Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.
Немного истории
Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.
Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.
В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.
Обычно было четыре партии:
- сопрано;
- альт;
- тенор;
- бас.
Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.
Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11 — 32
Читать отрывок
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». 22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» 27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». 31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Свернуть
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Комментирует священник Павел (Великанов)
Притчу о блудном сыне в пересказе для детей читайте также в нашем материале.
Современное пение
В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.
В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.
Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.
Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.
Православная Жизнь
В третью Неделю после Пасхи в Православной Церкви празднуется день святых Жен-Мироносиц (в этом году 30 апреля). Накануне праздника редакция Кафедрального листка предложила ответить на вопросы о церковном пении женщинам, которые несут послушание на клиросе в Андрее-Владимирском храме при Воскресенском кафедральном соборе УПЦ. Предлагаем вашему вниманию беседу с регентом хора Еленой Савчук и уставщиком Ольгой Старшевской.
– Какова, по Вашему мнению, роль женщины в Церкви, в том числе на клиросе?
ЕЛЕНА: Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на лучших представительниц женского рода в церковной истории. Наивысшей, совершеннейшей вершиной для каждой из нас может служить пример Богородицы Девы – Царицы Неба и земли. Её жизнь, с одной стороны, – недостижимый идеал, а с другой, – пример всем нам, на кого равняться и по какому лекалу выправлять свою жизнь. Прежде всего, она Мать, посвятившая себя служению Божественному Сыну. Ходатаица за род человеческий. Устроительница монашеских обителей и заботливая Игуменья. Гора Афон – единственное место в мире, куда запрещено ступать земной женщине.
ОЛЬГА: В Послании к Галатам (3:28) сказано: «…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». У каждого из нас своё служение. Есть священническое служение – доступное только мужчинам, и никто в здравом уме и твёрдой памяти не будет оспаривать это право. Есть материнское служение – наивысшее женское служение, недоступное мужчинам.
Наш регент Елена прежде всего – мама. Мать троих замечательных сыновей. Её материнское начало доминирует и на клиросе. Она умеет расположить к себе человека, утешить его и дать дельный совет, когда он в этом нуждается.
ЕЛЕНА: У нас на клиросе поют и дочь священника (Ангелина Степанова), жена священника (Лариса Кошуба, мать троих детей), жена дьякона Павла (Мария Филипович), жёны пономарей, и невесты. Все они находятся в разном статусе, но объединены одним – радостью участия в богослужении.
Многие женщины занимаются просветительской работой в Церкви – ведут воскресные школы, благотворительную деятельность, украшают храмы, обшивают, стирают священническое облачение, готовят еду, пишут иконы. В нашем храме староста – тоже женщина (Лидия Палатная). Проще сказать, чем не занимаются женщины в храме.
– Не все знают об обязанностях на клиросе. Расскажите, пожалуйста, кто такой уставщик в храме и в чем состоит ваша задача?
ОЛЬГА: Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Церковным Уставом. Уставщик следит за чтецами на клиросе, чтобы не было ошибок, чтобы все звучало благоговейно и отчетливо. Как уставщик, я заблаговременно приготавливаю кафизмы, тропари, кондаки и другие чтения дня. Еще в мои обязанности входит согласование богослужебных нюансов и других уставных моментов со священноначалием. Во время самой службы не должны возникать заминки и ошибки.
– Какими знаниями необходимо обладать уставщику?
ОЛЬГА: Нужно хорошо разбираться в Церковном Уставе. Нужно также хорошо знать церковнославянский язык и быть немного психологом. Ну, и, конечно, многие знания приходят уже с опытом.
– Где Вы научились этому делу?
ОЛЬГА: Я окончила дневное отделение Черниговского духовного училища и получила образование регента-псаломщика. Оно как раз подразумевает, кроме всего прочего, и знание Церковного Устава.
– Служение уставщика, в отличие от регента, не имеет творческого начала, а только механическое, точное следование схемам богослужения. Можно ли так сказать, что уставщик – это мозг хора, а регент его душа?
ОЛЬГА: Обязанность уставщика распространяется немного дальше хора. Уставщик – как церемониймейстер на клиросе: он знает, когда и что петь, когда и что читать, когда помолчать, когда стать на колени и многое другое. Благо в том, что Елена – регент опытный и знает ход службы, и моя задача слегка облегчена. Многие моменты по ходу службы уставщик согласовывает с алтарём. Скорее, мы с регентом – два крыла.
– Существует извечный спор о том, какая музыка должна звучать храме. Кто‑то говорит, что надо петь «просто и молитвенно», а некоторым на душу больше ложатся «концертные» варианты произведений. Есть даже признания в ненависти к партесу (стиль многоголосного церковного пения). Где грань?
