Почему нельзя желать удачи человеку верующему и не только


Происхождение слова «удача»

Под словом «удача» мы обычно понимаем какие-либо позитивные события, произошедшие в жизни по причине действия определенных обстоятельств. Однако библейские трактовки уходят к языческому богу Молоху. Это бог удачи и везения, которому поклонялись шумеры, а в более позднее время – карфагеняне. Статую бога выливали из серебра. Перед ней ставили медную сковороду с раскаленным маслом, позади статуи находилась печка.

При поклонении Молоху в жертву приносились младенцы. Все принесшие такую жертву, могли рассчитывать на удачу в течение года. Это делалось для:

  • хорошего урожая;
  • выгоды в торговых и других делах;
  • успеха в сражениях и т.д.

Но цена этого была очень большой, а потому само понимание удачи даже у древних было окутано негативным оттенком.

Что означает слово «удача» согласно словаря

Такое знакомое, как нам всем кажется, и привычное слово «удача», которое мы используем по всякому поводу. Желаем удачи другу, когда он собирается совершить какое-либо действие, говорим «удачи», при прощании с приятелем или знакомым, сами себе частенько желаем удачи. Что это за слово и каково его значение?

Значение слово «удача»

С точки зрения современной трактовки, удача — это нечто позитивное, благоприятный исход того или иного действа, которое мы совершили, счастливый случай, везение, успех. Удача — это нечто, произошедшее случайно, выпавший счастливый шанс, благоприятное стечение обстоятельств. Примером удачи является выигрыш в лотерею. Удача или есть или её нет. Она не зависит от чего-либо, но приходит спонтанно, когда её совсем не ждут. Такова трактовка слова в современном мире, но в древности значение данного термина было намного глубже.

Что означало слово «удача» в древние времена

Наше общество делится на удачливых людей и неудачников. К первым мы тянемся, причём неосознанно, а вторых стараемся избегать. В древности слово «удача» означала не везение, а характеристику человека. В древнескандинавских рукописях встречаются фразы «хорошая удача» или «плохая удача», «он нашёл удачу», «его удача стала хорошей», «удача покинула его». У древних скандинавских народностей удача являлась личным магическим могуществом человека, приносящим благо, то есть это — некая сила, определяющая человеческую жизнь, его счастье или несчастье, успех или неуспех и т. п.

Свойства удачи с точки зрения древних

  1. Удача может быть хорошей или плохой. Первая делает человека везучим и несёт ему благо. Носителю плохой удачи не везёт абсолютно во всём.
  2. Удачу можно найти, потерять или изменить. Среди скандинавов бытовало мнение, что, если мужчина совершал кражу, то терял хорошую удачу.
  3. Древние скандинавы удачу считали заразной, поэтому, людей с плохой удачей избегали, а к тем, у кого удача была хорошей, тянулись, чтобы заразиться.
  4. Ещё считалось, что, сколько бы человек не делился своей удачей, его собственная удача не убывала.
  5. Правители с плохой удачей изгонялись, ибо при них случались неурожаи, засухи, падёж скота и др.
  6. Удачи просили у богов и берегли её, как ценный дар.

Что говорится в притче о Божьем промысле?

Один отшельник, зная, почему нельзя желать удачи в православии, просил у Бога явить пути Своего промысла и стал поститься. Однажды он отправился в дальний путь, по дороге ему встретился инок (то был Ангел) и предложил быть спутником. Тот согласился. К вечеру они встали на постой к одному благочестивому мужу, предложившему им еду на серебряном блюдце. Но, к удивлению отшельника и хозяина дома, инок после вкушения пищи взял посуду и выбросил в море. Ну ладно, никто ничего не сказал, путники отправились дальше.

