Лютеранское крещение. Как это было. Взгляд бабушки

ЛЮТЕРАНЕ,
протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.
См. также
ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Учение.

Также по теме:
РЕФОРМАЦИЯ

Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому

,
Никейскому
и
Афанасьевскому символам веры
.
См. также
СИМВОЛ ВЕРЫ.

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Лютеранское крещение. Как это было. Взгляд бабушки

Здравствуйте мои близкие и дальние читатели!

Сегодня, мой рассказ о церковном наследии. Согласитесь, ведь именно весной, когда хочется очиститься как духовно, так и телесно от зимних застоев, – приходит чувство обновления и выразительное желание благодарности к жизни… Хочется верить, верить в лучшее, в оптимизм жизни. Хочется закрыть пустоты своего сердца и души, насытиться благодатной энергией, освежить свои мысли.

Сегодня, мое состояние душевного обновления, плавно пересекается с состоянием духовных переживаний прошлого. Поэтому, решила поделиться с Вами, своими наблюдениями за таинством крещения деток, своих внуков. Лютеранство – не моя вера и когда дочь с мужем (муж – финн/лютеранин, дочь – русская/ православная) подошли к этой теме, у меня появилась возможность прикоснуться к новому опыту.

Что меня удивило, что порадовало, а что позабавило – читайте, мои дорогие в этой истории.

Зачем деток крестят? Наверно… чтобы усилить витальность ребёнка, усилить его Небесную защиту, укрепить интуитивную связь с его ангелом хранителем.

В лютеранстве говорят, что двойные имена, даются детям для укрепления, ангелов-хранителей рода. Соглашусь с этим объяснением. Что важно в двухименом понятии? Важно, чтобы первое имя исходило от родителей, от родовых корней, а второе имя – это дань моде или иным обстоятельствам.

Мы крестили внука в 2-ух месячном возрасте, до этого возраста, в его медкарте и других документах – в графе имя – стоял прочерк. Его называли просто – сын мамы такой-то… Своеобразно, не правда ли?

Церемонию крещения, мы решили проводить в классической лютеранской церкви (Vihdin Kirkko) 18-го века. Пастор – настоятель церкви, за неделю до торжества – по традиции обязан был посетить семью, где появился младенец.

Для справки:

  • В Финляндии – в евангелически-лютеранских приходах, зарегистрированы 76,4% жителей страны. Все они платят церковный налог, а это 1% — 2% с брутто зарплаты. Венчание, крещение, похороны – для прихожан бесплатны.

Духовная беседа в стенах нашего дома, прошла довольно любопытно. Пастор упомянул Мартина Лютера, напомнил о его реформации, затем порассуждал о семейных ценностях и на этом вступительная его часть закончилась. Дальнейшие 3 часа мы просто «болтали». Святой отец оказался настоящим статусным отцом, лет 70-ти. Пил кофе, «заправлялся» карьяла пирожками и сладостями. При этом оставался приветливым и улыбчивым. Рассказал…, что у него очень приличный доход, подтверждению его слов служил представительский Мерседес последней марки, на котором он передвигался.

Таинство крещения у алтаря, действительно напоминало торжество. Своды кирки, её аскетичное убранство, молебная наполненность – всё это имело свой неповторимый стиль и форму. Наш малыш находился на руках у крестной, настоятель читал библию, родственники и друзья родителей находилась на скамье нафы. Родители наблюдали за церемонией, находившись, поодаль от купели. В конце церемонии, нам всем раздали маленькие библии, и мы вслух прочитали пару выдержек из молитвенного текста. Никто из присутствующих не производил крестное знамение (креститься рукой). Апофеозом крестин – стало, окропление водой головы младенца. Всё прошло спокойно, выдержанно, неторопливо – в духе скандинавского менталитета.

После крещения по обычаю, родственники и гости – собираются за столом. Все приглашённые, пастор и совсем дальняя родня встретились у нас в доме. Испытание ещё то…, я Вам скажу :)). Дальняя родня прибыла к нам из разных уголков страны, как-то все разместились, прибыл и святой отец. И Вы не поверите… — почти 6-7 часов до 21 вечера – все собравшиеся пили кофе и угощались вкусностями. Такой долгой посиделки у нас в гостях – я и не припомню. Накануне, мы с дочкой напекли расстегаев, пирогов, тортов, пирожных. Гости рассыпались в благодарностях и изумлялись вкусу русской выпечки. Кофе было выпито – немереное количество. Для меня до сих пор остаётся загадкой: «Сколько финн, пожилой финн может выпить чёрный кофе? Причем и на ночь». Если сказать что, наш пастор и дальняя финская родня уже находились в преклонном возрасте – то 10 чашек на каждого – сей факт удивит кого хочешь. К чаю, – никто, кроме нас и не притронулся.

