Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Фрагмент картины нидерландского художника Иеронима Босха

О смертных грехах слышали все. Про них пишут книги и снимают фильмы. В них эти соблазны представлены могущественными демонами. Несмотря на это, многие верующие не имеют ясного представления о том, что же такое смертные грехи. Какие именно качества и поступки к ним относятся и можно ли как-то их победить?

Как появился термин

Само понятие смертного греха встречается в трудах апостола Иоанна Богослова:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».

(1Иоан.5:16)

Многие изумляются тому, что в Писании нет упоминания о семи смертных грехах. Они не совпадают с Декалогом и не противопоставляются заповедям блаженства, данными Иисусом в Нагорной проповеди.

Почему «смертные»

Под смертными грехами понимаются те, что ведут к гибели человеческой души. Это состояние, при котором человек совершенно лишается нравственного чувства и потребности в Боге. Он настолько сливается со злом, что для него покаяние становится невозможным. Смертный грех совершается совершенно добровольно и с полным осознанием того, что это прямое нарушение воли Бога.

Феофан Затворник пишет:

«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона.

Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный…

Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Для водных знаков

Водные знаки чувствительны, восприимчивы, глубоки, обладают богатым воображением. При этом – необъективны, ранимы, подвержены перепадам настроения. Их главные грехи – уныние и лень, а также – жадность.

Рак

Этому знаку свойственно опускать руки и впадать в уныние, если что-то идет не по плану. Разочарование надолго выбивает его из седла и погружает в пучину апатии или самокопания. Одна из причин — слишком большая привязанность к желанным идеям, людям и целям.

Для Рака они настолько важны, что всякое несоответствие с ожиданием он расценивает как кровную обиду (даже если никто обижать и не собирался). Простите миру несовершенство и жить станет значительно легче – появится энергия, интерес и новые силы.

Скорпион

Данный знак подвержен похоти и жадности — это единственные его недостатки, а если возникают другие – корни все-равно находятся здесь.

Правильнее назвать этот порок вожделением — даже не желанием, а непреходящей жаждой. Касаться она может чего угодно: власти, денег, признания, секса и т.п.

Если Скорпион достигает желаемого — неизменно разочаровывается, поскольку его голод по-прежнему не утолен. Он должен осознать истинные потребности – те, что находятся в высшей духовной сфере.

Рыбы

Этому знаку часто приписывают лень и уныние, неспособность справляться с реальными проблемами и привычку витать в облаках. Однако, в корне этих видимых недостатков лежит зависть.

Рыбы болезненно реагируют, если дела у других людей идут лучше, чем у них: на фоне чужих успехов собственные провалы кажутся катастрофическими.

Они никогда не покажут, что завидуют, но будут молча страдать, станут грустными, впадут в апатию и тоску. Им важно помнить простое правило: если кто-то сумел чего-то достичь, то и они безусловно могут.

История

Концепция семи смертных грехов появилась в среде монахов ещё до того, как православная церковь отделилась от католической. В IV в. монах из Византии Евагрий Понтийский создал учение о 8 греховных помыслах, которые порождают другие помыслы.

Кто предложил такую классификацию

Теорию о семи грехах, ведущих к гибели души, разработал Григорий Двоеслов в 590 году нашей эры. В дальнейшем ею занимались и другие богословы. Окончательная концепция была определена Фомой Аквинским в 13 веке.

Ещё одним богословом, внёсшим свой вклад в развитие данной темы, был Петер Бинсфельд. Он полагал, что у каждого смертного греха есть свой демон, который отвечает за его распространение в мире людей.

Небеса мироздания

К примеру, в античном трактате Поймандр (книга в формате PDF), написанного в III веке н.э. говорится о том, что после смерти видимое материальное (физическое) тело человека разлагается, а его духовное тело возносится через семь низших сфер мироздания к сфере Восьмой. То есть к сфере неподвижных звезд, которая не находится во власти семи планетарных гениев, управляющих семью планетами (блуждающими звездами): Луной, Солнцем, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном.

