Пастырские встречи. Иисусова молитва
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. Как ей научиться, как не терять внимание в разговоре с Господом, проговаривать молитву вслух или молиться в тишине? Иеромонах Лука (Ауле), насельник Сретенского монастыря, на Пастырских встречах отвечает на эти вопросы.
– Отец Лука, что такое «делание Иисусовой молитвы»?
– Все очень просто. Иисусова молитва очень краткая и в целом она передает содержание всего Евангелия. Мы исповедуем Иисуса Христа Богом и Спасителем нашей жизни и каемся пред Ним в наших грехах, и желаем исправления. Эта молитва отражает все Евангелие: «Господи Иисусе Христе
– это исповедание Бога, –
Сыне Божий, помилуй мя грешнаго
». Сами нечистые, когда их вопрошали святые отцы о том, чего они больше всего боятся, говорили, что – Иисусовой молитвы. А все потому, что творить ее нужно очень быстро, и нечистые не успевают рассеять помыслами делание. Но нечистые мешают, когда мы молитву начинаем творить машинально и не прилагаем ума к словам. Такая молитва называется оскверненной.
– Как не рассеиваться на молитве и как научиться вниманию?
– Первый дар в молитве Иисусовой – это дар внимания. Он приходит в уме, потому что именно умом, этой чистейшей частью нашей души, мы молимся Богу, и, соответственно, в уме у нас формируется эта концентрация внимания. Что такое внимание? Это не рассеянность различными помыслами, которые приходят к нам от четырех сторон: от нашего естества, от нашего разума, от воспоминаний нашей памяти в разумной силе, от ангела и от худого, скажем так, от нечистого. Он тоже может нас осквернять этими помыслами и нам их внушать. Наш ум привыкает к вниманию. Каким образом? Просто нужно заниматься молитвенным деланием и прежде всего акцентировать свой ум на словах молитвы, заключать ум в слова молитвы. У человека рождается покаянный дух, сердце начинает сострадать тому, что оно слышит в своем уме. Когда сердце сострадает, начинается плач покаяния о себе как о падшем грешнике. Когда человек начинает такое делание, его ум укрепляется и получает некий навык внимания. Этот дар Божий приходит не сразу, но он приходит к тем, кто деланием занимается постоянно. Можно практиковать подобное делание, например, когда у вас какое-нибудь нехорошее состояние духа. Например, вы раздражаетесь или осуждаете, захлестывает вас зависть к успехам вашего ближнего или, например, когда вы унываете. Этот дух может прийти отовсюду, от всего. Враг вас ежедневно, ежесекундно хочет погубить. Поэтому надо всегда за собой следить и следить прежде всего за мыслями. Основное делание христианина – следить за своим сердцем и за тем, чтобы ум не расхищался.
Основное делание христианина – следить за своим сердцем и за тем, чтобы ум не расхищался
Сама молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать, которой мы движемся, спасаемся и исцеляем свои грехом поврежденные души.
– Читать молитву Иисусову можно молча, про себя?
– Святые отцы учили так: «Хотя бы шепотом, но проговаривайте эти молитвы». И если у вас совершенно нет такой возможности, то, конечно, молитесь про себя. Например, если мы едем в транспорте или находимся там, где много людей, и будем молиться про себя, надо прилагать ум и не забывать то, что мы молимся. А если у вас есть возможность, то хотя бы шепотом творите молитву Иисусову.
– Можно ли совмещать Иисусову молитву с делами мирскими? Например, я знаю человека, который ходит заниматься в спортзал и в это время про себя читает Иисусову молитву.
– Это уже у человека высший пилотаж, насколько я понимаю, – ходить в спортзал и еще молитву творить. Я думаю, худого ничего не будет, если вы действительно будете творить молитву при ваших житейских делах. И я думаю, что молитва вам даже сразу поможет отойти от чего-то неправильного и направит на правильный поток, на правильное размышление.