На следующий день отшельник и инок остановились у другого мужа. Но и тут беда! Перед дорогой хозяин решил привести к своим гостям маленького сына, чтобы те благословили его. Но инок дотронулся до отрока и забрал его душу. Онемевшие от ужаса старец и отец ребенка не смогли произнести ни слова. Спутники вновь ушли. На третий день они остались в полуразрушенном доме. Отшельник сел кушать, а его «друг» разобрал и собрал заново стену. Вот тут старец уже не вытерпел и поинтересовался, зачем тот все это делает, с какой-такой целью.

Тогда инок признался, что он на самом деле Ангел Божий. И пояснил свои поступки. Как оказалось, первый хозяин дома – человек богоугодный, но вот блюдо то было приобретено им неправдою. Поэтому пришлось посуду выбросить, чтобы не потерял мужчина награды своей. Второй хозяин тоже богоугодный, но его сын, если бы вырос, стал настоящим злодеем, способным на самые злостные поступки. А третий муж – человек ленивый и безнравственный. Дед его, строивший дом, скрыл в стене драгоценное золото. Но хозяин через него мог бы в дальнейшем погибнуть. Поэтому пришлось поправить стену, чтобы подобного не произошло.

В заключение Ангел повелел старцу возвращаться в келью и особо ни о чем не думать, ведь, как глаголет Дух Святой, «пути Господни — неисповедимы». Поэтому и не стоит их испытывать, пользы от этого никакой не будет. Все Бог дает – и скорбь, и радость, и грех. Но одно – по благоволению, иное – по домостроительству, а третье – по попущению (Лк. 2:14). И все зависит от воли Его. Впрочем, как и от вашей. Ведь Господь не отнимает у человека свободу выбора. А удаче, как вы видите, здесь нет места.

В исламе

Похожий подход исповедуют в исламе. Правоверные мусульмане также могут не обрадоваться, если им пожелать им удачи. Удача – это благополучие, а любое благо может исходить только от Аллаха.

Если же просто желать удачи, то не совсем понятно, откуда исходит это благо? В 18-й суре Корана аль-Кахф говорится: «Я сделаю это завтра. Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем».

Правоверные мусульмане, если хотят пожелать благополучия, обычно упоминают Аллаха. «Успеха тебе от Аллаха» и так далее.

Ислам

Аналогичные взгляды присутствуют и в исламе. У православных мусульман не самое радужное отношение к пожеланию удачи, поскольку любое благополучие дается Аллахом. Пожелание же удачи ставит под сомнение источник благ. Поэтому мусульмане, желая благополучия, всегда делают упоминание об Аллахе и его роли.

Профессиональные суеверия

Не принято желать удачи людям, кто добывает пропитание. Например, это охотники, рыболовы. Это поверье осталось до настоящего времени. Связано это с боязнью, что пожелание будет услышано злыми духами, которые обязательно захотят сорвать охоту или рыбалку. А потому все усилия людей будут напрасными.

Артисты тоже не обрадуются, казалось бы, безобидному пожеланию. Они предпочитают действовать по другой схеме – пожелание плохого даст обратный результат, т.е. получение блага. Корни таких взглядов уходят в 16 век, когда артистам на счастье желали сломать ногу на сцене.

Многим интересно, почему нельзя желать удачи врачам. Здесь не стоит забывать о суевериях врачей – для них такое пожелание рассматривается как риск беспокойного и суетливого дежурства.

Почему нельзя желать удачи перед экзаменом?

Говорят, что студент для успешной сдачи экзаменов должен, по приметам, оставаться нестриженым вплоть до момента их наступления, отказаться от покупки новой одежды в пользу «счастливой», заручиться поддержкой домового и встать в соответствующий день только с левой ноги. Суеверия, конечно. Но к одному почти все учащиеся относятся с полной серьезностью. Многие из них отказываются желать сокурсникам успеха, говорят «ни пуха, ни пера» и получают шутливое пожелание «к черту». А вот на вопрос о том, почему нельзя желать удачи на экзамене, отвечают, что если это сделать, в зачетке по итогу будет красоваться 2 или 3, несмотря на длительную подготовку и знания.

