Сознательная душевная лень, или леность, — это грех
Сразу оговоримся, что лень может быть следствием психических расстройств. Отсутствие инициативы бывает связано с какими-то нарушениями, и тогда человек нуждается не в порицании, а в медицинской помощи.
Мы же говорим про леность исключительно, как про грех. Это не вынужденное из-за недуга бездействие, а сознательный отказ от того, чтобы стать лучше.
При этом лень — это не желание отдохнуть, а отсутствие действий от человека, который уже полон сил.
Лень — это не желание отдохнуть, а намеренное бесцельное бездействие.
В чём же преступность такого греха?
Дело в том, что жизнь — это великий дар Божий. Господь поставил человека не хозяином, но руководителем на Земле. То есть, тем, кто должен заботиться о благополучии нашего мира.
Можно ли доставить Творцу большее оскорбление, чем пренебречь его даром и впустую потратить своё время ни на что?
Во многих списках смертных грехов часто фигурирует лень. Фото: bubomix.narod.ru
Бездействием мы идём наперекор божественному замыслу, отнимаем у мира те положительные вещи, которые могли бы в нём совершить. Оттого Библия сравнивает лентяя с разрушителем:
«Ленивый работник — все равно что разрушитель».
(Притч. 18:10)
Из-за этого лень включена в разные списки 7 смертных грехов. Само число 7 использовано потому, что людское сознание всегда почитало семёрку (семь светильников, семь цветов, семь нот, семь чакр, семь дней недели и т.д.), а списки грехов варьируются. Но лень — частый гость среди них.
Но не только в Божественном промысле кроется опасность лени. Даже на человеческом уровне она приносит разрушительные последствия. Рассказывает протоиерей Александр (Салтыков):
«Лентяй — активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать. А когда нечего взять, потому что своего нет, что делать лентяю? Он берет чужое. Возможен и другой сценарий: он очень легко становится алкоголиком, развратником, совершенно ничтожной личностью».
Александр Салтыков
протоиерей
Причины пристрастия к праздности
В зависимости от вида лени, причины ее возникновения тоже могут быть различны. Зачастую человек, не понимая их, не может и приступить к лечению страсти.
- Корень любви человека к праздному времяпрепровождению может состоять просто в неправильном воспитании его с детства. Родители часто окружают ребенка комфортом, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Такое может продолжаться до взрослости и формирует инфантильную жизненную позицию, нежелание работать. В таком случае ответственность за поведение человека, отказывающегося реализовать данные ему Богом таланты через труд, вместе с ним разделяют его родственники. Задача излечения от лености во многом ложится также на их плечи – необходимо прекратить необоснованно поддерживать взрослого дееспособного человека, могущего обеспечить себя самостоятельно, постараться выстроить здоровые отношения.
- Стремление получить оплату, не выполнив работу имеет основанием другой серьезный грех – сребролюбие. Это тяжелое духовное заболевание – привязанность человека к материальному миру, ненасытное желание бесполезных для души материальных благ. Оно отягощается притом стремлением получить их даром, без труда, да еще за счет ближнего. Особенно страшен для души обман доверчивого и немощного человека, например, престарелого.
- Духовная леность происходит зачастую от маловерия и неверия, нежелания брать на себя ответственность за свою духовную жизнь. Причиной такой лености может быть также гордыня, ведь молитвенное делание, посещение храма предполагает определенные аскетические правила, соблюдение постов, других установившихся церковных правил. Нередко духовно ленивый человек оправдывает себя тем, что у него «Бог в душе». О таких говорит апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-20).
21
Сентября
2015 года
В интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл заметил, что «интеллигентские разговоры» о том, что храмы не нужны, Бог – в душе, звучат уже реже, сквозь них просматривается какая-то человеческая неудовлетворенность».
Усталость в православии — это не леность, приравнивать их не следует
Путать лень и усталость нельзя. Грубо говоря, в большинстве случаев лень — чувство душевное, а усталость чаще — физическое. Можно назвать её также утомлением.
Впрочем, человек бывает измождён и морально.
Главная отличительная черта лени и усталости такова:
- лень возникает на пустом месте;
- усталость — результат какой-либо деятельности (труда, переживаний и т.д.)
Усталость требует отдыха и им же излечивается. Приятные эмоции, хороший сон, занятие любимыми занятиями — всё это эффективные средства от усталости.
Лень же — это просто отсутствие желание что-либо делать.
Ясно, что отдых в первом случае помогает, а во втором — лишь потворствует пороку.
Усталость в православии никогда не считалась и не могла считаться грехом. В некоторых трудах святых отцов Церкви можно встретить не самые приятные высказывания об усталости, но это ошибка употребления слова. Под усталостью в таких случаях подразумевают уныние.