О чем говорят после крестин? Всё о том же… Пару фраз о семейных ценностях прозвучало из уст настоятеля и затем пошли застольные воспоминания, в сущности – обо всём и, ни о чём. Что позабавило меня? Например: «На малыша, вообще никто не обращал внимания, да и сами гости ни разу не привстали, не прошлись по дому, по участку. Никто не хотел разминать ноги ))».

Какого-то духовного единения я на этой встрече не почувствовала, но всё прошло дружелюбно, без ярких нот эмоций. За регистрацией крещения – необходимо было прийти в местный магистрат, спустя, где-то неделю после церемонии.

Ещё демократичнее, по упрощенному сценарию, – прошли крестины моих старших внучек. Решили их крестить, когда им было уже 2 и 3 года. Крестили в районном приходском центре (seurakuntakeskus ja kirkko) г. Йоэнсуу. Сама церемония была поскромнее, чем в старинном храме. Первую девочку крестил пастор, а вторую внучку — женщина–пастор. И такое бывает… На дом к нам никто из священнослужителей не приходил ни до, ни после церемонии. Столы никто не накрывал. Но удивило, что в самом центре – есть дьяконская комната для встреч, в ней нам (а не мы) предложили кофе и финскую выпечку. Мы же приносили с собой небольшой поднос угощений. Поговорили о традициях лютеранской веры и минут 15 – о повседневном ритме жизни. Дома, мы посидели за столом в узкосемейном кругу.

Для справки:

  • В Финляндии, в «молодых» городах доброжелательно относятся как к традиционно христианским конфессиям, так и сектам, так называемого – парахристианского направления. Например: в небольшом г. Нуммела (30 тыс. жит.), я увидела молельные дома Пятидесятников, Баптистов, Адвентистов 7 дня, Методистов , Свидетелей Иеговы. Несколько лютеранских приходов, ортодоксальных Православных.
  • Центр прихожан (seurakuntakeskus ja kirkko) – это, вообщем-то и не церковь. Здесь конечно, читают проповеди, ведут духовные беседы. Но в основном, здесь располагаются детские бесплатные кружки, места после школьного досуга, благотворительные центры и они доступны для людей любых вероисповеданий.

На контрасте…, после описания лютеранских крестин, хотелось бы упомянуть и о православном крещении. Четвёртого внука, совсем недавно мы крестили в храме г. Таллинна. Родители – русские и православные. В православии, ребёнку принято давать имя, находящее в святцах. Это имя вписывают в свидетельство о крещении в тот же день, когда проходить церемония. Надо сказать, что православная вера – эта вера патриархальная со строгими канонами и соблюдением определённых ритуалов. Для крещения малыша, священник церкви провёл с родителями и крёстными духовную беседу, где-то за неделю до события. Беседа была содержательная, ничего не нивелировалось. В ней много говорилось об истинной вере, о заповедях, о духовной благодати. Нас попросили попоститься. Сама церемония Таинства крещения – прошла ярко и торжественно. После малинового звона колоколов по окончанию воскресной службы, — нас пригласили в крестильною. Там находился огромный чан с соборной водой. Во время таинства, читались фрагменты пророческих писаний и избранные псалмы. Ребёнка окунали в купель полностью. Все крещённые крестились и вторили святому отцу молитвы. Аллитерация и запах ладана – сделали своё дело: мой мирской мозг отключился, и наступила стадия духовного проникновения. Впечатления я Вам скажу… — волнительные и какие-то глубинно-душевные. После миропомазания и получения крестильного крестика – мы отправились домой, где накрыли «широкий» стол для близких.

И всё же, я думаю, что… какая бы вера не сопровождала Вашего ребёнка в поисках жизненной веры, надежды, любви — крещение – это та отправная точка, где рождается – БЛАГО.

Спасибо Всем, кто заинтересовался этой статьёй. Буду рада, если Вы, читатели, поделитесь своей историей. Что именно понравилось, удивило, впечатлило в лютеранском крещении. Жду интересных комментариев…

Вероучительные тексты.

Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия

(
Konkordienbuch
, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (
Большой и Малый катехизисы
,
Großes und Kleines Katechismen
, 1529);
Аугсбургское исповедание
(
Augsburgische Konfession
, 1530) и
Апологию Аугсбургского исповедания
(
Apologie der Konfession
, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона;
Апостольский
,
Никейский
и
Афанасьевский символы веры
;
Шмалькальденские статьи
(
Schmalkaldische Artikel
, 1537); и
Формулу согласия
(
Konkordienformel
, 1577).

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия

, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с
Формулой согласия
, исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует… судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение.

В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании

: «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на авторитет
Книги согласия
, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие.

Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия, свечи.