Как по-другому можно пожелать удачи

Если нужно пожелать удачи, но нельзя сказать напрямую, есть три метода, как угодить любым суеверным людям:

  1. Иносказание. Вместо того, чтобы желать удачи, можно напутствовать пожеланием успеха или благополучного исхода дела. Например, «успехов на экзамене!» или «благополучно пройти собеседование!».
  2. Пожелать провала. Обычно желают «ни пуха, ни пера». Это универсальное напутствие, на которое принято отвечать «к черту». Для специфических ситуаций, перед рыбалкой, походом за ягодами или визитом к начальнику народное творчество предлагает «ни хвоста, ни чешуи», «ни грибка, ни ягодки», «ни похвалы, ни денежки». Среди суеверных продавцов ходит специфическое «ни клиента, ни выручки».
  3. Переложить ответственность за судьбу человека на бога прямым текстом. Однако такие обороты как «бог в помощь», «с богом», «с божьей милостью» могут задеть неверующих людей или представителей нехристианских религий.

Некоторые ограничиваются дружескими рукопожатиями или поцелуями в щеку, подразумевая таким образом участие и поддержку.

В старину была в широком употреблении фраза «мир вам и вашему дому», что тоже было одной из форм пожелать удачи, благополучия и достатка, не привлекая внимания.

Важно! Подобрать подходящие слова легко, понимая ситуацию.

Формулировки «хорошо сдать» или «доброй дороги» продемонстрируют заинтересованность и искреннее желание, чтобы все прошло гладко. Иногда иносказания выражают это даже лучше, чем обыкновенное «ну, удачи».

Удача – имябеса?

В одной из сво­их бесед извест­ный румын­ский ста­рец ХХ века архи­манд­рит Клео­па (Илие) гово­рил, что уда­ча – это имя беса.

«Я вижу, в неко­то­рых помян­ни­ках вы упо­мя­ну­ли беса Уда­чу, напи­сав: «Об уда­че доче­ри», «Об уда­че сына», «Об уда­че семьи». Что это вы впи­са­ли мне диа­во­ла в помян­ник? Вы зна­е­те, кто такой был Уда­ча? Это был самый боль­шой демон, кото­рый ско­сил мил­ли­о­ны душ. Молох, или «Уда­ча», был богом сча­стья у рим­лян, шуме­ров и кар­фа­ге­нян», – гово­рил старец.

Но раз­ве имя «Молох» как-то свя­за­но с уда­чей? Этим вопро­сом зада­лось оте­че­ствен­ное духо­вен­ство. Ока­за­лось, это имя нари­ца­тель­ное пере­во­дит­ся как «цар­ствен­ный». По сло­вам ряда рос­сий­ских цер­ков­ных иссле­до­ва­те­лей, почи­та­е­мый ста­рец, извест­ный сво­ей дог­ма­ти­че­ской точ­но­стью про­по­ве­дей, в этом слу­чае был не вполне точен и объ­ек­ти­вен. Про­ще гово­ря, в этом слу­чае он оши­бал­ся – что не ума­ля­ет духов­но­го насле­дия его тру­дов. Кста­ти, сло­во «уда­ча», кото­рое на его род­ном румын­ском зву­чит как «норок», пере­кли­ка­ет­ся с род­ствен­ным ему сла­вян­ским сло­вом «нарок», что в пере­во­де озна­ча­ет цель, наме­ре­ние и т.п. В зна­че­нии сло­ва нет ниче­го языческого.

Да, Молох – древ­нее язы­че­ское боже­ство, кото­ро­му при­но­си­ли в жерт­ву детей для полу­че­ния и при­вле­че­ния уда­чи, но ста­вить знак равен­ства меж­ду дву­мя поня­ти­я­ми, язы­че­ским богом и уда­чей – в корне неверно.

