По легендам, в незапамятные времена Земля сотрясалась от грандиозных битв — это скандинавские боги свергали древних чудовищ, орудуя громовыми молотами и сверкающими перунами.
Затерянные в непроходимых джунглях племена наблюдали сходящих с космических кораблей пришельцев.
А древние гречанки должны были зорко следить за мужчинами и зверями, требующими их внимания, ведь в смертного мог обратиться похотливый Зевс.
Немало чудес сохранили предания. И понятно, почему то или иное существо пользовалось почитанием: оно могущественно и не похоже на нас.
Но 2000 лет назад на земле родился человек, провёдший яркую, но скромную жизнь. Он умер, а память о нём сохранилась в нескольких десятках источников, большинство из которых сегодня считают подделкой.
Имя этого человека — Иисус Христос. Так почему христианство считает Его Богом? И разве не Бог-Отец — есть Вседержитель нашего мира? Что за понятие такое — Бог и человек в одном лице? Давайте внесём ясность.
Бог-Отец имеет много имён, Он создал мир и на ступень выше всех во Вселенной.
Начнём с Бога-отца. Православие называет Его Господь, Бог, но имён у Бога будто бы и нет. Это последствия синодального перевода. В действительности, из еврейского текста мы знаем, как Его приблизительно звали.
«Приблизительно» — потому что в тех рукописях не использовались гласные, а как правильно читался обозначающий Бога набор букв, уже никто не знает. Эту тайну слишком рьяно хранили ветхозаветные левиты. Оригинальные буквы выглядят следующим образом:
Тетраграмматон — тайное имя Бога-Отца на иврите
Называется эта надпись — тетраграмматон. Как же это читалось? Есть две популярные версии.
Версия 1. Яхве. Наиболее распространённый вариант прочтения. В православной версии библии все места, где Бог назван по имени, изменены. Вместо имени пишется «Господь», что искажает смысл оригинального текста и вызывает критику у противников синодального перевода.
Версия 2. Иегова. Используя те же согласные звуки, можно получить и «Иегова». Все мы слышали это имя в связи со скандальной сектой Свидетелей Иеговы. Но ошибка — связывать его исключительно с нею.
Слово древнее и священное. Однако Архиепископ Феофан в магистерской диссертации пришёл к выводу, что Иегова — всё же ошибочное прочтение. Вариант Яхве — ближе к тому, как обращался к Богу пророк Моисей.
Также Бога-Отца именуют:
Адонай — слово, заменяющее имя Яхве, которое нельзя было говорить всуе. Применялось для молитв. Русский аналог — «Господь».
Саваоф — это титул, дополнение к имени Яхве. Примерный перевод — «войска», «воинства». То есть, говоря «Господь Саваоф», мы произносим «Бог воинств». Так мы указываем на могущество Бога. Слово присутствует в синодальном переводе.
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».
(Мал. 2:7)
Элохим — означает «Бог», но написанное во мужественном числе (ед. — «Эль»). Это знак уважения. Примерно так же мы обращаемся друг к другу на Вы, хотя перед нами один человек. В синодальном переводе заменено на «Бог» и «Господь».
Господь — сродни к «господин» или «государь», указывает на высшее положение над другими. Ошибочно называется именем Бога.
В действительности Господом также называют, например, и индуистских богов: «Господь Шива», «Господь Кришна» и т.д. Так что это не имя, а скорее статус.
Во всех случаях речь о Боге-Отце. Кто же он такой? Это тот, кто весь Ветхий Завет (да и Новый тоже) называется Богом. Это демиург, то есть Творец, создавший наш мир за семь дней.
Он — источник всего, верховная личность в христианском, иудаистском и даже мусульманском мировоззрении. Это, опуская прочие богословские разногласия.
Позиция Бога-Отца значительно выделяется в мире древних божеств, так как Он — Единый Бог, символ монотеистической религии. Представить рядом с Богом-Отцом ещё одно божество невозможно в большинстве христианских ветвей.
Бог — это роль, которую способна играть лишь одна, верховная сущность.
Прочие — на ступеньку ниже. А то и не на одну. Даже противник Бога — сатана, и тот недостаточно силён, чтобы оказать Господу достаточное противодействие.
Как выглядит Бог-Отец неизвестно. Библия говорит, что Он сотворил человека по своему образу и подобию, поэтому распространены изображения в виде седобородого старца. Таков Он на иконах Троицы.
Бога-Отца изображают седобородым старцем
Святой Дух — присутствие Бога в мире смертных
Теперь поговорим про Святой Дух. Русский язык чуть искажает это понятие. У нас духами принято называть бесплотные сущности вроде привидений. Здесь же Дух — всепроникающая энергия. Так мы говорим, например, про воинский дух. Но у Святого Духа есть ещё и личность, так что это не просто настроение. Это проявление Бога, Его часть.
