Клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Рафаил Карелин

Рафаил Карелин — архимандрит, священнослужитель Грузинской православной церкви. Его заслуженно считают выдающимся богословом современности, защитником Православия и опытным пастырем для всех нуждающихся. Он является духовным писателем и публицистом, автором множества известных трудов и статей.

Кроме того, преподобный Рафаил известен тем, что резко критикует церковный модернизм. Это направление в теологии, которое призывает служителей церкви к обновлению вероисповедания; к тому, что религия должна приспособиться к новым общественно-историческим условиям, к изменившемуся сознанию верующих. Также он выступает против экуменизма. Имеется в виду движение за объединение всех вероисповеданий различных христианских конфессий.

Архимандрит Рафаил Карелин: биография

В миру Александр Николаевич Карелин родился в Тбилиси 29 декабря 1931 года в интеллигентной семье, где отец был инженером, а мать — учительницей. Сразу после окончания института он решил уйти в монашескую жизнь. Это произошло по его собственному желанию, так как он всегда интересовался правдой, а всякого рода обман или иллюзию обмана не переносил. Сам он вспоминает, как в детстве мама водила его в цирк, и он почему-то страшно не любил фокусы: перевернутые зеркала представлялись ему искажением жизни, а разного рода шутовство не вызывало никакой радости, а скорее наоборот — навевало грусть. Поэтому уже в сознательном возрасте он пришел в монашескую жизнь.

Отрывок, характеризующий Рафаил (Карелин)

– Laissez moi, laissez moi, tout ca m’est parfaitement egal, [Оставьте меня, мне всё равно,] – отвечал голос, едва удерживающий слезы. M lle Bourienne и маленькая княгиня должны были признаться самим себе, что княжна. Марья в этом виде была очень дурна, хуже, чем всегда; но было уже поздно. Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти. Выражение это не внушало им страха к княжне Марье. (Этого чувства она никому не внушала.) Но они знали, что когда на ее лице появлялось это выражение, она была молчалива и непоколебима в своих решениях. – Vous changerez, n’est ce pas? [Вы перемените, не правда ли?] – сказала Лиза, и когда княжна Марья ничего не ответила, Лиза вышла из комнаты. Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, – представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно: я слишком дурна», думала она. – Пожалуйте к чаю. Князь сейчас выйдут, – сказал из за двери голос горничной. Она очнулась и ужаснулась тому, о чем она думала. И прежде чем итти вниз, она встала, вошла в образную и, устремив на освещенный лампадой черный лик большого образа Спасителя, простояла перед ним с сложенными несколько минут руками. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтою была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю? И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить Его волю». С этой успокоительной мыслью (но всё таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло всё это значить в сравнении с предопределением Бога, без воли Которого не падет ни один волос с головы человеческой. Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней и m lle Bourienne. Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки, мужчины и m lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voila Marie! [Вот Мари!] Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Marie. Она видела и m lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на него; но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую голову, наклонившуюся над ее рукою, и отвечала на его слова, что она, напротив, очень хорошо помнит его. Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатопь, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. «Ежели кому неловко это молчание, так разговаривайте, а мне не хочется», как будто говорил его вид. Кроме того в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» Может быть, что он этого не думал, встречаясь с женщинами (и даже вероятно, что нет, потому что он вообще мало думал), но такой у него был вид и такая манера. Княжна почувствовала это и, как будто желая ему показать, что она и не смеет думать об том, чтобы занять его, обратилась к старому князю. Разговор шел общий и оживленный, благодаря голоску и губке с усиками, поднимавшейся над белыми зубами маленькой княгини. Она встретила князя Василья с тем приемом шуточки, который часто употребляется болтливо веселыми людьми и который состоит в том, что между человеком, с которым так обращаются, и собой предполагают какие то давно установившиеся шуточки и веселые, отчасти не всем известные, забавные воспоминания, тогда как никаких таких воспоминаний нет, как их и не было между маленькой княгиней и князем Васильем. Князь Василий охотно поддался этому тону; маленькая княгиня вовлекла в это воспоминание никогда не бывших смешных происшествий и Анатоля, которого она почти не знала. M lle Bourienne тоже разделяла эти общие воспоминания, и даже княжна Марья с удовольствием почувствовала и себя втянутою в это веселое воспоминание. – Вот, по крайней мере, мы вами теперь вполне воспользуемся, милый князь, – говорила маленькая княгиня, разумеется по французски, князю Василью, – это не так, как на наших вечерах у Annette, где вы всегда убежите; помните cette chere Annette? [милую Аннет?] – А, да вы мне не подите говорить про политику, как Annette! – А наш чайный столик? – О, да! – Отчего вы никогда не бывали у Annette? – спросила маленькая княгиня у Анатоля. – А я знаю, знаю, – сказала она, подмигнув, – ваш брат Ипполит мне рассказывал про ваши дела. – О! – Она погрозила ему пальчиком. – Еще в Париже ваши проказы знаю! – А он, Ипполит, тебе не говорил? – сказал князь Василий (обращаясь к сыну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее), – а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она le mettait a la porte? [выгнала его из дома?] – Oh! C’est la perle des femmes, princesse! [Ах! это перл женщин, княжна!] – обратился он к княжне. С своей стороны m lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с нею про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее, – очень недурна эта demoiselle de compagn. [компаньонка.] Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – la petite est gentille». [малютка – мила.]

