Как выглядит рай в реальной жизни – в христианстве, исламе и других верованиях


Как выглядит рай

Как уже было сказано, рай — это место где в будущем будут находиться чистые души. Вопрос о том, как он выглядит в реальности, является одним из важнейших. Все описания подчеркивают, что передать земными словами всю красоту этого места невозможно. Также указывается, что в раю есть “много обителей”. Для каждого попавшего туда обитель будет своя в зависимости от того, насколько душа была приближена к Богу на время жизни. Однако каждому в его “обители” будут доступны наивысшие блаженства.

В церковных учениях сказано, что рай это высокое Божье творение, которое было создано на земле. Туда ступал Бог, и пока он еще не был отделен от земли из рая вытекала вода разделенная на 4 потока. Эти потоки орошали землю, а сама вода соединяла райский сад с землей. Рай был огромным и располагался на горе, которая была центром земли.

В православном храме рай символизирует алтарь. А сам храм олицетворяет мироздание.

Что такое — древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), — назван

«сам Бог, Создатель всего…имея… жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти», подающий «неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни».

Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, — подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной «брачной вечери Агнца» не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Дорога в рай

Каждый когда-то задумывался над тем, попадет ли он в рай? А есть способы туда попасть? Сказано, что рай уготован Господом для всех. Четких наставлений не существует, но в Новом Завете есть рекомендации.

Церковь просит ежедневно читать главы Завета. В этом случае через года, вы начнете оценивать свою жизнь и поступки с точки зрения Божьих законов. А они, основа христианства.

Когда человек умирает, он предстанет перед судом. На нем будет определено откроются ли перед ни райские врата.

Но как нужно провести свою жизнь, чтобы получить небесное благословение:

  1. Открытая вера. К своей вере на протяжении жизни человек должен быть открыт и прост. В его душе не должно быть сомнений, лукавство. Нужно быть открытым для восприятия как ребенок к словам родителей. Тем кто не верует и лукавит, дорога будет закрыта.
  2. Покаяние. Люди, которые при жизни не создали достойного плода для покаяния будут наказаны. При жизни свое сознание нужно переменить и покаяться.
  3. Смирение. Важно, чтобы человек был сокрушен сердцем и смиренен в своей воле. Именно за гордыню из рая был изгнан Сатана. Поэтому подобным врата не открываются.
  4. Следуйте за Христом. Это полагает отречение от всего что привязывает к жизни на земле. Если ваша душа стремиться к Царствию Небесному, то все проблемы должны отойти на другой план.

Человек – макрокосм


Сотворение Адама; мозаика собора в Монреале. 12 век. Изображение с сайта ruicon.ru
Человек не раз в святоотеческом предании назван царем вселенной. В каком смысле? Адам был призван хранить и возделывать рай, и его потомки несут всю полноту ответственности за тварный материальный мир, который является неким продолжением телесности человека.

Преподобный Максим Исповедник, размышляя над Евангельским текстом (Ин. 19:23), где говорится о разделении воинами одежд распятого Спасителя, пишет: «…познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его] тварь Его. <�…>

Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали». Комментируя эти слова, патролог проф. А.И. Сидоров замечает: «Преп. Максим исходит здесь из идеи человека как «микрокосма», который подобен и тесно связан с «макрокосмом», состоящим из умопостигаемого и чувственного миров, соответствующих душе и телу человека».

Интересен и тот факт, что целый ряд святых отцов (свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат, свт. Григорий Палама) рассматривали человека как «макрокосм» по отношению к миру – «микрокосмосу». Такой подход обусловлен подходом к человеку как к образу Божиему, поставленному в «центре мироздания» и отвечающему за вверенную вселенную.

Описание рая в религиях

Как выглядит настоящий рай можно определить для себя отталкиваясь на мифологии и религии. Рассмотрим самые популярные исторические описания.

Элизий

Это название относится к античной мифологии. Кроме этого здесь рай получил еще и такие названия как “долина прибытия”, “елисейские поля”.Это место называют особенным. Считалось, что сюда Зевс заселяет только особенных людей, которые погибли в сражениях. Позже это место стало доступным для тех кто был посвящен и блажен душой при жизни.

