Воскресенье, 17 мая 2022 года: что будет в храме?


Русская Православная Церковь

Версия для печати

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

17. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Глас 4-й.

Ап. Андроника и иже с ним. Мч. Николая Болгарского. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (службу зри 7 июля).

Примечание.

Песнопения Недели о самаряныне поются в течение четырех дней: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу, т. к. в понедельник и во вторник совершается служба Преполовения, а в среду – отдание Преполовения (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 5-я по Пасце, самаряныни»).

Служба воскресная, Преполовения и самаряныни совершается по Триоди.

На великой вечерне

«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4 (см. в Триоди), Преполовения, глас тот же (см. во вторник 4-й седмицы вечера) – 3, самаряныни, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» – самаряныни, глас 6-й: «При студенце Иаковли…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – самаряныни, глас 3-й: «Да радуется днесь…».

На стиховне стихира воскресная, глас 4-й: «Господи, возшед на Крест…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – самаряныни, глас 8-й: «Егда явился еси…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

Примечание.

Типикон ничего не говорит о пении тропарей на вечерне этого дня, ограничиваясь общим указанием: «…И прочая вся, яко предписашася в прочих Неделях» (см.: Типикон, гл. 50, «Неделя 5-я по Пасце, самаряныни»), что дает право петь на благословении хлебов тропарь «Богородице Дево» (трижды), хотя эта Неделя и является попразднством Преполовения (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 4-я по Пасце, разслабленнаго» и «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго»).

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й: «Преполовившуся празднику…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Непорочны[91]. «Ангельский собор…». Ипакои, глас 4-й: «Яже Твоего преславнаго востания…». Степенны – антифоны 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам…». Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), Преполовения (2-й) на 4 и самаряныни на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален самаряныни, глас тот же: «Да радуется Небо…». «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас тот же: «Премудрости Подателю…».

По 6-й песни – кондак самаряныни, глас 8-й: «Верою пришедшая на кладязь самаряныня…», и икос, глас тот же: «Чистая таинства услышим…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен самаряныни: «В Самарию пришел еси…», «И ныне» – светилен Преполовения: «Преполовившуся пришел еси…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 6, и самаряныни, глас 3-й и глас 6-й – 2[92]. «Слава» – самаряныни, глас 6-й: «Источник живоначалия…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание.

Такой порядок пения стихир предписывается в Триоди Цветной. Указания Типикона о хвалитных стихирах в эту Неделю (воскресные – 5, самаряныни – 3) повторяют старопечатные издания Устава и не соответствуют составу текстов в современной Цветной Триоди. В. Розанов полагает, что в нынешнем Типиконе ­– опечатка, и следовать нужно указаниям Цветной Триоди (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 680–681).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская, глас 7-й: «Се тьма и рано…».

На часах

– тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Преполовения. Кондаки Преполовения и самаряныни читаются попеременно.

На Литургии

блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), самаряныни, песнь 3-я – 4, и Преполовения, 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь Преполовения. «Слава» – кондак самаряныни, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен – Недели о самаряныне, глас 3-й: «Пойте Богу нашему, пойте…»; стих: «Вси языцы восплещите руками…».

Апостол и Евангелие – Недели о самаряныне.

Аллилуиарий – Недели о самаряныне, глас 4-й: «Наляцы, и успевай, и царствуй…»; стих: «Возлюбил еси правду…».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…»; и дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…».

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Триоди. Стих 1-й: «Наляцы, и успевай, и царствуй, / истины ради, и кротости, и правды»; стих 2-й: «Возлюбил еси правду, / и возненавидел еси беззаконие».

← предыдущий день следующий день →

День памяти святых

Мученица Пелагия, дева Тарсийская (ок. 290)

О подвиге красивой и знатной девушки, предательстве ее матерью и самоубийстве жениха читайте в нашем материале.

Священномученик Еразм Формийский (303)

Краткое житие итальянского епископа, крестившего тысячи людей и претерпевшего мучения от трех императоров, слушайте на радио «Вера»

Священномученик Альвиан Анейский и ученики его (304)

Святой был епископом города Анеи (Асийская область). Ему приказали принести жертву идолам под страхом смерти, но епископ не отрекся от Христа. Его пытали раскаленным железом, били, вместе с ним мучили и его учеников. Священномученика вместе с учениками бросили в раскаленную печь.

Священномученик Сильван, епископ Газский (311)

Святой родился близ города Газы. Был воином, принял священство, рукоположен во епископа Газского, многих язычников обратил к вере. При императоре Диоклетиане его судили, пытали, сослали на медные рудники палестинского города Фена. Несмотря на усталость от работы, продолжал проповедовать и там, за что был обезглавлен вместе с сорока воинами, которых обратил в христианство.

Преподобные Никита (Ниифонт), Кирилл, Никиифор, Клиимент и Исаакий, братья Алфановы (Сокольницкие) (XIV–XV)

Родные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы жили в XIV веке в Новгороде. Были знатны и богаты, но благочестивы: приняли монашество в Новгороде, где построили храм в честь святителя Николая и в 1389 году основали Сокольницкий монастырь. Их родственник Яков Анфал (Алфан) убежал от преследований за связь с Москвой. Праведные родственники невинно пострадали за него. Около 1606 года зафиксировали чудеса, происходившие от мощей святых братьев. После пожара, в котором сгорела Сокольницкая обитель, мощи преподобных перенесли 4/17 мая 1775 года в Антониев монастырь (закрыт советской властью, в настоящее время – музей).


