Можно ли отмечать дни рождения умерших людей по православию


Каждый человек рано или поздно сталкивается с тем, что из жизни уходит его близкий. Это тяжелая утрата, с которой приходиться мириться, ведь изменить ничего уже нельзя. Родные и друзья покойного готовы посещать кладбище ежедневно, однако далеко не все знают, что в день его рождения посещать могилу не рекомендуется. Как правильно вести себя в этот день, как поминать усопшего, можно ли отмечать день рождения умершего человека походом на кладбище?

День рождения умершего человека (как и его именины) праздновать не принято. Однако всегда можно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку за упокой его души.

Тайна смерти

Смерть — самое загадочное явление для человека. Все люди знают о ее неизбежности и при этом стараются отгородиться от мыслей о ней. Но рано или поздно каждый неизбежно сталкивается со смертью лицом к лицу. Все мы теряем родных и знакомых. Если человек верит в бессмертие души, он начинает задумываться, что сейчас можно сделать для усопшего. В частности, вопросы возникают по поводу дня рождения покойного. Как отмечается день рождения умершего человека? Как помянуть усопшего в день его рождения? Ответим на эти вопросы.


Православное кладбище

“О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живёт в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу” (Сир. 41,1).

Как вести себя на погосте

Церковью не приветствуется языческий обычай, приношение еды или напитков на кладбище, оставление продуктов на могиле покойника. Нельзя есть на погосте, проводить как бы совместную трапезу, это является пережитком до христианской эпохи.

Если родители берут с собой детей, то им нужно заранее объяснить правила поведения – рассказать, что нельзя бегать по кладбищу, брать сладости или напитки с чужих могил, смеяться, слушать громкую музыку.

По учениям Церкви, на погостах нет душ умерших, так как они ушли дальше, приход на захоронения, приносит пользу живым людям. Это место, где можно воскресить в памяти своих ушедших родственников и друзей, подумать о мимолетности земной жизни. Еще раз осознать, что с собой на тот свет, невозможно взять карьеру, дома и деньги. Необходимо понять, что жить надо так, чтобы потом не пожалеть об упущенных возможностях сделать добро, простить обидящих и самому попросить прощения. Поспешить, пока не поздно в храм и приблизиться к Богу.

Христос победил смерть!

Господь создал человека для вечной радостной жизни в райском саду. Однако греховный яд, который вкусили первые люди, отравил человеческий организм тлением и смертью. Как сказано в ветхозаветной книге Премудростей Соломоновых:

«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Книга Премудростей Соломоновых, 2–23, 24).

Человек обрек себя на вечные муки вдали от Бога и Его Любви. Но все меняется с приходом в мир Христа. Дверью в рай стал Крест. Орудие казни, на котором Иисус Христос добровольно принёс себя в жертву за грехи человечества.

«Смерть Гос­по­да да­рова­ла нам бес­смер­тие; сой­дя в ад, Он сок­ру­шил его си­лы и раз­ру­шил его мо­гущес­тво» (святитель Иоанн Златоуст).

Воскресший Христос упразднил смерть, даровав верующим в Него бессмертие души.

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:55) — торжественно восклицает христианский мир устами апостола Павла. И сквозь два тысячелетия звучат ободряющие слова:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин.11:25–26).

Почему сбываются приметы на похоронах

Похоронные приметы передавались людьми из поколения в поколение. Для появления примет были основания. Для некоторых это может быть вера в сверхъестественное, а для других уважение к умершему родственнику. Такие приметы часто сбываются, потому что человек верит в них и старается соблюдать.

Приметы имеют важное место в жизни человека, а особенно когда он сталкивается с похоронами и смертью. Традиционные верования помогают сохранять траурное настроение и поддерживать уважение к покойному. Сейчас приметы – это своеобразные привычные ритуалы, которые выполняют, когда умер кто-то близкий.

Жизнь после смерти

Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).

Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.

«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).

Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.

«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.

«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).

После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.

Что нельзя делать после похорон близкого родственника

Похороны – это особый ритуал, который имеет огромное значение для родственников покойного. После похоронной процессии не стоит совершать некоторые действия.

Можно ли после похорон идти в гости

После захоронения мертвого человека нельзя ходить к кому-либо в гости, причем в течение одного дня.

Можно ли смотреть телевизор

Просмотр телевизора и прослушивание музыки после похорон не запрещается. Но лучше стоит сохранить спокойную тихую атмосферу в знак уважения и почитания жизни и смерти покойного.

Можно ли делать ремонт

Ремонт можно осуществлять только спустя сорок дней после похорон умершего человека. Примета гласит, что в течение сорока дней после своей телесной смерти душа остается наблюдать за близкими людьми и ей хочется видеть ту же обстановку, что и при жизни.

