Библия дьявола – одна из самых зловещих книг в мире. Она содержит не только тексты священных писаний, но и предполагаемый автопортрет Сатаны. Есть также сведения о существовании адописных и черных икон, поклоняясь которым люди молятся нечистой силе. Подобные артефакты нередко повергают христиан в ужас. Что представляют собой эти предметы? Стоит ли бояться подобных вещей?
Сведения о Библии дьявола
Это огромная книга, которая представляют собой рукопись. Согласно гипотезе она была обнаружена в начале XIII столетия в монастыре в городе Подлажице, на территории Чехии.
Легенда гласит, что книгу создал чернец, которого за тяжкий грех заставили за ночь переписать весь текст Библии. Осознав, что с этой задачей самостоятельно справиться нельзя, мужчина призвал на помощь дьявола. Но Сатана согласился только с тем условием, что монах нарисует его портрет на одной из страниц.
Почерк, которым написана книга, нехарактерен для того времени, буквы похожи на печатные. Примечательно, что на странице 290 находится странная картинка, на которой, вероятно, нарисован Сатана.
А также присутствует некий текст. Буквы отличаются от тех, которыми написана остальная часть книги. Такое ощущение, что этот отрывок создал другой человек.
«Это реально дорого»: Василиса Володина озвучила стоимость часа ее консультации
Лиловые волосы – мечта загадочных красавиц: подборка эффектных образов
Каша на завтрак, зубная нить: изменения в распорядке дня снижают риск деменции
Не нужно искать сатану там, где его нет
Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».
Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.
Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.
О контекстах жеста в православной иконографии
Такой жест для священных изображений не является редкостью.
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века
А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).
Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века
Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».
Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.
Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век
Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»
Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?
Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»). Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?
Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.
Тайны зловещей книги
Странно, что артефакт дожил до двадцать первого века. Ведь инквизиция должна была давно уничтожить его. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос о том, кто писал эту книгу. Но предполагают, что она была кому-то выгодна.
Библия дьявола хранилась в разных странах. Сначала она находилась в Венгрии, потом в Швеции. Затем книгу демонстрировали в Германии, в США. До 2007 года артефакт хранился в Чехии, в королевском музее. Затем его перевезли в национальную библиотеку.
Согласно преданию каждого владельца книги ожидает страшная участь. Есть поверье, что для избавления от проклятия артефакт надо выбросить из окна.
Адописные иконы
Эти предметы можно воспринимать как насмешку над религией. В средневековых источниках немало сведений о подобных артефактах.
Адописные иконы – изображения, в которых под одним рисунком скрывается другой. На первом спрятана нечистая сила. Когда краска высыхала, на образы адских созданий накладывались лики святых, Христа. Первый раз о таких иконах упоминается в Житие Василия Блаженного. Согласно преданию святой подошел к стенам города, на которых виднелась икона Богоматери. Люди молились лику и считали его чудотворным. А Василий бросил в икону камень. Люди поразились такому поведению. Но святой объяснил, что на иконе скрываются темные силы. Когда с изображения сняли краску, оказалось, что там действительно нарисован черт.
Как просто и быстро убрать с обивки пятна от джинсов: простая инструкция
Убираем все вещи из машины: безопасные способы парковки с защитой от взлома
Как добиться естественного результата при мелировании волос: 5 лучших способов
Согласно преданию адописные иконы использовали колдуны, чтобы наказать глубоко верующих людей. Подкинув христианину такой предмет, маг заставлял его молиться не Богу, а дьяволу.
По другой версии, созданием этих икон занимались еретики. Некоторые из них не принимали церковных реформ, появившихся в XVII веке. И с помощью таких изображений пугали верующих, которые одобряли изменения правил. Другие были против нарушения заповеди «Не сотвори себе кумира». Создавая такие изображения, еретики выражали свой протест.
Немного истории
Впервые об адописной иконе говорится в «Житии» Василия Блаженного, относящемся к 16 веку. Там описан эпизод, когда почитаемый юродивый на глазах потрясенной толпы бросил камнем в считавшуюся чудотворной икону Богородицы, которая находилась на Варварских воротах. Под слоем краски, отбитым камнем, обнаружилось изображение черта. По мнению историка Б.А. Успенского, в этом эпизоде ярко продемонстрировано представление народа о том, что оба изображения – и явное, и скрытое, неразрывно связаны и что скрытое, нижнее, влияет на явное, верхнее.
