Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события

  • 11 Августа, 2019
  • События
  • Ольга Стрелкова

С точки зрения современных историков, суть крещения Руси князем Владимиром состоит во введении в Киевской Руси в качестве государственной религии христианства. По традиции, согласно летописной хронологии, это событие относят к 988 году. Эта дата рассматривается также как начало официальной истории Церкви в России. Однако вопрос о том, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, на сегодняшний день является дискуссионным. Наряду с указанной называются и другие даты. Об истории крещения Руси кратко будет рассказано в статье.

Предыстория принятия христианства в Киевской Руси

Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.

Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.

После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.

Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.

Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Князь Игорь и христианство

Преемник Олега князь Игорь предпочитал дуалистический подход к религии. Он не боролся ни с традиционной религией, ни с христианством. При этом он не был против их мирного распространения.

Известно, что ещё во времена Игоря здесь была церковь св. Ильи. Во время переговоров с греками после неудачного нападения на Константинополь в 944 г. некоторые из его посланников клялись Евангелием. Затем он заключил торговый договор с Византией и открыл страну для христианских миссионеров.

Княгиня Ольга и отношения с Константинополем

Разбираясь в том, что такое крещение Руси, нужно сказать о той роли, которую сыграла в этом процессе княгиня Ольга.

Она была первым правителем в Киеве, принявшим христианство официально. Наиболее аргументированная версия называет дату – 957 год. Вместе с большим посольством и сыном Святославом она посетила столицу Византии, что известно из сочинения «Церемонии», написанного императором Константином Багрянородным, где Ольга названа архонтиссой, то есть правительницей Руси.

Она делала попытки добиться крещения своего государства и признания его Византией в качестве равного христианской империи. Крестившись, она получила второе имя – Елена. В 959 году она принимала в Киеве греческое посольство, но послать войско на помощь Византии отказалась. В тот же год Ольга направляет к Оттону I, германскому императору, послов с просьбой прислать к ней епископов, а также других священников, чтобы учредить на Руси церковь.

Попытка сыграть на византийско-германских противоречиях правительнице вполне удалась, Константинополь стал уступчивее, и с ним был заключен взаимовыгодный договор. А германские послы вернулись на родину ни с чем. В 960 году на помощь грекам было отправлено русское войско. Оно участвовало в военных действиях под руководством Никифора Фоки, будущего византийского императора, на острове Крит против арабов.

Принятие христианства княгиней Ольгой

Жена Игоря Ольга Киевская – первая христианка из правящей династии Рюриковичей. Ольге не удалось утвердить христианство в Киевской Руси. Но это произошло через 30 лет после её смерти.

После смерти Игоря в 945 г. Она пришла к власти. Княгиня Ольга, вероятно, крестилась в 957 г. в Константинополе. Некоторые источники говорят, что это было в 955 г. Она начала процесс христианизации страны.

Дата крещения Ольги (принявшей крещение именем Елена) окончательно не установлена (даны 955 и 957 годы). Византийская традиция требовала крещения, чтобы принять имя правящего императора. Так и произошло в данном случае – Ольга взяла имя жены Константина VII.

Кажется маловероятным, что Ольга посетила Константинополь дважды – в 955 и 957 годах. Внутреннее и внешнее положение России не позволяло этого. Есть 2 источника, описывающих это событие – Повесть временных лет и Церемониальная книга Византийского двора. Роман датирует крещение Ольги, включая её пребывание в Константинополе, 955 годом.

Между тем Константин VII в Книге церемоний византийского двора, описывая 2 приема княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 года, использует её языческое имя Хельгас (Эльга), а не имя при крещении – Елена.

Таким образом, можно предположить, что крещение произошло после этой даты. Возможно, это произошло даже в начале следующего года. Однако тот факт, что её сопровождал капеллан Григорий, может указывать на то, что она крестилась раньше.

Мнение Василия Татищева

Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.

Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.

Археологические данные

Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.

В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:

  • Киев.
  • Гнездов – недалеко от Смоленска.
  • Шестовица – вблизи Чернигова.
  • Тимерев – под Ярославлем.

Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.

Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.

Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».

В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.

Владимир Красно Солнышко

Официально датой принятия христианства на Руси считается 28 июля 988 года. Сегодня это памятный день, который установлен федеральным законом 1 июня 2010 года. Эта дата в православном церковном календаре (по старому стилю она приходится на 15 июля) является днем памяти князя Владимира, годы жизни которого – 960-1015.

Церковью он назван равноапостольным крестителем Руси, историками – великим, а народом – Красно Солнышко. В 2008 году Архиерейский собор РПЦ постановил совершать 28 июля богослужение в соответствии с уставом великого праздника.

Князь Владимир приходился сыном князю Святославу и Малуше, «вещей деве», которая приняла христианство в Константинополе вместе с бабкой Владимира, княгиней Ольгой.

Его самостоятельное правление началось в 17-летнем возрасте. Как говорит предание, в то время молодой князь был язычником, он любил военные походы и шумные пиры. Однако судьбой именно ему суждено было стать крестителем Руси.

Испытание вер

Как рассказывается в «Повести временных лет», которая веком крещения Руси считает десятый, сначала имело место так называемое испытание вер. К князю Владимиру в 986 году прибыли целых четыре делегации с целью склонить к своей вере русского правителя. Это были:

  • магометане-булгары;
  • «латиняне» из Рима;
  • хазарские евреи;
  • греко-византийцы.

Представители каждого из посольств перечисляли преимущества своей веры. Послы из Волжской Булгарии предложили правителю Руси принять ислам. Когда Владимир спросил, в чем их вера, они поведали князю о соблюдении необходимых обрядов, об обрезании и запрете есть свинину. Среди прочего значилось и табу на употребление спиртных напитков.

Однако было и такое преимущество: Магомет каждому дает по семидесяти красавиц-жен. Владимиру последнее очень понравилось, так как он очень любил женщин. Тогда как обрезание и воздержание от употребления свиного мяса пришлось ему не по душе. А о запрете на вино он ответил фразой, которую сегодня довольно часто цитируют в качестве причины шуточного отказа от принятия мусульманской веры:

Руси веселье есть питие, не можем без того быть.

После этого предложение булгар было им предварительно отвергнуто.

«Латинян» из Рима, присланных римским папой, названных в летописи немцами, князь отослал, сказав им, чтобы возвращались туда, откуда пришли, так как еще отцы не приняли этой веры.

У хазар-иудеев князь поинтересовался, где находится их земля. А в ответ услышал, что Бог рассеял их по всему свету. Тогда Владимир заключил, что, если бы Бог любил иудеев и их закон, он бы не допустил их расселения по чужим землям. «Может, и нам вы этого хотите?», — возмутился князь.

Посланца из Византии, который в летописи назван за его мудрость Философом, Владимир слушал продолжительное время и с большим интересом. Тот поведал о законах христианства, рассказал историю Иисуса. Киевский князь заинтересовался, но и на этой вере пока не остановился, взяв время для размышлений.

Нет на земле такой красоты

Правитель стал советоваться со своим окружением, и было принято решение испытать веру дополнительно. Через год, в 987-м, князь решил сам отправить гонцов в разные земли, чтобы узнать, как служат Богу другие народы. Возвратившись, гонцы рассказали, что наиболее всего их впечатлила служба в Царьграде, то есть в Константинополе.

Она их просто-таки восхитила. Посланники сообщали, что во время проведения церковного обряда они не знали, где находятся – на земле или на небе, так как не видели на земле зрелища такой красоты. Согласно летописи, подумав, Владимир решил креститься по правилам греческого обряда, и был поддержан ближними боярами. Однако крещению Руси Владимиром предшествовал еще ряд событий.

Русская Православная Церковь

Статья председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента, посвященная 1030-летию Крещения Руси.

В «Ипатьевской летописи» есть особо ценный эпизод, относящийся к 984-986 годам. В нем описано посольство представителей разных стран к князю Владимиру Святославичу и выбор киевским правителем новой религии.

