Почему люди, посещающие храм, в реальной жизни ведут себя недостойно и грешно

Если христианство учит добру, то почему в церкви так много злых людей? Этот вопрос волнует многих, кто только начинает приобщаться к религии. Как правило, человек впервые приходит в церковь за утешением, за помощью перед испытаниями или в трудные периоды жизни. А тут встречает неприветливых, нередко грубых людей. Как к ним относиться? С сочувствием, как и к себе. Примите это как испытание, посланное вам Господом.

Хотел поставить свечку, а получил массу негатива

Молодой человек зашел в церковь поставить свечку. Только хотел сделать это, как услышал за спиной не то голос, не то шипение. Оглянулся и увидел человека с длинной бородой и в синем халате, который прошептал ему, что нужно немедленно уйти с женской половины.

Пошел в другое место, но наступил на какой-то коврик, который у него буквально вырвали из-под ног. Хотел спросить, куда ему можно поставить свечку, как услышал за спиной тот же голос, который сделал ему замечание, что во время чтения Евангелия разговаривают только безбожники, нужно молчать. Человек с бородой сказал, что, прежде чем приходить в храм, нужно научиться себя вести, и указал ему на дверь.

В институте, где он учится, есть люди, которые постоянно ходят в церковь. Поинтересовался у них, что же случилось. Получил ответ, что нужно смотреть прежде всего на себя, чем на других. Молодой человек спрашивает, что неужели хамить другим и смотреть на себя — это и есть православие?

Планеты со скрытыми океанами под корой могут быть пригодными для жизни

Фото астероида 2001 FO32, который безопасно пролетел мимо Земли

Мастерица показала, какую красоту делает из лотков для яиц: подарить не стыдно

Православный храм и поведение в нем

Храм состоит из трех частей: алтарь, собственно храм, или четверик, и притвор (он есть не во всех храмах). Здание храма венчает купол с крестом. Рядом с церковью находится колокольня. Часто она примыкает непосредственно к храму, составляя с ним единое архитектурное целое.

1. Алтарь, 2. Четверик, 3. Притвор, 4. Иконостас, 5. Престол, 6. Жертвенник, 7. Горнее место, 8. Ризница, 9. Солея, 10. Амвон, 11. Клиросы

Алтарь

Алтарь символизирует Царство Небесное. Слово «алтарь» латинского происхождения и означает «возвышенный жертвенник». В первые века христиане устраивали алтари на гробницах мучеников и отгораживали эту часть храма. Со временем эта перегородка превратилась в иконостас. В наше время в центре алтаря вместо гробницы стоит святой престол, на котором лежит антиминс1 с зашитыми в нем частицами мощей святых мучеников. Антиминс заворачивается в красный плат, который называется илитоном. Помимо антиминса, на престоле располагаются Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница в виде маленькой церкви, в которой находятся запасные Святые Дары для Причащения больных на дому, дароносица, в которой священник носит Святые Дары. За престолом располагается семисвечник. Также за престолом находятся запрестольный крест и запрестольное изображение Божией Матери.

Дароносица

За семисвечником, на возвышении, стоит кресло для епископа, знаменующее трон, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель. Именуется это горним местом. В левой части алтаря расположен жертвенник2.

Святость алтаря настолько велика, что в древности вход в него был запрещен всем мирянам. Сейчас это правило несколько изменилось, и в алтарь могут входить мужчины, но для этого нужно иметь благословение настоятеля. Женщинам входить в алтарь запрещено. Исключение иногда делается для монахинь пожилого возраста.

Находясь в храме, по возможности старайтесь не поворачиваться спиной к престолу. Если вы переходите из одной части храма в другую и пересекаете линию алтаря, то необходимо осенить себя крестным знамением и поклониться в сторону престола.

Храм, или четверик

В отличие от алтаря, который посвящен Царству Небесному, средняя часть храма символизирует собой мир людей, тварный мир. Здесь располагаются молящиеся. В древней Церкви был обычай мужчинам стоять справа, а женщинам – слева от входа. Это правило сохраняется до сих пор во многих монастырях. В приходских же храмах никаких особых правил кому и как становиться не существует. Человек просто встает там, где ему нравится.

Иконостас

«Иконостас, – пишет священник Павел Флоренский3, – есть граница между миром видимым и миром невидимым».

В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом.

Верхний ряд – праотеческий, в лице ветхозаветных праотцов представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого яруса изображается Святая Троица – явление Аврааму у дуба Мамврийского.

