Заповеди блаженств и Нагорная проповедь: что нового сказал Христос?

Ещё в ветхозаветные времена Господь Бог поведал пророку Моисею десять заповедей. Они необходимы для того, чтобы предупредить людей об опасности греха и оградить их от зла.

Придя на землю, Иисус Христос объявил о том, что вместо Ветхого Завета Он устанавливает Новый Завет и дарует людям новые заповеди.

При этом старые заповеди также необходимо соблюдать. Евангельские заповеди — это духовно-нравственные указатели на пути в Царствие Божие и соблюдать их необходимо для спасения человека и получения им вечной жизни.

Иисус Христос дал человечеству заповеди во время Нагорной проповеди

Десять заповедей дарованы нам Господом Нашим Иисусом Христом во время произнесения им Нагорной проповеди. Нагорная проповедь Христос произнёс около 30 года н.э.

Об этом свидетельствуют главы 5 — 7 Евангелия от Матфея. Сам текст проповеди содержится в первой части этого Евангелия.


Нагорная проповедь. Н.П. Ломтев. 1841 г. Во время Нагорной проповеди Иисус Христос даровал людям свои заповеди

Большинство христиан считает, что Нагорная проповедь — это комментарий к Десяти заповедям. В ней Христос становится толкователем закона Моисеева.

Новозаветные заповеди содержат суть христианского учения. Христианский пацифизм берёт своё начало в них.

Такие известные философы, как Ганди, Лев Толстой и другие часто обращались к ним в своём творчестве. Ими особенно почитались мысли о необходимости творить добро тайно.

Никто из философов и богословов не оспаривал то положение, что если так поступать, Господь воздаст тебе явно.

Заповеди Христа: духовная жизнь начинается с мыслей, а не поступков

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Из Нагорной проповеди Иисуса Христа

Мысль о том, что любому поступку предшествует мысль, кажется очевидной. Сначала мы что-то решаем — потом делаем. Даже спонтанным действиям предшествует мысль — с той лишь разницей, что перед импульсивными действиями мысль бесконтрольна.

Возможно, еврейский народ, встретив Христа, понимал все это. Однако у иудеев были на тот момент ветхозаветные заповеди, в которых вполне ясно обозначались истины: не укради, не убей. Они были непререкаемой святыней, и в них по большому счету ничего не говорилось про мысли. Такое положение нередко порождало религиозный формализм. В Евангелии — это образ фарисея: человека который исполняет все 600 ветхозаветных заповедей, но внутри него нет ничего общего с праведностью. В его «багаже» — только показное соблюдение устоев.

Образ фарисея (справа) — один из самых ярких в Евангелии. Фарисейство стало олицетворением религиозного формализма. На иллюстрации изображена сцена из притчи про мытаря и фарисея.

В Нагорной проповеди Иисус Христос дал людям новую высоту: чистота человека измеряется не поступками, а чистотой мысли.

  • Если ты в мысли подумал о человеке зло — ты уже разрушаешь Божественный замысел о себе.
  • Если ты помогаешь человеку, но делаешь это только чтобы похвалиться перед собой — этому поступку мало цены.
  • Если ты просто посмотрел с желанием на чужую женщину — ты уже совершил прелюбодеяние.

Если мысли человека полны дисгармонии и в них нет любви, то и поступки в конечном итоге ни к чему хорошему не приведут — либо не дадут пользы самому человеку.

А если мысли человека чисты, то и сам человек, и жизнь его будет чиста.

Любовь — основа евангельского закона

Библия содержит в себе заповеди Ветхого и Нового Завета. Заповеди Ветхого Завета даны людям Богом, который послал пророка Моисея записать их. Назначение заповедей — защитить человечество от зла, а также предупредить об опасности греха.

Явившись в мир Иисус Христос заключил Новый Завет с людьми и даровал им заповеди Евангелия. Основой этого закона называется любовь. Необходимо отметить, что Христос не отменил старые заповеди, но наполнил их новым содержанием.

Таким образом человечество было переведено на новый уровень святости. Новый Завет говорит уже о том, как христианин должен жить, а не просто устанавливает запреты для того, чтобы оградить человечество от греха.


Икона. Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины. Бог даровал людям заповеди через пророка Моисея

Иисус Христос, искупив грехи человечества, заключил с Богом Новый Завет и даровал ему новые заповеди.

Заповеди любви в Ветхом Завете две. Они в Евангелии объявляются основной всего Божественного Закона и определяют содержание всех остальных заповедей.

