священник Павел ГумеровВосемь смертных грехов и борьба с ними


Что значит смертный грех

Список смертных грехов – это наиболее тяжкие грехи, которые отдаляют человека от Господа. Они порабощают волю человека, лишают его благодати, любви к Богу и, если грешник не покаялся, приводят душу к погибели. Смертные грехи можно сравнить с камнем на шее, который не даёт человеку подняться к Богу и тянет его к земле, мешает выпрямиться в полный рост. Травма, нанесённая душе смертным грехом, становится серьёзным препятствием для восстановления общения человека с Богом.

Что вообще считается грехом? Согласно “Догматическому богословию” протоиерея Олега Давыденкова, грех – это действие, слово, помышление, сердечное расположение, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Грех наносит вред душе человека, представляют собой нарушение Божьих Заповедей и отступление от праведной жизни, от Бога. Грех не является сотворённой Богом особой природой, силой. Это следствие искажения задуманного Творцом существования человеческой природы.

Особо тяжкие грехи в христианстве называются смертными, потому что их следствием является духовная смерть души. Она умирает для Бога и Вечной Жизни. Также определение «смертные» отсылает нас к ветхозаветному закону, по которому наиболее тяжкие грехи считались преступлениями и карались смертной казнью.


Запретный плод и змей-искуситель — символ грехопадения

Как различить праведную и грешную эмоцию

Гнев — ответная реакция человека на какое-то действие или ситуацию. Если в этот момент нас накрывает раздражительность, желание мстить, возникает новый конфликт, то следует задуматься, а не грешу ли я. В Евангелии и послании апостолов можно найти несколько мест, где Иисус гневался в моменты непослушания людей или нарушения ними заповедей Божьих. Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.


Гнев считается отрицательной эмоцией

Выражая негативные чувства по отношению к тем или иным событиям, мы не имеем права дать дьяволу контролировать нас, предоставив ему угодную область действий. Свое возмущение можно выразить по-разному, даже криком, но при этом, не оскорбляя возмутителя спокойствия, отдавая суд в руки Всевышнего.

Читайте о его грехах:

  • Грех празднословия
  • Грех злословия
  • Грех лени

Важно! Как бы христианам ни хотелось найти оправдания гневным проявлениям чувств, неконтролируемым при этом действиям и выражения, за каждое слово и действие придется дать ответ Богу.
Полностью пребывая под покровом Духа Святого, имея веру в силу Божьего суда, можно научиться преодолевать злость, находясь в покое и мире. Только Бог дает силы смотреть на обидчика Его глазами и воздавать любовью к тем, кто несправедлив к нам, только с Господом можно избавиться от смертельного греха.

Очень сложно взять свой крест и идти за Христом. Без смирения, терпения и прощения невозможно обрести истинное покаяние, гневаясь даже справедливо, по человеческим понятиям, мы ничего не меняем. Видя сучок в глазу брата, не замечаем бревна в своем оке (Матф. 7:3).

Отличить праведный гнев от неправедного легко при помощи простого теста. Неправедные эмоции направлены против определенной личности, и при праведном отношении к человеку христиане проявляют эмоции по отношению к греху.

Смертные грехи в Православии

В Православной Церкви разделение грехов на смертные и несмертные достаточно условно, так как любой грех отдаляет человека от Бога. Как песчинки могут скопиться в камень, так и мелкие грехи, если их оставить без внимания, могут привести к серьёзным и даже необратимым последствиям.

Список смертных грехов представляет собой перечень не конкретных поступков, а основных категорий, на которые можно разделить всё множество преступлений против Божьей воли. Католическая церковь практикует несколько иной подход: в вероучении западного христианства присутствует чёткое и регламентированное деление грехов по степени тяжести.

Праздность: незаметный грех опасен для жизни

Такому греху, как праздность, если можно так выразиться, повезло. В наше странное время он не потерял лица. Это во лжи, блуде, гневе и многих других грехах современный мир давно видит если не норму, то неизбежность, а праздность, несмотря ни на что, как считалась пороком, так и считается. Причём порочность эта несомненна даже для тех, для кого само понятие порочности если не атавизм далёкого пошлого, то уж точно условность.

Судите сами, будет ли неверующий начальник менее требователен к ленивому сотруднику, чем, например, верующий? Неверующая жена наверняка будет «пилить» мужа-бездельника с таким же задором, как это делала бы верующая. А кумушки-сплетницы, коротающие дни благодатной старости на лавочке у подъезда, вне всякого сомнения не проявят больше снисхождения к хронически безработному соседу, чем те, которые гутарят о том-о сём во время богослужения, сидя на лавке в дальнем углу храма.

И тем не менее, сказать, что вокруг праздности с течением времени не изменилось ничего, едва ли возможно.

Не имея возможности бездельничать дни напролёт, современный человек, тем не менее, проводит в праздности многие часы, зачастую даже не замечая этого. Наилучшую возможность для этого предоставляет такое благо цивилизации, как интернет.

Начать хотя бы с того, что «классическое» праздное времяпрепровождение – не такое уж и частое явление. Чтобы проводить время праздно, нужно хотя бы это время иметь. Между тем, при современном ритме жизни такая возможность доступна далеко не каждому. В нынешних условиях даже несемейный человек, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни, должен работать явно больше, чем восемь часов в день, пять дней в неделю. А уж те, кто имеет семью, детей, армию родственников и вдобавок заботится о престарелых родителях, почти поголовно испытывают хронический дефицит времени как такового. Какая тут, казалось бы, праздность.

Однако в наши дни данный грех ничуть не потерял актуальности.