Посвящение в монахи

В 1954 году он был посвящен в монахи, и в том же году его произвели в сан иеродиакона и иеромонаха. После этого он начал служить в храме святого Георгия Победоносца в селе Илори неподалеку города Очамчиры Абхазской АССР.

Именно в этот период иеродиакон Рафаил по просьбе прихожан стал совершать отчитки бесноватых. Эти встречи с бесноватыми людьми, а точнее, их состояние аффекта и дикая одержимость, недюжинная сила и ненависть к христианской вере заставили его обратить свое внимание на изучение демонической реальности и враждебной силы, угрожающей всему человечеству.

Юношеские годы и молодость

Однажды будущему священнослужителю в руки попало очень редкое по тем временам издание — сочинения святого Иоанна Златоуста. Оно увлекло молодого человека блестящим стилем написания, новизной мысли. На его дальнейшую жизнь эта книга повлияла очень сильно. После окончания школы юноша поступил в Тбилисский педагогический институт на филологическое отделение. Но впоследствии в его душе произошли изменения, и он решил, что пришла пора послужить Богу. Поэтому по завершении учебы, он принял решение пойти в монахи.

Монашеский постриг

В советские годы в Грузии большая часть монастырей была разрушена или заброшена. Поэтому юноша решил постричься в монахи тайно. Не сделал он этого только потому, что его призвал архимандрит Зиновий Мажуга. Выяснилось, что для одного прихода требуется священник. Произошло то, к чему молодой человек стремился долгие годы.

В 1954 году Руслан принял монашество. Наречен он был Рафаилом по имени известного Архистратига. Вскоре он стал иеродиаконом, а затем и иеромонахом. Учебных заведений духовной направленности в Грузии в советские годы не существовало. Рафаил вынужден был отправиться в Ольгинский монастырь, где его обучали церковным таинствам, службам, молитвам и многому другому.

Затем молодого священника отправили служить в с. Илори, где действовал храм Георгия Победоносца. Там, по многочисленным просьбам прихожан, ему пришлось бороться с одержимыми. Тогда и пришло понимание, что на самом деле существует недоступная для нас реальность демонов, которые являются противовесом божественным силам.

Церковная служба в Сухуми

С 1958 по 1973 гг. архимандрит Рафаил Карелин служил в Сухумо-Абхазской епархии. Здесь ему посчастливилось ближе сойтись с отцом Серафимом.

