Как проходят похороны у русских, описание похоронных обрядов и традиций

Есть только два события, которые обязательно происходят с каждым живым существом без исключения: рождение и смерть. И одно и другое сопровождается большим количеством обычаев и ритуальных действий. Особенно это касается смерти и последующего погребения. Современный ритуал похорон значительно сокращен: у русских в древности погребение занимало столько же времени, сколько и свадебные гуляния. Ниже — о том, как менялись похоронные ритуалы с глубокой древности до наших дней.

Стихии в похоронных ритуалах

То, что следует делать с телом усопшего, с древних времен определялось местными обычаями и зависело от того, какой стихии поклонялось население. Тела после смерти сжигали, хоронили в земле, предавали усопших воде. И даже подвешивали в воздухе, на ветвях деревьев.

Взаимоотношения народа со стихиями отличалось от региона к региону. Среди древних славян были рыбаки, земледельцы, воины. Русское язычество прошло и через огнепоклонничество. Поэтому нельзя говорить о том, что русские традиции похорон были едины по всей территории.

Немалое влияние на местные обычаи похорон имели соседи. Так, северные племена, много веков контактировавшие со скандинавами, хоронили мужчин и женщин в огне и воде: снаряжали похоронную ладью, отправляли ее на воду и поджигали. Отражение традиции долгое время наблюдалось в форме гробов — их делали похожими на лодки, по сути, просто выдалбливали из колод.

Соседи степняков-азиатов предпочитали насыпать над умершими мужчинами и женщинами курганы из земли или возводили «домовины» — невысокие землянки, своего рода деревянные склепы. Но и в этом случае покойника сжигали перед тем как хоронить в земле. Верили, что вместе с дымом во время похоронного ритуала душа покойника отправляется на небо, а прах, соединившись при погребении с землей предков, хранит потомков.

Постепенно, по мере того как основным видом деятельности у мирных славян становилось земледелие, похоронные обряды русских стали тесно связаны с землей. На это повлияла и господствующая религия, православное христианство. Только с момента крещения Руси огненное погребение было постепенно заменено привычным сегодня преданием тела земле.

Традиции похорон на Руси

К похоронным обрядам на Руси всегда относились с благоговением и серьезностью. С давних времен до нашего времени дошло огромное количество традиций, связанных с похоронами. Причем смысл многих традиций давно забылся, а люди и сейчас хоронят, как делали предки, веря в сакральное значение своих действий.

Ниже приводятся самые распространенные традиции похорон у православных:

  • Находящийся на смертном одре просит прощения у тех, кого обидел, и сам прощает обидчиков.
  • На кладбище присутствующие обходят гроб, кланяются, просят прощения у почившего, целуют в лоб.
  • Гроб опускается в землю изголовьем на восток.
  • Обряд погребения включает «запечатывание» покойного в земле. Процедуру проводит священнослужитель.
  • Хоронить христианина с музыкой неправильно. Похороны православных проводит священник.
  • Родственники скончавшегося заказывают в церкви Сорокоуст – каждодневное поминовение.
  • На могиле христианина ставят крест, либо памятник с изображением креста.
  • Вопреки расхожему мнению, употреблять пищу на кладбище нельзя.
  • На могиле самоубийцы креста не должно быть. К самоубийцам церковники не относят людей, скончавшихся от несчастного случая или преступного нападения.

ВАЖНО! Днями поминовения умерших принято считать пять суббот (Мясопустную, Троицкую, три Родительских), также Радоницу, день Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Древнейшие погребальные обычаи

Вера в загробную жизнь присуща каждой культуре. Отличаются только представления о том, на что похож загробный мир. Для одних это место вечных страданий души покойника, для других — место пиров и праздности. Третьи видят загробное существование как окончательное успокоение души в блаженстве. Объединяет культуры одно: отрицание небытия, нежелание верить в окончательность смерти.

Уже самые первые захоронения палеолита подтверждают это. Покойников принято было укладывать в землю в позе эмбриона: с подтянутыми к груди ногами, на боку. Это символизировало переход человека из одной жизни в другую. В более поздних захоронениях неандертальцев находят прощальные дары, которые понадобятся возрожденному в новой жизни: предметы обихода, соответствующие занятиям мужчины или женщины.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

  • Испытания души после смерти
  • Как пережить смерть близкого человека
  • Что такое отпевание и как правильно поминать усопших


Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.


Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

  • Молитва Божьей Матери о новопреставленном
  • Молитвы за упокой души всякого усопшего христианина
  • Сорокоуст за упокой

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.


Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.


Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.
После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Прощальные дары

Обычай хоронить мужчин и женщин с подарками окончательно не изжит до нынешних дней. Однако древние русичи делали это с размахом.

Что дарили в прошлом

Чем более богатым и знатным был человек, тем более щедрые подарки сопровождали покойника в землю.

  • Мужчинам при погребении дарили оружие или инструменты ремесла.
  • Женщинам приносили как похоронный дар украшения, домашнюю утварь.
  • Вместе со знатным покойником хоронили убитых коней, собак, несколько слуг-соплеменников и даже жену.

Следует отметить, что жена и слуги мужчины шли на такую жертву добровольно, это считалось почетным. А после похорон по обычаю обязательно устраивали воинские состязания и пышный пир, на котором не принято было скорбеть и плакать.

Что дарят сегодня

Православная церковь неодобрительно относится к попыткам прихожан сопровождать похороны подарками. Мужчин и женщин считается правильным хоронить в том виде, в каком их допустили бы в церковь: в скромной сдержанной одежде без лишних украшений. Для женщин по церковному канону обязательна юбка и головной убор.

Однако скорбящие родственники все же пытаются превратить гроб в походный набор, укладывая туда любимые вещи усопшего, перед тем как хоронить. Чаще всего в России в гроб кладут:

  • носовые платки;
  • мобильные телефоны;
  • часы;
  • деньги;
  • расчески;
  • сладости.

Но все это считается излишним и не одобряется церковной православной традицией.

Почему покойного христиане называют «усопшим»

В глазах христианской церкви, православной и католической, вся земная жизнь считается подготовкой к более важной, загробной. Считается, что, когда человек умирает, бессмертная душа отправляется на частный Божий суд, а тело православного спит в земле в ожидании всеобщего воскрешения и Страшного суда. Именно поэтому в православии возникли понятия «усопший», то есть спящий, и «покойный» — спокойный. Похоронный ритуал у русских требует, чтобы гроб был обустроен изнутри наподобие кровати — словно тело кладут спать, а не хоронить.

Подготовка к ритуалу перехода в иной мир

Современники предпочитают обходить тему смерти стороной, не говорить о ней, чтобы не накликать преждевременно. Хранить дома предметы, связанные с погребальными ритуалами, тоже считается нежелательным.

Во всяком случае, для здоровых молодых мужчин и женщин. Да и незачем это делать: в городе все необходимое можно купить в любой похоронной службе.

Старикам по обычаю позволено иметь под рукой необходимое: одежду, покрывало, рушники, свечи. А вот у предков готовиться к смерти и похоронам было принято заранее.

Обычаи подготовки в прошлом

Если в семье имелся престарелый или больной родственник, гроб для него делали заранее и хранили на чердаке в доме. Внутрь гроба насыпали зерно: хранить гроб пустым считалось дурной приметой. В день погребения зерно отдавали птицам.

Умирающий старался делать добрые дела незадолго до смерти: раздавал долги и милостыню, прощал обиды. Почувствовав приближение кончины, умирающий ложился на лавку или на пол под образа, а дети умирающего разбирали угол крыши, чтобы дать душе покойника выйти.

Православные каноны

Христианская религия заботится о душе умирающего. Поэтому его душу начинают готовить к загробному существованию еще до перехода.

  • Пока умирающий жив, приглашают православного священника для ритуала соборования. Таинство проходит в присутствии близких. Они держат зажженные свечи, пока священник читает молитвы.
  • Если умирающий в сознании, необходимо попросить у него прощения за обиды и получить такое прощение от него.
  • После соборования умирающего исповедуют и обязательно причащают.
  • В момент смерти читают канон. Делает это либо священник, либо, если его нет рядом, любой из близких умирающего. Если душа умирающего отошла, пока читали канон, его завершают читать так называемым заупокойным припевом. Тексты канонов, которые надо читать, есть в молитвослове.

  • Бывает, что умирающий долго страдает, но душа не желает покинуть тело. В этом случае умирающему читают один особый канон, «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Длина ног, сожженная солома и причитания


Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е

В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога — следующей в деревне умрет женщина, а если правая — мужчина.

