Беседы с батюшкой. Спорт, физическая культура и православие


Православие и спорт

“Ты спор­том увлёк­ся? Нель­зя пра­во­слав­но­му, это к куль­ту тела при­ве­дёт”, — из опа­се­ний мамы за сво­е­го 35-лет­не­го сына. В дей­стви­тель­но­сти, мож­но или нель­зя пра­во­слав­но­му зани­мать­ся спор­том? Пред­ла­га­ем чита­те­лю рас­суж­де­ния на тему сов­ме­сти­мо­сти заня­тий спор­том с пра­во­слав­ным мировоззрением.

Мно­гие миряне, лишь толь­ко обре­тя веру, начи­на­ют отно­сить­ся к спор­ту как к неду­хов­но­му дела­нию. По сему заня­тия физи­че­ской куль­ту­рой опре­де­ля­ют­ся как грех и отсе­ка­ют­ся. Это одна из при­чин, по кото­рой в хра­ме мы заме­ча­ем нема­ло сгор­бив­ших­ся муж­чин и жен­щин с выда­ю­щи­ми­ся впе­рёд живо­та­ми. Хоро­шо это или пло­хо, рас­суж­дать слож­но. О дви­же­ни­ях серд­ца зна­ет Гос­подь, сам чело­век и его духов­ник. Если заня­тия спор­том иску­ша­ют хри­сти­а­ни­на настоль­ко, что вво­дят, к при­ме­ру, в тще­сла­вие, гор­дость и меша­ют духов­ной жиз­ни, и вправ­ду сто­ит креп­ко поду­мать о их мере. Напри­мер, про­фес­си­о­наль­ный спортс­мен дол­гое вре­мя может про­жить в покло­не­нии сво­им куб­кам и меда­лям, тще­сла­вить­ся пер­вен­ством, или же про­сто релье­фом сво­их мышц. Когда в этом состо­я­нии чело­век начи­на­ет вку­шать пло­ды хри­сти­ан­ской духов­ной жиз­ни, пагуб­ность тако­го отно­ше­ния к спор­ту и телу ста­но­вит­ся столь оче­вид­ной, что он может оста­вить про­фес­си­о­наль­ные заня­тия. Сто­рон­ним наблю­да­те­лям это пока­жет­ся стран­ным и нело­гич­ным, одна­ко само­му быв­ше­му спортс­ме­ну будет доста­точ­но регу­ляр­ных домаш­них тре­ни­ро­вок. И уж поверь­те, он нисколь­ко не будет чув­ство­вать себя неудачником.

Конеч­но, при­ве­ден­ный при­мер — не повод отно­сить­ся к про­фес­си­о­наль­но­му спор­ту как к сата­нин­ской дея­тель­но­сти. Спор­тив­ный труд может явить­ся сту­пень­кой к встре­че с Богом.

Рас­смот­рим при­ме­не­ние физ­куль­ту­ры и спор­та к жиз­ни обыч­но­го миря­ни­на. Каков вред и како­ва поль­за заня­тий спор­том для совре­мен­но­го пра­во­слав­но­го при­хо­жа­ни­на, живу­ще­го духов­ной жиз­нью? Для это­го обра­тим­ся к пас­тыр­ской прак­ти­ке свя­тых отцов. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник реко­мен­до­вал гим­на­сти­ку тем, кто зани­ма­ет­ся умствен­ной дея­тель­но­стью. Свя­ти­тель Васи­лий (Пре­об­ра­жен­ский) и пра­вед­ный Алек­сий (Мечёв) так­же сове­то­ва­ли сво­им духов­ным чадам тре­ни­ро­вать­ся для раз­ви­тия физи­че­ской силы и борь­бы с праздностью.

Кто-то может воз­ра­зить: ведь у более ран­них свя­тых отцов мы не нахо­дим таких сове­тов. Вер­но, но взгля­нем на жизнь совре­мен­но­го горо­жа­ни­на. Чем боль­ше раз­ви­ва­лась циви­ли­за­ция, тем боль­ше про­грес­си­ро­ва­ла гипо­ди­на­мия — ослаб­ле­ние тела вви­ду скуд­ной физи­че­ской актив­но­сти и сидя­че­го обра­за жиз­ни. (См.: Насколь­ко уко­ра­чи­ва­ет­ся жизнь чело­ве­ка во вре­мя сиде­ния) Взять, к при­ме­ру, хотя бы совет­ские вре­ме­на, когда огром­ное коли­че­ство людей тру­ди­лось в сель­ском хозяй­стве. Им не нуж­но было при­ду­мы­вать себе допол­ни­тель­ные физи­че­ские нагруз­ки. Эти люди были силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми. Мно­гие из них, став в насто­я­щем бабуш­ка­ми, удив­ля­ют­ся, как могут так мно­го болеть 25-лет­ние пар­ни и девуш­ки. Да, тогда жилось в стране нелег­ко. Мно­гим и воду холод­ную при­хо­ди­лось при­но­сить, и печ­ку топить в квар­ти­ре (!), что для совре­мен­ных людей немыслимо.