Кроме того, эти заповеди объявляются Иисусом важнейшим при ответе на вопрос о высшем человеческом законе. Так, когда фарисей, знающий законы, спрашивает у Христа о том, какая заповедь из всех заповедей наиважнейшая, Он отвечает так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…

Вторая же подобная ей:

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

(Мф.22:37-40)

Любовь к богу — основная черта христианина. Далее идёт любовь к ближнему своему. При этом Христос говорит не только о прощении, но и любви. Например, говоря «возлюби врага своего», Спаситель идёт дальше заповедей Ветхого Завета. Он призывает прощать друг друга, а не мстить за злые дела.

Суть десяти заповедей Иисуса Христа — не творить зла

Заповеди Иисуса Христа говорят о том, как необходимо христианину строить свою жизнь. Так как они рассказывают о том, как достичь христианского совершенства, а значит Царствия Небесного, они получили название заповеди блаженства.

Их суть в том, чтобы приблизить человека к Богу, так как только в Нём содержится истинная радость для человека.


«Заповеди Блаженств», православная икона. Заповеди Христа говорят о том, что не только не нужно соблюдать запреты наложенные Богом, но и вести добродетельную жизнь

Так, в отличие от Ветхого Завета, все заповеди Нового Завета говорят о том, что христианин должен не только не грешить, но и изгнать из своей души даже помыслы о нём.

Грехи создают между человеком и Богом невидимую стену. Чтобы разрушить её мало не делать зла. Необходимо творить добро. Только в этом случае можно приблизиться к Богу. Для этого необходимо вести нравственную жизнь.

Десять заповедей, данные нам, Иисусом Христом начинаются со слова «блаженны».

Номер заповедиКто, согласно заповедям Христа блажененЧто их ждёт
1Нищие духомЦарство Небесное
2ПлачущиеУтешатся
3КроткиеНаследуют землю
4Алчущие и жаждущие правдыНасытятся
5МилостивыеПомилованы будут
6Чистые сердцемБога узрят
7МиротворцыБудут наречены сынами Божьими
8Изгнанные за правдуЦарство Небесное
9Все христиане, ели их будут поносить и гнать, и злословить за ХристаНаграда на небесах сравнимая с наградой пророков

Необходимо помнить, что это заповеди блаженства. Их девять. Заповеди любви стоят отдельно. В общей сложности они образуют те десять заповедей, которые нам известны.

Первая заповедь говорит о блаженстве нищих духом

В тексте первой заповеди из заповедей блаженства сообщается о блаженстве нищих духом. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что нищий духом человек сокрушён сердцем и смирен.

Его противоположность — гордый человек, имеющий о себе большое мнение и считающий себя духовно богатым.


Мирослав Йотов. Дедушка Добри. Болгарский старец Добри — образец человека, нищего духом. Он был смиренен перед Господом, вёл образ нищего и из собранной им милостыни помогал детским домам

Духовная нищета подразумевает то, что человек видит себя в истинном свете. Как нищий носит чужую одежду и питается тем, что ему подадут, так и он понимает, что всё получил от Бога. Эта заповедь как бы продолжает заповедь любви, в которой говорится:

«возлюби Господа Бога своего всем сердцем».

Таким образом, только тем, кто будет смирён перед Господом, обещается Царство Небесное, ведь они понимают, что все, что у них есть — это не их заслуга, а дар Божий. Его необходимо преумножать во спасение души, а не использовать для обогащения и властвования.

Первая заповедь

Бог указывает на Самого Себя, как на единого истинного Бога и запрещает оказывать божественное почтение кому-то еще. Бог создал человека, дал ему жизнь и после смерти призывает в свои небесные покои. Эта заповедь заняла первое место по той причине, что только Бог, и никто другой, должен быть для человека главной ценностью его жизни.

Грехи против первой заповеди:

– безбожие (отрицание существования Бога);

– многобожие (почитание различных божеств вместо единого Бога);

– ересь и раскол (неверное и извращенное толкование истинной религии);

– отчаяние (когда человек перестает надеяться на помощь и спасение от Бога);

– колдовство (обращение к демоническим силам);

– суеверие (обычным ситуациям и событиям приписывают сверхъестественное происхождение и значение).

Вторая заповедь обещает блаженство и утешение плачущим

Произнося вторую заповедь, Спаситель имел в виду не всякий плач, а только лишь плачь человека о своих грехах. Блаженство им обещано потому, что без покаяния нет единения с Богом. Этому препятствуют человеческие грехи.

Видеоролик: Евангелие от Матфея: 11.Нагорная проповедь. Блаженны плачущие.

Святые отцы говорят о покаянии, как о втором спасении. Кроме того, блаженными называются слёзы сострадания о ближнем своём.

Прощать людям согрешения Христос призывает на протяжении всей Нагорной проповеди.