Он был знаменит тем, что 12 лет просидел на обычном камне в Глинской пустыне и все это время непрерывно молился.

Впоследствии отца Серафима официально признали святым человеком.

Этот праведник стал для Рафаила настоящим духовным отцом. Вспоминая те годы, он не раз упоминал, что его духовная жизнь была наиболее богата событиями именно в период службы в Сухумо-Абхазской епархии. Затем из-за болезни пришлось оставить службу и вернуться в Тбилиси для лечения.

Сухуми

Прошло время, Рафаил Карелин переехал в Сухуми и стал служить там в Преображенской кладбищенской церкви. Именно в этот период будущий архимандрит познакомился со своим первым духовным отцом — архимандритом Серафимом (Романцовым), который, обладая особой духовной опытностью, с вниманием и чуткостью ко всем людям и евангельской любовью, смог достичь самых главных высот в своем постриге и стал святым старцем. Его имя было канонизировано в 2010 году. Святой Серафим любовь и заботу о людях маскировал под умеренной строгостью, поэтому неразумных поклонников у него не было.

Ссылки

  • [karelin-r.ru/ Архимандрит Рафаил(Карелин) — все статьи, книги и лекции (аудио- видео-)]
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.

Преподавательский путь

Архимандрит Рафаил Карелин был знаком и с митрополитом Зиновием (Мажугой), причисленным к лику святых в 2010 году. Он был известен своею любовью к Иисусовой молитве и обладал удивительной способностью сочетать активную административную деятельность с непрестанной молитвой.

В 1975 году отец Рафаил становится преподавателем славянского языка в Мцхетской духовной семинарии и временным исполнителем обязанностей инспектора.

В начале 80-х годов он часто посещает святые места и монастыри России. И особенно полюбил он Псково-Печерскую обитель. В это время его духовным отцом был схиигумен Савва, к канонизации которого уже готовится Православная Церковь. Этот старец был известен несколькими случаями исцеления смертельно больных людей.

Примерно в эти же годы отец Рафаил заочно заканчивает Московскую духовную семинарию и получает благословение у Схиигумена Саввы на написание текстов на духовную тему. Затем Архимандрит Рафаил Карелин становится преподавателем славянского языка, истории религии, аскетики и богословия в Тбилисской духовной академии.

Последние годы священнической службы он проводит в храме святого Александра Невского в городе Тбилиси. А с 1988 года Архимандрит Рафаил Карелин в связи с ухудшением состояния здоровья (плохого зрения) уже не ведет такую активную деятельность, но и не прекращает заниматься написанием духовной литературы.

Из ответов на вопросы о электронных документах и о процессах глобализации

Вопрос:
Уважаемый отец Рафаил, благословите! Люди, не понимающие и не видящие опасности в принятии Единой Электронной Карты, а за ней и чипа, как правило говорят следующее: «Какой тут вред для души? Ведь при принятии карты/чипа не требуют отрекаться от Христа! Какой вред душе от этого внешнего действия?» Батюшка! Ещё в подтверждении своих слов такие люди приводят цитаты из творений святителя Тихона Задонского. Пожалуйста прочтите: «Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру и сердечное желание» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 3. Глава 5). «Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. … Но таковые все духовно свободны» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 1. Глава 2). Как объяснить этим людям духовную опасность в принятии единой карты и чипа?Ответ архимандрита Рафаила:
Ирина! Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно. Поэтому в вопросе о единой электронной карте, надо избегать крайностей, а именно, не хвалить ее как достижение и, с другой стороны, не приписывать ей какую-то демоническую власть, которая захватывает человека. Сам я не изучал этих вопросов, и скажу откровенно, они меня мало интересуют; я считаю, что здесь надо прислушиваться к голосу священноначалия. Мы включены в тот организм, который называется Церковью. Конечно, можно указать на ошибки отдельных священников и иерархов, но ведь можно также указать и на ошибки врачей, однако из-за этого нельзя отрицать саму медицину. Ведь с большей вероятностью можем ошибиться мы сами, и тогда к ошибке прибавится еще грех самомнения и непослушания. Лично я не вижу в электронной карте отречения от христианства или отступления от Православной веры. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

