В майском номере «Фомы» мы начали разговор о воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви заграницей. На вопросы журнала ответил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Акт о каноническом общении был подписан 17 мая этого года, после чего Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр отслужили вместе Божественную Литургию. Мы хотим взглянуть на объединение Церкви глазами Запада, из Европы и Америки.
Наши собеседники — священнослужители из Франции, Германии и США, встреча с которыми стала возможна благодаря организации ОЛТР (Ассоциация за поместное Православие русской традиции). С ними мы говорим о перспективах, которые открывает воссоединение для Русской Церкви и для православной миссии. Чего ждут православные люди Запада от этого события? А от России? В чем наши взгляды и ожидания совпадают? В чем разнятся? Эти и другие темы мы поднимаем в разговоре с нашими собеседниками. Нужно понимать, что Русское Православие – это не только русские люди. Это все, кто, исповедуя Православие, пришли в храмы с русской традицией. Среди них много французов, немцев, американцев, бельгийцев, голландцев… Этих людей очень волнует вопрос, сумеет ли Русская Церковь, объединившись, оказать влияние на западный мир. Вне этого ожидания остаются, пожалуй, лишь те, для кого Православие – это способ быть в вечной оппозиции – к режиму ли, к убеждениям или к чему-то еще.
Среди трех моих собеседников не было оппозиционеров. Каждый из них имеет собственный взгляд на перспективы воссоединения, но ни один не выразил равнодушия или отчуждения.
Мы встречались в Париже. Все три места встречи оказались неподалеку друг от друга, в десяти с небольшим минутах ходьбы. Одно – в храме Трех Святителей, на подворье Московского Патриархата, что на улице Петель. Другое – в храме Константинопольской юрисдикции в честь преподобного Серафима Саровского на улице Лекурб. Третье – в небольшом домашнем отеле недалеко от известного исторического комплекса Инвалидов. В этом скромном отеле остановился архиепископ Марк, возглавляющий Берлинскую и Германскую епархию РПЦЗ. Все так близко… А ведь по меркам церковной истории, нас разделяли десятилетия жизни порознь.
Русская Православная Церковь
заграницей образовалась в результате отсоединения от Церкви, оставшейся на территории СССР, части тех верующих, кто выехал за рубеж. Советская власть имела обыкновение жестко вмешиваться в церковные дела, отношения между двумя частями Русской Церкви то глохли, то возобновлялись, но недоверие друг к другу продолжало расти. После Декларации о лояльности советской власти, подписанной РПЦ в 1927 году, РПЦЗ прекратила отношения с Церковью в СССР.
Ситуация стала меняться лишь после перестройки, когда у нас открыто заговорили о гонениях на Церковь в 20-е, 30-е, 50-е… Но главные изменения произошли после 2000 года, когда РПЦ начала канонизацию новомучеников и исповедников Российских, среди которых – царская семья, множество расстрелянных и сосланных священников и мирян. На основе этого исторического опыта в «Основах социальной концепции РПЦ» было заявлено о праве Церкви на неповиновение государственной власти, если ее убеждения противоречат христианским ценностям, о невозможности компромисса с совестью в любой форме. Лишь тогда между РПЦ и РПЦЗ начались плодотворные переговоры о возможности воссоединения.
Взгляд первый:
Против течения
…С отцом Александром, иеромонахом, мы беседовали в приходской трапезной Трехсвятительского подворья. Помню, как семь лет назад впервые оказалась в этом храме. Меня тогда поразили его размеры: я никогда не думала, что церковь может находиться… в нижнем этаже жилого дома, в обычной городской квартире. Там все рядом: Иверская икона стоит в полушаге от Царских врат, грохот улицы летит в приоткрытое окно, трапезная и кухня почти соседствуют с алтарем… И еще меня поразил вкус здешних просфор. Невероятно большие, пресно-сладковатые, вкуснейшие, соединившие в себе традиции русских хлебопеков и пекарен Франции. С тех пор каждый раз, молясь в этом храме, я старалась вовремя подать поминальные записки, чтобы получить свою просфору и увезти ее домой: дать попробовать всем, за кого из нее вынимали частицу.
