Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?


Свт. Ермоген Московский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Ермоген
[1] (ок. 1530 — 1612), патриарх Московский и всея Руси (1606 — 1612), священномученик Память 17 февраля, 12 мая в день прославления, в Соборах Московских святителей и святых

В миру Ермолай, родился около 1530 года в семье донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.

Он принял монашество с наречением имени Ермоген и с 1582 года [2] был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

Начало пути

Точные данные о биографии Гермогена не сохранились, и свидетельства его деятельности увековечены благодаря записям, сделанным современниками и потомками. Предположительно, он родился в 1530 году и был ровесником Ивана Грозного. Среди историков существует предположение, что нареченный Ермолаем ребенок по происхождению имел отношение к донским казакам или к династиям Шуйских и Голицыных.

Юношей он перебрался в Казань, где его пристанищем стал Спасо-Преображенский монастырь. Здесь молодой человек утвердился в вере и решил посвятить себя служению Господу. В 1570-е Ермолай жил в приходе Гостинодворской церкви Святого Николая и исполнял обязанности священника.

Опубликовано Елизаветой Семенниковой Среда, 27 ноября 2019 г.

Икона Патриарха Гермогена

В исторических источниках, описывающих житие патриарха, упоминается случай, который называют чудом. В 1579 году, во время сильнейшей засухи, в Казани произошел чудовищный пожар. Пламя перебросилось от Свято-Никольской церкви на Кремль, а дальше распространилось по крышам домов.

Пока полыхал огонь, дочке стрельца трижды было видение о спрятанной иконе Богоматери. Святыню нашли там, где предсказывала девочка. Служители церкви и горожане организовали крестный ход. Они переместили икону в Благовещенский собор. В ходе службы случилось исцеление двух слепых. Гермоген был участником события и свидетелем происходящего.

Казанский митрополит

13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах.

В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (+ 1567). По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре.

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, а двое других, Стефан и Петр — новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память.

В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия»,

повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

По восшествии на московский престол Лжедимитрия I, Ермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедимитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в Православие, Ермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию.

Новый царь Василий Шуйский решился возвести Ермогена, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия.

Житие и подвиг

В 1587 году священнослужитель принял постриг и стал монахом московского Чудова монастыря. Спустя 2 года он получил сан и впоследствии благодаря протежированию патриарха Иова стал митрополитом. По инициативе Гермогена в 1591-м в Казани ввели День памяти православных воинов, павших во время взятия города. По благословению Иова это нововведение было одобрено.

Гермоген распространял православие среди других национальностей. Он делился знаниями с татарами и представителями тюркских народностей.

В 1598 году скончался царь Федор Иванович, а к власти пришел Борис Годунов. Гермоген присутствовал при избрании нового монарха. После занятия престола Лжедмитрием I митрополит работал в Боярской думе, но выступал противником самозванца. Он требовал крещения Марины Мнишек и выступал против избрания патриарха Игнатия.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря.
Опубликовано AQVA REGIA Суббота, 12 мая 2022 г.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря
Когда в 1606 году Григорий Отрепьев был свергнут, власть сосредоточилась в руках Василия Шуйского, и Гермоген заменил ненавистного Игнатия. Шуйский боялся, что его место может занять Филарет, но в 1606-м патриарха утвердили в сане. Несмотря на разногласие и очевидное противостояние с царем, Гермоген всегда отстаивал его.

Доверие к Шуйскому подорвали крестьянские восстания и появление Лжедмитрия II. Возник заговор, в результате которого планировалось свержение царя. Гермогена привели на Лобное место и требовали поддержки в вопросе правительственного переворота. Патриарх совершил подвиг, поставив собственную жизнь под угрозу. Он выступил патриотом и отказался потворствовать мятежникам. Бунтари перешли на сторону Лжедмитрия II. Гермоген направил им вслед две грамоты, наставляющие вернуться на путь истинный и покаяться.

Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси.
Опубликовано Первая Монастырская Здравница Среда, 18 сентября 2013 г.

