Жизнь христианина в условиях современности: проблемы сохранения веры и культурных традиций

Мы научены нашим Богом, что наша душа дороже всего мира (Мф. 16:26).


Мы знаем, что город заставляет желать всего, что в нем есть, и это противно воле Божией. Христос хочет, чтобы мы желали Царствия Небесного, а всё остальное приложится.

Нет пустыней, и всё развитей цивилизация. Как вести духовную жизнь, когда все больше города и все меньше села? Что помогает в духовной жизни в мегаполисе?

Приведем ответы современных православных христиан, поделившихся своим опытом жизни по Богу в большом городе. Итак, они замечают, что необходимо несколько вещей.

Быть внимательным к духовной жизни

Легко отпасть от Христа, если не следишь за своими мыслями, желаниями, поступками. Во главу угла необходимо ставить духовное чтение Писания. Надо быть внимательным к своей духовной жизни. Писание будет питать сердце и душу. Необходимо уяснить толкование и понять, как это применить в конкретной жизни. «Веру в себе необходимо хранить и развивать», – так говорит программист Андрей, усвоивший заповедь Евангелия: «Услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Быть внимательным к глазам, ушам, чувствам – это необходимо для чистоты сердца, верности в браке и целомудрию до брака.

Самое важное: не знаю как, но полюбить Иисуса Христа и соотносить с ним всё, каждое решение, каждое направление мысли, да хоть каждый шаг.

Выделять время для веры, чтобы не осуетиться

Господь учит нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).

Владислав, преподаватель воскресной школы, говорит, что необходимо бросить курить, алкоголь не пить или минимум, и то не чаще раза в неделю в непостные дни. Сон и еда – не истощать себя и не излишествовать.

Анна делится, что в городе вокруг сплошная суета, гонка с утра до ночи. И шум… шум, в котором человек не то что Бога – он себя не слышит, поэтому надо специально посвящать время Творцу и душе.

Студентка-христианка привела цитату преподобного Амвросия Оптинского: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем».

Остерегаться уныния и отчаяния


Фото: Flickr.com
После расставания, разведённого человека мучает сильное уныние, отчаяние, страсти. Иногда он пытается отчаянно доказать своей второй половинке, что та ошиблась и показать, что он чего-то стоит. Это может привести к беспорядочным связям, обману, манипуляциям, которые опустошают душу, особенно если вторая половинка непреклонна. Самое важное, чего стоит остерегаться христианину после развода:

  • Уныния. Оно считается тяжким грехом, который подталкивает к пьянству, даже суицидам. Всё это считается тяжкими грехами в церкви. Священники в таких случаях советуют чаще ходить в храм, молиться, читать молитвы перед иконой «Нечаянной радости» или «Неупиваемой чаши»;
  • Лихорадочных попыток обустроить быт, жениться, найти половинку. Это часто провоцирует внебрачные связи, поспешные браки и ошибки, которые стоят здоровья и могут сильно навредить как самому человеку, так и окружающим. Особенно, когда выясняется, что в новом браке проблем становится не меньше, страдают дети;
  • Зацикливания на себе, в ущерб делам, детям. Погружаясь в переживания, человек может переступить грань нормальности, забросить быт, детей, впасть в отчаянное положение. В такой ситуации ему, да и всем близким становится плохо;
  • Очернения бросившего человека, осуждения. Хотя в некоторых случаях невозможно не осуждать человека, но это его выбор. И только он несёт за него ответственность перед Богом.

Первое время важно молиться, посещать храм, дать душе успокоиться. Можно посоветоваться с духовником, как вести себя дальше, посетить психолога. Главное восстановить душевное равновесие, силы, чтобы справиться с ситуацией.

Молитва

Анна советует: «Необходимо всегда стараться помнить Бога. Если куда-то идёшь, готовишь, убираешь, работаешь руками, нужно всегда молиться, благодарить Господа. Мне это тоже очень помогает».

