Предназначение лампады
Горящая лампада олицетворяет горящее молитвой и верой сердце человека. Впервые упоминание о них встречается еще в Ветхом завете. Они стояли в Скинии Завета, где находился Ковчег с самыми дорогими предметами, напоминающими о чудесах Божиих (сосуд с манной небесной, жезл Ааронов расцветший и т.д.) Евреи очень благоговейно относились к Скинии, а также ко всему, что с ней было связано. Поэтому лампады для них были – священные вещи.
В наше время лампада имеет больше бытовой характер. Некоторые предпочитают иметь их дома, но зажигают редко, не видя в этом большого смысла. А некоторые верующие и вовсе обходятся без них.
Устройство
По сути, лампада — это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная символами христианской веры. Стаканчики сменные, разных цветов:
- красные – для пасхального времени;
- зеленые – для ежедневного использования;
- синие, фиолетовые или бесцветные – для Великого Поста.
Масляные лампадки снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:
- Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
- Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.
Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.
Зачем зажигать лампаду перед иконами
Зажжение лампады перед иконой напоминает верующим о светлых деяниях того святого, что изображен на ней. Также напоминает огонёк этого церковного светильника и о свете, которым Бог наделил души людей. А ещё зажжённая по всем правилам лампада отгоняет силы зла. Во время молитвы они могут отводить мысли молящегося от самой сути вознесения хвалы. А свет лампады не даёт этого сделать.
Свет горящей лампады перед иконой является и малой жертвой за то, что Спаситель отдал свою жизнь за людей. Огонёк лампады напоминает, что без человека он не может разгореться, как и без веры в Бога не может зажечься сердце человека. Но огонь в лампадке нужно зажигать правильно. И для этого существуют специальные правила.
История
Первые лампады — это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод — «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.
Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.
Символизм свечей и лампады в Православии
Закон Божий, данный в ветхозаветное время израильскому народу, способствовал ведению богоугодной жизни. Поэтому перед книгой пророка Моисея всегда горел неугасимый светильник. Для христиан Евангелие содержит в себе Закон Божий. В первые века Иерусалимской Церковью сложилась традиция: нести перед Евангелием, выносимым из алтаря во время богослужения, зажженную свечу. Это символически указывало, что свет Евангельского учения должен просветить каждого человека. Со временем эта традиция перешла и закрепилась в литургическую жизнь других Поместных Церквей.
Зачем лампады ставят перед иконой?
То, зачем перед иконой устанавливаются лампады, очень точно объяснил святитель Николай Сербский. Прежде всего, по его словам, вера – это свет, и лампадки нам напоминают о чистом свете, с помощью которого Господь наш Иисус Христос согревает и врачует человеческие души. Кроме того, они являются символами светлого нрава святых, перед ликом которых их устанавливают. Еще они напоминают людям об их греховных помыслах и поступках, зовут нас на путь истинный, призывают к исполнению заповедей, совершению добрых дел.
Лампады являются той «малой жертвой», которую человек может принести Спасителю за то, что Тот отдал за него свою жизнь. Во время молитвы эти светильники отгоняют силы зла. Свет лампадки побуждает нас к покорности и жертвенности, напоминает, что как без человеческого участия не может разгореться ее огонь, так и без Бога не разгорится наше сердце.
Значение
Лампада с греческого языка «lampas» означает переносной светильник или небольшой сосуд, который содержит внутри масло и фитиль. Его зажигают перед образами и огонь не угасает, пока не будет сожжено все масло.
Лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время
Изначально сосуды использовались просто как лампы, ведь электричества не было, а масло выгорало намного медленнее, чем сгорала лучина. Такой светильник использовали христиане первых веков, поскольку их собрания проходили в пещерах, где постоянно было темно (гонения не позволяли собираться открыто).
Как только император Константин разрешил проведение христианских богослужений, верующие стали проводить собрания в храмах и лампада стала частью украшений и атрибутов служения. Сегодня она также используется для проведения христианских богослужений в храмах.
Интересно! Лампадку использует священник во время литургии (малого и великого входов), а также во время службы архиерея. Светильник поджигается прислужниками или диаконами выносится священнику.
Если изначально сосуд использовался в богослужениях по своему прямому назначению — освещал собрание в пещерах, то сегодня у него более символическое предназначение — он метафорически изображает вечный огонь любви Божией и веры, который отгоняет силы тьмы. Полумрак в православных храмах символизирует темноту жизни человека, а огонь — компас Божий, ведущий людей ко спасению.
Зачем лампады ставят перед иконой
Поскольку лампада — это символ вечного огня Божьей любви, то и гореть он должен в храме постоянно. Дома зажигают его во время молитв или на все время, при условии, что дома кто-то есть. Для чего это необходимо очень хорошо объяснил святитель Николай Сербский. Он говорил, что вера — это свет, и огонь в сосуде является напоминанием об этом свете человеку.
Лампада, горящая перед образом святого, означает искреннюю благодарность за прощение и спасение
Кроме этого, святитель выделил еще несколько причин необходимости огня перед образами:
- Огонь — это символ светлого нрава святых, перед иконами которых вешаются светильники.
