Когда у православных будут родительские субботы в 2022 году, даты


У этого термина существуют и другие значения, см. Месяцеслов (значения).
Месяцесло́в

(др.-рус. мѣсѧцесло́въ, мѣсѧцосло́въ[1], ошибочная калька с (др.-греч. μηνολόγιον = др.-греч. μήν — «месяц» + др.-греч. λέγω — «собирать»), а не от др.-греч. λόγιον — «слово»[2] или
свя́тцы
— церковный календарь с указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников, или народный календарь, с указанием традиций, обрядов и примет дня. В православии входит в состав таких богослужебных книг, как служебник, апостол, минея и типикон; может содержать также указания на особенности богослужения в тот или иной день.

В Типиконе содержится отдельная глава «О зна́мениях пра́здников месяцесло́ва» которая указывает: «Подоба́ет ве́дати, я́ко пра́здницы разделе́ни суть на вели́кие, сре́дние и ма́лые

».

Таблица разрядов праздников

Пояснительная таблица разрядов праздников в русских православных месяцесловах

Тип праздниковРазрядЗнак ТипиконаКомментарииПримеры
ВеликиеБденныеСлужба наиболее торжественна, служится всенощное бдение.
  • Двунадесятые праздники;
  • Обрезание Господне, великие Богородичные, Предтечевы и апп. Петра и Павла.
СредниеБденныеСлужится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене.
  • Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября);
  • Свт. Иоанна Златоуста, 13 ноября (26 ноября);
  • Свт. Николая Чудотворца, 6 декабря (19 декабря).
ПолиелейныеСлужится праздничная утреня, с полиелеем, однако всенощного бдения нет[3].
  • Службы каждого из 12 Апостолов;
  • Первое и второе обретение честно́й главы Иоанна Предтечи.
  • 40 Севастийских мучеников, 9 марта (22 марта).
МалыеСлавословныеВеликое славословие на утрене поётся, а не читается: отсюда название. Бдения нет.
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 сентября (26 сентября);
  • Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 июля (15 июля).
ШестеричныеНазвание «шестеричная служба» идёт от указания Типикона петь 6 стихир святому на «Господи, воззвах» из Минеи. Святые этих праздников именуются также «шестеричными».
  • Прор. Захарии и прав. Елисаветы, 5 сентября (18 сентября);
  • прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 декабря (30 декабря);
  • Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 января (29 января).
Вседневныебез знакаВседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Для полноты дни «без знака» добавляют к 5 вышеупомянутым разрядам праздников.
  • Преподобного Серафима Саровского, 2 января (15 января);
  • Мученика архидиакона Евпла, 11 августа (24 августа);
  • К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

В греческих православных месяцесловах указанная система знаков обычно отсутствует, только в некоторых встречаются знаки уровней праздников в виде крестов различной формы[4].

Родительские субботы в 2022 году, когда у православных будут дни поминовения усопших

Согласно православному церковному календарю, в 2022 году будет девять поминальных дней. В эти дни очень важно молиться за усопших, ходить в храм, подавать милостыню и делать добрые дела.

Православная церковь установила следующие дни поминовения усопших в 2022 году:

  • 26 февраля 2022 — Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 1-я родительская суббота перед Неделей мясопустной.
  • 19 марта 2022 — Суббота 2-й седьмицы Великого поста — 2-я родительская суббота.
  • 26 марта 2022 — Суббота 3-й седьмицы Великого поста — 3-я родительская суббота.
  • 02 апреля 2022 — Суббота 4-й седьмицы Великого поста — 4-я родительская суббота.
  • 03 мая 2022 — Радоница, родительский день — вторник 2-й седьмицы по Пасхе.
  • 09 мая 2022 — День особого поминовения усопших воинов, который отмечают в День Победы. Это единственная поминальная родительская суббота, дата которой никогда не меняется.
  • 11 июня 2022 — Троицкая родительская суббота перед Троицей.
  • 08 октября 2022 — Покровская суббота.
  • 05 ноября 2022 — Дмитриевская родительская суббота, которую отмечают в субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Примечания

  1. Словарь русского языка, 1982, с. 121.
  2. [krotov.info/library/01_a/le/kseev_2.htm А. А. Алексеев Текстология славянской Библии. § 3. Церковный календарь]
  3. Бдение может быть, «аще хощет настоятель»
    (Типикон: «если желает настоятель»).
  4. А. А. Лукашевич
    [www.pravenc.ru/text/199923.html Знаки праздников месяцеслова] // Православная энциклопедия. Том XX. — М.: Церковно-научный , 2009. — С. 268-271. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3