После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа.

Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию Православия.

Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя.

Владимир был сыном князя Святослава Игоревича — язычника и полководца, вызывавшего уважение у предводителей славянских племен, печенегов и даже византийского императора. В то же время отец Крестителя Руси имел представление о справедливости и чести, о чем свидетельствует его обычай предупреждать противников о начале военных действий словами «иду на вы!» Присуще ему было стремление к ограничению собственных потребностей: Святослав просто одевался, питался в походах тем, что мог найти, спал на земле, подложив седло своего коня под голову.

Мать князя Владимира Малуша была служанкой княгини Ольги, как гласит «Ипатьевская летопись», ее «милостницей». По мнению Д.И. Прозоровского, она помогала княгине раздавать милостыню, и отсюда можно сделать вывод, что она тоже, как и сама княгиня, была христианкой.

Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира.

По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства.

Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога.

Если быть внимательным к тексту летописи, то сразу можно отметить, что среди иностранных посетителей были только представители монотеистических религий. Скорее всего, визит иноземных подданных инициировал сам князь, поскольку далее следует повествование о том, как Владимир Святославич отправляет гонцов в те страны, из которых прибыли посланники, чтобы узнать, кто «как служит Богу».

В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины.

Князю Владимиру было не чуждо следование голосу совести — тому неотъемлемому нравственному закону, который Бог вложил в душу каждого человека (см. Рим. 2:14-15). Даже тот, кто не ведает Творца, может следовать этому естественному ориентиру, помогающему контролировать мысли и поступки, или же заглушить его в себе и предаться порочной жизни. Этот же внутренний голос помогает человеку познать Бога.

Не случайно жизнь князя Владимира и его деятельность сравнивается с жизнью и служением апостола Павла. Савл, как его звали до крещения, предавал на мучения и смерть христиан. Но только Богу — Единому Сердцеведцу (см. Деян. 15:8) было известно, что не жестокость руководила им, а ревностное желание прославить Творца и защитить иудейскую веру. Именно поэтому, когда Спаситель явился гонителю верующих на пути в Дамаск, тот с готовностью откликнулся на призыв Божий: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6).

Так и князь Владимир, следуя призыву совести, неизменно стремился узнать Истину. С детства приученный относиться к вере как к важной составляющей жизни человека, Владимир Святославич сделал все, чтобы должным образом почтить богов. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя.

Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного.

Вслед за открывшимся ему новым знанием последовало и постижение истинной веры. Подобное произошло и с заточенной в башне великомученицей Варварой. Через размышление и изучение природы она пришла к убеждению, что есть только один Творец этого мира, а затем уже она узнала о Христе.

Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII Палеолог, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства.

Как гласит тропарь равноапостольному князю, желая найти «бесценный бисер — Христа», просветитель Руси исполнил слова Священного Писания: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Поэтому, когда князь услышал слова православного философа, он откликнулся на них всем сердцем и пожелал узнать, зачем Иисус Христос претерпел распятие. Тогда философ поведал ему о смысле Искупительной Жертвы и о евангельском описании Страшного Суда. И далее летопись гласит, что просветителю Руси «запали эти слова в сердце», поскольку он услышал то, к чему стремился и о чем говорил Спаситель: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

За этим последовало крещение и чудесное исцеление князя Владимира от настигшей его слепоты, которое вновь возвращает нас к событию уверения первоверховного апостола Павла.

«Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он» (Деян. 9:13), — усомнился тогда в достоинстве Савла принять крещение священнослужитель Анания, и до сих пор подвергают критике искренность намерений князя Владимира некоторые люди. Но Спаситель, Который и в первые века христианства, и во времена служения равноапостольного князя, и поныне все Тот же (см. Евр. 13:8), предвидел преображение души Крестителя Руси, и теперь уверяет смущающихся: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян. 9:15).

«Вечерняя Москва»/Патриархия.ru

Как крестился князь Владимир?