Инте­рес­но, что сло­во «уда­ча» встре­ча­ет­ся в Сино­даль­ном пере­во­де Биб­лии в несколь­ких местах, в том чис­ле, в кни­ге Эккле­зи­а­ста. Исто­рия Иоси­фа Пре­крас­но­го, про­дан­но­го бра­тья­ми в раб­ство в Еги­пет – это, по сути, длин­ный и увле­ка­тель­ный рас­сказ об удач­ли­во­сти, послан­ной Богом пра­вед­ни­ку за вер­ность. Упо­треб­ля­ют его и рус­ские свя­тые, напри­мер, пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский, гово­рив­ший: «Кто празд­ни­ков не почи­та­ет, тому нет удачи».

Одним сло­вом, ника­кой бесов­щи­ны за сло­вом «уда­ча» как тако­вым исто­ри­че­ски не проглядывает.

Образ Молоха

Так что же представляет собой демон Молох, согласно старым преданиям? Молоха изображали в виде существа с бычьей головой и рогами. До наших дней дошли не столько упоминания сущности демона, сколько сам образ Молоха и его статуй.

Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3 Цар 16:32), в которых ставились идолы (4 Цар 10:26)

Колоссального роста медные статуи, с телом и головой быка, внутри были полыми. Длинные руки статуи, движимые механизмами с цепями, принимали жертву, отправляя ее вовнутрь быка. Младенцев успокаивали ласками, перед тем как убить, а родным строго запрещали выказывать печаль. Все это делалось под барабанную дробь и музыку флейт, в угоду Молоха, дабы не навлечь на себя его гнев.

Иер., 7: 31. И они… сжигают сыновей своих и дочерей своих в огне; чего я не повелевал, и что мне на сердце не приходило.

Интересно, что верховного демона отождествляли с геенной огненной. В долине реки Енном, расположенной недалеко от Иерусалима, осуществлялись жертвоприношения язычников. Считалось, что в геенне живет Молох, забирающий себе жертвы и дарующий взамен удачу. Почему так считали? В старину люди просили у богов именно удачи. Счастье, материальные и прочие блага имели второстепенную ценность. Удача считалась ценнейшим даром богов, которым владел человек или его род. И часто в погоне за ней люди шли на безумные жертвы, слепо веря в нее и поклоняясь ей.

4 Цар., 16: 3. Но он [Ахаз]… сына своего провел через огонь, подражая мерзостям язычников…

Ритуальные убийства в дальнейшем были запрещены законом Моисея. Но до конца Вавилонского плена язычники не прекращали их практиковать.

Как относятся христиане к Удаче?

Понятно, что подобная жестокость не могла вызвать одобрения у православных людей. Они считали Молоха настоящим исчадием ада. Говорили о том, что желать близким или даже врагам нужно благополучия и помощи Бога, а не «диавольского отродья». И запрещали своим деткам даже поминать имя кровожадного беса. Впрочем, это была не единственная причина, почему нельзя желать удачи православным.

Есть и еще одна, не такая ужасная. Просто христиане верят, что все события посылаются или допускаются Всевышним. Господь, согласно верованиям, дает каждому человеку возможность спастись после Страшного Суда и вернуться на «землю обетованную». И именно упование на Бога, а не на непреднамеренный случай поможет им. Промысел божий – вот во что верят все православные. По этому случаю есть даже целая притча. Ее вы можете прочесть далее.

я желаю вам удачи… любви… и терпения…. УДАЧА — ЭТО ИМЯ БЕСА Можно ли людям желать «удачи»

Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные. Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

– Архимандрит Клеопа (Илие)

Можно ли людям желать «удачи»? «Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое­то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно – Молох, – было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т. е. диавола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий – 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе – в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-­Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством.

Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов – поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-­Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертвами Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а также усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий – людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.

«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из­за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола» (Джон Мильтон «Потерянный рай»).

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». (Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И­е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151–152).