Патриарх Гермоген и Казанская икона Божией Матери
Поначалу зачинщикам не удалось призвать народ к восстанию, но низложение царя все же состоялось в 1610-м. До последнего момента Гермоген выступал на стороне монарха. Даже оказавшись в заточении в Чудовом монастыре, патриарх требовал вернуть царя на трон. Власть перешла в руки семибоярщины. Священнослужитель осуждал эти перемены и пытался организовать выборы для возведения на трон русского царя. Но правителем избрали Владислава Сигизмундовича. Гермогену пришлось признать его статус при условии крещения и устранения воинов Речи Посполитой с русской земли.

Во время польских нашествий патриарх обращался к землякам за помощью, и его призыв поддержали защитники родины. В Казань привезли копию Казанской иконы Божьей Матери, которая стала главной святыней народного ополчения.

Во время атаки Москвы Гермоген оказался в плену. Он был низвергнут из сана и отправлен в темницу Чудова монастыря. Поляки неоднократно требовали прекращения сопротивления, но церковный служитель игнорировал послания и призывал патриотов не сдаваться. Отказав полякам, монах обрек себя на смерть, причиной которой стали голод и жажда.

Царь опять ненастоящий

Дело в том, что Шуйский в качестве царя воспринимался народом ещё в меньшей степени, чем даже Борис Годунов. Они были «не природными» царями. Тогда как Лжедмитирии, как раз утверждали, что они потомки Ивана Грозного, то есть как раз «природного» монарха всея Руси.

При этом Иван Васильевич, и это признают даже самые критически настроенные к нему историки, по прошествии лет пользовался все большей народной популярностью. Опричнина стала восприниматься в народе, как идеальный царский порядок, при котором самодержец «давил бояр» и давал жить простому народу. И не только жить, но и подняться из низов по социальной и политической лестнице. А потому народ хотел наследника Ивана Грозного на престоле, видя в нём продолжателя дела своего отца.

Что же до Годунова, Шуйского, и уж тем более, семибоярщины, то в народном сознании они и были представителями того самого, ненавидимого аристократического класса. Тем более, что их правление и ассоциировалось с бедами смутного времени.

Убедить народные массы в том, что настоящий царевич Дмитрий мёртв, а череда Лжедмитириев – не более, чем самозванцы, не получалось и у патриарха Иова, и поначалу у Патриарха Гермогена.

Смерть

Гермоген был уморен голодом в заточении, но его дело завершили. В октябре 1612-го Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали окупантов из Москвы. Спустя полгода царем стал Михаил Романов, которому благоволил патриарх.

В 1652 году останки церковного служителя перенесли из Чудова монастыря в Большой Успенский собор и расположили в деревянной гробнице. Рака для мощей была заказана Николаем II. Гермоген был причислен к лику святых и признан священномучеником в 1913 году. Ежегодно 2 марта отмечается день памяти патриарха.

Мученическая кончина

Патриарх молился до последнего вздоха. Так случилось, что последние дни жизни он провел вдали от близких людей или соратников. Некому было прийти к Гермогену и подать стакан воды или кусок хлеба.

Молитва помогла святителю достойно принять смерть. Зимой 1612 года Гермоген умер в заточении от голода, не дождавшись освобождения Москвы. Его смерть была признана мученической, а личность святителя канонизирована Русской Православной церковью.

Почитание

В 1913 году был освящен первый храм в честь Гермогена. Его организовало Русское монархическое собрание. Спустя 3 года в издании «Богословский вестник» опубликовали акафист святителю Гермогену.

25 мая 2013 года в Александровском саду г. Москвы, был установлен и открыт памятник Гермогену как священномученику и хранителю веры на Руси.
Опубликовано Международный Четверг, 28 февраля 2022 г.

Памятник Патриарху Гермогену
Спустя 100 лет, в 2013-м, в Москве открыли памятник в честь святого. Монумент расположен вблизи кремлевских стен, в Александровском саду. Авторы скульптуры — Салават Щербаков и Игорь Воскресенский. Еще через год армянская община Альметьевска спонсировала открытие памятника и у Казанского кафедрального собора города. Верующие и сегодня обращают свои молитвы святому Гермогену.