– Ключевое слово в вашем вопросе – «ненависть». Она априори не должна присутствовать в каких‑либо спорах христиан, а тем более в дискуссии подобного рода.
Преподобный Лаврентий Черниговский с 14 лет управлял хором. Он писал партесные произведения, которые исполнялись при его жизни на богослужении и достались нам в наследство.
Если композитор свой творческий дар использует, чтобы прославить величие Создателя, а не себя в богослужебном тексте, то это всегда чувствуется. К тому же можно спеть и простые молитвенные произведения кичливо и вычурно, а можно исполнить концертное произведение так, что «душа улетит в горняя».
Прекрасен знаменный распев – он собирает мысли и чувства и как бы «вгоняет» в молитву, но нужно обладать высоким исполнительским мастерством, чтобы удержать это молитвенное состояние у молящихся, потому что если появляется хотя бы малейшая фальшь, то такое исполнение выдержать невозможно. Знаю по опыту – мои друзья долго признавали исключительность знаменного пения. И это открытие я сделала, будучи на Литургии в храме, где они служат.
Когда не обращаешь внимания на внутреннего человека, энергия перенаправляется на внешние раздражители. Для кого‑то иконы должны быть писаны исключительно в каноне, для других иконостасы должны быть только из дерева, без всяких завитушек и золота, а кто‑то страстно ненавидит партес….
На мой взгляд, всё, что одобрено нашей Святой Церковью, можно со спокойной душой петь, главное – не потерять душевный мир. Наш Бог – Бог Любви. Он видит, в каком состоянии мы исполняем, будь то знаменный распев, концертное произведение или партес.
– Судя по вашему опыту, есть ли смысл в дальнейшем сокращении служб в приходских храмах или чтение длинных кафизм необходимо?
ОЛЬГА: В вопросе уже таится Ваше отношение к кафизмам – «длинные»… Одна кафизма занимает минут 10, самая длинная 15. У нас на Всенощном бдении читаются 2 кафизмы из положенных трёх по Уставу. Я прочла, не помню у кого из святых отцов, что христианин на закате своей жизни будет вспоминать не то, сколько он суетился и сколько дел переделал, а благодатные мгновения совместной молитвы с близкими по духу людьми. Это окажется самым драгоценным приобретением человека. Молитва горы сворачивает.
Мне могут возразить, что 3 часа молитвы (говоря о Всенощном бдении) и полтора-два часа на Литургии безумно много. Но посмотрим с другой стороны. В неделе 168 часов. Если человек молится утром и вечером обычным молитвенным правилом (полчаса в день) – это еще 6,5 часов. Итого: 11 часов в неделю мы пытаемся посвятить общению с Создателем. С Тем, Кто нас безмерно любит. Это меньше десятой части недельного «лимита». А нам и этого времени жаль.
Казалось бы, высокие технологии упрощают нам жизнь, мы можем в доли секунды связаться с другим континентом, добраться домой на метро, машине или самолёте в десятки, а то и сотни раз быстрее, чем это было доступно нашим предшественникам. Найти любую информацию в считаные минуты, рассчитаться за коммунальные услуги, не выходя из дома, стирка, частично готовка – автоматизированы… О таких условиях жизни наши прародители и мечтать не смели. Сколько ВРЕМЕНИ высвобождается на ГЛАВНОЕ! На самосовершенствование и общение с Создателем! Но парадокс в том, что эти же технологии наше драгоценное время жизни и забирают. Все говорят, что время сокращается катастрофически, но мало кто признаётся сам себе, что 5 часов после работы может просидеть в социальных сетях или 2 часа проболтать с подружкой/другом. Не спорю, много и действительно загруженных людей. Жизнь каждому ставит свои задачи, порой трудноразрешимые. Принесите их Богу. Он поможет, пошлёт помощников. Многие замечают, как после службы на душе становится легко и радостно. Потому что Церковь – это Дом Божий и душа пришла домой, туда, где её ждут и любят всегда. Во время богослужения Сам Господь служит нам, Причащая Своими Телом и Кровью, очищая наши души и тела, укрепляя нас в столь непростое время.
Могу только добавить, что согласна с мнением иерея Андрея Чиженко, который в своей статье «Можно ли сокращать богослужения» о.
