В жизни каждого человека очень часто случаются неприятные ситуации. Особенно тяжело их перенести если дело касается смерти, ведь понимать что больше не увидишь родного, близкого человека не так уж просто. После смерти человека необходимо хранить о нем память, приходить на могилу в указанные дни и ухаживать за ней. Но можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего, а главное как в этот день правильно себя повести? Касательно этого вопроса в течении конкретных периодов вырисовывались свои мнения и они были разными.
Что такое смерть в христианской традиции
В православии, днем рождения умершего человека, считают день его смерти. По христианским учениям – умирает только земное человеческое тело, как поется в погребальном каноне – «земля еси, и в землю отыдеши (уйдешь)». И как Бог при сотворении создал человеческое тело из земли (праха), так оно после смерти сразу превращается в землю – становится очень тяжелым, и постепенно практически полностью растворяется в почве. А душа человека, это то, чем наделяет при зачатии, человеческое тело Бог – бессмертная искорка, которая при жизни заключена в теле, а после освобождения (гибели), рождается для новой, вечной жизни и уходит назад к Богу. Недаром в православии, смерть называют успением (засыпанием). Поэтому, когда человек умирает, его близкие люди печалятся от расставания с ним, но верят, что через положенное время они опять будут вместе, в другом, лучшем мире.
Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.
Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами:
-закрывать в доме окна и двери;
— класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не подумали, что они рады смерти покойного;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то скоро умрешь;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку на могильный холм;
— прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;
— приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;
— целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— рассыпать по могиле хлебные крошки;
— разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
— поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;
— на помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;
— на поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).
Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и «теория»: чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта «традиция» появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные «поминальным» алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.
— верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.
— верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».
— на поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.
— раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).
— разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.
— верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.
— хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».
— после похорон 40 дней не убирать в доме.
— после похорон 40 дней не выключать свет в доме;
— после похорон 40 дней не спать на кровати покойного;
— завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
Можно ли смотреть телевизор после похорон?
Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.
Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал — вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.
К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.
Можно ли праздновать День Рождения после похорон?
Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.
Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.
Можно ли заниматься сексом после похорон?
Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.
Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.
Можно ли пить после похорон?
Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.
В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.
Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.
Можно ли слушать музыку после похорон?
Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора — всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.
Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.
Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.
Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?
Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.
Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.
Можно ли ехать в отпуск после похорон?
Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.
Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.
С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.
Можно ли делать ремонт после похорон?
Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.
Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.
С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.
Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?
Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.
Можно ли стричься после похорон?
Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.
С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.
Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.
Можно ли убираться после похорон?
Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.
Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?
Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.
Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?
Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.
Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?
Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине . Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.
Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.
Одно из самых распространенных суеверий — в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.
Чем следует заканчивать поминальную трапезу?
Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).
Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.
Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.
Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. — «чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб». Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы «все беды умерли».
Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.
Как не спугнуть ангела-хранителя?
В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).
Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева — черти «и тянут душу: этот — себе, а этот вот — себе». Присутствие живых людей помогает праведникам «перетянуть» душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.
Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда «с выси небесной на грудь земную» – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.
Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.
Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.
Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: «Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».
Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.
Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить «спасибо», можно «благодарю». Нельзя говорить «до свидания», иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.
С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.
Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.
Когда положено поминать усопших
По православным канонам, посещение кладбища положено не в день рождения умершего, а в специально отведенные для этого дни. Этими датами являются: день похорон (обычно 3 после смерти), 9, 40 день, полгода после смерти (по желанию), годовщина смерти, и далее, в зависимости от желания и возможности. Обычно, ехать на кладбище разрешается в Родительские субботы (особые поминальные дни) и Радоницу (9 сутки после Пасхи).
Не положено приходить на погост, когда отмечаются большие церковные праздники – на Пасху и последующую за ней светлую седмицу (неделю), праздник Святой Троицы, Рождество. Также, в дни больших церковных праздников не положенозаказывать за покойных, индивидуальные поименные молитвы на Божественной литургии.
