«Нам не дано предугадать»
Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю.
В. Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника
После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».
И я помню, что мне приходилось до бесконечности рассказывать посетителям не столько о художественном методе Поленова или о том, как именно он трактовал евангельские сюжеты, сколько о событиях, происходивших в ту далекую эпоху.
Поленов изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Мир иконы для многих был тогда сложен: для этого нужен был духовный опыт, базовое знание о православной культуре. А здесь перед нами были картины, которые изображают реального человека в реальных условиях, в палестинской природе, — и невольно возникал интерес, появлялись вопросы. А затем для тех, кто всерьез начинал искать ответы, постепенно раскрывался и смысл Евангелия и христианской жизни.
Сам Поленов вряд ли подозревал, какую роль спустя годы сыграют его произведения, ведь его религиозные воззрения были сложными. Но как часто бывает, когда работает большой художник, он не может знать о конечном результате своего труда. «Нам не дано предугадать…» — говорил Тютчев о силе слова, то же самое и здесь, когда речь идет о искусстве с большой буквы.
Где нет места чуду
Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов показал на выставке в 1909 году, за год до смерти Льва Толстого. Поленов, которому важно было мнение почитаемого им писателя, послал Толстому альбом с фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки, так как фотоснимки были черно-белыми.
И хотя Лев Николаевич сложно относился к искусству художника, тем не менее альбом этот он оценил и сказал: «Я вижу в этом большую заслугу, в том числе педагогическую: эти картины были бы хорошей иллюстрацией для моего евангелия».
Что заставило Толстого так отозваться о работе Поленова? Почему эти картины — отражение его евангелия, а не истинной Священной книги?
Василий Поленов. «Возвестила радость плачущим». 1890
Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес! Но где же у Поленова Воскресший Господь? Его нет. В цикле художника нет ни чудесного Рождения, ни чудесного Воскресения, ни чудес исцеления — вообще нет чудес.
В архиве Третьяковской галереи достаточно много писем Василия Дмитриевича и его близких. Из них мы знаем, что к религии он относился как многие «передовые» люди того времени. Это нам, у кого за спиной страшный XX век, сейчас легко судить о той эпохе и многих ее заблуждениях — у нас совершенно другой опыт. А людям, жившим в то время, было очень непросто: сомнения одолевали их все больше и большие, и опыт секулярной культуры имел большое воздействие.
Василий Поленов. Палестина. Нагорная проповедь. 1890
В подрыве веры огромную роль сыграли книги европейских мыслителей, которые захватили умы русской интеллигенции. Например, Эрнеста Ренана, который стоял на позиции, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после Его смерти. Или Давида Фридриха Штрауса, который пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес, говорил о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.
Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами, но всегда придерживался своей оригинальной точки зрения. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий.
Большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. Неслучайно Василий Дмитриевич, по словам его младшей дочери, не любил Достоевского, у которого все христоцентрично. Поленову гораздо ближе был Толстой и его установка на нравственное совершенствование.
Спаситель призывает уравновесить материальное и духовное
Иисус Христос предостерегает человека от зацикленности на материальных благах:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»
(Мф. 6:19–21)
Иисус Христос призывал не делать культ из земных благ, а подходить к ним разумно.
В конце концов, всё не вечно. Только внутренний мир человека — его вечное богатство.
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».
(Мф. 6:22–23)
Сердце — это светильник человека во тьме невежества. Но если погрузить это сердце в такую же тьму, то из неё уже не выбраться.
Иисус не отрицает важность материального мира, но призывает не служить ему, не становиться его рабом:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».
(Мф. 6:24)
Верующему нужно заботиться о тех вещах, над которыми он властен, и пустить на самотёк то, что нельзя изменить. Конечно, не хорошо, когда есть алчущие и жаждущие.
Поэтому Христос никогда не призывает отбросить жизнь и бренное тело.
Но нельзя подчиняться всему этому.
В конечном счете, важным будет лишь один вопрос — позаботился ли человек о душе:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».
(Мф. 6:25–32)
Иисус Христос во время Нагорной проповеди («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва). Фото: bigenc.ru
Поэтому важно правильно расставить приоритеты, творить добрые дела и искать Царство Божие:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»
(Мф. 6:33–34)
Кем был для Поленова Христос?
Нравственным идеалом. Реально жившим на земле обычным человеком, смерть которого привела к тому, что появилась грандиозная книга под названием Евангелие с его высоконравственной проповедью.
