В Википедии существуют статьи о других людях с именем Павел и фамилией Пономарёв.
Не следует путать с архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом (1745—1806).
Его Высокопреосвященство | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Митрополит Павел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография[ | ]
Родился в семье рабочих. Учился в средней школе. После окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. После демобилизации окончил профессиональное техническое училище, работал слесарем и шофёром.
В 1973 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1976 году.
В октябре 1977 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, 17 декабря того же года наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в мантию с именем Павел в честь первоверховного апостола Павла.
5 марта 1978 года в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой лавры архиепископом Владимиром (Сабоданом) рукоположён в сан иеродиакона, а 6 мая того же года — в сан иеромонаха.
В 1979—1981 годы — референт ОВЦС МП.
В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
15 сентября 1981 года направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. С 16 июля 1982 года — заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В 1983 года патриархом Иерусалимским Диодором возведён в сан игумена.
29 июля 1986 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, в связи с чем 15 августа того же года возведён в сан архимандрита. 19 июля 1988 года освобождён от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
26 августа 1988 года определён наместником Псково-Печерского монастыря. При нём в монастырь была возвращена из Тартуского университета в собственность монастыря богатейшая библиотека из старинных рукописный и печатных книг. Важная заслуга архимандрита Павла (Пономарёва) состояла в возрождении широкомасштабного духовно-просветительского и социального служения, что стало возможным после празднования 1000-летия Крещения Руси[1].
Епископское служение в США[ | ]
19 февраля 1992 года постановлением Священного синода Русской православной церкви ему определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 года наречён, а 22 марта того же года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, управляющего приходами Московского патриархата в США и Канаде. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе совершили патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), Псковский и Великолукский Владимир (Котляров), архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы Истринский Арсений (Епифанов) и Подольский Виктор (Пьянков).
Прибыл в США после Пасхи. Поскольку в кафедральный собор в Нью-Йорке в начале 1990-х годов ходило очень мало людей, то много времени уделял Патриаршим приходам (всего их тогда было 31), которые часто посещал. Посещал также Патриаршие приходы в Канаде и в Мексике[2].
Общался с представителями Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ): неоднократно встречался с епископом Митрофаном (Зноско-Боровским) и епископом Иларионом (Капралом)[2].
Епископское служение в Австрии и Венгрии[ | ]
29 декабря 1999 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния[3][4].
19 апреля 2000 года приходы Венгерского благочиния были преобразованы в самостоятельную Будапештскую и Венгерскую епархию, при этом епископ Павел получил титул «Венский и Будапештский».
23 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.
На Рязанской кафедре[ | ]
7 мая 2003 года решением Священного Синода Русской православной церкви назначен архиепископ Рязанским и Касимовским[5].
5 октября 2011 года в связи с образованием Касимовской и Скопинской епархий титул изменён на Рязанский и Михайловский
[6]. С 6 октября 2011 года — глава новообразованной Рязанской митрополии, в связи с чем 8 октября в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведён в сан митрополита[7].
Служение в Белоруссии[ | ]
25 декабря 2013 года назначен митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии[8]. О[9].
5 января 2014 года состоялась первая воскресная литургия в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске с новым главой Белорусской православной церкви. Митрополит Филарет не смог присутствовать по болезни, и напутственное слово от митрополита Филарета митрополиту Павлу зачитал архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий[10][11].
Назначение главой Белорусской православной церкви человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка подверглось критике ряда общественных активистов Белоруссии. Митрополит пообещал получить белорусский паспорт и заняться изучением языка[12]. Выступил против создания «национальной белорусской церкви»: «…сегодня, под благовидным предлогом — свобода, независимость — пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет»[13]. Назвал униатов «сектантской организацией». Отношение митрополита к белорусским униатам подвергается критике со стороны белорусских христианских демократов[14]. Положительно относился к богослужениям на белорусском языке; о[15].