Но никаких строгих запретов в православии не существует. Священники дают ответ, что посещать по внутренней потребности погост и читать поминальную молитву, можно в любой день, это не является грехом.
Строгие запреты на 9 и 40 день
На поминках не принято есть вилками и пользоваться ножами за столом. Это считается признаком неуважения.
Не желательно употреблять алкоголь. Обычай ставить на стол стопку водки, накрытую куском хлеба, появился в советское время. Он никак не связан с религиозными традициями. Молитва пьяного не будет услышана.
Нельзя ставить перед фотографией умершего зажженную свечку. Это не икона. Запрещено бурное выражение эмоций за поминальным столом.
В народе распространены суеверия:
- чтобы избежать преждевременной смерти, первые 9 дней не смотрят в зеркало
- нельзя спать в одиночестве
- 40 дней не меняют обстановку в доме, иначе прилетевшая душа усопшего не узнает помещение
Как правильно поминать усопших
Сейчас довольно распространена языческая традиция – прийти и устраивать поминки на могилах. Наши предки даже не могли подумать о том, отмечают ли день рождения умершего человека пиршеством на кладбище, тем более, отметить распитием спиртных напитков. Это считалось кощунством, как пение веселых песенок на похоронах. Кладбище – это место захоронения тела, а душа его, бессмертная суть, находится не в земле, а на небе. Поэтому заказывать все поминания и молитвы надо не о теле, а о душе. А душе не нужны алкогольные поминки, ей нужны молитвы и добрые дела, которые совершают в память о ней, от ее имени, когда человек сам уже не может их сделать и нуждается в помощи живых.
Предметы, связанные с похоронами с магической точки зрения
В черных обрядах и ритуалах колдуны используют воду, мыло, гребень с приготовления тела к погребению. Часто они стараются раздобыть веревку, которой завязывали ноги и руки умершего. Для наведения порчи берут огарок свечки, оставшейся от отпевания. Родственникам нужно уничтожить эти предметы. Воду выливают далеко от дома, мыло закапывают. Гребень кладут в гроб с покойником.
Нужно следить за присутствующими на похоронах и пресекать такие действия:
- попытки полежать на постели умершего
- провожание похоронной процессии спиной вперед
- завязывание узлов при выносе гроба из дома
- складывание иголок на губах покойника в виде креста
После завершения траура вдова должна уничтожить свой платок. Его нельзя отдавать другой женщине, поскольку он имеет магическую силу.
Церковные поминовения
Поминать умершего в любой день или его рождения, можно, заказав в церкви:
- Панихиду, особое краткое богослужение, которое проводит священник в храме, кладбищенской церкви или на могиле покойного. Бывает индивидуальная панихида – на погребение, 3, 9, 40 день и по потребности, в любой другой день, после сорокового. И общая – на Родительские субботы и Радоницу, когда поминают всех усопших христиан;
- Литию – усиленное моление о покойном вне храма, обычно на кладбище (можно и о живых, в серьезных обстоятельствах);
- Краткое поминание – заказывать обедню (один раз на литургии), сорокоуст (службы в течение 40 дней), полугодовое, годовое поминание и заказать вечное (в монастырях).
После церковной молитвы, можно съездить на погост, посетить могилу, посадить траву, цветы, мужчине необходимо подновить крест или памятник. Не возбраняется отметить за столом дату рождения покойного, вместе с близкими людьми, вспомнить его, надо сказать несколько добрых слов или вспомнить какие-то события, с ним связанные. Главное, чтобы поминальный обед не перерос в обильный пир, когда гости и сами не помнят, по какому поводу решили праздновать.
Приметы после похорон
Вернувшись с кладбища, руки омывают горячей водой либо согревают перед огнем. Это освобождает от негативной энергетики, защищает от ранней смерти. Хорошая примета после смерти родственника оставлять в его любимых местах воду. Это помогает душе умершего в загробном мире. По мере испарения емкость наполняют снова. Выливают воду, когда пройдет 40 дней.