Вопрос:
диакон Владимир спрашивает: Здравствуйте, досточтимый отец Рафаил! Радуемся о Господе, сподобившего нас дожить до седмицы Крестопоклонной. Однако, Пост. Вопросов много, но думается, что главным вопросом для многих Христиан Православных и, тем более — Москвичей: как относится к «нововведениям», связанными с некоей «электронизацией», вводимой в практику паспортизации населения стольного града Москвы и не только? Храни Вас Господи, отче Рафаиле!
Ответ архимандрита Рафаила:

Отец Владимир! Господь сказал: «Дайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». Вопрос паспортизации и ее форм относится к компетенции государства. Он не касается Православия и религии вообще, поэтому не надо «бояться страха там, где нет страха», и отвлекать свое внимание от внутренней жизни и исполнения евангельских заповедей. Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

Вопрос:
Людмила спрашивает: о.Рафаил, благословите! Мы в семье уже давно молимся о Вас как о духовно близком человеке. Очень благодарна Вам за книгу «Церковь и интеллигенция». Батюшка, как горько видеть Вашу ОШИБОЧНУЮ позицию по вопросу чипизации людей. Она в корне отлична от позиции таких духовных авторитетов как старец Паисий Святогорец и о.Кирилл (Павлов). Батюшка Кирилл говорил: «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать». И события, разворачивающиеся на наших глазах, подтверждают правоту этих и других духовных мужей. Вот Вы ответили диакону Владимиру, что этот вопрос «не касается Православия и религии вообще». Я же грешная думаю, что Господь на стороне тех, кто понимает опасность внедрения чипа в тело человека (на лоб или правую руку – как об этом и предупреждал нас Иоанн Богослов и как предусмотрено в уже разработанных технологиях). В частности, на недавнем молитвенном стоянии православных (против чипизации, в Москве) мироточила икона Святых Царственных Страстотерпцев; фотография мироточащей иконы размещена в интернете Думаю, что те, кто послушается Вашего «доброго» совета и получат чип сначала в УЭК (универсальной электронной карте), а затем и в тело – погибнут, а Вам придется за Ваши «добрые» советы отвечать на мытарствах и на Страшном суде. Простите и помолитесь обо мне многогрешной Людмиле, моей душевнобольной дочери Марине и болящей матушке моей Любови. Храни Вас Господь, в том числе и от душепагубных заблуждений.
Ответ архимандрита Рафаила:

Людмила! Я должен отвечать на вопросы так, как думаю. А я думаю, что печать антихриста неотделима от сознательного и публичного поклонения ему, как земному богу. Господь хочет, чтобы человек добровольно посвятил Ему свое сердце, а антихрист – чтобы человек добровольно отрекся от веры, так как только в этом случае душа будет принадлежать ему. Поэтому печать будет приниматься не насильственно, не обманом, а сознательно, так как антихристу нужно именно согласие воли человека. Опасно также самостоятельно заниматься расшифровкой библейской символики, так как одни и те же символы могут иметь различное значение в зависимости от контекста. Я нахожусь в Церкви и верю, что, по словам Спасителя, благодать никогда не оставит Церковь: «Врата ада не одолеют ее». Поэтому, считаю, что надежнее прислушаться к общему голосу иерархии, чем субъективно решать эти вопросы. Благодарю вас за молитвы. Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи вам и вашим родным.

