Икону Богородицы «Спорительница хлебов» вспоминают 28 октября. Образ появился сравнительно недавно (в конце 19 века) и заметно отличается от привычных изображений Божией Матери. «Спорительницу Хлебов» считают чисто русским иконографическим сюжетом, который не распространился в иных национальных православных сообществах.
История появления и обретения Хлебной иконы
Хлебная икона Богородицы известна с 16 века. В 1538 году в Соловецкий монастырь забрел необычный странник. Простая и неопрятная одежда, изможденная внешность не могли скрыть образования паломника.
Тайна происхождения открылась только духовнику и настоятелю. Им оказался состоятельный московский боярин Федор Колычев, впоследствии ставший митрополитом Московского патриархата. Достигнув 30-летнего возраста, устав от придворных интриг, Федор решил отказаться от мирской жизни и удалился в монастырь.
Прослужив некоторое время послушником, Федор принял монашеский постриг под именем Филипп. Монастырская пекарня была определена как место послушания монаха. Выпечка была очень тяжелой. Каждый день приходилось делать огромное количество просфор и хлебов не только для братьев-монахов, но и для паломников.
Но Филипп не роптал, терпеливо вынося послушание. Молитвы помогли ему перенести все невзгоды. Филипп горячо молился прежде всего Царице Небесной. И Богородица поблагодарила преподобного, прислав ему свой образ.
Не желая расставаться со священным образом, Филипп всегда держал икону при себе, ставя ее возле печи. Перед передачей к братьям преподобный выставил все сладости перед Богородицей, прося ее благословения. Монахи, пришедшие за хлебом, словно получали его из рук Матери. За это сакральный образ стали называть Пане («Хлеб») или Запечным.
Спустя годы Филипп стал настоятелем монастыря, прослужив на этом поприще 18 лет. Затем он был назначен митрополитом Московским царем Иваном Грозным.
Богоматерь «хлебная» очень почиталась обитателями Соловецкого монастыря, а ее чудодейственная сила стала известна во многих уголках России. Чудотворный образ долгое время хранился в Преображенском соборе, но после закрытия монастыря был утерян.
За годы существования иконы с нее было изготовлено несколько копий, один из которых отправлен в Леушинский женский монастырь. Она была подарена монахиням монастыря неизвестной паломницей в 1880 году. Настоятельница монастыря приказала поставить священную икону в пекарне и ежедневно читать перед ней бессонного Акатиста.
С приходом Советской власти в 1931 году монастырь был закрыт. При создании Рыбинского водохранилища (1941-1946 гг.) Леушинский монастырь оказался под водой, и святой образ был безвозвратно утерян.
Следующий вид хлебной иконы пришелся на 1941 год, во время блокады Ленинграда. Чудотворный образ неожиданно явился простой женщине Наталье Васильевне Федоровой. Собираясь на семейные пособия, женщина стала мишенью. Поднявшись с земли после бомбежки, он увидел три иконы, на одной из которых была надпись «Хлеб».
На протяжении многих лет в семье женщины хранился священный образ. Перед смертью дочь Натальи Васильевны Нина Михайловна передала в храм иконы Божией Матери «В поисках заблудшего» образ Богородицы».
Как правильно молиться перед иконой «Спорительница хлебов»
Освященную икону можно приобрести в любой церковной лавке и поместить в домашний иконостас. Молитвы Небесной Заступнице возносят с благоговением и верой, не спеша, не требуя сиюминутного выполнения своих желаний. Для обращения к Божией матери читают богородичные молитвы или же молятся своими словами.
В день почитания чудотворного образа «Спорительница хлебов» заказывают молебен в храме, читают акафист со специальными дополнениями, написанными Амвросием Оптинским. Помощь в благом начинании всегда придет, главное — сохранять искреннюю веру и упование на милость Божию.
Описание и значение образа Божьей Матери
Долгое время Соловецкий монастырь оставался без чудотворного образа. Не так давно монастырь пополнился одним из списков Хлебной иконы.
Запеченная икона была приобретена одним из благотворителей и передана на Соловецкий двор перед праздником Рождества Богородицы. Еще один список составлен преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии Валентиной Ждановой.
На иконе Пресвятая Дева Мария изображена живой:
- на голове Богородицы голубой колпак (тарелки);
- на синюю тунику наброшен красный омофор;
- на плечах и лбу Богородицы сияют три звезды, символизирующие вечную девственность;
- голова склонена к Божественному Младенцу, сидящему на руке Богородицы;
- второй рукой указывает на Христа, направляя верующих к Иисусу;
- спаситель благословляет Мать правой рукой;
- в левой руке Юноша держит свернутый свиток.
По обе стороны от Богородицы — изображения апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца. Эта икона находится в Успенской церкви в Санкт-Петербурге, воздвигнутой в честь жертв блокадного Ленинграда.
Чудотворный образ Богородицы напоминает всем людям об их хлебе насущном. Но в евангельском смысле «хлеб» толкуется гораздо шире, чем обычная еда.
