Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней


Аудио-версия статьи

См. также: Минея. Январь. Святое Бого­яв­ле­ние. Кре­ще­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Наве­че­рие Бого­яв­ле­ния и сам празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня в храмах совер­ша­ется Чин вели­кого освя­ще­ния воды. Для луч­шего пони­ма­ния бого­слу­же­ния пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию опи­са­ние этого Чина и неко­то­рые бого­слу­жеб­ные тексты, вхо­дя­щие в его состав.

Вос­по­ми­на­ние Иор­дан­ского собы­тия Цер­ковь обнов­ляет особым чином вели­кого освя­ще­ния воды. Свя­щен­ник через цар­ские врата при пении тро­па­рей «Глас Гос­по­день на водах…» выхо­дит к сосу­дам, напол­нен­ным водой, неся на главе Чест­ный Крест, и начи­на­ется освя­ще­ние воды.

Освя­ще­ние воды совер­ша­ется также и в самый празд­ник после литур­гии (тоже после заам­вон­ной молитвы).

Вели­кое освя­ще­ние воды в Наве­че­рие и в самый празд­ник Пра­во­слав­ная Цер­ковь совер­шает издревле, причем бла­го­дать освя­ще­ния воды в эти два дня пода­ется всегда одна и та же. В Наве­че­рие освя­ще­ние воды совер­ша­лось в вос­по­ми­на­ние Кре­ще­ния Гос­подня, освя­тив­шего есте­ство водное, а также кре­ще­ния огла­шен­ных, кото­рое в древ­но­сти совер­ша­лось в Наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; исто­рики: Фео­до­рит, Ники­фор Кал­лист). В самый же празд­ник освя­ще­ние воды бывает в вос­по­ми­на­ние соб­ственно собы­тия Кре­ще­ния Спа­си­теля.

После­до­ва­ние вели­кого освя­ще­ния воды как в Наве­че­рие, так и в самый празд­ник одно и то же и в неко­то­рых частях имеет сход­ство с после­до­ва­нием малого освя­ще­ния воды. Оно состоит в вос­по­ми­на­нии про­ро­честв, отно­ся­щихся к собы­тию Кре­ще­ния (пари­мии), самого собы­тия (Апо­стол и Еван­ге­лие) и его зна­че­ния (екте­нии и молитвы), в при­зы­ва­нии бла­го­сло­ве­ния Божия на воды и трое­крат­ном погру­же­нии в них Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня.

На прак­тике чин водо­освя­ще­ния совер­ша­ется сле­ду­ю­щим обра­зом. После заам­вон­ной молитвы (в конце литур­гии) или про­си­тель­ной екте­нии: «Испол­ним вечер­нюю молитву» (в конце вечерни) насто­я­тель в полном обла­че­нии (как во время совер­ше­ния литур­гии), а прочие свя­щен­ники только в епи­тра­хили, пору­чах и фелони выхо­дят через цар­ские врата к свя­щен­ной купели в при­твор или на источ­ник.

Впе­реди идут свя­ще­носцы со све­чами, за ними сле­дуют певцы с пением тро­па­рей Глас Гос­по­день, диа­коны с кади­лами, свя­щен­ники и насто­я­тель, несу­щий Чест­ный Крест на непо­кры­той главе (обычно Крест пола­га­ется на воз­духе).

Глас Гос­по­день на водах вопиет, гла­голя: при­и­дите, при­и­мите вси Духа пре­муд­ро­сти, Духа разума, Духа страха Божия, явль­ша­гося Христа. [Трижды.]

Днесь вод освя­ща­ется есте­ство, и раз­де­ля­ется Иордан, и своих вод воз­вра­щает струи Вла­дыку зря кре­ща­ема. [Дважды.]

Яко Чело­век на реку пришел еси, Христе Царю, и раб­ское кре­ще­ния прияти тщи­шися, Блаже, от Пред­те­чеву руку, грех ради наших, Чело­ве­ко­любче. [Дважды.]

Слава, и ныне, глас тойже.

Ко гласу вопи­ю­щаго в пустыни, уго­то­вайте путь Гос­по­день. Пришел еси, Гос­поди, зрак рабий приим, кре­ще­ния прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убо­я­шася. Тре­пе­тен бысть Пред­теча, и возопи гла­голя: како про­све­тит све­тиль­ник Света? Како руку поло­жит раб на Вла­дыку? Освяти мене и воды, Спасе, взем­ляй мира грех.