МЕСЯЦЕСЛО́В

МЕСЯЦЕСЛО́В (каль­ка греч. сло­ва μηνολόγιον), 1) ка­лен­дар­но упо­ря­до­чен­ная сис­те­ма хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, па­мя­тей свя­тых, вос­по­ми­на­ний свя­щен­ных и ис­то­рич. со­бы­тий. Эта сис­те­ма яв­ля­ет­ся син­те­зом не­сколь­ких древ­них ли­тур­гич. тра­ди­ций. Их наи­бо­лее ар­ха­ич. пласт пред­став­лен в греч. ру­ко­пи­сях дои­ко­нобор­че­ско­го пе­рио­да па­ле­сти­но-си­най­ско­го ре­гио­на, а так­же в пе­ре­ве­дён­ных с греч. язы­ка др.-груз. и др.-арм. па­мят­ни­ках. От­но­си­тель­но пол­ные гим­но­гра­фич. ру­ко­пи­си па­ле­сти­но-си­най­ско­го ре­гио­на да­ти­ру­ют­ся не ра­нее 8 в. (напр., ви­зант. Тро­по­ло­гий млад­шей раз­но­вид­но­сти), др.-груз. и др.-арм. па­мят­ни­ки от­ра­жа­ют со­стоя­ние ли­тур­гич. тра­ди­ции кон. 4–7 вв.

Бла­го­да­ря ли­тур­гич. ре­фор­ме, осу­ще­ст­в­лён­ной в Кон­стан­ти­но­по­ле в 8 – нач. 9 вв. и обыч­но свя­зы­вае­мой с дея­тель­но­стью мо­на­хов Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря, в ви­зант. сто­лич­ном бо­го­слу­же­нии про­изо­шёл син­тез кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­стыр­ских и ка­фед­раль­ных, а так­же па­ле­стин­ских бо­го­слу­жеб­ных тра­ди­ций. Это спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию кон­стан­ти­но­поль­ско­го эор­то­ло­гич. яд­ра – наи­бо­лее ус­той­чи­во­го ком­плек­са важ­ней­ших празд­ни­ков пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рый на­шёл от­ра­же­ние в Кон­стан­ти­но­поль­ском си­нак­са­ре и по­слу­жил ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния М. слу­жеб­ных Ми­ней. Этот ком­плекс празд­ни­ков имел ло­каль­ные раз­но­вид­но­сти: па­ле­сти­но-си­най­скую, ита­ло-гре­че­скую (для ко­то­рой ха­рак­тер­но на­ли­чие празд­ни­ков, по­свя­щён­ных свя­тым Ита­лии). Древ­ней­ший слав. М. (кон. 9 – нач. 10 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­ми­мо не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва слав. па­мя­тей (напр., свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия) на­ли­чи­ем зна­чит. ко­ли­че­ст­ва «за­пад­ных» па­мя­тей (свт. Апол­ли­на­рия Ра­венн­ско­го, мч. Ви­та, мч. Ераз­ма, свт. Мар­ти­на Тур­ско­го, мч. Сте­фа­на I, па­пы Рим­ско­го). В 10–11 вв. в свя­зи с «ви­зан­ти­ни­за­ци­ей» слав. бо­го­слу­же­ния и его по­сте­пен­ной ори­ен­та­ци­ей на кон­стан­ти­но­поль­ские об­раз­цы про­ис­хо­ди­ло сбли­же­ние М. слав. слу­жеб­ных Ми­ней с бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­кой кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей. Уни­фи­ка­ция М. осо­бен­но за­мет­на с 14 в. в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ос­но­ван­но­го на сту­дий­ской тра­ди­ции и обо­га­щён­но­го не­ко­то­ры­ми па­ле­стин­ски­ми осо­бен­но­стя­ми Ие­ру­са­лим­ско­го бо­го­слу­жеб­но­го ус­та­ва (мо­на­стыр­ско­го Ти­пи­ко­на).

В нач. 21 в. пра­во­слав­ный мир поль­зу­ет­ся еди­ным М., ос­но­ван­ным на Ие­ру­са­лим­ском ус­та­ве; при этом в ка­ж­дой по­ме­ст­ной Церк­ви су­ще­ст­ву­ют ме­ст­ные па­мя­ти, ко­то­рые от­ра­же­ны в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах и в цер­ков­ных ка­лен­да­рях, из­да­вае­мых эти­ми церк­ва­ми.