Архимандрит Рафаил Карелин: сайт

Огромный список книг, разного рода статей и бесед, а также аудио- и видеоматериала можно посмотреть на специальном сайте Архимандрита Рафаила. И нужно отдать должное ему как автору, так как все, о чем он пишет, читается с огромным интересом. Он открывает глаза на многие вещи. Это может быть психология семейной жизни, воспитание подрастающего поколения или еще что-нибудь. На каждый вопрос он может всегда дать лаконичный ответ, который может кому-то показаться слишком философскими или нереальным. Однако это только на первый взгляд, так Архимандрит Карелин, прежде всего, заставляет человека думать и жить духовной жизнью, а значит, он сеет то самое зерно, которое непременно взрастет при правильном подходе людей к любой жизненной проблеме.

О подвижниках последнего времени

27 июля 1980 года, 35 лет назад, отошел ко Господу известный духовник и подвижник схиигумен Савва (Остапенко). Отец Савва был духовником архимандрита Рафаила (Карелина), и встречу с ним отец Рафаил считал «самым большим событием в своей жизни».

Господь сподобил отца Рафаила знать и других старцев и людей высокой духовной жизни, как в Грузии, так и в России, — о них он рассказал в своей книге «На пути из времени в вечность». Мы обратились к отцу Рафаилу с вопросом: кого из них можно поставить в особенный пример современным христианам?

В Псалтири сказано: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлощенных (разноцветных), приукрашена». По святоотеческому толкованию Царица — это Церковь, разноцветные ризы — различные виды служения, приукрашена — сияющая красотой Духа Святого. Благодать едина, но проявляется в разнообразных действиях и дарованиях. Подвижники нашего времени, о которых я писал в своих воспоминаниях, были едины в главном: в незыблемой преданности Православию, самоотдаче людям, жертвенности и постоянном стремлении стяжать и хранить в сердце Божественную благодать как самое большое сокровище. Но у каждого из них были свои особые дарования, своя индивидуальность, поэтому мне трудно сравнивать их друг с другом и говорить о том, кого из них я считаю лучшим примером для христиан нашего времени.

Митрополит Зиновий (Мажуга)

Митрополит Зиновий (Мажуга) не имел образования ни богословского, ни светского, но отличался глубокой мудростью, которую стяжал монастырским послушанием и исихией. К нему обращались за духовной помощью, молитвенной поддержкой и советом архиереи из других Поместных Церквей как к своему наставнику и старцу. Можно сказать, что его духовная высота и святость были очевидны, как свет зажженного светильника. От юности он был монахом-аскетом и остался таким же до смерти, не изменив после архиерейской хиротонии своего продолжительного молитвенного правила, которое исполнял преимущественно по ночам, а затем присутствовал почти всегда на Литургиях, которые служились ежедневно в храме святого Александра Невского. Владыка Зиновий всю жизнь мучился незаживающими ранами на ногах, которые получил еще в молодости в ссылках и тюрьмах — в этих лагерях смерти, и от боли проводил многие ночи без сна, но скрывал это от людей.

Владыка Зиновий многих тайно материально поддерживал, притом без просьб, как бы духом узнавая их нужды

Владыка казался прирожденным архиереем. Его вид внушал уважение даже неверующим, но с этим духовным величием соединялись глубокое смирение и простота. Богослужения он совершал всегда торжественно и благолепно. Необыкновенным был его взгляд. В глазах чистых, как кристалл, отражалась ясность его души, и в то же время его взгляд был проницательным, иногда строгим, а чаще сострадательным и грустным, будто он видел глубину человеческого сердца. Владыка Зиновий отличался милосердием: он многим тайно подавал милостыню, что стало известно особенно после его смерти. Люди рассказывали, что он материально поддерживал их в самых трудных обстоятельствах, притом без просьб, как бы духом узнавая об их нуждах. Он не оставлял своим милосердием не только живых, но и мертвых. На Литургии он долго вынимал из просфор частицы за усопших, как будто хотел накормить сотни голодных, собравшихся у порога храма. Он не читал помянник, так как знал имена наизусть — хранил их в своей памяти, а точнее в сердце. В эти минуты мне казалось, что молитва митрополита извлекает души усопших из ада и возвращает от смерти к жизни.

