Вознесение Господне — подвижный двунадесятый праздник, совершаемый в сороковой день после Пасхи, то есть он всегда бывает в четверг шестой недели после Пасхи. В этот день вспоминается, как после воскресения Исус Христос привел своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо, а также дал обещание о Своем втором пришествии. Этот праздник, установленный еще во времена апостолов, ежедневно вспоминают все православные христиане, читая Символ Веры.
Вознесение Господне. Событие праздника
После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).
«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:
И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.
Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.
Правила украшения храма на Пасху
В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.
Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:
- Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв;
- Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;
- При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;
- Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;
- Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;
- Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;
- В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;
- При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;
- По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;
- Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.
Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.
Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.
Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.
На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.
Вознесение Господне. История праздника
Изначально празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).
Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.
Царские врата
Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.
Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.
Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.
В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.
Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.
Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.
Оформление царских врат цветами на фото:
Вознесение Господне. Богослужение
Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками. Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:
Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.
За вечерней службой читаются также три паремии — отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предсказывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:
Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.
На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).
Библиотека Русской веры Канон Вознесению Господню →
Читать онлайн
С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.
Русский текст:
Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Е$же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.
Русский текст:
Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».
Иконостас
Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.
Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.
Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.
По техникам различают следующие цветочные гирлянды:
- Традиционная композиция – это плотное черепичное плетение коротко нарезанных цветов на основу с помощью проволоки;
- Ампельная композиция – цветы помещают в пробирки с жидкостью и тейпируют на плетях из ампельных растений или длинных ветках;
- Вытянутая рыхлая композиция – выполняется на губках-оазисах, переплетенных между собой и закрепленных на сетке или раме;
- Букетная композиция – небольшие букетики помещаются в пластиковые или металлические емкости жидкости, затем их крепят на раму. Сложность заключается в декорировании емкости, чтобы ее было не видно;
- Композиция со смешением техник – цветы помещаются в губку-оазис или пробирку, а затем вплетаются на основу зеленью.
Выбор цветов для гирлянды зависит от избранной техники. Например, для первого и третьего варианта подойдут различные мелкоцветковые растения – альстромерия, астры, гвоздики, гортензия, лимониум и другие.
Примеры украшения иконостаса представлены на фотографиях:
Вознесение Господне. Народные традиции
Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец пришел!» — говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!» — можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне — до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!» — гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.
По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.
По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».
С праздником Вознесения Господня связано у песнотворца-народа древнее сказание о каликах перехожих. По народному представлению, со Светлого Христова Воскресения до Вознесенья тяжкий грех отказать нищему-убогому-захожему в посильной милостыне; грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться.
«Веселятся небеса, И радуется земля Вкупе с человеки, Всегда и вовеки, Все ангелы, архангели, Небесных силы, Апостоли, пророцы С мученики святыми, С преподобными со всеми, Угодники Господни!» —
воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.
«Вознесыся на небеса, Боже! Милость Твою кто изрещи може? Уста Твоих верных О безсмертных Не могут вещати. О чудеси, на небеси и в мори! Славы Твоея полна земля, горы, Холмы торжествуют, Ликоствуют, Зрят Господню славу. Масличная гора веселится, Егда Господь в небо возносится»…
На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье — хлебные «лесенки». Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.
Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее — по площадям, вокруг церквей.
Иконы и раки с мощами
Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.
На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.
Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.
Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.
Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».
Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.
Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.
Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.
Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.
Вознесение Господне. Иконы
В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.
Вознесение-Пятидесятница. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись
Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.
Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия
В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.
В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.
Вознесение Господне. Роспись купола церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последняя четверть XII в.
На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция
В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а».
Вознесение. 847–855 гг. Базилика Сан Клементе, Рим, Италия
В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», — прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.
Вознесение. 1390-е годы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, Новгород
Вознесение. Центральная часть композиции, 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород
В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Москва, Государственная Третьяковская галерея
В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.
Икона Вознесение Господне. Новгород. Конец XV в..
На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).
Вознесение. Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия
Вознесение. Середина — третья четверть XV в. Из праздничного чина середины — третьей четверти XV в. из собраний М. Н. Попова и П. Д. Корина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника — радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.
Вознесение Христово. Последняя четверть — конец XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва
Вознесение. Середина XVII в. Икона происходит из праздничного чина церкви Успения села Секша Любимского района Ярославской области. Ярославский художественный музей, Ярославль
Вознесение. Середина XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Вознесение. Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822 г.