Грех пасмурного настроения
С точки зрения психологии, уныние — это «проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил».
По мнению профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук, автора монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрия Щербатых, главной причиной уныния являются наши не оправданные ожидания и надежды. Кроме того, его может спровоцировать усталость, болезнь, хроническое недосыпание, кризис среднего возраста и прочее. С унынием необходимо бороться, иначе оно может очень сильно навредить человеку, если перейдет в разряд депрессии.
«Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров — веществ, регулирующих психическую деятельность», — говорит Щербатых.
Достаточно точно симптомы депрессии описал в Библии царь Давид:
Уныние — это тяжёлое последствие лени
Уныние — это неприятное состояние человеческого духа. Оно выражается в не желании что-то делать из-за сильной грусти.
При этом уныние может быть трёх видов:
Болезненное уныние. Это недуг, он требует лечения специалистом.
Временное уныние. Это огорчение из-за каких-то обстоятельств. Человеку нужно лишь время, чтобы отстрадать негативные эмоции и снова вернуть себя к жизни. Верующий человек может на короткое время переживать такие чувства, в них нет ничего предосудительного.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев» иллюстрирует ужасный, унылый, аморфный мир, в котором все ленятся. Фото: lh4.googleusercontent.com
Сознательно продлеваемое уныние. Вот это уже грех. Человек имеет силы и возможности преодолеть свои трудности, но предпочитает сидеть и жалеть себя. Это состояние близко по своей природе к лени, но более тяжёлое. Преподобный Амвромсий Оптинский писал об этом:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Амвросий Оптинский
старец
Соответственно, уныние становится преградой между человеком и Богом. А это влечёт за собой более тяжёлые последствия. Отказавшийся от помощи Божией, унылый или ленивый человек имеет лишь одну дорогу — в грех, где он будет искать способы отвлечь себя от тоски.
Уныние — это закономерное последствие лени.
Хорошо бы так: поленился, полежал, взял себя в руки и пошёл жить праведно. Но в действительности ленивый человек страдает от того, что ничего не делает своей жизни.
В какой-то момент это становится невыносимым, а совесть грызёт за зря потраченные дни, месяцы, годы. Осознание своей бесполезности способно привести к глубокому унынию и болезненным депрессивным состояниям.
Потому с ленью лучше бороться на первых парах.
В чем грех лени
Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.
Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником
Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).
О других грехах:
- Какие болезни даются за какие грехи
- Грех гнева в православии
- Почему играть в карты грех
Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.
Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).
В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.
Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.
Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.
Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.
Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.
Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.
Праздность является главным корнем греха лени
Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:
- нет желания читать молитвенное правило по утрам;
- находится тысяча причин пропустить богослужение;
- дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.
В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.
Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.
С ленью надо бороться трудом и молитвой
Никто не приходит в наш мир душой, ленивой до невозможности. Но борьба с ленью — мера вынужденная, без которой никак не обойтись. Искушение, ведущие к лености, очень велико. Поэтом полезно знать, что же помогает справиться.
Игумен Нектарий (Морозов) советует:
«Необходим постоянный труд, работа над собой, направленная на приобретение крайне ценного навыка: концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное. Необходимо понуждение себя: надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину, а просто брать себя «за шкирку» и тащить в нужном направлении. Это на самом деле практически всегда возможно, за очень-очень редким исключением. И так же практически всегда приносит рано или поздно свои плоды: мы очень зависим именно от навыков, и если навык преодолевать себя нами приобретается, то в дальнейшем он превращается в своего рода духовную палочку-выручалочку. А самое главное: Господь, видя, что мы не сидим сложа руки, а боремся, пытаемся хоть крошечными шажками, но двигаться вперед, Сам помогает нам, подает Свою благодать, и уже она наполняет нас такой нужной, такой необходимой нам силой. Ведь это лишь Он, как когда-то, так и сейчас восставляет расслабленных от одра…»
Нектарий Морозов
игумен
Господь протягивает руку помощи тем, кто борется с ленью
И, конечно, главным оружием против лени остаётся молитва:
«И еще никогда не надо забывать о таком универсальном средстве для выхода из состояния расслабления, как молитва.
Не обязательно храмовая, не обязательно даже в предстоянии перед иконой в молитвенном углу (хоть это и очень важно), пусть хоть самая краткая, но постоянная, искренняя, болью сердца наполненная:
«Выведи меня, Господи, из этого состояния, помоги стать живым для Тебя, научи творить волю Твою, дай силу, цельность, крепость душевную и телесную…»
И она тоже не останется без плода».