В христианстве о Святом Духе говорят неоднозначно. А иудеи вообще считают Его качеством или проявлением Бога. Но православие верит, что Святой Дух — это такой же Бог, истинный. Его задача — входить в сердца людей, освещать земное и делать его одухотворённым, святым, исполненным Божественного.
Примечательно, что на иврите Святой Дух — женского рода. Наш перевод это не передаёт. Евангелие от Иоанна описывает облик Святого Духа:
«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём».
(Е. 1:32)
Этот эпизод мы можем наблюдать на изображениях, посвящённых крещению Иисуса.
При крещении Иисуса люди видели две ипостаси Бога: Христа и Святого Духа
А в Деяниях святых апостолов Святой Дух выглядит как языки пламени:
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
(Д.А. 2:3)
Собственно, иначе и быть не могло. Дух не имеет постоянной физической формы.
Почему Иисус Бог – индийская философия
Понимание этого мирового закона, Логоса, Дао, Слова, было открыто не только грекам, евреям и китайцам, но и Индийцам. Везде были мудрые люди, которые хотели познать суть бытия. и доходили в своих размышлениях до истины и прикасались к ней.
Вследствие причин существует мир, вследствие причин бывают все вещи и все существа зависят от причин и ограничены ими. Они стабильны как вращающееся колесо повозки — стержнем своей оси.
Буддизм. Сутта Нипата 654
Есть в индии народ прозываемый Сикхами. И там дошли до понимания причины вещей. Божественный закон сикхизма. Божественный Закон проявляется через все, Но сам не выразим. Божественным Законом создано все, Законом возносится великое. Божественным Законом различаются благородство и бесчестие, Законом все вещи приводятся к блаженству или несчастью,
В древнеиндийской ведической философии Рита ( само слово родственной нашему слову речь, риторика, что отражает понимание СЛОВА как в библии) – универсальный важнейший космический закон, благодаря которому происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая Космос, человека, нравственность. Рита – это истина в самом широком смысле этого слова, даже боги и их деяния, движение Солнца, погода на Земле и космические законы – это не более чем проявления Риты, не видимой для простых смертных людей («Закон сокрыт законом»). Известны людям законы Рита, которые говорят о целомудрии и нравственном поведении. Друзья, этими истории я хотел бы передать вам ощущение мирового закона, космического начала и порядка, которое огромно, велико и удивительно. Чтобы вы задумались о том, как так получается что в разных углах планеты, люди доходят до одного понимания.
Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом
Иисус Христос — центральная фигура в библии. Даже Ветхий Завет, который повествует о событиях до рождения Спасителя, всё равно акцентирует внимание на Его пришествии.
Множество пророчеств и указаний подогревают многовековое ожидание иудеев. Чувствуется, что вот-вот придёт Мессия, который навсегда изменит мир.
4
столько евангелий написано о жизни Иисуса
В Новом Завете об Иисусе Христе на земле сказано не так уж и много. Всего четыре Евангелия свидетельствуют о Его жизни. Это даёт почву для домыслов и спекуляций.
А потому и оценка личности Христа довольно неоднозначна. Православие видит в нём Сына Божьего — ещё одну ипостась Троицы, равную по силе и значимости остальным. Но с этим согласны далеко не все. Есть иные трактовки событий Евангелия:
Утверждение первое. Иисус был человеком. Иисус при земной жизни в тексте библии ни разу не называет себя Богом. Иисус говорит
«Я и Отец — одно».
(Е.И. 10:30)
Это, как полагают некоторые исследователи, может быть просто философской идеей. Хотя апостол Фома обратился к Иисусу «Господь мой и Бог мой!», тот никак не комментирует эту фразу, оставляя её на совести ученика.
Христос упоминает себя как Сына Божьего, но в некотором смысле все мы дети Божьи.
Утверждение второе. Иисус был пророком. Ислам не рассматривает Христа как Бога, но считает Его одним из величайших пророков Аллаха.
Также Коран отрицает распятие Иисуса. В исламе Иисус Христос — особо почитаемый пророк, известный как Иса ибн Марьям аль-Масих.
Утверждение третье. Иисус был архангелом Михаилом. Этой идеи придерживаются Свидетели Иеговы, опираясь на стих
«Потому что сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с Божьей трубой».
(Фесс. 4:16)
Утверждение четвертое. Иисуса не существовало.Эта идея базируется на малом количестве письменных источников о жизни Христа. Важно понимать, что в своё время Он терялся среди других странствующих проповедников.
Историкам до них не было никакого дела. И всё же есть ряд свидетельств (Иосиф Флавий, Тацит, апокрифы).