Владислав: «Как можно чаще прибегать к нерассеянной молитве».

Мария: «Не отступать от утренней и вечерней молитвы. Если есть еще некое правило, соблюдать его. Молиться перед началом работы, в том числе компьютерной, и по окончании».

В городе вообще по природе больше страха, потому что всё больше здесь зависит не от природы, а от человека, механизировано всё до предела. Тут больше стрессов. Поэтому необходимо устойчивое молитвенное правило. Андрей, верующий бизнесмен, замечает: «Для хранения Веры и Любви во Христе я стараюсь соблюдать ежедневное чтение Священного Евангелия, утренние и на сон грядущий молитвы, они воспитывают совесть мою и рождают страх греха во всяком деле».

«Когда страшно самой или за чью-то жизнь, – говорит христианка, – молитва заполняет ум и сердце, вытесняет страх, успокаивает, смиряет и дает силы жить дальше. Я очень люблю ночью смотреть на огоньки в окнах соседних домов. Часто приходит мысль, что мне дано увидеть только маленький кусочек мира, который помещается в моё окно, а Господь заботится о каждой душе, о каждом человеке. Нас так много, и у всех свои скорби и радости. Я чувствую, что я такая маленькая, а Господь такой Большой. Мне радостно молиться ночью, когда город спит. Гаснут огни в домах, а на небе горят звёзды. В такие минуты понимаешь, насколько близко к нам Бог и как Он ждёт каждого из нас».

Сергей, молодой веб-дизайнер, убежден: необходимо верить, что все события в жизни происходят по воле Божьей. «Тогда остаёшься спокойным, не раздражаешься и молитва есть и на сердце легко».

Как сегодня быть православным

Занимая такую позицию – видя в миру как хорошее, так и плохое, – мы можем иметь православное мировоззрение, то есть жить с православным взглядом на всю жизнь, а не только на узкоцерковные вопросы. Существует неверное мнение, которое, к сожалению, слишком уж распространено ныне, что достаточно иметь православие, ограниченное церковным зданием и нормальной «православной» деятельностью типа молитвы в определенное время или крестного знамения; в остальном же, согласно этому мнению, можно жить, как все, участвуя в жизни и культуре нашего времени без всяких проблем постольку, поскольку мы не совершаем греха.

Всякий, кто понял, насколько глубоко Православие и насколько глубоки обязанности серьезного православного христианина, а также какие обязанности накладывает на нас, какие тоталитарные требования предъявляет нам современный мир, легко видит, как ошибочно это мнение. Или ты – православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Наше православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но и во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознают христианской ответственности за мирскую сторону нашей жизни. Человек же с подлинно православным мировоззрением любую часть своей жизни живет, как православный.

Спросим здесь поэтому: как можем мы в нашей повседневной жизни питать и поддерживать православное мировоззрение?

Первый и наиболее очевидный путь – быть в постоянном соприкосновении с источником христианского питания, со всем, что Церковь дает нам для нашего просвещения и спасения: церковными службами и святыми Таинствами, Св. Писанием, житиями святых, писаниями св. отцов. Следует, конечно, читать книги, которые находятся на твоем уровне понимания, и применять церковное учение к своим собственным жизненным ситуациям и обстоятельствам, тогда они окажутся плодотворными, направляя и изменяя нас по-христиански.

Но часто эти основные христианские источники не оказывают на нас полного воздействия или же вообще не воздействуют на нас, потому что мы не занимаем правильной христианской позиции по отношению к ним и к христианской жизни, которую они должны вдохновлять. Попытаемся понять, какой должна быть наша позиция, если мы хотим получить от них подлинную пользу и если они должны стать для нас началом подлинного православного мировоззрения.