Можно ли мыться, бриться и стричься

Не следует совершать данные действия в период, когда покойник находится в доме и сразу после его похорон. Считается, что совершение банных процедур является неуважением к смерти человека. Поэтому лучше не бриться и не мыться в течение нескольких дней после похорон.

Что делать с платком после похорон

Платки, которые вы надевали на похоронах, необходимо сжечь. Хотя в некоторых культурах принято оставлять платки после похорон и молиться с ними об усопшем, как бы оставляя о нем память в виде платка.

Нельзя носить одежду умершего

Одежда живого человека впитывает его энергию, но когда человек умирает, то и его энергетика тоже становится мертвой. Носка одеяний умершего родственника может передать вам его мертвую энергетику. Также считается, что вещи покойного хранят и причину его смерти. Возрастает риск, что при ношении одежды мертвеца вы обрекаете себя на беду, а причина смерти вашего родственника будто бы переносится и на вас. Еще одна примета повествует, что нельзя сжигать или выбрасывать вещи покойного в период сорока дней.

Что делать с вещами умершего после похорон

Выкидывать вещи покойника не рекомендуется, особенно если они хранят особую память об этом человеке. Лучше отдать вещи нуждающимся людям. Также вещи мертвого человека можно сдать на переработку. Традиции советуют вообще не трогать вещи покойного в течение сорока дней, а после их можно сжечь.

Как отмечается день рождения умершего человека

Смерть как переход от земной жизни к вечности не прекращает существования души.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31). Многие имеют в своем опыте подтверждение этих слов. Ведь наша любовь к ушедшим людям не заканчивается в момент их физической смерти. Она находит своё выражение в нашей молитвенной памяти об усопших.

Недаром Православная Церковь установила специальные дни поминовения усопших.

Это третий, девятый, сороковой день с даты смерти, родительские субботы, Радоница. Кроме того, принято особенно вспоминать ушедших родных в день их смерти. То есть в момент их рождения для новой вечной жизни. В день Крещения, когда на свет родился новый христианин. И в день рождения усопшего, когда его душа явилась в этот мир.

«В день рождения или в день Ангела мы молимся за усопших, потому что помним и любим их. И если при жизни мы молились о здравии наших близких, то после их смерти просим Бога об их спасении» (иерей Иоанн Коханов).

День рождения — это первый пункт на пути следования человека к Богу. И человек всегда будет трепетно относится к тому моменту, когда его глаза впервые увидели этот мир. Поминовение в день рождения усопшего — дань памяти и уважения, духовное соединение и молитвенная поддержка. Это проявление нашей любви, которая не заканчивается даже после смертной разлуки. Священник Георгий Харин подчёркивает:

«Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком. Не забывать его, делать что-то доброе в память о нем».

Стихи об ушедших детках:(

Как сердце отчаянно сжалось, Как крик разорвал тишину, И руки взметнулись к небу – «К сыну хочу. К нему. »

*

Кровью сердце вновь обливается Мама с горем своим — тет-а-тет. И душу терзает правда: Был Ангел и. АНГЕЛА НЕТ

*

*

*

Дорогой мой, хороший, мой СЫН. Как же так получилось у нас Разбилась вся жизнь за мгновение, Раскололась на «до» и «сейчас».

*

Дорожка слез бесконечных соленая По щекам, по губам, по руке, И душа наружу вся вытекла, Оставляя кровавый след

*

Сигарета десятая? сотая?. В пальцах дрожащей руки Мы с тобой обязательно встретимся, Даже если сейчас далеки.

*

Мне не нужно ничье сочувствие И советы «Ты только крепись». Разве могут слова что-то выправить? Разве смогут вернуть его жизнь?

*

Невозможно во что-либо верить – В справедливость, в Бога, в мечту Это все оказалось фальшивкой, Не смогло отвратить беду.

*

Ты мой ангел, любимый, единственный, Самый нежный, самый родной, Я люблю тебя, мой котеночек, Я хочу быть рядом с тобой.

*

Мне не нужно ничье сочувствие И советы «Ты только крепись». Разве могут слова что-то выправить?

*

К груди прижимала с любовью, Растила его, берегла А смерть отняла безвозвратно Ну как же, судьба, ты могла?!

*

Мама не верит в смерть сына. Мать смутно помнит о том, Как новость вдруг сообщили, Как в горле застрял вдруг ком . Безутешные слёзы роняют Свечи Скорби сегодня, сейчас. Их огонь столь прискорбно мерцает. Их печальная песнь столь мрачна.