Ниже – пророческий ряд, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков. В центре ряда помещается изображение Богородицы «Знамение» с Богомладенцем во чреве – предмет предсказаний и чаяний пророков.

Следующий ярус – праздничный. Здесь расположены иконы двенадцати главных православных праздников, так называемых «двунадесятых».

Ниже располагается ряд иконостаса, который называют деисисным4. Это изображение Божией Матери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, которые молитвенно обращены к центральному образу Христа Спасителя. Этот ряд является центральной и главной частью иконостаса. Основная его тема – моление всей полноты Церкви о мире и спасении.

Самый нижний ряд – местный. Он называется так потому, что в нем есть местная (храмовая) икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого построен храм. В середине местного ряда находятся Царские врата. Обычно на них изображают иконы евангелистов и Благовещения. По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и, налево от молящихся, Богоматери с Младенцем.

Слева и справа от Царских врат находятся соответственно северные и южные врата. На них принято изображать архангелов или святых архидиаконов, так как чаще всего ими пользуются диаконы, и они иногда так и называются – «диаконские» врата.

Небольшое возвышение перед иконостасом называется солеей; ее средняя часть, выступающая полукругом напротив Царских врат, называется амвоном. Справа и слева от алтаря находятся клиросы – традиционные места для хора.

Притвор

Так называется часть храма, предшествующая четверику, или собственно храму. Во многих современных храмах в притворе продается церковная утварь, религиозная литература, крестики, свечи и прочее. Здесь же можно подать записки о здравии и об упокоении, заказать молебны, панихиды, получить просфоры5. Это небольшой кусочек освященного пшеничного квасного хлеба, выпеченный в особой форме без каких-либо добавок, кроме соли. На верхней части просфоры отпечатывается крест и начальные буквы имени Спасителя: «IC ХС», а также греческое слово «NIKA». Все вместе переводится: «Иисус Христос побеждает». Существует традиция: утром, натощак, съесть маленький кусочек просфоры и выпить глоток крещенской воды. Эту воду верующие берут в церкви в праздник Крещения и хранят дома в течение всего года. Так благочестивые христиане, помолившись и потребив освященную еду и питье, начинают новый день.

Просфоры

Колокольня

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Они помещаются на особой башне, которую называют колокольней, или звонницей. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

– созывать верующих к богослужению. Звон одного колокола, звучащий перед началом службы, называется благовест;

– возвещать о совершении особо важных частей богослужения. Так, во время Литургии при совершении Таинства Евхаристии бьют в колокол;

– звон свидетельствует об особо торжественных или скорбных событиях богослужебной жизни, например радостный Пасхальный трезвон или траурный погребальный звон.

Есть благочестивый обычай: услышав колокольный звон, осенить себя крестным знамением.

В церкви человек находит только то, что ищет

Молодой человек, по всей видимости, зашел в старообрядческую церковь. Староверческие традиции очень суровы, это касается как норм жизни, так и поведения в храме. Чужих людей они, как правило, встречают недружелюбно. Это можно понять, ведь, чтобы сохранить свою религию, их предки пережили немало лишений.

Идя в храм, нужно хотя бы приблизительно знать некоторые традиции поведения в нем. Это касается и одежды, и определенных правил поведения. А такие «дядьки» есть везде – в церкви, синагоге, мечети и даже в храме культуры. Приведем лишь некоторые цитаты священника протоиерея Алексея Уминского:

Кого Христос выгонял из храма бичом? Торгующих. Но вспомним, что представлял из себя Соломонов храм 2000 лет назад? Это было единственное (!) место на земле, где люди молились истинному Богу. Не было другого священного места — земля освящалась храмом в Иерусалиме. И из этого величайшего места Христос выгонял людей плетью… Поэтому не стоит удивляться тому, что подобные люди есть в современном храме. Хотя Христос их гонит, они все равно возвращаются, потому что это место их торга… Чего тут удивляться и обвинять Православие, когда это обычное дело, — такие люди есть везде.

Эпидемиолог рассказала, возможна ли повторная вакцинация «Спутником V»

«Это если у мужчины нет жены»: дети отвечают на вопрос, что такое счастье

Российские и американские ученые хотят «перекодировать» комаров, отучив кусаться

Протоиерей Алексей Уминский

Правильно говорят люди, которые посещают храм и верят в Бога, что всегда нужно обращать внимание на себя. Если человек в храме вам делает замечание, которое выражается для вас в грубой форме, то постарайтесь простить его.

