Святая тройка архангелов: Михаил, Гавриил и Рафаил

Архангел Михаил, Рафаил и Гаврил — благовестники, приносящие великие вести. Они доносят до нас волю Господа и пророчества для укрепления людской веры в Бога, а также являются просветителями умов светом Евангелия. Архангелы открывают нам тайны благочестивой веры. Они закреплены за особой службой и представляют собой отражение не только всей Троицы, но и самого Бога. В православной церкви в один день чтят Архангела Рафаила, Михаила и Гавриила. Небесное воинство является символом основных черт нашего Создателя: красоты, разума и добра.

Кто такие архангелы, их значение в православии

Православная вера отличается рядом традиций, дошедших до наших времен из далекой древности. Имена архангелов встречаются в Святом Писании, где разъясняется устройство всей системы. Даже опытным богословам не всегда под силу расшифровать библейские письмена.

Изучая список архангелов, и знакомясь с их божественным назначением, становится понятно, что они являются руководителями остальных ангелов. При написании архангелов на иконах, художниками уделяется особое внимание их образу, не упуская из вида даже незначительные детали. Они могут оказаться очень важными для наших потомков. Каждый из главных ангелов наделен собственным атрибутом – труба, меч и копье, представляющие собой своеобразную символику.

В православной вере имеется семь святых ангелов, имена которых знают практически все православные. Что означает цифра 7, никто не знает. В Библии указано, что это известно лишь Богу.

Архангелы выступают защитниками человека и настраивают его на путь праведный. Каждый из них выполняет определенные функции.

Церковь чтит трех архангелов, которые сыграли значимую роль в истории спасения:

  • Михаил (в переводе означает «Кто как БОГ») – поддерживает человека в битве со злом и ведет битву с падшими духами.
  • Гавриил (имя переводится, как «Бол сила») – несет для человека вести от Создателя.
  • Рафаил (значение имени – «Бог исцеляет») – являлся опекуном юного Товии и стоит перед Господом.

Истинный христианин должен помнить о присутствии незримых божественных сил и ощущать поддержку их деятельности. Только истинная вера дает право просить Всевышнего и его помощников о помощи и защите. Если человек не готов получить духовную помощь, то ангелы не в силах делать это против его воли.

Предисловие

Согласно вере Православной Церкви, наряду с нашим видимым миром Бог также сотворил и мир невидимый – ангельский. Ангельский мир – мир духовный: он состоит из бесплотных разумно-свободных существ, пребывающих в единении с Богом и служащих Ему.

Еще до грехопадения человека в ангельском мире произошло разделение: часть ангелов под водительством сатаны – изначально одного из высших ангелов – восстала против Бога. Однако же, большая часть ангелов под водительством Архангела Михаила не поддалась соблазну и выступила против сатанинского воинства. В результате, восставшие ангелы были свергнуты с небес и в силу своего грехопадения стали демонами – бесами. Но, несмотря на такой ущерб, нанесенный миру ангельскому, ангелы, сохранившие верность своему предназначению, по-прежнему пребывают в воле Божией и несут свое служение Богу и сотворенному Им видимому миру – миру людей.

Среди всего сонма Небесных Сил бесплотных наибольшим почитанием пользуются Архангелы Михаил и Гавриил, которым и посвящена данная книга. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил, первым начавший борьбу с падшими духами, и доныне пребывает на страже мира видимого и невидимого. Архангел Гавриил – вестник Тайн Божиих, много послуживший спасению рода человеческого, также продолжает свое служение.

В честь Архангелов Михаила и Гавриила освящено множество храмов и обителей по всему православному миру. К ним прибегают верующие с просьбой о молитвенном предстательстве перед Богом, помощи и защите. Молитвы, обращенные к Архангелам, не остаются без ответа – известно множество примеров их помощи и заступления.