Из собственного опыта хочется сказать, что приходы, где опускаются или сокращаются уставные богослужения, как‑то хиреют и оскудевают. Там же, где к этому идеалу – к Типикону – прихожане во главе со священником стремятся в своем богослужении, наблюдается подъем и процветание. Пример тому монастыри. На Руси они всегда были не только образцами духовной жизни, но и экономического хозяйствования. Почему? В них происходит каждодневное богослужение, призывающее Божью благодать. И Господь призирает на верность своих.
– Встретилось такое понятие в сети, как клиросная этика. Что это?
ЕЛЕНА: Прежде всего – вежливое и уважительное отношение к священству, регенту, к каждому члену хора, к работникам церкви и прихожанам. Опрятная и соответствующая месту одежда. На службу нужно приходить заранее, чтобы отдышаться, посмотреть репертуар и настроиться.
Во время службы на клиросе разговаривать имеет право только регент (указывая певчим, что нужно петь) и уставщик (помогая регенту и чтецам в тот или иной момент службы сориентироваться, а также делая замечания чтецам, когда они ошибаются при чтении). Разговоры не по делу, звонки по мобильному телефону, беспричинные хождения, шуршания, чтение светской литературы, газет, журналов и тому подобное, не относящееся к службе, – недопустимы. Ненужные вопросы, не касающиеся службы, к регенту или уставщику также неуместны на клиросе, потому что могут отвлечь и нарушить ход службы.
Если возникает сложная ситуация, необходимо постараться разрешить её своими силами и не выносить за пределы клироса рабочие моменты, чтобы никого из членов хора не поставить в неловкое положение. Ошибаться могут все, нужно уметь снисходить к немощам ближнего и покрывать любовью, если не получается – стараться научиться этому.
ОЛЬГА: Мне как уставщику приходилось сталкиваться с дилеммой, до какой степени соблюдать субординацию. Ведь есть Устав и есть священноначалие. Бывает, необходимо что‑то согласовать, урегулировать, а иногда и подсказать. Как поступать в таких случаях, чтобы не перейти черту и не заниматься самочинием, с одной стороны, а с другой – человекоугодием в противовес Уставу? Эту дилемму для меня разрешил благочинный Андрее-Владимирского храма протоиерей Павел Белый. На мой вопрос он ответил: поступать нужно по Уставу, если что‑то не понятно или если что‑то необходимо подсказать – не смущаться, а исполнять своё послушание.
Ну, и, конечно, за пределами клироса и храма певчий не должен забывать, где он служит, и не давать повода к осуждению своим недостойным поведением. Оставаться самим собой, не лицемерить и не лицедействовать, изображая из себя святошу, но понимать, что на тебя смотрят как на представителя Церкви. И твоё поведение – это или проповедь, или антипроповедь.
– Какая акустика в Андрее-Владимирском храме? Ведь это не куполообразный храм, а базилика.
– Отличная. На мой взгляд, в храме правильно рассчитаны объём, размеры и геометрическая форма поверхностей, а также качество строительных материалов. Я не знаю, была ли сделана акустическая штукатурка храма, но звук мне лично нравится. Даже при большом скоплении прихожан голоса хора и священства звучат звонко и чётко. Помогает, конечно, в этом и акустическая подзвучка храма.
– Клирос в Андрее-Владимирском храме располагается на балконах. Имеет ли это какое-то значение? Не возникают ли сложности в коммуникации со священниками в алтаре?
– Расположение клироса имеет огромное значение. Звук, идущий сверху, не вязнет внизу, особенно если в храме много молящихся, а, поднявшись вверх, отразившись от потолочных поверхностей, стен, окон и колонн, спускается вниз преображённый и красивый.
Коммуникация у нас тоже налажена. На клиросе и в алтаре находятся телефонные аппараты – военная рация (её нам доставил протоиерей Сергий Дерменжи), и в случае необходимости мы связываемся и согласовываем все нюансы службы.
– Что изменилось за последние годы в Андрее-Владимирском храме больше всего: сам храм, приход, атмосфера или что‑то иное?
– Лично для меня больше всего, конечно, поменялась атмосфера. Из отстранённо-официозной она постепенно переросла в тёплую и семейную. Повторюсь: это моё личное ощущение. Ну, и, конечно, приход значительно увеличился.
– Как вы пришли к профессии регента?
ЕЛЕНА: Мой дедушка по линии отца был дирижёром военного оркестра Киевского Военного округа, и все, кроме моего папы (он адвокат), в роду были связаны с музыкой. И мама тоже музыкальный работник, так что, можно сказать, я потомственный музыкант. В своё время окончила музыкальный факультет училища имени Гринченко и по своей первой специальности я учитель музыки и пения. Потом Налоговая академия, юридический факультет, преподавала в различных вузах юридические дисциплины. Жизнь моя была обеспеченной и состоявшейся в глазах окружающих людей. Ещё бы: семья, дом – полная чаша, дети, престижная работа. Но душа моя томилась и искала во всём этом смысл. Мои поиски и жизненные обстоятельства привели в храм. Как‑то сразу я попала на клирос и довольно скоро стала управлять хором. Пригодился дедушкин камертон – он перешёл ко мне по наследству.