Ваши друзья, которые ходят в церковь, пытались вам объяснить, что произошло: предлагали посмотреть не на других, а на себя. Обхамил какой-то человек — прости его. Посмотри на себя: чем ты-то хорош? Может, и правда что-то не то сделал… Да, наверное, реакция была слишком резкой — ну, попался такой «дядька». А может быть, Господь захотел, чтобы вы, наконец, проверили свое Православие, в чем оно для вас?

Протоиерей Алексей Уминский

Посмотрите на себя со стороны. Вот приходит человек во время службы в храм и начинает всем задавать вопросы. Ему наплевать на то, что идет служба, люди в это время молятся, говорят с Господом, слушают чтение Евангелия. У него вопрос: «Куда можно поставить свечку?» Почему не спросить на входе у тех же «теток в платках» или «дядек с бородой», или просто открыть Интернет. Подумайте о себе, ведь, чтобы выполнить свое какое-то желание – поставить свечку, чтобы получить хорошую оценку, вы нарушаете привычный ритм службы, отвлекаете многих людей.

Ученые разработали съедобную пищевую пленку на основе морских водорослей

Простой способ вырастить из пенька увядшей орхидеи новый цветок

Простуда оказалась способной частично подавить коронавирус: выводы ученых

Если же мы идем в храм не к Богу, а для того, чтобы нечто от Него получить, то мы «нечто» и получаем. И как священник могу сказать, что в таких случаях люди, к счастью, получают совсем не то, что «заказывали», а то, что хочет дать им Господь. И иногда Он дает нам «по мозгам»: человек идет ставить свечку, а Господь хочет сказать ему что-то важное. И Он говорит, а тот не слышит. Значит, надо как-то оживить, встряхнуть человека: «Да послушай же ты, наконец!» И тогда приходит «дядька с бородой» и начинает делать замечания.

Протоиерей Алексей Уминский

Не надо обижаться на «человека с бородой», а посмотрите на себя. Ведь вы как «слон в посудной лавке». Идете на женскую половину, наступаете на коврик, который нужен для проведения какого-то ритуала, задаете вопросы во время чтения Евангелия и считаете себя обиженным?! А скольких людей обидели вы своим необдуманным поведением?

Мария, 27 лет

Свечница домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова

Фото Владимира Ештокина

Не скажу, что в моей жизни раньше не было веры, а потом раз — и появилась. Крестили меня в младенчестве, после этого в храм меня водила бабушка несколько раз в год. Самостоятельно и осознанно начала ходить туда лет в пятнадцать — сначала это было эпизодически, потом все более регулярно, а после вступительных экзаменов в университет стала постоянной прихожанкой в нашем храме.

Так прошло несколько лет, потом я неожиданно оказалась без работы. Пока думала, куда податься и какие есть перспективы, меня пригласили работать в свечной лавке. Нужен был человек не со стороны, а из прихода.

Ты не просто тут сидишь и что-то там продаешь — это не работа продавца как таковая. Это сразу и работа психолога, консультанта и даже катехизатора. Люди приходят и задают самые разные, иногда очень странные, дикие или очень банальные вопросы. Например: «А есть у вас икона от всего?», «А для богатства?», «А как заказать молебен, чтобы мне одобрили кредит?».

И ты обязан ответить в меру своего образования, адекватности и знания церковной жизни. Когда вопрос очень сложный или человеку нужно, чтобы с ним просто поговорили, то лучше отправлять к священнику, если ты не знаешь однозначного ответа. И это уже область не столько катехизации, сколько психологии. Люди приходят и рассказывают всю свою жизнь, про свои беды, про то, как у них что-то не получилось или про семейные проблемы.

Нужно быть терпеливым к людям и их слабостям. Нельзя сидеть с таким видом, будто ты тут лучше всех все знаешь, а к тебе приходят сплошные невежды, нельзя относиться к ним свысока. Надо стараться быть всегда приветливым и дружелюбным.

Не скажу, что работник свечного ящика должен обладать сверхглубокими богословскими познаниями, но основу вероучения должен знать твердо. Чтобы он сам никакие даже маленькие суеверия в людях не порождал. Потому что ты не имеешь права нести какую-нибудь чушь. Естественно, нужно очень хорошо знать Катехизис, чтобы на самые простые вопросы ответить.