2) Сбор­ник со­кра­щён­ных жи­тий свя­тых. В ру­ко­пис­ных ви­зант. и сла­вя­но-рус. М. на­ря­ду с жи­тия­ми упоми­на­лись ме­ст­ные празд­ни­ки и разл. ис­то­рич. со­бы­тия: во­ен. по­бе­ды, вра­же­ские на­ше­ст­вия, ос­но­ва­ния го­ро­дов, ос­вя­ще­ния церк­вей, а так­же сти­хий­ные бед­ст­вия. С рас­про­стра­не­ни­ем Ие­ру­са­лим­ско­го ус­та­ва и позд­нее с раз­ви­ти­ем кни­го­пе­ча­та­ния со­дер­жа­ние М. по­сте­пен­но уни­фи­ци­ро­ва­лось. В Рос­сии в 1-й пол. 18 в. соз­дан пол­ный М., в ко­то­ром со­б­ра­ны па­мя­ти свя­тых из раз­ных цер­ков­ных книг («Про­ло­га», Че­тьих-Ми­ней, Ти­пи­ко­на, Сле­до­ван­ной псал­ти­ри, Свят­цев). С 18 в. М. из­да­ва­лись мас­со­вы­ми ти­ра­жа­ми, по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во всех сло­ях об­ще­ст­ва. В 19 в. но­во­вве­де­ния в М. рас­смат­ри­ва­ла осо­бая ко­мис­сия при Си­но­де.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «месяцеслов»

  • Тип жития Житие-мартирий • Житие-биография
    Сборники Четьи-минеи • Пролог • Патерик • Синаксарь • Айсмавурк
    Апокрифические жанры Сказание • Хождения • Видения • Слово • Евангелие
    Связанные статьи Минея • Месяцеслов

Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)

Однако, содержательную основу календарей составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, доброго и — нечистого, злого, опасного, что находит отражение в языке (в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов) [1].

Народные календари сохранились в основном в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников; у всех славян были в обиходе ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, работа, болг. четули, польск. karby), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции обнаруживают значительные различия в составе, соотношении, толковании, оценке и терминологии единиц времени, составляющих народный календарь [1].

Южные и восточные славяне являются в известном смысле преемниками переднеазиатской традиции отсчитывать новый год с начала весны или от даты весеннего равноденствия [2]. (Из Википедии)

Звёздное небо – это Сварга

, именуемое
Колесом Сварога
. Оно укреплено у Полярной звезды или
Седава-звезды
, на
Стожаре-Стлязи
– небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет. И приводит это вращение к тому, что медленно сменяют друг друга зодиакальные созвездия, видимые в момент весеннего равноденствия на Севере. Это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет. Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой. Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, близится эпоха Крышня-Водолея. Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога, бог времени и звездочетов – Числобог.

Почти все праздники и будни совпадают с циклом жизни Земли и её движением среди звёзд, поэтому празднование дней по старому календарю – есть приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них – перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери. Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах, вышивках и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо – Коло Сварога – несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого.

Ниже приведены русские праздники с наложившимися христианскими названиями. Дата указана на момент принятия календаря в 45 г. до н.э. В скобках: первая дата по гражданскому (юлианскому) календарю начала XX века – старый стиль, вторая дата по современному календарю русской православной церкви – новый стиль. Некоторые приметы, вероятно, соответствуют датам календаря XVI века (см. В. Власов «Русский календарный стиль»).

Отрывок, характеризующий Месяцеслов

– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь. Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов. Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер. Он подозвал к себе старших генералов. – Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n’a qu’a s’aider d’elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

Традиции и запреты поминальных дней у православных

В старину было принято в родительские субботы вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу готовят из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Сейчас от этой традиции веряне отошли. В современном мире неизменными остались лишь посещение храма, молитва по усопшему, посещение кладбищ.

Что можно и что нельзя делать в Родительскую субботу православному

  • В родительскую субботу утром нужно сходить в храм, поставить свечи за упокой и заказать молебен за умерших.
  • В этот день священники проводят заупокойные Божественные литургии, а после них — всеобщие панихиды.
  • После службы в церкви нужно сходить на кладбище, после чего дома накрыть скромный поминальный обед.
  • В родительские субботы нельзя веселится, проводить праздники, слушать музыку и танцевать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]