10 августа 2022 года митрополит Павел поздравил Александра Лукашенко с победой на президентских выборах. Однако, получив информацию о последующих событиях в Белоруссии, принёс извинения за поздравление; после просмотра видео о задержании протестующих «он возмутился, ужаснулся и расстроился»[16]. Священник Александр Шрамко, получивший известность своими оппозиционными взглядами, отметил, что митрополит Павел «колебался, сомневался, прощения просил, молебны проводил, мер к некоторым сочувствующим протестам батюшкам не применял. Да и вообще был не особо в чести у диктатора»[17].
Во время трагических событий Белоруссии в августе 2022 года митрополит Павел посещал в больницах пострадавших в ходе протестных акций людей. Он напомнил, что «Церковь … осуждает любое насилие, пребывает вместе со всеми людьми, разделяет их боль, сопереживает их страданиям, молится о них и о их близких.»[18]
С 2022 года[ | ]
25 августа 2022 года Священный синод Русской православной церкви принял прошение патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности. Митрополит Павел был назначен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии[19][20].
15 апреля 2022 года в связи с почислением на покой митрополита Ювеналия (Пояркова) назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, патриаршим наместником Московской митрополии, постоянным членом Священного синода[21]. С 4 июня 2022 года является настоятелем Успенского кафедрального собора города Коломны Московской области[22].
21 октября 2022 года назначен ректором Российского православного университета. 30 ноября 2022 года на основании решения Совета учредителей Университета от 10 ноября 2022 года митрополит Павел официально вступил в должность ректора[23]. 30 декабря указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем Патриаршего подворья университетского храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом города Москвы[24].
Епископ Вениамин назначен патриаршим Экзархом всея Беларуси. Что известно о нем?
Епископ Вениамин. Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин с сохранением за ним временного управления Борисовской епархией. Об этом сообщил у себя в Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда со ссылкой на решение Священного Синода РПЦ, которое было принято во вторник, 25 августа.
Таким образом, впервые в истории БПЦ возглавил митрополит-белорус.
Епископ Вениамин (в миру Виталий Иванович Тупеко) родился 16 сентября 1968 года в городе Лунинец Брестской области. По окончании школы в 1985 году поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989-ых проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 года получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».
В августе 1992 года поступил на первый курс Минской духовной семинарии. По окончании третьего курса семинарии, в 1994 году подал прошение и был принят в число братии Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.
По окончании Минской духовной семинарии, в 1996 году поступил на первый курс Минской духовной академии и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии. В 1999 году закончил обучение в духовной академии с ученой степенью «кандидат богословия».
14 декабря 1999 года был возведен в сан игумена, 12 января 2005 года назначен на должность благочинного Жировичского монастыря, 20 мая 2006 года возведен в сан архимандрита.
21 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.
С 4 июня 2010 года возглавлял Издательский совет Белорусской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 23 октября 2014 года назначен Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.
Как мы уже мы сообщали, Священный Синод Русской православной церкви принял прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси и выразил ему благодарность за понесенные труды.
На синодальном заседании было одобрено также недавнее обращение Синода Белорусской православной церкви к народу республики о прекращении противостояния. Синод выразил пастырскую обеспокоенность общественным конфликтом в Беларуси, повлекшим за собой человеческие жертвы и страдания людей.
Члены Синода назвали важным тщательное расследование властями республики всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона.
Ранее митрополит Павел извинился перед верующими за то, что поздравил Лукашенко с победой на выборах, а после просмотра видео о задержании его «охватил ужас и уныние». Известно, что 17 августа он посетил избитых ОМОНом протестующих в больнице скорой медицинской помощи в Минске.
