Матерь Божия укрывает Своим омофором Россию
Жизнь церкви складывается из цепочки ежедневных событий. Каждый день повествует нам о житии святого или празднике. За двенадцать месяцев церковных богослужений нам открываются все исторические события. Ветхий и Новый Завет, писавшийся веками, мы проживаем за один короткий год. Каждый христианин прекрасно понимает, что каждый новый день несёт в себе новую идею, наполненную духовным содержанием.
Праздники, установленные Церковью – это духовный труд, но никак не праздное время препровождения. Эти особые, Светлые дни, напоминают нам о произошедших давным-давно событиях, которые изменили не только человеческое мировосприятие, но и мир в целом. Мы начинаем задумываться о смысле своей жизни и промысле Божьем в судьбе каждого из нас.
Одним из самых почитаемых и любимых праздников православным миром, является Покров Пресвятой Богородицы, который своими корнями уходит глубоко в прошлое. Праздник пришёл к нам из Греции, и стал одним из главных, хоть и не является двунадесятым праздником. Русские люди особо почитают Пресвятую Богородицу, и Матерь Божья укрывает Своим омофором Россию.
Покров стал надеждой на спасение
Изначально праздник был установлен в честь Божьей Матери, Которая простёрла Свой омофор над молящимися и спасла жителей Константинополя от неминуемой смерти. По прошествии времени праздник приобрёл более глубокий смысл. Покров Пресвятой Богородицы стал для верующих надеждой на спасение и защиту от всех превратностей жизни, будь то житейские трудности, сложные проблемы, тяжёлая болезнь. Всеобъемлющая любовь Царицы Небесной нас обнимает, поднимает и выносит даже из самых тупиковых ситуаций. Её сердце вмещает скорби всего мира, поэтому и получаем помощь от Божьей Матери по молитве к Ней.
Господь явил нашему грешному миру Великое Чудо, Он подарил нам любовь и заботу в лице Пресвятой Матушки Богородицы. Каждый, кто призвал Её Пречистое имя, навсегда укрыт Её сияющим омофором. Каким же тусклым и бесцветным, пустым и никчёмным был бы наш мир без благодати Божьей, без света любви к нам, грешным, Царицы Небесной.
В минуты беспросветной скорби мы идём в храм, зажигаем свечу пред иконой, смотрим на Пречистый лик, и в душе начинает что-то происходить. Словно в кромешной тьме загорается яркая звезда, мрак уже не кажется таким непроглядным, горе и проблемы такими неразрешимыми. Становится тепло, по-настоящему тепло, будто нас укутали мягким и тёплым пледом. Размягчается окаменевшее сердце, слёзы раскаяния текут по щекам, омывая и возрождая к жизни умирающую душу. Даже если нет сил молиться, Господь знает всё, мы дома, мы с Ним, под Его Святой защитой.
Православная Церковь в наши дни стала тем самым покровом, который нас защищает, спасает, исцеляет. Участвуя в Таинствах Церкви, мы прикасаемся к благодати, которая остаётся в нас. Она даёт силы и уверенность, что мы не одни. Даже неверующие люди, однажды обратившиеся к Божьей Матери, подтверждают, что всё-таки есть какая-то сила, которой подвластно всё. Самым удивительным образом приходит помощь в решении проблемы, это невозможно объяснить, а уж тем более назвать случайностью или совпадением.
В наш век компьютеров и интернета есть много сайтов, где люди делятся произошедшими с ними чудесами. Люди, лежащие на смертном одре, по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников ко Господу, исцелялись. У врачей нет другого объяснения, кроме как – чудо. Сколько семей благодаря молитвенной помощи Божьей Матери обрели счастье быть родителями. Невероятным образом появлялись деньги, находилась работа, налаживались отношения на работе и дома. Таких историй много, все они разные, так же, как разные судьбы у людей.
Матерь Божья укрывает своим омофором Россию, окутывает нас материнской заботой и любовью. В благодарность за Её предстательство перед Богом мы строим и освящаем в честь Её храмы и монастыри. Каждая написанная икона, каждое доброе дело – проявление нашей к Ней любви.