Младшая дочь Поленова, Наталья Васильевна, утверждала, что для отца земная жизнь Иисуса Христа всегда была эталоном, Его личность — идеальной, гармоничной. Человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону и, мало того, он может его достичь.
Вот какой глубокой и в то же время дерзкой идеи придерживался художник. Эту идею мы видим и в его творчестве: вот Христос родился, вот Он трудится — и вот, наконец, Его героическая смерть.
Василий Поленов. Среди учителей. 1896
У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Сюжет ее понятен: Мария и Иосиф, возвращаясь с праздника в Иерусалиме, теряют двенадцатилетнего отрока Христа, думая, что Он идет где-то рядом в толпе, среди людей, но не находят; ищут три дня и, вернувшись в Иерусалим, находят среди учителей. Существует икона Преполовения Пятидесятницы, где в центре на троне изображен Христос-отрок, а вокруг него сидят учителя. Поленов же изображает этот сюжет совершенно иначе. В первую очередь, обращаешь внимание на глубокий проем, где изображены Мария с Иосифом и где открывается красивый вид, и только потом переводишь взгляд на мальчика, который сидит в окружении старцев.
Когда я занялась исследованием искусства Поленова, я долго думала, что может означать эта картина, почему он именно таким образом ее пишет — и почему так обстоятельно над ней работает? Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. Как это возможно?! И находясь в полном недоумении от этого вопроса, Поленов решает его чисто по-человечески: сажает маленького Христа в центр и как бы показывает, что Он понемногу взял от этого мудреца, от другого, от третьего — и в результате такого воздействия, или скажем, постижения традиции образовалось Его учение.
Василий Поленов. Мечты. Иисус на Генисаретском озере. 1894
О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Поэтому когда смотришь на евангельский цикл, то на одной картине Он сидит на коврике около открытой двери небольшого помещения, где читают Талмуд, на другой рано утром стоит на горе, любуется восходящим солнцем, и, как наивно пишет Ренан, эта природа, это солнце так действовали на Него, что получилось такое красивое, гуманное учение. И люди того поколения, к которому принадлежал Василий Дмитриевич Поленов, верили в это: не может быть ничего сверхъестественного.
У Поленова есть очень много рассуждений о том, как стоит изображать Христа. И он приходит к выводу, что Христос на его картинах должен быть внешне здоровым и привлекательным — потому что человек, который создал такое учение не может быть в чем-то ущербным, он должен быть гармоничной, красивой личностью.
Поэтому во всех его произведениях мы и видим этот тип образа Христа как человека, привлекательного внешне и богатого духовно.
Гора Блаженств
Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название «гора Блаженств». И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов.
Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в (Мф.5:1) более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии.
Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Г
реческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди.
Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств — это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума.
С середины XX в., после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма посвященного Заповедям Блаженства именно она стала известна как гора Блаженств.
Склон горы представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой. Сегодня христианские паломники всех вероисповеданий и просто туристы посещают как гору Блаженств именно эту вершину.
Блаженный Августин в своём комментарии на Нагорную проповедь говорит о параллели этой проповеди с восхождением Моисея на гору Синай. Он считает что такой символизм указывает на Иисуса Христа как на восполняющего заповеди Моисея.
«Ваша миссия в веках Вам не понятна»
Помимо серии евангельских картин Василий Дмитриевич написал книгу «Иисус из Галилеи»: он предпринял попытку сделать свод четырех канонических Евангелий. Как писал сам Поленов, он решился соединить в единое целое все четыре Евангелия, взяв тот же принцип, которому следовал в своей живописной работе: от рождения Христа до Его смерти (то же самое, кстати, пытался сделать и Толстой, задумавший написать материалистическое евангелие).
Христос. Эскиз для картины «Кто из вас без греха?». 1888
Но когда он показал эту работу своему близкому другу, историку, который, по-видимому, занимался и историей религии, Валерию Николаевичу Лясковскому, тот проанализировал ее и внес очень много правок: его комментарии заняли примерно 15 машинописных листов. В своем письме к Поленову он говорит: «Вы, вероятно, в своем труде не понимаете суть Христа, Его богочеловеческую природу и всячески стараетесь отойти от этой темы, избежать ее. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».
Еще в одном из своих писем Лясковский спрашивает Василия Дмитриевича: «Вы все время обращаетесь к трудам Ренана, Ревиля, а читали ли Вы иную богословскую литературу, написанную за столько тысячелетий: отцов Церкви, или хотя бы Хомякова?» Василий Дмитриевич к этой литературе не обращался, она его не очень интересовала, поскольку он совершенно не мог проникнуть в ее структуру, понять, о чем она.