Награды[ | ]
Церковные
- Медаль преподобного Сергия Радонежского 1-й степени (18 апреля 1980)
- Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (31 июля 1987)
- Право совершения богослужений с жезлом (27 августа 1989)
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степени (ноябрь 1992)
- Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (19 февраля 2002)
- Орден преподобного Серафима Саровского 2-й степени (19 февраля 2007)[25]
- Орден 1-й степени Кантакузина Катарина Бранкович (Сербская православная церковь, 2007)
- Орден преподобного Нестора Летописца 2-й степени (Украинская православная церковь, 12 октября 2007)
- Орден Святого Креста, апостола и евангелиста Марка (Александрийская православная церковь; 12 октября 2007)
- Памятная медаль 1020-летия Крещения Руси (27 июня 2008)
- серебряный орден святителя Иннокентия Московского, просветителя Америки (Американская православная церковь)
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (2012 г.)[26][27]
Примечания[ | ]
- Тихон (Секретарёв), архим.
Врата небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. — Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2018. — С. 58 - ↑ 12
Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Я с теплотой вспоминаю свое служение в Америке». Православие.ru. - ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28—29 декабря 1999 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- История епархии Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine. Венгерская епархия.
- ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 мая 2003 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- Журналы заседания Священного Синода от 5—6 октября 2011 года, Журнал № 104. Патриархия.ru
- Святейший Патриарх Кирилл возвёл в сан митрополита ряд архиереев Русской православной церкви. Патриархия.ru.
- Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2013 года (неопр.)
. Официальный сайт Московского Патриархата. - Митрополит Минский и Слуцкий Павел: «Покидаю Рязань с грустью» (неопр.)
. Православие и мир. - Митрополит Филарет не участвовал в воскресной литургии с новым главой Белорусской православной церкви из-за болезни (неопр.)
. TUT.BY. Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года. - Митрополит Павел попросил белорусов быть к нему, грешному, снисходительными (неопр.)
. TUT.BY. Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года. - Против россиянина во главе белорусской церкви выступили общественники (неопр.)
. Lenta.ru (31 января 2014). Дата обращения: 2 марта 2014. - Митрополит Павел против создания национальной белорусской церкви, он сравнил эту идею с искушением дьявола (неопр.)
. Наша Ніва (3 января 2017). Дата обращения: 31 января 2022. - Рымашевский: влияние сектантских веяний из России на БПЦ преувеличено (неопр.)
. Krynica.info (31 января 2018). Дата обращения: 31 января 2018. - «Не так много желающих помолиться на беларускай мове». Митрополит Павел — о языке богослужений (неопр.)
(недоступная ссылка).
TUT.BY
(23 сентября 2019). Дата обращения: 25 августа 2022. Архивировано 7 сентября 2022 года. - Предстоятель Белорусской церкви извинился за поздравление Лукашенко с победой // svoboda.org, 14 августа 2020
- Милена Фаустова.
Cинод РПЦ отозвал митрополита-«варяга» из Белоруссии
(неопр.)
.
www.ng.ru
(25 августа 2020). - Патриарший Экзарх навестил людей, пострадавших в ходе протестных акций | Митрополит | Белорусская Православная Церковь | Новости | Официальный портал Белорусской Православной Церкви (неопр.)
.
church.by
. Дата обращения: 5 февраля 2022. - РПЦ сменила главу Белорусской православной церкви (рус.). kommersant.ru
(25 августа 2020). Дата обращения: 25 августа 2022. - ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25 августа 2022 года. Патриархия.ru.
- Журнал № 26 заседания Священного синода от 15 апреля 2022 года (неопр.)
. Официальный сайт Московского патриархата. - Назначение митрополита Крутицкого и Коломенского Павла (неопр.)
. Московская митрополия (04.06.2021). Дата обращения: 28 сентября 2022. - Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел вступил в должность ректора РПУ (рус.) (неопр.)
.
Российский Православный Университет — рпу.рф
(01.12.2021). - Ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий Павел назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы (неопр.)
. Московская патриархия (04.01,2022). Дата обращения: 4 января 2022. - Патриаршее поздравление архиепископу Рязанскому Павлу с 55-летием со дня рождения. patriarchia.ru.
- Святейший Патриарх Кирилл наградил ряд архипастырей Русской Православной Церкви. patriarchia.ru.
- Патриаршее поздравление митрополиту Рязанскому Павлу с 60-летием со дня рождения. patriarchia.ru.
Павел III, митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий) (Петр)
До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения «на сенях у царя» в Москве.
Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре.
С 1659 года – архимандрит Московского Чудова монастыря.
22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита. В период междупатриаршества (1658–1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: «Между патриаршества трикратно вверенный».
В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем «Слове по преставлению Павла»).
Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона, отношения между ним и патриархом были сложными. Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666–1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить. В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом. Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: «Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил – не ведаю!» В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами – Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума (см. Житие протопопа Аввакума. ГПБ, собр. Титова, № 2344, л. 118–137 об.).
Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666–1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов – Александрийского Пенсия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию – отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.
Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре.
Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках. С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий († 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в «Вертограде многоцветном» и «Рифмологионе». На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: «Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище… Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его – трапезу богословофилософскую нарицати».
В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром. Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, «Труд с покоем»). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким. Современники писали о владыке Павле, что он, «яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой», имея в виду историю создания Септуагинты. Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел.
Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669–1670). Итогом ее трудов явилось «Извещение о согласнейших пометах», одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к «Извещению» Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович «повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы…»
Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь – о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону – с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь – дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря – духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию.
В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве.
Труды:
Речь ответная чудовского архимандрита // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Ч. 2. – С. 369–370.
Грамота в Колесникову пустынь // Ярославские губернские ведомости. – 1853, № 41. Часть неофициальная. – С. 412–413.
Письмо к Вологодскому архиепископу Симону // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. – Вологда, 1860. – С. 369–370.
Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, № 684, л. 468–482). Опубликовано С. А. Белокуровым. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского // Христианское чтение. – 1866, № 3–4. – С. 593–619.
Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1894. – Кн. 3. – С. 170–174.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 245–249, 257, 259, 265, 796.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Т. 4. – С. 168–169; т. 13.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 237.
Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. – СПб., 1882. – С. 221.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 143–144; т. 1. – С. 180–181.
Сахаров И. П. Исследование о русском церковном песнопении // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1849. – Т. 61. – С. 172–179.
Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. – М., 1846–1847; 1846. – С. 12–14.
Ундольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского // Временник Общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1850. – Т. 5, отд. 3. – С. 65–75.
Татарский И. А. Симеон Полоцкий: его жизнь и деятельность. Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII в. Иерофея Татарского. – М., 1886. – С. 108–111.
Майков Л. Н. Очерки из истории Русской литературы XVII и XVIII столетий. – СПб., 1889. – С. 39, 48, 49 (Симеон Полоцкий).
Соловьев Н. А. Сарская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1894, кн. 3. – С. 84–91.
Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876.
Белокуров С. А. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского, где напечатаны: 1) Слово при погребении Павла; 2) Хартия Новоспасского монастыря архимандрита Иосифа о пожертвованиях митрополита Павла: 3) Духовное завещание митрополита Павла // Христианское чтение. – СПб., 1886, № 3–4. – С. 593–619.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 163, 1036.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 396, 427.
Московский кафедральный Чудов монастырь. – М., 1896. № 9. – С. 61.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – Кн. 1. № 222.
Деяния Московского Собора 1666–1667 гг. // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 5. № 162 (материалы для истории раскола).
Выходы патриаршие // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 5. № 26.
Чин избрания и возведения на патриаршество Новгородского митрополита Питирима // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 6, № 58.
Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 424.
Стихи надгробные Павлу, митрополиту Сарскому на греческом языке и в славянском переводе // Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: в 3 отд. / А. Горский. К. Невоструев. – М., 1855–1917; 1862. – Отд. 2, ч. 3. – С. 215–218, 250.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 387.
Православный собеседник. – Казань, 1910, октябрь. – С. 466–468.
Исторический вестник. – СПб., 1886, июнь. – С. 622.
–»– 1900, февраль. – С. 796–797.
Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 190.
–»– 1904. – Кн. 2. – С. 558.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1728.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 73–75.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 22-а (кн. 44). – С. 545–546.
Зиборов В. К. Яковлев В. В. Павел // Словарь книжников и книжности в Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3. ч. 3. – С. 4–8.