Что же, отклю­чим теперь воду и ста­нем её при­но­сить на себе? Это было бы весь­ма стран­ным реше­ни­ем. Луч­ше, навер­ное, поду­мать о том, что делать с физи­че­ской актив­но­стью жите­лей мега­по­ли­сов, сре­ди кото­рых, кста­ти, и наши дети.

Взгля­нем, к при­ме­ру, на сред­ние реко­мен­да­ции по дви­га­тель­ной актив­но­сти Все­со­юз­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры. Итак, усред­нён­ные нор­мы заня­тий физ­куль­ту­рой (часов в неделю):

Зани­ма­е­тесь ли вы столь­ко физ­куль­ту­рой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Хри­сти­а­нин, как извест­но, все­гда зада­ёт себе вопрос: для чего мне это? Внеш­ние дей­ствия долж­ны нести опре­де­лен­ную поль­зу, что­бы этим зани­мать­ся. Так для чего хри­сти­а­ни­ну зани­мать­ся физ­куль­ту­рой и спортом?

Преж­де все­го, рас­смот­рим физи­че­скую “обо­лоч­ку”. Спорт и физи­че­ские тре­ни­ров­ки — это хоро­шее само­чув­ствие, укреп­ле­ние сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, опор­но-дви­га­тель­но­го аппа­ра­та. У пра­во­слав­но­го чело­ве­ка мно­го обя­зан­но­стей. Забо­та о близ­ких, учё­ба или рабо­та (ино­гда и то, и дру­гое), труд на при­хо­де во сла­ву Божию, волон­тёр­ство… Дума­ет­ся, все согла­сят­ся, что пра­во­слав­ные живут более насы­щен­ной жиз­нью, чем свет­ские люди. Ска­жем, для мно­гих людей явля­ет­ся подви­гом встать в вос­кре­се­нье в том же часу, что и в буд­ние дни. Веру­ю­щий чело­век в меру сво­их сил ста­ра­ет­ся упра­вить дела “на совесть”, это тре­бу­ет нема­лых тру­до­вых затрат. У физи­че­ски непод­го­тов­лен­но­го хри­сти­а­ни­на порой может про­сто не остать­ся сил на молит­вен­ное пра­ви­ло. Сло­вом, совре­мен­но­му пра­во­слав­но­му чело­ве­ку нуж­но всё успеть и мак­си­маль­но каче­ствен­но. Это­му вполне могут помочь физи­че­ские тренировки.

Спорт и физ­куль­ту­ра — это отлич­ные анти­де­прес­сан­ты. Часто при­хо­дит в голо­ву вопрос, поче­му рань­ше не было столь­ко нуж­да­ю­щих­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи? Ещё в сере­дине XX века людям при­хо­ди­лось мно­го зани­мать­ся физи­че­ским тру­дом. К при­ме­ру, моей бабуш­ке, живу­щей на съём­ной квар­ти­ре в про­вин­ци­аль­ном горо­де в 60‑х годах, при­хо­ди­лось при­но­сить воду, рубить дро­ва, топить печь, а нуж­но было ещё пости­рать, сго­то­вить. С 3 меся­цев ребён­ка отда­ва­ли в ясли, шли рабо­тать и при­бе­га­ли кор­мить “по часам”.

Люди тогда пере­но­си­ли опыт пре­одо­ле­ния физи­че­ских труд­но­стей в пси­хо­ло­ги­че­скую плос­кость, полу­чая есте­ствен­ные анти­де­прес­сан­ты: “Всё, спра­ви­лась, смог­ла. Сил нет, усну­ла”. Я счи­таю, одной из при­чин усу­гу­бив­ших­ся у совре­мен­ных людей пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем отсут­ствие нор­маль­ной физи­че­ской активности.

Далее лежит очень тон­кая грань меж­ду пси­хо­ло­ги­че­ским и духовным.