Прежде всего, христианская духовная пища по самой природе есть нечто живое и питающее; если же наше отношение к ней носит чисто теоретический и книжный характер, то мы не получим от нее тех благ, которые она может дать. Поэтому, если мы читаем православные книги или интересуемся Православием только чтобы получить информацию или чтобы хвастнуть своим знанием перед другими, мы не видим сути; если мы учим заповеди Божии и закон Его Церкви только для того, чтобы «правильно» поступать и судить о «неправильности» других, мы не видим сути. Они не просто должны оказывать влияние на наши идеи, но должны непосредственно касаться нашей жизни и менять ее. Во время любого великого кризиса человеческих дел те, кто полагается на поверхностное знание законов, канонов и правил, не могут выстоять. Сильными окажутся те, кому православное образование дало чувство того, что есть подлинное христианство, те, чье православие находится в сердце и способно затронуть другие сердца.

Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представление об общих целях Православия, понимающего некоторые службы – и при этом не осознающего, что же происходит вокруг него. И он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна – это как живет большинство, а вторая – как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-нибудь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким образом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень соблазнительная, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность – если только человек не был научен тому, как защищаться от ее вредного воздействия и как воспользоваться преимуществами того доброго, что есть в мире.

В этом смысле наша позиция должна быть приемлемой и нормальной, т.е. она должна прилагаться к реальным обстоятельствам, а не быть плодом фантазии, ухода от жизни и отказа смотреть в лицо неприятным явлениям окружающего мира. Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь людям в повседневной жизни, наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит души; мы должны в первую очередь ответить трезвой христианской любовью и пониманием, оставляя исихазм и высшие формы молитвы тем, кто способен их воспринять.

Наша позиция не должна быть и эгоцентричной, а такой, чтобы обращаться к ищущим Бога и духовной жизни. Сейчас везде, где есть сложившаяся христианская община, существует искушение превратить ее в общество для взаимных поздравлений и восторгов от наших добродетелей и достижений, красоты наших церковных зданий и утвари, великолепия наших служб, даже чистоты нашего учения. Но истинная христианская жизнь, начиная с апостольских времен, была всегда неотделима от того, чтобы делиться ею с другими. Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении «миссионерского отдела»; огонь подлинного Православия есть лишь нечто, что мы храним для себя и чем мы похваляемся, когда мы мертвые, погребающие мертвых, а именно в таком состоянии и находятся сейчас многие из наших православных приходов, даже те, где много молодежи, если они не вживаются глубоко в свою веру. Недостаточно сказать, что молодежь ходит в церковь. Нам надо спросить, что несут они туда, что выносят они из церкви, и если они не воспринимают Православие всей своей жизнью, тогда напрасно говорить, что они ходят в церковь.

В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что Церковь сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.

Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым», и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которые мир никогда не сможет понять, но в которых, в глубине сердца, он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть – назову по недостатку лучшего слова – невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в Церковь и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и по-мирски опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.

В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви – нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.

Внешнее проявление христианства

Мария, преподаватель, мама и научный сотрудник университета: «Нет разницы, где я нахожусь. Но есть некоторые практические моменты. Видишь храм – перекрестись. Проходишь мимо иконы, в том числе дома, – тоже. Надо стараться всегда помнить, что Бог тебя видит и что у тебя есть Ангел Хранитель, постоянно к ним обращаться и благодарить».

Обязательно, по мысли давно воцерковленного христианина, необходимо добросовестно относиться к своей работе и пытаться участвовать в каких-то добрых делах во Славу Божию.

К. говорит: «Я стараюсь помогать морально и материально тем, кто в этом нуждается: заболевшим друзьям, детям из сиротского приюта, бездомным животным. Это всё помогает мне сохранять веру».

Можно ли спастись?


Фото: Azbyka.ru
Бог приготовил нам испытания, не сравнимые ни с чем, что было раньше. Так происходит с каждым поколением людей – у каждого свои проверки на прочность и свои соблазны. Изменить время своего появления на земле человек не властен, но найти путь к жизни Будущего Века можно всегда.

Наше значение в том, что мы христиане, люди Христа. А значит, спасение наше именно в Нём.

