Понятие благоговения из словарей
В. Даль объяснял благоговение как «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!» Развивая эту мысль, Даль уточняет, что благоговеть – это и «смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется».
У С. Ожегова под благоговением понимается «глубочайшее почтение».
Прочитав определения лексикографов, мы можем в первую очередь соотнести понятие «благоговения» с отношением к Высшим силам, Богу; возможно, правителям или старшему поколению.
Благоговение помогает поддерживать физическое здоровье
В ходе еще одного исследования группы Стеллар и Гордон было установлено, что у людей, которым, по их собственному мнению, благоговение свойственно в большей мере, чем другим, лучше действует иммунная система. В группе из 94 студентов у тех, кто сообщил, что испытывает позитивные эмоции чаще, чем негативные, обнаружился более низкий уровень хронических провоспалительных цитокинов.
Провоспалительные цитокины могут быть полезны в определенных случаях, если тело повреждено или болеет, однако их постоянно повышенный уровень ассоциируется с такими хроническими состояниями, как диабет, болезни сердца и депрессия. Благоговение оказалось единственной позитивной эмоцией, которая с большей вероятностью связана со стабильно низким уровнем провоспалительных цитокинов.
Чувство благоговения не только улучшает благополучие человека на индивидуальном уровне, но может послужить ключом к решению серьезных общественных проблем, добавляет доктор Крэйг Л. Андерсон, психолог-исследователь из Университета Калифорнии – Сан-Франциско.
Исследование его группы было проведено с участием группы ветеранов войн и группы молодых людей из районов со слабо развитой инфраструктурой, для которых был организован сплав на плотах по горной реке. Цель состояла в том, чтобы изучить влияние природы (именно о ней чаще всего говорят люди, испытывающие чувство благоговения) на психологическое благополучие этих людей. У всех участников уменьшилось проявление симптомов ПТСР и улучшились показатели общего ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и степени ощущения связанности с окружающими, объясняет Андерсон.
Еще одно исследование группы Андерсона говорит о том, что люди, склонные испытывать благоговение, проявляют больше любознательности – как по собственной оценке, так и по оценке своих друзей. Это сочетание благоговения и любознательности, возможно, является причиной лучшей академической успеваемости среди учеников старших классов (установлена его связь с более высоким уровнем самоэффективности, трудовой этики и академической успеваемости).
«Это принципиально важные для общества вещи, – говорит он. – Наше исследование показывает, насколько большое значение опыт благоговения может играть в жизни людей». Эти открытия могут помочь в работе по исцелению психологических травм ветеранов или по преодолению некоторых факторов, создающих неравенство в районах со слабо развитой инфраструктурой.
Автор: Сара Ди Джулио
Источник: nbcnews.com/better/lifestyle/why-scientists-say-experiencing-awe-can-help-you-live-your-ncna961826
Перевод Кирила Меламуда
Как трактуют понятие благоговение богословы
Святитель Афанасий Великий считает благоговение «состоянием, необходимым для богопознания», а Иоанн Златоуст именует благоговением «состояние души, необходимое при чтении Священного Писания».
Богословско-литургический словарь даёт более расширенное описание благоговения. Своими словами передать смысл содержания можно так:
- Прежде всего, благоговение – это чувство. Приближаясь к Богу в молитве, присутствуя на церковной службе, участвуя в Таинствах, к христианину приходит чувство сродни озарению, толчку, и с этого момента в нём развивается чувство благоговения. Он вдруг начинает понимать, для чего все эти ритуалы, в чём суть молитвы и ощущает присутствие Бога.
- Далее христианин продолжает жить воцерквленной жизнью. Ему искренне необходимо единение с православным миром, и его жизнь делится на «до» и «после» момента озарения.
- В это время к верующему приходит чувство восторга, трепета, глубочайшего уважения к Богу, понимание того, как Господь велик и могущественен. Христианин недоумевает, какова же велика сила Бога, и он проникается глубокой любовью к Отцу небесному. Это чувство немного напоминает уважение, почитание и любовь к земным родителям, только сюда ещё добавляется безусловное доверие и принятие всего, что происходит в мире. Верующий знает: если что-то есть, значит Богу так угодно. Он не спорит с Господом даже в мыслях. На самом деле такое отношение может быть у человека и к земным своим близким, но едва ли оно остаётся неизменным в течение жизни.