Под голову умершему подкладывали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если в поля, то, говорят, что всё потянет за собой, в доме будет плохо, пустота».

После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать — голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».

Омовение и одевание: телесная чистота

Русский похоронный обычай требует обязательно омыть тело. Делать это разрешается любому взрослому человеку. Обязательное условие только одно — это должен быть православный. При омовении тела следует читать Трисвятое, «Господи, помилуй». Глаза и рот усопшего обязательно закрывают.

После омовения тело обряжают. Обычаи похорон у русских требуют обряжать покойника в чистую, желательно новую одежду. Русских мужчин и женщин по традиции одевают так, как собирали бы для посещения храма. Исключение по обычаю делается для незамужних девушек: их обычно хоронят в венчальном платье. Женщинам для погребения обязательно надевают косынку или шарф, мужчин предают земле с непокрытой головой.

Покойник в ожидании похорон

Усопшего укладывают на лавку головой к востоку. Чтобы его веки не открылись, на них кладут монетки. Руки складывают на груди, правую поверх левой, и фиксируют. Тело накрывают саваном. На лоб кладут венчик — полосу бумаги с текстом Трисвятой песни и изображениями Богоматери, Иоанна Крестителя и Спасителя. Венчик — символ Венца славы, награды православному христианину за верность вере. Вокруг усопшего крестообразно расставляют четыре свечи: в изголовье и изножье, и пару — по бокам.

Сразу после смерти Ангел Хранитель встречается с душой своего подопечного, чтобы провести мимо собравшихся вокруг бесов. Чтобы ослабить злые силы, близкие или приглашенные церковные служители читают Псалтирь и канон. Если тело хранится в морге, читать можно дома.

Перед выносом из дома гроб и покойника окропляют святой водой, после чего священник читает заупокойную литию. Отголоски древней традиции помогать душе вознестись дымом можно заметить в традиции окуривать тело фимиамом. Под чтение Трисвятого усопшего выносят во двор мужчины, ногами вперед.

Отпевание разрешается проводить дома, в храме либо на кладбище. Хоронить и отпевать усопшего принято на третий день, потому что по церковному канону только на исходе третьего дня душа покидает землю. Хоронят обязательно до заката солнца, головой к западу. Однако то, как проходят похороны у русских, регламентируется не одними церковными канонами, но и реалиями современной жизни. В городе церковную традицию сложно соблюсти, поэтому хоронят и на второй день, а церковные службы ограничиваются отпеванием.

Обряды после похорон

Обряды, проводимые после похорон, подразумевают поминальные трапезы в доме почившего или в нейтральном месте. Проведение поминок по православной традиции подразумевает правильный подход: это не должно стать шумным пьяным застольем, поминающие должны выражать скорбь траурной одеждой и соответствующим поведением. Может прийти любой желающий.

В основе поминального стола должны быть:

  • кутья;
  • блины или оладьи;
  • пироги;
  • рыба;
  • холодец;
  • водка.

Женщины покрывают голову черным в течение 40 дней. Юные вдовы и потерявшие ребенка матери ходят в трауре до года. Мужчины надевают траурную одежду в ходе поминальных обрядов, в повседневной жизни можно пользоваться обычным гардеробом. В траурные дни недопустимо участие в празднествах, увеселительных мероприятиях.

Поминовение усопших

С поминками связаны три дня:

  1. Третий день после кончины. Считается, что душа первые двое суток бродит по родным местам. А в Небесное Царство возносится на 3 день.
  2. Девятый день. По церковной традиции нужно помянуть умерших, помолиться, принести бескровную жертву. Умершего 6 дней водят по Райскому саду, где он славит Бога и просит прощения за грехи.
  3. Сороковой день. Проводится чтение молитв, приношение бескровных жертв и поминовение усопших. Душа спускается в Ад, где видит мучения грешников. Затем ждет решения Бога о своей участи.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Многие верующие отмечают, что после 40 дней на сердце становится легче, а из дома исчезает дух смерти.

Обрядовая атрибутика

В гроб по церковному канону не разрешается класть ничего лишнего. Обязательными атрибутами ритуала погребения считаются:

  • покрывало и подушка;
  • саван;
  • церковная атрибутика: крестики на шею и в руки, венчик, разрешительная молитва, икона Спасителя для мужчин либо Богоматери для женщин.

