Тщеславие это желание произвести впечатление на окружающих или высокомерие


Что такое тщеславие

Яркие примеры тщеславия можно находятся детских сказках, классических литературных произведениях, Библии и других священных текстах. Проявления этого качества характера выражены у политических лидеров, звезд эстрады, киноактеров.

Чтобы представить себе высокомерного человека нужно вспомнить сказочных персонажей и реальных личностей:

  • злая мачеха Белоснежки, готовая на все, чтобы устранить конкурентов на звание «Самая прекрасная»;
  • Люцифер — безгрешный сын утренней звезды, возомнивший себя равным Богу;
  • Хлестаков из «Ревизора»;
  • Наполеон Бонапарт;
  • Адольф Гитлер.


Девушка не может на любоваться собой

Гордость и самолюбие в обществе прощают политическим лидерам, актерам, музыкантам, фотомоделям. Знаменитости – ориентир для обычного человека, а значит, они лучше других, имеют право на превосходство. Психология дает несколько развернутых объяснений, что такое тщеславие:

  • Это тяга человека к признанию, похвале, славе. Он хочет быть в центре внимания, чтобы о нем говорили, ему завидовали. Нередко ощущение своего величия идет в разрез логике, индивид думает, что все его действия оправданы.
  • Это поиск доказательств собственного превосходства над другими. Вместо личностного роста и развития, человек выбирает самообман. Он унижает других, чтобы в своих глазах выглядеть красивее, сильнее, умнее.

Причины завышенной самооценки связаны с нерешенными в детстве психическими проблемами. Из-за переизбытка или нехватки родительской любви и внимания у ребенка складывается неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка вынуждает человека агрессивно реагировать на критику, искать лесть и похвалу, принижать чужие достоинства, сравнивать себя с другими людьми. Заниженная самооценка связана с унижением и самокритикой, из-за чего развивается комплекс неполноценности.

Неуверенность в себе побуждает человека искать одобрение у окружающих, ожидать от людей комплиментов, положительных отзывов.

Отпущение грехов: как называется и зачем батюшка

Отпущение грехов в православии называется Таинством Исповеди. Выслушивают согрешивших священники и архиереи, через которых Бог дарует искренне раскаивающимся людям прощение.
Многих смущает необходимость рассказывать о себе постыдные вещи постороннему человеку. Разве недостаточно излить душу в молитве? Дело в том, что грех сродни болезни. Только в обычной поликлинике врачи с ней не справятся. Специалисты по духовным недугам находятся в Церкви. Они помогут установить причину согрешения и найдут духовное лекарство.

Исповедь — лечебная процедура, на которой ассистирует батюшка. Человек, искренне исповедующий собственные грехи при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом

К приходскому батюшке можно обратиться за духовным советом.

Не только исповедь, а все церковные таинства крещение, венчание и др. — Христос поручил совершать Своим ученикам:

От Апостолов это право унаследовали священнослужители.

Признаки

В психологии можно найти следующие признаки высокомерия:

  1. Зависимость от общественного мнения.
  2. Чрезмерная болтливость для привлечения повышенного внимания к себе.
  3. Привязанность к лести.
  4. Зависть к более красивым, умным и успешным людям.
  5. Переоценка своих сил, личностных качеств.
  6. Хвастовство.
  7. Высокие требования к своим родным, друзьям, приятелям, коллегам. Тщеславный человек желает повышенного внимания, постоянной похвалы, лести, не переносит критику.
  8. Эксцентричное поведение. Индивид выставляет свои чувства и мысли напоказ, в неуместной форме, чтобы привлечь всеобщее внимание.
  9. Совершение добрых дел ради признания. Когда высокомерный человек совершает благие дела, он мечтает, чтобы о его деятельности узнали в социуме. Например, подает нищему милостыню и снимает об этом ролик для ютуба.
  10. Зависимость от лайков в социальных сетях. Чтобы сделать необычные снимки, люди рискуют жизнью, срываются с большой высоты в пропасть, попадают под поезд.