Как было уже указано выше, Молох ­Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год в плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали: «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны…

Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев. 18:21; Лев. 20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 г. до н. э.) семиты не прекращали их практиковать.

После революции 1917 года, когда была осквернена русская земля попранием веры и отступничеством от Бога, ритуальные жертвоприношения младенцев были насаждены посредством разрешения на государственном уровне абортов. Россия стала первой страной в мире, узаконившая аборты. В последствие, этот «законный» ужас распространился по всему миру. И до сих пор, эти чудовищные жертвоприношения совершаются, но уже замаскированные под медицинскую процедуру…

Или вы думаете, что абортированные младенцы, это не жертва бесу Удача? Ведь именно во избежание скорбей и ради удачи на работе или в личной жизни, ради безбедной жизни, люди иногда без колебаний принимают решение: «младенца в утробе матери надо убить!» И от того, что честное слово «детоубийство» заменили хитрым и безобидным на слух словом «прерывание беременности», а ребенка на бездушное слово «плод» – суть­то не меняется — ребенка в утробе матери разорвут живьем на кусочки или сожгут щелочным раствором, а потом уничтожат. Молох доволен и на короткое время может вознаградить детоубийц удачей, но иногда он может просто посмеяться своим демоническим смехом и сказать: «Зачем тебе удача, ты и так мой?!»

Как избежать последствий, предсказанных в приметах

Тем, кто верит в приметы, следует знать, как предотвратить грядущую катастрофу, если кто-то опрометчиво пожелал удачи.

  1. Православному человеку достаточно перекреститься, для успокоения совести, потом можно зайти в церковь и помолиться.
  2. Просто суеверный человек может символически «откупиться» от неудач. Для этого либо незаметно кидают мелкую монету через плечо, либо, если еще много времени до мероприятия, откупаются алкоголем, ставя на шкаф или в темный угол дома стопку водки.
  3. На случай, если осталось несколько дней до мероприятия, подойдет соляная ванна. Соляные скрабы очистят не только тело, но и энергетическое поле. После того как процедура будет завершена, и останется только ополоснуться, произносят такие слова «вода и соль невезение унесут, чужие необдуманные слова мне вреда не принесут».
  4. Те, кто считает, что Фортуна обидится на поминание ее зря, советуют носить с собой амулет или талисман, привлекающий удачу. О нем нельзя рассказывать и нежелательно, чтобы он попадался посторонним на глаза.

Но лучший способ избежать каких-либо последствий, для тех, кто недостаточно сильно верит в приметы, это не обращать внимания на то, что нельзя желать удачи и относится к таким напутствиям, как к вежливости.

Важно! Несмотря на то, что в православии нельзя желать удачи, известно, что христианство относится к любым суевериям отрицательно.

Считается, что вера в приметы, духов, магию не совместима с православием. В связи с этим некоторые церковные деятели стараются искоренить суеверия, даже, на первый взгляд, вписывающиеся в христианскую картину мира.

Несколько определений удачи в стародавние времена

  • В давние времена верили, что удача бывает и «плохой», и «хорошей». Человека с «отрицательной» удачей называли неудачником, все, к чему он прикасался, становилось невезучим. У людей с «положительной» удачей, напротив, пытались перенять часть их «Удачи», с ними охотно общались, симпатизировали. Неудачники же, как правило, были одиноки и гонимы всеми;
  • Интересно, что удача военных мужей оценивалась при их избрании на более высокие должности. Еще древние викинги выбирали себе вождей с хорошей Удачей. Считалось, что возвеличивание и возведение в высокую должность не истинного вождя с плохой удачей, приводило к засухам, мору скота и междоусобицам;
  • Считалось, что удача отчасти передается по наследству. В это верили наши древние предки и старались всячески оберегать свой род от проявлений плохой удачи извне. По сути, все определения удачи имеют схожие черты с кармой и ее проявлениями.