Прежде чем принять христианскую веру, в 988 году Владимир захватил Корсунь. Сейчас там находится город Севастополь. Он потребовал в жены Анну, являвшуюся сестрой византийских императоров Константина VIII и Василия II, которые были соправителями. В противном случае он грозился напасть на Константинополь.

Оба императора дали согласие, но в свою очередь выдвинули требование Владимиру о необходимости его крещения. Ведь они не могли отдать сестру замуж за иноверца. Правитель Киевской Руси не возражал, и братья отправили Анну в Корсунь.

Там же Владимир и его дружинники приняли крещение. Обряд был совершен Корсунским епископом, который после этого провел и церемонию бракосочетания. Князем в крещении было принято имя Василий, в честь одного из правящих императоров.

Существует предание, что в Корсуни Владимир ослеп, но как только он был крещен, произошло исцеление. И тогда князь воскликнул, что теперь он познал Бога истинного. После вступления в брак с византийской царевной Владимир всех своих жен и наложниц отпустил.

Принятие православного христианства князем Владимиром: причины и мотивы

Решение было принято Владимиром Святославовичем. В его понимании язычество уже не было государственной религией. Язычество не могло на тот момент развития державы объединять нацию как прежде.

Князь Владимир, пришедший к власти благодаря помощи команды викингов и языческой элиты в 980 г., реформировал языческую религию. Он утвердил славянский пантеон божеств: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь (божества полян, древлян, северян, дреговичей, кривичей и словен).

Однако через некоторое время князь обнаружил, что без введения новой государственной веры (вместо поддержания почитания племенных божеств) он не сможет объединить страну. К тому же Киевская Русь тогда существовала практически в окружении христианских стран.

Митрополит Киевский Иларион (XI в.) объясняет мотивы князя Владимира так:

«И его мысли были в его сердце, чтобы понять тщету идолопоклоннической лести и искать единого Бога, Который сотворил всё видимое и невидимое. Он всегда слышал больше о благосклонности греческой земли, христианской и сильной вере, о том, как поклоняются и почитают единого Бога в Троице, как в них действуют силы, чудеса и знамения, как наполняются церкви человеческие, как весы и град верующих стоят перед ним».

Причины крещения Руси

Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.

К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.

По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.

После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.

Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.

Вот ряд предпосылок для крещения Руси.

  1. Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
  2. Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
  3. Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
  4. Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.

Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:

  1. Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
  2. Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
  3. В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
  4. Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
  5. Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
  6. Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.

Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.

Во что верили на Руси до крещения

Верой на Руси до крещения было славянское язычество. Люди, населявшие территории рядом с реками Волга, Днепр, Дон, жили в тесном контакте с природой и наделяли особыми свойствами привычные и понятные современному человеку явления.

Так как письменность появилась на Руси только в IX веке, до XXI столетия не дошло ни одного документа с описанием верований предков. Исследователи даже не могут до сих пор сказать о точном количестве богов в славянском пантеоне. Не сохранилось и описаний языческих обрядов и ритуалов, которые совершали люди. Большинство сведений историки почерпнули из свидетельств византийцев и других гостей Древней Руси.

View this post on Instagram

A post shared by Виктор Рэй (@v1cr4v)

Примерно так выглядели идолы древних славян
В пантеоне славян были высшие и низшие боги. Особенно почитался Род, которого считали создателем всего сущего. Также на Руси существовал особый культ бога Перуна, покровителя молний. Верили славяне и в богиню плодородия, которую звали Земля.

Предки верили и в низших богов — те, по мнению славян, тоже влияли как на окружающий мир, так и непосредственно на жизнь людей. Например, домовой — покровитель домашнего очага. А леший способен запутать человека в лесу. Исследователи думают, что славянское язычество имеет индоевропейские корни. Заодно предки могли частично позаимствовать верования у ираноязычных кочевников — скифов и сарматов.

Крещение киевлян в днепровских водах

В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.

Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.

Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.

Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.

Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:

Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!

В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.

Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.

Крещение Киева князем Владимиром (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)

После возвращения в Киев, князь Владимир разрушил языческие святыни и собственноручно бросил в Днепр статую Перуна. После прихода духовенства из Византии он способствовал массовому крещению людей в Днепре.