Грехи есть у всех, поэтому не нужно кичиться мнимой безгрешностью, а каяться.

Ближнему же необходимо сострадать и только тогда плачущий может быть утешен, войдя в Царство Небесное.

Отец отверз небеса, чтобы утвердить Своего Сына

Бог сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Дважды Он это сделал голосом, который слышали все присутствующие. Второй раз Бог назвал Иисуса Возлюбленным на горе Ермон, в момент Преображения Господа. Гора Ермон считается самой высокой в Израиле. А крещение Иисуса было в самой низкой точке Земли (430 м. ниже уровня моря).

Обратите внимание: Бог назвал Иисуса «Возлюбленным Сыном» в самом низком месте Израиля и на самом высоком.

Вот так и с нашими детьми: говорите им о любви не только во время их высочайших достижений, но и тогда, когда они на самой низкой отметке. Даже если ваши дети подвели вас, скажите: «Я всё равно люблю тебя!».

Также поступайте со своим мужем или женой.

Только познав то, насколько Бог нас сильно любит, мы сможем отдавать свою любовь ближнему. Мы любим, потому что Бог первым возлюбил нас.

Отречение Петра

Когда Пётр в третий раз отрёкся от Христа и прокричал петух, Иисус посмотрел на Петра. В глазах Господа читалось: «Пётр, Я всё равно люблю тебя». И выйдя вон, Пётр громко заплакал.

Это сокрушило сердце Петра. Закон не может этого сделать. Слова, начертанные на камнях, не могут сокрушить сердце человека, а любовь может.

Иисус воскрес из мёртвых. Ученики в этот день ловили рыбу и ничего не поймали. Но когда они сделали то, что сказал Иисус, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

(Ин 21:4-5)

А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

Ученики не узнали Его. Но один из них узнал.

(Ин 21:6-7)

Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить
сети
от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.

Комментарий!

Самое быстрое восприятие у того, кто успокаивается в любви Господа к нему.

(Ин 21:9)

Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Смысл третьей заповеди состоит в покорности Божьей воли и мире с ближними

Спаситель нас учит быть покорным воле Отца Небесного, как был покорен Он. Только взявший на себя бремя Христа может найти покой как в земной, так и небесной жизни.

Христиане кротостью и смирением, не ведя воин, смогли обратить в христианскую веру огромную Римскую империю.

Примером покорности Богу служит святой Серафим Саровский. Его чтут на Руси не только за чудеса им совершённые, но и за его смирение.

Он не стал сопротивляться разбойникам, которые были слабее его, позволил себя избить. Святой просто не решился нарушить заповеди Божьи и впасть тем самым в грех.


Преподобный Серафим Саровский. Неканоничная икона

Преподобный Серафим Саровский. Святой — пример кроткого человека. Когда на него в лесу напали разбойники, он мог зарубить их топором, но не сделал этого, так как боялся нарушить заповедь Божию.

До конца жизни побоев, полученных от разбойников, ходил согбенный, с палочкой.

Кроткие люди не должны сердиться и сердить других людей. Такой человек обязательно получит земные блага и сможет войти в Царство небесное.

Восстающие же против воли Бога и ближних своих, этого не получат. В Евангелии от Матфея говориться, что даже жертвовать в храме нельзя, если человек находится в ссоре с кем-нибудь:

«…оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим…»

(Мф. 5:23)

Вторая заповедь

Бог запрещает почитать кумиров и идолов (любые предметы, существа и явления окружающего мира: солнце, луну, звезды, животных, растения), как делают язычники, и обожествлять их.

Стоит обратить внимание, что иконы и изображенные на них святые не являются идолами. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. Мы молимся не материальному предмету, доске с рисунком, а тому, кто на ней изображен. Святые – это люди, которые подают нам пример, как всей своей жизнью можно проповедовать и исповедовать любовь к Создателю и ближним.

Грехи против второй заповеди:

– обожествление человеком своих творений и поклонение им, как божеству (например: художник поклоняется своей картине, как наивысшему из творений);

– поклонение богатству и возведение денег, на уровень выше Бога;

– почитание иконы как материального предмета.

В четвёртой заповеди Христос обещает насытить ищущих истинное знание о Боге

В этой заповеди рассказывается не о тех, кто постоянно жалуется, конфликтует с окружающими, возмущается действиями властей и т.д. Иисус Христос здесь говорит о тех людях, которые желают Высшей Правды, то есть жизни в Боге. Для таких людей закон Божий важнее всех человеческих законов.


Старинная библия 16 века. В Библии изложено Божественное учение. Церковь Господь назначил в качестве носительницы Божьей Правды

Господь дал нам слово Божие. Это Библия. В ней изложено Божественное учение. Носительницей Божьей Правды Церковь. Жаждать именно эту правду, как голодный, должен каждый христианин.