Добрые пастыри

В один момент, Гермоген благословил казанского митрополита Ефрема, который вообще наложил на весь город Свияжск интердикт. Фактически, за лояльность изменникам и бунтовщикам, Ефрем лишил город возможности отправлять православные службы, принимать участие в Таинствах, да и вообще, быть православными.

Гермоген этот шаг одобрил, и назвал Ефрема «добрым пастырем». Кстати, на Свияжск интердикт подействовал самым благоприятным образом, горожане всецело приняли сторону и Церкви, и государственной власти, категорически отмежевавшись от восставших. А это были восставшие Ивана Болотникова.

Патриарх Гермоген в культуре

Как и подвиг Ивана Сусанина, деяния патриарха Гермогена оставили след в истории, увековечив его имя как героя эпохи.

Судьба священнослужителя, чью роль в истории государства сложно переоценить, неоднократно вдохновляла потомков. Его имя упомянуто в «Новой повести о православном российском государстве», созданной в 1611-м. Патриарху посвящена опера «Святитель Гермоген». Образ героя был воплощен в постановке «Царский путь», которая шла на сцене Московского театра русской драмы. В 1860 году Павел Чистяков написал картину, посвященную отказу Гермогена полякам.

Послания Гермогена

Гермоген, к слову, вступил в активное противостояние ещё с Лжедмитрием I, введенный им же в состав Думы. Он требовал принятие православия Мариной Мнишек и, более того, настаивал на усилении роли Православной Церкви. Ставленник поляков, Лжедмитрий, естественно, такого позволить не мог. И от ссылки Гермогена в тот раз спасла только смерть самозванца.

Хоть Лжедмитрий умер, смута продолжилась. И Гермоген, избранный предстоятелем Русской Церкви, продолжал с ней борьбу. Он рассылал по городам и весям послания, в которых говорил о том, что мощи настоящего царевича Дмитрия в Москве, отлучал от Церкви изменников, как индивидуально, так и коллективно.

Характерна стилистика этих посланий: «обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся».

То есть измена государству в сознании патриарха вполне была тождественна измене самому Богу, но он, все же оставлял путь мятежникам для возвращения и покаяния. И, нужно сказать, это работало.

Интересные факты

  • Гермоген до принятия сана был женат. Упоминаний о причине смерти его супруги нет, но после ее гибели он окончательно связал жизнь со служением Богу.
  • Патриарх был невероятно мудрым, эрудированным и образованным. Его перу принадлежат жития святителей и другие церковные труды.
  • Церковный деятель лично следил за корректностью материалов, изданных во время правления Российской православной церковью. Под его контролем были заменены станки для книгопечатания и отстроена типография.
  • При Гермогене проводилось переселение новокрещеных народов на русские земли, чтобы православные не общались с представителями других религий и верований.
  • В 2012 году состоялась премьера документального фильма, посвященного житию патриарха Московского и всея Руси. Он называется «Патриарх Гермоген — великий печальник за Родину».

Русская православная церковь в смутное время

В начале XVII в. против православной Руси развернулась духовная экспансия католического мира, которая приняла форму польской интервенции под руководством самозваных претендентов на русский престол. Они стремились навязать русскому народу не только иностранное политическое господство, но и религиозное иго, на что в свое время не решились даже монгольские завоеватели.

Боярская аристократия, которая неоднократно нарушала обязанность государственного служения ради торжества своих олигархических интересов, готова была примириться с тем, чтобы на российский престол стал польский королевич Владислав, даже не требуя от него твердых гарантий сохранения православных основ духовной и общественной жизни Руси.

Наконец, русский народ, который так часто обманывался в своих светских правителях, все больше втягивался в кровавую междоусобицу, которая угрожала обременить совесть миллионов русских людей страшным грехом братоубийственной войны и открыть опасную для него перспективу полного этнического исчезновения.