– Отец Александр, за девять лет жизни в Европе Вам, наверное, приходилось сталкиваться с разным отношением к Православию. Что думают о нас на Западе?
– Прежде всего, следует отметить, что когда здесь, особенно во Франции, говорят о Православии, то часто подразумевают именно Русскую Церковь.
– А почему не Греческую, не Сербскую, не Румынскую?
– Во-первых, потому, что ее паства одна из самых многочисленных. Во-вторых, потому что Россия всегда имела с Францией очень тесную связь. И, в-третьих, может быть, потому, что русская религиозно-философская мысль оказалась очень близка западному человеку вообще и французам, в частности. Здесь даже те люди, которые не особенно блещут знаниями в области литературы и философии, хотя бы слышали о Хомякове, Соловьеве и Бердяеве, а порой и читали их… А Достоевского вообще знают все мало-мальски уважающие себя французы.
Вообще, французские католики проявляют к православной традиции довольно большой интерес. Им важно то, что у нас сохранилось иконопочитание, они внимательно изучают нашу Литургию… Можно даже сказать, что они с надеждой смотрят на Православие. Этот интерес хорошо виден на примере книгоиздания: литература о Православии лучше всего распространяется именно в католических кругах.
Есть еще один круг заинтересованных – университетская среда. Правда, здесь наша традиция рассматривается, скорее, как музейный экспонат, нежели как живое наследие. Но и это дает свои результаты. В Сорбонне, например, на факультете славистики издается много и статей и книг по истории русского Православия: в киевский период, в московский, в петербургский… Издали там и первый франко-славянский словарь церковных терминов.
– А как относятся к Православию в светских кругах?
К сожалению, неоднозначно и чаще плохо, чем хорошо. «Le Monde», один из самых читаемых и влиятельных французских журналов, систематически ругает и критикует Православную Церковь. Правда, про католиков там пишут то же самое: французская светская пресса настроена очень антицерковно.
Церковь, с точки зрения светских СМИ, излишне консервативна: не допускает компромисса в вопросах «однополых браков», считает аборт и эвтаназию убийством человека, осуждает использование клеток эмбриона в косметических целях… В общем, не проявляет никакой «толерантности».
– В России много говорят о духовном умирании Запада. Насколько это справедливо?
– В настоящее время на Западе действительно очень много людей, которые ничего духовного не ищут и «проклятыми» вопросами не задаются. Они не то чтобы атеисты или убежденные антихристиане, просто это люди, которым все равно, почему они существуют, что с ними будет, в чем смысл жизни… Я думаю, это следствие развития потребительского общества: жизнь человека полностью обеспечена, в ней нет неприятных сюрпризов, бороться уже не за что… Несмотря на то, что французы жалуются на отсутствие социальной системы, Франция – социально развитая страна: здесь любой, даже безработный, не страдает от голода, у него достаточно средств на проживание, его материальное будущее более или менее обеспечено… О духовной жизни он вспоминает, когда сталкивается с какими-то трудностями, оказывается в состоянии дискомфорта. А пока все благополучно, человек находится в полудепрессивном состоянии, в котором его сложно к чему-то подвигнуть. Часто при этом теряется всякая индивидуальность: в печатной прессе он узнает, что ему нужно думать, по телевидению ему говорят, как на что реагировать… Отпадает всякая необходимость самому осмысливать свое будущее, анализировать события. Единственный выбор, который ему нужно сделать, – это определиться с каналом и нажать нужную кнопку на пульте, а там уже все объяснят…
С другой стороны, в западном обществе есть убежденные атеисты. Их немного, но они активно высказывают свое мнение… И, наконец, есть люди убежденно верующие, которые, зачастую, в результате столкновения с нехристианским окружением, не просто ходят по воскресеньям в храм в надежде получить утешение и поддержку, а ощущают свою принадлежность к Церкви как качество, которое радикально отличает их от остальных: они становятся свидетелями своей веры, активными деятелями.
– И много таких – активных верующих?