Кто как не спортс­ме­ны зна­ют, что если думать о том, как на тебя посмот­рят, ниче­го не полу­чит­ся? Они каж­дый раз испы­ты­ва­ют на тре­ни­ров­ках, как важен настрой. Сколь­ко бы ты ни падал, важ­но встать и дви­гать­ся впе­рёд, делать это дело, не опус­кать руки. Люди, зани­ма­ю­щи­е­ся спор­том, пусть и люби­тель­ским, зна­ют, как важ­но дви­гать­ся, когда кажет­ся, что уже нет сил. Шаг впе­рёд и вот оно “вто­рое дыха­ние”. Людям спор­та хоро­шо зна­ко­мо, когда физи­че­ски вро­де бы дела­ешь то, что и обыч­но, а резуль­тат нуле­вой. Они зна­ют, что такое “здесь и сей­час”, что такое отре­шить­ся от полу­че­ния резуль­та­та и радо­вать­ся про­цес­су. Спортс­ме­нам хоро­шо извест­но, как слож­но вос­ста­нав­ли­вать фор­му после пере­ры­ва в тре­ни­ров­ках. Им хоро­шо извест­но, что спор­тив­ный резуль­тат дости­га­ет­ся толь­ко через труд, пот, боль, слё­зы. Не прав­да ли, это цен­ные иллю­стра­ции духов­ных законов?

Важ­но, что опыт физи­че­ской актив­но­сти может ока­зать неоце­ни­мую помощь в духов­ной жиз­ни. Напри­мер, побу­дить к молит­ве тогда, когда, кажет­ся, нет сил. Не нару­шать ритм духов­ной жиз­ни, пото­му что горь­ко будет ощу­щать рас­тра­ты и тру­дить­ся по их вос­пол­не­нию. Ста­рать­ся забо­тить­ся о сего­дняш­нем дне и не забе­гать дале­ко вперёд.

Отдель­но нуж­но ска­зать о том, что спорт улуч­ша­ет внеш­ний вид чело­ве­ка. Так ли это важ­но? Ока­зы­ва­ет­ся, да. И хри­сти­а­ни­ну в том чис­ле. С точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии внеш­ний вид — это невер­баль­ный (бес­сло­вес­ный) спо­соб обще­ния. Что мы, пра­во­слав­ные, хотим сво­им внеш­ним видом ска­зать свет­ско­му миру? Что пра­во­сла­вие — это вера, кото­рая всех дела­ет суту­лы­ми и некра­си­вы­ми? Или же, что мы — образ Божий, пре­крас­ные хра­мы Свя­то­го Духа? К сожа­ле­нию, часто наши близ­кие заме­ча­ют лишь суту­лость и высту­па­ю­щий живот. Порой это так­же отвра­ща­ет от веры, как и попыт­ки их насиль­но воцерковить.

Мы укра­ша­ем зда­ния хра­мов. Как было бы пре­крас­но укра­сить храм нашей души чисто­той, здо­ро­вьем, ров­ной осан­кой, физи­че­ской силой, скром­ной, но кра­си­вой одеж­дой и дру­гим бла­го­об­ра­зи­ем. И здесь сно­ва в помощь физ­куль­ту­ра и спорт. Но и в этом слу­чае нуж­на ого­вор­ка. Забо­та о внеш­нем, как мы зна­ем, не долж­на зани­мать все мыс­ли пра­во­слав­но­го, мешать его обыч­ным делам и осо­бен­но духов­ной жиз­ни. Полез­но при­слу­ши­вать­ся к сове­сти и чув­ство­вать ту грань, когда здо­ро­вая забо­та о теле пере­хо­дит в уго­жде­ние плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Преж­де все­го, необ­хо­ди­мо отсечь духов­но опас­ные виды физи­че­ской актив­но­сти, кото­рые тес­но пере­пле­те­ны с оккульт­ны­ми прак­ти­ка­ми, такие, напри­мер, как йога, тибет­ская гим­на­сти­ка и др. Жела­тель­но поду­мать о том, что­бы вид спор­та был без­опас­ным для жиз­ни, не был излишне рискованным.

Для детей тре­бу­ет­ся что-то увле­ка­тель­ное — само­кат, вело­си­пед, конь­ки, роли­ки. Если роди­те­ли, напри­мер, ката­ют­ся на роли­ко­вых конь­ках вме­сте с детьми, это про­сто заме­ча­тель­но. Здесь физи­че­ская нагруз­ка, сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, воз­мож­ность вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са на лич­ном при­ме­ре и мно­го дру­гих пози­тив­ных моментов.

