«Наследуют царство»
На заре становления народа Израиль, евреям было дано обещание
5. итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6. а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.(Книга Исход 19:5,6)
Также о царстве священников писал пророк Даниил
44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…(Даниил 2:44)
Именно об этом царстве и учил Иисус Христос, придя на землю. И имел ввиду он не земное правительство, а небесную награду.
6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.(Откровение Иоанна Богослова 20:6)
Православная Жизнь
Толкование митрополита Антония (Паканича), ректора Киевской духовной академии и семинарии, на заповеди блаженства. Часть 1.
Нагорная проповедь. Картина Генриха Блоха. Фрагмент
– Владыко, заповеди блаженства – это заповеди истинного счастья на земле? Когда люди их получили и в каком количестве?
– Безграничная любовь Бога к человеку выразилась в том, что Он не оставил Свое творение даже после отпадения прародителей. Более того, Он неминуемо продолжал заботиться о спасении человеческого рода, снабжая людей нравственными силами и божественными установлениями, которые, подобно маяку, направляли человека в буре житейского моря. Дав людям внутренний закон совести, Бог восполнял его по мере надобности и внешним законом – Откровением. Потребность в откровенном законе обнаружилась, когда вследствие грехопадения притупилось и извратилось нравственное сознание человека. Поэтому апостол Павел и говорит, что «закон дан по причине преступлений» (Гал. 3:19), то есть из-за грехопадения. Совесть человека затмилась и исказилась – и ей на помощь были даны Десять Заповедей, в которых ясно выражена воля Божия. Эти Заповеди на двух глиняных скрижалях получил пророк Моисей на горе Синай, и потому они еще называются Синайским законодательством.
За многие столетия ветхозаветной истории суть и смысл нравственного откровения, выраженного в Синайских заповедях, были погребены под тяжестью огромного количества разнообразных бытовых и обрядовых предписаний. Скрупулезному исполнению сугубо внешней, ритуальной стороны закона стало придаваться главенствующее значение. Поэтому надлежало явиться Господу, чтобы обновить содержание закона и наполнить его внутренним духовным смыслом.
Господь наш Иисус Христос продолжил строить на том основании, которое было заложено в древнее время пророками: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Но Его здание совершеннее – Он исполнил и в то же время восполнил закон. Заповеди, данные через Моисея, Господь сводит к закону совести и сердца. Вследствие этого они написаны уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (Рим. 8:10). Таким образом, Спаситель возводит нашу мысль от земных и временных благ, которыми израильтяне побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к Небу как цели его существования.
Заповеди блаженства Господь наш Иисус Христос раскрыл в Нагорной проповеди. Их девять (см. Мф. 5:3–12). Они говорят о том, что должен делать человек, каким он должен быть, чтобы обрести счастье и полноту жизни. Блаженство и есть синоним счастья. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует сам Христос». Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность.
– Первая заповедь блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Кто такие нищии духом и почему им принадлежит Царство Небесное?
– Жизнь с Богом – это полнота бытия, наивысшее благо и человеческое счастье. Но для того чтобы человек обрел счастье, он должен быть способным принять в себя Духа Божия, освободив свое сердце от грехов и страстей. Грех изгоняет Бога из жизни людей, и тогда на принадлежавшем Ему центральном месте их духовной жизни воцаряется собственное «я» человека. Происходит искажение жизненных ценностей, перемена всех ориентиров. Вместо того чтобы восходить к Богу, служить Ему и пребывать в спасительном общении с Ним, человек направляет все свои силы на удовлетворение потребностей собственного эгоизма. Состояние, когда люди живут ради себя и центром своей внутренней вселенной ставят собственное «я», именуется гордыней. Гордость – начало греха, потому что гордый человек полагается в жизни только на себя. Он считает, что сам все может и Бог ему не нужен. Гордость – это начало отрицания Бога и даже борьба с Ним, а духовная нищета, или смирение, есть состояние, противоположное гордости. Не случайно Слово Божие нас предупреждает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Святые отцы учат, что первый признак выздоровления души – видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Осознание своего падшего состояния приводит человека к смирению, которое закономерно является первой ступенькой на пути к Богу. Святитель Николай Сербский пишет: «Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не достигают ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов. Нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты: нищеты с точки зрения своих знаний, нищеты с точки зрения своей доброты, нищеты с точки зрения своих дел».