Читал у Оптинских старцев такую историю. У одного человека жила птица, которая научилась говорить, а так как этот человек постоянно шептал молитву Иисусову, то эта птица тоже постоянно ее произносила. И когда на эту птицу налетела большая птица и схватила ее, маленькая птица произнесла Иисусову молитву, и тогда большая птица отпустила маленькую и улетела.
– Как заставить себя быть дисциплинированным, собранным в молитве, отстать от лени и как укротить в себе гнев?
– Это, конечно, вопрос очень интересный и очень сложный. Как таковые эти страсти – лень и гнев – принадлежат раздражительной силе. Постом и молитвой ослабляются действия страстей в человеке. И, в частности, когда приходят в порядок наш разум и наши желания, раздражительная сила приходит в некое спокойствие. Но как нам привести в порядок разумную и желательную силу? Прежде всего, с помощью поста, который мы время от времени не любим. Когда мы прилагаем молитву к молитве, она помогает нам сконцентрировать ум на общении с Богом. Мы начинаем действительно молиться и перестаем гневаться.
– Если расхищается ум на другие мысли, сколько и как должно читать Иисусову молитву?
– Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств, как об этом говорят святые отцы. Здесь и ваше должно быть творчество с рассуждением, и обязательно должен быть совет с вашим духовным отцом. Я думаю, каждый приобщался молитвы Иисусовой в той или иной степени и, наверное, каждый проходил определенные этапы. Например, этап страхования в молитве, когда человек начинает бояться, то есть начинает молиться Иисусовой молитвой и ему делается страшно – это страхование. Святые отцы успокаивают и говорят, что такие этапы нужно преодолевать, благословляясь у своего духовного отца, терпя подобные искушения, исповедуя их, и главное – не оставляя это делание. Определенные этапы роста в молитве неминуемо будут сопровождаться какими-то скорбями и искушениями. Как говорил батюшка Серафим Саровский, книги деланию не научат, в нем нужна практика. Поэтому, сколько бы мы ни читали, но, если мы с вами не будем практиковаться, движения как такового у нас не будет.
Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств
– Надо ли брать благословение, чтобы молиться за других людей?
– Разные бывают люди, и разные у людей бывают состояния, смотрите просто по своему сердцу. Вас попросили помолиться – вы помолитесь. Если у вас начинается какое-то искушение, вы скажите своему духовному отцу, что за такого-то человека стала молиться и мне стало плохо, или такое искушение духа пошло, или уныние напало, или еще что-то – духовник сразу поймет и вам скажет, можно ли дальше продолжать молиться или нет. Поэтому советую, чтобы у каждого был пускай не духовник, но какой-то наставник, батюшка, который вам подсказывает, вас благословляет, за вас молится. И этого уже будет немало. Но молиться за людей необходимо – нам это Господом заповедано. Но если духовник вам не благословит по какой-то причине за кого-то молиться, то слушайтесь духовника.
– А за врагов молиться?
– Молиться за врагов – это же заповедь Божия: «Молитесь за врагов своих» (см.: Мф. 5: 44).
– Я молилась за самоубийцу. Это плохо? Так можно делать?
– Я приведу пример. Преподобный Антоний однажды стоял на молитве, и к нему подошел человек сзади и сказал: «Антоний, помолись за меня Богу». Он говорит: «Конечно, я помолюсь». И когда он молился Богу об этом человеке, ему Господь сказал: «Знаешь, за кого ты молишься? За беса». А Антоний говорит: «Как? Он же попросил меня, и я молюсь Тебе. Я же не знал, что это бес. Почему Ты мне этого не открыл?», а Господь ему говорит: «Я это сделал для того, чтобы ты понял, что Я готов простить и беса, если он покается. Скажи этому человеку, когда он к тебе придет в следующий раз, чтобы он обратился на восток и три года, не сходя с места, молился простой молитвой: «Господи, прости мне мою древнюю злобу», и Я его прощу». Антоний так и сделал, когда нечистый вновь явился к нему, а тот засмеялся и сказал: «Антоний, да нам это не надо, мы проклятые», – и ушел. Я к чему вам это говорю? Подвижники молились, бывало, и за бесов, жалея их, что они пропадут и будут во веки веков мучиться.