Праздник Покров почитается Православной Церковью, хотя помнит о нём и Греческая Церковь. Тогда, в те давние времена, наши предки-язычники нападали и грабили Византийскую империю. Прошло время, народ принял христианство. Зло, творимое тогда, обернулось против нас же самих. Наше Отечество за свою историю пережило множество трагедий. Если тогда Пречистая спасала греков от нас, то теперь Матерь Божья укрывает Своим омофором Россию. Какие бы ни случились события, мы верим, что наша Небесная Мать нас не оставит. Она ответит на наши горячие молитвы своей Божественной помощью, ведь Господь и все святые Его постоянно рядом с нами.
Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы
Покров. XVII век |
Пресвятая Дева – самый любимый и глубоко чтимый христианский образ в русском народе. Нет ни одного другого женского образа в православии, которому было бы посвящено столько икон, храмов, праздников, молитв и церковных песнопений. Одним из многочисленных свидетельств его популярности служит и собрание иконописи Новосибирского государственного художественного музея. Заметную часть этой коллекции составляют иконы Богородичного цикла, посвященные праздникам и иным сюжетам, связанным с жизнью Девы Марии и чудесами, совершаемыми после ее успения.
Нападения кочевников, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское нашествие и другие события нашей истории, в ходе которых происходили чудеса, обусловили веру русского народа в покровительство высших небесных сил в лице Богородицы, ходатайствующей за людей перед Христом. Идея заступничества и милосердия нашла отражение в особо почитаемом в народе церковном празднике Покрова Пресвятой Богородицы [9, с. 59].
Празднование Покрова было установлено в XII веке благоверным князем владимирским Андреем Боголюбским, с именем которого связано появление на Руси ценнейшего памятника византийского иконописания «Богоматерь Владимирская». Известно, что князь почитал своего небесного покровителя – святого Андрея Юродивого, в житии которого было описано чудесное явление Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, где хранились риза, омофор и часть пояса Богоматери. По легенде, Константинополь был осажден сарацинами, и во время молитвы о спасении Андрею Юродивому явилась Богоматерь. В его житии мы читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там» [5].
«Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»
Давно это было. Боле тысячи лет тому назад! В пределы Византии вторглись грозные враги, угрожавшие уже самому Константинополю. Не в силах был греческий народ отразить их своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился он со слезной мольбой ко Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами устремились верующие во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Девы и Ее омофор, то есть головное покрывало, опускавшееся на плечи.
И вот, во время всенощного бдения присутствовавшему там великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вместе с его учеником Епифанием, представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых одеждах сопровождали Ее, поя священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мiра?» – «Вижу, отец мой духовный», – отвечал тот.
И в то время как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, – молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое над народом покрывало, излучавшее из себя молниевидную славу Господню.
Так наглядно, по изволению Божию, было показано чудесное покровительство Пречистой Матери Божией всему христианскому роду, а наипаче – молящимся в храме обще-церковной молитвой, всегда особенно сильной и действенной.
В память этого дивного видения и установлен великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1-го октября.
Множество и других подобных случаев и видений живо свидетельствуют нам, что и доныне простерт над нами светящейся омофор Пречистой, покрывающий и защищающий нас от врагов видимых и невидимых. Как тогда, так и теперь, Она не перестает молиться перед престолом Божиим за нас, грешных, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Плачет Она неутешно, как истинная Матерь наша, видя наше жестокосердие, наше окамененное нечувствие, нашу нераскаянность, наше постоянное самооправдание и дерзкое превозношение.
Не так давно в Болгарии произошел замечательный случай. Умер 14-тилетшй мальчик. Когда его отпевали, он вдруг поднялся из гроба, сел и начал безутешно плакать. Испугавшиеся вначале родные стали затем его успокаивать и, когда после долгих стараний, им это, наконец, удалось, они стали спрашивать его о причине столь безутешного плача, и он разсказал им следующее.
«Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучатся грешники. О, какие у них были страшные лица: я не могу этого забыть, а мук их я не в состоянии описать. Это так ужасно, что человек не может этого себе представить. Потом повели меня в райские обители, и я увидел там Пречистую Матерь Божию, как Она молится за грешников и за весь мiр. Лицо Ее, блиставшее дивной, неземной красотой, было измучено, слезы градом катились по нему. Увидя меня, Она сказала: «Ты не останешься здесь, – ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня грехами своими:
Я не в силах больше молиться за них, – Я изнемогаю… Пускай они пожалеют Меня!»