На могилу после погребения кладут венки, живые цветы, и устанавливают деревянный крест с прикрепленной табличкой, на которой указаны данные похороненного. В прежние времена крестом при погребении и ограничивались. Традиция устанавливать после года со дня смерти памятники возникла относительно недавно, и пришла в Россию из католических стран. В деревне нередко остаются верны старому обычаю и не делают памятников.

Похоронные приметы и народные традиции

  • Когда тело укладывают в гроб, руки и ноги усопшего связывают. Путы обязательно перерезают перед тем как хоронить. Родственники должны следить, чтобы веревки никто не забрал с собой — они являются сильнейшим атрибутом для черной магии.
  • Пока усопший дома, его не оставляют одного — хранят душу православного покойника от бесов.
  • Бывает, что родственники хотят положить в гроб дорогого им покойника фотографии «на память». Делать этого нельзя. Примета гласит, что тот человек, чей образ так погребен, вскоре уйдет в землю вслед за мертвецом.
  • На усопших мужчин не принято надевать галстук, на женщин — бюстгальтер.
  • Традиция занавешивания зеркал до погребения не относится к православным похоронным ритуалам и считается языческой.
  • В старину считалось, что покойного следует обязательно оплакать, только так его душа будет удовлетворена и беспрепятственно отойдет. Сегодня православные священники, наоборот, увещевают близких отпускать душу без слез и скорби, чтобы не держать душу при себе.
  • С кладбища после похорон ничего не выносят.
  • Воду, оставшуюся после омовения, обязательно выливают на землю за пределами двора, там, где не ходят люди. Лучше делать это под живое деревце.
  • Мыло, которым обмывали покойника, в старые времена высоко ценилось. Считалось, что оно продлевает красоту женщин, усмиряет мужской гнев.
  • Считалось, что смерть нередко возвращается в дом, чтобы забрать кого-то еще. Чтобы отогнать, «отсечь» смерть, один из родственников-мужчин брал топор и, держа его лезвием вперед, трижды обходил вокруг гроба, а потом бил обухом по крышке. После выноса топор клали на пороге.
  • Обряд похорон у русских требует, чтобы после выноса гроба обязательно вымыли пол одной водой, не меняя.

Поминальные обычаи

Поминки христиане по церковному канону проводят трижды: сразу после погребения, на девятый и на сороковой день. Дни отсчитывают с момента смерти, а не погребения. Эти траурные церемонии — не простая трапеза, а целый ритуал, главное в котором — вспомнить покойного, его добрые деяния при жизни. На каждый из этих дней обязательно заказывается православная церковная служба. Перед трапезой гости обязательно моют руки, осеняют себя крестным знамением и дружно читают «Отче наш».

В качестве первого блюда русские подают кутью, сладкую кашу из пшеничных либо рисовых зерен. Блюдо для похоронного ритуала должно быть освященным. Попробовать его по традиции обязан каждый из гостей.

Традиционными поминальными блюдами у русских считались блины с медом, сыта (мед, разбавленный водой) и кисель. Сегодня их заменили более современные блюда: ни один ритуал похорон у русских не обходится без пирожков и компота. По традиции, за угощение не благодарят.

Еще обряды, связанные с похоронами

Существует еще большое количество обрядов, которые проводятся в зависимости от ситуации. Для того, согласно Библии, чтобы человеку было проще на том свете, следует проводить различные обряды и процедуры, потому их правильное выполнение очень важно в христианстве.

Человек при смерти

Если человек находится на смертном одре, следует вызвать к нему батюшку для исповеди или чтобы он мог покаяться и отмолить свои возможные грехи. Также это право следует предоставить тем, кто в течение всей жизни не был приверженцем Православной церкви. Эта традиция также связана с тем, что люди, которые не были христианами, не могут быть отпеты в церквях и захоронены на православных кладбищах. И по этой причине их души отправляются на тот свет не отпетыми и предстают перед Господом Богом грешниками.

Также следует учитывать, что родственники никак не могут повлиять на возможность отпевания, поскольку если они утаят то, что погибший не был христианином, тем самым навлекут на себя страшный грех.

Болезнь со смертельным исходом

В случае смертельной болезни следует молиться за прощение грехов больного человека, который мог их получить в жизни мирской. За здравие можно поставить свечу и вызвать к родственнику священника, чтобы тот мог исповедать больного и, в случае надобности, отмолить его грехи при жизни. Эта процедура поможет человеческой душе после смерти.