Распознать тщеславие у ребенка сложнее, чем у взрослого. Малыши нуждаются в признании и одобрении своих родителей, поэтому любят показать им свои достижения. Если маленький мальчик или девочка хочет привлечь внимание взрослых, это нормально. Другое дело, когда ребенок агрессивно воспринимает критику, болезненно реагирует на любые замечания взрослых.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Чем опасно тщеславие

Тщеславие – это опасное качество характера, которое разрушает семейные, дружеские и деловые отношения. Высокомерные люди постоянно ссорятся с окружающими, часто прекращают общение даже с близкими родственниками.

Надменная женщина долго не может выйти замуж, отталкивает мужчин своим презрительным отношением. В семье она проявляет эгоизм, конфликтность, неуступчивость, обидчивость, жадность. Заносчивая жена предъявляет к своему мужу бесконечные претензии и требования, регулярно на него обижается и гневается.

Надменный мужчина подавляет свою жену и детей, игнорирует их интересы. Он выбирает для себя тихую, слабовольную спутницу жизни, которая согласится пожертвовать своими желаниями ради любимого мужа. Детям сложно ужиться с амбициозным отцом, в результате непримиримых противоречий они могут сбежать из дома, начать раннюю самостоятельную жизнь.

При построении карьеры надменность — серьезный барьер. Амбициозный работник остро реагирует на критику, не признает собственных ошибок, грубит коллегам и руководству. Яркий пример – высокомерный продавец, с презрением смотрящий на покупателей, которые пришли в магазин за дешевым товаром.


Надменный лев владыка

Психологи обсуждают проблемы, связанные с надменностью:

  • неадекватная самооценка;
  • межличностные конфликты;
  • разочарование в жизни (из-за завышенных ожиданий и требований к другим людям);
  • отсутствие личных достижений (у высокомерного человека нет мотивации к саморазвитию);
  • прекращение духовного развития.

Единственная сфера, где тщеславие может принести пользу – шоу-бизнес.

Понятие страданий, их смысл

Суть и смысл понятия о страдании кроется в слове «грех». Так для чего они нужны? Грехи нужны для понимания человека – что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек совершает какое-либо действие, он анализирует, сделал он хорошо или плохо? Сделать выводы и исправить свою ошибку. В этом и есть смысл понятия греха.

Есть хороший пример, если загнать в палец занозу и терпеть ее пребывание в пальце можно «дождаться», что вся рука сгниет. А если человек вытащит занозу, то и рука останется с ним и гнить не начнет. Так и с грехом, если его вовремя исправить то, даже получив страдание человек, очистится и будет чист. И страдать всю жизнь не придется.

Всевышний хочет видеть в нас только Добро. Для этого человеку нужно стремиться к Добру каждый день, каждую минуту. Грехи в этом пути будут выступать только частью «учебы», познания Добра и Зла. Вследствие греховных действий человек должен понять, что он совершил Зло и больше не повторять этого никогда.

Муки и страдания не дадут возможности снять грех, во всяком случае, 95% грехов нельзя снять через страдания. Их можно снять иначе.

Чтобы искупить грехи нужно понимать и осознавать, что совершили, нужно развиваться, активно действовать для искупления своих грехов. А если постоянно прибывать в страдании и негативе, человек разрушит со временем свою душу своими неправильными действиями.

Все мы чувствуем прилив сил и энергии, когда радуемся, смеемся, любим, сопереживаем, помогаем другим, благодарим и т.д. Это и есть силы, оживляющие и развивающие душу человека.

Чем тщеславие отличается от гордости

Тщеславие – это не гордость, хотя между этими двумя качествами много общего. В словаре гордость определяют как чувство радости, довольства, превосходства, рожденные в результате своих достижений. Гордиться можно не только самим собой, но и своими детьми, родителями, супругами, друзьями, коллегами, страной, нацией. Поэтому, гордость — это более широкое и позитивное чувство.