Именно в этот трагический момент русской истории, когда страна начала терять понятие национальной государственности и оказалась на грани исторической катастрофы, Господь поставил во главе Русской Православной Церкви святого мужа Святейшего патриарха Гермогена.

Ранние годы

На сегодняшний день не обнаружено достоверных источников, рассказывающих о детстве будущего православного святого – патриарха Гермогена. Исследователи определяют дату его рождения условно 1530 годом. Это утверждение основано на воспоминаниях поляков, захвативших власть в Москве в 1610 году. Они отзываются о Гермогене, как о 80-летнем старике.

О ранних годах жизни известно, что при рождении будущий патриарх получил имя Ермолай и в отрочестве решил посвятить себя церкви, поступив на службу в Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Позднее он стал священником в церкви святителя Николая Чудотворца.

Патриарх Гермоген на миниатюре из Царского титулярника

Молитвы

Все молитвы священномученику Ермогену, патриарху Московскому.

Тропарь, глас 4

Росси́йския земли́ пеpвопpесто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче!/ За ве́pу Хpисто́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ стpану́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ Те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// священному́чениче Еpмоге́не, о́тче наш.

Перевод: Российской земли первосвятитель и неутомимый о ней молитвенник к Богу! За веру Христову и паству твою положив свою душу, страну нашу от беззакония ты избавил. Потому мы взываем к тебе: «Спасай нас молитвами твоими, священномученик Ермоген, отче наш».

Кондак, глас 6

Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ Те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси́ зове́м ти́:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.

Перевод: Изнуряем тюрьмой и голодом, до самой смерти ты остался верным, блаженный Ермоген, прогоняя малодушие из сердец людей твоих и всех призывая на общий подвиг. Этим ты и мятеж нечестивых усмирил и страну нашу укрепил, да все взываем к тебе: «Радуйся, заступник Российской земли».

Молитва

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Ермоге́не! К тебе́, моли́твеннику те́плому и предста́телю пред Бо́гом непосты́дному, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбех на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. В дре́внюю годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу нечести́вии врази́. Госпо́дь яви́ тя Це́ркви Свое́й столпа́ непоколеби́ма и лю́дем росси́йским па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы положи́вша и лю́тыя во́лки дале́че отгна́вша. Ны́не у́бо при́зри и на ны, недосто́йная ча́да твоя́, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тебе́ призыва́ющая. Кре́пость бо на́ша в нас оскуде́, и вра́жия ловле́ния и се́ти обыдо́ша нас. Помози́ нам, засту́пниче наш! Утверди́ нас в ве́ре святе́й: научи́ нас всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся преда́ния церко́вная, от отец нам запове́данная. Па́стырем на́шим бу́ди архипа́стырь, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и за вся те́плый моли́твенник; я́ко да моли́твами твои́ми огражда́еми, непреста́нно воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу

Кондак 1

Изрядный воеводо ратоборцев за веру Христову, теплый утешителю всех напаствуемых и обремененных скорбьми многими, непоколебимый столпе православныя веры, еяже ради положил еси душу твою за други своя, и нас свободил еси от козней и сетей вражиих. И ныне от Господа прославлен еси явлением чудес твоих, имиже собрал еси нас умиленною душею пети тебе:

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли

Икос 1

Ангела хранителя Российския земли яви тя милосердый Христос в древния дни мятежа и нестроения, да спасет ю от блуждания греховнаго. И ныне яви тя молитвенника тепла и чудотворца, яко знамение жизни нашея; да и ныне грядут по тебе вси блуждающии, яко овцы неимущия пастыря, и обретше тобою спасение, да поют тебе сице:

Радуйся, Церкве нашея премудрое возглавление;

Радуйся, о чадех Церкве теплое промышление.

Радуйся, страны нашея церковное утверждение;

Радуйся, сынов царства православное озарение.

Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение;

Радуйся, царем нашим совете и утешение.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 2

Видя Русь, яко вдовицу, зельне плачущу о разорении дома своего, умилосердився, на рамена своя подъял еси скорби ея и даже до смерти понесл еси я. Сего ради вечно радуешися на небесех, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом любве, наказующия и милующия, управлял еси, святителю, Казанскою паствою твоею, яко кораблем, в пучине зол потопляемым, и привел еси его к тихой пристани святыя православныя Церкве, темже благодарственно поем ти:

Радуйся, ума Христова вместилище;

Радуйся, разума Церкве хранилище.

Радуйся, главо, светом истины всех озаряющая;

Радуйся, премудросте, немудрыя просвещающая.

Радуйся, благовестниче православныя правды;

Радуйся, обличителю человеческаго суемудрия и неправды.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 3

Силою веры и разума духовнаго укрепляя во граде Казани новокрещенную паству твою, всеоружием Божия благодати победил еси козни врагов православныя веры Христовы и поучал еси чад твоих непрестанно взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея благодать священства, добре носиму в благоухающем сосуде души твоея, сподобился еси, отче Ермогене, взяти от земли святую икону Пречистыя Богоматере, во граде Казани чудесно явленную, и прославити ю по достоянию. Темже и подвизаеши нас взывати тебе сице:

Радуйся, чудотворныя иконы Казанския первое прославление;

Радуйся, чудес от сея иконы неложное извещение.

Радуйся, славы Богоматере умиленный песнотворче;

Радуйся, пред Нею о пастве твоей теплый молитвенниче.

Радуйся, Матерь Божию, яко Заступницу православного царства Российскаго, почитаяй;

Радуйся, о утверждении сего царства пред Пречистою слезы проливаяй.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 4

Бурею помышлений сумнительных и стремлений мятежных волнуема и в пучину инославнаго суемудрия погружаема, Русь утопаше. Узрев же тя, святителю Божий, яко «столпа непоколебима и адаманта тверда», возрадовася надеждею и, тобою укрепляема, поет Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав беззаконное умышление самозваннаго царя поругатися над верою православною, дерзновенно вещал еси ему, яко не подобает царю православному оженитися еретичкою, и тако обличил еси его неверие и нечестие. Сего ради и воздвиже на тя гонение и из престольнаго града тя, святителю, изверже. Мы же, почитающе сие твое правдолюбие, поем ти, сильному о Господе:

Радуйся, крепкий поборниче противу самозваннаго повелителя;

Радуйся, дерзновенный заступниче за православную веру.

Радуйся, суемудраго инославия праведное обличение;

Радуйся, спасительнаго православия немолчное назидание.

Радуйся, правды ради изгнанный;

Радуйся, от Господа вечною славою на небесех венчанный.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 5

Боготечную зведу показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царя и царство светом православия и путеводствующая ко угождению единому Богу, во еже воспевати Ему непрестанно: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, безоблачно сияющее в просвещение омраченных страстьми, призваша тя в царствующий град Москву, егда нечестивый самозваный повелитель низвержен бысть, да на свещнице первосвятительскаго служения освещавши путь жизни новому царю и всему Российскому царству. Сего ради и мы, до сего дне озаряемии светом твоим, неустанно взываем ти:

Радуйся, почитаяй царя, яко Божие дарование;

Радуйся, мняй быти ему благочестиву и поборателю по вере православней.

Радуйся, новопоставленна царя Василия твердости учивый;

Радуйся, в радости и в горе другом ему бывый.

Радуйся, православнаго царя нашего пребывающее благословение;

Радуйся, во всех делех небесное ему поможение;

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 6

Проповедник быв спасительнаго покаяния, егда разгореся новый мятеж на Руси, призвал еси во град Москву древняго и немощнаго старца первосвятителя Иова и купно с ним молился еси в храме Успения Богоматере о чадех твоих, «да отвратит Господь от них праведный гнев Свой, да подаст им мир и любовь, да устроит в царстве древнее единение, да благословит царя победами над враги», и тако да прославится в людех российских Имя Господне песнию: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во граде Москве светильник пресветлый был еси, святителю Ермогене, всем блуждающим во тьме греховней, в твоих «богомольных» посланиих путь спасения им показуя и дух уныния и малодушия от сердец их отгоняя. Сего ради и мы грешнии, в дни скорби и блуждания греховнаго, припадаем к тебе, святителю Божий, и слезно взываем: охраняй и ныне отечество наше от шатания умов и сердец, буди в жизни нам вождь добрый и благонадежный, да «не погибнет, по словеси твоему, Русь православная и Богом любимая» и да не престанет величати тя сице:

Радуйся, от потопления бурями житейскими российския люди спасаяй;

Радуйся, унывающих и мятущихся укрепляяй и от заблуждений отвращаяй.