На месте водо­освя­ще­ния Крест пола­га­ется на бла­го­укра­шен­ный стол, на кото­ром должна стоять чаша с водой и тремя све­чами. Во время пения тро­па­рей насто­я­тель с диа­ко­ном совер­шает каж­де­ние при­го­тов­лен­ной к освя­ще­нию воды (окрест стола трижды), а если вода освя­ща­ется в храме, то кадит также алтарь, свя­щен­но­слу­жи­те­лей, певцов и народ.

По окон­ча­нии пения тро­па­рей диакон воз­гла­шает: Пре­муд­рость, и чита­ются три паре­мии (из книги про­рока Исаии), в кото­рых изоб­ра­жа­ются бла­го­дат­ные плоды при­ше­ствия Гос­пода на землю и духов­ная радость всех, обра­ща­ю­щихся ко Гос­поду и при­ча­ща­ю­щихся от живо­нос­ных источ­ни­ков спа­се­ния.

События Крещения

Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они думали очиститься от грехов. Но Иоанн Предтеча «очищал» не всех желающих: он напоминал, что перед омовением надо исповедать грехи – покаяться, только тогда грехи «смоются».
Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.

Как только Христос сошел в Иордан, Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Зачем крестился безгрешный Христос?

В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение выражалось в омовении. Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи.

Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые грехи приносят. Принять вплоть до смерти на Кресте, но – в конечном итоге – чтобы победить грех и смерть.

И первое действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, конечной жизни – в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.

Смысл праздника


Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Фото с сайта bizlida.by
Главных событий, которые мы празднуем в Крещении, – два: Крещение Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах – Пресвятой Троицы – многим людям. Бог Отец говорил с Неба, свидетельствуя, что Христос – Его Сын, Сын Божий крестился в водах Иорданских, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.

Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Молитва^

Велий еси, Гос­поди, и чудна дела Твоя, и ниеди­ноже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Ты бо хоте­нием от не сущих во еже быти при­ве­дый вся­че­ская, Твоею дер­жа­вою содер­жиши тварь и Твоим про­мыс­лом стро­иши мир. Ты от четы­рех стихий тварь сочи­ни­вый, четырми вре­мены круг лета венчал еси. Тебе тре­пе­щут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе при­сут­ствуют звезды: Тебе слу­шает свет, Тебе тре­пе­щут бездны, Тебе рабо­тают источ­ницы. Ты про­стерл еси небо яко кожу: Ты утвер­дил еси землю на водах: Ты огра­дил еси море песком: Ты ко отды­ха­нием воздух про­лиял еси. Ангель­ския силы Тебе служат, архан­ге­льстии лицы Тебе кла­ня­ются: мно­го­очи­тии херу­вими, и шесто­кри­ла­тии сера­фими, окрест стояще, и обле­та­юще, стра­хом непри­ступ­ныя славы Твоея покры­ва­ются. Ты бо Бог сый Неопи­сан­ный, Без­на­чаль­ный же и Неиз­гла­го­лан­ный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подо­бии чело­ве­че­стем быв: не бо терпел еси, Вла­дыко, мило­сер­дия ради мило­сти Твоея, зрети от диа­вола мучима рода чело­веча, но пришел еси и спасл еси нас. Испо­ве­дуем бла­го­дать, про­по­ве­дуем милость, не таим бла­го­де­я­ния: есте­ства нашего роды сво­бо­дил еси. Дев­ствен­ную освя­тил еси утробу Рож­де­ством Твоим: вся тварь вос­пе­вает Тя явль­ша­гося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с чело­веки пожил еси: Ты Иор­дан­ския струи освя­тил еси, с небесе низ­по­сла­вый Свя­таго Твоего Духа, и главы тамо гнез­дя­щихся сокру­шил еси змиев.

И сие убо свя­щен­ник гла­голя трижды, и воду рукою бла­го­слов­ляет на кийждо стих:

Ты убо, Чело­ве­ко­любче Царю, прииди и ныне наи­тием Свя­таго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

И даждь ей бла­го­дать избав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново: Сотвори ю нетле­ния источ­ник, освя­ще­ния дар, грехов раз­ре­ше­ние, неду­гов исце­ле­ние, демо­нов все­гу­би­тель­ство, сопро­тив­ным силам непри­ступ­ную, ангель­ския кре­по­сти испол­нен­ную: Да вси почер­па­ю­щии и при­ча­ща­ю­щи­ися, имеют ю ко очи­ще­нию душ и телес, ко исце­ле­нию стра­стей, ко освя­ще­нию домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обно­ви­вый обет­шав­шее грехом есте­ство наше: Ты еси Бог наш, водою пото­пи­вый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем сво­бо­ди­вый от работы фара­они Мои­сеом род Еврей­ский. Ты бо еси Бог наш, раз­ра­зи­вый камень в пустыни, и поте­коша воды, и потоцы навод­ни­шася, и жаж­ду­щия люди Твоя насы­ти­вый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пре­ме­ни­вый Илиею Изра­иля от пре­ле­сти Ваа­ловы.