Событие это произвело потрясающее впечатление по всей Болгарии.
И неудивительно. Ибо если мiр наш, глубоко погрязший в греховной тине, все еще существует, то это только потому, что над ним все еще простерт дивный омофор Пречистой, что Она все еще надеется обнять и согреть всех нас Своею Материнскою Любовью, пробудив в нас чувства спасительного покаяния и устремления к Богу. Мера человеческих беззаконий, как это было открыто многим праведникам, давно уже переполнила чашу долготерпения Божия, и, если этот наш беззаконный мiр еще не уничтожен, то только потому, что, по выражению одной акафистной песни, молитвами Богоматери «сохраняется на покаяние».
Плачет о нас Пречистая Матерь Божия, моля о спасении душ наших Сына Своего и Бога. Плачет неустанно, как любящая мать о своих непокорных и своенравных чадах. И этих слез Ее мы обычно не видим.
Но когда безмерными беззакониями своими и упорною нераскаянностью мы накликаем на себя кару Божию, и тяжкие испытания и беды готовы низринуться на головы наши, эти слезы Пречистой Матери Божией, в знак предостережения нам, становятся иногда явными для нас: иконы Ее начинают тогда видимым для всех образом источать слезы, предвещая этим грядущие на нас бедствия.
Такое чудесное знамение от икон Божией Матери не раз имело место в истории. В последний раз, на памяти нашей, оно наблюдалось в Греции – как раз перед насильственным введением нового стиля, вызвавшего столько тяжких бед и потрясений в Церкви.
И вот, теперь снова являемся мы свидетелями такого дивного чуда. Плачут вновь иконы Божией Матери, и не одна, а целых три!
А с нею вместе плачет и св. великомученица Варвара, плачет и св. Иоанн Креститель, а прободенное ребро Христово на Распятии источает кровь и воду.
Есть, о чем призадуматься!
Не могут не вспомниться слова старца Мельхиседека, Епископа Романского, наблюдавшего чудо истечения слез из иконы Божией Матери в Сокольском монастыре в Румынии, что «подобное событие всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для отечества» (См. книгу «Описания земной жизни Богоматери и чудотворных икон Ея» под ред. Поселянина).
Что-то нам предвещает нынешнее дивное знамение, свидетелями которого были многие тысячи лиц, день и ночь толпившихся в греческом храме св. Павла в Хемпстэде, в том числе и неверующие?
Переживаемые нами времена, а в частности – события, происходящие ныне в недрах самой нашей Православной Церкви, кажется, не должны были бы оставлять сомнений или недоумений в том,почему
мы явились очевидцами такого необыкновенного чуда, как и в том,
почему
это чудесное знамение явлено в Соединенных Штатах Америки и притом именно в греческой семье.
Неужели не ясно, что Пречистая Матерь Божия хочет таким путем вразумить и тех, кто никак и ничем больше не желают вразумиться?
Разве не знаменательно то, что Она, явившись во сне благочестивой гречанке, выразила желание, чтобы икона Ее была взята из храма и возвращена в дом, где начала источать слезы?
Сколько раз спасала Пресвятая Богородица Своим всесильным заступничеством верную Ей Византию с царственным градом ее Константинополем – до тех пор, пока не возобладал там дух материализма и отступничества от веры, так ярко проявивший себя на Флорентийском соборе 1439 года. И тогда предана была изменившая истинной вере Византия в руки падения своего, окончательно пав под ударами магометан-турок в 1453 году.
Подобно Византии – Новому Риму – и Отечество наше Москва – Третий Рим – неисчислимое множество раз испытывала на себе чудесное покровительство Заступницы Усердной рода христианского. Но и наш несчастный русский народ не устоял на высоте своего призвания, и тот же дух материализма и Богоотступничества привел его к страшному кровавому падению.
А теперь весь мiр обуревается не только духом материализма и отступничества, но и лютого Богоборчества – страшного и дерзкого вызова Богу, и находится на краю гибели, в своем безумном ослеплении, подготовляемой своими же собственными руками. Этот губительный дух Отступления проник уже и в нашу Православную Церковь, весьма видные иерархи которой откровенно провозглашают наступление какой-то «новой эры» и цинично предлагают покончить со всем прошлым, собираясь создать какую-то совершенно «новую церковь», в тесном «экуменическом» контакте и единомыслии со всеми отступниками от истинной веры и Церкви.