Плащаница
Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.
Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.
В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.
Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.
Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.
Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.
Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:
Храмы во имя Вознесения Господня
Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря — Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них — супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова — жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна — мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.
Вознесенский монастырь Московского Кремля. Разрушен в 1929 г.
Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.
Старовознесенский монастырь в г. Пскове. Церковь Вознесения Господня (РПЦ). Современный вид
Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.
Храм Вознесения Господня в Коломенском, Москва
Во имя Вознесения Господня освящен собор Вознесенского Оршина монастыря в пос. Оршино Калининского района Тверской области. Соборный храм Вознесения Господня был освящен в 1567 г. святителем Варсонофием Тверским (ок. 1495- 1576 гг.). В нем было четыре престола: главный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предотечи «на полатях».
Вознесенский собор Оршина монастыря в Тверской области
Во имя Вознесения Господня была освящена церковь Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Пскове. Церковь была построена в 1527-1528 годах и относилась к виду храмов-колоколен. Центральная башня возвышалась на широком основании. Верх здания заканчивался шатром. В описи 1802 года колокольня значится как двухэтажное здание на погребах, на первом этаже расположена церковь Вознесения Господня. На звоннице было 13 колоколов. В 1907 году при пожаре все деревянные части церкви-колокольни сгорели. По проекту архитектора Назимова здание восстановили. В 1932-1934 годах колокольню разобрали на строительный материал. Материалом постройки церкви служила известняковая плита на известковом растворе. Сохранился подклет и часть стен первого яруса церкви. В 1950-х годах была проведена консервация руинных остатков церкви-колокольни.
Руины церкви Вознесения Господня а Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена надвратная церковь Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря находится прежний главный въезд в обитель — так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Первоначально церковь была освящена во имя святого великомученика Феодора Стратилата и называлась так до XIX века. В XVIII и начале XIX века вследствие бывших в монастыре пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня. Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен алтарных апсид, этого типичного элемента церковного здания. Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников. Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращен предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.
Вознесенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде
Во имя Вознесения Господня освящена церковь на Никитской улице в Москве. Первоначально храм был деревянным, а в 1634 году был перестроен в камне. Постройка выделяется объемно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север-юг, обработаны перспективными вертикальными филенками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. На протяжении XVII-XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Церковь была закрыта 1937-1992 гг. В настоящее время действует.
Храм во имя Вознесения Господня на Никитской улице в Москве
Во имя Вознесения Господня освящена церковь бывшего Нововознесенского девичьего монастыря в Пскове. Храм был построен в 1467 году и ранее принадлежал Нововознесенскому женскому монастырю, стоявшему в этом месте с XIV века и упраздненному в 1764 году. В 1786 году обращен в приходской, а затем приписан к Анастасьевской церкви. Церковь сложена из плиты. Длина ее со звонницей 10 сажень 2 аршина, ширина 7 сажень, высота до верхнего карниза 4 сажень. Восточная часть имеет две полукруглые апсиды: большую и малую. Карниз барабана украшен поясками из треугольных впадинок, его щелеобразные окна заложены и украшены сверху бровками. На западной стороне церкви находится звонница, на которой висят два древних колокола. На церковной паперти видны четыре надгробных плиты: из них две относятся к 1644 году, остальные сильно замазаны. Над входной дверью сделана изнутри фронтонная ниша. В храме столбов нет, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. Вскоре после революции 1917 года церковь Вознесения Господня была закрыта. До настоящего времени в ней расположено фондохранилище Псковского музея-заповедника.
Вознесенская церковь в Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена церковь бывшего Старовознесенского монастыря в Пскове. Старо-Вознесенский монастырь известен с XIV века. Центр монастыря — храм Старое Вознесение, построенный в период между 1550 и 1600 гг. Храм одноглавый, трехапсидный с притвором и трехпролетной звонницей, папертью на столпах; в интерьере — четырехстолпный с повышенными подпружными арками. Церковь стоит на сводчатом подклете. Декор традиционен: лопатки, бегунец и поребрик в завершении апсид и барабана. Колокольня построена не позднее начала XVIII века. Во время Великой Отечественной войны церковь утратила барабан с главой над четвериком XV в., был разрушен и придел 1880 г. С 1956 по 1960 гг. на церкви Старое Вознесение проводились исследовательские и реставрационные работы. Ныне действующая приходская церковь.