Геоцентрическая картина Мироздания

Однако, достичь Восьмую сферу, или небо — одну из трех высших сфер мироздания суждено не каждому. А лишь тем, кто владеет сокровенным знанием, т.е. гносисом (греч. γνώσις — «знание, познание»). Об этом в трактате «Поймандр» сказано так:

Таково конечное благо тех, кто владеет знанием*, — стать богом.

* в гностической философии отсутствует одно из основных понятий христианства — вера в Бога. Вместо него предлагается Знание Бога.

В первых веках нашей эры те избранные, кто владел сокровенным знанием, назывались гностиками, т.е. знающие, или познавшие. Именно таким людям было адресовано известное античное выражение:

Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.

Сравните это выражение со словами из Евангелия от Иоанна 8:32:

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Предшественники

О человеческих пороках и добродетелях размышляли не только христиане, но и другие философы. Так, в Аристотеля «Никомахова этика» рассказывается о нескольких преимуществах или добродетелях. Философ считает, что каждое положительное свойство является золотой серединой между двумя крайними состояниями души.

Римский поэт Гораций также восхвалял достоинства и порицал пороки. Он писал, что началом добродетели является уход от порока.

О грехах много раз говорится в книгах Ветхого Завета. Так, Соломон писал:

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

(Прит.6:16-19)

Выражение «шесть… даже семь» может означать, что Соломон приводит далеко не полный перечень пороков.

Краткое описание каждого и духовная суть

Гордость

Она бывает и положительной. В этом случае мы просто радуемся своим успехам. Но греховная гордыня заставляет человека превозноситься над окружающими и ощущать себя маленьким богом. Члены семьи для него — слуги, друзья — свита.

При этом для того, кто страдает высокомерием, не столь важно, что о нём думают другие. Даже мнение единственного истинного Бога для него не имеет значения.

«Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно — если только вообще это значит жить добродетельно,- неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет.

Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего.

Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору».

Иоанн Златоуст

Зависть

Зависть — недовольство, испытываемое из-за сравнения своих достижений с достижениями других. Завистливый человек постоянно сожалеет о своём месте в мире, считая, что он обретёт радость лишь тогда, когда превзойдёт или унизит других.

  • Полезный материал для практикующего христианина:

Что такое грех зависти и действенные способы борьбы с ним

Гнев

Гнев не всегда осуждается в Писании. Именно праведный гнев побудил Христа выгнать бесчестных торговцев из храма. Христиане, следуя за своим Учителем, ненавидят грех, но продолжают любить людей, попавших под его влияние.

Но греховный гнев заставляет человека брать суд в свои руки и мстить обидчику любыми средствами. При этом человек предаётся злобе из-за любой мелочи и со временем теряет способность контролировать себя. Он похож на спящий вулкан, который может взорваться в любой момент, уничтожая всё живое вокруг себя.

  • Практические советы:

Как бороться с гневными мыслям и словами

Уныние

Уныние может быть у каждого. Невозможно представить живого и чувствующего человека, который бы постоянно радовался жизни в мире, полном боли и разочарования. Как можно испытывать счастье, сталкиваясь с преступностью, неизлечимой болезнью или смертью близких? Но греховное уныние побуждает человека отказаться от Бога как источника надежды.

Блуд

Это общее название для всех грехов, связанных с половыми отношениями вне брака. Сюда включаются:

  • супружеская измена;
  • интимные отношения до брака;
  • гомосексуализм;
  • скотоложство и так далее.

Многие имеют совершенно неверное представление о блуде. Считается, что если мужчина и женщина живут вместе в так называемом гражданском браке, сохраняя верность друг другу, то это грехом не является. Однако Библия утверждает, что браком являются лишь те отношения, что оформлены по закону.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Похоть. Фрагмент картины нидерландского художника Иеронима Босха, 1475—1480 Доска, масло. 120 × 150 см

Алчность (сребролюбие)

Сребролюбием называют грех, делающий человека рабом денег и богатства. Но даже в том случае, когда заветная мечта осуществляется и вожделенное богатство становится реальностью, жертва алчности не благодарит Бога за свой успех и не занимается благотворительностью. Как раз наоборот, сребролюбец становится скупым и жадным. Алчному всегда мало, даже если он станет самым богатым человеком на земле.