Варяжский завоеватель и объединитель государства теперь стал мирным и милосердным правителем. Он запрещал законодательно идолопоклонство. В Киеве князь Владимир построил знаменитый десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и Преображенскую Церковь. Также он основал первую школу на Руси.

Иерархически Киевская Русь была подчинена патриархату в Константинополе и получила митрополию в Киеве. Этой митрополии подчинялись архиепископства в Чернигове и Переяславе, и епископства в Белгороде, Новогрудке и Полоцке.

Во время правления князя Владимира Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату. Также она поддерживала контакты с Римом. Об этом свидетельствует миссия из Рима в 988 г., которая привезла в Херсонию мощи святых Климента и Тита.

В 991 г. пришло послание от Папы Иоанна XV. 1000 посланников Папы Сильвестра II привезли мощи святых: Вита, Аполиния, Бенедикта и других святых для храмов, которые массово возводились на территории Киевской Руси.

Распространение христианства на Руси

После Киева христианство стало приходить и в другие города. Речь идет о Чернигове, Полоцке, Турове, где были созданы епархии. В целом процесс крещения Руси растянулся на несколько столетий, так как наблюдались случаи массового сопротивления. Поэтому на некоторых территориях происходило насильственное насаждение новой веры.

При этом культовые языческие сооружения подвергались разрушениям, на сопротивлявшихся обрушивались репрессии. Но следует особо отметить, что в большинстве случаев причины были политическими, противодействие касалось именно антикиевского аспекта, а не антихристианского. Кроме того, были и другие причины: социальные, культурные, бытовые. Тогда как религиозные стояли отнюдь не на первом месте.

Так, Иоакимовская летопись (данные подтверждаются археологическими раскопками 20 века) сообщает, что активное сопротивление введению христианства наблюдалось в Новгороде. Там волхвы выступали против князя Глеба.

Жители города были крещены в 990 году. Это было сделано епископом Иоакимом вместе с Воробьем Стояновичем, новгородским посадником. При этом им оказывалась военная помощь киевским воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Первый из них приходился дядей князю Владимиру и братом его матери – Малуши.

Восстание волхвов было подавлено в 1024 году Ярославом Мудрым во Владимиро-Суздальской земле. Аналогичные события произошли и в 1071 году.

Согласно сведениям, известным из традиционной церковной истории, в Муроме и Ростове сопротивление продолжалось вплоть до 12 века. Сначала два посланных в Ростов епископа были оттуда изгнаны, а третий, по имени Леонтий, много трудился для утверждения веры христиан.

Лишь епископ Исаия окончательно окрестил ростовчан. Он взошел на кафедру в 1078 году. К этому же периоду относятся и события, отраженные в Житии Авраамия Ростовского, который сокрушил идол Велеса, а на его месте воздвигли Богоявленский монастырь.

Из всех славянских племен дольше всех сопротивлялись вятичи. В 12 веке их просветителем был печерский инок, преподобный Кукша, который принял мученическую смерть.

Крест против Перуна — почему русичи выбрали веру врагов?

Принятие в 988 году христианства князем Владимиром Святым и последующее крещение Руси самым прямым образом повлияли на судьбу предков нынешних русских, украинцев и белорусов, а косвенно — на судьбу всех народов, с Русью связанных.

Почему же нашим выбором стало христианство, а не что-то иное?

Сразу отметим принципиальный момент: при выборе религии у Владимира не было альтернативы между православием и католичеством, поскольку на две конфессии христианская церковь раскололась 60 с лишним лет спустя. Конечно, противоречия между византийскими патриархами и римскими папами существовали и в конце X века, но по причинам, скажем так, географического и логистического характера, христианство Владимиру все равно пришлось бы принимать у византийских миссионеров.

Для римских понтификов созданное на рубеже IX-X веков князем Олегом государство с двумя главными городами Новгородом (на севере) и Киевом (на юге) было чем-то очень далеким и неизвестным по сравнению, например, с мусульманской Северной Африкой. Зато византийцы знали о Руси многое.