Параметры, по которым можно отличить гордость от тщеславия:

  • Удовлетворение от реальных достижений. В случае надменности человек чувствует себя важным необоснованно, приписывает качества которых нет в настоящей жизни.
  • Сопереживание близким людям. Тщеславный индивид признает личные заслуги, горделивый – может оценить достоинства родственников, друзей и партнеров.

Горделивый человек не конфликтует с другими людьми, но выделяет собственную личность с помощью положительных качеств, достоинств, достижений.

Болезни даются за грехи?

Грех исказил человеческую природу. Болезни — следствие отпадения от Творца.

В Ветхом Завете описаны примеры, когда Бог поражал согрешивших людей болезнью.Так, Мариам, старшая сестра пророка Моисея, и царь Озия заболели проказой — хроническим инфекционным заболеванием.

Однако заболевания — это далеко не всегда наказания, ниспосланные свыше. Чаще причина в образе жизни человека. Он сам себя наказывает, когда занимается блудом и даёт волю другим своим порокам.

По мнению святителя Иоанна Златоуста, в первую очередь болезненность развивается при потакании следующим страстям:

  • леность;
  • пьянство;
  • чревоугодие.

С другой стороны, болеют даже святые. Например, апостол Павел страдал от слабого зрения. В таких случаях недуг является следствием унаследованного от Адама и Евы несовершенства и допускается Богом не в качестве наказания, но для того, чтобы мы увидели, как велики, ужасны и разнообразны последствия мятежа против Творца.

Почему тщеславие плохо

В психологии нет понятия «плохо» или «хорошо». Но тщеславный человек сталкивается со следующими проблемами:

  1. Маятник «высокомерие-унижение». Человеческому уму свойственно двойственное восприятие. Чувство собственной важности и чрезмерная гордость периодически сменяются унижением.
  2. Эгоизм. Надменная личность думает о личном благополучии, не приносит пользу обществу.
  3. Необъективность. Опьяненный манией величия человек не видит своих недостатков, агрессивно реагирует на конструктивную критику. Он игнорирует свои промахи, не знает, в каком направлении работать над собой.
  4. Семейные конфликты. Амбициозные мужчины и женщины испытывают сложности в общении с противоположным полом, отталкивают партнеров своим надменным характером. В семье такие личности конфликтуют со своим супругом и детьми, ссорятся с родственниками.
  5. Одиночество. Высокомерие разрушает дружбу, приятельские и деловые отношения. Рано или поздно, тщеславный индивид разрушает свои отношения с окружающими и остается в одиночестве.

Тщеславие – это всегда разочарование, ведь опьяненный манией величия, индивид теряет связь с реальностью. Со временем гордец увидит свои недостатки, поймет, что его достоинства были сильно преувеличены, и будет сокрушаться по этому поводу.

Об авве Иоанне, игумене горы Синайской, то есть Лествичнике, VI век

Некогда авва Мартирий пришел с преподобным Иоанном к Анастасию Великому, и сей, взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок и кто постриг его?» Он отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?»

И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет Иоанн был нашим игуменом.

В другое время авва Мартирий, так же взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыни Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».

В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни) авва Стратегий предсказал о нем, что он будет некогда великою звездою. В тот самый день, когда поставили авву Иоанна нашим игуменом и когда сошлись к нам около шестисот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его, господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».

Вопросы-ответы

Особенности высокомерного поведения активно обсуждаются на форумах. Психологам задают много вопросов о тщеславии и его проявлениях в человеческой жизни. Самые частые из них:

Гордыня, высокомерие, тщеславие – это все лечится унижением

Унижение – обратная сторона тщеславия. Униженный человек чувствует себя ничтожным, никчемным, неполноценным. Ему сложно общаться с друзьями и коллегами на равных, кажется, будто они превосходят его во многих качествах, таких как красота, ум, одаренность.