Согласно Евангелию, духовное общение с Господом понимается как хлеб насущный, без которого человеческая душа мертва. Приняв в себя Бога, православные христиане кормят душу хлебом, готовя ее к жизни вечной.
Икона Образ Божией Матери «Хлебенная (Запечная)» 15х10см на натуральном дереве в подарочной коробке
Икона написана на натуральной деревянной доске, изготовленной из массива мореного дуба. Образ откопирован с авторского списка методом, получившим одобрение русской православной церкви.
При окончательном оформлении образа использовались специальные фронтажные грунты, выравнивающие лаки и темперные краски. Венец и поля иконы вручную украшены рельефным орнаментом и натуральным жемчугом или полудрагоценными камнями.
В чем помогает икона Божией Матери «Хлебенная (Запечная)»
- От голода и нищеты.
- Преодоление финансовых трудностей.
- Поиск и сохранение работы.
- Помогает унять тревогу и обрести веру в будущее.
Гарантия подлинности
К каждому живописному образу прикладывается номерное свидетельство, в котором подробно расписана вся информация об иконе:
- Имя художника,
- Материалы, из которых она изготовлена,
- Гарантия соответствия канонам Православной Церкви.
Подарочная упаковка
Каждая икона размещается в красивой деревянной шкатулке из натурального дерева с откидной крышкой и замочком.
Очень удобно для особого подарка!
Образ
Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу. Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также «Запечной» или «Хлебной».
После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память — 22 января н.ст.) образ «Хлебной» Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.
Начало Неусыпающего акафиста в Леушинском монастыре
Началом «чину Неусыпающего акафиста» послужило принесение в конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист.
Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в 1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери и другие списки Ее икон. Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная». «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на минуту».
К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в советское время был утрачен. После затопления великой обители его местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует подворье Леушинского монастыря.
Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина «Чудотворные иконы Матери Божией» давало только общее представление о его иконографии — близкое к «Скоропослушнице». Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась «Хлебная» икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда «Радетель» Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы.
Нина Михайловна Федорова — коренная петербурженка. Родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы.
В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно тяжело. «Ни воды не было, ни еды», — вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба — «он такой черный был, с землей и опилками» — не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни газеты. «Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама». В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении «Хлебной» иконы:
«Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался — когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: «Ложись все!» — и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла — там ничего не было, а поднялась — вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: «Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?» Поняла, что находка была не случайной — это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: «Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла». Та ответила: «Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами», — и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно». Прочитав название на одной иконе — «Хлебная Пресвятая Богородица» — Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой. На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса. «Хлебная» Богоматерь послала хлеб. «Это была первая помощь от иконы, — говорит Нина. — Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай — бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла».
Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны — Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья.
5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150 пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья. Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки. Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу. Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам. На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Наверное и количество пирожков Хлебной Божией Матери было не случайным.
В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям».
Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова вернулась старинная Соловецкая икона.
В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили. Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным на Соловецком подворье в Москве. Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт для поклонения каждый день.
Все эти благодатные события стали новым явлением и прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и дарует нам Хлеб Вечной Жизни — Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа.
Икона — лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.
Почитание в православии
День празднования и почитания иконы Хлеба назначен на 21 сентября по новому стилю (8 сентября по юлианскому календарю). В этот день во многих православных храмах проводится праздничная служба, посвященная чествованию чудотворного образа. Во время Литургии вспоминаются исторические эпизоды, во время которых явилось заступничество Богородицы.
После службы священник раздает верующим кусок освященного хлеба. Многие люди носят его с собой, помещая в дома, чтобы сохранить как святыню, поскольку хлеб, освященный во имя Пресвятой Девы Марии, приносит как материальное, так и духовное процветание.
О чем просят перед Хлебной иконой святой Богородицы
Хлебная икона Богородицы считается чудотворной. Многие прибегают к молитве перед священным изображением, прося о помощи:
- решать финансовые проблемы;
- сохранить или найти достойную работу;
- избегать голода и бедности;
- обрести уверенность в завтрашнем дне.
Но человеческое существование не ограничивается питанием тела. Также необходимо питать душу, чтобы достичь духовного единения с Господом. Поэтому они обращаются к Образу хлеба с просьбой прислать духовную помощь, укрепив их в вере.
Молиться можно как дома, так и в церкви. Даже если этого изображения нет в доме, можно молиться перед любой иконой Пречистой Матери или перед иконостасом. Главное — искренне верить, что Богородица выслушает просьбу и окажет помощь.