*

. Память Светлая всем в Рай ушедшим. Им – огонь всех Скорбящих Сердец. Сожаление о происшедшем. Наших Любящих Душ Вечный Свет.

*

Заблудилась я, потеряла цель Протест против смерти проклятой И против жестокой судьбы! «Где сын мой? Где милый мой Ангел?» — Ангела нет уж в живых

*

Лишь боль, скорбь, обида и горечь Сквозят в материнских глазах, Как вспомнит она, как ласкала, Носила его на руках.

*

Их судьбы как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.

*

А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.

*

И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой. Все это забирает он с собой.

*

Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно!

*

Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?

*

Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего.

*

Уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать.

*

Церковная молитва за усопшего в день его рождения

День рождения усопшего — ещё один повод проявить любовь к нему и молитвенно почтить его память.

«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. <�…> Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие» (архимандрит Кирилл (Павлов).

Потому на вопрос: «как отмечается день рождения умершего человека?» имеется однозначный ответ — нужно молиться. Молятся как в частной домашней молитве, так и соборно в церкви.

Апогей всей церковной жизни — Божественная Литургия. На ней хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, принесённые в жертву во искупление грехов. Потому, как пишет святитель Кирилл Иерусалимский:

«превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва».

Традиция поминать усопших родственников восходит ещё к апостольским временам, о чем напоминает святитель Иоанн Златоуст:

«Не напрасно узаконили апостолы творить память об умерших при совершении Страшных Таинств. Они знали, что умершим будет великая выгода, что они получат от этого много пользы. Когда весь народ стоит, простирая руки, и сонм священников с ними; когда предлежит Страшная Жертва — как мы можем не умилостивить Бога, молясь за тех людей?».

Кроме поминовения на проскомидии можно заказать панихиду. Это особое богослужение, в котором молятся о прощении грехов усопших и дарования им упокоения в Небесном Царстве.

О важности и необходимости церковного поминания усопших образно говорит священник Филипп Ильяшенко:

«Можно сравнить это (поминание в Церкви) с тем, как необходимо руки мыть, когда ты пришел домой, но этого недостаточно, нужно рано или поздно идти в душ или в баню. Так, венцом и смыслом всего, что происходит в Церкви, является таинство Божественной Евхаристии, литургии, когда мы поминаем живых и умерших, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой».

Церковные поминовения

Поминать умершего в любой день или его рождения, можно, заказав в церкви:

  • Панихиду, особое краткое богослужение, которое проводит священник в храме, кладбищенской церкви или на могиле покойного. Бывает индивидуальная панихида – на погребение, 3, 9, 40 день и по потребности, в любой другой день, после сорокового. И общая – на Родительские субботы и Радоницу, когда поминают всех усопших христиан;
  • Литию – усиленное моление о покойном вне храма, обычно на кладбище (можно и о живых, в серьезных обстоятельствах);
  • Краткое поминание – заказывать обедню (один раз на литургии), сорокоуст (службы в течение 40 дней), полугодовое, годовое поминание и заказать вечное (в монастырях).

После церковной молитвы, можно съездить на погост, посетить могилу, посадить траву, цветы, мужчине необходимо подновить крест или памятник. Не возбраняется отметить за столом дату рождения покойного, вместе с близкими людьми, вспомнить его, надо сказать несколько добрых слов или вспомнить какие-то события, с ним связанные. Главное, чтобы поминальный обед не перерос в обильный пир, когда гости и сами не помнят, по какому поводу решили праздновать.

Молитва близких: как дома отмечается день рождения умершего человека

Ушедшие из земной жизни люди нуждаются только в одном — искренней молитве за них. Поэтому помимо молитвы в Церкви в день рождения усопшего, необходимо вспомнить его и в келейном обращении к Господу.

«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Существует благочестивая традиция читать по усопшим Псалтирь. Эта книга состоит из духовных песен-псалмов, написанных ветхозаветным царем Давидом и другими авторами.

«Чтение псалтири в память усопших несомненно приносит им великое утешение. <�…> Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело» (святитель Афанасий Сахаров).

Уместным будет посещение кладбища в день рождения умершего. Там можно совершить чин литии — краткое последование панихиды, которое может читаться мирянами. Также мы можем почтить память усопшего подаянием от его имени милостыни.

«Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим» (блаженный Августин).

Особенности верований

Во все времена наблюдалось наличие различных верований в приметы, обряды и традиции. Особенно сильное влияние верования оказывали на людей в дохристианский период. С самых древних времен люди считали, что смерть несет отрицательную энергию. То же самое они думали и о ком-либо умершем. Вместе с этим сложились определенные приметы, то есть то, что может случиться, если совершить ошибку в организации похорон и их проведении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]