Последние новости

КРЫНІЦА.INFO продолжает публикацию цикла интервью, где представители христианских конфессий отвечают на самые злободневные вопросы, которые русскоязычные пользователи интернета задают поисковикам. На этот раз мы обратились за разъяснениями к пастору евангелическо-лютеранской общины Гродно Владимиру Татарникову.

1. Почему Лютеранская Церковь существует и в 21 веке?

Владимир Татарников: Несмотря на то, что после Второго Ватиканского Собора Католической Церкви, многое из того, против чего выступал Мартин Лютер, изменилось, Лютеранская Церковь заняла достойное место в обществе. Во многих европейских странах Церковь, во-первых, стала национальной и государственной, во-вторых, дала толчок культуре и науке.

Одна из значимых заслуг Лютеранской Церкви – ее заметная роль в становлении и развитии свободомыслия. Лютеранами были все немецкие философы. Во времена, когда в обществе очень сильно упала духовность, именно они нашли в себе силы к поиску и осмыслению того, кто же такой Бог. При этом лютеране не стремились навязать незыблемую истину, а взывали к размышлению.

За годы своего становления и развития Лютеранская Церковь стала неотъемлемой частью современного общества, вот почему и в 21 веке она продолжает существовать.

2. Почему лютеране теснят православных?

Владимир Татарников: Честно говоря, этот вопрос представляется мне более чем странным, так как на моей памяти притеснений лютеранами православных, особенно каких-то явных, не происходило. На протяжении уже более 50 лет развивается православно-лютеранский диалог, в котором и Православная, и Лютеранская Церкви пытаются достичь понимания в спорных вопросах. Если говорить, например, о Русской Православной Церкви, то был налажен контакт с Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Сегодня же наработанные добрые взаимоотношения продолжают поддерживаться и развиваться.

3. Почему Лютеранская Церковь называется княжеской?

Владимир Татарников: Своими корнями это вопрос, скорее всего, уходит к моменту появления Лютеранской Церкви. В 16 веке, когда Мартин Лютер стал выступать с речами, смысл которых зачастую противоречил представлениям о вере католиков, его поддержало очень много князей. Однако сегодня княжеской я бы нашу церковь не назвал. Она, скорее, поющая, т.к. все богослужения состоят в основном из хоралов.

4. Почему Лютеранская Церковь отказалась от музыки Баха?

Владимир Татарников: Вообще-то, это тоже не соответствует действительности. Композитор Иоганн Себастьян Бах считается у лютеран пятым евангелистом, т.к. через свою музыку он провозглашал евангелие…

Сегодня музыка Баха в Лютеранской Церкви приветствуется. Так, в произведениях на органе, исполняемых на богослужениях, в основном используется музыка именно этого композитора.

В целом для лютеран отказ от музыки Баха – это, я считаю, последний шаг, на который они могут пойти. Иоганн Себастьян Бах и лютеранство можно назвать неделимым целым. Когда звучит имя композитора, мы понимаем, что речь идет и о Лютеранской Церкви.

5. Почему лютеран называют протестантами?

Владимир Татарников: Лютеранская Церковь является традиционной Протестантской. Вообще стоит разделять традиционные и нетрадиционные Протестантские Церкви. К первым относятся те, которые появились в 16 веке, такие, как лютеранская и англиканская. Направления, появившиеся позже, относят уже к неопротестантам, или нетрадиционным Протестантским Церквям.

6. Почему лютеране не крестятся?

Владимир Татарников: Что касается крещения как таинства, то у лютеран оно совершается также как и у православных, и у католиков – во имя триединого Бога.

Если говорить об использовании крестного знамения, то в Лютеранской Церкви нет традиции, согласно которой следует креститься, скажем, справа налево или слева направо. Традиция осенения себя крестным знамением выбирается на усмотрение человека, который приходит в храм.

7. Почему лютеране признают крещение младенцев?

Владимир Татарников: Крещение является для нас таинством, совершаемым Богом. И когда мы крестим беспомощное дитя, мы словно передаем его в руки Божьи, веруя, что теперь Творец будет его хранить.

8. Почему Лютера поддержали крестьяне, горожане, дворяне?

Владимир Татарников: Крестьяне поддержали Мартина Лютера, в первую очередь, потому, что ставил во главу угла доступность Церкви. В соответствии с учением Лютера за участие в обрядах и таинствах люди не должны были платить, в то же время Католическая Церковь готова была отпускать грехи только за деньги, используя индульгенции. Кроме того, Лютер перевел Библию на немецкий язык, и, таким образом, Церковь стала доступна для необразованных в большинстве своем крестьян.

Также основная идея Лютеранской Церкви – служение Богу через работу. Исходя из этого, считалось, что работая, человек служит Богу, а его социальный статус или профессия значения не имели. Вот почему, кроме крестьян, Лютера поддержали и горожане.