Представленный сборник предназначен для широкого круга православных читателей. Его открывает краткий рассказ о небесной иерархии. Далее следуют тексты, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, где повествуется о служении Архангелов и их явлениях, о почитании и иконографии Архангелов. Далее в сборнике содержатся рассказы о чудесах Архангелов. Кроме того, в сборник включены приложения, включающие проповеди, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, рассказ о храмах и обителях, освященных в честь святых Архангелов, а также акафисты и молитвы Архангелам.

Анна Маркова

Небесная иерархия

Согласно Священному Преданию и Священному Писанию Православной Церкви, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит вестник

. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от материального мира.

Тем не менее, один из разделов богословской науки содержит учение об ангелах и именуется ангелология (от греческого αγγελος – «ангел» и λογος – «учение»). В его основе лежит Божественное откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета. В Новом Завете также часто упоминается об ангелах. Кроме того, различные сведения об ангелах содержатся в творения святых отцов, особенно в этом плане выделяется труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».

Ангелы сотворены до создания вещественного мира. По своей природе они относятся к невидимому миру – Священное Писание называет их духами. Ангелы не имеют плоти и костей, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам. Однако среди святых отцов нет единого мнения относительно того, являются ли ангелы чистыми духами или они обладают «тонким» – то есть духовным телом. Мнение об абсолютной бестелесности ангелов в Русской Церкви отстаивал святитель Феофан Затворник, который полемизировал со святителем Игнатием (Брянчаниновым), признававшим некую ангельскую телесность. Возможности ангельской природы ограничены. И хотя она превосходит природу человека крепостью и силою (см. 2 Пет. 2: 11) и позволяет совершать необычные действия, тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог. Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (см. 1 Пет. 1: 12), причем постижение этой тайны совершается ими через Церковь (см. Еф. 3: 9–10). Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. Так же, как и человеческая природа, ангельская природа подвержена изменению; как известно, часть ангелов, уклонившись ко злу, пала.

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти.

Согласно Священному Писанию, ангелы – служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (см. Евр. 1: 14). Они служат Богу, воспевая песнь, предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю, являются по повелению Божию для помощи человеку или для его наказания, объявляют судьбы народу и приносят Богу людские молитвы. Ангелы под водительством Архистратига Михаила ведут неустанную духовную брань против сатаны. А в конце времен они будут сопровождать Христа во время Его Второго Пришествия. Кроме того, ангелы невидимо участвуют в богослужебной жизни Церкви.

Небесные силы составляют «ангельский собор». В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. Строй «небесной иерархии» подробно описан в сочинении святого Дионисия Ареопагита «Небесная иерархия». Согласно ей, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая – Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая – Господства, Силы, Власти; третья – Начала, Архангелы, Ангелы.

В сочинении Дионисия Ареопагита подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает один Бог, Виновник их иерархии. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное единство, которое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, – поэтому вся существующая множественность, в т. ч. и множественность ангельского мира, несет на себе печать как единства, так и троичности.

Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду.

Серафимы – (евр. «горящие, пламенеющие») – согласно «Ареопагитикам», ближайший к Богу ангельский чин. Они первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом Божественной славы. Серафимы отличаются пламенной любовью к Богу. Их предназначение – возводить низших в горние, изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией.

Херувимы (евр. предположительно «колесницы»), – для них Бог – всегда светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в Божественный разум, восхваляют, воспевают Бога в песнях своих, созерцают тайны Божественные, с трепетом проникают в них. Херувимы являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на которой, как неоднократно свидетельствует Священное Писание, Всевышний «восседает».

Престолы – отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя царствующих, как Бога великого, крепкого и страшного. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

Господства – всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким властным влечениям. Они вникают в управление Божие тварями, в попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом.

Силы – ангельский чин, наделенный непреоборимым мужеством, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы, стремящиеся к Богоподражанию, не остаются праздными от лености, но неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам, соделываются Ее образом; они совершенно обращены к Ней, как источнику Сил. Им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам.

Власти: принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога, как всемогущего. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви.