– Нет, верующих вообще немного, и среди них еще много пассивных, для которых храм – это организация, где им могут оказать религиозные услуги. Но те, кто готовы что-то делать, понимают, что будущее христианства зависит, в большой степени, от них. Эти люди вовлечены в миссионерскую работу, в приходскую жизнь, они знают, что если они ничего не будут делать, их приход распадется, и храм будет закрыт. Каждый из них осознает свою личную ответственность. И это чувство рождается именно из опыта ежедневного общения с внешним, нехристианским миром, равнодушным или враждебно настроенным. Они понимают, что если они придут в храм просто поставить свечку, а потом уйдут, то храма и прихода не будет. Каждый такой человек вносит свою лепту в жизнь прихода и его миссию: кто-то занимается интернет-сайтом, кто-то – изданием бюллетеня или приходского листка, кто-то – организацией духовных концертов, приходских встреч… Любому человеку, который готов посвятить часть своего времени приходу, находится занятие: раздавать бездомным пищу, рассказывать детям о Христе и Священном Писании, ходить в больницы… Ведь священников здесь очень мало – и в католической, и в православной Церкви, и без участия мирян – каждого мирянина – в приходской жизни нам не обойтись.
Все это можно назвать миссионерством, проповедью христианства миру. Но эта проповедь сильно отличается от той, с которой вышли к людям апостолы две тысячи лет назад. Ученики Христовы сообщали миру язычников новость о Воскресении Христовом. Мы же обращаемся к секуляризованному миру, который иногда называют постхристианским. И наша задача – не сообщить Благую Весть, которая в общих чертах всем здесь хорошо известна, а «реабилитировать» ее, попытаться объяснить ее важность для каждого конкретного человека.
– Трудно в Европе быть христианином?
– Трудно. Потому что христианин всегда плывет против течения. И, кроме того, если ты христианин, к тебе предъявляют совсем другие, гораздо более жесткие требования. По слову Господа: будут вас преследовать за имя Мое, и будете как овцы посреди волков. Ведь если сейчас объявляешь себя христианином, тебе сразу же – будь ты православный или католик – начинают припоминать инквизицию, связь с государством и все те ошибки, которые были сделаны христианами за двухтысячелетнюю историю нашей веры. Светские СМИ всячески этому способствуют: малейший ошибочный шаг со стороны любого представителя Церкви приобретает широкую огласку. К нам предъявляют другой счет, от нас большего ждут, с нас больше спрашивают.
Иеромонах Александр (Синяков)
родился в Ставропольском крае.
По окончании школы год жил в Ипатьевском монастыре (Кострома). Окончил Сорбонну и Свято-Сергиев-ский богословский институт (Париж). Преподавал в Сорбонне. В 2003 году принял монашеский постриг. В 2004 году рукоположен в сан священника. В 2006 году назначен секретарем Корсунской епархии (епархия РПЦ в Западной Европе) по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 года член представительства РПЦ в Брюсселе при европейских международных организациях.
Взгляд второй:
Российская и зарубежная пресса комментирует воссоединение Русской церкви
Телеканал Россия
Единство Русской православной церкви было достигнуто 17 мая ровно в 10 часов утра, когда Патриарх Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении Телеканал Россия
Российские и зарубежные СМИ продолжают сегодня комментировать состоявшееся накануне в Москве подписание Акта о каноническом общении двух ветвей Русской православной церкви.
НГ: Почему воссоединение Русской церкви состоялось именно сейчас?
Единство Русской православной церкви было достигнуто вчера ровно в 10 часов утра, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. После этого Патриарх Алексий II возглавил божественную литургию, ему сослужили митрополит Лавр и другие архиереи Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).
Для того чтобы осознать сакральный смысл всего происходившего в храме Христа Спасителя 17 мая, нужно немного коснуться истории. Почему воссоединение Русской церкви состоялось именно сейчас? Такой вопрос ставится в сегодняшней публикации «Независимой газеты».