Для этого необходимо посещать Храм, читать церковную литературу, Евангелие, молится. В результате такие люди получать насыщение от вечного источника — Спаса нашего Господа Иисуса Христа.

Милостивые — блажены и будут помилованы: об этом говорит пятая заповедь Христа

Под милосердием понимаются добрые дела по отношению к ближним. Христос говорит:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…»

(Мф. 6:14.)

Бог любит всем и посылает добро всем. При этом он радуется, если грешник кается.


Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885 — 1896 год. Милостивые добрыми делами оправдаются на Страшном Суде

Мы же должны совершать добро по отношению к ближним своим, не ожидая награды за это.

Делая добро, мы тем самым служим Богу. тНаграду же он даст нам сам по Воле Своей.

Милостивые смогут оправдаться своими добрыми делами на Страшном Суде. Те же, кто не вторит добро, те не смогут оправдаться, и не войдут в Царство Небесное.

Шестая заповедь говорит о чистых сердцем, которые узрят Бога

Под чистотой сердца в этой заповеди понимается душевная и умственная чистота. Человек должен воздерживаться не только от греховных поступков, но и от греховных мыслей. Человек может не убивать другого и не воровать, но быть при этом абсолютно греховным.

Видеоролик: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8) — Осипов А.И.

Любые тёмные помышления впоследствии станут тёмными делами. Только человек, имеющий чистые помыслы, может стать ближе к Богу и узреть его.

Господа не увидит тот, кто нечист. Увидеть Господа можно только с помощью чистого сердца и чистой души. Если же они замутнены грехом, то Бога человек никогда не увидит.

Текст 10 заповедей Божьих

1. Я Господь, Бог твой Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой –суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2-17).

В седьмой заповеди восхваляются миротворцы

Восьмая заповедь из Нового Завета говорит нам о том, что Бог любит тех людей, которые могут жить в мире с людьми и примирять их. Дело в том, что мы все Божьи чада и Отцу Небесному необходимо видеть, что мы все живём в мире.

Человек, живущий в мире с семьёй, соседями, знакомыми угоден Богу.

Тот же, кто со всеми конфликтует и разжигает ссоры, противен Ему.


Пастырь добрый (мозаичное изображение на фасаде храм Покрова Богородицы Бутырской тюрьмы). Христос Спасителей с овцой на плечах

Миротворцы ещё и потому угодны Господу, что они своей жизнью напоминают подвиг Христа. Иисус, сойдя на землю и искупив грехи человечества, восстановил связи с Богом. Она разрушилась из-за отпадения человека от Него при грехопадении.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Терпением вашим спасайте души ваши

(Лк. 21:19).
Претерпевший же до конца спасется
(Мф. 24:13).

Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.

В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.

Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание

. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.

* * *

Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его более частные.

1)
О поклонении Богу в духе и истине
(Ин. 4:24).

2)
О хранении святыни
– таинства веры «от врагов» (Мф. 7:6).

3)
О постоянстве в молитве
(Мф. 7:7–11).

4)
Об осторожности от лжепророков
(Мф. 7:15–23).

5)
О слушании слова Божия
(Мф. 12:50; Лк. 11:28).

6)
О исповедничестве
(Мф. 10:32–33).

7)
О пище духовной
(Ин. 6:27–71).

8)
О достоинстве и о несоблазнении детей
(Мф. 18:3–6, 10; Лк. 18:15–17).

9)
О здравом разсуждении и мире христиан между собою
(Мк. 9:50).

10)
О христианском суде
(Мф. 18:15–17).

11)
О всепрощении
(Мф. 18:21–35; Лк. 17:1–4).

12)
О жажде духовной
(Ин. 7:37–38).

13)
О познании истины, и о свободе от рабства греху
(Ин. 8:36).

14)
О разводе супругов
(Мф. 5:32; Мк. 10:2–12).

15)
О девстве
(Мф. 19:11–12).

16)
О неподавании соблазна ближнему
(Лк. 17:1–2).

17)
О силе веры
(Мк. 11:23–26).

18)
О хранении души для жизни вечной
(Лк. 18:18–22; снес. Ин. 12:25–26).

19)
Спасение от прельщений лжеучителей
(Мф. 24:4; Мк. 13:5–6; Лк. 21:8).

20)
О подражании примеру Спасителя
(Ин. 13:15–17).

21)
О скромности исполнителей всего повеленного
(Лк. 17:10).

22)
О воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу
(Мф. 22:21).

23)
О причащении
(Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20).

24)
Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя
(Ин. 13:34–35).