Как одеваться
На похоронах и все дни траура носят строгую одежду. Нельзя надевать яркие, вызывающие вещи, слишком откровенные наряды. Традиционно черную одежду носят только члены семьи. Если покойник не был близкой родней, надевают серые, темно-зеленые, коричневые вещи. Женщины ходят 40 дней в траурных платках.
Гости и развлечения
Семья усопшего проводит траур дома. Принимать гостей или ходить с визитами к соседям и родственникам запрещено. Пока не пройдет 40 дней с момента смерти домочадцам, нужно молиться о душе умершего, избегать скандалов.
Под запретом любые увеселительные мероприятия и развлечения. Это проявление неуважения к душе покойного.
Ремонт
Любые изменения в квартире разрешены только после поминального обеда на 40 дней. До этого срока душа находится среди живых, наблюдает за близкими. Любые изменения в обстановке ей неприятны.
Можно ли стричься или бриться
В христианстве отказываются от манипуляций с волосами, пока тело находится дома. После похорон разрешено бриться или стричь волосы. У мусульман другое мнение. Похоронив родственника, мужчины не бреются 40 дней.
Платок с похорон
Перед погребением родственники умершего повязывают на рукава мужчинам, несущим гроб, полотенца. Остальным раздают носовые платки. Они нужны, чтобы утирать слезы скорби или обернуть свечку в храме во время отпевания. Желательно от них избавиться после похорон — сжечь или утопить. Иногда платки оставляют на память об покойнике.
Кстати, почему нести гроб кровным родственникам нельзя, так же существуют весомые объяснения, которые необходимо учитывать.
Одежда и вещи умершего
Ткань впитывает энергетику человека. Носить одежду, в которой родственник умер, нельзя. Так человек притягивает его страдания, может повторить его судьбу. Чтобы защититься от негатива, эту одежду сжигают.
Вещи покойного не выбрасывают, отдают нуждающимся или на переработку. Домочадцам пользоваться ими нельзя.
У нас есть отдельная подробная статья о том, что делать с вещами близкого умершего человека.
Когда убираться в квартире
К уборке приступают после выноса гроба. Подметание веником освобождает от отрицательной энергетики. Мытье полов зачищает следы, чтобы усопший не вернулся в дом.
Можно ли хранить фото умерших
После смерти родственников разрешено оставлять только снимки, сделанные при жизни. Они хранят память о покойном, расскажут детям и внукам, каким был их предок. Фотографии умерших держат отдельно от остальных снимков, не вешают на стены. Нельзя рассматривать фото часто, чтобы не бередить душу покойника.
Личное поминовение
Лично, можно помянуть усопшего в день его рождения, как в церкви, так и дома. Поставить на канонном столе (стол с множеством свечей за усопших христиан) свечу, приходить и помолиться церковной молитвой или своими словами можно в храме и дома, принести поминовение на канонный стол – продукты и вещи, или раздать их нуждающимся.
Многие смущаются как поступить, отдавать ли деньги и продукты профессиональным нищим, постоянно собирающим пожертвования около храмов, кладбищ или других мест. Это делать необязательно. Можно найти нуждающихся старых и больных людей в домах престарелых, детских домах, ехать и помогать им по возможности, надо совершить доброе дело, в память души усопшего близкого. Можно постоянно чем-то помогать многодетной семье или больной соседке, пожилому человеку, не обязательно деньгами, иногда физическая помощь – сходить в магазин, помочь дойти до машины, поднести коляску, просто сказать доброе слово, может цениться намного выше.
Приметы о похоронах
Горестное событие касается не только ближайших. Некоторые ситуации затрагивают всех окружающих. Конкретика:
- Просто встретить процессию — не дурно. Не заговаривайте с людьми в ней.
- Увидеть ее в окно — к болезням, потерям. Сразу закройте шторы и помолитесь.
- Карканье черного ворона на погосте — к большой прибыли.
- Дурно, когда домовина с новопреставленным падает. Знак скорой погибели еще одного члена семейства.