- Огонек указывает человеку истинный путь, напоминая, что каждый грех уводит все дальше в темноту. Этим самым свет призывает к покаянию и дает надежду во тьме.
- Это жертва для Бога — Спаситель отдал за человека свою жизнь, самое малое что человек может вернуть это молитва и масло в светильнике.
- Это символ покорности и смирения — как без человека не зажжется огонь в лампе, так и без Бога не проснется в сердце человека любовь и покаяние.
- Это символ Божьего огня в человеке — Христос сказал: «Идите и светите пред людьми», сравнивая человека с лампой.
Зажигая лампу перед иконами, человек освещает лики святых, фокусируясь на них и выражая почтение. Смотря на ее огонь люди вспоминают о Боге, имеют компас и ориентир, в этом темном мире.
Когда зажигать светильник дома?
Они зажигаются во время чтения молитв, в храмовые праздники и просто по желанию. В храмах они горят непрестанно, но меняются в зависимости от цвета, который соответствует событиями православного календаря:
- красного — в дни храмовых праздников и на Пасхальной неделе;
- синего — в дни поста;
- желтого (золотого) — в повседневные дни;
- зеленого — на праздник Троицы и в Вербное Воскресение.
Резервуар изначально закрепляют перед образом, если она подвесная, то предварительно в стену вбивается штырь, который выдержит вес светильника. Перед началом молитвы от горящей церковной свечи поджигают фитиль лампы и оставляют гореть его пока проходит чтение.
Тлеющая лампада символизирует очертания Божественного света, исходящего с небес
Помимо молитвенных минут, лампу зажигают перед образами в дни памяти святых, которые изображены на иконах, в воскресные и праздничные дни. Во время поджигания фитиля можно читать специальную молитву:
Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.
Виды
Сегодня можно встретить лампады совершенно разных форм, размеров, типов и материалов. Неизменными остаются ее компоненты: резервуар для масла, подставка и стаканчик для защиты огонька. Если светильник подвесной, то скорее всего он не имеет подставки — ее заменяет декоративный элемент, и обязательно три металлических шнурка, которые держат резервуар.
Виды сосудов различаются в зависимости от габаритов и методов их использования:
- Настольные, настенные и подвесные (применяются только в храмах).
- Гасимые и неугасимые (размещаются перед реликвиями и мощами).
- Для домашнего использования, храмового и церковных шествий.
- Керамические и стеклянные.
- Из цветного стекла или окрашенные.
На кладбище зажигают поминальные лампадки закрытого типа
Приобретать можно лампады разных форм и типов для домашнего использования, однако наиболее удобными будут стеклянные настольные, но для ни обязательно надо приобрести подставку (он защищает от воспламенения в случае трещины стекла). При этом светильники могут быть простыми или украшенными резьбой и росписью.
Содержимое
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.
Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).
Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.
Читать также Как загнать свиней в загон
Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.
Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.
Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.
Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.
Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.
Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.
От чего хотелось бы предостеречь.
Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.
Одним из главных символов неугасимой веры человека в Бога считается церковная лампада.
В далекие времена христиане освещали ей темные пещеры, где собирались местные жители для совершения Божественных служб. Там же они скрывались от возможных нападений со стороны врагов и преследователей.
Позднее лампадки стали использовать в качестве убранства церквей и храмов, а также для проведения различных церковных таинств.
Читать также Маринад для рыжиков на 1 литр воды
Простыми словами, лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время. В зависимости от габаритов, методов использования и применения выделяют несколько видов лампадок:
- настольные и настенные;
- подвесные – встречаются только в церквях и храмах;
- гасимые;
- неугасимые (с непрерывным горением) – располагаются возле икон, мощей святых, почитаемых святынь;
- для церковных шествий – используются короткие свечи широкого диаметра, вставленные в продолговатый сосуд, что способствует долгому и равномерному горению;
- для домашнего использования.
Основными составляющими светильника являются резервуар для парафина, подставка любой формы, и находящийся на ней хрустальный цветной стаканчик. Красный – используется на пасху, синий или бесцветный – во время Великого Поста, зеленый – ежедневно.
Как нужно возжигать лампаду
Церковные лампадки, стоящие в домах перед иконами, могут не гореть постоянно. Их разрешено зажигать поутру, а уходя из дома — гасить, вечером зажигая вновь. Для того, чтобы поджечь фитиль, нельзя использовать зажигалку или спичку. Следует сначала поджечь освящённую церковную свечу и уже от её пламени зажечь фитиль. К фитилю, кстати, тоже есть особые требования.
Фитиль церковной лампады прикручивают так, чтобы он не коптил и не гас. После его опускают в масло, налитое внутрь лампады. Масло тоже должно быть особенное — оливковое и купленное в церковной лавке. Оно обязательно должно быть высокой очистки. Ведь, зажигая лампаду, верующий открывает своё сердце Богу. А использование низкосортного оливкового масла говорит об оскудении веры.
Во время зажигания лампады принято читать специальную молитву. А если по какой-то причине у верующего человека нет дома лампады, то её можно заменить освящённой свечой. Со свечой можно молиться и в храме, перед киотом с иконами.
Масло
Настоящее масло для лампад — деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.
Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.