– Что такое регент? Это дирижёр или нечто большее?
ЕЛЕНА: Я считаю, что нечто большее. Светские хоры, как правило, развлекают публику, заполняют досуг, а церковный – от лица молящихся в храме возносит молитву к Богу и помогает им.
Если талантливый дирижер светского хора вкладывает душу, силы, эмоции в каждое исполнение хоровых произведений, то регент, делая то же самое, стремится в первую очередь донести молитву и настроить хор на соответствующую волну.
Если регент и хор не понимают того, что они произносят, Кому они поют, а просто красиво и слаженно исполняют произведения – у молящихся возникнет ощущение концертного зала, а не церкви. Молится регент, молится хор – молятся и прихожане.
– Какие функции и обязанности регента?
ЕЛЕНА: Создать хор: подобрать голоса, разделить их по партиям; продумать и разучить репертуар: подразумевается знание гласовых распевов, знаменных, столповых, путевых распевов их структуры, ну и, конечно, партесные произведения; знать, в какой период времени и какие произведения исполняются; подобрать репертуар к каждому богослужению; знать чинопоследования богослужений; уметь ориентироваться в богослужебных текстах. Что касается первого пункта «Создать хор». Я за свои 20 лет работы регентом никогда не искала певчих. Они сами приходили и приходят, вернее, их приводил и приводит Господь. Этого невозможно не видеть. Певчих всегда было столько, сколько нужно – не больше и не меньше. И всегда это удивительные люди с удивительными судьбами. Хор – это живой организм, который живёт своей жизнью, можно сказать, духовная семья, здесь зарождаются духовные отношения с людьми и часто Господь связывает людей на долгие-долгие годы.
– Расскажите, пожалуйста, о становлении вашего хора.
ЕЛЕНА: Идейным и духовным вдохновителем создания хора стал владыка Варсонофий, на тот момент он был архимандритом и казначеем Киево-Печерской Лавры. В конце 2003 года я поступила на работу в КПЛ в отдел снабжения, будучи регентом храма в честь «Почаевской иконы Божьей Матери» в «Охматдете». Владыка Варсонофий, узнав, что я регент, предложил создать хор для строящегося лаврского храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
По ходатайству владыки и с благословения наместника Киево-Печерской Лавры был создан хор храма «Всех скорбящих радость». За годы службы в Лавре мы пели в Успенском, Трапезном, Троицком Надвратном, Всесвятском Надвратном, Живоносном и Анно-Зачатьевском храмах. Мы довольно часто сослужили с архимандритом Варсонофием. Когда его хиротонисали во епископа Бородянского и дали новое послушание – ключаря строящегося Кафедрального собора – тогда, после освящения Андрее-Владимирского храма, он пригласил наш хор.
– Представьте ваших хористов.
ЕЛЕНА: Ольга Старшевская – мой помощник, заместитель регента, уставщик. Окончила Черниговское духовное училище. В прошлом – регент Свято-Николаевского собора г. Котовска. Поэтому мы хорошо друг друга понимаем, как регент регента. Ольга меня заменяет, когда я отсутствую. Она пришла в хор в 2005 году по благословению владыки Варсонофия. Работает также режиссёром студии звукозаписи Киево-Печерской Лавры.
Хочу заметить, что все наши хористы с музыкальным образованием, при этом имеют и светские профессии.
Юлия Богачук – второй альт. Грамотная и одарённая певчая и чтец. Скрипачка. По образованию учитель начальных классов и детский психолог. Окончила Киевский университет имени Н. П. Драгоманова. Работает в издательском отделе Кафедрального собора.
Людмила Мастерова – второй альт. Старожил – поёт в хоре с первых дней его создания. Сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры.
Олег Петров – баритональный тенор. Окончил Киевский политехнический институт. Бизнесмен. Композитор, музыкант, аранжировщик. Многодетный отец.
Максим Кривонос – бас. Студент музыкального училища имени Глиера. Учитель музыки.
Елена Молчанова – альт. Окончила Белорусскую государственную академию музыки и Минское духовное училище, получила образование регента и звонаря. Участвовала в международном фестивале звонарей «Хрустальные звоны» (г. Каргополь Архангельской обл.), в конкурсе звонарей и в течение 4‑х лет была участником Московского Пасхального фестиваля. Учитель музыки.