Молитва о Божьей помощи для доброго дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Потереть, поплевать, покричать…

В Рос­сии попу­ляр­ным спо­со­бом при­вле­че­ни­ем уда­чи и везе­ния счи­та­ет­ся поте­реть какую-либо часть памят­ни­ка, кам­ня, дере­ва или дру­го­го объ­ек­та окру­жа­ю­ще­го мира. В Москве на стан­ции мет­ро «Пло­щадь рево­лю­ции» издав­на спе­ши­ли к памят­ни­ку соба­ке, что­бы поте­реть нос. Дохо­ди­ло до того, что ради это­го сомни­тель­но­го дей­ства бла­го­ра­зум­ные совет­ские граж­дане спе­ци­аль­но выхо­ди­ли из поез­да, а потом запры­ги­ва­ли в него обрат­но. Мед­ная соба­ка на стан­ции мет­ро счи­та­лась при­но­ся­щей удачу.

В 1990‑е подоб­ное язы­че­ство офор­ми­лось в тра­ди­цию, в послед­нее вре­мя раз­мах увле­че­ния тури­сти­че­ски­ми суе­ве­ри­я­ми достиг небы­ва­лых мас­шта­бов. Мод­но и одоб­ря­е­мо ста­ло поте­реть не толь­ко нос соба­ки, но и мно­же­ство дру­гих высту­па­ю­щих дета­лей ста­туй: палец и лапоть кре­стья­ни­на, туф­лю сту­дент­ки, нож­ку ребен­ка и коле­но рабочего.

Кста­ти, ста­туя соба­ки так постра­да­ла от народ­ной люб­ви, что в 2014 году кра­е­вед Алек­сандр Можа­ев обра­тил­ся к руко­вод­ству мет­ро­по­ли­те­на и Депар­та­мен­та куль­тур­но­го насле­дия с прось­бой взять скульп­ту­ру под охра­ну или хотя бы пове­сить пре­ду­пре­жда­ю­щие таб­лич­ки. Увы, ему отве­ти­ли, что пре­ду­пре­ждать нико­го не ста­нут, но соби­ра­ют­ся покры­вать досто­при­ме­ча­тель­но­сти сред­ством от сти­ра­ния рельефа…

От соба­ки народ­ное вни­ма­ние пере­ки­ну­лось и на дру­гое живот­ное из сто­лич­ной под­зем­ки – пету­ха, при­чём в подол птич­ни­цы, состо­я­щей при пету­хе, ста­ло при­ня­то бро­сать запис­ки с поже­ла­ни­я­ми. Инте­рес­но, что невзрач­ный на пер­вый взгляд петух состав­ля­ет глав­ную загад­ку стан­ции. Одни гово­рят, что тро­гать его ни в коем слу­чае нель­зя, ина­че слу­чит­ся что-то ужас­ное. Дру­гие при­пи­сы­ва­ют тем­ную силу толь­ко одно­му из четы­рёх пету­хов, не уточ­няя, како­му. Такая заве­са тай­ны дела­ет объ­ект вни­ма­ния еще притягательнее.

Поми­мо зве­рей и птиц, а так­же высту­па­ю­щих частей тела и одеж­ды, попу­ляр­но­стью у посе­ти­те­лей исто­ри­че­ских мест поль­зу­ет­ся брон­зо­вое и мра­мор­ное ору­жие. Так, иска­те­ля­ми уда­чи до блес­ка натёр­ты дета­ли памят­ни­ков геро­ям Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и дру­гих миро­вых войн и кон­флик­тов: нага­ны, гра­на­ты, при­кла­ды винтовок…

При­чём един­ства во взгля­дах на пра­виль­ный поря­док дей­ствий по извле­че­нию уда­чи таким спо­со­бом нет. Суще­ству­ет мне­ние, что тереть нуж­но не любую соба­ку, а толь­ко «соба­ку Бау­ма­на» – у тре­тье­го ваго­на с кон­ца в сто­ро­ну «Щел­ков­ской». Само же про­ис­хож­де­ние при­ме­ты при­пи­сы­ва­ют сту­ден­там Бау­ман­ки, кото­рые яко­бы нача­ли обра­щать­ся к ста­туе за помо­щью в 1938 году, когда была постро­е­на стан­ция мет­ро «Пло­щадь Революции».