Описывался Остров блаженных как место, где вечно весна, нет забот, печалей. Праведники здесь проводят блаженную жизнь в которой присутствуют вечера музыки и даже спортивные игры.

Ирий

В восточнославянском и восточнопольском описании рай представлен как мифическая страна. Ирий в этой мифологии расположен около теплого моря, там куда прилетают зимовать птицы.

Таким же названием обладает райское дерево. На нем живут птицы, туда же отправляются и души умерших. Есть поверье, что первой сюда прилетает кукушка, так как она открывает своими ключами сюда врата, последним в Ирий прилетает аист.

Эдем

Представление о том, как выглядит жизнь в раю в христианстве выразили в Царстве Божьем. Четкого описания и представления об этом месте не дано. О нем говорится как о месте для праведных душ или описывает это как царство Бога.

Если рассматривать теологическую концепцию, то в христианстве есть цель “обожение”. С этой точки зрения рай — это общение с Богом.

Существует еще один образ, который показывает, как выглядит рай на небесах. В этом описании он представлен как место, которое противопоставлено “Вавилону” на земле. Здесь пребывают ангелы и Господь. Здесь никогда не наступает ночь, всегда сияет свет. Дерево жизни каждый месяц дает плоды, а все служат Богу.

Джаннат

Более конкретное описание загробного мира есть в исламе. Здесь называют Джаннат. Как выглядит рай в исламе? Это место разделено на уровни, в каждый из них попадает определенная категория праведников. Рай украшен золотом, повсюду все цветет и благоухает. Все окружено плодоносными садами и молочными реками. Безгрешные могут находиться рядом с Аллахом и получать вечные блага.

В садах есть замки, эти места украшены коврами, подушками, чашами. Праведники могут вкушать вино, фрукты, мясо, а сами они одеты в шелка и драгоценности. В исламе ничего не указано о женщинах на небе, а вот мужчин окружают девы-гурии и их сыновья.

Сукхавати

Буддийская мифология рассказывает о рае, который управляется Амитабхой. Называется это место Сукхавати, в нем все строения сделаны из драгоценных металлов и камней, а почва и вода благородны. Обитают в этом месте люди (или существа), которые при жизни приняли решение стать буддой во благо остальных. Здесь они достигают нирваны и получают беспредельное счастье.

Здесь верят, что для умершего эта дорога не конечная. Попав в рай или ад, получив блаженства или наказания она переселяется в новое тело. Такой переход буддисты называют сансарой.

После того как душа длительное время переселялась ее направляли в особенное место под названием нирвана. Этому подвергались особо праведные души. Отличие нирваны от первого места заключается в том, что она дает вечный покой и счастье, но все это больше похоже на сон.

Поля Иалу

А этот загробный мир относится к египетской мифологии. Иначе здесь рай называют как “Поля Камыша”. В этом месте после суда у Осириса умерший продолжал вести ту же наземную жизнь. Однако она отличается тем, что он получал бессмертие, счастье, а боги обеспечивали его дарами и позволяли получать богатый урожай.

Чтобы в царстве мертвых покойному больше не приходилось трудиться и он мог отдыхать, в гробницу клали статуэтки из глины или дерева.

Они могли иметь форму:

  • носильщика;
  • писца;
  • жнеца.

Состоятельные египтяне клали фигурки по одной на каждый день в году. Если же семьи были бедными, то фигурки заменяли свитками в которых был список из 360 названий помощников. Когда усопший оказывался на Полях Иалу магическое заклинание позволяло оживить список и создать рабочих.

Вальхалла

“Дворец павших” именно так переводится райское место находящееся в Асгарде. Согласно мифам это место предназначено для тех, кто пал в бою. Правит здесь Один. Если верить легендам, то это место выглядит не так как на фото с кадрами из фильмов. Здесь высокий зал у которого крыша выложена из золотых щитов, а держатся они на копьях.

Существуют поверье, что наступит последняя битва и тогда в зал, через 540 дверей выйдет 800 воинов, которых называют эйнхерии. Их битва длится каждый день. Они сражаются насмерть, после чего воскресают и пируют за столом.