Старовознесенская церковь в Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена церковь в Ростове Великом Ярославской области. Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного на валах, — один из древнейших каменных храмов Ростова. Церковь была построена в 1566 году на месте погребения блаженного Исидора. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют трехлопастное завершение. В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1930 году была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 году в храме возобновились богослужения.
Церковь Вознесения Господня в Ростове Великом
Во имя Вознесения Господня освящен собор Жичского Вознесенского монастыря в с. Жича Сербии. Храм был построен в период между 1206 и 1217 гг. Также в честь Вознесения Господня освящена церковь Вознесенского Нямецкого монастыря в Румынии. Церковь датируется 1497 годом.
Церковные атрибуты
В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.
Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:
- Аналой – особый деревянный столик-подставка, на который устанавливается икона, крест или кладется церковная книга. Аналой принято украшать рядом стоящими композициями, например, треугольными. Дополнить аналой с двух сторон могут и пасхальные яйца из цветов;
- Выносные свечи оформляют снизу небольшими цветочными букетиками, в состав которых входят несколько крупных цветов, к примеру – герберы или розы, дополненные мелкими соцветиями или различной зеленью;
- Крест, один из важных предметов в православии, кладут на постамент и окружают цветами, создавая крестоообразную или овальную форму с помощью губки-оазиса. Чтобы выделить крест лучше выбирать крупные цветы и обрамлять их большими листьями зелени. Например, хорошее сочетание – это гвоздики с листьями аспарагуса или розы с листьями папоротника;
- Подсвечники оформляют вьющимися растениями с добавлением крупных бутонов цветов, обрамляют лентами и нитями бусин. Украшение может состоять также из маленьких букетиков с мелкими соцветиями, также дополненных декором в виде лент, тесьмы, бусин и небольших пасхальных яиц;
- Паникадило – это главная люстра в храме, которую часто украшают во время Пасхи. Люстра имеет круглую многоярусную форму, но в основном цветами украшают нижний ярус. Для этого создается цветочный венок, например из хризантем и зелени, и подвешивается снизу паникадила. Украсить люстру могут и подвесные композиции в виде небольших букетов или цветочных шаров.
Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.
Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.
Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня
Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое. В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Джервейсе.
Храм Вознесения Господня РПсЦ пос. Баранчинский Свердловской области
В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.
Храм Вознесения Господня (РДЦ). Злынка
Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской.
Храм Вознесения Господня (ДПЦ). Турмантас, Литва
Также в честь Вознесения Господня освящен единоверческий храм в д. Мисцево Орехово-Зуевского района Московской области.
Можно ли стричься до Вознесения?
Стричься можно и до Вознесения, и после Вознесения, и в любой день церковного года, когда вам это потребуется. Другое дело, что не стоит жертвовать посещением храма, предпочитая праздничной службе запись в парикмахерскую.
Церковные сутки начинаются вечером, и в среду вечером на Вознесение служится праздничное Всенощное бдение, а в четверг утром совершается Литургия. Кроме того, накануне Вознесения заканчивается пасхальный период и во вторник вечером и в среду утром в последний раз в текущем году звучат пасхальные песнопения.
Парикмахерские работают ежедневно, и можно найти время не в тот момент, когда большинство верующих старается оказаться в церкви.
Чего нельзя делать от Пасхи до Вознесения?
От Пасхи до Вознесения нельзя после долгого периода воздержания распустить себя, расслабиться, растерять все то, что было приобретено за время Великого поста. Нельзя, с облегчением решить: «теперь буду отдыхать до следующего поста», — и позволять себе жить, забыв о Боге. В период от Пасхи до Вознесения нельзя полностью перенести фокус своего внимания с духовного на бытовое, как будто бы не было ни Воскресения, ни последовавших за ним событий.
Сорок дней от Пасхи до Вознесения Церковь призывает нас радоваться, и до самой Троицы не совершаются земные поклоны. В самом же празднике Вознесения соединяются и светлая печаль, и радость, и ожидание.
