Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать

Святое ми́ро

[1] (в дореволюционной орфографии
мvро
; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.
В более широком смысле — и иные благоухающие вещества. Про состав, принесенный благочестивыми женами для помазания тела Христа, см. мироносицы
; про чудотворное вещество, источаемое святыми мощами и иконами, см.
мироточение
Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак преподания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.

Что такое миро?


Слово «миро
» в церковном обиходе имеет несколько значений.

• Так именуют жидкость, которая чудесным образом источается из некоторых икон
имощей
святых. Происхождение чудотворного мира нельзя объяснить научным образом. Как правило, оно бывает маслянистым и источает неземное благоухание. Таким образом Бог зримо являет Свою
благодать
.

• Иногда миром называют благовония с произвольным составом, которые освящают у христианских реликвий и затем предлагают богомольцам. Эти благовония напоминают о мире, которым помазала ноги Спасителя упоминаемая в Евангелии женщина, а также о том благовонном составе, которым хотели умастить тело Христа жены-мироносицы.

• Также миром называют сложный состав, который раз в год изготавливается и освящается Святейшим Патриархом. Этому миру мы и уделим основное внимание в данном разделе нашего справочника.

Состав богослужебного мира и процедура мироварения


Приготовление мира в Православной Церкви строго регламентировано. Оно совершается Великим постом и продолжается несколько недель. Состав этого вещества включает около пятидесяти компонентов, среди которых – елей (оливковое масло), белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.п. В среду Крестопоклонной седмицы совершается особый молебен. Затем все компоненты мира смешивают и оставляют настаиваться до начала Страстной седмицы. В Великий понедельник миро ставят на малый огонь и без перерыва варят трое суток. Все это время священники читают над ним Евангелие. По завершении варки, в Великий четверг миро освящает Святейший Патриарх. Во вновь сваренное миро непременно добавляют немного старого – так соблюдается преемственность с апостольских времен.

Особенности использования

Сваренное и освященное Патриархом миро раздают приходам и монастырям – этим обеспечивается духовное единство всех храмов, всех членов Русской Православной Церкви. Получается, что все верующие принимают благодать посредством мира, полученного от Предстоятеля Церкви – Патриарха. А он, в свою очередь, получил его через длинную череду предшественников от самих апостолов.

В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

Елеопомазание

Это не таинство, а обряд — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

Неправильно уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника, поэтому, как только священник или епископ помазал маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.

К сожалению, порой прихожане заводят разговоры, объединившись по группам, шумно здороваются, прикладываются к иконам и совершенно упускают спасительные слова праздничного канона. Но ведь помазание маслом не является центральной частью богослужения, а раньше маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей.

Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.

Применение богослужебного мира


Чаще всего миро применяется для совершения Таинства Миропомазания, которое обычно следует за Крещением. С особой молитвой священник помазывает лоб, руки, ноги, грудь, уста, глаза, уши и ноздри новокрещенного, призывая на него Божественную благодать словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь
». Не следует путать Миропомазание с другим христианским Таинством – Елеосвящением (Соборованием), а также с обрядом елеопомазания, который совершается на Всенощном бдении. Таинство Миропомазания совершается над человеком лишь раз в жизни.

Также миро использовали при помазании на царство. Этим действием на монарха призывалась особая благодать, помогающая ему править государством не своей лишь, но Божественной силой и мудростью. Поэтому царь именовался помазанником Божиим, а бунт против него считался великим грехом, который отлучает совершающего его от Церкви. Поэтому бунтовщикам (Стеньке Разину, Емельке Пугачеву) возглашали «анафему» наряду с древними еретиками. Кстати, анафема – это не проклятие, а констатация факта, что некий человек своими грехами сам отделил (отлучил) себя от Церкви, как отпадают от дерева его засохшие листья.