25)
О пребывании во Христе Спасителе
.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками. Пребудьте в любви Моей. Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам

(Ин. 15:4–14).
Кто будет веровать и креститься, – спасен будет; а кто не будет веровать, – осужден будет
(Мк. 16:16).
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се, Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь
(Мф. 28:19–20).

Давши ученикам Своим все вышеизложенныя заповеди, и в слове и примере Своем, Господь и Бог наш Иисус Христос на последней вечери с ними сказал им: Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам

(Ин. 13:15), и тем обязал всех Своих верных и истинных последователей – исполнять все Его заповеди неуклонно. Исполнять заповеди и повеления Господа и Спасителя нашего безусловно нам необходимо уже потому, что Он Господь и Спаситель наш. Исполнять заповеди Его необходимо для того, чтобы самым опытом познать животворную силу и Божественное значение их для нашей жизни:
Кто хочет творить волю Божию, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно?
– сказал Сам Господь (Ин. 7:17). Исполнять заповеди Христовы совершенно необходимо, чтобы войти в дух Христов, прилепиться к Нему всем существом своим: «прилепляющийся, – сказано, – Господу бывает един дух с Господом», – и таким образом делается истинным христианином, а кто мало заботится об исполнении, или и совсем не исполняет их, тот никогда не может стяжать Духа Христова, и, следовательно, напрасно будет носить на себе звание христианина:
кто духа Христова не имеет, тот не Его, не Христов
(Рим. 8:9), не христианин. Итак, возлюбленный мой собрат о Господе! Обрати все твое внимание на заповеди Христовы, имей их всегда пред глазами твоими и в руках твоих до тех пор, пока изучишь их, усвоишь их себе так, чтобы они сделались вечным достоянием твоим, – обратились в плоть и кровь твою. Тогда тебе легко будет исполнять их, во всех потребных случаях жизни твоей, а, исполняя их, ты будешь истинным последователем Спасителя твоего и несомненно получишь спасение.

* * *

„Иди за Мною“.

Есть в Евангелии и еще одна заповедь Господа, – краткая по выражению, но всеобъемлющая по смыслу, – заповедь, призывающая Его последователей:
иди за Мною
. В заключение обращаем на нее внимание, по изъяснению св. Тихона Задонского.

Иди за Мною

, – сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Петру (Ин. 21:19). Относится это слово и ко всякому последователю Христову. Слово весьма важное и внушительное потому уже одному, что вышло из уст Самого Спасителя нашего.

Важность и силу сего слова раскрыл святитель Тихон, во второй части своего «Сокровища духовного, от миpa собираемого», в статье 46, под названием: «Иди за Мною». Бывает, говорит он, что один другому, в различных случаях, говорит: «иди за мною».

Христианин! так Христос Господь всякому из нас говорит: иди за Мною

. Читай св. Евангелие, внимай Ему, и услышишь сладчайший сей глас Его:
иди за Мною
. Я твой Создатель, а ты создание Мое:
иди за Мною
. Я Царь твой, а ты подданный Мой:
иди за Мною
. Я Бог твой, облекшийся в подобострастную плоть твою:
иди за Мною
. Я ради тебя в мир пришел:
иди за Мною
. Я к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех явился на земле:
иди за Мною
. Я, неприступный Херувимам и Серафимам, сделался приступен грешникам и тебе:
иди за Мною
. Я, Царь Небесный, ради тебя пожил на земле:
иди за Мною
. Я, всесильный и всемогущий, ради тебя сделался немощным:
иди за Мною
. Я, будучи богат, ради тебя обнищал, да ты обогатишься Моею нищетою (2Кор. 8:9):
иди за Мною
. Я, Господь славы, ради тебя был поруган и обесчещен:
иди за Мною
. Я, живот вечный и присносущный, тебя ради вкусил смерти, смерти же крестной:
иди за Мною
. Я, седящий на престоле славы и от Ангелов покланяемый, хвалимый и славимый, ради тебя похулен был от грешников:
иди за Мною
. Я, один имеющий бессмертие и живущий во свете неприступном, ради тебя вменен был в мертвых и положен в темном гробе:
иди за Мною
. Я, твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который, не серебром и золотом, но Своею Кровию искупил тебя от диавола, смерти и ада:
иди за Мною
. Видишь Мою к тебе любовь: покажи и ты любовь свою к Любителю твоему, и любовно:
иди за Мною
. Твоя любовь приносит пользу тебе, а не Мне; как и нелюбовь твоя вредит тебе, а не Мне:
иди за Мною
.