В каж­дом слу­чае выбор вида спор­та будет инди­ви­ду­аль­ным. В опа­се­нии вре­да, кото­рый может при­не­сти кон­крет­ный вид спор­та духов­ной жиз­ни кон­крет­но­го чело­ве­ка, нуж­но так­же глу­бо­ко раз­би­рать­ся, к каким стра­стям склон­на его душа. Напри­мер, склон­ным к тще­сла­вию и гне­ву, пожа­луй, луч­ше не выби­рать команд­но-сорев­но­ва­тель­ные виды спор­та (фут­бол, бас­кет­бол, волей­бол и др.). Под­рост­кам же порой, наобо­рот, будут полез­ны эти игры, что­бы научить­ся рабо­тать в коман­де, раз­де­лять побе­ду на всех, пре­одо­ле­вать пси­хо­ло­ги­че­ские барьеры.

Сло­вом, выбор вида и уров­ня физи­че­ской актив­но­сти для каж­до­го пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на инди­ви­дуа­лен и зави­сит от мно­гих фак­то­ров, в т. ч. и духов­ной жиз­ни. Здесь нет и не может быть одно­знач­но­го для всех реше­ния. Выбор необ­хо­ди­мо делать с рас­суж­де­ни­ем, кото­рое по сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка “в ново­на­чаль­ных есть истин­ное позна­ние сво­е­го душев­но­го устро­е­ния… В сред­них оно есть чув­ство, кото­рое непо­гре­ши­мо раз­ли­ча­ет истин­но доб­рое от есте­ствен­но­го и от того, что про­тив­но доб­ро­му… В совер­шен­ных рас­суж­де­ние есть нахо­дя­щий­ся в них духов­ный разум, даро­ван­ный Боже­ствен­ным про­све­ще­ни­ем, кото­рый сво­им све­тиль­ни­ком может про­све­щать и то, что есть тем­но­го в душах дру­гих”. Поль­зу­ясь рас­суж­де­ни­ем и сове­том духов­ни­ка, мы пере­ста­нем мучить батю­шек на фору­мах вопро­са­ми “мож­но ли пра­во­слав­ным зани­мать­ся спор­том” и сде­ла­ем новый шаг в сто­ро­ну духов­ной зре­ло­сти, ответ­ствен­но­сти за свою жизнь.

Автор: Ека­те­ри­на Соловьева
Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

«Со спортсменкой из мусульманской семьи поговорил православный священник»

Настрадавшаяся за последние дни фигуристка Камила Валиева побеседовала с духовником олимпийской сборной России Андреем Алексеевым. Этот разговор, состоявшийся перед решением Спортивного арбитражного суда, вызвал дискуссию в соцсетях.
В частности, на эту тему высказался первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов.

«Из того, что со спортсменкой из мусульманской семьи Камилой Валиевой в непростые для нее дни поговорил православный священник, мы поняли, что, во-первых, рядом с нашими спортсменами в олимпийской деревне присутствует православный священник, а, во-вторых, ни от каких других религий (несмотря на то, что традиционных религий в России четыре) духовенства возле наших атлетов на Олимпиаде нет», — пишет Мухетдинов.

«Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности»

«Здесь, наверно, можно было бы много рассуждать, что религиозной поддержкой олимпийской сборной должны заниматься представители всех основных традиционных конфессий России. В Русской императорской армии были же полковые муллы, — говорит казанский публицист Марк Шишкин. — Но если смотреть глубже, тема «большой спорт и религия» вообще может привести к полной ревизии существующих институтов, взять хотя бы те сюжеты, что лежат на поверхности».


Фото: Рамиль Гали

По его словам, Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности. Их отмена совпала с утверждением в античном мире христианства, а их возрождение хронологически совпадает с началом дехристианизации западной цивилизации.

«У мусульман, полагаю, есть немало своих претензий к этому феномену. В частности, к дресс-коду участников и участниц. Надо ли представителям авраамических религий играть на этом поле, или лучше солидаризоваться со все возрастающим числом критиков олимпийского движения? Это вопросы гораздо более значимые, чем то, что с татарской девочкой поговорил русский священник. И ответ на эти вопросы должен быть очень взвешенным», — резюмирует Шишкин.

Фото на постере: fsrussia.ru

«Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять»

«А разве она не имеет права беседовать с кем захочет? — задается вопросом советник муфтия РТ по социальным вопросам, имам-хатыйб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов. — У нас в стране существует свобода вероисповедания, каждый имеет право придерживаться той или иной религии либо не придерживаться ее вовсе. Если это выбор Камилы, к тому же, если разговор носил отеческий характер и оказал на нее благотворное влияние, я не вижу в этом ничего плохого. Она молодая девушка, на нее столько всего свалилось, ей нужна поддержка. Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять».


Фото: Салават Камалетдинов

Россия — многоконфессиональная страна, и если отечественные спортсмены захотят, чтобы на Олимпийских играх присутствовали духовные представители других религий, этот вопрос можно вынести на обсуждение, например, на уровне Общественной палаты, считает Баязитов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]