Праздник поражения

Знакомство началось, как водится, с военного столкновения. В 860 году прибывшее то ли на 200, то ли на 360 кораблях войско киевских князей Аскольда и Дира разорило окрестности Константинополя, но затем отступило; по одной версии — пресытившись добычей, по другой — в силу Божественного вмешательства.

Относительно Божьей воли легенда говорит, что константинопольский патриарх Фотий после молебна погрузил в воду Покров Пресвятой Богородицы, и начавшаяся буря разметала эскадру русичей.

Если подобная церемония имела место и язычники-славяне о ней знали, то случившееся было хорошим поводом задуматься о могуществе христианского Бога. К слову, связанный с этими событиями праздник Покрова Богородицы и в наши дни широко отмечается православными России, Украины и Белоруссии, которые, получается, празднуют поражение своих предков.

Следующий поход русичей под предводительством Олега (907 год) был вполне успешным, поскольку византийцам пришлось откупаться и подписывать выгодный для славян договор. Однако два похода князя Игоря 941 и 943 годов фактически обнулили достижения Олега, укрепив в глазах славян авторитет как византийцев-ромеев, так и покровительствовавшего им Бога.

Археологические находки показывают, что первые христиане на Руси появились уже при Олеге, а при вдове и преемнице Игоря княгине Ольге процесс был, что называется, санкционирован сверху.

Пример подала сама Ольга, посетившая в 955 году Константинополь и крещенная самим патриархом. Помимо религиозного в этом акте был и политический смысл: правопреемница Римской империи как бы признавала молодое славянское государство партнером.

Византийцы явно хотели получить какие-то выгоды и прежде, чем встретить Ольгу со всеми подобающими почестями, несколько дней продержали ее в Суде (гавани Константинополя). Однако княгиня добилась того, чтобы быть крещеной «на самом высоком уровне», и при этом не связала себя какими-либо обязательствами. Не случайно император Константин, забыв о всех церемониях, с досадой бросил ей на прощание фразу-упрек: «Переклюкала ты меня, Ольга».

Она его действительно «переклюкала». Когда с ответным визитом из Константинополя в Киев прибыли послы то ли требовать, то ли просить «даров и войско», ответ княгини был достаточно саркастичным: «Когда царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде, тогда пришлю ему дары и войско».

Ольга Святая

Ольга так и не сделала новую веру государственной религией. Возможно, не хотела слишком зависеть от Византии, откуда только и могли быть присланы необходимые для христианизации целой страны священнослужители. Но причина, скорее, крылась в другом: подросший для самостоятельного правления князь Святослав оставался упертым язычником.

А Византию он вдобавок еще и воспринимал как главного геополитического противника, поскольку стремился расширять территорию своего государства за счет Балканского полуострова.

Княгиня скончалась в самый разгар борьбы, которую ее сын вел против ромеев за обладание Болгарией — страной славянской и христианской. Войну Святослав проиграл, а на обратном пути погиб в засаде, устроенной по наущению византийцев кочевниками-печенегами (972 год).

Новым киевским князем стал его сын Ярополк, рожденный неизвестной матерью, но в законном браке. Еще один рожденный в этом же браке сын Олег стал князем сохранявшей частичную автономию древлянской земли. Но был еще и третий задействованный в династических раскладах сын — Владимир, рожденный как бы вне брака, некоей «рабыней»-ключницей Малушей. На самом деле понятие «законного» и «незаконного» брака в случае, когда речь идет о язычниках, является очень зыбким. «Рабыня» Малуша, судя по имени, вполне могла быть дочерью убитого по приказу Ольги древлянского князя Мала. И сын рабыни при жизни Святослава правил не где-нибудь, а во втором по значению городе Руси — Новгороде, являвшемся своего рода воротами в Северную Европу. Правящую же элиту Руси составляли уроженцы Севера — норманны-варяги-викинги. Владимир, судя по имени, тоже был норманном, и соплеменники служили в его дружине. Один из них — Олаф Трюггвасон — позже стал крестителем Норвегии.