Господи! что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши его

– думаешь о нем?
Человек суете уподобися
(Пс. 143:3–4). «Пою Тя: слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо пришел еси, мене ища заблудшаго. Тем многое Твое снисхождение, еже до мене, прославляю, Многомилостиве!»
Готово сердце, Боже, готово сердце мое
. «Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей!»

Что, христианин! захочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который зовет тебя к Себе и не идти за Ним? Страшно это и бесстыдно! страшно, чтобы не подвигнуть Его на праведный гнев, не подпасть праведному суду Его и таким образом не погибнуть. Бесстыдно:, ибо Он высочайший твой Любитель и Благодетель. Скажи, пожалуй, если бы царь земной позвал тебя следовать за со­бою, – не поспешил ли бы ты за ним с радостью, бросивши все, ради малой и временной чести и ко­рысти? А тут Царь царствующих и Господь господствующих, – Царь небесный зовет тебя следовать за Собою: иди за Мною!

и зовет не к временной чести, славе и корысти, но к вечному животу и царствию, к вечной чести и славе:
иди за Мною, иди за Мною
, и приведу тебя в Мое вечное Царство, к небесному и вечному Моему Отцу:
никтоже бо приидет ко Отцу, токмо Мною
(Ин. 14:6). Грешник! неужели ты и после сего не бросишь всего и не пойдешь за Ним?! Но, ведь, Он продолжает звать всех грешников: блудник прелюбодей и любитель нечистоты! слушай глас Господень:
покайся, и иди за Мною
. Злобный мститель и убийца! слушай глас Господень:
покайся и иди за Мною
. Вор, хищник, грабитель и лихоимец! слушай глас Господень:
покайся, и иди за Мною
. Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! слушай глас Господень:
покайся и иди за Мною
. Лжец, обманщик, прельститель и лицемер! слушай глас Господень (Мф. 24:13):
покайся, и иди за Мною
. Всякий грешник, живущий в нераскаянии! слушай глас Господень:
покайся, и иди за Мною
. Слушай глас, зовущий тебя, слушай глас Того, Который так возлюбил тебя, и такой милостивый, человеколюбивый и чудный показал промысл о тебе, слушай глас Его:
покайся, и иди за Мною
.

Всякого человека зовет Господь: человек, – любимое Мое создание! Я сошел с неба, чтобы тебя возвести на небо: иди за Мною

. Я пожил на земле, чтобы тебя соделать жителем небесным:
иди за Мною
. Я не имел, где главы подклонить, чтобы тебя привесть в дом Отца Моего Небеснаго:
иди за Мною
. Я трудился, чтобы тебя ввесть в вечный покой:
иди за Мною
. Я обнищал, чтобы тебя обогатить:
иди за Мною
. Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, чтобы подать тебе утешение, радость и веселие:
иди за Мною
. Я был похулен, поруган и обезчещен, чтобы тебя, – обезчещенное Мое создание, почтить и прославить:
иди за Мною
. Я был связан, чтобы разрешить тебя от уз греховных:
иди за Мною
. Я – Судия живых и мертвых – был судим и осужден, чтобы тебя избавить от вечнаго суда:
иди за Мною
. Я был вменен с беззаконными, чтобы тебя оправдать:
иди за Мною
. Я вкусил смерти, смерти же Крестной, чтобы оживить тебя, – создание Мое, умерщвленное ядом змеиным:
иди за Мною
. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся:
иди за Мною
. Я сел одесную Бога и Отца, чтобы ты прославился:
иди за Мною
. Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты был подобен Мне:
иди за Мною
. Я взял на Себя образ твой, чтобы и ты был сообразен Мне:
иди за Мною
. Я пришел к тебе, чтобы тебя – любезное Мое отпадшее создание – привлечь к Себе:
иди за Мною
. Видишь, человек, показанную любовь Мою к тебе; видишь и промысл Мой о тебе; за все это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты был Мне благодарен и шел за Мною, и таким образом получил бы спасение с вечною славою. Я хочу этого от тебя, да будет и твое хотение сего.
Иди же за Мною
, Который алчу и жажду спасения твоего, и подам тебе спасение Мое.

Возлюби Мою нищету, – и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, – и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, – и будешь ими истинно покоен и мирен. Оставь землю, – и будешь иметь небо. Оставь мир, – и будешь внутри себя иметь Бога. Отрекись себя, – и будешь истинно обладать собою. Оставь утехи плоти и Мира, – и будешь иметь истинное yтешениe. Оставь богатство тленное, – и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, – и будешь иметь небесную. Иди за Мною

, – и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но все истинное, несравненно лучшее того, что оставишь.