Нищета духовная и смирение – это не слабость, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над демоном эгоизма и всесилием страстей. От нас требуется способность увидеть свои недостатки, чтобы бороться с ними и открыть Богу свое сердце, дабы Он воцарился в нем, освящая и преображая Своею благодатью нашу жизнь.
– Вторая заповедь блаженства: «Блажени плачущии, яко тии утешатся». Очень трудно людям понять эту заповедь. Плачущие всегда несчастны. О каких спасительных слезах говорится?
– Действительно, по слову святителя Иоанна Златоуста, эта заповедь кажется противоречащей мнению целой вселенной, ведь все считают плачущих несчастными. В обыденном представлении слезы – непременный знак человеческого горя, боли, обиды, безысходности. Но плачущими блаженно здесь названы не те, которые плачут из-за житейских проблем, ведь плачет и бессильная злоба, и униженная гордость, и оскорбленное самолюбие. Эта «печаль мира сего» часто доводит до смертного греха уныния и отчаяния. Но если человек способен плакать от сострадания к брату своему, то это свидетельствует о совершенно особом состоянии его души. Сердце такого человека живо, а потому отзывчиво на боль ближнего и, значит, способно к делам добра и сострадания. Милосердие и готовность помочь другому являются важнейшими составляющими человеческого счастья. Ибо не может быть счастлив человек, когда рядом кто-то страдает, как не бывает радости посреди пепелища, жертв и людского горя. Поэтому наши слезы есть прямой и нравственно здоровый ответ на горе другого человека, ведь безразличие – это пассивное участие в беззаконии. В меру сил и возможностей, используя слово или дело, утешение, любое участие в жизни страдающего человека, меняя его судьбу к лучшему, мы исполняем эту заповедь. По сути, эта заповедь направлена на то, чтобы среди нас было меньше страдающих и плачущих. Ведь если каждый человек будет сопереживать горю ближнего, образно говоря, плакать об этом горе, и озадачится целью ему помочь, то плачущих не останется.
Также святые отцы под плачущими понимали людей, которые оплакивают свои грехи и разрыв с Богом. Святитель Григорий Богослов говорил, что плачущие – это те, кто сожалеет о потерянном духовном состоянии в результате совершенного греха. Такую печаль по Бозе святые отцы называли радостотворной, ибо она не ложится на душу тяжелым грузом, но побуждает человека искать Бога и находить в Нем утешение.
– Третья заповедь блаженства звучит так: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». Какое определение кротости? И почему кроткие ублажаются сразу после плачущих?
– Кротость – это способность человека понять и простить другого. Она является результатом смирения. А смирение, как мы говорили ранее, характеризуется способностью поставить в центре своей жизни Бога или другого человека. Человек смиренный, нищий духом, готов понимать и прощать. Также кротость – это терпение и великодушие. «Почему кроткие ублажаются тотчас после плачущих? Потому, что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших, – пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его настолько, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия. “…Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашимˮ (Мф. 11:29)». Можно себе представить, какой была бы наша жизнь, если бы все мы были способны принимать, понимать и прощать друг друга. Рай начался бы уже на Земле. Поэтому святитель Василий Великий учит: «Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам… ибо кроткие “наследуют землюˮ (Мф. 5:5). Эта земля – Небесный Иерусалим, она не бывает добычей состязающихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким».
Беседовала Наталья Горошкова
Нищие духом
Чтобы войти в Небескное Царство, нужно обладать нищетой духа. Что же это такое? И как нищета может быть положительным признаком. Ведь если мы хотим похвалить человека за его развитый внутренний мир, то скорее скажем, что он богат духовно. А вот плохого, как правило, называют скудоумным.
