«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси


Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.


Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

Разделка одежд «под перо»

Примерно в XVI столетии на иконах начинают появляться прописки одежд «под перо» творёным золотом. Подобные элементы указывают на божественное происхождение одежд. Прописки «под перо» осуществляются в три стадии. В начале широкой кистью полосами рисуются общие складки в местах высветлений. Далее кистью меньшего размера они разделяются на «подскладки». В завершение тончайшей кистью по краям «подскладок» выводится прописка, которая придает складкам жесткий контур. Дополнительно в конце расставляются необходимые акценты. Для придания складкам нужного блеска творёное золото аккуратно шлифуется «зубом».

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Надписи и обводки

Данные элементы «собирают» икону в единую композицию. Они дополняют и украшают образ, выступая его обязательным элементом. Ранее надпись на иконе выполнял Знаменщик (лучший мастер). Также он знаменовал икону. Надпись имени святого можно сравнить с наречением имени младенца. Раньше её выполнял архиерей. Сегодня заменой данному действию стал чин освещения иконы. Только после этого выполненная работа превращается в икону. Теперь на нас с неё смотрит Святой, которому можно и даже нужно молиться.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.


Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Роскрышь

«Раскрыть» икону – так говорят иконописцы, заполняя красками заранее подготовленный рисунок. Обращаем внимание, что данная стадия работы характерна для традиционной иконописи, в академической живописи Вы её не найдете. В иконописи применяются чистые локальные цвета. При этом каждый из них несет свою смысловую нагрузку, которая раскрывает сущность предмета. Чтобы получить подходящий цвет, чаще всего необходимо соединить несколько красок. Достаточно сложно «разложить» локальные цвета так, чтобы создать гармоничный колорит иконы. Основной принцип их наложения состоит в том, чтобы каждый новый цвет гармонировал с теми, которые уже были нанесены на икону.

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.


Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

  • Икона святой Марии Магдалины
  • Икона 40 севастийских мучеников
  • Икона святого Григория Богослова

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.


    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности

  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

История иконописного искусства началась еще в апостольские времена. Одним из первых иконописцев по сей день считается евангелист Лука. Именно с его именем связано происхождение самых древних икон. За много веков существования иконописного искусства сложились особые правила, каноны написания икон, а также разные техники исполнения, используемые мастерами-иконописцами по сей день.

В первую очередь стоит отметить, что иконы делятся не только по технике исполнения, но и по классам. Среди основных можно о — изображения святой Троицы, иконы Богородицы, иконы Христа и страстные иконы (на них изображаются страдания Христа), иконы святых и иконы со сценами православных праздников, а также аллегорические иконы.

По объему выделяются поясные иконы (персонаж изображается по пояс), ростовые (в полный рост), огрудные иконы (изображение персонажа по грудь), а также оглавные (изображение только головы персонажа). Фрагментный тип для классической иконописи не свойственный. Также иконы делятся по стилистике исполнения (разные школы).

Главное же, чем отличаются иконы в техническом смысле – это исполнение. Среди основных техник создания икон стоит выделить шесть типов. Первый – живописные. Иконы пишутся с использованием красок и лака на древесной или иной поверхности. В качестве материала может использоваться темперная или масляная краска. К этому же типу можно отнести и мозаичные иконы.

Второй тип – иконы, вышитые или собранные из бисера. Как и в первом случае иконы в этой технике выполняются вручную и требуют от исполнителя особой внимательности и усидчивости. Третий тип – литые иконы. Главным образом такие иконы выполняются из меди с использованием вспомогательных материалов методом художественного литья. Нередко литые иконы украшаются тонкой художественной работой. К этому же типу можно отнести иконы-гравюры. Ярким примером могут послужить иконы работы мастеров из уральского Златоуста.

Четвертый тип – резные иконы. Создаются такие работы исключительно вручную. Изображение вырезается по дереву. В качестве вспомогательных материалов могут быть использованы металл, краска, декоративные и природные камни.

Тип пятый – печатные иконы. В данном случае речь идет не о ручной, а о машинной работе. Изображение воспроизводится специальным печатным станком. Такие иконы на порядок дешевле, нежели иконы ручной работы. Еще один тип – алтарные иконы. Это складчатый вариант иконы, состоящий из нескольких частей. Каждая часть покрыта художественным изображением.

Большая коллекция икон, выполненных в разных художественных техниках, представлена в коллекции религиозных подарков магазина «Русь Великая». Галерея русского дома подарков — это сотни разнообразных икон работы талантливых российских мастеров. Каждая икона – яркое произведение искусства, достойная стать дополнением обстановки дома верующего человека.

Покрытие иконы лаком для защиты

Защитное покрытие иконы является сложнейшим моментом. В древности икону покрывали специальной льняной олифой. Данный метод продолжают использоваться и сегодня. Олифа должна быть прозрачной и светлой. Время ее «вставания» составляет примерно 8 часов, а до момента полного высыхания – сутки. Примечательно, что в мастерских Палеха было специальное помещение для покрытия олифой живописи. Оно было полностью изолировано от доступа посторонних людей. Этим предотвращалось лишнее движение пыли в воздухе.

Процесс подготовки к написанию иконы описан в статье: Технология иконописи. Подготовительные этапы

Наша мастерская «Абрамцево» изготавливает: Иконостасы для храма / Барочные иконостасы / Басменные иконостасы / Тябловые иконостасы / Мраморные иконостасы / Прямые иконостасы

Доска

Основа для иконы должна быть прочной и долговечной, она олицетворяет нерушимые законы Бытия. Как каменные скрижали, на которых Бог повелел Моисею запечатлеть заповеди Божии людям. Мы используем липовые доски из хорошо просушенной древесины с дубовыми шпонками, предотвращающие выгибание доски.

Краски

Далее с Божией помощью, вооружившись постом и молитвой, иконописец приступает к этапу письма. Под кистью художника поверхность доски начинает пробуждаться и в золотом сиянии иконы, словно в море Божественной Благодати, проплывают библейские сюжеты, возникают образы Спасителя, Богородицы, святых.


Какими красками писать икону? Ответ дать не сложно. В красках выражаются наглядно созерцаемые сути вещей, духовное существо иконы. Выбор красок осуществляется не художником, а разумом истории.

Темпера (ПВА) с яичной эмульсией

Например, современной темперой ПВА (искусственные пигменты на синтетической основе) с добавлением яичной эмульсии, можно достичь хороших результатов. Современные кадмии, кобальты и разнообразные окиси – светоустойчивы, крепки и долговечны, цвета на иконе смотрятся ярко и насыщенно. У них много достоинств, особенно при умелом обращении и богатом опыте. Часто возникают ситуации, когда применение темперы ПВА логично и оправданно.

Натуральные минеральные пигменты

Но всё же, мы предпочитаем писать теми же красками, что и писали многие поколения иконописцев до нас, природными натуральными пигментами. Минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.


Ничем невозможно имитировать благородный цвет природной киновари, чистоту и глубину лазурита, нежный зелено-голубой цвет диоптаза, торжественный золотой блеск аурипигмента и реальгара. Помимо уникального и естественного цвета, они передают замечательные оптические эффекты за счет прозрачной кристаллической структуры минералов, активно отражающих свет. В некоторые охры мы специально добавляем кварц.

Манипулируя тонкостью помола, из одного и того же минерала можно получить разный по насыщенности цветовой тон. Натуральными пигментами получаются более прозрачные и нежные плави. Эти краски не увядают с веками, радуя нас естественной красотой и многообразием природной палитры. Очень сложно сделать качественный список с древней иконы, не используя такие же материалы и технику письма, какими создавался оригинал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]