Попытки «собрать» ее предпринимались и в советское время. Московский Патриархат неоднократно (в 1945, 1974 и 1988 годах) обращался к Зарубежной церкви с призывом к единству. Не добиваясь ответа, РПЦ МП порой предпринимала резкие шаги, обвиняя РПЦЗ в раскольничестве, в изоляции от всего православного мира. В ответ «зарубежники» продолжали анафематствовать РПЦ МП.
Когда советский период истории России завершился, казалось бы, все политические препятствия для восстановления единства Русской православной церкви были сняты. Однако в РПЦЗ продолжали не признавать Московский Патриархат. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле (США) принял решение о создании на территории СССР епархий и приходов Зарубежной Церкви, параллельных церковным структурам РПЦ МП (согласно подписанному вчера Акту духовенство этих епархий в течение пяти лет должно будет перейти в подчинение местным епископам РПЦ МП). В 2003 году Патриарх Алексий II обратился ко всей русской православной эмиграции с посланием, предложив объединить в одну церковную структуру «все епархии, общины и монастыри русского происхождения и традиции». В том же году президент Владимир Путин встретился с митрополитом Лавром в Нью-Йорке и передал ему приглашение Алексия II посетить Россию.
Именно нью-йоркская встреча и последующий визит митрополита Лавра в Москву в мае 2004 года сыграли определяющую роль в деле примирения двух «ветвей» русского православия. Зарубежные архиереи, узрев воочию главу российского государства, убедились в том, что светская власть больше не является гонителем Церкви. Путин стал «гарантом» начавшихся в 2004 году переговоров по объединению РПЦЗ и РПЦ МП. Быть может, значительную роль сыграло и то обстоятельство, что сам президент является православным верующим.
Поэтому присутствие президента на торжественном подписании Акта о каноническом общении и первой совместной литургии иерархов РПЦ МП и РПЦЗ вполне закономерно. Можно сказать, что политический имидж «объединителя Церкви» Владимиру Путину уже обеспечен. Подобным образом в исторической памяти царь Алексей Михайлович связан с церковными реформами Патриарха Никона, а Николай I – с попыткой объединить православных с греко-католиками (униатами).
Перед «воссоединением государственного значения» оказались несущественными такие «мелочи», как участие РПЦ МП в работе Всемирного совета Церквей. IV Всезарубежный Собор 2006 года фактически призвал РПЦ МП выйти из экуменического движения, объединяющего различные христианские конфессии. Однако в Московском Патриархате на такие уступки не пошли, намекая на то, что это ослабит позиции РПЦ в христианском мире и закрепит место лидера за Константинопольским Патриархатом, который активно участвует в экуменическом движении. Вопрос об экуменизме так и не был однозначно решен в ходе работы совместных комиссий, однако и в РПЦ МП, и в РПЦЗ заявили, что будут «продолжать дискуссии». Пока же на неопределенное время после подписания Акта о каноническом общении единая Русская Православная Церковь оказалась в положении «кентавра» по отношению к экуменическому движению, когда одна ее часть готова общаться с католиками и протестантами, а другая – нет.
Русская православная церковь заграницей
Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) объединяет около 500 тыс. последователей более чем в 30 странах мира. Наибольшее их количество проживает в США, Германии, Канаде, Австралии и Франции. Всего 454 прихода, объединенных в 16 епархий.
РПЦЗ не участвует в межцерковном экуменическом движении, не является членом Всемирного совета Церквей.
Раскол в Русской православной церкви и его преодоление
1921 – образование Карловацкого Синода. 1927 – декларация заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. РПЦЗ отказывается признать ее. 1943 – Поместный Собор РПЦ МП. Избрание Патриархом митрополита Сергия. 1945, 1974, 1988 – РПЦ МП обращается к РПЦЗ с призывами признать его. 1990 – решение РПЦЗ об открытии «параллельных» епархий в России. 1995 – первая совместная комиссия РПЦ МП и РПЦЗ. 2001 – избрание главой РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), сторонника воссоединения с Московским Патриархатом. 2003 – встреча Владимира Путина с митрополитом Лавром. Обращение Патриарха Алексия II к русской эмиграции. 2004 – первый визит митрополита Лавра в Москву. 2006 – IV Всезарубежный Собор одобряет Акт о каноническом общении, но просит РПЦ МП выйти из Всемирного совета Церквей. 2007 – подписание Акта о каноническом общении. Восстановление единства Русской Православной Церкви
.