Чревоугодие

Пища — это дар любящего Бога. Грехом является её неумеренное употребление или обжорство. Апостол Павел считал это проявлением идолопоклонства:

«Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном».

(Фил.3:19)

Чревоугодие включает в себя несколько грехов:

  • злоупотребление вином и другими спиртными напитками;
  • невоздержание от тяжёлой пищи в период поста;
  • постоянная трата непомерных сумм на деликатесы;
  • чрезмерное употребление сладкого.

Для огненных знаков

Огненные знаки воплощают активную, творческую, деятельную энергию. Они— отважные, вдохновенные и предприимчивые, но при этом импульсивные, неуступчивые, агрессивные. Их главные пороки — гнев, тщеславие и вожделение.

Овен

Овен – импульсивный и вспыльчивый. Соответственно, данному знаку присуща гневливость. Он легко выходит из себя, теряет контроль над эмоциями, а после — сожалеет об этом. Важно сознавать эту особенность характера и вовремя умерять агрессию, не доводить ее до бесконтрольного состояния.

Лев

Данный знак подвержен тщеславию и эгоизму. Он наделен многими талантами, из-за чего бывает слишком зациклен на собственной персоне. Такой Лев становится падок на лесть, что позволяет хитрецам успешно им манипулировать. Важно признавать этот недостаток и не считать себя выше других людей. Сила лидера увеличивается от благородных помыслов и уменьшается от самодовольства.

Стрелец

Данному знаку вменяют похоть и в определенной степени — жадность. Сексуальные отношения для Стрельца – это азартный вид спорта, охота и добывание трофеев, лучший способ самоутвердиться. Несмотря на психологические предпосылки, вожделение перестает в физиологическую зависимость. Человек становится ненасытным и требует все больше новых впечатлений. Ему следует соблюдать умеренность и утолять голод не в плотской, а в духовной сфере.

Сколько страстей и чем они отличаются от грехов

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страсть и есть порок, слившийся с самим человеческим естеством. Происходит это под влиянием постоянно совершаемого греха, который свивает в сердце своё гнездо. В результате человека не надо побуждать грешить. Он сам стремится к нечестию с неодолимой силой. По сути, это рабство греха.

Страстью также называется порочное желание, побуждающее человека к совершению целого ряда грехов. Так, святитель Игнатий Брянчанинов составил список из 8 страстей тех нечестивых поступков, к которым они побуждают.

Возьмём, к примеру, гнев. За ним следуют:

  • жажда мести;
  • ярость;
  • помрачение рассудка в порыве бешенства;
  • постоянный крик;
  • взрыв эмоций;
  • сквернословие;
  • ненависть;
  • насилие;
  • убийство;
  • злопамятность;
  • враждебность;
  • непрестанная обида;
  • клевета;
  • осуждение.

Список главных порочных страстей практически полностью совпадает со списком смертных грехов. Иногда к страстям добавляется непрестанная печаль.

Есть ли какая-либо принципиальная разница между грехами и страстями?

Да, есть. Если грех — это действие, то страсть — причина его совершения:

«…но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

(Иак.1:14,15)

Смертным может быть любой грех, совершённый однократно, если человек не желает в нём каяться. Многие считают, что если блудить, злоупотреблять алкоголем, сквернословить и грешить как-нибудь ещё лишь изредка, то это и грехом не считается. Так человек становится на скользкую дорожку, на которой осознанное совершение нечестивых поступков приводит его к вражде с Богом.

