Что скрывает Храм Гроба Господня – история и обзор святыни


Храм Гроба Господня (храм Воскресенья Христова) – иерусалимский храм, комплекс построек, возведенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, главная святыня, а с IV века место паломничества христиан всего мира.

Последние 5 стояний Крестного пути Иисуса на место казни находятся под сводами храма Гроба Господня, который расположен в Старом городе Иерусалиме, в Христианском квартале. Комплекс построек культового сооружения – штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Взгляд сквозь века

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.

В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.

В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.

Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.

Исторические факты

Место погребения Христа почитается с давних времен, можно сказать, что еще самые первые христиане считали это место святейшим. Еще при постройке огромной церкви Константином I, его мать Елена провела раскопки, с помощью которых удалось раздобыть Гроб Господень, гвозди и три креста.

Кувуклия на всех фото представлена в прекраснейшем виде, но мало кто знает, что старое сооружение погибло в пожаре, который случился в 1808 году. Уже в 1810 году была сооружена новая конструкция, которая сохраняет свой вид до настоящего времени. При возобновлении здания были взяты в основу параметры кувуклии, которая находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. К сожалению, в 1927 году вследствие землетрясения состояние конструкции было подпорчено. Данное событие привело к тому, что здание пришлось укрепить по боковым стенам с помощью балок. Таким образом, сегодня есть возможность у паломников всего мира почитать данную достопримечательность.

Экскурсии по Израилю

  • $60
    Иерусалим 3-х религий
  • $65

    Иерусалим христианский

  • $50

    Иерусалим обзорный, Яд ва-Шем

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, © Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Голгофа, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.

Придел Разделиша, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2022 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Камень миропомазания, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Существующие части

Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:

  • католическая церковь;
  • греко-православная;
  • эфиопская;
  • сирийская;
  • антихалкидонская армянская;
  • коптская.

Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:

  • православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
  • римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
  • к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Службы в Храме

Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.

Греко-православные службы:

  • по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
  • в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).

С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.

Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Физик о благодатном огне

Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Передача Благодатного огня

В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал: «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Русская духовная миссияв Иерусалиме

Храм Воскресения Христова — главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют — храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

Камень помазания миром

При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников. Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб», помещенная на стене.

Голгофа

Направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 28-ми ступеням на святую Голгофу.

Во время жизни Христа эта гора была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся самой позорной смертью. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос. Это место называется «Темница Христова». Она располагается в северной части храма Воскресения, на противоположной стороне от Голгофы.

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями. На самой же Голгофе во II в. император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает «Лобное место». Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, — из-за множества находившихся там черепов преступников. Но главное, что, согасно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос. Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновении к одному из крестов женщина воскресла.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых.

С правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп. Эта трещина и теперь просматривается донизу, где находится придел Адама.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Православный Престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы, который расположен справа от православного.

Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в.). Здесь также видны остатки древних византийских мозаик. Престол является реконструкцией архитектора Антонио Барлуцци.

На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя к Кресту (Мф. 27:33-36). Серебряный католический престол был пожертвован в храм Фердинандо Медичи в XVI в. Стены придела украшены мозаичными картинами, на одной из которых изображено библейское событие жертвоприношения Авраама, который по повелению Бога, благодаря своей любви к Богу и вере в Его Промысл, готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. Это событие является прообразом Жертвы Христовой, когда Небесный Отец ради любви в человечеству отдал Своего Единородного Сына на Распятие.

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Придел Адама

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел, устроенный под Голгофой. Это придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама.

В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня — хранилище святынь, где можно в определенное время припасть к частице Животоврящего Древа (в окладе византийского импрератора Мануила) и мощам великих святых Церкви.

Придел Тернового венца

Выйдя из предела Адама и пройдя направо, паломник подходит к пределу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из Претории — Верховного Судилища, где происходило осуждение Христа на смерть. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Этот придел принадлежит Греческой Церкви.

Придел обретения Животворящего Креста

От этой часовни паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры, на самом полу устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху в скале видно окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.

Придел разделения риз Господних

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к Приделу разделения воинами риз Господних7

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс 21:19). Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте: «Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк 15:24). Они разделили между собой, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и они не пожелали рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.

Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают ег приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось копье Лонгина. На лицевой стороне престола есть иображение копья.

Придел Лонгина сотника

Далее по галерее паломник подходит к греческому Приделу святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54). Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Темница Христова

Далее по галерее, на противоположной стороне храма от Голгофы, в северной части храмового комплекса, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, очень темная, которая в одно время на Страстной седьмице плакала. Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании, находится в Санктуарии храма (у Придела Адама).

Придел Марии Магдалины

Шагах в десяти от Темницы Христовой находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

Гробница Иосифа Аримафейского

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста тело Спасителя положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.

На этом месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Кувуклия Гроба Господня

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения.

Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад — вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича.

По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских. Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами.

Ввиду особого благоговения к этой величайшей Святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне. Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всему творению, Кто был Создателем всего мира. Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос…

На стенах Кувуклии, как снаружи, так и внутри, выгравированы тексты пасхальных песнопений: «Воскресение Христово, видевше…», «Яко Живоносец…» и др.

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд три Божественных Литургии: в 12 часов ночи — греческая Православная, за ней — армянская и третья — католическая.

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в Чине Святого Огня, который смволизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня га Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады. В XVI в., когда армяне при помощи турок, надеясь получить Благодатный огонь самостоятельно, не пустили православного Патриарха в храм Воскресения в Великую Субботу, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну, свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Кафоликон

Посередине храма Воскресения находится его главный Придел — Кафоликон, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли, соответственно словам Псалма Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверхпо ступеням — вход на Голгофу, налево — в ризницу.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

«Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя».

— «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

По Евангелиям

Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому, находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]