Сам термин «адописные (адописанные) иконы» употребляли в основном старообрядцы. Во второй половине 19 века в газетах и литературных произведениях появились публикации об адописных иконах, однако речь в них идет только о довольно поздних иконах, письмо на которых выглядит дешево и неискусно. Их упоминает в повести «Запечатленный ангел» и писатель Н.С. Лесков, уделявший большое внимание духовно-христианской жизни России и живо интересовавшийся иконописью. Однако никаких артефактов, то есть материальных свидетельств их так и не было найдено, а наличие нижнего загрунтованного слоя на некоторых иконах могло объясняться тем, что «богомаз» просто испортил изображение, и ему пришлось грунтовать его и рисовать все заново. Во всяком случае, нет никаких свидетельств, чтобы при реставрации старинных икон под верхним слоем обнаруживалось какое-либо богопротивное изображение.
Черные иконы
Эти изображения носят немного другой характер. На адописных иконах дьявол и темные силы спрятаны под слоем краски. На черных они показаны открыто.
Лик святого искажен. К изображению пририсовываются рога или копыта.
Нередко черные иконы пародируют библейские сюжеты, например Богоматерь с Младенцем, Троицу.
И конфеты тоже можно: диетолог рассказал, что из сладкого не вредно есть утром
В NASA придумали «вечные» шины для велосипеда. Их не надо подкачивать воздухом
Специалисты твердят, что к 2035 году человечество перейдет на искусственное мясо
Такими предметами часто пользуются колдуны.
Кому и зачем это нужно
Феномен адописных икон муссировался в прессе XIX века преимущественно в контексте излюбленной «теории заговоров». Поскольку к инакомыслию и любому вероисповеданию, отличному от официального православия, царское правительство относилось крайне неблагосклонно, а вероотступничество считалось тяжелым уголовным преступлением, слухи о всяческих мифических кознях иноверцев и еретиков пользовались большой популярностью и нередко приводили к настоящим трагедиям. Ярким примером тому служит так называемый «кровавый навет» на евреев, обвиняемых в якобы совершаемых ими ритуальных убийствах христианских детей, за что первые неоднократно подвергались зверским погромам. Похожая ситуация складывалась и вокруг адописных икон. В создании подобных скрытых изображений обвиняли староверов, якобы боровшихся таким образом с образами западного «фряжского письма», или представителей секты жидовствующих, выступавших против поклонения иконам как такового.
Оправдан ли страх верующих
Стоит ли бояться адописных и черных икон? Некоторые христиане беспокоятся о том, что в церкви может находиться такой предмет, замаскированный под чудотворный образ.
Если вспомнить случай с Василием Блаженным, через этого праведника Бог раскрыл тайну адописной иконы. Если бы в современном мире возникла такая необходимость, Господь сделал бы то же самое с помощью какого-нибудь благочестивого человека. Поэтому опасаться не стоит.
Помимо этого исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь мифами, которые не подкреплены реальными фактами.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Мошенничество или безобидная шалость
Совсем иные мотивы в создании подобных изображений усматривал писатель Николай Лесков, сам некогда увлекавшийся иконописью. В повести «Запечатленный ангел» его персонаж приобретает у недобросовестного бродячего торговца икону, которая оказывается адописной. Подлог перед горемычным покупателем разоблачает другой торговец: «…колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик». Однако тут же выяснилось, что вовсе не из добрых побуждений второй торговец разоблачил обман, а лишь затем, чтобы самому получить заказ и поживиться. «И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…», – завершает рассказ герой Лескова.
Максим Горький же на собственном примере заставляет задуматься, не могли ли легендарные адописные иконы быть следствием обычной шалости иконописца. Вспоминая период, когда он сам еще ребенком работал в иконописной мастерской, Горький в беседе с мемуаристом Ильей Сургучевым признавался, что получил там прозвище «дьяволенок», поскольку от отсутствия веры так и норовил подбить товарищей по цеху пририсовать святым рожки. Когда же покидал мастерскую, один из друзей специально для него сделал икону с изображением румяного дьявола с рожками, которую Горький, по словам Сургучева, так и хранил у себя всю жизнь как память.