Христианские заповеди и добродетели

Во дни Моисея Бог дал израильскому народу 10 заповедей и другие законы. Это был не весь свод законов, а элементарный минимум, призванный помочь человеку не опускаться до одного уровня с животными. Среди них не упоминается большинство смертных грехов. По большей части они описывают неугодный Богу образ действий (следствие греховных страстей), но не мысли или чувства.

Интересный факт

Закон Моисея появился лишь через несколько тысяч лет после сотворения Адама и спустя как минимум 800 лет после всемирного потопа.

Заповеди Моисея были даны в тот период, когда большинство перестало осознавать разницу между любовью и похотью, жаждой справедливости и неправедным гневом, доводящим до убийства, личными желаниями и грехом. Поэтому Бог указал конкретно, в чём именно заключается грех.

Однако духовное младенчество должно было остаться в прошлом. Поэтому в Новом Завете приоритет отдаётся не заповедям, а добродетелям.

Грехопадение первых людей в Раю

Что такое добродетели?

Быть добродетельным означает больше, чем проявлять доброту. Люди, ведущие распутный образ жизни, также нередко приходят на помощь голодающим, бедным и больным. Но добродетельным может быть только святой служитель Бога.

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

(1Петр.2:11,12)

Пётр противопоставляет добродетель плотским похотям. Важно то, что он указывает на преобладающее значение высоконравственного поведения христиан в деле проповеди Евангелия. К сожалению, в наши дни многие уверены, что главное — быть хорошо подкованным в догматическом богословии и уметь понятно объяснять основы христианского вероучения и без труда цитировать отцов Церкви.

Но какой смысл в этих знаниях, если верующий занимается блудом, оскорбляет инакомыслящих, ведёт себя грубо и заносчиво? Святость, смирение и любовь, а не глубокая эрудиция — лучшее доказательство того, что христианство действительно преобразует человека в лучшую сторону.

Рассмотрим на примере отличие добродетели от заповедей. Женатый человек, который лишь мечтает о другой женщине, на деле не нарушает заповедь «не прелюбодействуй». Но добродетельный муж не станет изменять жене даже в мыслях.

Неполный список добродетелей:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость, воздержание. На таковых нет закона».

(Гал.5:22,23)

Всего же христианских добродетелей более 30.

Часть 12. Гордыня


М.Врубель. Демон поверженный

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо

льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает

, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Подборка советов святых отцов в борьбе с грехом

Отцы Церкви уделяли большое внимание борьбе с греховными поступками и помыслами. На эту тему они оставили много ценных замечаний.

Преп. Антоний Великий:

«Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители — грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого».

Совет заключается в том, чтобы тренировать совесть и разум в борьбе с порочными страстями. Совесть можно сделать более чувствительной, если размышлять о том, что грехи огорчают Бога и наносят вред нам и нашим ближним. Разум позволяет представить последствия греха ещё до его совершения. Несложно догадаться, что блуд ведёт к болезням, разрушению семьи и одиночеству.

Макарий Великий:

«Человек по своей природе изменчив. Поэтому как тот, кто упал в глубину порока и порабощен грехами, может обратиться к добру, так и тот, кто запечатлен Духом Святым и наполнен небесными дарованиями, свободен вернуться ко злу. Некоторые, вкусившие Божией благодати и ставшие причастниками Святого Духа, когда теряют осторожность и бдительность, духовно гаснут и становятся хуже, чем они были раньше. Это случается не потому, что Бог меняется или благодать Духа угасает, а потому, что сами люди теряют благодать и поэтому совращаются и впадают во множество зол».

Мысль Макария заключается в том, что любой, даже очень опытный христианин, может встать на путь греха и потерять непорочность. Это происходит тогда, когда человек начинает надеяться на собственную святость и думает, что в редких случаях имеет право на маленький грех. Со временем совесть трансформируется настолько, что бывший святой превращается в грешника. Это как раз и случилось с Соломоном. Подробности о соломоновом грехе читайте в статье Виктора Глебова:

История царя Соломона: библейские факты и популярные мифы

Преп. Исаак Сирин:

«Когда человек, помня о прежних грехах, наказывает себя, тогда Бог с благоволением взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от Его пути человек сам возложил на себя наказание, — это служит признаком искренности покаяния. И чем более грешник принуждает себя, тем больше умножается к нему благоволение Божие».