Сам и ныне, Вла­дыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]

Даждь же всем при­ка­са­ю­щимся ей, и при­ча­ща­ю­щимся, и мажу­щимся ею, освя­ще­ние, здра­вие, очи­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние.

Спаси Гос­поди, и поми­луй вели­каго гос­по­дина и отца нашего, Свя­тей­шаго Пат­ри­арха (имярек), и гос­по­дина нашего, Прео­свя­щен­ней­шаго Епи­скопа [имярек], и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им вся­каго врага и супо­стата. Даруй им вся, яже ко спа­се­нию про­ше­ния, и жизнь вечную: да и сти­хи­ами, и чело­веки, и ангелы, и види­мыми, и неви­ди­мыми, сла­вится Твое пре­свя­тое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Свя­щен­ник: Мир всем.

Диакон: Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните.

Свя­щен­ник пре­клонься молится тайно:

При­к­лони Гос­поди ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иор­дане кре­сти­тися изво­ли­вый, и освя­ти­вый воды, бла­го­слови всех нас, иже при­к­ло­не­нием своея выи, назна­ме­ну­ю­щих работ­ное вооб­ра­же­ние: и спо­доби нас испол­ни­тися освя­ще­ния Твоего, при­ча­ще­нием воды сея, и да будет нам Гос­поди, во здра­вие души и тела.

Воз­гла­ше­ние: Ты бо еси освя­ще­ние наше, и Тебе славу и бла­го­да­ре­ние и покло­не­ние воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем, и Пре­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Когда происходит освящение воды?

В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – утром 18 января, и в сам праздник Крещения – утром 19 января.

Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Литургии (с утра) – в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».

Во время шествия к месту освящения совершается каждение и поются специальные тропари, раскрывающие смысл Крещения Христа и связь этого события и освящения воды.

В молитвах на освящение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.

Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.

Великое освящение воды совершается лишь дважды в год – 18 и 19 января – накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящением воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.

***

За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе широкое распространение получили различные предрассудки и суеверия, связанные со значением святой воды, да и простое незнание Таинств может порой завести в тупик. Свидетельство тому — большое количество вопросов, поступающих к нам на епархиальный сайт www.eparhia-saratov.ru. Попытаемся ответить хотя бы на некоторые из них.

— Почему воду освящают и 18, и 19 января?

— И в тот, и в другой день совершается одно и то же чинопоследование Великого водоосвящения. Все молитвы, которые при этом читаются, абсолютно одни и те же. Обычай дважды освящать воду появился в глубокой древности. Тогда Таинство Крещения предварялось длительным обучением желающих покреститься основам православного вероучения и совершалось всего несколько раз в году, и более всего крещений приходилось на день Богоявления. Чтобы успеть покрестить всех, не жертвуя красотой и торжественностью обряда, для этого стали отводить два дня. Поэтому, чтобы избежать чрезмерного скопления людей в храмах в день Богоявления, можно приходить за святой водой в храм и в предыдущий, и в последующие дни.

— Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

— Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одинаково. Нужно понимать, что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января.

— Правда ли, что купание в проруби на Крещение смывает с человека все грехи?

— Конечно же, это не так! Купание в проруби — это старинная благочестивая традиция, но церковным таинством она не является. Изначально это была норма церковного благочестия: трижды окунаться в прорубь, подражая крещению Христа. Сегодня это можно объяснить так: готовясь к празднику, мы очищаемся духовно, а омовение в проруби — это и телесное очищение, подобно тому, как утреннее молитвенное правило служит духовному очищению, а вкушение святой воды и просфоры натощак — освящению нашего телесного естества. А оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.

— Когда вода в полынье теряет свойство освященности?

— Дары, подающиеся воде, даются по молитвам, входящим в Чин Великого освящения воды. Таким образом, можно считать, что вода в водоеме сохраняет свои свойства в течение всего праздничного дня, то есть до 20 января.

— Есть мнение, что в Крещение вся вода на планете становится крещенской, даже из-под крана. Так ли это?

— Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере христианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом. Но если у человека нет физической возможности посетить храм (он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства), он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана (и вода будет иметь те же свойства), но делать это надо с верой и молитвой. В истории Церкви можно найти множество примеров помощи Господа, поданной по молитвам христиан посредством воды, не освященной церковным чином.