- Благоговея перед Богом, человек понимает: всё, что ни делается, в итоге приведёт ко всеобщему Спасению, всё – Божий промысел. Главное, не переусердствовать в своём желании положиться целиком на волю Божью, а стараться совершать добрые дела, укреплять православную веру в себе и ближних, ведь Господь так любит своих земных «детей», что не препятствует их действиям и не наказывает до последнего. То есть, Он не искореняет всё зло, которое видит, хотя он против зла. Можно сравнить эти ситуации с тем, как отец растит ребёнка, но когда-то отпускает его и лишь со стороны наблюдает за его жизнью, стараясь без необходимости не вмешиваться. Те, кто опекают своих чад до старости, растят их несамостоятельными и порой не очень ответственными, что навредит им же в дальнейшей жизни. Так же и Бог – видит всё, но не всегда наказывает, даёт человеку возможность самому или при помощи знамений прийти к праведной жизни. Так вот, чувствующий к Богу благоговение, понимает всё это. У него нет сомнений, что Господь желает ему и всем в мире добра.
- Христианин, относящийся к Богу с благоговением не позволит себе шуток или осуждений Господа не только со своей стороны, но и услышав от тех, с кем общается. А сам он не упоминает имени Божьего напрасно.
- Наконец, благоговея перед Всевышним и, соответственно, всем, что он создал, христианин с уважением и без осуждения воспринимает всех людей, несмотря на различия во взглядах и мировоззрении, в том числе, верующий перед ним или нет.
Красочно и точно выразился о состоянии благоговения перед Богом апостол Павел:
«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и нисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, им и к Нему, Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36).
Значение слова благоговение
понятие, определяющее глубокое уважение к Богу, как в помыслах, так и поступках. По своему содержанию оно неотделимо от благочестия как религиозного чувства. После крещения Руси в 988 г. это понятие заняло одно из центральных мест в рус.
мысли. Как отмечал Зеньковский, особенностью православного аскетического благочестия было стремление не к отвержению, а к преображению и освящению мира. Флоровский писал, что сама
рус.
икона свидетельствует «
о сложности и глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта
». Образцом Б. для
рус.
человека был
Сергий Радонежский, с его еще отроческой безраздельной отданностью Богу. Свой вклад в сохранение подлинного благочестия церкви внесло старообрядчество. Характерным для православно-христианского понимания благочестия было творчество А. С. Хомякова, с его живой и глубокой личной религиозностью. Видимая церковь была для него первореальностью, «соборностью
», проявлением церкви невидимой, в к-рой каждый человек в Б. и духовном единении с
др.
людьми и с Богом находил себя. Киреевский, постоянно общавшийся со старцами Оптиной пустыни и обладавший подлинным религиозным опытом, суть веры, коренящейся во внутреннем средоточии личности, усматривал в единении личного духа, в его цельности (и даже «
всей цельности человека
» с Богом). Одной из сокровенных тем Достоевского было постижение силы человеческого покаяния, добра и благочестия. Согласно К. Н. Леонтьеву, ценна только та любовь к людям, к-рая питается из христианской веры, Б. перед Богом. В нравственной философии
В. С. Соловьева («Оправдание добра
», 1897) Б. наряду с жалостью и стыдом является одной из вечных основ человеческой нравственности, коренящихся в природе человека. Оно выражает должное, любовное отношение человека к высшему началу, внутреннее подчинение и преклонение перед ним и составляет «
индивидуально-душевный корень религии
». Вера в Бога, неотделимая от веры в объективное значение добра в мире (поскольку Бог и есть абсолютное Добро), является «
естественной религией
» и позволяет человеку делать добро сознательно и разумно, ибо воля Отца, согласно Соловьеву, говорит через разум и совесть человека. Однако не всякая вера вполне совпадает с истинным Б., а только та, предмет к-рой является достойным, и лишь в случае достойного отношения к такому предмету. Б. и благодарность человека по отношению к Богу неразрывно связаны с Б. по отношению к предкам, через к-рых (в смысле наследственности и созданной предками среды) высшая воля определила существование данного человека, и с Б. по отношению к «
провиденциальным
» людям, продвигавшим человечество по направлению к совершенству. Настоящее Б., согласно Соловьеву, не зависит от знания к.-л. теологических, религиозно-философских или научных учений, а есть факт реального, действительного ощущения человеком присутствия и действия в нем Божества. Субъективную неправду неве- i рующих людей Провидение стремится также оправдать, направляя их энергию на полезные земные дела. Окончательный нравственный смысл жизни, или совершенное Добро, Соловьев определяет как триединство «
любви нисходящей
» (по отношению к материальной природе), «
любви уравнивающей
» (по отношению к людям) и «
любви восходящей
», или высшего Б., любви к Богу, обусловливающей первые два вида любви. Флоренский сущность Б., или любви к невидимому Богу, понимал как пассивное открытие сердца человеческого перед Богом и ожидание активного ответного откровения, нисхождения энергий Божественной любви. Глубокое понимание природы Б. встречается также в работе
Франка «Смысл жизни
» (1926): в этом чувстве человек открывает единство парализующего страха перед бездонной и беспощадной бездной бытия и гармонии, радостного покоя перед величием и неизъяснимой полнотой того же бытия. «
Благоговение, — писал он, — есть «страх Божий», страх, дарующий слезы умиления и радость совершенного покоя и последнего приюта
». В понимании
Н. О. Лосского в живом религиозном опыте, наполненном чувством Б., Бог, или Божественное Сверхчто, открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как наиболее совершенная ценность. С т. зр. Н. О. Лосского, религиозность является «основной, наиболее глубокой чертой
» характера
рус.
