Максим Исповедник: познав своё ничтожество, познаешь многие великие и дивные вещи

Христиане в первые века нашей чаще всего заканчивали свои жизни под пытками или в результате смертной казни — вера в Христа была опасна. Однако именно благодаря тем страдальцам сегодня каждый из нас имеет возможность посещать храм и расти в вере.

Одним из известных мучеников 6 века н.э. был Максим Исповедник, который был известен не только своими богословскими трудами, но и активной борьбой со всякой ересью. Он одним из первых сформировал и высказал теорию диофелитства — идея о двух природных волях в Иисусе, и за нее же принял пытки и был изгнан в Колхиду.

Труды этого христианского богослова впоследствии использовали неоднократно для написания доктрин православной веры, а его стойкая вера и воля вдохновляют многих христиан и сегодня.

Ранний период жизни

О детстве преподобного Максима Исповедника известно немного. Согласно греческому и грузинскому Житию, он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Малой родиной Максима был Константинополь. Вероятное время его рождения датируется 580 годом.

Известно, что будущий Исповедник был крещен в раннем возрасте и уже с детства воспитывался в духе строгого соответствия Божьему закону. Родители Максима, благочестивые Иоанн и Анна, относились к сыну с любовью, однако особо не баловали (несмотря на имевшиеся для этого широкие материальные возможности), но содержали в педагогической строгости, оберегая от глупостей и ребяческого озорства.

В период взросления Максим получил надлежащее разностороннее образование. В искусстве речи и риторике он многим превосходил своих сверстников, а в знании философии трудно было найти ему равных. Примечательно, что как грамотный христианин, Максим принимал философию не слепо, но трезво, благоразумно, критично.

Несмотря на благородное происхождение и прекрасную образованность, Максим был не только весьма добродетельным человеком, но и до удивления скромным. Обладая такими чертами характера и ума, ему было трудно остаться в безызвестности.

Император Ираклий, видя в нём хорошего потенциального помощника, призвал его к себе и назначил на должность первого секретаря при своей канцелярии.

Работая на этом посту, Максим зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он легко схватывал царские повеления, умел быстро и взвешенно резюмировать и записывать важную, содержательную информацию, не раз сам давал, кому следует, уместные и вполне достойные советы. Император дорожил таким служащим, и вскоре Максим достиг большого влияния при дворе.

Между тем слава, придворная пышность, почёт не увлекали Максима. Больше всех этих излишеств он ценил любомудрие. К тому времени, как он достиг высокого положения, о котором многие из его соотечественников могли только мечтать, получила распространение новая ересь — монофелитство. Эта ересь была тем опасней, что имела внешнюю привлекательность и поддерживалась высшей церковной и государственной властью (до времени её осуждения на VI Вселенском Соборе к ней приобщилось несколько Патриархов, множество епископов и священников).

Юность и отрочество. Великолепные способности и блестящее образование

Подробности детства и юности преподобного Максима история не сохранила. Известно, что он родился в 580 году в Константинополе, в знатной семье. Имея незаурядный ум и редкие способности к философии, он получил блестящее образование, и выбрал политическую карьеру.

В 610 году император Ираклий оценил умственные способности и христианские добродетели Максима, и назначил его своим первым секретарем.

580

в этом году родился Максим Исповедник

Преподобный с юности имел большое желание к иноческой жизни. Его не смогли удержать слава, богатство и власть. Через 3 года он оставляет свою многообещающую для мирской жизни должность, и становится монахом.

Монашеская жизнь

Сознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней ввиду преданности Православию, преподобный Максим, неожиданно для окружающих, отказался от светского благополучия и поступил в Хрисопольскую обитель.

В обители он предался молитвам и подвигам. Со временем братия стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим игуменом (этот факт неоднократно оспаривался критикой, ввиду того, что Максим не имел священного сана). Он же, как никогда не стремившийся к славе и по смирению не считавший себя достойным такого духовного звания, противился, но по неустанности просьб, согласился.

Понимая, что должен являть братиям пример, как игумен, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги.