И другая история. Оптинский старец не благословил монахине молиться за бесов, но она все равно продолжала, и бесы к ней приходили и благодарили ее за молитву. А потом эта монахиня согрешила содомским грехом и ушла из монастыря.
– Отец Лука, а вообще можно молиться за бесов без благословения?
– Это самая настоящая прелесть. Благословение нашего духовного отца для нас свято, и ослушаться духовного отца – это уже признак прелести.
– Как одновременно и радоваться, потому что говорят: «Всегда радуйтесь
» (1 Фес. 5: 16), и скорбеть, когда нас призывают скорбеть о своих грехах, ведь эти два чувства противоположны друг другу?
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей книге в главе о прелести говорит о том, что если вы стоите на молитве и в молитве вас посетило умиление, то есть вы заплакали, обрадовались сердцем, получили некое такое утешение – думаю, каждый такое испытывает, – то поблагодарите Бога за такое посещение. Но если вы на следующий день стали на молитву и вновь ожидаете посещения подобного умиления, то вы в прелести. Здесь что-то похожее на это.
Мы всегда должны быть в покаянном духе. Всегда. И у нас в сердце всегда должна быть сформирована исповедь. Мы всегда должны смотреть на свое сердце, в чем мы согрешаем. И когда человек приходит на исповедь, если он живет духовной жизнью, ему всегда есть в чем покаяться. И, наоборот, когда мы приходим на исповедь и нам не в чем каяться – это вопрос о том, живем ли мы духовной жизнью? Поэтому радоваться надежде на то, что есть милость Божия к нам о нашем спасении, о том, что Бог промышляет о нас и хочет нам спасения, и делает для этого все, – это нам радость. А покаяние наше о том, что мы не исполняем заповеди Христовы, мы грешим, но надеемся на Его милость.
Мы всегда должны быть в покаянном духе. И у нас в сердце всегда должна быть сформирована исповедь
– Батюшка, скажите, пожалуйста, что значит: «Всяк человек ложь
» (Пс. 115: 2) и «
Кто не заботится о своих, тот хуже неверного
» (1 Тим. 5: 8)?
– Мы с вами так или иначе повреждены грехом. И это есть ложь. Ложь – то, что мы пребываем во грехе, в этой нечистоте, в этом нечистом духе. И когда мы согрешаем, а согрешаем мы постоянно, в каждом дне и практически в каждой минуте, если не делом, то хотя бы мыслью, и поэтому в каждом дне и в каждой минуте мы с вами должны в противовес этому всегда приносить Богу покаяние и не отчаиваться, но всегда понимать, что мы люди грешные. И вот из этой греховности делать движение к Богу. И, как правило, эти шаги будут заключаться в нашем смирении, а смирение, прежде всего, будет заключаться в том, что мы сознаем себя грешными и потому нам нет дела до того, кто и чем грешит, какими грехами. Мы в этом случае видим самих себя, свои грехи, в них каемся. А когда видим прегрешения других людей, нам становится не до осуждения этих людей, а скорее, наоборот, мы сострадаем и начинаем за них молиться, чтобы они отошли от этих грехов и покаялись, и чтобы у них так же, как и у нас, было покаянное делание.
Ну а что касается второй части фразы «тот хуже неверного»… Христианин имеет в себе Христа, то есть любовь, а любовь, прежде всего, жертва, когда человек не о себе думает, а о другом. Человек уже не принадлежит себе, работает не ради себя, а ради ближних своих по любви.
– Подскажите, как не осуждать?
– Где-то у святых отцов я читал очень интересное наставление: если вы попадаете в ситуацию, когда осуждают ближнего, сразу скажите: «Давайте лучше меня осудим, я хуже него», – и на этом разговор сразу закончится. Или: «Братья, да, он плохо сделал, но давайте за него с вами сейчас акафист почитаем».