Конституция христианина — Нагорная проповедь Иисуса
(4:25 И шли за Hим многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;
2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:
3 «Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное.
4 Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены.
5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены.
7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы.
8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога.
9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.
10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.
11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.
13 Вы — соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.
15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.
16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах.
17 Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить.
18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется.
19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном.
20 Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное.
21 Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», — а если кто убьет, даст ответ перед судом.
22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: «рака!» — даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: «безумный!»- даст ответ в огне Геенны.
23 А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,
24 оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.
25 Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец — судье, а судья — тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:
26 истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.
27 Вы слышали, что было сказано: «не сотвори прелюбодейства».
28 Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.
29 Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн — вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.
30 И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн — отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.
31 Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство.
32 Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.
33 Еще вы слышали, что древним было сказано: «не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34 Я же говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, ибо оно есть престол Бога,
35 ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя;
36 и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.
37 Hо да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от Лукавого.
38 Вы слышали, что было сказано: «око за око, и зуб за зуб».
39 Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,
40 и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,
41 и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.
42 Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего».
44. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,
45 чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.
46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?
47 И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?
48 А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.
6:1 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.
2 Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
3 Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.
5 И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
6 Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.
7 А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.
8 Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.
9 Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,
10 да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный подай нам сегодня,
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,
13 и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого.
14 Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили , простит и вам Отец ваш Hебесный;
15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.
16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
17 Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,
18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.
19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят;
20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;
21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;
23 но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!
24 Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.
25 И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?
26 Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?
27 И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?
28 И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле — не трудятся, не прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них./
30 Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, — насколько же более вас, маловеры?
31 Итак, не хлопочите, говоря: «что нам есть?», — или: «что нам пить?», — или: «во что нам одеться?»
32 Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.
33 Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.
34 Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.
7:1, Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:
2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.
3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?
4 Или как скажешь ты брату твоему: «разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза», — а у самого в глазу бревно?
5 Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.
8 Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.
9 Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?
10 Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?
11 Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, — насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?
12 А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.
13 Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.
14 Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.
15 Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — волки хищные.
16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы?
17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.
18 Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов.
19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.
20 Итак, по плодам их вы распознаете их.
21 Hе всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./
22 Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?»
23 И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!»
24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;
25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале.
26 Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;
27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико.»
«Христос и грешница»
Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.
Василий Поленов. Графический вариант картины «Христос и грешница». 1885 г.
Я бы даже сказала, что из двух больших вариантов, один из которых — живописный и находится в Русском музее, а другой — графический и находится в музее-заповеднике Поленова, графический вариант наиболее проработан в плане психологии, характеры в нем обозначены более остро.
В живописном же произведении большее впечатление производит цветовое решение, достигнутое Поленовым.
Василий Поленов. Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1908
Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы — потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей. Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. А Поленов не сумел показать нам духовную, но показал реальную Палестину, что ничуть не хуже, но в этом проявился совершенно иной подход к теме.
Василий Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель. 1888
Когда я заинтересовалась искусством Поленова, мне было важно понять, почему из такого огромного количества евангельских сюжетов, которое предлагает нам Евангелие, для масштабного полотна Василий Дмитриевич избирает именно этот сюжет? В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Эти слова Христа тогда не укладывались в сознании его обличителей: согласно апокрифам, они были поражены не только Его ответом, но и тем, что Он знает про них все, что Он как будто читает их грехи.
Что же затронуло в этом сюжете Поленова, который отрицал Божественную природу Христа? Идея христианского всепрощения.
И, как ни странно, — чудо, которое совершилось по отношению к грешнице: Поленов обращает внимание на то, что девушка будет спасена. Пусть это и не те конкретные чудеса исцеления или воскрешения, которые описаны в Евангелии — на них Поленов не обращает внимания, но все же чудо великой милости к человеку.
Заповеди блаженства — наставления Христа для праведной жизни
Выражения «заповеди блаженства» в Библии нет. Так условно обозначают 9 советов Христа верующим. Примечательно, что Спаситель в заповедях, в отличие от Моисея, ничего не запрещает. Вот текст заповедей Христа:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Мф. 5:3–12)
Есть похожий текст и в Евангелии от Луки.
Но если попытаться найти среди них совпадения, то удастся выявить только три общие заповеди блаженства:
- Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
- Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
- Блаженны алчущие, ибо они будут насыщены.
Три заповеди блаженства есть сразу в нескольких Евангелиях, а остальные уникальны.
Заповедям блаженства противопоставлены заповеди горя:
«Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение (славянский текст — яко отстоите утешения вашего). Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их».