Наказывать самого себя можно лишением личных удовольствий. Например, если у кого-то есть проблемы с просмотром порнографии, можно лишать себя на время удовольствия смотреть кино и выходить в Интернет. Некоторые ради очищения от физической или нравственной скверны отправляются в глухие места, лишённые благ цивилизации, чтобы побыть с Богом и его творением наедине.

Авва Дорофей:

«Если у кого-нибудь хоть одна страсть обратится в навык, то она будет мучить его. Иногда человек совершает множество добрых дел, но один злой навык может превозмочь их все. Например, если у орла хоть один коготок запутается в сетке, то он весь попадет в неволю. Так и душа по причине одной страсти может попасть в руки врага. Потому не допускайте, чтобы хоть одна страсть обратилась в навык, но молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же и окажемся побежденными по своей немощи, то понудим себя тотчас же встать, начнем плакать перед благостью Божией, будем снова бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе устремление, смирение и сокрушение сердечное, подаст нам руку помощи и сотворит с нами по Своей милости».

Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Всю жизнь следи за своим сердцем и присматривайся, что препятствует его соединению с Богом. Это да будет для тебя наука наук, и ты при помощи Божией навыкнешь быстро замечать, что отдаляет тебя от Бога, а что приближает к Нему. Лукавый очень старается стать между нашим сердцем и Богом. Именно он отдаляет нас от Бога разными страстями: похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской».

«Наука наук — побеждать действующие в нас страсти. Великая мудрость, например, ни на кого не сердиться и ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло. Мудрость — презирать корысть и любить нестяжание, презирать лакомства и довольствоваться простой пищей, вкушаемой умеренно. Мудрость — никому не льстить, но всегда безбоязненно говорить правду; мудрость — не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком человеке красоту образа Божия. Мудрость — любить врагов и не мстить им ни делом, ни словом, ни мыслью.

Мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, чтобы приобрести сокровище на Небе. Увы! Мы чуть ли не изучили все науки, а удаляться греха вовсе не научились и, таким образом, часто оказываемся совершенными невеждами в нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые были святые, ученики истинного Учителя-Христа, а мы так называемые ученые — невежды, и, часто, чем ученее, тем больше невежды, потому что не познали самого главного, а порабощаемся различными страстями».

Старец Никон:

«Если каждое слово, дело и помышление кладет на нас печать, то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И епископ Игнатий Брянчанинов, и святые отцы пишут, что очень часто, почти всегда мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела; этот вред сказывается через некоторое время. Получается плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и увлечений. Не видит и не чувствует только тот, кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и сердечное состояние при свете Святого Евангелия и отеческих писаний, иначе говоря — проводит рассеянную жизнь. Часто вредное дело не кажется вредным. Это вражье обольщение. Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставами Церкви Православной и святых отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего и духовной жизни могут дать назидание».

Краткое толкование заповедей Божьих для детей

Детям можно объяснить так 10 Божьих заповедей:

1. Я Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Это значит, что Бог один, и в Него надо верить всей душой, любить и слушаться Его больше всего на свете, так же как ты любишь и слушаешь папу и маму. Пусть Господь будет смыслом всей твоей жизни, управляет и властвует в ней. Не забывай, что Бог следит за всеми твоими поступками, желаниями и мыслями. Поэтому молись Ему, чтобы Он не дал тебе согрешить.

2.Не делай себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.

Не поклоняйся ложным богам — кумирам, например, звездам эстрады, кино, спорта. Не верь в астрологию и в то, что наша судьба зависит от звезд. Поклоняйся только единственному Богу, хотя идолов на земле очень много. На Бога надейся, а не на людей.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Имя Божье произноси всегда с вниманием и благоговением в молитве или в благочестивых разговорах о Боге. Когда ты произносишь слово «Господи», ты как бы берешь телефон и набираешь номер Бога, и на другом конце Господь говорит тебе «Слушаю». Поэтому напрасно не тревожь Бога в пустых разговорах.

