Сорок святых Севастийских мучеников 2022: история и традиции праздника


Житие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».


Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Иконография

В колокольне храма Гроба Господня находится церковь сорока мучеников Севастийских, и находится икона, изображающая сюжет легенды о воинах. Одни мученики стоят в воде, других терзают на берегу.

На переднем плане изображен Мелетий на пути в баню, за дверью которой стоит стражник. Слева в зелени раскинулся белый город, чуть выше расположился отряд воинов в доспехах, со щитами и копьями. Но они стоят спиной к происходящему в воде и на берегу.

В Берлине в музее Боде хранится византийский барельеф 10-го века. Лица и позы сорока мучеников выполнены не по шаблону, поэтому не обезличивают, а передают характер каждого из них.

Выделяют два вида изображений святых Севастийцев:

  • эпизод на реке;
  • отдельные изображения на медальонах.

На персональных иконах чаще изображают святого Кириона Севастийского, как старшего из сорока воинов — в красном или голубом плаще, с крестом в правой руке.

Храм 40 Севастийских мучеников

Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.

В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.

Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.


Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

О чем просят мучеников

Главный вопрос, который помогает разрешить молитва к сорока Севастийским мученикам, — сомнение в вере. Каждый читающий или вспоминающий о подвиге воинов подобен Аглаию, наблюдающему с берега — тридцать девять святых венцов зажигаются для него в темноте. Остается отречься от пороков и взять сороковой.

К святым мученикам обращаются за помощью в следующих ситуациях:

  • в испытании стойкости духа;
  • в защите правых принципов;
  • при необходимости смиренно пережить трудный период.

Севастийские воины — символ того, что все испытания и беды заканчиваются, а крепких духом ждет благодать. Сорок мучеников приходят на помощь тем, кто в прямом смысле замерзает. О чуде свидетельствовал митрополит РПЦ Иосиф (Чернов).

В молодости священнослужитель не придавал значения подвигу Севастийцев, склоняясь к их мифичности. Но, оказавшись в застенках гестапо, в камере с окнами без стекол, в мороз и в одном подряснике, отец Иосиф понял отчаяние и тяжесть их положения.

В раскаянии он обратился к святым воинам, и вскоре почувствовал, что согрелся. А потом дверь камеры открылась, и друзья передали ему теплую одежду, еду и Святые Дары.

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание

День памяти сорока мучеников Севастийских в православии — 9 марта/22 марта. В честь святых воинов ослабляются ограничения на Великий Пост. Это один из наиболее почитаемых праздников, поэтому на вечерней службе в церкви проводят Причастие Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии.

Памятную дату установил болгарский правитель Иван II Асень в 1230-м году. Он воевал с фессалоникским императором Феодором Комнином Дукой. Иван молился сорока Севастийским мученикам и одержал победу 9-го марта. Чтобы прославить святых воинов-заступников, болгарин построил церковь в их честь. Храм и сейчас находится в городе Велико-Тырново, бывшей столице Болгарии.

День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. Также памятная дата совпадает с народным славянским праздником сороки, связанным с приходом весны и возвращением жаворонков и куликов. К празднику пекут сдобу в форме птиц. Печеные «жаворонки» символизируют души мучеников, летящие к Богу.

О существовании и почитании праздника сорока мучеников из Севастии известно благодаря проповедям святителей и родных братьев Григория Нисского и Василия Великого. В их семье мученики были почитаемыми святыми. Родители святителей погребены рядом с местом упокоения мощей святых каппадокийских воинов.

В день памяти Севастийских воинов христиане молились Албазинской иконе Божией Матери в благодарность за все дары, которые посылает Господь, и женщины, мечтающие о материнстве.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

В чем смысл праздника

Он выдвигает на первый план самопожертвование и нетерпимость к предательству, о чем свидетельствует трагическая судьба мучеников. Чтобы спастись, достаточно было отречься от веры, но они не поддались. Уверен, что этот праздник специально стараются отодвинуть на последние ряды. Некоторые силы не заинтересованы в подобном духовном воспитании. Житие является отличным примером преданности ко всему своему. Не обязательно религии. Например, любви к Отчизне, языку, культуре, — считает Александр Крицкий.

Описание иконы

На иконе запечатлены 40 мужчин, босых и раздетых, в одних набедренных повязках. Под ними замершее озеро. Воины разного возраста, одни имеют уже солидные бороды, другие совсем молодые, с чистыми без волос, лицами. Некоторые, слабые физически, уже не могут стоять. Их поддерживают более сильные мужчины.

В верхней части в воздухе плавают 40 золотых корон. Одна несколько в стороне от остальных. Под ней баня и видна спина воина, устремившегося к теплу. Тут же и стражник, внимающий с себя одежду и бросающийся в озеро, он сороковой. Вверху на фоне звездного неба, рука Бога, защищающая покровом великомучеников, страдающих за веру.

На некоторых образах запечатлена христианка, поддерживающая своего сына.

Что нельзя делать 22 марта

Поскольку Сороки — это большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, в том числе по дому и огороду. Тем более, что в поле еще выходить рано, а всю готовку хозяйки старались закончить накануне.

Как и в другие дни Великого поста, на Сорок сороков под строжайшим запретом ссоры, споры, ругань, злые мысли. Считалось, что все дурное приманивает беду.

Также в этот день старались не ругать детей и не запрещать им шумные игры и забавы. Кроме того, в этот праздник нельзя было сидеть дома, иначе весна могла пройти стороной.

Рецепт печенья жаворонки

Тесто делали дрожжевое, его следовало сделать упругим, хорошо вымешанным. Пекли на растительном масле (ради праздника строгости Великого поста немного смягчались), сверху смазывали сладким крепким чаем, чтобы печенье хорошо зарумянилось.

Для теста брали два килограмма муки, 50 грамм дрожжей, 250 грамм растительного масла, стакан сахара, пол-литра воды, немного соли, горсть изюма. Тесто тщательно вымешивали, потом раскатывали в жгут, который делили ровно на сорок частей. Каждый кусочек жгута сворачивали в виде птички, формировали клювик и хвостик. Глазки делали из изюминок.

Готовое печенье клали на смазанный растительным маслом противень и оставляли минут на двадцать, чтобы тесто немного поднялось. Потом смазывали печенье сладким крепким чаем и ставили в духовку или в печь. Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов.

Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем.

Печенье давали детям со словами:

«Жаворонки прилетели, на головушку сели».

Дети печенье не только ели, но и крошили птицам, произнося речитативы-заклички, приманивающие весну.

Для защиты от утренних заморозков хозяйки на Сороки также пекли по сорок маленьких ржаных колобков, которые в течение сорока дней бросали из окон птицам.

Пресс-служба Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Примет и поговорки

  • Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников.
  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]