(Лк. 6:24-26)
«Религия — тот же творческий акт»
Незадолго до смерти Поленов вел переписку со своим другом, молодым человеком, который годился ему в сыновья, Леонидом Васильевичем Кандауровым, с которым он путешествовал по Палестине в 1899 году. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину, и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.
Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881
В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Последним его желанием было побывать в Эрмитаже и Лувре, посмотреть на картины любимых художников. Потом он находился в забытьи, очнувшись от которого, вдруг заговорил о Савве Ивановиче Мамонтове, спросил о его сыне Всеволоде и вспомнил о том, что у него часто бывали музыкальные вечера — и ему захотелось послушать музыку.
То есть Василий Дмитриевич всегда находился в творческом процессе, и, возможно, поэтому вера для него мыслилась разновидностью творчества.
Значение проповеди
Последователи Христа считают Нагорную проповедь полноценным комментарием к Десяти заповедям, которые Господь поведал Моисею на священной горе Синай. Спаситель предстает перед народом и апостолами в качестве истинного толкователя Моисеева закона. Однако нравственная проповедь служит не для запрета, но раскрывает душевное расположение, способное приблизить человека к Всевышнему и привести к совершенству.
Икона Нагорная проповедь Иисуса Христа
К рассмотрению послания Христа, в свою очередь, подходят видные богословы и мыслители, пытающиеся совместить слова Сына Божьего и повседневную деятельность каждого. Открывается это наставление девьятью Заповедями Блаженства, излагающими принципы Нового Завета о духовном возрождении.
- Христос упоминает о том благотворном влиянии своих последователей, которое они естественным образом оказывают на окружение. Иисус особо подчеркивает, что проповедь не отменяет Закона Моисея, но полноценно дополняет его. Сын Божий учит каждого преодолевать исходящую изнутри злобу, оставаться целомудренным, честным и откровенным, держать слово, уметь прощать ошибки и пороки, любить не только друзей, но и врагов, а также стремиться к духовному совершенству.
- Далее, Христос призывает становиться истинно праведным, слышать свое сердце и не склоняться под гнетом собственных чувств. Он говорит, что следует избавиться от стремления к показной святости, как это делали многие иудеи. Сын Божий подчеркивает особую значимость молитв, поста, милостыни, — это все угождает Всевышнему, в которого необходимо верить.
- В конце проповеди Иисус говорит о неосуждении, постоянстве в добродетели и сохранении святынь от поругания. Он учит различать ложный и праведный пути, предостерегает верить лжепророкам и объясняет всем, что для преодоления жизненных трудностей, нужно заниматься укреплением собственного сознания.
Что нужно знать о Священном Писании:
- Пророчества из Библии
- 15 интересных фактов о Библии
- Как правильно читать Библию и с чего начать
Об этом знании сам Сын Божий говорит, что «проходит Мир, но слова Господа навеки остаются». В Нагорной проповеди каждый христианин увидит божественную истину, не умирающую и применимую ко всякому человеку без исключения. Закон Господа, в котором сохранены оба Завета, непреложен, несмотря на изменения нравственности среди людей. Поэтому христианин, стремящийся к усвоению чистого добра, должен узреть мудрость Нагорной проповеди и построить жизнь, основываясь на постулатах, изложенных в ней.
На заметку! Холм в Галилейской Тверии, на котором Сын Божий произнес христианское наставление, именуется «горой Блаженств». Исследователи уверяют, что проповедь произносилась рядом с тем местом, где Спаситель умножал хлеба и рыбу. В 1935 г. у подножия холма обнаружили руины небольшой церкви, построенной в IV столетии и разрушенной в начале XVII. В 1938 г. здесь воздвигли католический храм, сегодня он входит в состав францисканской обители.
О Святой Земле:
- Гора Сион в Иерусалиме
- Храм Гроба Господня в Иерусалиме
- Что такое Голгофа и где она находится
Зачем Поленов строил храмы?
Поленов участвовал в создании нескольких храмов. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Почему он это сделал? Потому что считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. А еще потому, что храм для него был тем же синтезом искусств, соединением и архитектуры, и живописи, и пения, которое он очень любил и даже написал музыку для богослужения, потому что обладал музыкальными способностями. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции.
Храм Спаса Нерукотворного в АбрамцевоФото Юлии Маковейчук
Еще один удивительный храм, в создании которого участвовал Поленов, была церковь в усадьбе Абрамцево. Однако инициатива создания этого храма исходила от хозяйки абрамцевского дома — Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, женщины высокой духовной культуры, что признавалось всеми, кто был с ней знаком. А художники — Васнецов, Нестеров, Репин и другие — подхватили эту идею, им было интересно в первую очередь, свободно, без давления цензуры проявить свое творчество.