Time: Благодаря воссоединению Русской православной церкви Путин усиливает роль России в мировом православии
Революция и цареубийство, конфронтация между коммунистическим режимом и капитализмом, почти век взаимных резких выпадов и ненависти – все это способствовало расколу в Русской православной церкви на две ветви. Но 17 мая в Москве расколу был официально положен конец, отмечает сегодня, отмечает сегодня американский журнал Time (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Тысячи людей, исповедующих русскую православную веру, – в том числе несколько сотен, прибывших из Нью-Йорка, – стояли в очереди под проливным дождем, чтобы попасть в московский храм Христа-Спасителя. Там они стали свидетелями возобновления «канонического общения» Московского Патриархата, или Русской православной церкви (РПЦ), объединяющей, по ее собственным оценкам, более 70 млн верующих, и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) с центром в Нью-Йорке, которая, как считается, включает 1,5 млн прихожан. Многие священники и миряне прослезились в этот час, когда закончился 86-летний раскол, вызванный большевистской революцией 1917 года и последующими событиями: убийством смещенного с престола царя, вынужденной эмиграцией сотен тысяч русских, потерпевших поражение в Гражданской войне. Безусловно, пышный обряд был проникнут благочестием и глубоко прочувствован, но в то же самое время воссоединение Церквей имеет политический резонанс, поскольку Русская православная церковь все чаще становится символом и проекцией идей русского национализма.
Симптоматично, что глава РПЦ Патриарх Алексий начал свою речь не с благодарности Господу Богу, а с теплых слов о российском президенте Владимире Путине. Патриарх подчеркнул, что воссоединение могло произойти лишь благодаря тому, что РПЦЗ видит в Путине настоящего православного русского человека. Путин в своей ответной речи отметил, что воссоединение церквей – событие поистине всенародного значения.
Национализм, опирающийся на православие, проявляется в качестве основного идеологического ресурса режима Путина. Торжественный обряд, состоявшийся 17 мая, увенчал четырехлетние, с сентября 2003 года, усилия Путина помочь Московскому Патриархату в поглощении им своей соперницы – американской родственницы – и превратить новую всемирную Церковь в главное идеологическое ответвление государства и ценный инструмент внешней политики. На своей февральской пресс-конференции Путин приравнял «традиционные конфессии» России по значимости к ее ядерному щиту, заявив, что и первые, и второй являются элементами, укрепляющими российскую государственность и создающими необходимые предпосылки для внешней и внутренней безопасности страны. Профессор Сергей Филатов, один из ведущих специалистов по вопросам религии в России, о власть эвфемистически подразумевает Русскую православную церковь.
РПЦ занимает все более заметное место в жизни общества и увереннее заявляет о себе, меж тем как отделение Церкви от государства выражено не слишком сильно. Московский городской суд и Генеральная прокуратура имеют в своих административных зданиях православные часовни. Только православные священнослужители имеют право духовно окормлять верующих в вооруженных силах. В некоторых регионах преподавание основ православия включено в школьную программу, а ученики прислуживают в церквах. Когда православные фундаменталисты разгромили художественную выставку в Московском центре имени Андрея Сахарова, расценив ее как «оскорбление основной религии нашей страны», московский суд признал руководителей Центра виновными в оскорблении чувств верующих и оштрафовал каждого на 3500 долларов. РПЦ добилась внесения цензурных изменений в оперу на сюжет знаменитой сказки поэта Александра Пушкина, так что из оперы исчез главный герой – священник. Во время визита в православный монастырь в январе 2004 года Путин отметил, что, хотя церковь, разумеется, отделена от государства, в душе народа они вместе. Усиление Церкви, являющееся проявлением неприкрытого презрения к секулярным принципам Конституции, может лишь усилить раскол в России – стране многонациональной и многоконфессиональной.