Перед похоронами

После того, как человек умер, в первую очередь, следует оформить всю необходимую документацию. Основной бумагой является бланк о констатации смерти. Такой документ выдает врач. Он это делает в случае гибели человека в больнице (если тот болел или находился на предсмертном одре); либо участковый врач, который прибыл на дом по частному вызову скорой помощи.

Кроме бланка о констатации смерти, следует оформить протокол осмотра тела усопшего, который составляют сотрудники правоохранительных органов, их следует вызвать сразу после гибели. Также они могут оформить направление на судебно-медицинское вскрытие, если сочтут смерть неестественной. Зачастую, если человек был в глубоком пожилом возрасте или имел серьезные проблемы со здоровьем (о чем может свидетельствовать медицинская карта и медикаменты), такое направление не выписывается.

В общем, нужно в обязательном порядке собрать такую документацию:

  • бланк о констатации смерти человека;
  • удостоверение личности умершего;
  • паспорт того, кто будет заниматься непосредственно оформлением всех бумаг;
  • медицинская карта и полис усопшего;
  • протокол об осмотре тела.

Со всеми бумагами следует пойти в поликлинику, в регистратуру. Если отсутствуют подозрения на не насильственную или неестественную смерть, участковый выписывает соответствующую справку на имя главврача районной поликлиники. Эта бумага нужна для получения медицинского свидетельства о гибели.

Однако получить ее можно только в случае наличия амбулаторной карточки умершего в больнице, в которой будет отображено наличие какой-либо болезни и динамические показатели его общего состояния. Если таких свидетельств нет, больница может отказать в выдаче свидетельства.

Если такая ситуация происходит, главный врач имеет право направить тело на патологоанатомическое обследование, для выявления точных причин смерти. Исходя из полученных свидетельств, после вскрытия выдается медицинское свидетельство о смерти либо начинается процедура расследования со всеми последующими процедурами.

В храме

Ранее было принято оставлять гроб с усопшим на ночь в храме, для того чтобы большее количество родственников и знакомых усопшего могли поучаствовать в заупокойной молитве. Это чтение проходило в течение всей ночи и завершалось только с наступлением утра.

Поминовение на 3, 9 и 40-й дни

Поминовение проходит на:

  1. 3 день – ритуал отпевания проводится согласно апостольской традиции, поскольку любой верующий человек крещен во славу Троицы. В течение первых двух дней душа усопшего скитается возле собственного жилья, в котором в это время должно проходить отпевание.
  2. 9 день – в это время православная церковь проводит молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. В течение 6 дней перед усопшим раскрываются красоты Рая, а также душа прославляет Господа Бога, при этом забываются все мирские страдания и боли, которые были когда-либо связаны с телом. В это же время грешники корят себя любуясь на Райские красоты до того времени, пока не получат Божественного помилования.
  3. 40-дневный период – в период с 9 по 40 день душе усопшего человека показывают адские чертоги, в которых демонстрируются различные кошмарные страдания и пытки грешных душ. В это время церковь проводит прошения, читает молитвы и приносит бескровные жертвы для получения блага для умершего христианина. После 30 дней блуждания по адским чертогам душа отправляется обратно на поклонение и ожидает, какое именно решение вынесет Господь Бог и какое место он определит.

После 40 дня

После того, как прошел 40 день с момента смерти человека, об усопшем можно и даже нужно заказать панихиду. Именно в этот период душа возвращается к Господу Богу для того, чтобы он определил, куда именно человек попадет.

Панихида – это заупокойное богослужение, которое состоит из череды молитв и производится в церкви. Основная задача таких текстов – упование на милосердие Божие для прощения различных деяний и грехов усопшего при жизни и даровании душе блаженной вечной жизни. Такие молитвы принято проводить не только перед захоронением тела, но также на 3, 9 и 40 день после гибели человека. После 40 дней совершать панихиды следует в дни рождения усопшего и годовщины смерти.

Годовщина смерти

На каждую годовщину смерти человека проводятся поминки. Для них также лучше накрывать стол, включая все специальные позиции из поминального меню. Кроме этого, согласно христианским обычаям, в эти дни принято заказывать в церкви панихиду, которая должна помочь усопшему лучше жить в Царствие Господнем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]