стивен Бунсон; Папа Иоанн Павел II (1999 г.). Книга Святых Иоанна Павла II
. Хантингтон, Индиана: Издательский отдел для наших воскресных посетителей. - Джонсон, Тодд М. «Дело об увеличении числа христианских мучеников» (PDF). www.gordonconwell.edu/
. Духовная семинария Гордона-Конвелла. Архивировано из оригинал (PDF) 7 сентября 2015 г.. Получено 19 апреля 2015. - Томази, Сильвано М. (28 мая 2013 г.). «Ватикан для ООН: ежегодно 100 тысяч христиан убивают за веру». Радио Ватикана. Получено 19 апреля 2015.
- «Неужели ежегодно 100 000 новых христианских мучеников?». Новости BBC
. 12 ноября 2013 г.. Получено 28 мая 2022.
Канонизация мучеников
Как уже отмечалось выше, наряду с мучениками в Церкви эпохи гонений почитались также исповедники, т. е. те верующие, которые исповедали Христа, претерпели за веру пытки, истязания или ссылку и заключение, но умерли естественной смертью [2]. По словам св. Иоанна Златоуста, «мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества»
[3].
Однако здесь было различие: пострадавшие за Христа до смерти члены Церкви вносились в списки святых без какого-либо исследования их жизни, а уже в силу их подвига — очищения мученической кровью, исповедники же, согласно свидетельству святого Киприана Карфагенского, разделялись на два класса: умиравшие вскоре после перенесённых ими страданий были приравниваемы к мученикам [4]; жившие более или менее долго после них могли быть причтены к лику святых, если и последующую свою жизнь они проводили вполне праведную [5].
Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.
Епископ Аполлинарий Иерапольский свидетельствует о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов: «Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми «мучениками», последователями фригийской ереси (т. е. монтанизма), они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение»
[6].
9-е и 34-е правила Лаодикийского собора (ок. 343), несомненно отражающие уже сложившееся церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за кафолическую веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членам Церкви посещать места их захоронений с какой бы то ни было целью .
Правило 9
:
На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение
.
Правило 34
:
Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою
.
Следует также указать, что Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением [7]. Так, епископ Менсурий Карфагенский (нач. в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.
Св. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие»
[8].
Мученики могут быть разделены на пострадавших от язычников, иноверных, инославных и атеистов, в особую группу гонителей можно выделить вероотступников. Очень часто религиозное противостояние неотделимо от исторической борьбы народов и государств.
Все это приводит к выводу, что главной причиной в прославлении должны быть не внешние, формальные признаки мученичества, но засвидетельствованные Церковью и народным почитанием внутренние побуждения мученического подвига страдальцев за Христа.