Американский клир РПЦЗ уверяет, что сохраняет административную независимость и право распоряжаться своими приходами, хотя и признает своим главой Московский Патриархат. По оценке Филатова, у РПЦЗ «столько же независимости, сколько ее имели восточноевропейские «страны народной демократии» в социалистическом лагере». Что реально повлечет за собой новый союз, станет ясно, например, в Святой земле, где у РПЦЗ есть свои культовые сооружения, по поводу права собственности на которые она уже имела в прошлом стычки с Московским Патриархатом. К примеру, в 1997 году Ясир Арафат принудительно передал РПЦ единственную христианскую церковь в Хевроне, принадлежавшую РПЦЗ. (На месте этой церкви, как гласит Библия, Аврааму явились три ангела). Зарубежная церковь все еще сохраняет за собой одну из самых известных церквей в Иерусалиме – храм св. Марии Магдалины с семью золотыми куполами-луковками и псевдорусским фасадом, который высится на склонах Масличной горы чуть выше Гефсиманского сада. РПЦЗ также принадлежат монастырь на вершине горы Олив, другой монастырь, основанный в III в. отшельником в пустынном районе Иудеи, а также церкви в Иерихоне и на реке Иордан. Согласно «Акту о каноническом общении», административное подчинение этих объектов не изменится. Но некоторые наблюдатели воспринимают такие заверения скептически.
Благодаря воссоединению Русской православной церкви Путин усиливает роль России в мировом православии. Традиционно главенство среди православных Церквей мира принадлежит Константинопольскому Патриархату, но он является лишь «первым среди равных». Его статус нельзя сравнивать с верховной властью Ватикана над Римско-католической церковью в мире. Православными являются Церкви Греции, Кипра, Украины, Белоруссии и нескольких балканских государств, а также Грузии, Армении и Молдовы. Русская православная церковь исторически всегда настаивала на своем ведущем положении среди всех этих национальных Церквей и, по-видимому, вернется к этой установке. Новая воссоединенная Церковь Путина также будет вести дальнейшую экспансию в США и страны Западной Европы, постаравшись использовать связи и приходы РПЦЗ для того, чтобы сделаться проводником политики русского национализма не в меньшей мере, нежели русского благочестия.
«Коммерсант»: Как делились и объединялись РПЦ и РПЦЗ
Разделение Русской церкви произошло после того, как местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году издал так называемую Декларацию лояльности. Суть документа сводилась к тому, что церковь в любом случае должна сохранять лояльность действующей власти. Зарубежная часть церкви отказалась подчиняться большевикам.
После падения советской власти Московская Патриархия стала призывать Зарубежную церковь к объединению. Однако иерархи РПЦЗ неизменно отвечали отказом, продолжая упрекать РПЦ в грехе сергианства. Только после канонизации убитой большевиками в 1918 году царской семьи и принятия Архиерейским собором Московского Патриархата в 2000 году социальной концепции РПЦ, в которой прямо сказано, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении», РПЦЗ признала, что сергианство в России де-факто перестало существовать. Диалог стал возможен еще и потому, что на покой ушел непримиримый противник воссоединения первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов), а его место занял митрополит Лавр, отмечается в сегодняшней публикации «Коммерсанта».
В 2003 году президент России Владимир Путин посетил в Нью-Йорке митрополита Лавра и передал ему приглашение от патриарха Алексия II посетить Россию. Глава зарубежной церкви в мае 2004 года прилетел в Москву, где произошла первая за всю историю раскола встреча двух первоиерархов. Для преодоления разногласий были созданы согласительные комиссии. Сторонам удалось сблизить позиции по принципиальным вопросам: об отношении церкви к власти (отношения между церковью и государством должны носить партнерский характер) и об отношении к протестантам и католикам (можно участвовать в совместных социальных и благотворительных программах). Также стороны отказались от взаимных имущественных претензий.