Наконец, миром помазывают престол и стены освящаемого храма. В соответствии с этим храм перестает быть обычным строением и становится Домом Божиим, осквернить или разрушить который – страшный грех. Считается, что при освящении храму дается Ангел-Хранитель, который будет стоять на месте его алтаря до самой кончины мира, даже если храм будет разрушен.

Таинство Соборования, или Елеосвящение

Это одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.

Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.

Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление. Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.

Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства.

Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием Таинства Елеосвящения. Благодатное действие сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: Сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.

Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью.

Из истории

В Ветхом Завете повествуется, что Бог повелел Моисею сделать миро для священного помазания, причем приводится его рецепт: «…смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания

.» (Исх. 30:22-25). Таким миром была помазана при освящении Ветхозаветная скиния. Помазание миром человека производилось при поставлении его на некое особое, данное Богом служение. Моисей помазал на служение своего брата Аарона, затем миром помазывали вступающих на поприще пророков и царей.

В Евангелии мы читаем о том, как некая женщина помазала миром ноги Спасителя. Конечно, это было не священное храмовое благовоние, а некий ароматический состав, который мог быть использован и в быту. Упоминается и его происхождение: миро названо нардовым

. Нард — это растение, произрастающее в Гималаях. Благовоние из него ценилось очень высоко, поэтому его возлияние было знаком глубокого благоговения и почитания.

Наконец, при погребении Тело Христово было умащено благовониями в соответствии с обычаем погребения, практиковавшимся в то время. Жены-мироносицы

, сочтя, что этого недостаточно, купили еще драгоценного мира и хотели помазать им Спасителя на третий день после положения Его во гроб, но Христос воскрес.

Исцеление елеем, святым маслом

В болезни нельзя унывать и отчаиваться. Если вы столкнулись с болезнью, особенно если симптомы болезни опасны — закажите молебен о здравии в храме. Это краткое богослужение, которое совершает священнослужитель. От имени всей Церкви земной и Небесной он молится о том, кто заказал молебен. Конечно, такая сильная молитва имеет особую благодать.

Полезно заказать молебен о здравии болящего святым целителям в церкви, попроси освятить на молебне масло, а после богослужения взять освященное масло. После молитвы больной или родные могут показывать его лоб крестообразно лоб святым елеем, окуная в него чистую кисточку или палец. Также в болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны). с молитвой «Господи, благослови!» Или « Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь». Святую воду и освященный елей можно также добавлять в пищу. Например, если ваш супруг или родственник неверующий, можно капать воды и елей при приготовлении пищи с молитвой.

Поставьте рядом с кроватью иконы Господа, святых целителей — святителя Луки Крымского, Пантелеймона Целителя и Пресвятой Богородицы. Молитесь чаще. В болезни человек должен лечиться и молиться одновременно. Это время размышлений о своей жизни не только обычной, но и духовной, о состоянии своей души — ведь делами в это время заниматься нельзя или очень сложно. Молитва же — общение в тишине с Богом, Который вразумляет нас.

В свою очередь, медикаментозное и иное лечение, назначенное вам лечащим врачом — это ваша забота о себе. Ведь если вы лечитесь только молитвой, вы как бы заставляете Бога творить чудо. А это неприемлемо: вы должны и сами прилагать усилия к выздоровлению.

Символика

В христианстве богослужебное миро

является носителем благодати, которая передается в Церкви из поколения в поколения, начиная от апостолов. Книга Деяний святых апостолов повествует, как на первых учеников Христовых сошел Святой Дух в виде огненных языков. Это событие стало рождением Церкви: собранию верующих была дарована сила от Бога – благодать. Совершая Крещение, апостолы возлагали руки на новых христиан, передавая им эту благодать. Также апостолы возлагали руки на тех, кого посвящали в священный сан – от чего это посвящение и сегодня по-русски именуется рукоположением.

С умножением числа желающих креститься апостолы уже не могли возложить руки на каждого. Вместо этого они освящали миро, которым священнослужители стали помазывать новокрещенных. Так появилось Таинство Миропомазания, которое и сегодня совершается в Церкви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]