Спорить с каждым утверждением сейчас не станем. В следующем разделе изложим православную и самую популярную в христианстве (и в мире) точку зрения.
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Автор письма касается краеугольной истины православного богословия: Иисус Христос – Бог. Вопрос о Божестве Спасителя в истории Церкви являлся центральным в споре с представителями некоторых еретических течений. Самая тяжелая борьба проходила в 4-м веке с арианами. Церковный организм с помощью Божией справился с этой опасной болезнью. Православие отстояли великие защитники истины: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Осия Кордувийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Сейчас сомнения исходят от представителей некоторых сект и ислама. Вопрос этот воспроизводится регулярно с удручающим однообразием. По формулировкам и тону легко узнать, откуда он пришел. Можно перефразировать пословицу: «Задай мне вопрос, и я скажу кто ты». В основе сомнений лежат основополагающие ошибки веры. Одна из главных – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице. А дальше рождаются и другие заблуждения. Итогом является буквализм. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение прикрывается авторитетом Священного Писания. Суть буквализма предельно проста: человек находит слова и выражения, которые ему выгодны и которые, как ему кажется, «подтверждают» его взгляды. Сложился устойчивый набор цитат, который можно назвать золотым фондом современного буквализма: написано «не делай изображений», а вы, православные, делаете иконы; сказано никого не называй отцом, а у вас в храме каждый второй – отец; сказано «не убивай», а вы благословляете воинов и молебны служите и т.д. Буквализм проявляется и в отрицании Божества Иисуса. Используется несколько мест, где Иисус называет Отца Своим Богом: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17). Давайте разрешим принципиальный вопрос: почему Спаситель называет Отца Своим Богом? Потому, что Он воплотился и стал человеком: «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:6-7). После Боговоплощения Иисус Христос имеет две природы и две воли. Приняв на Себя грехи всех людей, пострадав за них до смерти, Спаситель, естественно, называет Отца Богом, а Себя Сыном Человеческим: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Бог не ест, а Иисус ел (Мф.11:19), Бог не может умереть и воскреснуть, а Иисус пострадал на Кресте и восстал из гроба. Здесь он действовал по своему человечеству. Совершенно очевидно, что пока Иисус исполнял эту великую Миссию, Он называл Богом не Себя, а Отца, Который Его послал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин.8:42).
Теперь поставим другой принципиальный вопрос: есть ли в Новом Завете свидетельства тому, что Иисус Христос есть Бог. Множество! Начнем с Евангелия. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог
мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог
» (1:1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Возражение, которое обычно делают на это место очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (1:6), в греческом тексте перед Феос тоже нет артикля. А речь идет личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). А св. апостол Павел пишет: «А о
Сыне
: престол Твой,
Боже
, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя,
Боже,
Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) — Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и
Бога
, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого
Бога
и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Всех отрицающих Божество Иисуса Христа прошу несколько раз перечитать приведенные места из Священного Писания. Можно указать и другие, но и приведенных мест достаточно.
Как избавиться от заблуждений? Надо оставить начетничество. Воспринять Евангелие просто и с любовь как Книгу вечной жизни и тогда сердце раскроется для принятия Господа нашего Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9).
1 ноября 2004 г.
В православии Иисус Христос — и Бог, и человек
Так Иисус человек или Бог? IV Вселенский собор отвечает на этот вопрос иначе — Он богочеловек:
IV Вселенский собор. Рассуждения о происхождении Иисуса
«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын,
один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же,
состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству»
Только в форме богочеловека Иисус, согласно православному учению, мог искупить грех человечества. Иисус — Сын Бога, потому что одной природы с Ним.
Но почему мы говорим, что Иисус Бог и сын Бога? Где в библии говорится, что это так? И нет ли тут противоречия? Разве не может быть или Бог, или Сын Божий?
С православной точки зрения Иисус есть Бог, Сын и человек — всё сразу. То, что Иисус Сын Божий — это указание на Божественную природу, одно естество с Богом-Отцом. По тому же принципу Иуда в библии назван сыном погибели.
Она его не рожала, но он считается носителем этого пагубного явления. Так что Святое Писание даёт фундамент божественности Христа.
Иисус — это существо двойной природы.
Он не сын Бога в простом понимании, ибо не может быть сотворён. Он так же естественно и неразрывно дополняет Бога-Отца, как свет — Солнце. Как говорит библия, Слово было у Бога, и слово это, как мы знаем, — Христос.
Триединство Бога-Отца, Сына и Святого Духа — сложная христианская концепция. Но если мы скажем, что Солнце — это газ, свет и тепло, то примерно сможем представить, как в православной традиции представляется Триединый Бог.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Троица и Библия
Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.
Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.) |
Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.
Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.
Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.