Для дворян примыкание к Лютеранской Церкви, скорее всего, являлось политическим моментом: представители этого сословия не хотели больше подчиняться Риму.

Мария Дубровская
Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. По интересующим вопросам обращайтесь на

Церковное устройство.

Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви.

Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор – это должность, а не сан.

Во что верят лютеране?

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех — это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.

В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.

Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение . Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Хри¬ста, отказ от того, чтобы самому спасать себя, — полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, праведный или неправедный — принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, пра¬ведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А дос¬таточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.

Верить — значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.

Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, — на распятого Христа и только на Него.

Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосре¬доточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим — Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет боль¬шинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу — верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя — на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение — заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели. Рассказ (возвещение) о спасении осуще¬ствляется в разных формах, прежде всего — в проповеди. Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь — это возвещение Евангелия в живой и сво¬бодной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения. Второй центр — это Таинство Причастия (Евха¬ристии), которое совершается на лютеранских богослу¬жениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, явля¬ется столом для этой священной трапезы. Таинство При¬частия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь ма-териальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозгла¬шенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэто¬му на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древ-нейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе. Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, неза¬висимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы. Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы. В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Под-ниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии. Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных ве¬рующих. Пастор — это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

Сосредоточенность на многообразном провоз¬глашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви — вот главные черты лютеранского богослужения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман — вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином. Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи свя¬зывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь. Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть. Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни. Евангелическо-лютеранская Церковь — это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение. Евангелическо-лютеранская Церковь — это традиционная Церковь, признающая и принима¬ющая основные христианские вероучения: — о троичности Бога — о Божественности Иисуса Христа — о необходимости Таинств (Крещения и Причастия). Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы. Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них. В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве. Члены Евангелическо-лютеранской Церкви -это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

История.

О том, как родилось «лютеранство» см. также

ЛЮТЕР, МАРТИН; РЕФОРМАЦИЯ. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Развитие лютеранской идеологии.

Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).

Лютеране в Северной Америке.

Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке.

Британская библиотека Соединенного Королевства (официальный сайт библиотеки — portico.bl.uk) является одной из самых известных библиотек мира. Её работа построена так, чтобы донести до каждого на работу, в школу, колледж или дом свои коллекции, являющиеся мировым интеллектуальным, научным и культурным наследием. Ежедневно она получает копию каждой публикации, выпущенной в Соединенном Королевстве и Ирландии. Её коллекции включают 150 миллионов наименований на самых распространенных языках мира. В ней хранятся манускрипты, карты, газеты, журналы, печатные или рисованные, музыкальные издания и патенты.

Архив Звука хранит звуковые записи с девятнадцатого века в виде цилиндров до самых современных CD, DVD и всяких минидисков. В библиотеке хранятся 8 миллионов марок и других единиц филателии. Книжные полки библиотеки составляют более 625 км и ежегодно увеличиваются на 12 км. Если вы просматриваете 5 изданий в день, то вам потребуется 80 лет, чтобы увидеть всю коллекцию целиком. Вы можете увидеть в выставочных галереях среди других национальных сокровищ самую древнюю печатную книгу Diamond Sutra.

Более 16 тысяч человек пользуются коллекциями библиотеки ежедневно. Информация о каталогах и выставках всегда размещается на вебсайте библиотеки. 6 миллионов списков было произведено в её онлайновом каталоге. Около полумиллиона человек посещают читальные залы Британской библиотеки. Её коллекции содержат такие сокровища как Magna Carta, Lindisfarne Gospels (Евангелие), записная книжка Леонардо да Винчи, первый выпуск Times от 18 марта 1788 года, манускрипты Битлз, запись судебной речи Нельсона Манделы.

Британская библиотека, как национальная библиотека Соединенного Королевства, является сравнительно молодой среди других государственных библиотек. Её основание заложено в отчете Комитета национальных библиотек, опубликованном в 1969 году под руководством Лорда Дэйнтона. За этим последовал доклад с рекомендациями основания национальной библиотеки Соединенного Королевства. В 1972 году Акт о Библиотеке Британии был одобрен Парламентом, что привело к началу службы библиотеки с 1 июля 1973 года.

Согласно Акту, в Библиотеку Британии были объединены библиотечные отделы Музея Британии (включавшие Национальную справочную Библиотеку Наук и Открытий), Центральную национальную библиотеку, Национальную библиотеку абонемента по науке и технологиям (центр межбиблиотечного абонемента, расположенный в Бостон Спа Йоркшира). В 1974 году к новой национальной библиотеке Соединенного Королевства присоединились Национальная библиография Британии и Офис научной и технической информации.

Позднее Библиотека и архив Офиса Индии (1982) и Институт Британии по записи звукам (1983), тоже стали частью библиотеки, увеличив объем её коллекций.

Источник: librarian.fio.ru/news.php?n=25304&c=1710

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]