4. Шесть дней трудись и делай в них все дела твои, а седьмой — день праздника — посвяти Господу Богу твоему.

Шесть дней прилежно учись в школе, дома делай уроки и помогай родителям. Молиться и исполнять заповеди тоже надо в эти дни. Но седьмой, воскресный день, особенно посвящай Богу: посещай Богослужение и воскресную школу, познавай Божью премудрость. И с Богом всегда будешь счастлив и утешен.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

Относись с уважением к папе и маме, слушайся их и помогай им. Пока ты маленький, родители заботятся о тебе. А когда ты вырастешь и родители твои состарятся, тогда ты должен будешь заботиться о них. Если будешь так делать, то Господь обещает тебе счастливую и долгую жизнь на земле. Так же надо уважать всех старших.

6. Не убивай.

Людей можно убивать не только оружием, но грубым словом, дерзким поведением. Никогда не обижай младших и старайся защищать того, кого обижают. Не дразни товарищей и не давай им кличек, а зови их по имени. Будь вежлив со всеми людьми. Животных тоже не обижай.

7. Не прелюбодействуй.

Пока ты маленький, будь верным и преданным другом, помогай другу в беде. Не предавай и не бросай друга в беде. А когда вырастешь и вступишь в брак, будь верным своей половинке, не изменяй своей любви. Проси у Бога помощи, чтоб соблюдать чистоту своего сердца.

8. Не кради.

Не бери без разрешения чужих вещей. Тот, кто у людей забрал вещь путем нечестным, человек тот вором стал, это станет всем известно. Пусть не сразу, не сейчас, но все узнают тайну эту, Бог покажет всему свету, явно за обман воздаст.

Если тебе дали вещь (например, книгу) на время, отдавай ее вовремя. Если нашел что-нибудь на улице, постарайся найти хозяина вещи, напиши объявление о находке. Если нашел телефон, позвони кому-нибудь в контактах и сообщи об этом. Береги честь смолоду!

9. Не лги, не лжесвидетельствуй.

Иногда тебе может казаться, что ложь поможет избежать наказания или неприятностей. Но рано или поздно любой обман откроется и тайное станет явным. Если ты будешь лгать, то лишишься доверия близких людей и Божьей милости. Не бойся говорить правду в любом случае, чтобы тебя не мучила совесть.

Также нельзя клеветать и порочить невинных людей. Старайся видеть в своих ближних не плохие качества, а добрые и хорошие. Для этого проси Божьей помощи.

10. Не желай ничего того, что есть у ближнего твоего.

Бог каждого человека одаривает по-своему: кого-то — богатством, кого-то силой или мудростью, а кого-то другими талантами. Не завидуй талантам других, а ищи и развивай свои таланты и будь благодарен за них Богу. Радуйся не только тому, что есть у тебя, но и что есть у ближнего твоего, и будешь счастлив.

Что такое исповедь

  • Особенности женской исповеди: полный перечень грехов (список)

Совершённый грех приводит человека в состояние вражды с Богом. Для того, чтобы восстановить взаимоотношения, нужна исповедь. Во время этого таинства христианин рассказывает священнику о своём проступке и, как этому учит Православная Церковь учит, что грешник получает через него прощение Господне.

Исповедь — это баня для очищения души от порока.

К исповеди нужно готовиться. Если верующий хочет получить исцеление, а не просто формально пройти через таинство, он должен быть честен с Богом, священником и самим собой. Ещё до разговора нужно вспомнить прегрешения, совершённые словами, мыслями, эмоциями или поступками.

Таинство Покаяния в храме

Это очень важно, так как эффективное лечение болезни начинается с правильной постановки диагноза. На исповеди важно проявлять смирение. Нужно признать свою вину, а не перекладывать ответственность за свои ошибки на других.