— Правильно ли считать, что святая вода, освященная в другие праздники, менее благодатная?

— Подобное сравнение некорректно. Нельзя сравнивать Божественную силу святынь. В церковной практике существует два вида водоосвящения: малое и великое. Малое совершается в течение всего года неоднократно (на следующие праздники: Происхождение Дерев Честнаго и Животворящаго Креста, Преполовения Пятидесятницы, в пятницу Светлой Седмицы в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в храмовые праздники, как частная треба по просьбе прихожан). Великое же — только в праздник Крещения Господня. Само название подчеркивает особую торжественность обряда. Но малое и Великое освящение отличаются не только временем проведения, но и молитвенными прошениями. Во время Великого освящения возносятся особые прошения, мы молимся о спасении, великую агиасму благословляется пить не только натощак, но и весь день, этой водой освящается все, а во время малой агиасмы прошения направлены на удовлетворение повседневных потреб (для исцеления телесных недугов, для духовного укрепления и т. д.). Поэтому в этом случае мы говорим о различных дарах Благодати.

— Что делать с крещенской водой, оставшейся с прошлого года? Сохраняет ли она свои свойства?

— Воду, освященную в праздник Крещения Господня или накануне его, можно использовать в течение любого времени, причем не обязательно только до следующего праздника. При условии бережного хранения она не портится. Если же вам кажется, что крещенская вода более непригодна к употреблению, ее можно вылить, но ни в коем случае не туда, куда мы выливаем все отходы. Для этой цели при храмах существуют сухие колодцы. Также можно вылить ее в проточную воду (открытый водоем).

— Бывает ли, что святая вода не помогает?

— Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». Таким образом, святая вода поможет христианину, истинно верующему в силу Божественной благодати. В этом случае возможны чудеса исцелений. Если же человек действует из любопытства, «на всякий случай», не раскаявшись в содеянных грехах, то ждать помощи не приходится.

Вся ли вода на земле в ночь с 18 на 19 января – святая?


Чин великого освящения воды в Крещенский сочельник в Преображенской церкви храма Христа Спасителя. Москва, Россия. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией.

Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.

Можно ли набрать крещенской воды из-под крана

Современные люди предпочитают использовать воду из-под крана. Это великое благо цивилизации. Но многие интересуются, можно ли набирать ее для освящения. Никаких запретов по этому поводу нет. Если нужно искупаться в Крещение, необязательно мерзнуть в проруби. Можно просто принять душ. Вода из-под крана в этот день тоже наделяется целебными свойствами. Но ее нельзя назвать святой.

Важно понимать, что для определенных целей воду нужно освящать. Можно прийти в церковь и набрать немного жидкости в собственную тару прямо в храме. Многие приносят свою воду или даже читают молитвы над ней самостоятельно. Вода, набранная из-под крана, для этих целей тоже подходит. Но она должна быть чистой, не ржавой, бесцветной, без запаха. Нельзя набирать жидкость сомнительного качества.

На заметку!

Многие люди набирают воду 18 января, отстаивают ее, а 19 числа идут освящать ее в церкви.

Как простая вода становится святой?

Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и в ответ на молитвы Церкви продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь, сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

Три паре­мии^

Аудио

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.35)

Тако гла­го­лет Гос­подь: да воз­ве­се­лится пустыня жаж­ду­щая, да воз­ра­ду­ется пустыня, и про­цве­тет яко крин, и да про­зяб­нет, и вся воз­ве­се­лятся. И воз­ра­ду­ются пустын­ная Иор­да­нова, и слава Лива­нова дана бысть ей, и честь Кар­ми­лова, и людие Мои узрят славу Гос­подню, и высоту Божию. Укре­пи­теся руки ослаб­лен­ныя, и колена раз­слаб­лен­ная уте­ши­теся. И рцыте мало­душ­ным мыслию, укре­пи­теся и не бой­теся: се Бог наш суд воз­дает, Той при­и­дет и спасет нас. Тогда отвер­зутся очеса слепых, и ушеса глухих услы­шат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гуг­ни­вых: яко про­ра­зися в пустыни вода, и дебрь в земли жаж­ду­щей. И будет без­вод­ная в блата, и в жаж­ду­щей земли источ­ник воды будет: тамо будет весе­лие птиц, водво­ре­ние сири­нов, и тро­стий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наре­чется: и не мимо­идет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечи­стый, раз­се­ян­нии же пойдут по нему, и не заблу­дят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обря­щется тамо: но пойдут по нему избав­лен­нии и собран­нии от Гос­пода. И обра­тятся, и при­и­дут в Сион с весе­лием и радо­стию, и весе­лие вечное над главою их. Хвала и радо­ва­ние, и весе­лие постиг­нет их: отбеже болезнь, печаль и воз­ды­ха­ние.