Питаются воины мясом. Они добывают его сами убивая дичь, которая тоже может воскресать. Из напитков у них мед, который дает коза. Козу зовут Хейдрун, она питается листьями с Мирового Древа. А по ночам к эйнхериям приходят девы и дарят и свои ласки до утра.

Воскреснут ли животные?


Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Успокоителя в Метеорах (Греция). 16 век, мастер Феофан Критский. Изображение с сайта wikipedia.org
В целом православная традиция не признает бессмертия не только телесной, но и душевной природы животных. Святитель Василий Великий по этому поводу говорит:

«Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душею скота и душею человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. По Писанию, душа всякаго животного кровь его есть (Лев. 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно превращается в плоть, а истлевшая плоть разлагается в землю; то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. <�…>

Рассмотри связь души с кровию, крови с плотию, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела». Святитель Григорий Палама пишет: «Чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать, совершенно же лишены бессмертного ума и дара слова;

существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а потому и телом не обладают, которое получает жизнь от животворящего духа;

человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу»;

«Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе».

Действительно, трудно представить, что после грехопадения человека природа животных так сильно изменилась, что привело к смертности бессмертных душ «бессловесных» живых существ. Видимо, таковыми преходящими и ограниченные в существовании во времени они были созданы изначально.

При этом можно предположить, что до Адамова преступления их переход к небытию не был связан с такими же физическими ощущениями и страданиями, как в настоящую эпоху.

Следующая жизнь вечна

Радостям этого мира рано или поздно приходит конец. Когда-нибудь человеку надоедает то, что раньше приносило удовольствие. И он ищет что-то новое взамен наскучившего. В Раю все иначе: человек не познает скуки, а каждое занятие будет приносить больше и больше радости.

Кроме того, мирская жизнь коротка. Даже до семидесяти лет доживают далеко не все.

«Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен» (Коран 4:77)

В Раю жизнь вечна. Всевышний говорит:

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень…» (Коран 13:35).

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (Коран 16:96).

«(Им скажут): Это – Наш неиссякаемый удел» (Коран 38:54).

Несколько слов о джиннах

В священных текстах говорится не только о людях, но и о джиннах. Эти существа тоже имеют душу и разум, а значит волю и право выбора. В Судный день они подобно людям предстанут перед Аллахом, который решит их судьбу.

Джинны могут быть верующими. В этом случае они придерживаются праведной жизни и выполняют все, что необходимо, чтобы попасть в рай. Но есть и те, которые творят зло и будут направлены Аллахом в ад.

Последствия грехопадения и обетование Спасителя

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совать их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех

.

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию

, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу

».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб

», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «
пока не возвратишься в землю, из которой ты взят
», то есть пока не умрешь. «
Ибо прах ты и в прах возвратишься
».

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это

»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «
Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту
», то есть от жены произойдет
Потомок — Спаситель мира
, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы

. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.

Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Примечание

: см. Библию в кн. «Бытие»: гл.
3
, 7-24.

Где искать рай – мнение теологов и мистиков

Местонахождение «высших сфер» интересует человечество не меньше, чем доказательства существования рая. Точные координаты вам не скажет ни ученый, ни мистик, ни богослов. Сейчас одной из самых популярных версий является предположение, что райские кущи все же находятся на небесах. Однако попасть туда не получится даже при помощи космического шаттла.

Рай расположен в ином пространстве-времени. Или же, если угодно, в некой «тонкой сфере», недоступной материальным объектам.

Не совсем согласна с подобной постановкой вопроса католическая церковь. Так, Папа Римский призвал в 1999 отринуть ошибочные представления о рае, как о каком-то физическом, географически определяемом месте.

По словам главы Ватикана, рай – это прямая, непрерывная связь с Троицей на духовном уровне. А идиллические родники, цветы, лужайки среди облаков – это метафора. Она призванная упростить понимание и восприятие идеи.

Впрочем, призывы Папы могут устроить только глубоко верующих людей, следующих принципу «верую, ибо абсурдно». Ученые продолжают искать местоположение рая. И некоторые подвижки в этом направлении имеются.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]