Кто начал братоубийственную борьбу, не совсем ясно. Сначала, вроде бы Олег отказался повиноваться Ярополку, был им разбит и погиб случайно, свалившись в ров при бегстве. Владимир, тоже ожидая карательных санкций, бежал к варягам, но вскоре вернулся в Новгород с новой сильной дружиной. Двинувшись на Киев, по дороге захватил Полоцк, убив правившего там князя Рогволода с двумя сыновьями, предварительно изнасиловав дочь Рогволода Рогнеду.

В 978 году Владимир санкционировал ликвидацию явившегося к нему на переговоры брата Ярополка, что было полным беспределом. А в 980 год взял Киев.

Вообще в летописях не принявший христианство Владимир предстает полным злодеем, но грех братоубийства летописцы с него пытались снять, возложив вину на злого советника Блуда.

Все логично, поскольку жертвами братоубийства были князья Борис и Глеб — первые официально канонизированные русские святые. Однако если брать не дату канонизации, а дату гибели самого мученика, то первыми русскими святыми следует считать княжеского дружинника Федора и его сына Ивана.

Ивана язычники, по призыву волхвов, решили принести в жертву. Федор погиб, пытаясь защитить сына. Считается, что их гибель впечатлила Владимира, склонив его к новой вере, хотя, возможно, трагедия произошла до его вокняжения в Киеве. Факт, что на месте гибели отца и сына Владимир позже возвел старейшую на Руси Десятинную церковь.

Очевидно, что количество христиан на Руси к началу правления Владимира было довольно значительным, а язычество находилось в стадии разложения. Собственно, практика человеческих жертвоприношений обычно язычниками как раз и используется для консолидации паствы.

Владимир свое правление и начал с того, что установил пантеон из шести языческих богов — Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса, Семаргла и Мокоши, Перун считался главным, но почитаемого во многих местах Велеса в пантеон почему-то не взяли. Скандинавский Один с семейством вообще выносился за скобки.

Естественно, у многих русичей к персональному составу пантеона возникали вопросы. Признавать же всех подряд языческих богов каждого новоприсоединенного племени, как показывал римский опыт, тоже было бессмысленно.

Кризис языческих верований наложился на экспансию христианства и стремление Владимира вписать Русь в число, скажем так, международно признанных государств, придерживавшихся единобожия.

Широко известная легенда рассказывает, что, решив выбрать монотеистическую религию, Владимир рассмотрел четыре альтернативных варианта, приняв соответствующих эмиссаров.

Первыми прибыли посланцы от волжских булгар, предлагавшие мусульманство. Князю не понравился запрет на спиртные напитки, поскольку, по его словам, «Руси есть веселие пити». Пьянство для русичей действительно было привычным способом снятия напряжения, зато мусульмане допускали многоженство, что вероятно, также имело значение для сластолюбивого князя. Но Владимир, вероятно, смотрел на ситуацию глубже. Ведь полигамия создавала в обществе дополнительный конфликт, когда богатые могли позволить себе несколько жен, а у бедняков риск остаться в вечных холостяках, напротив, искусственно повышался.

После мусульман явились посланцы римского папы, но упоминание о них выглядит явной вставкой. Христианство, как указывалось, было единым, а финальная реплика Владимира в адрес католиков звучит непонятно: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Посланцев Хазарии, предлагавших иудаизм, он отверг, напомнив, что как государство Хазария была ликвидирована отцом его Святославом, и вообще, «своей земли» приверженцы этой религии не имеют. Князю же религия требовалась для консолидации и усиления государства и лишь во вторую очередь для удовлетворения духовных потребностей.

Конечно, значение духовного фактора Владимир не оспаривал и именно на него сослался, заявив, что рассказ об искупительной жертве Христа «запал ему в сердце».

Чудо в Корсуни

Итак, выбор был сделан, но получать мандат на христианизацию от Византии следовало не в качестве скромного просителя, а так сказать, с позиции силы.