Жизнь владыки Зиновия — напоминание нам о том, что главной силой является благодать Божия, а не знания и таланты

Такие люди, как митрополит Зиновий, были даром Божиим для нашего времени, как праведный Иоанн Кронштадтский для той эпохи, когда призраки грядущих бедствий нависли над землей и Российскую империю начали потрясать бури революции. Владыка Зиновий был послан нашим современникам как напоминание о том, что в христианстве главной силой является благодать Божия: где ее нет — там все знания и таланты бессильны, а где она — там вера становится животворящей и победоносной.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Мне хотелось бы отметить великого подвижника схиигумена Савву (Остапенко). Его жизнь была продолжительной молитвой, его сердце соединилось, как бы срослось с именем Божиим. Он учил Иисусовой молитве — этому огненному деланию — всех, кто приходил к нему за советом и с исповедью. В нем удивительным образом уживались радость и скорбь. Он всегда был радостным, как бы светился внутренним духовным огнем и согревал им других. В то же время он глубоко скорбел о людских грехах, о том, что люди забыли о главном — о вечной жизни, о спасении души в Боге — и променяли благодать на земной прах. Его молитва за весь мир, особенно за духовных чад, была похожа на личное покаяние, как будто грехопадения совершили не они, а он сам.

Отец Савва учил Иисусовой молитве всех, кто приходил к нему за советом и с исповедью

Многие вспоминали, что когда подходили к дверям келлии отца Саввы, то их охватывал какой-то мистический трепет, ожидание таинственного и необычайного и вместе с тем страх, что они не подготовлены к этой встрече. Некоторые признавались, что темная сила в это время безмолвно вопила: «Бегите отсюда куда хотите, делайте что хотите, только держитесь подальше от этого места».

Когда служил отец Савва, люди чувствовали не только духовно, но и физически действие благодати

Когда служил отец Савва, то люди чувствовали не только духовно, но и физически действие благодати. В общении с отцом Саввой человека охватывало чувство глубокого покоя и тишины, все проблемы и сомнения исчезали, мир водворялся в сердце, как будто его прошения уже исполнены. Во время богослужения казалось, что за каждым молитвенным возгласом отца Саввы ангел-хранитель алтаря безмолвно произносит: «Аминь».

Однажды я видел, как владыка Зиновий и схиигумен Савва беседовали в приделе алтаря Александро-Невского храма. На их лицах вспыхивали и скользили световые блики необычайной белизны, как будто луч с Фавора, пройдя через пространства и века, осиял их своей красотой.

В наше время гордыни и тщеславия кротость отца Парфения вызывает особое удивление — и восхищение


Архимандрит Парфений (Апциаури)
Я с любовью вспоминаю архимандрита Парфения, который с детства избрал монашеский путь, прошел ступени монастырского послушания и пустынножительства, приобрел опыт борьбы с демоническими силами и страстями, был исповедником веры в самое тяжелое время кровавых гонений на Церковь, когда верующие подвергались еще неслыханному в истории преследованию и геноциду. Я хотел бы отметить его кротость в общении с людьми. Он относился к своим духовным чадам с таким смирением, с каким духовные чада должны относиться к своему наставнику. В наше время гордыни и тщеславия его кротость вызывает особое удивление и, я сказал бы, восхищение. Его жизнь была безмолвным уроком для окружающих его людей, и многие не сразу, а спустя годы после его смерти осознали эти уроки, поняли величие кротости и смирения.