Фото Владимира Ештокина

Самое сложное —это взаимодействие с неадекватными или попросту больными людьми. Бывают, просто не знаешь, как себя вести. Чувствуешь, что человек неожиданно может стать агрессивным. Когда приходят такие люди, это достаточно сильное нервное напряжение.

Меня вдохновляет сама возможность рассказывать о христианстве. Ты помог человеку что-то понять, расстаться с маленьким, но отравлявшим его жизнь заблуждением. Меня очень радует, когда покупают крестики для крестин. Это всегда очень приятно.

Здорово, когда у тебя находится что-то, что человек долго искал и не мог найти в других местах, а у нас это есть. Чаще всего это редкая икона какого-нибудь святого или именная икона.

Думаю, это что-то между работой и служением. Понимаете, назвать это служением с большой буквы — значит неоправданно себя возвышать. Служение — это у священника, у него действительно оно во много раз более тяжелое, чем у любого другого человека, работающего в храме.

С уверенностью могу сказать, что профессией это точно не назовешь. Конечно, это и работа, в самом обычном прямом смысле слова — ты приходишь в определенное время и выполняешь обязательства по реализации товаров и услуг, но и служение, конечно, тоже. Если человек осознанно занимается этим всю свою жизнь и это является его основным занятием, то, наверное, можно и так сказать. Но это большая редкость. В основном работу в церковной лавке люди совмещают с другими видами деятельности.

Я не ставлю перед собой какой-то великой задачи православного просвещения, потому как над этим и так трудятся тысячи людей. Но есть какие-то мелочи и условности, в которых я считаю своей обязанностью помочь разобраться и объяснить, что Бог — он не в свечках и не в записках. Нужно потихоньку отходить от этого «магического» отношения к простым обрядовым моментам.

К нам периодически заходит мужчина лет сорока, по виду японец. Каждый раз подает денежку и очень аккуратно отпечатанный листочек в файлике, на котором написан сорокоуст «за упокой» с фотографиями нескольких японцев и их православными именами. Видимо, его попросили, и он регулярно приходит это делать.

В остальное время я люблю путешествовать по миру и стране, серьезно увлекаюсь кинематографом и много читаю. Обо всем этом регулярно пишу в своем блоге для себя и своих друзей, которым интересно мои тексты.

Можно ли верить в Бога и не исполнять его заповедей, да еще быть космоэнергетом

В своем письме девушка рассказывает о том, что у них на работе есть пожилая женщина, которая регулярно посещает храм, знает все церковные праздники, цитирует Евангелие и в то же время делает нелицеприятные вещи: лжет, обсуждает других, оговаривает, когда это ей выгодно, и даже может проклинать людей. При этом утверждает, что она космоэнергет, имеет связь с Космосом и он исполняет все ее желания. Почему такие люди идут в церковь?

Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы

Петербург и другие регионы с наибольшим ростом преступности в 2020 году

«Вокруг лишь пустота…»: как понять, что устала ваша душа (а не тело)

Роман, 48 лет

Свечник храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

Фото Владимира Ештокина

Я стал свечником очень просто: мне предложили, а я не отказался. На тот момент я завершил службу в армии, получил три высших образования в сфере экономики и благополучно работал управляющим автосалоном иномарок. Еще преподавал несколько авторских курсов на экономическом факультете МГУ.

Родители крестили меня еще в младенчестве, с тех самых пор храм стал частью моей жизни. Туда меня водили взрослые, они же и воспитали уважительное отношение к Церкви и вере. Самостоятельно стал приходить на службы уже в сознательном возрасте — сначала просто заходил по дороге, потом это стало происходить все чаще и чаще.

Когда я регулярно ходил в храм как обычный прихожанин, то никогда не думал там работать. Однажды нашему свечнику срочно понадобилось уйти с должности, и на его место священники искали замену. Мне от них не нужны были деньги, а у них на данную функцию не было бюджета, так что общий язык мы нашли быстро, и я стал работать в свой единственный выходной. Это очень похоже на киногероя Форреста Гампа, который работал садовником, имея приличное состояние.

Должность свечника для меня не работа и уж точно не профессия. Это скорее служение, которое заключается в помощи служащим в храме людям и тем, кто в него пришел. Вообще, это можно сравнить с деятельностью моряка верхней палубы небольшой океанской шхуны: помогать пассажирам, другим морякам и капитану. А в прочее время драить палубу.

Фото Владимира Ештокина

Чтобы трудиться свечником, достаточно лишь немного жизненного опыта, смирения и чувства юмора. Еще нужно уметь сортировать записочки, подметать пол, не стесняться выносить мусор.