Но есть и народ­ные умы, кото­рые тон­ко раз­гра­ни­чи­ва­ют назна­че­ние пред­ме­тов: наган при­но­сит уда­чу в денеж­ных делах, туф­ля девуш­ки спо­соб­ству­ет успе­ху на сви­да­нии, а соба­ка помо­га­ет лег­ко сдать экза­мен. Или так: нос соба­ки – в помощь на экза­мене, а лапа – толь­ко на зачё­те. Но, посколь­ку ритм жиз­ни уско­ря­ет­ся, боль­шин­ство про­хо­дя­щих трёт, что попа­дёт­ся под руку – авось поможет.

Мно­гие сме­ют­ся над «суро­вой необ­хо­ди­мо­стью» попле­вать через пле­чо, но сле­ду­ют ему, как и сот­ням дру­гих. И не воз­ра­жа­ют, когда дру­зья дарят обе­ре­ги или бро­са­ют в коше­лек «удач­ную монетку».

При­ме­ты, суе­ве­рия и риту­а­лы проч­но вошли в жизнь, более того, появ­ля­ют­ся новые.

Возь­мём сту­ден­тов. Даже отлич­ни­ки начи­на­ют то счи­тать сту­пень­ки, то сту­чать по дере­вяш­ке. Гово­рят, экза­мен – лоте­рея, как не под­стра­хо­вать­ся? У сту­ден­тов круп­ных горо­дов счи­та­ет­ся, что на экза­мен надо ехать толь­ко на трам­вае или трол­лей­бу­се, что­бы полу­чить счаст­ли­вый билет.

В Том­ске у сту­ден­тов Поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та попу­ляр­но кра­сить обувь рас­по­ло­жен­но­го рядом с вузом памят­ни­ка Сер­гею Киро­ву, при­чем обя­за­тель­но в крас­ный цвет. Город­ским служ­бам нелег­ко, но они почти при­вык­ли. Ведь про­ис­хо­дит это толь­ко нака­нуне сессии.

Появи­лись новые при­ме­ты и обря­ды и у води­те­лей. Нель­зя сви­стеть в машине: гаиш­ни­ки оста­но­вят. По той же при­чине не реко­мен­ду­ет­ся счи­тать день­ги в салоне – шелест купюр при­вле­ка­ет повы­шен­ное вни­ма­ние ГИБДД.

Наря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми при­ме­та­ми в Рос­сии посте­пен­но при­жи­лись и заим­ство­ван­ные. Так, мода на фэн-шуй помо­га­ет про­да­вать огром­ны­ми пар­ти­я­ми малень­кие ста­ту­эт­ки лягу­шек, при­чем ста­вить их дома надо в местах, стро­го ори­ен­ти­ро­ван­ных по сто­ро­нам све­та и раз­лич­ным зонам.

Жур­на­лист­ка Ана­ста­сия Пирож­ни­ко­ва вспо­ми­на­ет, как спро­во­ци­ро­ва­ла гнев про­дав­ца: «Как ока­за­лось, лягуш­ки долж­ны сидеть на ков­ри­ках, смот­реть в опре­де­лен­ные сто­ро­ны. Когда я иска­ла шубу, то во вре­мя раз­го­во­ра при­се­ла к сто­лу и слу­чай­но заде­ла одну из лягу­шек. Жен­щи­на-про­да­вец сорва­лась на крик. Суть про­бле­мы сво­ди­лась к тому, что лягу­шек нель­зя тро­гать: те могут рас­сер­дить­ся и не будут при­но­сить денег».