Начала обращены к безначальному Началу. Они отпечатлевают в себе, сколько возможно, образ Божий. Им вверено начальство над стихиями природы, а также и над целыми народами. Они выражают безначальное Начало в мировом строе начальствующих сил.

Архангелы – это учители небесные. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия.

Ангелы – окончательно заключают все чины небесные. Через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Ангелы – хранители людей, ведут человека по жизни, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.

В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии.

Поэтому, признавая неоспоримую ценность «Ареопагитиков», Церковь учит о том, что ангельский мир таинственен и непостижим.

Святой Архангел Михаил

Вождь небесного воинства, под ногами у которого изображается поверженный диавол. Он главный архангел как в Новом, так и в Ветхом Завете. В Писании его именуют «вождем войска». Михаил является главным борцом в борьбе со злом, существующим в мире. Святой Георгий Великий считал, что ангелы являются человеку, когда нужно принести весть, а Архангел Михаил – перед явлением силы Божьей.

Когда ангел Люцифер, самый приближенный к Богу, отдалился от него, перейдя на сторону зла вместе со своими соратниками, Михаил призвал оставшихся сторонников Господа воевать против искушенных. Падшие ангелы с Люцифером были «изгнаны в преисподнюю».

Изображают Михаила чаще всего в облике воина с доспехами, с копьем в руке или с мечом. Он не перестает бороться за славу Бога и за людей. В Ветхом Завете выступает в роли защитника израильского народа, а в Новом – всех праведных христиан.

С давних времен архангела Михаила любили и чтили верующие. Он сопровождал в рай души праведных и покаянных, совершал ритуал омовения душ перед тем, как они предстали перед Богом. Михаилом была сопровождена Дева Мария по аду. Ей удалось лицезреть мучения душ грешников. В день Страшного Суда Михаил будет молить Бога о пощаде всех, кто согрешил. В Византии многим удалось исцелиться на источниках, на которых были возведены храмы в честь Михаила. Если верить греческим преданиям, то при смерти человека, душа следует за архангелом. Именно Михаилом оберегаются от демонов и сопровождаются души на Суд Божий.

Молитвы святому Архангелу Михаилу

Покровитель сражавшихся во благо воинов, Святой Архангел Михаил, почитается в качестве защитника от злых духов, видимых и невидимых сил. Он хранит сон человека и помогает в борьбе с печалью.

Обращаются к Михаилу, читая молитвы:

  1. Об исцелении.
  2. При входе в новый дом.
  3. При освещении собственного жилья.
  4. О защите душ умерших.

Древняя молитва Архангелу Михаилу защищает верующего человека от прикосновения дьявола, людских злых умыслов и лести. При прочтении появляется спокойствие и уверенность. Читается молитва Архангелу Михаилу при наступлении нового дня – в полночь. На протяжении суток злые силы будут бессильны и не смогут причинить зло. Архангелом Михаилом будут отведены все беды и просящий будет целый день чувствовать себя защищенным.

Кто такие архангелы

Слово «Ангел» с греческого языка переводится как «вестник» или «посланник”. Соответственно, Архангел — старший ангел. Ангелы сообщают волю Божью христианину, который оказался в трудной ситуации, защищают от злых сил, укрепляют веру и помогают познавать Бога и Его волю. В Библии не указано, сколько архангелов, ответ на этот вопрос дает Священное Предание.


Архангелы (современная фреска в византийском стиле)

Святой Архангел Гавриил

Согласно текстам из Библии, Архангела Гавриила избрал сам Бог для уведомления человека о том, что на землю пришел сын Господа.

Его считают покровителем молодых супружеских пар, желающих завести детей. Гавриила просят о зачатии. Он охраняет женщину и еще не родившееся дитя в период беременности.

Архангел Гавриил занимает в иерархии второе место. Он покровительствует человеку, чья работа имеет связь с общением (журналисты, психологи, менеджеры и др.). Икона с его изображением почитается православной церковью. Изображается в богатых одеяниях, иногда со скипетром в руке и короной на голове. Дата празднования отмечается после Благовещения.