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.55)

Тако гла­го­лет Гос­подь: жаж­ду­щии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послу­шайте Мене, и снесте благая, и насла­дится во благих душа ваша. Вни­майте ушима вашима, и после­дуйте путем Моим: услы­шите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И заве­щаю вам завет вечен, пре­по­доб­ная Дави­дова верная. Се сви­де­тель­ство во языцех, дах Его князя, и пове­ли­теля во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, при­зо­вут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе при­бег­нут, ради Гос­пода твоего, и Свя­таго Изра­и­лева, яко про­сла­вих тя. Взы­щите Бога, и внегда вам обре­сти Его, при­зо­вите. Егда же аще при­бли­жится вам, да оста­вит нече­сти­вый пути своя, и муж без­за­кон­ный советы своя: и обра­ти­теся ко Гос­поду Богу вашему, и поми­ло­вани будете, яко помногу оста­вит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, гла­го­лет Гос­подь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и раз­мыш­ле­ния ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не воз­вра­тится оттуду, дон­деже упоит землю, и родит и про­зяб­нет, и даст семя сею­щему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обра­тится ко Мне тощь, дон­деже аще скон­чает вся, елика вос­хо­тех, и поспешу пути Моя, и пове­ле­ния Моя. Весе­лием бо изы­дите, и радо­стию научи­теся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радо­сти, и вся дре­веса сель­ная вос­пле­щут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипа­рис, вместо же кро­пивы взыдет мир­сина. И будет Гос­подь во имя, и в зна­ме­ние вечное, и не оску­деет.

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.12:3-6)

Тако гла­го­лет Гос­подь: почер­пите воду с весе­лием от источ­ник спа­се­ния. И речеши в день он: испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, и при­зо­вите имя Его, воз­ве­стите во языцех славу Его: помя­ните, яко воз­не­сеся имя Его. Пойте имя Гос­подне, яко высо­кая сотвори: воз­ве­стите сия по всей земли. Радуй­теся и весе­ли­теся живу­щии в Сионе, яко воз­не­сеся Святый Изра­и­лев посреде его.

Затем поется про­ки­мен Гос­подь про­све­ще­ние мое чита­ются Апо­стол и Еван­ге­лие.

В Апо­столь­ском чтении (зачало 143‑е: 1Кор.10:1-4) гово­рится о таин­ствен­ном кре­ще­нии иудеев в Моисея среди облака и моря, о духов­ной их пище в пустыне и питии от духов­ного камня, кото­рый был Хри­стос.

Не хочу оста­вить вас, братия, в неве­де­нии, что отцы наши все были под обла­ком, и все прошли сквозь море;и все кре­сти­лись в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духов­ную пищу;и все пили одно и то же духов­ное питие: ибо пили из духов­ного после­ду­ю­щего камня; камень же был Хри­стос.

В Еван­ге­лии (зачало 2‑е: Мк.1:9-11) повест­ву­ется о Кре­ще­нии Гос­пода.

И было в те дни, пришел Иисус из Наза­рета Гали­лей­ского и кре­стился от Иоанна в Иор­дане.И когда выхо­дил из воды, тотчас увидел Иоанн раз­вер­за­ю­щи­еся небеса и Духа, как голубя, схо­дя­щего на Него.И глас был с небес: Ты Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние.

После чтения Свя­щен­ного Писа­ния диакон про­из­но­сит вели­кую екте­нию с осо­быми про­ше­ни­ями. В них содер­жатся моле­ния об освя­ще­нии воды силою и дей­ствием Святой Троицы, о нис­по­сла­нии на воду бла­го­сло­ве­ния Иор­да­нова и даро­ва­нии ей бла­го­дати к исце­ле­нию душев­ных и телес­ных немо­щей, в отгна­ние вся­кого навета види­мых и неви­ди­мых врагов, к освя­ще­нию домов и на всякую пользу.