Наиболее ранний сохранившийся образ – надгробный 1701 года из храма святителя Николая Сокольницкого монастыря.

Тропарь преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским

Послу́шаша Госпо́дня гла́са,/ до́брии рачи́тели бы́вше,/ благи́й Его́ яре́м на ся взе́мше,/ усе́рдно понесо́сте/ и по́стничества путь дости́гше,/ преподо́бнии отцы́, святи́и чудотво́рцы,/ во́ини Небе́снаго Царя́ Христа́,/ Ники́то, Кири́лле, Ники́форе, Кли́менте и Исаа́кие,/ сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы/ венцы́ неувяда́емыми увязо́стеся, и Небе́сною сла́вою оде́ястеся,/ и чудотворе́нии обогати́стеся,/ те́мже и о нас моли́ти не преста́йте,/ да полу́чим ве́чных благ,/ мы же си́це взыва́ем:/ сла́ва Да́вшему вам к по́двигу кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему вас,// сла́ва Даю́щему ва́ми всем исцеле́ния.

Перевод: Послушав глас Господа, настоящими поклонниками будучи, благое Его иго подняли (Мф.11:30), усердно понесли и путем постничества достигли, преподобные отцы, святые чудотворцы, воины Небесного Царя Христа, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий, потому от Вседержительной десницы украсились неувядаемыми венцами, и Небесной славой облеклись, и даром чудотворений обогатились, поэтому и о нас не переставайте молить, чтобы мы получили вечные блага, мы же так взываем: «Слава Давшему вам силу для подвига, слава Венчавшему вас, слава Дающему через вас всем исцеления».

Новомученики и исповедники российские

Краткое житие священномученика Иоанна Васильева, принявшего решение стать священником в 1929 году и репрессированного в 1937, слушайте на радио «Вера».

Молодого дьякона Николая Тахтуева с прекрасным голосом (приглашали в Большой театр, но он отказался ради служения в храме), подписавшего согласие на сотрудничество с властями в Страстную пятницу 1940 года. Он хотел встретить Пасху в храме последний раз и проститься с семьей (оставалось 8 детей), а в Светлый понедельник вернулся в отделение с вещами. Из заявления на имя начальника районного отделения НКВД: “…если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись… Разве так Христос заповедовал нам жить? – да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем… то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить.”

Краткое житие священномученика слушайте на радио «Вера».

Икона Божией Матери Старорусская (1570)

В Старую Руссу икону принесли греки из Ольвиополя еще в конце X века. Во время мора 1570 года жителю города Тихвина было откровение, что болезнь прекратится, когда привезут чудотворную Старорусскую икону. Мор отступил, но чудотворную икону тихвинцы вернули только через 300 лет. Одно из преданий гласит, что от небрежного хранения и копоти икона Богоматери потемнела. Тогда написали с нее копию и почитаемых икон стало две.

В годы советской власти с икон сняли серебро, а сами образы передали в Старорусский краеведческий музей. Первая икона пропала в августе 1941 года. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была возвращена в Георгиевскую церковь, где хранилась с XIX века, – приходской храм семьи Достоевских и любимую церковь Федора Михайловича, когда он жил в этом городе. В 1943 году при эвакуации икону вывезли в г. Дно. После освобождения, в 1946 году, вернули в Старую Руссу в единственный действующий тогда храм – Георгиевской. В 2022 году храму исполнилось 610 лет.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5 – 42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Свернуть

Комментарий священника Стефана (Домусчи)

Комментарий священника Дмитрия (Барицкого)

Особенности богослужения

Еще при своей земной жизни Сам Иисус Христос дал нам молитву «Отче наш». Из Евангелия от Матфея (глава 6) мы знаем, что «Отче наш» – единственная молитва, которой Спаситель научил своих учеников. Именно ее поют всем храмом в конце Литургии перед Причастием. Почему существует традиция петь «Отче наш» всеми прихожанами, а не только хором? Потому что таким образом в Церкви выражается вера в Бога как нашего любящего Отца.

Узнать больше о важнейшей молитве христиан поможет статья Александра Ткаченко «Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве».

Отличить лжемолитву от настоящей помогут 12 правил священника Павла Великанова в материале «Как правильно и как неправильно молиться?»

Читать последование Литургии

Традиции праздника:

Святая мученица Фотина почитается в том числе и за способность врачевать лихорадку. Церковное Предание сохранило в молитве ко святой свидетельство об этом ее умении. В современном понимании лихорадка – воспалительный процесс в организме, сопровождающийся высокой температурой. Из жития мы знаем, что святая исцелила воеводу Севастиана от «лютой болезни». Возможно, существует не только ассоциация с колодцем как местом встречи со Спасителем и местом ее казни, но и духовная связь с тем Источником воды живой, способным погасить огонь лихорадки – исцелить от страшного недуга.

Сегодня не так просто собраться на молебен святой Фотине, хотя как никогда актуально обращение к ней в молитве.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]