От архимандрита Парфения веяло благоуханием тишины, будто он носил в своей душе тишину пустыни, в которой провел долгие годы. Он с кротостью переносил несправедливости и оскорбления, молчаливо принимал удары даже от близких людей, через которых демон хотел вывести его из молитвенного состояния, возбудить гнев и негодование, разрушить то, что он стяжал многолетними трудами. Он представлялся мне агнцем, которого окружала стая волков, но не могла коснуться его. Смирение всегда победоносно: внешне уступая, оно выигрывает духовный бой.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

Отец Гавриила безбоязненно говорил правду — то, чего так боится и что ненавидит мир

Подвиг блаженного Гавриила (Ургебадзе) был подобен подвигам древних юродивых, обличавших грехи царей и несправедливости судей. Он безбоязненно говорил правду — то, чего так боится и что ненавидит мир, ищущий наслаждения в страстях и грехах. Он мог обличить в лицо самого высокопоставленного сатрапа, как бы хватал льва за гриву, не задумываясь, что может сделать его своим врагом.

В нашу эпоху, называемую новым временем, человек закомплексован обычаями и законами этого богоборческого мира. Двойственность становится характерной чертой современных людей и — что хуже всего — значительной части христиан. Ложь стала восприниматься как мудрость, безразличие к злу и снисходительность к разврату — как человеколюбие, постоянное актерство, прятанье мыслей под наигранными словами — как этика и культура общения. Новая мода современности — это культ уродства и бесстыдства, в который включаются даже вовсе не глупые люди — из-за боязни, что в случае протеста они окажутся в глазах мира обскурантами, фанатиками и невеждами, отставшими от своего века, как бы опоздавшими на скорый поезд прогресса. Эгоизм и прагматизм становятся философией жизни, кажется, что они проницают всю атмосферу земли, которой дышит человечество. Маски окружают человека повсюду — от рождения до смерти. Его жизненный путь проходит по «картинной галерее» грехов и пороков, образы и семена которых он несет в своем сердце.

Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество

Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество, как разрывают липкую паутину, принял подвиг юродства, словно посвящение в духовное рыцарство, и мир отступил от него. Надо сказать, что он обличал пороки людей только в глаза, нередко в резкой форме, бил словами, как ударами клинка, угрожая проклятием Божиим тем, кто не хотел исправиться. Однако за глаза он не осуждал никого, кроме себя самого, приписывал себе грехи, которых на самом деле не совершал, и пороки, которых не имел.

Те, кто исповедовались у отца Гавриила, вспоминали, что открывать ему грех и даже самые постыдные падения было легко: само сердце раскрывалось перед ним. Люди уходили от него с облегчением и радостью, как будто тяжелую ношу, давившую плечи, сложили у его ног. Народ интуитивно чувствовал духовную силу и дерзновение к Богу этого подвижника. Сразу же после смерти, еще до канонизации, началось паломничество к его могиле.

Преподобноисповедник Серафим (Романцев)

Я отношусь с большим уважением к духовнику Глинской пустыни отцу Серафиму (Романцеву). В этом старце сочетались строгость и милосердие, душевная мягкость и духовная твердость; он мог утешить скорбящего несколькими словами, поднять павшего и как бы вдохнуть в него новые силы, смирить гордого, указать на скрытые ямы, которые лежат на духовном пути человека, и подробно объяснить, как обнаружить и обойти их. Было замечено, что непослушание отцу Серафиму со стороны духовных чад оборачивалось для них несчастьями и нравственными падениями. Общение с подвижником — это не только радость и утешение, но ответственность: оно похоже на общение с огнем, который светит и согревает, но при неосторожном и небрежном обращении может опалить и сжечь.

В наше время я не вижу подвижников, подобных тем, о которых писал. Это не значит, что их нет. Вероятно, они есть и продолжают подвиг своих отцов, но сокровенно. Я просто не вижу их, а может быть, и не ищу. Старцы, о которых я писал, окончили земную жизнь, но духовно пребывают с нами. Они пример для современников, но для меня, прежде всего, обличение моей нерадивой жизни: я имел доступ к сокровищнице, но не взял оттуда ничего и остался нищим.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

https://www.pravoslavie.ru/put/80880.htm

Разногласия с Осиповым

Многие начинают искать какие-то разногласия во взглядах и учениях по разным духовным тематикам таких богословов, как архимандрит Рафаил и А. И. Осипов. На некоторых форумах развернулись целые дискуссии по поводу того, кто же из них прав. Но не надо в это глубоко вникать, потому как каждый из этих духовных литераторов будет прав по-своему. И в этом нет ничего предосудительного, если кто-то в открытую выскажет свое мнение.

