Православие и спорт
“Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт”, — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.
Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.
Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.
Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.
Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.
Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.
Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):
Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?
Что может дать спорт православному христианину
Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?
Прежде всего, рассмотрим физическую “оболочку”. Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела “на совесть”, это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.
Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60‑х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить “по часам”.
Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: “Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула”. Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.
Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.
Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно “второе дыхание”. Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое “здесь и сейчас”, что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?
Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.
Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.
Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.
Каким спортом можно заниматься православному
Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.
Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.
В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.
Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника “в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других”. Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами “можно ли православным заниматься спортом” и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.
Автор: Екатерина Соловьева
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
«Со спортсменкой из мусульманской семьи поговорил православный священник»
Настрадавшаяся за последние дни фигуристка Камила Валиева побеседовала с духовником олимпийской сборной России Андреем Алексеевым. Этот разговор, состоявшийся перед решением Спортивного арбитражного суда, вызвал дискуссию в соцсетях.
В частности, на эту тему высказался первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов.
«Из того, что со спортсменкой из мусульманской семьи Камилой Валиевой в непростые для нее дни поговорил православный священник, мы поняли, что, во-первых, рядом с нашими спортсменами в олимпийской деревне присутствует православный священник, а, во-вторых, ни от каких других религий (несмотря на то, что традиционных религий в России четыре) духовенства возле наших атлетов на Олимпиаде нет», — пишет Мухетдинов.
«Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности»
«Здесь, наверно, можно было бы много рассуждать, что религиозной поддержкой олимпийской сборной должны заниматься представители всех основных традиционных конфессий России. В Русской императорской армии были же полковые муллы, — говорит казанский публицист Марк Шишкин. — Но если смотреть глубже, тема «большой спорт и религия» вообще может привести к полной ревизии существующих институтов, взять хотя бы те сюжеты, что лежат на поверхности».
Фото: Рамиль Гали
По его словам, Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности. Их отмена совпала с утверждением в античном мире христианства, а их возрождение хронологически совпадает с началом дехристианизации западной цивилизации.
«У мусульман, полагаю, есть немало своих претензий к этому феномену. В частности, к дресс-коду участников и участниц. Надо ли представителям авраамических религий играть на этом поле, или лучше солидаризоваться со все возрастающим числом критиков олимпийского движения? Это вопросы гораздо более значимые, чем то, что с татарской девочкой поговорил русский священник. И ответ на эти вопросы должен быть очень взвешенным», — резюмирует Шишкин.
Фото на постере: fsrussia.ru
«Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять»
«А разве она не имеет права беседовать с кем захочет? — задается вопросом советник муфтия РТ по социальным вопросам, имам-хатыйб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов. — У нас в стране существует свобода вероисповедания, каждый имеет право придерживаться той или иной религии либо не придерживаться ее вовсе. Если это выбор Камилы, к тому же, если разговор носил отеческий характер и оказал на нее благотворное влияние, я не вижу в этом ничего плохого. Она молодая девушка, на нее столько всего свалилось, ей нужна поддержка. Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять».
Фото: Салават Камалетдинов
Россия — многоконфессиональная страна, и если отечественные спортсмены захотят, чтобы на Олимпийских играх присутствовали духовные представители других религий, этот вопрос можно вынести на обсуждение, например, на уровне Общественной палаты, считает Баязитов.