На самом деле, никакого противоречия здесь нет. Вспомните, что приход Иисуса сравнивали с сиянием великого света, имея ввиду истину и правду, которую тот принес. Соответственно, до этого люди были во тьме.
Эта мысль подтверждается аллегорическим пророчеством Исаии.
5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.(Исаия 35:5)
Конечно же, в первую очередь имелась ввиду слепота духовная. И в целом слепыми были абсолютно все люди. Но по разному. Фарисеи и Саддукеи наоборот считали себя очень знающими и понимающими Закон. Но на самом деле они были злы и искажали Божье слово, заменяя его традициями.
Но были и те, кто осознавал окружающую несправедливость и беспорядок, творившийся в Израиле. Не в силах что-либо сделать, кардинально изменить ситуацию, они все-равно всячески стремились к истине и правде. Они были внутренне бедны, но они были нищими, т.е. осознавали свою бедноту и это побуждало их искать духовные богаства. (Фарисеям, как вы поняли, ничего искать не нужно было, они были богаты в своих глазах).
Последствия неблагодарности
Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:
- Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
- Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
- Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
- Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.
Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?
Кто жаждет, приходи и пей
Источником силы, способной перестроить внутренний мир человека, является Святой Дух.
13. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.(Св. Евангелие от Иоанна 16:13)
И поэтому Иисус, обращаясь ко всем ищущим, жаждущим, нищим духом, призывал их обрести эту силу, придя к нему.
37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.(Св. Евангелие от Иоанна 7:37,39)
Этот призыв звучал для всех потомков Авраама. И логично предположить, что книжники и фарисеи, люди начитанные, должны были самыми первыми в Иисусе распознать мессию. Но они не были нищими духом. Для них религия была лишь способом утверждения себя в обществе, инструментом для повышения социального статуса и положения. Они на верую принимали ложные толкования Закона и ленились пошевелить перстом, чтобы самостоятельно его исследовать. А зачем, если тебя могут посчитать изгоем? Не лучше ли не выделяться и быть в почете и при должности?
А ведь Соломон предупреждал.
3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.(Притчи 2:3-5)
А в другой притче говорится, что
12. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.(Притчи 20:12)
Естественно, что удивительная слепота фарисеев также была и от Бога, который не открыл им умы для понимания. Не дал ушей и и глаз. Таким образом гордые духовные учителя сами себя прокляли, как и предсказывал Даниил.
10. и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.(Даниил 12:10)
О духовности
Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает. Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим. Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных. Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа — вот что значит «блаженны нищие духом». Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним. Ощущать его в себе – это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.
Мудрые уразумеют
Мудрые уразумеют — пророчески указывает на благословение Духом Святым, всех искренних и чистых сердцем. Когда в пятидесятницу первого века первое собрание получило рождение свыше, то в то же время они получили дар понимания, мудрость от Бога, и силу, способную научить других. Благодаря этой силе началась всемирная проповедь, которая обращала людей от грехов к Всевышнему.
Как мы уже говорили выше, наследовать Царство Небесное означает получить Небесную награду. Даниил сравнил ее с вечным сиянием звезд.
3. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.(Даниил 12:3)
Важно знать!
Все записанное в евангелиях служит примером для последних дней, наглядной моделью, показывающей, что ждет нас в будущем.
Не смотря на огромное количество конфессий и учителей, можно уверенно сказать, что христианство в большинстве своем заблудилось, идя по следам ложных пастырей.
И вам решать, как поступать… Пытаться хорошо устроиться на теплом местечке. Усыпляя совесть, быть таким же как все — мнимо праведным и мнимо возрожденным. Или же быть честным до конца, и признаться самому себе в том, кто ты такой на самом деле.. Обнищать в своих глазах, чтобы потом, используя эти знания как мотив, обогатиться у Бога.
Нужна ли эта истина современному человеку?
Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность. Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть души человека.