  • Что рассказывать перед аналоем?

Сильное покаяние: грехи на исповеди для мужчин

Добрые и злые «учителя»

Мыслитель, теолог и поэт Данте Алигьери, живший в 14 веке, во второй части книги под названием «Чистилище» своей известной Божественной комедии описывает также семь кругов, из которого состоит чистилище. Идею о чистилище упоминал еще древнегреческий философ Платон. Таким образом, Солнечная система — это своего рода чистилище, в котором как в исправительно-трудовой колонии находятся «блудные божьи сыновья».

А присматривают в этой колонии за «блудными сыновьями», находящимися на планете Земля, надзиратели — 7 планетарных гениев Солнечной системы. Если в генитуре (астрологической карте рождения) одна из 7 планет хорошо расположена, то управляющий ею планетарный гений даст рожденному те положительные условия жизни, за которые он отвечает согласно астрологическому учению.

А если планета плохо расположена, то ситуация будет обратной. Все свое зло этот планетарный гений обрушит на человека в той или иной сфере жизни, особенно если планета слывет в астрологии вредоносной.

Однако, бывает, что очень хорошее положение планеты, считающейся в астрологии благотворной, сулит рожденному избыточное «счастье», которое для него окажется испытанием — сможет ли он использовать его по назначению, т.е. для своего духовного роста, а не для материального процветания и беспечной жизни здесь на планете Земля.

Часто люди боятся превратностей Судьбы, поэтому считают себя несчастными, если плохо расположенная вредоносная планета «отравляет» жизнь. Они не догадываются о том, что «злобный» планетарный гений становится таким образом лучшим, однако, суровым учителем, уроки которого пойдут на духовную пользу в текущем воплощении. Ведь без хорошо «выученных уроков» сдать «экзамен жизни» будет невозможно.

Смертные грехи в произведениях искусства

  • Смертные грехи упоминаются во второй книге «Божественной комедии Данте». В самом низу чистилища находились грешники, страдавшие при жизни от зависти и гордости.
  • Один из поэтов эпохи Шекспира, Эдмунд Спенсер, в книге «Королева фей» изображает Дом Гордости. Его хозяйкой являлась Люцифера, советниками которой были семь пороков, губительных для души.
  • В серии гравюр Питера Брейгеля Старшего изображены грехи, а также их разрушительные последствия.
  • После Второй мировой войны Пол Кадмус, живописец из США, нарисовал ужасающие «портреты» каждого из семи пороков на отдельной картине.
  • А вот в работах Марты Дахлинг, польской художницы, все смертные грехи изображены в виде привлекательных молодых женщин, одетых в роскошные разноцветные платья. Примечательно, что ни у одной из них нет даже лёгкой радостной улыбки.

Итак, смертные грехи — ужасающая реальность современного мира. В наши дни, во многом благодаря современным технологиям, их распространение приобрело характер пандемии. Сейчас христиан не преследуют за веру, так как право на религиозные убеждения защищено законом . Однако в условиях терпимости ко греху, многим сложнее сохранить непорочность, чем, пожалуй, даже во времена страшных гонений, когда грешить мешали страх перед оглаской и боязнь стыда.

Каждому нужно создавать свою духовную и нравственную крепость. Она строится день за днём из маленьких духовных кирпичиков наших мыслей, чувств и поступков. Очень важно не вести эту борьбу слепо, угождая Богу, но не понимая мудрости его заповедей. Совесть и разум нужно обучать. Нужны точные знания.

Если Бог ненавидит блуд, алчность, сребролюбие и другие пороки, нужно узнавать, что в них губительного и плохого. Тогда Божьи желания, заповеди и взгляды станут частью нашей личности. Важно также осознавать, что смертные грехи лишают нас не только вечной жизни. Это ждёт всех нечестивых в будущем. Но уже сейчас на кону стоит наша дружба с Богом, семейное счастье, здоровье души и тела, а также целостность нашей души.

Виктор Глебов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]