Итак, душа грешная! слушай и внимай глас Любителя и Искупителя твоего Иисуса; и иди за Ним, да постигнешь. Поспешай, возлюбленный, поспешай, пока Он зовет, и двери отворены. Небо отверсто; и входят в него мытари, прелюбодеи и все кающиеся грешники. Поспешай туда же и ты, бедный грешник да и ты получишь Царство небесное. Туда во­шли Апостолы, Мученики, Святители, Преподобные и все Святые Божии, и водворяются ныне в обителях Отца Небеснаго. Идут туда и ныне многие, и приходящие и все идущие за своим пресладким Иисусом, благодатию Его, вселяются в покое вечном.

Душа моя! слушай и ты глас Господень, и прилепись к той святой дружине: иди с ними за Bеpным вождем Иисусом, да в час исхода твоего услышишь глас Его: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов небесных». Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно

, – говорит св. ап. Петр (1Пет. 2:21–23). И Сам Господь сказал:
Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет
(Ин. 12:26).
Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин
(Мф. 10:38).
Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный
(Ин. 8:12).

Но бывает и то, что один зовет человека, говоря: «иди за мною»; и другой, отзывая его к себе, говорит ему тоже: «иди за мною». Тако Христос говорит всякому христианину: иди за Мною

, как сказано выше; а сатана враг рода человеческаго – отзывает человека к себе и шепчет в уши его: «иди за мною». Шептание его столько раз слышит человек, сколько раз чувствует в сердце своем возстающие злые и Богопротивные помыслы: все это есть мерзкое его шептание. О, человек! кого тебе лучше послушать? Христа ли Господа твоего, Который показал о тебе такой чудный промысл и хочет спасти тебя, и привести тебя в вечное Свое Царствие, как выше ты видел? Или злаго шепотника-диавола, который хочет отвести тебя от Христа – Спасителя твоего, и вринуть тебя в вечную погибель?

Христос есть Свет; диавол есть тьма. Христос есть Жизнь, диавол есть смерть. Христос есть Истина; диавол есть ложь и отец лжи. Христос есть Любитель твой; диавол есть враг твой. Христос есть Благодетель твой; диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро; диавол, – крайнее зло. Христос есть Спаситель твой; диавол – губитель твой. Христос хочет спасти тебя, ибо для того и в мир пришел, ради тебя; диавол хочет вечно погубить тебя. Христос хочет дать тебе жизнь вечную; диавол хочет на веки умертвить тебя. Христос хочет ввести тебя в Свое вечное Царство; диавол хочет привести тебя за собою в вечное мучение. Христос хочет на веки обогатить тебя; диавол хочет сделать тебя на веки нищим. Христос хочет на веки прославить тебя; диавол хочет посрамить тебя. Христос хочет вечно почтить тебя; диавол хочет вечно обезчестить тебя.

Видишь, что есть Христос и что есть диавол; и – ради чего он шепчет тебе, и – отзывает от Христа – Господа твоего – в след себя. Он хочет погубить тебя на веки, как и сам находится в погибели. Это его хитрость! Это его умысел против нас! отрекись же, отрекись, возлюбленный, от этого злаго шепотника, и плюнь на него, как это сделал ты при святом крещении. И, отвратившись от того прелестника, обратись ко Христу Господу твоему, и последуй Ему верою и правдою, как обещался Ему в крещении. – Он твой Бог, Господь твой, Любитель твой, Благодетель твой, вечный Живот твой, присносущный Свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без Которого не можем быть блаженными ни в сем веке, ни в будущем. – Пристань же и прилепись к Господу твоему, по словам: мне же прилеплятися Богови благо есть!

(Пс.72:28).

Но, несмотря на то, что диавол есть губитель, многие слушают его, и идут за ним великими толпами. – Идут блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты. Идут памятозлобивые, человеконенавистники, убийцы и проливающие кровь человеческую. Идут противящиеся родителям, не почитаюшие, злословящие их. Идут воры, хищники, грабители, мздоимные судьи, удерживающие плату наемников и похищающие чужое добро – всякою неправдою и лестью. Идут клеветники, ругатели и все, языком своим, как мечем, бьющие и уязвляющие ближняго своего, Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут лукавые, хитрецы, прельстители и все, прельщающие ближняго своего. Идут всякие беззаконники, развращенные жизнию своею, противящиеся слову Божию. Идут, наконец, возлюбившие век сей, мудрствующие земная, а не горняя

, любящие жить в гордости и пышности Мира сего. Словом: идут все, которые о Боге и слове Божием небрегут – прилепляются сердцем к земному, а о вечном спасении своем, приобретенном кровию Христовою, нерадят: все таковые идут в след сатаны. Всем таковым приличествует оное Апостольское слово:
се некие развратишася вслед сатаны
(1Тим. 5:15) Ибо все таковые стыдятся (срамляются) слов Христовых и Самого Христа, – страшатся (ужасаются) Его – смиреннаго, поруганнаго, обезчещеннаго и удаляются от Него; но хотят быть с прославленным. Не хотят с Ним быть здесь в мире сем и Ему последовать; однако же, хотят быть участниками Царствия Его, что есть дело невозможное. – С кем кто здесь – в мире, с тем будет и в будущем веке.