Иконостас в храме в Абрамцево выполнен по проекту В. Д. Поленова и навеян путешествием Поленова по Палестине Фото Юлии Маковейчук
И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Вместе с Васнецовым они создали архитектурный проект храма, Поленов также разработал проект иконостаса, сам написал несколько икон. В создании храма было много приятных моментов для совместной работы: известно, что даже дети соработничали художникам. И получился великолепный результат: эта церковь — жемчужина в плане и архитектуры, и оформления, здесь налицо совершенно новые веяния в искусстве. С этого времени начинается новая эпоха в развитии русской религиозной живописи, основоположниками которой все же стоит назвать В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Ведь именно для этого храма Васнецов впервые пишет Богородицу с младенцем и потом в законченном, отточенном виде этот образ он представит во Владимирском соборе в Киеве.
Лик Спасителя. Храм в АбрамцевоФото Юлии Маковейчук
Но если мы посмотрим на абрамцевский храм глазами Нестерова, глубоко верующего человека, то увидим, что его душу, прежде всего, затронул созданный Васнецовым образ преподобного Сергия Радонежского. Именно этот образ дал Нестерову повод для размышлений и создания своего живописного варианта святого. А вот Благовещение Поленова на створках Царских врат, и Спас Нерукотворный Репина оставили его вполне равнодушным.
Примечательно и то, что когда Поленова в ряду других художников пригласили расписывать Владимирский собор, он отказался и не поехал. Васнецов был поражен, он писал художнику: как же так? Вы столько были в Палестине, видели все своими глазами. Почему же вы отказываетесь? А Поленов отвечал, что не имеет к этому расположения и не может обманывать ни себя, ни других. Это был очень честный поступок.
Был и еще один храм в Кологриве, проект и убранство которого тоже создал Василий Поленов. Но делал он это лишь в каких-то исключительных случаях и лишь тогда, когда это не было правительственным заказом, когда не было цензуры, когда художник мог смело реализовать свой замысел.
Иисус Христос много внимания уделяет комментарию к Ветхому Завету
Иисус Христос не сообщает нечто кардинально новое слушателям. Он в проповеди опирается на Ветхий Завет, подразумевая, что аудитория хорошо знакома с традицией. Например, фраза «кроткие наследуют землю» восходит к этому стиху:
«А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира».
(Псал. 36:11)
Иисус не скрывает своей симпатии к Закону Моисея, но при этом сообщает: «Я пришел не нарушить закон но исполнить».
Спаситель обращается к разным законам Ветхого Завета. Он комментирует две так называемые заповеди любви:
Помимо десяти законов на скрижалях, существовали и другие заповеди, которые следовало выполнять верующими. Одними из них были две заповеди о любви. Они есть в тексте Ветхого Завета, а Иисус Христос дополнил эти идеи в своих проповедях.
(К. Г. Блох, картина «Нагорная проповедь», 1877 г.). Фото: upload.wikimedia.org
Первая заповедь любви. О Боге:
«и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими»
(Втор. 6:5)
Вторая заповедь любви. О людях:
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя».
(Лев. 19:18)
«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской».
(Лев. 19:33-34)
Спаситель призывает смотреть на эту тему шире:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
(Мф. 22:37–40)
О том, как время все расставило по своим местам
Я долго размышляла о том, для чего Поленов почти 40 лет своей жизни посвятил образу Христа, почему художник, так сложно относившийся к вере, считал свой евангельский цикл «главным трудом своей жизни». И однажды я зашла в какую-то иконную лавку, и мой взгляд упал на что-то знакомое: я увидела ту самую поленовскую работу, первую из евангельского цикла — «Мария пошла в Нагорную страну».
Василий Поленов.«Мария пошла в Нагорную страну». 1890
Но только над головой Марии сиял нимб, и, как на иконах, на картине были надписи. Тогда я спросила: «Что это за икона?» — «О, это очень важная икона», — ответили мне. — «Как она называется?» — «Мария Нагорная». — «А автор?» — «Мы не знаем, автор неизвестен».
Понимаете?
Художник изобразил сюжет как обычное явление, а жизнь все перевернула и показала, что это — образ, которому можно молиться. Оказалось неважным, что именно думал и что хотел вложить в свою работу Поленов: сейчас эта картина существует как икона.
Портрет — Пресс-служба ВТБ