Радуйся, преступающих крестное целование со властию обличаяй;

Радуйся, за дом Пречистыя Богородицы и за Московское царство даже до смерти стояти научаяй.

Радуйся, зерцало совести нелицеприятныя;

Радуйся, добрый кормчий корабля Христова.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 7

Хотя быти пастырь добрый, емуже суть овцы своя, видев волка грядуща, не оставлял еси овцы и не бегал еси, но пред ними ходил еси во всеоружии силы и истины, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго человека, по образу Создавшаго его, а не новаго царства инославнаго измышления, возжелел еси, святителю Ермогене. Сего ради ополчился еси на иноземное суемудрие и ратовал еси за царство древлеправославное, еже тщится во всех людех и во всем житии их вообразити Христа Бога. Поем и славим сие православное ратоборство твое и благодарственно вопием ти:

Радуйся, волков хищных нещадное изгнание;

Радуйся, коварства их мудрое распознание.

Радуйся, всех стояти непоколебимо за православную веру Христову учивый;

Радуйся, иновернаго царя возсести на престол Российский недопустивый.

Радуйся, стада Христова церковное ограждение;

Радуйся, царства православнаго верное спасение.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 8

Странно есть маловерным и малодушным зрети, како святитель Ермоген, сей воистину «крепкий воин Христов», дерзновенно обличает измену вере Христовой и, егда устремися нань нечестивый изменник, имый нож в руце, токмо знамением крестным ограждает себе от нападения вражия, и тако побеждает его злобу и безумие, нас же воздвизает к пению: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святителю Ермогене, егда узрел еси запустение царства и поругание святых храмов Божиих, огнем сея ревности воспламенил еси и сердца верных чад твоих, мужественно стати за веру православную и изгнати из престольнаго града нечестивых ляхов, во спасение Российския земли, поющия ти ныне любовию:

Радуйся, святою ревностию о спасении царства Российскаго пламеневый;

Радуйся, возжещи сию ревность и в чадех твоих восхотевый.

Радуйся, вся угрозы и прещения врагов твоих; презревый;

Радуйся, изыти им из града Москвы повелевый.

Радуйся, российское воинство на освобождение царствующаго града от нечестивых врагов благословивый;

Радуйся, святыни его от поругания тем оградити желавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 9

Всякия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпел еси, спасения ради чад твоих; но и в терпении и в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии мира сего безмолвствуют, в страсе и трепете видяще разорение царства Российскаго, громозвучный же глас святителя Ермогена, уже в заточении сущаго, не престает проповедати покаяние во отпущение грехов, ихже ради излился на Русь праведный гнев Божий, и молит пасомых «в чистоте души своя хранити и положити я за Пречистыя дом и за чудотворцев, и за веру». И мы веруем, яко слезами покаяния, по глаголу святителя, согрешившая Русь омыся, очистися и обновися, и ныне поет во славу своего по Бозе наставника:

Радуйся, грешныя к покаянию призываяй;

Радуйся, властию от Бога грехи царства разрешаяй.

Радуйся, за грехи чад твоих и в заточении Бога моливый;

Радуйся, слезными теченьми землю темницы твоея оросивый.