Во время екте­нии насто­я­тель читает тайно молитву об очи­ще­нии и освя­ще­нии самого себя: Гос­поди Иисусе Христе… (без воз­гласа). По завер­ше­нии екте­нии свя­щен­ник (насто­я­тель) громко читает освя­ти­тель­ную молитву: Велий еси, Гос­поди, и чудна дела Твоя… и прочее. В этой молитве Цер­ковь умо­ляет Гос­пода прийти и освя­тить воду для того, чтобы она полу­чила бла­го­дать избав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново, чтобы она была источ­ни­ком нетле­ния, раз­ре­ше­нием неду­гов, очи­ще­нием душ и телес, освя­ще­нием домов и «ко всякой пользе изрядна». В сере­дине молитвы свя­щен­ник трижды вос­кли­цает: Сам убо, Чело­ве­ко­любче Царю, прииди и ныне наи­тием Свя­таго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз бла­го­слов­ляет воду рукой, но персты в воду не погру­жает, как это бывает в таин­стве Кре­ще­ния. По окон­ча­нии молитвы насто­я­тель тотчас бла­го­слов­ляет воду кре­сто­видно Чест­ным Кре­стом, держа его обеими руками и погру­жая трижды прямо (низ­водя в воду и воз­водя), и при каждом погру­же­нии Креста поет со свя­щен­но­слу­жи­те­лями тро­парь (трижды): Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди…

Крещенская вода – не магическое средство от болезней


Во время богослужения в честь Крещения Господня в церкви Афанасия, патриарха Александрийского. Вологодская область, Россия. Фото: Валентина Певцова/ТАСС
Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.

Как правильно использовать святую воду и что с ней делать

Священнослужители говорят прихожанам, что святая вода Богоявления обладает целительной силой. Защищает от порчи, недобрых сил, сглаза, излечивает болезни. Агиасма в Крещение, во время водосвятия получает благодатную энергетику, становясь той средой, которая обновляет человека, способствует возрождению.

На заметку! Чудо Агиасмы – не в том, что она приводит к переменам в жизни, а в том, что преображает и духовно обновляет человека.

Набранная после чина водосвятия водица во время хранения не портится, не обретает посторонних запахов. Вкушают ее с утра, совершая молитвы, желательно натощак. Если не знают специальных молитв, читают «Отче наш».

Для защиты и оберега детишек аккуратно окропляют им личико, не вытирая полотенцем. Также умываются и сами взрослые, лишь слегка брызгая водой и давая каплям высохнуть. Нельзя умываться пригоршнями над раковиной, так как вода попадает в канализационные трубы. Со святыней обращаются бережно, уважительно, благоговейно. Обязательно с верой, с добрыми мыслями, без злобы в сердце.

Считается, что Крещенская вода помогает выйти из затяжных стрессов и депрессий, наладить душевное равновесие и гармонию, защищает от сглаза. Достаточно окроплять несколькими каплями лицо с утра или принимать вовнутрь небольшое количество воды перед приемом пищи. Молитвы и обращения к Всевышнему обязательны, так как только таким образом человек обретает веру в помощь, в благодать Божью. С верой появляется уверенность в собственных силах, улучшается самочувствие, поднимается настроение. Подчас физическое нездоровье – результат душевных страданий, стресса, неуверенности в собственных силах. Вера во благо от Господа помогает уйти от негатива, тем самым, наладив и улучшив здоровье.

Больные люди, принимая воду, веруют в избавление от недугов. Но и здесь нужно действовать разумно, понимая, что обливания, компрессы не обладают целебной силой. Лечат капли святыни, так что достаточно лишь небольшого количества для умывания, окропления. У лежачих больных допускается побрызгать постель, для других – принимать по 1-2 капли воды с утра. Согласно церковным канонам, тяжело больным людям разрешено испивать водицу в любое время суток.

Также Агиасму используют для окропления помещений в доме или квартире. Освящают Крещенской водой даже офисы, надеясь на добрую и благодетельную силу святыни. Брызгают водичкой в углы комнат, на двери, перед входом, произнося одновременно слова молитвы «Отче наш».

Исключаются различные магические заклинания, не относящиеся к христианским обрядам ритуалы и действия. Церковь считает это суевериями, негативно относясь к подобным проявлениям в жизни. Агиасма – благодать от силы Божьей, ей не требуется дополнительное подспорье в виде непонятных заговоров и гаданий. Все, что разрешается в момент окропления или пития – чтение молитвы.

Крещенская вода: как пить и как хранить?

Крещенская святая вода – величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно.

Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.

Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике – святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять.

Можно ли разбавлять воду в праздник Крещение обычной водой

Часто люди интересуются, можно ли смешивать священную жидкость с чем-то еще, разбавлять ее. Никаких строгих запретов по этому поводу нет. Разбавлять Великую Агиасму можно и даже нужно. Священнослужители советуют прихожанам забирать с собой небольшие сосуды, а не целые канистры. Потом можно будет разбавлять жидкость обычной водой столько, сколько нужно. От снижения концентрации целебные свойства не ухудшаются.

Многие верующие набирают Агиасму в специальные флаги, которые используют каждый год. Дома они наполняют большие бутылки и добавляют в каждую по небольшому количеству священной жидкости.