Есть о чем плакать Пречистой Матери Божией – Матери Божественного Основателя истинной Церкви!
Знаменательно также, что особенно обильное истечение слез у третьей иконы, именуемой «Страстной», наблюдалось благочестивыми богомольцами в дни, предшествовавшие открытие в Нью-Йорке сессии учреждения, в коем заседают современные вершители судеб мiра – некоего прототипа будущего мiрового правительства. Как росою была покрыта вся икона обильными слезами в самый день приезда в Нью-Йорк на эти заседания шайки международных преступников, жестоким террором захвативших государственную власть и представляющих в этом учреждении страны с явно-выраженным богоборческим направлением.
Да! Плачет Божия Матерь, столь очевидным для нас и поражающим души наши образом, и как
плачет! И плачет сейчас, конечно, не просто о повседневных, обычных грехопадениях наших, которые всегда были, есть и будут, доколе живет человек на этой грешной земле, ибо «несть человек, иже жив будет и не согрешит», а несомненно
о чем-то гораздо большем – о чем-то страшном,
неизбежно нас ожидающем, если только современные, зарвавшиеся в своем богоборческом безумии люди не образумятся и не покаются от всего своего сердца, коренным образом изменив к лучшему всю свою теперешнюю отступническую жизнь.
Зло растет и ширится с необыкновенной быстротой и готово поглотить всех нас. Но Пречистая Матерь Божия, «Заступница всех христиан и прибежище», как «Стена необоримая и милости Источник», предстательствует всем, прибегающим с верою в державный Ее покров: Она покрыет нас от всякого зла честным Своим омофором, лишь бы мы сами добровольно и самохотно не приобщались к этому злу.
И вот для того, чтобы не лишить себя этого спасительного покрова Матери Божией, в нынешнее до крайности лукавое время, быть может, более всего
необходимо
хранить себя от увлечения всякими современными модными «идеями»,
сколь бы прельстительными и даже, иной раз, согласными с духом Христова учения, они нам ни казались. Будем всегда помнить предупреждение. Господа, что враг будет стараться прельстить,
«аще возможно, и избранныя»
(Матф. 24, 24).
Бегая всяких таких лукавых прельщений, будем хранить неизменной нашу верность Христу-Спасителю, служа и угождая Ему Одному – и
только
Ему Одному и больше – никому.
Мерилом истины да будут для нас, после Слова Божия, священные церковные каноны
– но не столько те из них, которые регулируют формально-юридическую сторону церковной жизни (ибо имея временное и условное значение, некоторые из таковых действительно с течением времени становятся «устаревшими»), сколько те, которые., отражая в себе возвышенное нравственное учение Евангелия, назначены Св. Церковью для того, чтобы регулировать
духовно-нравственную
сторону жизни христиан, как мiрян, так и самих священнослужителей.
Где попираются эти священные каноны, являющиеся волеизъявлением Духа Святого («Изволися Духу Святому и нам»…), где пренебрегаются и ни во что вменяются спасительные церковные установления и благочестивые традиции – там все – ложь, и обман, и одно лицемерие.
Об этом лицемерии,
как характернейшем признаке последних времен, предрекали многие Святые Отцы, о чем свидетельствует в своем «Отечнике» Епископ Игнатий (Брянчанинов), и о чем особенно сильно и выразительно писал наш великий святитель Тихон Задонский. Этого «лицемерства», по выражению святителя Тихона, в котором под видимостью мнимого служения Богу и Церкви или каким-либо будто бы высоким, гуманным, благородным «идеям», скрывается в действительности лишь служение своим собственным греховным страстям и похотям, и надлежит нам более всего бояться, ибо оно представляет собою опаснейшую и губительнейшую духовную заразу нашего времени, распространение коей приуготовляет условия, благоприятствующие скорейшему воцарению Мiрового Правителя – Антихриста, который будет величайшим Лицемером.
Противопоставим этому лицемерию наше искреннее,
нелицемерное служение Христу-Спасителю и Его истинной Церкви, наше
безкорыстное
стремление Ему Единому угождать, взывая непрестанно к Его Пречистой Матери: «покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»