Радуйся, рыданьми покаяния лице царства обновивый;

Радуйся, гнев Божий на милость к нам грешным преклонивый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 10

Спасти хотя Русь от безначалия греховнаго, не к нечестивому западу, но к богобоязненному дому боляр Романовых обратил еси очи твои, святителю Ермогене, да будет он властию от Бога, во утверждение Христова закона, и да поют царие и людие единеми усты и единем сердцем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена неодолимая Церкве был еси, отче наш Ермогене, еюже царство наше оградися, в православии утвердися и от врагов спасеся, и ныне со благодарением взывает ти:

Радуйся, злыя козни нечестиваго запада отвергнувый;

Радуйся, православие в земли нашей утвердивый.

Радуйся, святых преданий отеческих хранителю;

Радуйся, уставов Церкве Православныя ревнителю.

Радуйся, в доме боляр Романовых благочестивую отрасль древняго царственнаго рода узревый;

Радуйся, в нем Божиею милостию Царя всея Руси указавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 11

Пение исходное и рыдание надгробное творит православная Русь у гроба священномученика Ермогена, положившаго душу свою за други своя. Не плачите, православнии, не плачите, но паче дерзайте верою, праведник бо и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник Христов, на верху горы стояй и всей Руси светяй был еси в житии твоем, святителю Ермогене. И се полагаешися под спудом могильным плотию, да возсияеши духом, яко солнце в царствии Отца Небеснаго, нас же да просветиши сице воспевати болезни и труды твоя:

Радуйся, с престола патриаршаго беззаконно низверженный;

Радуйся, в темное подземелие, яко во гроб, вверженный.

Радуйся, травною пищею от врагов питанный;

Радуйся, глада мученьми даже до смерти изнуренный.

Радуйся, священномучениче, за православие царства пострадавый;

Радуйся, страстотерпче, в руце Господу дух свой предавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 12

Благодати Божией сокровище явися всечестная рака мощей твоих, святителю отче Ермогене, и источник приснотекущия силы, еюже беси изгоняются, недужнии исцеляются, хромии ходят, глухии слышат, слепии презирают, озлобленнии умиряются, скорбящии утешаются и вси ликуют о Господе и прославляют Бога, дивнаго во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое прославление, святителю Ермогене, сия песни приносим ти, чудотворче святый, яко благоухание христианския радости: зрим бо Божию силу, во святых мощех твоих пребывающую. И ныне озаряеши нас светоизлиянием твоея благодати, обвеселяя сердца наша пети ти со умилением:

Радуйся, ты бо Сладчайшаго присно созерцаеши;

Радуйся, ты бо лицем к лицу Христа воспеваеши.

Радуйся, ты бо Божественною силою преображаешися от славы в славу;

Радуйся, ты бо, яко солнце новое, украшаеши Господню державу.

Радуйся, твоим бо сиянием и мы незримо просветляемся;

Радуйся, твоею бо силою и мы чудесно оживотворяемся.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

В чем помогают молитвы святому

Традиционно верующие обращаются к святителю с просьбами об укреплении веры. Чаще всего к нему обращаются, когда испытывают какие-то затруднения. Гермогена считают защитником родных земель, то есть к нему принято обращаться, когда есть угроза захвата или нападения.

Ермоген помогает исцелять дух и тело. К нему обращаются, когда близкие находятся на грани жизни и смерти, он может помочь в самых сложных ситуациях. Максимального результата можно добиться, если обращаться к святому, когда празднуют дни преставления или обретения мощей.

Оптимальный выбор – время утром или вечером, когда можно сосредоточиться на собственных мыслях и остаться с ними наедине.

Литература[ | ]