В народе бытует мнение, что за свечным ящиком работают только несостоявшиеся в жизни люди, которым больше и заняться нечем. Поэтому нужно быть готовым к снисходительному отношению и стараться реагировать доброжелательно.

Однажды сюда зашла пожилая мексиканская пара — муж и жена. Они очень интересовались историей храма, задавали много вопросов о вере. Мы с ними попрощались, а потом они приходят часа через три и дарят мне маленькую ламинированную икону Богородицы — на их родине это христианский чтимый образ. Оказалось, что это икона Божией Матери «Прибавление ума», только у них она в зеленых тонах, а у нас в красных.

В свободное время я выращиваю дубы, яблони, деревья грецкого ореха. Это настолько меня увлекло, что пришлось уехать из Москвы в деревню. Сами понимаете, деревья на лоджии не растут как положено. Еще уважаю любительские бальные танцы, раскрашиваю кофейные и чайные чашки. Последнее отбирает много времени и сил, зато мои работы уже просят для выставки музеи и частные галереи.

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Епископ

Служители епископы имеют право совершать полное таинство священных чинов. Католики ведут свою историю ещё от времени апостолов. Апостолы были наделены духовным даром Святым Духом в день Пятидесятницы. Возраст епископа должен быть старше 35 лет, а рукоположен более пяти лет до этого. Также у епископа должна быть степень доктора богословия. Он обязан хорошо разбираться в каноническом праве и священных писаниях. Обычно епископы управляют в своём регионе епархиями.

Получить сан епископа является очень важным моментом в жизни большинства католических священнослужителей. Все высшие ранги имеют титул епископа. Епископы выходят на пенсию в возрасте 75 лет. Для этого нужно подать Папе прошение об отставке. Затем Папа начинает работу по этому прошению, он должен найти подходящую замену. Сан епископа – это третий и самый полный уровень Таинства Святых Орденов.

Папа

Папа – это высший сан, которого может получить член духовенства. Он является лидером католической церкви. Папу избирают кардиналы, которым нет 80 лет. это делается, кода предыдущий Папа умер. Срок службы Папы не имеет предела, являясь пожизненным. Офис Папы называют папством.

Папа правит католической церковью, как монарх государством, и является главой государства Ватикан. Римская курия помогает Папе справляться с его обязанностями. Курия появилась из местного собрания пресвитеров, дьяконов и нотариусов, выполняющих секретарские обязанности. На них полагались первые епископы Рима. Но с XI века в Курии стали участвовать только кардиналы. Офисы курии несут ответственность за финансовое благосостояние папства.

После избрания новому Папе выбирают царственное имя. Часто это бывает имя одного из предыдущих Пап, которое даётся новоизбранному в знак уважения ушедшему. Каждый Папа может выбрать себе имя Святого, с которым он чувствует особую связь. Католики свято верят, что их Папа непогрешим. Они считают, что Бог не позволить ввести его в заблуждение и не допустит сделать что-либо неверное.

Таким образом, католическое духовенство – это довольно сложное сообщество. В нём состоят только мужчины, так как католическая церковь не принимает женщин в духовенство, но это уже другая история.

Кто такой клирик в христианстве

Под термином клирик в наиболее широком смысле принято понимать духовенство в целом. Все клирики посвящают себя служению Церкви и подчиняются действующим в ней законам.

В более узком смысле клириком принято называть священнослужителей, которые непосредственно совершают богослужения в храмах. К этому разряду относят чтецов, диаконов, пономарей, звонарей, священников и певчих. Исключение из этой группы составляют архиереи и еще некоторая часть служителей Церкви.

В самые ранние годы становления Христианской церкви наиболее авторитетными особами считали апостолов. Именно тогда начала формироваться церковная иерархия, которая существует и по сегодняшний день. Чтобы вступить в клир необходимо рукоположение. Так называется особое таинство, которое позволяет присоединиться к сообществу священнослужителей.

В настоящее время вступить в клир могут только лица мужского пола, принявшие крещение. Однако известно несколько случаев, когда сан принимали женщины. Однако им было запрещено совершать богослужения внутри храма. Кроме того, существуют и ограничения по возрасту. Минимальный возраст для диаконов составляет 25 лет. Возраст получения сана иподиакона — 20 лет, а пресвитера — 30 лет. В чтецы и певчие могут быть приняты дети от трех лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]