О последствиях страсти
Последствия страсти разрушительны как для материальной жизни человека, так и для его души. Ленивый человек трудно находит и быстро теряет работу, часто не уживается с родителями, разрушает свою личную жизнь.
Духовные потери – не так очевидны, но зачастую намного страшнее финансовых или профессиональных. Лень приводит к застою духовной жизни, отсутствию роста, наконец – к тяжелому голоду души. Он часто выражается у склонных к праздности людей в формах различных зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой.
Все это – проявления голода души, зажатой тисками страсти, не могущей раскрыть присущие ей Божии дары. В конце концов это ведет к заболеваниям, а то и полному разрушению жизни.
Страшна по последствиям также духовная леность, все более удаляющая человека от Бога, погружающая его в пучину собственной гордости. Такая леность едва ли излечима человеческими силами. Поэтому, по словам К.С.Люьиса:
«Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если Он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий».
От лени помогает молитва мученику Александру Римскому
Лень побеждает воля. А потому разумно обращаться за помощью к святым, которые прославились выдающимися волевыми качествами.
Один из таких святых — Александр римский.
Александру Римскому можно молиться с просьбой избавить от лени. Фото: 2.bp.blogspot.com
Так выглядит молитва Александру Римскому от лени:
«О преславный угодниче и мучениче Христов, доблий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав
и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси: ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя
у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.
Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.
Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих, и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.
Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.
Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,
паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки».
Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Лень как мировоззрение
Для многих лень – это образ жизни, мировоззрение. Мы прививаем себе мышление, согласно которому никто никогда ничего бы не делал, если бы это было возможно. Мы романтизируем лень. Наша жизнь отражает песню восьмидесятых – “…каждый работает ради выходных”. Мы склонны полагать, что если бы “не суета” (обычная “бессмысленная” работа), то мы были бы замечательными, активными христианами. Мы бы тогда все свое время посвятили чтению Библии и смогли бы быть сильными, смелыми верующими. Такое мышление отображает лень как мировоззрение. Нас убедили, что мы лишь потому работаем, чтобы иметь возможность отдохнуть. Работа, таким образом, является неизбежным злом. Именно так мы слишком часто относимся к работе. Однако такой подход переворачивает с ног на голову Божий замысел касательно цикла работы и отдыха. С точки зрения Библии, мы не “работаем, чтобы отдохнуть”, но “отдыхаем, чтобы работать”. Если мы не исходим из этой фундаментальной реальности, мы приходим к ложным выводам относительно работы и отдыха.
Изменение взгляда на работу и отдых
Когда Бог творил этот мир, Он использовал слово “хорошо”. Но после создания человека по образу Своему Он сказал “хорошо весьма” (Быт. 1:31). В конце первой главы Бог утверждает уникальную цель, миссию, для носителей Своего образа: они должны владычествовать над всем творением (подчиняясь Божьей власти). С первых дней творения мы призваны управлять этим миром и видеть его как объект творческой, целенаправленной работы. Носители Божьего образа должны были посвятить себя работе, несущей процветание человеческой расе и прославляющей Бога. Когда же Бог завершил процесс творения, Он, написано, “почил от всех дел” (Быт. 2:1-3). Почему Бог решил отдохнуть? Разве Он устал? Нет. Это было празднование Своего труда. Он наслаждался прекрасными результатами Своей творческой работы. Бог и теперь продолжает Свой труд через Церковь. Бог повелел нам почивать в Господний День, чтобы мы могли праздновать Его труд в этом мире и наш труд в Его царстве – труд, приносящий Ему славу. Мы празднуем и отдыхаем в процессе свершения Божьего труда во Христе. Мы практикуем “евангельский отдых” в День Господень, чтобы иметь силу свершать “евангельский труд”. Нам нужно усвоить правильный порядок: отдыхаем, чтобы работать.
Еще до грехопадения Бог насадил сад, чтобы человек работал в нем – ради пропитания носителей Божьего образа и общего блага (Быт. 2:8-15). С точки зрения Библии, работа не является необходимым злом. Она – благой дар суверенного Бога. Полагать, что работа является необходимым злом – значит восставать против Божьего замысла. И работа, и отдых одинаково важны. Всякий, кто посвятил себя работе, будет дисциплинировать себя в плане отдыха, чтобы быть способным эффективно выполнять свою работу. Работа уникальным образом связана с целеустремленной жизнью и обладает внешней направленностью – т.е. мы что-то делаем для своей семьи, общества; делаем этот мир лучше. Работать – значит посвятить себя делу общего блага (независимо от того оплачивается работа или нет). А лень – это бунт носителей Божьего образа против Творца.