Архимандрит Рафаил Карелин об Осипове высказался, в частности, из-за статьи «Евхаристия и священство». Там ему не понравились некоторые высказывания. Но если предоставить поле для спора этих двух титанов богословской литературы, то они никогда друг друга не переспорят, так как и они не имеют полных знаний о мире духовном, а потому тоже могут в чем-то заблуждаться.

Литературная деятельность

Будучи духовным публицистом, о. Рафаил издал множество книг с критикой церковного модернизма, лояльно относящегося к различным течениям вероисповедания, Он совершенно нетерпим к экуменизму в Церкви, допускающему объединение всех христианских конфессий, среди которых протестанты, католики, униаты и другие.

Архимандрит Карелин, книги которого не оставляют никого равнодушным, пытается донести до широкой аудитории ответы о назначении церкви, пути души и духа, значении Бога и смысле жертвы Христа. Основываясь на широкой эрудиции, прекрасно владея литературным стилем, имея духовный опыт, священник пытается помочь человечеству найти ответ в вечном вопросе о смысле жизни, грехе и вере.

Его литературное творчество можно условно разделить по направлениям.

  • В нравственно-аскетических трудах преподобный Рафаил глубоко вникает в проблемы духовного мира, объясняя широкому читателю структуру и взаимные связи в нем. В работах священника этого направления много говорится о том, что человек должен довольствоваться тем, что имеет, уметь самоограничиваться и во всем знать меру.
  • В послании «Церковь и интеллигенция» рассматривается вопрос о взаимоотношении церкви и интеллигенции, ведь обе эти структуры призваны нести истину, нравственность и свет в мир.
  • В сборнике вопросов — ответов «В поисках истины» автор разбирает тему о смысле жизни, обогащая духовную жизнь читающих его произведения. Достойная и праведная жизнь, по мнению священника, возможна только после смерти для греха. Страсти поработили основную часть людей, не понимающих, что короткое время на земле отведено не для наслаждения и радости, а для поиска пути в вечную жизнь, дарующую настоящее счастье.
  • В книге «О языке православной иконы» автор с трепетом относится к святым образам, написанным святыми иконописцами, но подвергает резкой критике картины на религиозную тему кисти Врубеля и Дали.
  • Отдельно следует выделить сборники посланий архимандрита Рафаила, в которых батюшка по темам разложил ответы на вопросы, волнующие прихожан.


Рафаил Карелин. Христианство и модернизм

На основе анализа собственных ошибок, он дает советы ищущим Бога людям в сборниках:

  • «На камени веры. Вопросы и ответы»;
  • «Да никто же прельстит вас. Вопросы и ответы»;
  • «Море житейское. Ответы на вопросы читателей»;
  • «Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни».

В своих сборниках преподобный поднимает проблемные вопросы церкви, псевдокультуры, современного модернизма в православии: «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни», «Православие и соблазны мира сего», «О вечном и преходящем», «На пути из времени в вечность. Воспоминания».

Проповеди архимандрита Рафаила заслуживают особого внимания. В самобытной и необычной форме священник во время богослужений учит, вразумляет и утешает тех людей, которые ищут истину жизни.

В 1999 году вышел сборник проповедей «Путь христианина», описывающий внутреннюю сторону церковной жизни. В своих откровениях священник делится советами, как приблизиться к Господу, и что может отдалять христиан от Него, как преодолевать страсти, и какую борьбу вести с демонами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]