«Коммерсант»: Какие бывают русские православные церкви
Русская православная церковь (Московский Патриархат)
ведет историю от Крещения Руси в 988 году. Объединяет 136 епархий (более 26,6 тыс. приходов) в основном в России и СНГ. Численность прихожан, по разным оценкам,– 90-110 млн человек. Глава РПЦ – Патриарх Алексий II.
Множество течений, вышедших из-под контроля Московского патриархата в 1920-х годах, получили собирательное название Истинно-православные (катакомбные) церкви.
Выделяют «секачевскую», «андреевскую», «геннадиевскую», «исакиевскую» (по именам основателей) и другие ветви. К катакомбным себя относят
Российская автокефальная истинно-православная, Истинно-православная, Апостольская православная, Российская православная автономная церкви.
Русская православная церковь заграницей
создана 2 сентября 1922 года в Югославии покинувшими Россию епископами. В 1927 году прекратила сношения с Россией «ввиду порабощения ее безбожной советской властью». Объединяет 16 епархий (400 приходов) в 40 странах мира, число прихожан – 100-500 тыс. Синод располагается в Нью-Йорке. Глава – митрополит Лавр.
В 1990-х годах от РПЦЗ отделился ряд организаций, недовольных сближением с РПЦ, самой крупной из которых стала Русская православная церковь в изгнании
митрополита Виталия. После его смерти в 2006 году церковь раскололась на несколько групп.
Русская православная старообрядческая церковь
учреждена в Белокриницком монастыре (Румыния) в 1846 году «поповцами» (признали преемственность священников нового обряда). По некоторым оценкам, церковью окормляется около 1 млн человек. Глава русской части церкви – митрополит Московский и всея Руси Корнилий. В 1923 году появилась
Русская древлеправославная церковь
, основу которой составили «беглопоповцы», не принявшие белокриницкой иерархии. Кафедра их Патриарха Александра находится в Москве. Вторая ветвь старообрядцев – «беспоповцы» – наиболее многочисленно представлена
Древлеправославной поморской церковью.
В России у нее более 200 общин численностью до нескольких тысяч человек и около 212 общин за границей.
Кроме того, на Украине помимо Украинской православной церкви Московского Патриархата
(входит в РПЦ, заявляет о 35 млн прихожан) действуют
Киевский Патриархат
и
Украинская автокефальная православная церковь
.
«Коммерсант»: Что вам мешает объединиться?
Александр Антонов, представитель Русской православной старообрядческой церкви:
– У нас разногласия канонические и догматические. Они возникли несколько веков назад. В 1551 году на Стоглавом соборе под руководством Ивана Грозного постановили, что те, кто не крестится двумя перстами, будут прокляты. Сейчас эти противоречия сохранены, поэтому до нашего объединения еще далеко. Но мы за добрососедские отношения.
Георгий Петренко, протоиерей, клирик Южно-Американской епархии РПЦЗ:
– Это преждевременно. Большинство приходов Австралии, Канады, Южной Америки считают, что из-за объединения нарушаются канонические правила и устои. Нам не нравится, что руководство РПЦЗ вдруг перестало считать, что в России нет коммунизма. Кроме того, мы никогда не считали Московскую Патриархию матерью Русской православной церкви. Тем более что РПЦ и Патриарх Алексий – государственный ставленник – так и не извинились за гонения. Наши церкви могут объединиться, но не так быстро.
Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, глава Российской православной автономной церкви:
– Из-за отсутствия покаяния и неисправления ошибок. Патриарх Тихон, который жил во времена революции, оставил указ, что, если по политическим причинам возникнут разные церкви, им надо управляться самостоятельно. А когда пройдет смутное время, надо собрать собор, на котором каждая из церквей выслушает претензии и потом исправит их. Но этого не было. А Лавр залез в долги, и ему пригрозили, что, если не объединится, ему будет худо.
Глеб Якунин, священник Апостольской православной церкви:
– Объединение всегда ведет к тоталитаризму. Церкви же бывают идеологически разные, например либеральные. Единство духовное не говорит об административном единстве. А это объединение идет сверху, от президента. Но раскола в РПЦЗ ждать недолго. Ведутся разговоры, что кто-то из священников был завербован, начнутся суды за храмы и собственность.