Где можно найти святой лик Богородицы
В 1892 году Святейший Синод указал вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Последующие события, случившиеся с этой иконой, не фиксировались, поэтому сейчас точное ее местонахождение неизвестно. Есть предположения, что подлинник ныне храниться в Литве в селе Михнево, что под Вильнюсом. В самой Шамординской обители, возродившей свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Богоматери.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Кукша Одесский: молитва, иконы, житие
Дни совершения празднований иконе «Спорительница хлебов»
Ровно за год до своей смерти, 15 октября 1890 года, отец Амвросий Оптинский велел послушнице записать свою волю о том, чтобы каждый год 15 октября по старому стилю (28 октября — по новому) в Шамординской обители правили службу, читали акафист и пели во славу Богородицы.
Храни Вас Господь!
Смотрите еще и видео об иконе Богородицы «Спорительница хлебов»:
Текст молитвы
Молитва первая
О, кто все поет, Мати, хлебом жизни нас кормит!
Примите эту молитву, которая поет от нас, непоколебимых рабов Божьих, которые превознесены для вас и, стоя перед вашим образом, вы поразитесь величию ваших чудес, явленных с древних лет и до сих пор изливающих реки милосердия в Хлеб твой насущный, полный благодати, являясь всем помощникам, яви нам свое чудесное заступничество. Бегая к святой иконе своего «Зерна», не презирай нас, грешников, но, как Милосердная Матерь, пошли нам пропитание и пропитание на хорошее время, накорми нашу голодную душу и наполни наши сердца сладостью небесной и молись за всех, кто они призывают вас.
Благослови каждый дом и свой народ, созидай всякую добрую жизнь и храни ее в наших домах в довольстве пшеницы; давайте не будем взывать к Господу напрасно: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня».
О, щедрая на милость Богородицы, родившей Слово!
Если вы изольете на нас, грешников, большую часть своей милости и той милости, которая особенно дарована нам в наших страданиях, и всякий раз, когда мы оказываемся в трудную минуту, в нашей бедности и нищете, мы останемся, даже если мы хочу получить от тебя утешение и помощь, полную благодати, не погибни чрево наше, как рабы Божьи, оно в бедности, но всякое довольство от тебя более приемлемо, твои слуги всегда спасаются от всех свирепых. О Мать, наша любящая Бога, Которая организует и направляет нашу земную жизнь к спасению, приветствуй наши молитвы и мольбы; пусть наша молитва не будет напрасной, но мы, жалуясь на свои грехи, в нашей бедности, созидаем и помогаем, Владичица, но и в этой жизни жадно вкушаем слезный хлеб истинных грехов покаяния, раз уж насытимся Хлеб Животных, благословенный и самый святой плод твоего чрева во веки веков. Доверив нам свою защиту и свое спасительное провидение, ваша хвала не ограничена, с наших уст, ниже вера и любовь к вам, всегда понимайте, что вам нравится, и чтобы спасти нас, и наши глаза доверяют вам, Владычица Богородицы , мы непрестанно поем гимны Ты: Радуйся, Благословен, Радуйся, Восхищался; Радуйся, блаженная; Радуйся, вовек прославленная; и проси Сына Твоего возлюбленного, Спасителя нашего, пощады для нас, грешных, Ему все угодно, с его Хлебом, спасающим наши души. Аминь.
Молитва вторая
Царица Небесная Пресвятая Богородица Непорочная Дева Мария Матерь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
С плачем мы молим Тебя, Заступник ревностный, не оставляй нас Недостойные рабы Божии для Его милости и защиты, Яко избравший землю Русскую в удел. Небесная Мать Мы просим вас не оставлять нас из любви к вашей Матери и явить нематериальный хлеб, как будто вы показываете Сына Божьего в этом мире для спасения всех людей, не оставляйте нас, как в голоде и мор не оставляли людей без укрытия Верные Триединому Богу, Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу, животворящему.
И освободить весь народ от нашествия темных сил, как в осажденных городах и поселках они освобождали и спасали через молитвы.
Перед вашим чистейшим образом я проявил много милосердия. Молитесь в слезах, слушайте нас, как будто во время осады Соловецкого монастыря и не оставляли подвижников и людей, по молитве святителя Филиппа, без заступничества и милости его Матери, как будто в осажденном городе Севастополь явил небесный хлеб, словно в осажденном городе Петров, проявив много милосердия и помощи Его Матери для всех, ищущих убежища в своих молитвах перед Твоим Чистым Образом «Хлеба» в годы правления безбожных властей. Не позволяйте противникам в эти дни истреблять верных людей Святой Единосущной и Неделимой Троицы и молитесь Твоему Сыну и нашему Богу Иисусу Христу, чтобы они помиловали всех православных, предстающих перед Твоим Чистым Образом. Ради любви к Матери своей не оставляй нас грешниками, Не оставляя святого Филиппа, его потомки найдут твой святой образ за гротом. Молитесь, слушайте нас, рабы Сына Твоего и Господа нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, и покройте Свое земное наследие и всех людей Православной веры своим покровом. Течет Вашему благородному образу «Хлеба» В наши дни даже те, кто у власти, будут пренебрегать этим народом, которым они избраны для правления. Слушайте нас и не оставляйте нас без царя, помазанника Божьего, как будто вы выбрали царствовать на земле России.