Примечания[ | ]

  1. 12Орлов И.А.
    Труды Св. Максима Исповедника. Заключение
  2. Иоанн Мейендорф
    . Введение в святоотеческое богословие. Гл. 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник
  3. Сидоров А. И.
    . Некоторые аспекты экклесиологии Преподобного Максима Исповедника. C. 184
  4. Catholic Doctors of the Church (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2022. Архивировано 10 июля 2011 года.
  5. Священная конгрегация по канонизации святых (Prot. Num. VAR.
    7479/14) пока ещё не внесла изменения в список Учителей Церкви.
  6. 12Бертхольд Дж.
    Максим Исповедник // Энциклопедия раннего христианства / ред. Э. Фергюсон. — NY: Garland Publishing, 1997. — ISBN 0-8153-1663-1.
  7. Максим, св. Исповедник // Оксфордский словарь Христианской церкви / ред. Ф. Л. Кросс. — London: Oxford Press, 1958. — ISBN 0-19-211522-7.
  8. Католическая энциклопедия за 12 января 2007: «Этот великий человек происходил из благородного семейства Константинополя».
  9. прот. Г. Флоровский
    Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник.
  10. Католическая энциклопедия за 7 марта 2007.
  11. Карташёв А. В.
    Вселенские соборы. Максим Исповедник.
  12. Карташев А. В.
    Вселенские Соборы. Юстиниан I Великий (527–565 гг.). Религиозная политика Ираклия (так называемые унии)
  13. Pauline Allen, Bronwen Neil
    . Maximus the Confessor and his Companions: Documents from Exile. OUP Oxford, 2003. — P.12
  14. Католическая Энциклопедия за 15 янв. 2007: «первое действие Максима, известно нам по этому поводу, было письмо, отправленное Пирру, впоследствии игумену Хризополиса…»
  15. Карташёв А. В.
    Вселенские соборы. Реабилитация Рима. Папа Иоанн IV.
  16. Philip Schaff.
    History of the Christian Church, Vol.IV: Medieval Christianity. A.D. 590—1073 (online edition)§ 111, 15 января 2007.
  17. «Maximus the Confessor» в Вестминстерском словаре Церковной Истории
    , ред. Дж. Брауэр (Филадельфия: Westminster Press, 1971)(ISBN 0-664-21285-9). Это общеизвестный как Первый или Второй Латеранский собор
  18. Напр.: Дж. Бертхольд.
    Maximus Confessor. // Энциклопедия раннего христианства, (Нью-Йорк: Garland, 1997)(ISBN 0-8153-1663-1).
  19. Д. Х. Фармер.
    The Oxford Dictionary of the Saints (Оксфорд: Oxford University Press, 1987)(ISBN 0-19-869149-1) p.288. Мартин является последним епископом Рима, прославленным как мученик.
  20. А. В. Карташев отмечает, что в Русской церкви император поминался перед епископством, поэтому этот аргумент не имел бы силы, а наоборот подтверждал бы позицию обвинителей
  21. Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 21.
  22. А. В. Карташёв. Вселенские соборы. Суд над Максимом Исповедником
  23. История обретения мощей преподобного Максима Исповедника
  24. Например, из жития прп. Максима Православная Церковь в Америке: «Три огонька появляются в день памяти Максима на его могиле, напоминая нам, что он и по сей день является светильником Православия. По его молитвам произошло множество исцелений»
  25. Архиепископ Стефан (Калаиджашвили).
    История обретения мощей преподобного Максима Исповедника. //Православие.ру 28.02.2012
  26. Католическая Энциклопедия за 7 марта 2007
  27. «Maximos, St., Confessor» в Оксфордском словаре Христианской Церкви, ред. Ф. Л. Кросс (Лондон: Oxford Press, 1958)(ISBN 0-19-211522-7). также см. у Максима Мистагогия
    и
    Амбигва
  28. «Maximus the Confessor» в М.О’Кэролл, Trinitas: A Theological Encyclopedia of the Holy Trinity
    (Делавэр: Michael Glazier, Inc, 1987)(ISBN 0-8146-5595-5).
  29. Мичурина Ю.Ф
    . Человек в философско-богословской системе Максима Исповедника
  30. Lars Thunberg. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor 2nd Edition ISBN 978-0812692112 ISBN 081269211X
  31. Католическая Энциклопедия за 7 марта 2007.
  32. «Maximos, St., Confessor» в Оксфордском словаре Христианской Церкви, ред. Ф. Л. Кросс (Лондон: Oxford Press, 1958)(ISBN 0-19-211522-7).
  33. Hieromonk Artemije Radosavljević, Τὸ Μυστήριον τῆς Σωτηρίας κατὰ τὸν Ἅγιον Μάξιμον τὸν Ὁμολογητήν. Αθήνα, 1975. Английский перевод части диссертации: Bishop Artemije Radosavljević Why Did God Become Man? The Unconditionality of the Divine Incarnation. Deification as the End and Fulfillment of Salvation According to St. Maximos the Confessor — Source: Τὸ Μυστήριον… (Athens: 1975), pp. 180—196 (Тайна спасения согласно святому Максиму Исповеднику)
  34. В Oxford Dictionary of the Saints
    (Д. Х. Фармер) Максим вовсе не представлен, что является отличным примером, как Запад пропускал Максима в течение многих лет.
    Systematic Theology
    Роберта Дженсона, написанная в конце 1990-х, — пример того, как западные богословы открыли для себя Максима. См. также
    Maximus the Confessor
    М. О’Кэролла,
    Trinitas: A Theological Encyclopedia of the Holy Trinity
    (Delaware: Michael Glazier, 1987. — ISBN 0-8146-5595-5); О’Кэролл назвал Ханса Урса фон Бальтазара «пионером» в открытии Максима Западом.
  35. В. Цыпин. Исповеднический подвиг преподобного Максима и его богословие. //Православие.ру, 16.02.2017
  36. Хосровик Таргманич.
    Догматические сочинения / пер. с древнеармянского и предисловие — Хачика Григоряна. — Ереван: Анкюнакар, 2016. — С. 53. — 144 с. — ISBN 9789939850207.