О, человек, который носишь на себе имя Христово, но следуешь за сатаною! Вспомни, какия отрицания и обеты делал ты в крещении, – как отрицался сатаны и всех дел его, и всея гордыни его,– как плевал на него, – как отходил от него; и как пристал ко Христу, – как обещался и присягал – работать Ему верою и правдою, – последовать Ему – смирением и любовию, как последует невеста жениху. Где же ныне те твои отрицания? где обеты? где присяга? где работа Христу? Где последование Ему? Богу солгал ты, а не человеку

. Бога оставил ты, а не человека. Свет оставил ты и возлюбил тьму. Живот оставил ты и возлюбил (избрал) смерть.

Вспомни это и обратися ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прельстителя того, как Израиль от фараона. И хотя он погонится за тобою, потому что лишился своей добычи; но ты дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих, и поможет тебе. Он, Который умер за тебя, ждет тебя, и с радостию – милосердыми объятиями – обымет тебя, яко блуднаго сына (Лк. 15:20). А когда освободишься от тяжкой работы мучителя твоего, – с радостию воспоешь победную песнь Помощнику твоему: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бога Отца моего, и вознесу Его

(Исх. 15:2). Возрадуются о тебе и Ангелы на небе:
радость бо бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся
(Лк. 15:10).

Восьмая заповедь говорит о изгнанных ради правды

Христиане знают, что Истина — это Господь. Именно поэтому Его ещё называют Солнцем правды. За его, за Правду христиане принимали и принимают страдания.

Именно поэтому путь христианина считается путём воина Христова. Даже если нет гонений и притеснений, христианин вынужден всегда бороться с грехом.


Илья Глазунов. Вечная Россия. Период гонений на православие в России во времена советской власти является образцом заповеди о изгнанных за веру

Многие из тех, кто его окружает, не воспринимают праведный образ жизни. Поэтому верующий человек может подвергаться осмеянию и поруганию. Именно поэтому Господь обещает пострадавшим за правду Царствие Небесное.

Третья заповедь

Запрещается произносить имя Бога без почтения или между слов в разговоре. В библейские времена Бог и имена, носимые Им, были неразрывно связаны. И если Господь свят, то свято и Его имя, к которому нужно относиться с почтением и благоговением.

Грехи против третьей заповеди:

– легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах;

– богохульство и кощунство (когда о Боге говорят шутя и насмехаясь);

– нарушение клятв, данных Богу.

Восьмая заповедь порождает девятую

Девятая заповедь Иисуса Христа — продолжение восьмой. Дело в том, что гонения за правду обычно сопровождаются гонениями за веру. Высшее же проявление любви к Господу — это желание пожертвовать жизнью ради Него.

Такое желание называется мученичеством. Все мученики за веру имеют высокую награду, а путь им указал сам Спаситель.


Сорок мучеников Севастийских XVIII век. Москва. Севастийские мученики — образец поведения настоящего христианина

Мученики за веру будут всегда. Даже если человек живёт в христианской стране, он может стать жертвой предрассудков, которые Церковь ещё не победила, поэтому Господь и обещает мученикам Царство Небесное.

Кроме того, когда на землю придёт Антихрист, он будет преследовать христиан и к этому необходимо быть готовым.

Другие заповеди Иисуса рассказывают о христианской морали

Во время Нагорной проповеди Спаситель произнёс ещё несколько заповедей. Они составляют моральную основу христианства. Некоторые из заповедей стали крылатыми выражениями.

Так «не видишь бревна в твоём глазе» говорят часто, когда отвечают на несправедливые укоры. При этом многие даже не знают, откуда пошло это выражение.

Видеоролик: Нагорная проповедь. Толкование Евангелия от Луки.

Лучше всего изучить полный текст Нагорной проповеди, а не отдельные заповеди.

Дело в том, что если запомнить отдельные выражения, например, «ржа не истребляют и где воры» или «когда творишь милостыню, твори её тайно», то не всегда можно понять смысл остальных заповедей.

Сами же заповеди не подлежат суду и поэтому нельзя искажать их текст. Всё что сказано древним Новый Завет почитает.

Если что-то непонятно, стоит обратиться к священнику. Он, как в силу своего сана видящий тайное, сможет разъяснить смысл любой заповеди Христовой.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]