Запрет имеется только на разбавление Агиасмы спиртными напитками, добавление ее в алкоголь. Делать этого категорически нельзя. Запрещено даже наливать ее в бутылки из-под водки, вина, спирта, пива. Это можно расценивать как осквернение.

Как часто можно пить крещенскую воду?

Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип – не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи.

Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится.

Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.

Глас 1

Во Иoр­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя: и Дух в виде голу­бине, извест­во­ваше сло­весе утвер­жде­ние, явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей слава Тебе.

***

После этого, при мно­го­крат­ном пении тро­паря пев­цами, насто­я­тель с Кре­стом в левой руке кропит кре­сто­об­разно во все сто­роны, а также окроп­ляет святой водой храм. После окроп­ле­ния поло­жено петь сти­хиру на Слава, и ныне: Вос­поим, вернии.

Для чего святой водой окропляют жилища и вещи?


Люди набирают крещенскую воду в проруби на реке Тобол, г. Курган. Фото: Александр Алпаткин/ТАСС
В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. Это делается для того, что они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».

Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнан, возвращается.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого», говорится в Евангелии от Матфея (глава 12, стихи 43-45).

Помогает ли вода, набранная на Крещение, от болезней

Многие люди набирают Агиасму с целью лечения. Они верят в то, что в случае болезни они смогут исцелиться священной жидкостью. Другие настроены скептически по этому поводу. Истина, как и всегда, где-то посередине.

Агиасма, действительно, помогает справиться со многими недугами. В специализированной литературе описано много случаев, когда люди вылечивали ей кожные болезни, патологии желудка, а также психические расстройства. Возможно, где-то и актуален эффект плацебо, но самое главное, что это помогает.

Для лечения экземы, язв и других заболеваний нужно смочить марлю Агиасмой и приложить к больному месту, после чего прочитать молитву. Делать это лучше по утрам, натощак. Используют ее в лечебных целях несколько дней или недель подряд, пока не удастся избавиться от недуга. Если есть проблемы с желудочно-кишечным трактом, нужно принимать святую воду ежедневно, натощак, небольшими порциями, также после молитвы.

Но не стоит возлагать на Агиасму слишком большие надежды. Если речь идет о серьезных патологиях, нужно обязательно обращаться к врачу. Промедление может обернуться тяжелыми последствиями. Допустимо сочетать прием крещенской воды с терапевтическим лечением. Одно другому не мешает.

Люди часто принимают Агиасму на этапе восстановления после операций. Это очень хорошо помогает. Если болит не что-то конкретное, а самочувствие в целом не удовлетворяет, можно пить святую воду, либо наносить ее на тело, окроплять ею себя.

В народе верили, что Агиасма помогает забеременеть. Для этого ее нужно принимать по глотку каждый день с утра, натощак. Надо обязательно читать молитвы и верить в то, что все получится. Святая вода помогает от бессонницы и кошмаров. Для этого ее нужно пить на ночь.

Можно ли пить крещенскую воду людям некрещеным или неверующим?

Если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять. При освящении дома ею кропят даже «скаредные места» – туалеты. Конечно, из этого не следует, что некрещеных надо специально поить крещенской водой. Если человек верит в Бога, но еще не крестился, и если при этом он испытывает благоговение к церковной святыне, то это будет только во благо.

Если некрещеный – неверующий человек, и просто, ничего не понимая, решил ее попить – тоже ничего страшного не произойдет. Но если человек не просто не верующий, а богоборец, и специально пьет эту воду со злым чувством, то такое потребление крещенской воды нельзя рекомендовать.

Правда ли, что крещенская вода не портится, и куда можно выливать крещенскую воду?


Праздник Крещения Господня на источнике преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Дивеево, Россия. Фото: Сергей Бобыев/ТАСС
Как правило, святая вода не портится. Но, если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода не святая.

Если все же крещенская вода испортилась, то, по обычаю, ее надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место». Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. Не стоит выливать святую воду в канализацию, потому что символические действия имеют значения для нашей души.

Святая вода – не причастие

Бог дал человеку множество Своих даров, которые укрепляют его телесно и духовно: святые чудотворные иконы, святую воду, святое масло, святые мощи великих угодников Божиих. Но главный дар, который дал человеку Бог – Он Сам. Бог дает нам Себя, чтобы одухотворить нашу природу, наше естество, чтобы мы могли стать подобными Ему, чтобы мы могли жить с Ним, Бессмертным, в жизни вечной.

И этот дар Господь дает нам в Святом Причастии: причащаясь Тела и Крови Господа, мы становимся к Богу близки настолько, насколько можем вместить.