народа.
◘ Л и т.: Мистическое богословие. Киев, 199\;Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984; Леонтьев К Н. Собр. соч.: В 9 т. М, 1912–1913; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // С о ч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. М., 1990; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992;ЛосскийН. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Schultze В. Russische Denken. Wien, 1950.
В. Л. Курабцев
Почему сложно дать определение благоговению
Нет точного синонима понятию благоговения. Сказать, что это трепет, страх, восторг или глубочайшая преданность – нельзя, потому что этих слов недостаточно для описания ощущения величия Бога.
Наверное, в том-то и дело, что это надо почувствовать, чтобы понять? Как в земной любви: пока мы сомневается, испытываем ли глубокое чувство к своей половинке, это сложно назвать любовью, как и невозможно описать словами, как узнать это чувство. Только когда уже любим, мы твёрдо знаем, что любовь есть в нашем сердце.
Однако чувство благоговения может и не прийти просто так, если мы не впускаем Бога в свою привычную жизнь: не молимся, не следуем заповедям Божьим, не изучаем духовную литературу, не посещаем храм. Но стоит вовлечься, полюбить христианские традиции и соблюдать их – жизнь заиграет другими красками, и в нашей душе найдётся место для неведомых ранее чувств.
Видео по теме: Что такое благоговение по мнению священника Димитрия Беженарь
Святые отцы о благоговении
По словам Паисия Святогорца, благоговение является необходимой чертой характера не только монахов, но и истинных христиан. Святой Паисий учил отличать благоговение от благочестия, когда все делается хорошо, но при этом не всегда прилагается разум и сердце.
Преподобный Паисий Святогорский
Благоговеющий перед Господом человек наполнен радостью, от него исходит особое внутреннее тепло.
Святой Святогорец подчеркивал, что без страха Божьего, внутренней скромности и духовной четкости пребывать в благоговейном состоянии невозможно. Христианин, вкусивший состояние благоговейности, отличается тонкими и аккуратными движениями, ощущая около себя постоянное присутствие Ангелов, Творца и святых.
В уме благоговеющего человека постоянно живет уверенность, что его тело — храм Бога Живого, нашего Спасителя, Иисуса Христа. Такой человек с почтением относится к иконам и Святому Писанию, никогда не будет использовать печатное издание, на котором написано имя Господнее, для своих хозяйственных нужд.
Простым примером благоговения могут служить христианки, которые с радостью и великим почитанием выполняют самую черновую работу в храме, а при этом их лица светятся от радости особой теплотой, ведь они служат Самому Богу, считая это за честь.
Значение
Толковый словарь нам тоже не облегчит задачи. И читатель сейчас поймет почему. Итак, значение слова «благоговеть»: «Относиться с благоговением к кому-нибудь (или чему-нибудь)». Наверное, для того чтобы добраться-таки до истины, придется рассмотреть и существительное тоже. Благоговение – это глубочайшее почтение. Вот так, наконец-то что-то начинает проясняться. Как будто был туман, а сейчас он постепенно рассеивается.
Происхождение
Кто-то считает, что история помогает понять современную реальность, другие, что в учебниках нет ни слова правды. Третьи думают, что история – это мертвый пласт времени, который ничему не учит. Кто прав? Неизвестно. Но ясно одно: нам поможет раскрыть тайну объекта исследования этимологический словарь. К счастью, значение слова «благоговеть» там зафиксировано.
Этимологический словарь утверждает, что объект исследования – это старославянская калька с греческого eulabeisthai, где eu — «хорошо, благо», labeisthai — «уважать».
Все это прекрасно, но мало что объясняет. Кажется, что если бы вместо «благо» было «сильно», тогда бы многое стало ясно. А в нашем случае ничего пока непонятно, но мы попробуем обратиться к другим словарям, чтобы как-то развеять мрак.
Как получить благоговение
Данное понятие является не только средством духовного возрастания, но и основой всей православной жизни. Если проанализировать всю духовную жизнь, то многие заметят тот факт что очень часто случаются такие ситуации, когда причины являются следствиями. Каждый верянин знает, что будет страшный суд, когда все станут перед Христом и сможет увидеть все свои недочеты в жизни.
Нужно понимать что само благоговение тесно связано с покаянием. Оно просто не может без него существовать. Когда православный человек приходит в храм на службу в выходной день он должен обязательно пройти Таинство исповеди и покаяния. Только после этого он получит благоговение перед Богом.