Самая хороша примета — это быстрый уход в мир иной без мучений. Упокоенный прожил безгрешную светлую жизнь, выполнил кармический долг. Его приветствуют на небесах.
Как просить молитв за усопшего
В церкви или вне ее, подавая деньги, продукты или вещи, можно в день рождения умершего, или любой другой, попросить человека молиться за покойного, и назвать его имя. Это имя должно быть тем, которым его крестили, оно не обязательно будет таким, которым его записали, когда он родился.
Не нужно вслух просить молитв за покойника, если нет уверенности в том, что человек, принимающий подаяние или помощь – православный верующий. Как и искать только православных нуждающихся. По христианским учениям, надо помогать ближнему своему, а ближним для нас является тот, кто на данный момент находится рядом. Вне зависимости, от того, как называется его вера, степени сродства или цвета кожи. Простое «спаси-бо», само по себе является молитвой – так как состоит из двух частей – Спаси Бог, и если к нему мысленно назвать имя умершего близкого человека, то это уже будет молитвой за усопшего.
Сильная православная молитва в день рождения
Если говорить о посещении кладбища, то речь вообще не должна идти о том, какой выбрать гроб, какой сделать памятник – это вещи светские и само собой разумеющиеся и думать о них много не нужно. Умершему уже не нужны все эти предметы. А вот в чем действительно очень нуждается его душа, так это в духовной заботе, молитве близких и молитвах в храмах. Молиться надо, чтобы показать Господу, каким был этот человек при жизни, чтобы умилостивить его. Молиться необходимо, чтобы душе было легче подняться в те высоты, где только Бог и ангелы и нет суеты.
В этом окажет серьезную поддержку молитва священника или монахов в монастырях. Перед посещением кладбища стоит пойти в церковь и написать записку для поминовения в алтаре. Лучше это делать на поминовение с проскомидией (частичка из просфоры, которую опускают в Чашу со Святыми дарами в знак омовения грехов усопшего).
Об авторе О книге
После литургии служится панихида.
В церкви можно самому произнести такую молитву за упокой (чтобы она была сильнее, будет хорошо, если поминающий в этот день сам совершит Причастие):
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшего раба Твоего (усопшую рабу твою) … имя…, и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (ее) согрешения и невольные, избавь его (ее) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил (согрешила) он (она), но не отступил (отступила) от Тебя, и без сомнения в Отца и сына и Святого духа, Бога в Троице славимого, веровал (веровала), и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовал (исповедовала).
Поэтому будь милосерден к нему (ней), и веру в Тебя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, как Щедрый, упокой: ибо нет человека, который поживет и не согрешит. Но Ты Единый безгрешный, и правда Твоя вечна, и ты Единый Бог милостей и щедром и человеколюбия, и тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Если у вас нет возможности читать длинную молитву, можно запомнить короткую:
«Упокой, Господи, души усопших раб твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.»
Кладбищенские суеверия
Люди постоянно интересуются, ходят ли в день рождения усопшего, на кладбище после обеда или вечером, так как иногда поминовения выпадают на рабочее время, и нет никакой возможности утром ездить на могилу родственника, мужа илиотца. После революции, когда запретили изучать церковные дисциплины в школах, большинство потеряло связь с православными традициями. На место правильных твердых знаний, пришли суеверия. Многие из них, касаются смерти, как наиболее непознанного состояния человека.
Нет никаких запретов в христианстве, которые относились бы ко времени, в которое принято посещать могилки. Батюшки дают ответ, что опасаться стоит живых людей. Поэтому запоздавших посетителей, на кладбище могут ожидать неприятные встречи с асоциальными личностями – бомжами, алкоголиками, которые обходят могилы в ожидании подношений, оставленных продуктов или водки, или стаей бродячих животных. Также, по ночам на погосте часто бывают сатанисты, наркоманы, экстремалы и прочие не здоровые психически люди, встреча с которыми чревата последствиями.