Исполнять евангельские заповеди, делать добрые дела, проявлять терпение, очищаться от греха исповедью, соединяться с Господом во время Святого Причастия, все это доступно в любом веке. Поэтому путь спасения открыт в любое время. Бог с нами, он не изменился совершенно, несмотря ни на какие изменения науки и техники.

Другое дело, что у людей нет времени и сил на то, чтобы выполнять то, что может их спасти. Ведь это величайший труд, требуется понуждение себя на молитву, посещение храма, подготовку к принятию Святых Даров. Недаром в Евангелии сказано:

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12)

Таким образом, нужно отложить смартфон и пойти помолиться, выключить компьютер и почитать Евангелие. Отказаться от веселой поездки на шашлыки в воскресенье и пойти в храм. Не каждому это по силам, ведь в смартфоне столько интересного, занимательного. Компьютер дает еще более широкие возможности для развлечений. А друзья обидятся, если отказаться от пикника с ними.

Вот и оказывается, что побеждает соблазн, все дальше и дальше отдаляя человека от Церкви.

Память смертная

Помогать могут даже мимо проезжающие катафалки. Помни последняя своя.

Татьяна полагает: «Когда помнишь, что тебе умирать, перед глазами встают все грехи, особенно те, которые всегда скрывала… Это очень помогает вести покаянный образ жизни».

Ирина вспомнила, как была на отпевании в монастыре, когда провожали известного в Одессе старца-священника: «После похорон начинаешь задумываться о том, что всё и все имеют срок».

«По службе, – говорит верная, – я бухгалтер и знаю, что всему есть срок, надо отчитываться за всё. Несмотря на погоду, на развлечения, на желание, на отношения на работе, придет дата и надо сдать отчёт. Так вот, придет время и надо будет ответить за все свои грехи, только я не знаю, когда оно придет, необходимо быть всегда готовым, а в мире очень много отвлекающих моментов. И начинаешь жить и думать, зачем это делать и к чему это приведет».

Стоит ли жениться после развода христианину?


Фото: Flickr.com
Второй брак может стать повторением тех же ошибок, если нет исправления. Стоит подумать о детях, за которых приходится нести ответственность, если они остались. Любые отношения после развода могут оказаться ошибкой, усложнить жизнь как самому человеку, так и его близким. Чаще всего они выливаются в ещё большие переживания, чем после развода.

Прежде, чем решиться на повторный брак, отношения, стоит задуматься о следующих вещах:

  • Готовы ли вы взять ответственность за нового человека в своей жизни перед Богом? Или брак нужен для того, чтобы наладить быт, решить хозяйственные, сексуальные вопросы, не быть одному?
  • Если вторая половинка осознает ошибку и захочет вернуться, вы готовы начать всё сначала? Может, лучше не вступать в новые отношения, пока всё ещё живо?
  • Примут ли новый брак дети? Особенно, если вынуждены жить вместе с одним из родителей?

На вопрос о семейной жизни после брака церковь не даёт однозначного ответа. Одним стоит жениться, наладить жизнь, другим лучше остаться в одиночестве. Только молитва, чтение духовной литературы, советов святых старцев помогут найти человеку ответ на этот вопрос.

Благодарность

Филадельфийка нашего времени сознается: «Прежде всего я за всё, что происходит в жизни, благодарю Господа. Читаю благодарственную молитву, акафист «Слава Богу за всё». Это помогает мне понимать и принимать все события моей жизни как проявление Божественной любви. Мне часто не хватает собеседника, и тогда я понимаю ценность молитвы как возможность беседы с Господом».

Вера в большом городе – победа над одиночеством, над страхом и слабостью. Христиане в мегаполисе могут быть хранителями Предания веры и церковной жизни. Необходимо всегда быть в Церкви, помнить, что ты христианин. А значит – верный Иисусу Распятому душой и телом.

Иерей Андрей Гавриленко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]