Значение, сущность и символика праздника «Вход Господень в Иерусалим»


Что мы знаем о празднике

Дата: 21

апреля

Статус:

двунадесятый праздник

Событие:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21

).

Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Дата праздника в 2022 году

Вербное воскресенье в 2022 году выпадает на 25 апреля (12 апреля по старому стилю).

Шестая, цветоносная неделя Великого поста (неделя ваий)

Чтения дня в храмах:

  • На утренней службе читается Евангелие от Матфея (21:1-11,15-17)
  • На литургии: Евангелие от Иоанна (12:1-18)

Вербное воскресение, по понятным причинам, — праздник, торжество. Но, приходя с вербами в храм, каждый должен спросить себя: «что я принес моему Богу»? Ведь, из исходя из контекста церковных книг, вербы — это всего лишь знак тех плодов, духовных добродетелей, которые мы должны принести Богу, оканчивая наш покаянный труд. И неся эти пушистые вербочки, мы должны спросить себя: «а что кроме этого принес я Богу, что я приобрел, чему и научился, что я узнал, что сумел сделать, для чего я провел этот пост, оставил ли он след в моей жизни»?

Преодолев эти шесть недель, я вспоминаю о том, что было. Как моряк вспоминает прошедшую экспедицию. Да, я много понял и к прежнему больше не вернусь никогда, да поможет мне Бог. Каждый должен понимать, что настоящей подлинной добродетелью у христианина будет смирение и сопутствующее ей милосердие. Если мы видим, идя в храм, что все идущие с нами люди, все стоящие в храме с нами люди лучше нас… И мы рады тому, что они стоят с нами, и у нас слезы текут из глаз, потому что мы видим братьев и сестер, ликующих с нами, значит мы не зря провели этот пост. А если мы мрачны, обижены, если мы раздражены, значит от этой вербочки, которую мы несём, нет никакого толка.

Священник Константин Корепанов

Вход Господень в Иерусалим. В этот момент люди принимают Христа радостными восклицаниями, люди ожидают увидеть в нем земного царя, мессию поэтому и снимают свои одежды верхние, подстилают их под ноги Иисусу и срезают пальмовые ветви. Так в древности встречали только царей. Мы же, не имея пальмовых веток, встречаем Христа первыми свежими ростками оживающих деревьев, а именно вербы. И у нас Вербное воскресенье тоже проходят особенно торжественно, но мы знаем, что за этой радостью есть и особая скорбь для каждого из нас, ибо Господь из-за наших грехов и ради нашего спасения идет на вольные страдания.

Икона праздника:

В центре иконы — Сам Христос.

Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы,

они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости,

которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24

), а позднее — вознесется на Небо (Деян
1
). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред

.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали:
воцарился Ииуй!
(4 Цар
9
:13).

Пальмовая ветвь

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней

(Лев
23
:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк
13
:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или
Вербным, воскресеньем
(Неделя ваий).

Народные обычаи и приметы на Вербное воскресенье

Русские народные обычаи и поверья тесно связаны со всеми церковными праздниками. И пусть зачастую эти обычаи никак не регулируются православными канонами и живут как бы параллельно с ними, их история исчисляется столетиями и потому они достойны уважения и упоминания. Вербное воскресенье не является исключением в этом отношении.

В этот день принято освящать ветки вербы в храмах. Считается, что сделанный из них букет оберегает жилище от огня, а домочадцев от негативного влияния недоброжелателей. В православии праздник связан с Входом Иисуса в Иерусалим, где жители встречали его с пальмовыми ветвями. Экзотическое дерево произрастает далеко не во всех странах, поэтому принято использовать ветви растений, которые первыми зацветают весной. Вербу связывают с обновлением и началом новой жизни.

Обычаи праздника сформировались еще в древности. Его отмечают в спокойной домашней обстановке. Верующие посещают храм, уделяют много времени молитвам, освящают веточки. Вернувшись из церкви, шутя хлестают ветками всех домочадцев. Считается, что это дарует здоровье на целый год.

Ветками вербы также выгоняли непослушный домашний скот на пастбище, после этого втыкали вербовый под крышу хлева, чтобы животные всегда находили путь домой. Для защиты от болезней проглатывали освященные вербовые почки. Такое действие несёт удачу, а также надежду на успех в новых делах.

Для появления здорового потомства под матрас клали веточки, а жениха и невесту осыпали вербными почками. От головных болей вставляли освященные веточки в волосы.

Чего нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот праздник нельзя выполнять любую работу. Хозяйки стараются приготовить все блюда заранее. Обильная пища не одобряется, традиционно к столу подают различные постные блюда, рыбу. Разрешается выпить пару глотков красного вина.

Народные приметы

Крестьяне с давних пор примечали погоду, чтобы составить календарь посевной и определить, насколько урожайным будет год. Если день выдался теплым и солнечным, то лето пройдет спокойно, без засух и похолоданий. Поэтому возрастает вероятность получения богатого урожая. Ветреная погода принесёт похолодание. Отсутствие заморозков обещает изобилие фруктовых плодов. Студёный, но ясный день- верный признак урожая яровых культур. Если на крышах совсем не осталось снега — май ожидается жаркий.

Существуют и другие приметы. Например, накормить птиц в этот день — привлечь богатство. Другой способ в улучшении материального благополучия — посадка нового цветка.

Вербное воскресенье — светлый праздник с нотками грусти, который всегда символизирует возрождение и надежду на всесильного Господа и Спасителя нашего.

Интересные факты

Что значит «осанна»?


Нажмите чтобы перевернуть

«Шествие на осляти» — как это?


Нажмите чтобы перевернуть

Через какие ворота Христос въехал в Иерусалим?


Нажмите чтобы перевернуть

Почему — верба, и когда её освящают?


Нажмите чтобы перевернуть

Поделиться результатом:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м!
И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́.

И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]