Утверждения, что побывав на кладбище в день рождения покойного, нельзя оборачиваться, не поднимают уроненную вещь, или оставляют вместо нее конфету или делают что-то еще – также называются не подкрепленные никакими учениями, простыми суевериями.
Посещение беременным и детям погоста и могил родственников, чтобы отдать дань памяти – не запрещаются. Если ребенку понятно объяснить, что смерть – это простой переход в другое состояние, невидимое, то пугаться и плакать он не будет. Решать ездить ли на кладбище ребенку – это право его родителей. Также как и для беременной, сходить на могилы мамы, папы или супруга – вопрос физического состояния.
Откуда пришли суеверия про кладбища?
Итак, христианская община не накладывает никаких запретов на посещение кладбища в именины усопшего. Но многие люди продолжают суеверно опасаться посещать могилы близких в эти дни. Считается, что подобные приметы пришли к нам из древних, еще дохристианских времен. Некоторые языческие традиции диктовали подобное поведение. Невзирая на то, что обычаи эти ушли давно в прошлое, забылись, отголоски их прочно осели в общественном сознании, трансформируясь в суеверия и приметы, порой весьма искаженно.
Реклама
Соответственно, если человек соотносит себя с христианской религией, атеизмом, не при надлежит к неоязычникам и другим подобным общностям, никаких запретов на посещение последнего пристанища близкого в его юбилей нет.
Некоторые люди полагают, что поминать умершего целесообразно в годовщину смерти, а не именин, так как именно дата смерти — это своеобразный “день рождения” в загробной жизни. Отнести подобное суждение можно только к частному мнению, но никак не к конкретному запрету.
Как вести себя на погосте
Церковью не приветствуется языческий обычай, приношение еды или напитков на кладбище, оставление продуктов на могиле покойника. Нельзя есть на погосте, проводить как бы совместную трапезу, это является пережитком до христианской эпохи.
Если родители берут с собой детей, то им нужно заранее объяснить правила поведения – рассказать, что нельзя бегать по кладбищу, брать сладости или напитки с чужих могил, смеяться, слушать громкую музыку.
По учениям Церкви, на погостах нет душ умерших, так как они ушли дальше, приход на захоронения, приносит пользу живым людям. Это место, где можно воскресить в памяти своих ушедших родственников и друзей, подумать о мимолетности земной жизни. Еще раз осознать, что с собой на тот свет, невозможно взять карьеру, дома и деньги. Необходимо понять, что жить надо так, чтобы потом не пожалеть об упущенных возможностях сделать добро, простить обидящих и самому попросить прощения. Поспешить, пока не поздно в храм и приблизиться к Богу.
Можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище
Находящееся на погосте не принадлежит миру живых. Там хозяйничают мертвые души. Нельзя выносить предметы с кладбища или фотографироваться в окружении могил. Это приближает смерть, помогает умершим проникать в мир живых.
Многие не верят в запреты, считают их суевериями. Считается оскорблением мертвых делать фото памятников на кладбище или снимать людей на их фоне. Это нарушает их покой. Реакция встревоженных вспышками душ непредсказуема. Часто на фотографиях с погоста рядом с живыми людьми проявляются мертвые духи или потусторонние сущности. Случалось, человек с такого фото умирал по непонятным причинам.
Изображенная на фото могила или кладбищенская земля притягивает душу покойного родственника в дом. Она долго остается там. Иногда неуспокоенная душа подает знаки живым родственникам, перемещается по комнатам, двигает предметы.
По традиции дверцы оградок не запирают. Это сделано, чтобы духи могли свободно перемещаться по кладбищу. Делая снимки, можно потревожить чужих призраков.
У старых погостов более благоприятная энергетика. В старину к умершим относились более уважительно. Их отпевали и оплакивали по всем правилам. На кладбищах советских времен много агрессивных душ, которые могут навредить живым через фото. Если на территории погоста есть церковь или там регулярно читают молитвы, негативная энергетика нейтрализуется. На таком кладбище духи становятся добрее и охотно выходят на контакт с родственниками.