Но от Причастия человека могут отлучить за грехи. Сроки такого отлучения раньше бывали очень длительными: на 7, 15, 20 лет, а иногда и на всю жизнь. Все это время человек не мог причащаться Тела и Крови Христа. Тогда ему разрешалось причащаться крещенской водой. Крещенская вода была заменой Причастия для тех, кто не участвовал в полноте церковной жизни из-за своих тяжелых грехов.

Но, если вы ждете от святой воды максимальной пользы, не ограничивайтесь ею одной. Ведь благодать Святого Причастия гораздо больше, чем та, которую человек получает от святой воды. Идите в храм, пейте святую воду, укрепляйтесь, а потом идите на исповедь и к Причастию – чтобы святая вода стала, по слову Господа, «рекою в жизнь вечную».

Как употреблять святую воду (крещенскую) от порчи и сглаза

Если вы или дети поддаются негативному влиянию со стороны, то защитить энергетику семьи и близких поможет заготовка, сделанная на Крещение. Чтобы убрать сглаз, помолитесь перед наполненным стаканом, затем сделайте из него несколько глотков. Смажьте голову, виски и окропите все углы в доме. Затем сходите в церковь, поставьте свечу за здравие, помолитесь и попросите у Господа прощения и защиты.

Чтобы обезопасить себя от дурного влияния, пейте святую воду на протяжении 10 дней подряд. Это усилит ваши защитные способности и придаст сил.

Нырять ли в прорубь?


Крещенская прорубь. Фото с сайта gazetauzao.ru
К празднику Крещения на водоемах появляется прорубь – «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит великое водосвятие по такому же чину, что и великое освящение воды в храме.

Насколько важно окунаться в крещенской проруби? Что это дает? Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. И, если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу. А если такое погружение – просто спорт или дань народной традиции, а желания освятиться нет, то и пользы не будет. Приступает ли человек к купанию в святом источнике или просто пьет святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне свою благодать.

Что должен знать каждый крещенский купальщик: 9 главных советов

Сколько раз освящается вода на Богоявленские праздники, и как хра­нить ее в течение года?

Большая вода — Богоявленская — освящается один раз, 5 января, и о ней-то и сказано, что по прошествии трех часов (дальнего ради рас­стояния, по прибытии — еще одного часа) хранить ее «опасно» — т.е. осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. Если же сказано в «Церковном оке», что «единажды, токмо с вечера освящати воду», то далее в том же «Церковном оке» сказано, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых хрис­тиан, знающих это, «да просветят и нас», т.е. тех, кто писал это рассуж­дение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, почему это надо со­вершать.

Причину же такого обычая мы находим в объяснении препо­добного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и перепрыгивали его, т.к. некоторые ново­обращенные в христианство придерживались языческих суеверий и ве­рили, что это перескакивание очищает человека и дает ему здоровье на месяц. Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патриарх Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение во­ды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило новооб­ращенных христиан от их языческого обычая.

Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освя­щения большой воды накануне Богоявления, т.е. 5 января. Таким обра­зом, установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа и 2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сре­тения Господня. Отсюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освященная 6 января, имеет силу ту же, что и вода, освященная пер­вого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны.

Погрешают поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях сре­ди наших христиан, и они, вместо того чтобы благоговейно хранить свя­тыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпи­вают эту святую воду в тот же день. Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды — «Великой агиасмы» — имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Имеется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освященную именно в навечерие Богоявления.

Более того, в древности во времена господства Студийского устава в Русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Некоторые исследователи связывают появление второго освящения воды с распространением Иерусалимского богослужебного устава. Однако такая точка зрения не представляется вполне обоснованной, поскольку в древних редакциях Иерусалимского устава также отсутствует второе освящение воды. Обычай освящать воду дважды вводил в недоумение не только современных исследователей, но и древнерусских литургистов. В рукописи «Тактикона» Никона Черногорца, переписанной священноиноком Авксентием (4 июня 1475 года), о двукратном освящении говорится следующее:

Ответ о просвещении (освящении воды — прим. авт.): Несть прияла соборная и святая Церковь просвещати дважды, но страстная человеческая воля. Соборная же церковь единожды прият с вечера точию просвещати, якоже Собраницы, рекше Синоксаре, пишут: соборная Церковь обдержно и всемирно, и в монастырях паки Студийский же Типик, сиречь Вообразник, и Иеросалимский, и прочии; и обаче и Апостол и Еуангелие единое имать, глаголати ся: с вечера точию, и более нет [].

К сожалению, благочестивый обычай второго большого освящения воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]