Ангелина Степанова – сопрано. С шести лет всё лето была в женском монастыре в честь Волынской иконы Божьей Матери (в Ровненской епархии). Там научилась читать по-церковнославянски (псалтырь, вечерние правила читала в храме и пела на клиросе). Студентка Киевского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. Прекрасно рисует.
Анна Исакова – альт. Моя сокурсница по училищу им. Гринченко. Майор полиции. Инспектор патрульной полиции. Окончила Киевскую милицейскую академию. Она так любит церковное пение, что иногда с патрулирования, не переодевшись, мчится на службу. Окончила Киевскую милицейскую академию, юридический факультет.
Лилия Волошина – сопрано. Окончила регентские курсы при Киевской духовной академии и семинарии. Студентка Нежинского государственного университета имени Н. В. Гоголя (факультет иностранных языков).
Марина Медведева – сопрано. Окончила Киевский национальный лингвистический университет, по специальности – филолог (китайский язык). Работает в банке, юрист.
Светлана Цедик – сопрано. Учится в КНУ им. Т. Г. Шевченко, Институт филологии, факультет фольклористики, украинский язык и литература, иностранный язык. Оканчивает в этом году регентские курсы в Киево-Печерской Лавре.
Наталья Николабай – сопрано. Пианистка, вокалистка. Окончила университет им. Т. Г. Шевченко. Политолог. Преподаватель английского языка.
Мария Филипович – сопрано. Окончила Городоцкое духовное училище. Регент-псаломщик.
По большим праздникам с нами поёт матушка Лариса Кашуба (жена протоиерея Олега Кашубы). Родилась в семье священника. Регент Свято-Покровского собора г. Смела Черкасской обл. Окончила медицинское училище, церковной грамоте училась самостоятельно.
– Каковы принципы подбора репертуара?
– Произведения должны быть написаны в одном стиле. Нельзя сочетать сложное многоголосное произведение с одноголосным знаменным распевом. Не нужно излишне упрощать или чрезмерно модернизировать репертуар. Исключить из богослужебного репертуара музыкальные произведение не церковного, а концертного характера, разного рода хоровые эксперименты, которые не помогают, а мешают молитве и богослужению.
– До какой степени следует полагаться на вкус настоятеля в подборе репертуара?
– К моему счастью, я не знала таких проблем с настоятелями храмов, в которых служила. Бывает, что батюшки подойдут и попросят исполнить какое-то конкретное произведение, которое им по душе. Почему не выполнить эту просьбу? Я не вижу проблемы.
– Идеальный регент, идеальный певчий – какими они должны быть?
– «Идеальный»? Идеален только Господь. Можно много фантазировать, но жизненный опыт показывает, что идеальных не бывает. Потому что каждый из нас несёт свои скорби и немощи, и подходить с лекалом идеальности к конкретному человеку невозможно. В идеале должно быть главное: ЛЮБОВЬ. И если в хоре будет любовь, то появится и снисхождение к немощам ближнего, покроются ошибки и недочеты, будут силы терпеть недостатки, особенности характеров, потому что любовь всё покрывает.
– Запомнилось что-нибудь особенное за время регентского служения?
– Самое яркое, без преувеличения, событие – это встреча с владыкой Варсонофием, через которого осуществился Промысел Божий в моей жизни (служение в Киево-Печерской Лавре и в Андрее-Владимирском храме). Пусть не прозвучит это слишком высокопарно, но всем известно, что Господь действует через людей.
Запомнилось, как в «Охматдете» мы посещали в онкоотделении больных детей и служили молебен о болящих перед чудотворной иконой Божьей Матери. Конечно, счастье от служения в Лавре.
В Рождество мы как‑то хором колядовали у Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), у священноначалия Лавры. От изобилия благословений и рождественской благодати, полученной на службе и разлившейся по святой Лаврской обители, кружилась голова. Счастье переполняло тогда наши сердца. На сегодняшний день каждодневное счастье от служения в Андрее-Владимирском храме.
Беседовал Андрей Герман
Дорогие сестры, желаем вам благоденствия, мира, согласия в семьях, чтобы искренней была теплота чувств ваших близких к вам. Пусть Господь всегда пребывает с вами. Желаем всем матерям, сестрам, отроковицам и младенцам заступничества Пресвятой Богородицы.
Желаем вам горячей любви к Богу, к ближнему своему! Пусть те, кто вашу любовь испытывает, по достоинству ее оценят и возвратят вам сторицей своей любовью. Многая и благая вам лета!