Но человеческая психика не выдерживает длительный стресс, время от времени индивид ищет способы чтобы снять свое психологическое напряжение. Методы разрядки бывают разными:

  • Агрессия к слабым. Униженная личность причиняет психическую или даже физическую боль другим (тем, кто младше, слабее, беззащитнее). Например, работник выслушивает агрессивную критику руководителя, дома кричит на жену, она ругает ребенка, а мальчик гоняет кота.
  • Эксцентричное поведение. Чтобы возвыситься в своих глазах, униженный человек привлекает к себе внимание, заслуживает одобрение, восхищение других людей. Положительных эмоций хватает ненадолго, вслед за эйфорией наступает самобичевание, самоуничижение. Такие эмоциональные качели расшатывают психику, углубляют психологические травмы, внутренний раскол.
  • Борьба за место под солнцем. Униженная личность стремится доказать превосходство, восстановить собственную значимость, повысить самооценку. Для этого она с ожесточением участвует в конкурсах, соревнованиях, «выгрызает» выгодные контракты у своих конкурентов. Став богатым, успешным или знаменитым, индивид хвастается достижениями перед окружающими, доказывает собственное превосходство.

Хотя высокомерие и унижение связаны друг с другом, одно из этих качеств не является антидотом другого.

Откуда у многих людей необоснованное чувство важности

Основания для завышенной самооценки формируются в раннем детстве и подростковом возрасте. Нередко амбициозная личность складывается в среде друзей, учителей, тренеров.

Основные причины тщеславия:

  1. Детская психологическая травма, связанная с унижением. Родители систематически критиковали ребенка, не признавали его достижений, сводили на нет все его усилия. Став взрослым, человек стремится заслужить всеобщее признание, похвалу, лестью, чтобы компенсировать комплекс неполноценности.
  2. Конфликты в школе. Ученик, над которым издевались одноклассники, вырастает высокомерным, горделивым, надменным. Это его «маски», своеобразный защитный механизм, от жестокого неприветливого мира.
  3. Атмосфера эгоизма. Когда главой семьи становится малыш, родители потакают всем его прихотям, удовлетворяют желания и капризы. Ребенок умело манипулирует взрослыми, становится балованным, требовательным, гордым, надменным.
  4. Тщеславие – это протест, в ответ на недооцененность со стороны другого пола. Например, девочка в подростковом возрасте не отличалась красотой, была «гадким утенком», над которым смеялись мальчики. Повзрослев и став привлекательной, она мстит мужчинам, проявляя по отношению к ним надменность, высокомерие.
  5. Компенсация дефектов. Комплекс неполноценности побуждает индивида к интенсивному саморазвитию. Так некрасивый мальчик становится всемирным гением, чтобы повысить собственную самооценку, восполнить нехватку одних качеств другими.

Есть еще много причин тщеславия, кроме перечисленных выше. Чтобы их найти, нужна длительная работа психолога, контакт с подсознанием пациента.

Как избавиться от тщеславия

Универсальной таблетки от тщеславия не существует. Но психология дает несколько методов, с помощью которых можно избавиться от мании величия:

  • Меньше говорить о себе, высказывать собственное мнение только когда об этом просят окружающие.
  • Восхищаться достижениями других людей.
  • Хладнокровно выслушивать летные слова и чрезмерную похвалу.
  • Заниматься саморазвитием (тогда не останется времени для гордости от собственных достижений).
  • Перестать сравнивать себя с другими.

Если с остервенением начать бороться с тщеславием, можно прийти к другой крайности – самоуничижению. Не стоит придавать большое значение собственным недостаткам, усиленно с ними бороться. Отстраненное наблюдение за самим собой со стороны – лучшее лекарство от любых психологических проблем и комплексов.

Духовные причины блудного греха

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха. Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать. Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить. Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь. Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]