Кровавые жертвы бога Удачи

В Библии есть упоминание о древнесемитском божестве Молохе, которому приносили кровавые жертвы. Вообще, во времена язычества такое не было редкостью. Известны самые разнообразные боги и богини, которые за исполнение желаний своих прихожан требовали кровавых приношений. Но Молох (а точнее, его жрецы) прославился особой жестокостью – он одаривал верующих Удачей во всем на целый год, но только при условии, что те приносили ему в жертву новорожденных младенцев.

Разнятся данные о том, как именно происходило жертвоприношение, но точно известно одно – малышей сжигали заживо. Пожертвовав своего новорожденного ребенка кровавому божеству, семья обеспечивала себя удачей. В народе Молох и был известен как бог Удачи. Понятно, почему желать удачи такой ценой никому не стоит.

Откуда пошло суеверие

Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.

  1. Есть мнение, что это древняя охотничья традиция. Пожелание услышит злой дух и сделает все, чтобы вышло наоборот. Поэтому в оборот шли иносказания или, наоборот, желали провала.
  2. Другая версия происхождения – христианская. Православные верующие считают, что это обращение к древнешумерскому богу Молоху, которому приносили в жертву детей.

По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.

Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.

Важно! Некоторые люди придерживаются мнения, что подобные суеверия – глупая выдумка.

Дай-то Бог!

Верующие люди считают, что все происходящее ниспослано Богом. На него и следует уповать: как Бог даст, так и будет. Христиане обращаются к господу, чтобы поддержал их в трудах и усердии, и не рассматривают достижения как волю случая или удачного стечения обстоятельств. Так что желать удачи верующему человеку не придет в голову. Скорее он скажет «С Богом!», «Помогай вам Бог», «Дай Бог хорошей дороги» или «Храни тебя Господь».

Подобные представления сложились и в исламе: любое благо исходит от Аллаха. К нему и обращаются правоверные мусульмане, когда им важен успех и благополучный исход дела.

Христианская религия

Не самое позитивное отношение к удаче и в христианской религии, в частности в православии. У первых христиан пожелание удачи носило оттенки пожелания навлечь кару на человека. Ведь еще оставались в памяти времена поклонения Молоху, а потому пожелание считалось грехом.

Но и сейчас, например, православные склонны опираться на волю Божью, а вовсе не на проявления удачи или везения. У верующих есть понимание, что все происходящее предопределено Богом, а потому все достижения получаются вследствие человеческих усилий, помощи Бога, но никак не стечением обстоятельств. Вот почему нельзя желать удачи.

Желать, так желать

Изначально удача — это нечто позитивное, приносящее благополучный исход дела. Но во многом влияет позитивная установка и отношение к происходящему. Правильное программирование сознание «на удачу» и так принесет свои плоды. Не стоит опираться на высказывания посторонних людей, важно знать, что именно вам в этом деле повезет, и тогда фортуна будет на вашей стороне. Удача иногда может отвернуться от человека, но это не значит, что нужно опускать руки и прекращать заниматься делом. Всегда нужно верить в то, что если сегодня она не с вами, то завтра обязательно вас посетит и воздаст за былые неудачи и промахи.

Поэтому пожелание удачи не всегда может привести к тому эффекту, который вкладывает говорящий человек. И если вы суеверны, то можете привлечь желаемое, согласно старым традициям и верованиям. Главное, объясните человеку, почему и что вы желаете, используя те или иные интерпретации, иначе он может не только не понять вас, но и затаить обиду.

Студентам

Желать студенту или ученику удачи перед экзаменом — плохая примета. Существует поверье, согласно которому такое пожелание привлекает темных сущностей вроде черта, которые крадут успех.

Многие культурологи считают, что эта примета родом из Древнего Рима. Тогда было принято относиться к фортуне как к живому существу.

К примеру, тогда считалось, что желать успеха нельзя, потому что фортуна гневается на того, кто чрезмерно на него полагается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]