– Когда ты постишься, некоторые люди смотрят на тебя как на белую ворону и смеются над тобой. Как ответить им достойно?
– Если вас осуждают и злословят, и при этом не имея основания, то порадуйтесь за это. Значит, вы Богу угождаете. Другое дело, если вас злословят за что-то, и то надо всегда постараться понять, какой мотив имеет это злословие. Если вас осуждают конкретно за Церковь, за Христа – тогда вы блаженны, тогда вы угодили Богу. Помните, как апостолы пришли, проповедовали, а потом их побили, и когда они вышли, были радостными, потому что пострадали за Христа.
– Как относиться к эволюции и доисторическим людям, похожим на обезьян?
– Честно скажу: в теорию Дарвина о том, что человек произошел от обезьяны, я не верю. Человека таким создал Бог, не из какой обезьяны, и никакой эволюции не было. Нам об этом говорит Священное Писание.
Приведу умилительный рассказ одного замечательного батюшки – он совсем недавно умер, – архимандрита Антония (Гулиашвили). Ехал летом он в поезде в купе, а его попутчиком был человек, который занимал серьезный пост, был директором, по национальности он был чукча откуда-то из северных регионов. И он начал с батюшкой упорно воевать по поводу того, что человек произошел от обезьяны. А батюшка Антоний ему и так, и так пытался объяснить. А тот: «Нет, что вы мне доказываете? Ведь столько книг посвящено тому, что человек произошел от обезьяны. Проходил эволюционные этапы именно так». А батюшка устал, замолчал, а уже собралась большая такая аудитория слушателей. Батюшка помолчал, вздохнул и говорит: «Знаете, кажется, вы меня убедили. Существуют определенные типы людей, которые произошли от обезьян».
– Каким должно быть правильное отношение духовного отца к духовному чаду и наоборот?
– Самое главное: «Не сотвори себе кумира». Когда духовный отец начинает затмевать человеку Христа, это самое неправильное. Вспомним Иоанна Крестителя, который указывает на грядущего Бога Спасителя. Он проповедовал о Христе, но говорил, что недостоин развязать ремень обуви Его
(Мк. 1: 7). Надо всегда помнить, что духовник только направляет свое чадо к Богу и ни в коем случае не должен становиться препятствием между духовным чадом и Богом.
– Почему человек впадает в одни и те же грехи? Как это остановить?
– Прежде всего вы должны знать, что есть наше покаяние. Это не просто на исповеди называть одни и те же грехи. Покаяние – изменение себя. Когда человек идет на исповедь, он должен думать о том, как и что нужно сделать, чтобы подобного греха не совершать. Он должен подумать о том, как избавиться от этого греха, какие средства применить. Я знал одного человека, который впоследствии стал монахом. Он рассказывал, что когда он шел на исповедь, он не каялся в грехах, а работал над ними. И, возможно, за это Господь его миловал и прощал. Он трудился каждодневно над этим грехом, как его не повторять, и не повторял, и когда он уже утверждался в этом делании где-то месяц, и второй, и третий, он уже видел, что он этот грех уже не совершает, он шел и его исповедовал. И всякий раз, когда мы впадаем в такие грехи, мы порой не задумываемся над нашим покаянием и над тем, как нам поработать над тем, чтобы этот грех в себе искоренить, что сделать для этого.
– Как сохранить благодать после Причастия? Как понять, какой способ стяжания благодати лучший?
– В свое время преподобный Серафим Саровский говорил о том, что более всего Божественной благодати Духа Святаго дает молитва непрестанная и чтение Святого Писания и святых отцов. Более всего молитва, а в частности Иисусова молитва, дарует человеку благодать Духа Святаго.
Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети.
Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же — невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа» (1Петр.3:4). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: «Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» (2Кор. 4: 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего — невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс.63:7). Также и апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» (1Кор.2:11). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.