  • Богданов А. П.
    Непреклонный Гермоген // Русские патриархи (1589—1700) : В 2 т. — Т. 1. — М.: Терра; Республика, 1999. — С. 199—247.
  • Боголюбский М.
    Московская иерархия. Патриархи. — М., 1895. — С. 9, 10, 12—13.
  • Вовина-Лебедева В. Г., Чугреева Н. Н.
    Ермоген // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 633—646. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  • Володихин Д. М.
    Патриарх Гермоген. — М.: Мол. гвардия, 2015. — 304 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Едлинский, свящ
    . Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. — Т. II. — 2-е изд. — СПб, 1899. — С. 187—199.
  • Кедров C.
    Жизнеописание Святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России. — М., 1912.
  • Кистерев С. Н.
    Патриарх Гермоген и купцы Судовщиковы (недоступная ссылка) // Вестник «Альянс-Архео». — Вып. 4. — М.; СПб., 2014. — С. 36—51.
  • Кремлевский А.
    Гермоген, патриарх всероссийский: исторический очерк священника-законоучителя А. М. Кремлевского. — Пг.: Тип. А. П. Лопухина, 1903. — 64 с.
  • Кремлевский А.
    Гермоген патриарх Всероссийский (историч. очерк) // Православная богословская энциклопедия. — Т. 4. — Пг., 1903. — Стлб. 317—333.
  • Мякотин В. А.
    Гермоген, патриарх всероссийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Назаревский В.
    Гермоген св. патриарх Всероссийский. — М., 1912.
  • Платонов С. Ф.
    О происхождении патриарха Гермогена // Статьи по русской истории. — СПб., 1903.
  • Покровский И. М.
    Гермоген митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). — Казань, 1908.
  • Павел Россиев.
    Великий печальник за родину патриарх Гермоген : Ист. очерк. — М.: Сел. вестник, 1912. — 24 с.
  • Серафим, игум.
    Торжество долга (прославление свят. патриарха — патриархов Ермогена и майск. торжества в 1913 г.). — Кунгур, 1914.
  • Толстой М. В.
    Рассказы из истории Русской церкви. — С. 456—458.
  • Усачёв А. С.
    Об одном читателе Чудовского списка Степенной книги // Летописи и хроники. Новые исследования 2009—2010 / ред. О. Л. Новикова. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. — С. 281—287.
  • Царевский А. А. Гермоген, Святейший Патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Казань, 1907.
  • Чернышёв С.
    Святейший всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Киев, 1912.

Примечания[ | ]

  1. Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется Гермогеном. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Священный синод, так как он сам подписывался именем Ермоген. По мнению историка И. Басина, причиной стало желание «уничтожить всякую нехорошую эмоциональную связь между именем святого и между именем епископа Гермогена, восставшего против Распутина» ([1]) Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine.
  2. Николай Лихачев в 1893 году указывал, что «происхождение его от князей Голицыных — пока только сенсационная утка, хотя, надо сознаться, в высшей степени интересная».
  3. Православный образовательный портал «Слово»
  4. 12345
    Андрей Самохин на сайте Православие.ру Архивная копия от 7 января 2014 на Wayback Machine
  5. 1234Высоцкий Н. Г.
    Гермоген, патриарх Московский // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  6. 123
    Православие в Татарстане.
  7. Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским.
    Чудеса от Казанской иконы Божией Матери, описанные Патриархом Ермогеном Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine
  8. 12Жилкин В.
    Патриарх Ермоген и Смутное время // Русский дом. — № 5. — 2002.
  9. Подробное описание торжества прославления см.: Торжество прославления святейшего патриарха Ермогена. // Московские церковные ведомости. — 18.5.1913. — № 20. — С. 389—396.
  10. 12
    Правительственный вестник. — 18 (31) мая 1913. — № 108. — С. 4.
  11. Высочайшая телеграмма статс-секретарю В. К. Саблеру. // Московские церковные ведомости. — 18.5.1913. — № 20. — С. 386.
  12. Освящение первого храма в честь святителя Ермогена. // Московские церковные ведомости. — 18.5.1913. — № 20. — С. 396—398.
  13. Правительственный вестник. — 17 (30) мая 1914. — № 106. — С. 4—5.
  14. Освящение памятника Патриарху Ермогену. Православие.Ru, 26.05.2013.
  15. В Альметьевске установлен памятник Патриарху Гермогену (неопр.)
    . Официальный сайт Московского патриархата (19.12.2014).
  16. «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста…» Информационно-дискуссионный портал Справедливо Онлайн. (недоступная ссылка)
  17. Царский путь — Московский Театр Русской Драмы (неопр.)
    . www.rus-drama.ru. Дата обращения: 15 марта 2016.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]