Вознесением закончился период пребывания Воскресшего Христа на земле, и Вознесением же Господь открыл всем людям путь на небеса, а через десять дней случилось сошествие Святого Духа — Утешителя. Заканчивается пасхальный период, но радость о Воскресении Христовом остается с нами, а всего через десять дней Церковь будет праздновать Троицу, день рождения Церкви. В этот период – от Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Троицы – очень наглядна связь современного церковного календаря с происходившими две тысячи лет назад событиями. И проживая этот период вместе с Церковью, бывая в храме, участвуя в богослужениях, христианин не теряет, а укрепляет ту связующую нить, которая сквозь века тянется от учеников Христа к каждому из нас.
https://foma.ru/voznesenie-chto-mozhno-i-chto-nelzya.html
Можно ли читать Псалтирь от Пасхи до Вознесения?
Псалтирь от Пасхи до Вознесения можно читать начиная с Антипасхи, то есть следующего за Пасхой воскресенья.
Псалтирь – ветхозаветная книга, состоящая из 150 песней (псалмов), обращенных к Богу. В течение всего года она ежедневно звучит в храмах на всех богослужениях, также многие верующие прочитывают одну или несколько кафизм (частей) дома. Лишь в течение десяти дней – с Великого Четверга по Фомину неделю (Антипасху) Псалтирь не читается. С Фомина воскресенья чтение Псалтири возобновляется.
Как отдавать драгоценности?
Далеко не все произведения пригодны для подаяния. Да и просто повесить вещицу на образ не получится – сначала необходимо соблюсти некоторые формальности.
Прежде всего определитесь с пожертвованием. Непременно убедитесь, что на изделии нет сторонних узоров, не сообразующихся с христианскими символами – иначе потеряется весь смысл того, зачем вешают украшения на иконы. Не нужно дарить предметы с пентаграммами, черепами, рунными надписями либо иероглифами. Предпочтение отдаётся золотым и серебряным медальонам, нательным крестикам и ладанкам, цепочкам без подвесок, браслетам, простым и гладким кольцам, перстням с одним или несколькими самоцветами.
Когда Вы подобрали подходящий аксессуар, передайте его своему духовнику или другому служителю клира. Во время ближайшего молебна Ваш дар освятят, и только после этого с почестями прикрепят к иконе.
Богословское толкование традиции
Люди всегда взывали к высшим силам, прося о помощи и поддержке. А когда их чаяния сбывались, верующие демонстрировали свою признательность, отдавая богам ценные вещи. Подобные обряды нередко встречаются в Ветхом Завете. Впервые они описаны в истории о потомках Адама: «Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:3-4). А в книге Исхода Творец велит Моисею: «Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих» (Исх. 20: 24). Посредством таких ритуалов люди демонстрировали Господу покорность, искупали грехи и очищались от скверны.
Ташлинская икона Божьей Матери «Избавительница от бед»
В христианстве смысл жертвы полностью изменился, ведь агнцем, идущим на заклание, стал сам Иисус. Умирая на кресте, Сын Господень дал человечеству шанс на избавление от адских мук. А напоминанием о милосердии Спасителя служит Евхаристия (в греческом языке «εὐχᾰριστία» означает «признательность») – удивительное таинство, когда хлеб и вино обретают сущность духовной плоти и крови. Принимая причастие, люди соединяются с Творцом, получая частичку Его благодати.
Но для того, чтобы удостоиться близости к Создателю, Евхаристии недостаточно. Необходимо следовать заповеди Иисуса «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12-13). Согласно учению Божьего Сына, именно бескорыстная, беззаветная привязанность к ближним – главный источник жертвенности. А вот размер подаяния не столь важен – об этом свидетельствует притча о бедной вдове и двух лептах: «…положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк. 12:43-44).
Святогорская икона Божией Матери
Отсюда следует, что украшение икон – иной вид жертвования. К Господу обращаются с проблемами – от физической немощи до духовных исканий – и Он указывает верный путь, прощает недобрые проступки, оберегает от гнетущих переживаний. А в благодарность за это содействие и покровительство человек отдаёт в церковь любимые аксессуары.
Такие подношения называют вотивными предметами (от латинского слова «votum» – «обет»). Как правило, их делают после исцеления тяжёлой болезни либо разрешения сложной ситуации. В православии дары прикрепляют на цепочки к иконе, у которой молился верующий, и они являются зримым свидетельством произошедшего чуда.