Не имея возможности бездельничать дни напролёт, современный человек, тем не менее, проводит в праздности многие часы, зачастую даже не замечая этого. Наилучшую возможность для этого предоставляет такое благо цивилизации, как интернет. Взять хотя бы социальные сети. Сами по себе они, конечно, не опасны. Но это при условии, что человек умеет пользоваться ими не во вред себе. Однако вокруг нас значительно больше прямо противоположных примеров.

Пользователи соцсетей тратят долгие часы, занимаясь публикацией селфи, фотографий ресторанной еды и снимков домашних животных в разных ракурсах. Здесь общаются и здесь же ведут непримиримые споры в комментариях, здесь коротают рабочее время и просиживают ночи напролёт. Здесь, без преувеличения сказать, живут. И иногда даже больше, чем в реальности. И конечно, иначе как праздным времяпрепровождением все эти потоки фото и видео, бесконечные онлайн-баталии и просто бездумное прокручивание ленты новостей, иногда затягивающееся на часы, никак не назовёшь. В конце концов, зачем часами плевать в потолок, когда каждую свободную минуту можно брать в руки смартфон?

Активно вытесняемое интернетом телевидение хоть немного и сдаёт позиции, однако в нынешнем своём виде оно также предоставляет немало возможностей для пустой траты времени. Однотипные реалити- и ток-шоу, обсуждение на всю страну перипетий личной жизни знаменитостей, многочасовые программы о политике, просмотр которых вселяет в зрителя твёрдую уверенность в собственной политической грамотности и общественной значимости, бессюжетные долгоиграющие сериалы… Проку от просмотров такого рода зрелищ примерно столько же, как если бы потраченное на них время можно было снести на помойку.

Активно вытесняемое интернетом телевидение хоть немного и сдаёт позиции, однако в нынешнем своём виде оно также предоставляет немало возможностей для пустой траты времени.

Если кто-то из нас не грешит прозябанием в сетях или зависимостью от телевидения – погодите облегченно вздыхать. И без интернета с телевидением хватает возможностей для провождения времени впустую. Например, на модное нынче занятие – шопинг.

Хождение по магазинам происходит, как правило, в течение долгого времени, иногда с чётким планом покупок, иногда без оного, а иногда и вовсе бесцельное, но всегда сопровождаемое желанием с головой окунуться в нехитрый процесс хождения-рассматривания-приобретения. Конечно, после такого времяпрепровождения остаётся результат в виде покупок, однако, сколь бы их ни было много и сколь бы они ни были нужны в хозяйстве, если на их приобретение тратится втрое-вчетверо больше времени, чем в реальности необходимо, то более праздного дела не стоит и искать.

Конечно, не подлежит ни малейшему сомнению, что всё вышеупомянутое – не более, чем занятия на короткие промежутки времени. Заниматься чем-то подобным, например, днями напролёт, как минимум затруднительно. Однако навык вырабатывается не столько продолжительностью, сколько регулярностью действия. И в этом отношении даже пары проводимых впустую часов в день достаточно для того, чтобы сформировалась порочная привычка к праздности.

С течением времени стремление проводить время праздно будет только расти, а сил и желания для противодействия этому стремлению будет становиться всё меньше. Итог же окажется закономерно плачевным: привыкший к праздности человек перестанет ценить время. Зайдя в интернет на пять минут, он с лёгкостью потратит на просмотр ненужных ему сообщений или общение в мессенджере полдня, любая серьёзная работа будет ему не по силам, основными его качествами станут расхлябанность, отсутствие самодисциплины, безответственность, ненадёжность. Говорить о жизненных перспективах такого человека вряд ли стоит по причине их незавидной очевидности. Про духовную же жизнь и вовсе речь не стоит заводить, поскольку она требует куда больше решимости, собранности, последовательности и действия, чем жизнь мирская.

Поэтому вывод прост: необходимо научиться не тратить попусту ни часа, ни минуты, поскольку лиха беда начало, и за потраченным без толку часом открывается печальная перспектива жизни, прожитой впустую.

Список смертных грехов

Сколько смертных грехов в Православии? Ознакомившись с трудами Святых Отцов, мы можем выяснить, что наиболее распространённое количество смертных грехов – 7.

1) Гордость (гордыня, самолюбие, высокомерие, тщеславие, упрямство)

2) Зависть (досада от чужого благополучия, злорадство при чужих несчастьях)

3) Чревоугодие (обжорство, пьянство)

4) Блуд (похоть, супружеская измена, близость до брака, содомия, рукоблудие)

5) Гнев (ненависть, оскорбления, обиды, жестокость, рукоприкладство)

6) Алчность (жадность, скупость, сребролюбие)

7) Уныние (утрата надежды на Бога, тоска, печаль, отчаяние)

Виды проявления гнева

Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.

По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.


Гнев может проявляться раздражительностью, вспыльчивостью, ненавистью

Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение. Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим. Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.

Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.

Условность понятия «смертный грех»

Следует помнить об условности списка смертных грехов в Православии. Любой грех несёт угрозу и требует покаяния. И любой грех может быть прощён Богом. Смертным является тот грех, который остался нераскаянным. Господь примет и простит кающегося грешника.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что дьявол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в Церковь, исповедующимся, причащающимся. В таинствах Исповеди и Причастия Бог даёт человеку силы для борьбы со страстями. Господь Всемилостивый, и Его милосердие безгранично. У Него нет задачи непременно наказать человека за малейшее отступление от буквы Закона.

Приведём слова преподобного Ефрема Сирина:

“Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои”.

Избавление от страстей: 7 добродетелей

Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.

Вот семь добродетелей, противоположные страстям:

  1. Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.
  2. Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.
  3. Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.
  4. Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.
  5. Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.
  6. Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей. А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить. Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.
  7. Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.

Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.

прот. Андрей Ткачев о грехах смерти

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]