Владимиру помогло то, что ромеи сами сделали первый шаг: император Василий II обратился к нему за военной помощью с целью ликвидации мятежей Варды Склира и Барды Фоки.

Помощь была предоставлена в обмен на обещание императора выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Однако, разгромив соперников, Василий II отказался от обещания, что привело к походу древнерусских дружин на Корсунь (Херсонес) — административный и религиозный центр Крымской епархии.

Точная дата осады города варьируется между 987 и 989 годами, а ее ход в разных источниках также излагается по-разному. Согласно самой распространенной версии, некий житель Херсонеса по имени Анастас пустил в лагерь славян стрелу с привязанной к ней запиской, советуя перерезать трубы, по которым вода подавалась в город.

После сдачи Корсуни Анастас был осыпан наградами, а византийский император согласился выдать свою сестру за Владимира, настояв, однако, чтобы князь принял христианство. По другой версии, толчком, обратившим князя в новую веру, стала поразившая его слепота, от которой он чудесным образом исцелился, согласившись принять крещение.

В общем, летописцы противоречат сами себе, подавая крещение как импровизацию, а не как результат сознательного выбора. Хотя летописи, конечно, составляли разные люди, не всегда подгонявшие свое творчество под ранее написанное предшественниками.

Зато летописцы дружно и с удивлением оценивают видимые признаки духовного перерождения князя. 800 наложниц, содержавшихся в Вышгороде, Белгороде и селе Берестове разогнаны. Пятерых законных жен князь отпустил, выделив им земельно-денежные отступные и признав в качестве единственной официальной супруги царевну Анну.

Матерый грешник стал образцом христианской доброты и благочестия, но такое перерождение представляется вполне вероятным. Политики могут искренне проникаться теми идеями, которые считают наиболее целесообразными, а Владимир был именно политиком, но и живым человеком, ранее ничем себя не сковывавшим. У таких духовное перерождение проходит особенно искренне и бурно.

Огнем и мечом

Особый вопрос — насколько крещение было добровольным? С главной силовой структурой — дружиной — проблем, похоже, не возникло, поскольку благополучие дружинников зависело от их сюзерена, и вступать с ним в конфликт по религиозному поводу, видимо, никто не собирался.

В Киеве все тоже прошло гладко — в форме массового крещения в днепровских водах. Идолов из ранее организованного Владимиром языческого пантеона сбросили в Днепр.

Проблемы возникли в регионах. С полевыми боями происходило крещение вятичей. Капища сжигали, упрямых волхвов и приверженцев старых богов убивали. Во многих случаях речь шла даже не столько о противостоянии новой вере, сколько о борьбе против условного центра в лице Киева за остатки своей автономии.

Особенно нагляден в этом смысле пример Новгорода, который, по словам летописи, воевода Путята крестил мечом, а воевода Добрыня огнем. Фактически речь шла о полноценной боевой операции с захватом в заложники потенциальных предводителей, поджогом домов самых упрямых язычников и масштабными уличными боями. Но когда такое силовое крещение завершилось, с остатками язычества Новгород распрощался довольно быстро. По большому счету и с учетом славянского менталитета выбор веры действительно оказался удачным. Говорят, что в России тяжесть законов смягчается необязательностью их исполнения. Проповедуемая христианством покорность властям предержащим накладывается на саботаж спускаемых сверху указаний политического, экономического или религиозного плана. И если указания правильные, то рано или поздно они приживутся. Как говорится, стерпится — слюбится.

Возможно вам будет интересно:

  • Как потомки Чингисхана освобождали Гроб Господень
  • Остромирово Евангелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси

  • Христианство для избранных. Почему гностицизм конкурировал с церковью несколько веков

  • Крипта черной Сары. Католики-цыгане нашли для себя собственную святую
  • Торговля индульгенциями привела к расколу католической церкви

  • Европейские Рюриковичи — язычники рерики пали под ударами захватчиков-христиан

  • Почему хан Боняк протянул руку помощи своим врагам?
  • Славянская звезда. Наши предки появились в то же время, что и греки с индусами
  • Замри-гора: место магических обрядов скоморохов
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]