Тадеуш Кондрусевич, митрополит, архиепископ архиепархии Божией Матери в Москве, глава российских католиков:
– Единение Церквей – дело Святого Духа, а мы всего лишь инструменты. Объединения РПЦ и РПЦЗ ждали все православные, ведь Христос сказал: «Да будут все едины». Это объединение будет способствовать развитию диалога между нами. Православным легче объединиться, чем христианскому миру. Они были разобщены 90 лет, а не тысячу. Первые шаги к объединению сделаны Иоанном Павлом II, Бенедикт XVI продолжает этот курс.
Время России
По пути на рю Лекурб мне то и дело приходилось спрашивать, как туда попасть. Но к кому бы я ни обращалась, даже к стопроцентным французам (которых легко распознать по внешнему виду и манере говорить), все безошибочно указывали мне, куда идти. Хотя спрашивала я не об улице, а о православном храме… Я ожидала увидеть, пусть не большую, но явно выбивающуюся из общего парижского стиля церковь – с куполом и ступенями у западного входа. Как иначе объяснить, что о нем хорошо известно рядовым французам? Каково же было мое удивление, когда я остановилась перед табличкой на двери подъезда обычного жилого дома: «Русская православная церковь в честь преподобного Серафима Саровского». Правда, на этот раз дверь вела не в квартиру, а в пронизанный солнцем двор, к незапертым воротам церковной ограды. Храмом оказался небольшой одноэтажный деревянный домик, над которым возвышался синий луковичный купол с крестом.
Отец Николай уже ждал меня у входа.
– Я думаю, что на Западе легко быть православным. Легче, чем кем-то другим. Православие дает радость, порядок в жизни, формирует мировоззрение. Этого, к сожалению, часто не хватает в нашей жизни. В России многие считают, что на Западе люди живут благоустроенно, без проблем. Это не совсем так. В нашем обществе тоже очень много нестабильности, в том числе и социальной: много безработных, многие получают недостаточное жалованье, у некоторых людей есть страх перед жизнью. Конечно, на Елисейских полях и в других богатых кварталах Парижа этого незаметно. А вот если встать пораньше и часов в семь утра спуститься в метро, вы увидите там много уставших, растерянных людей, и вам вряд ли покажется, что они очень комфортно живут. Но это не самое главное… Я думаю, основная внутренняя проблема на Западе в том, что человек утратил духовное равновесие, веру, сознание присутствия Бога в своей жизни. В основном, западные европейцы уже отошли от христианства. Произошла очень сильная секуляризация общества.
Мне известно много случаев, когда именно в нашем богослужении, нашей иконописи и богословии западный человек ищет духовного опыта. Почему будущие студенты Свято-Сергиевского института приходят к решению получить духовное образование? Что их толкает к этому шагу? Чего не хватает в жизни? Далеко не все они потом станут священниками или будут работать в сфере духовного знания. Значит, такая учеба нужна им просто для себя… Например, у нас есть одна студентка, православная француженка, которая параллельно учится на медицинском факультете. Она готовится стать хирургом и считает, что для этого ей необходимо двустороннее образование: медицинское и духовное. И профессия врача для нее – это, прежде всего, любовь и служение ближнему.
Конечно, в христианских кругах на Россию возлагают надежды. Россия действительно может помочь западному миру. Но для этого сначала нужно вернуться к своей вере, а это очень непросто, если традиция прервалась. Но мы с надеждой смотрим на воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви заграницей, которое, как мне кажется, поможет укрепиться православной традиции в России – с одной стороны, а с другой – поможет Западу взглянуть на вашу страну более объективно.
Протоиерей Николай ЧЕРНОКРАК
— настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Париже (экзархат Константинопольского патриархата). Родился в бывшей Югославии, в сербской семье, в Париже живет более 35 лет. Профессор Свято-Сергиевского богословского института (который и окончил), преподает Новый Завет и аскетическое богословие. Женат; матушка, Екатерина Михайловна – русская, из потомков первой эмиграции. В семье двое детей.