По преданию Гавриил охранял Деву Марию и был послан Богом для того, чтобы предупредить ее супруга о замысле царя уничтожить всех младенцев. Ангел научил книжному писанию праотца Моисея.

Молитвы покровителю Архангелу Гавриилу

Помощь Гавриила заключается в следующем:

  • оберегает от бед и невзгод;
  • защищает от болезней;
  • выступает в жизни путеводной звездой;
  • исцеляет от недугов и тяжелых заболеваний;
  • помогает побороть бесплодие и выносить здоровое дитя;
  • очищает от пугающих мыслей и не благих чувств;
  • избавляет от внутренних страхов и различного рода фобий.

Молитвы Гавриилу помогают при депрессиях и психологически отклонениях. У него можно просить о любви, вере, помощи в браке. Не нужно для каждого случая искать отдельные молитвы. Можно молиться своими словами перед образом. Главное – искренне верить и Гавриил обязательно благословит на то, о чем была просьба.

Архангелу Гавриилу молитвы может читать не только священник. Просьба будет услышана и из уст верующего человека. Главное чтобы при этом присутствовала вера и искренность. Молитву Архангелу Гавриилу читать можно дома, не обязательно для этих целей посещать церковь или храм. Нужно перед собой поставить образ Святого.

Чудеса Гавриила:

Весть о ребенке:

Ее он преподнес святой Анне. Сказал, что она родит дочь – благословенную Деву Марию, которая впоследствии станет матерью Иисуса Христа.

Пророчества о пришествии Спасителя:

Архангел Гавриил являлся к пророку Даниилу и рассказал ему о пришествии Спасителя.

Тайна о сотворении мира:

Библейский персонаж Моисей стерег стадо овец в то время, когда ему явился святой Гавриил. Он то и поведал пророку тайну сотворения мира. Затем именно его слова Моисей записал в книгу Бытия.

Святой Архангел Рафаил

В переводе с иврита имя Рафаил переводится, как «исцеляющий». Архангел стоит на 3-м месте после Михаила. Исцеляет и уменьшает как душевную, так и физическую боль. Ему молятся при появлении проблем, касающихся внутреннего мира, чувств и здоровья. Архангела Рафаила молят как об исцелении от недугов, так и о восстановлении отношений или исправлении в любой жизненной ситуации. Важно правильно донести проблему, т. к. многие не умеют излагать собственные мысли, направляя божественную силу не в то русло.

В Библии сказано, что Архангел Рафаил заточил падшего Азазеля в пустыне по велению Господа. Наказание он нес за ремесло, подаренное человеку, и развратившего его. Ему отведено сторожить падших ангелов, которые относятся к числу смертных, как и другим архангелам.

Рафаил исцеляет не только тело, но и душу, и сражается со злым умыслом на земле. Книга Товита гласит, что он является спутником его сына, приняв человеческий облик. Рафаилом был изгнан демон и исцелена слепота.

Архангел поведал смертным о тех местах, в которых пребывают души перед Страшным Судом. Именно Рафаилом было отдано кольцо царю Соломону, предназначенное для подчинения демонов.

Молитвы Архангелу Рафаилу

В православной церкви Архангел Рафаил является:

  • помощником любителей путешествовать и знахарей;
  • покровителем больных духовно и телесно;
  • целителем от хвороб и душевных ран.

Просить о помощи у Архангела Рафаила можно как для себя, так и для родственников или духовно близких людей. Он явится именно там, где нуждаются в нем, и поможет только тем, кто свято верует в Бога. Если человек не принимает духовную помощь, то молиться нужно Уриилу. У Рафаила просят за здоровье человека и животного. Ангел поможет выбрать правильный путь в лечении и предотвратит смерть.

Мольбы Архангелу Рафаилу помогут побороть тревогу и переживания. С их помощью бросить губительные склонности, вредящие здоровью и восстановить духовное состояние. Молитвы Архангелу Рафаилу очистят жилье от темных сущностей и плохой энергетики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]