Жизнь Максима на Западе

Через какое-то время преподобный Максим оставил обитель, оставил отчизну. Что именно подтолкнуло его совершить этот шаг, сказать трудно. Согласно некоторым источникам, одним из центральных мотивов послужило усиливающееся влияние еретиков (всё тех же монофелитов). По другим данным, из Хрисопольского монастыря (из которого он удалился в 624 или 625 году, пробыв там более 10-ти лет), преподобный перешёл в монастырь святого Георгия (располагавшийся в Кизике), и только потом, в 626 году, по причине натиска персов и аваров, оставив и эту обитель, переселился на Запад.

Считается, что поначалу Максим Исповедник пребывал на острове Крит. Здесь он провел несколько диспутов с монофелитскими архиереями. После Крита он оказался на Кипре.

Есть основания утверждать, что около 630 года преподобный Максим посетил Северную Африку. Приблизительно в тот же период в Африке оказался Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский, выдающийся борец с монофелитами. Между Софронием и Максимом завязались тёплые отношения. Максим охотно прислушивался к наставлениям и советам блаженного старца.

Сведения о детальных обстоятельствах его жизни в данный период чрезвычайно скудны. Нам не известна даже его продолжительность. Очевидно, что этот этап был богат на плоды писательской деятельности Максима.

Оказавшись в Риме, он активизировал свои силы в борьбе с монофелитством. В связи с этим преподобный переписывался с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора.

После 642 года Максим Исповедник отправился в Африку. Здесь он проявил себя как ревностный, пылкий, но вместе с тем трезвый и мудрый борец. В продолжении пребывания в Африке он завершил формирование своего учения о наличии во Христе, едином по Ипостаси, двух естественных (сущностных) воль: Божественной и человеческой.

Несмотря на то, что Максим не имел священного сана, являясь простым монахом, в деле противодействия еретикам он имел чрезвычайно огромный авторитет. К его увещеваниям прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. Экзарх Северной Африки нередко советовался с ним по различным вопросам религиозной тематики.

В 645 году состоялся известный диспут святого Максима с Пиром. Пир был публично разоблачён и повержен, после чего осознал и признал свою неправоту, вступил в общение с Православной Церковью.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, и вновь на острие борьбы с ересью.

Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях. Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное. Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

Пролог к Елпидию

Кроме «Слова о подвижнической жизни», посылаю тебе, честный отче Елпидий, еще и сочинение «О любви» в равночисленных четырем Евангелиям сотницах глав. Оно, быть может, не соответствует твоему ожиданию, но мы сделали все, что в наших силах. Впрочем, да будет известно твоей святости, что данное произведение не есть плод моей мысли: я прочитал творения святых отцов и собрал из них то, что направляет ум к моему предмету. И пространные рассуждения я свел в немногие краткие главы, чтобы они были легкообозримыми и лучше запоминались. Посылая их к твоему Преподобию, прошу читать благосклонно, ища одной пользы, не обращать внимания на неизысканность слога и молиться обо мне, недостойном и лишенном всякого плода духовного. Прошу также не думать, будто [это сочинение] написано, чтобы докучать [вам]: я лишь выполнял порученное мне. Говорю сие, ибо ныне нас, докучающих речами, много, но мало тех, кто воспитывают и сами воспитываются делами . [Еще прошу] со всем усердием вникнуть в [смысл] каждой главы. Ибо думаю, что не все для всех удобопонятно, но многое от многих потребует еще дополнительного исследования, хотя и кажется сказанным очень просто. Возможно, в этих главах обнаружится и что-то полезное для души. Но, конечно, это откроется по благодати Божией для того, кто будет читать их с мыслями, далекими от излишней пытливости , со страхом Божиим и любовью. А кто обращается к этому или другому какому-либо произведению не ради духовной пользы, а стремится выискать [неудачное] выражение в укор писателю и тщеславно показать себя более мудрым, чем он, тому нигде, никогда и ничто полезное не откроется.

Исповеднический венец

Император Констант, прознав про работу и определения Латеранского Собора, воспламенился гневом и приказал доставить в Константинополь папу Римского Мартина и монаха Максима.

Преподобный Максим был арестован и отконвоирован в столицу Византии около 653 года, приблизительно в то же время, когда и святой Мартин. Последний был осужден и приговорен к ссылке в Крым, где и скончался под тяжестью наказания. Суд над Максимом имел место в 655 году. Заодно с ним судили и его преданного ученика, Анастасия.

Максиму инкриминировали довольно громкие, но по большей части абсурдные преступления. Помимо разжигания ненависти к государю в перечень обвинений вошло, например, что он чуть ли не в одиночку сдал сарацинам Египет и Африку, соучаствовал в бунте совместно с экзархом Северной Африки. Но Максим опроверг клевету.

Коснулись и богословской тематики. На обвинения в распространении запрещённого учения преподобный дал развернутый, хорошо аргументированный ответ. Но, увы, правда человеческая далеко не всегда согласуется с Правдой Божьей. После суда Максима отправили в ссылку в Визию (территория Фракии). Здесь он остался без средств к существованию, терпел унижения и лишения.

Между тем вскоре императорский двор предпринял попытку к восстановлению отношений с Максимом: искали возможность дать императору и епископам-еретикам шанс «доказать» свою правоту.

С этой целью к святому страдальцу явилось посольство во главе с епископом Феодосием. Во время состоявшейся по этому случаю беседы преподобный не только не изменил убеждений, но и уверил прибывших в необходимости анафематствовать ересеначальников. Пораженные твёрдостью Максима, послы заколебались, а затем под давлением неоспоримых свидетельств вынуждены были признать за ним правоту. Покидая Максима, они уже не питали к нему чувства вражды.

Через восемь дней один из послов, консул Павел, возвратился к Максиму. Согласно распоряжению императора, Максима надлежало препроводить с великою честью в обитель святого Феодора (по разным данным, эта обитель располагалась или в Регии, или в Константинополе), что и было исполнено.

Здесь преподобного посетили два императорских посланника, патрикии Епифаний и Троил, и разъяснили Максиму, что из-за его упорства многие верующие не желают вступать в единение с ними (монофелитами). Выразив требование признать отвергнутое им учение об одной воле во Христе, пообещали, что в случае согласия его ожидают великие почести.

Несмотря на очевидную угрозу, пусть даже и слегка заретушированную, Максим вновь подтвердил свою решимость сражаться до конца. Тогда, обуянные вспышкой животной ярости, патрикии бросились на святого и стали его избивать. Лишь вмешательство присутствовавшего при этой расправе епископа Феодосия, умерило их пыл.

После очередных неудачных попыток привести Максима к удобному для власти компромиссу, его опять отправили в ссылку: снова во Фракию, но на этот раз в Перверис.

В 658 году последнюю попытку призвать Максима к «смирению» предпринял Патриарх Петр. Для этого он направил к нему своих представителей. В формате беседы Максиму было указано, что в случае отказа его ожидает анафематствование и смертная казнь, но он был непреклонен.

В 662 году состоялось очередное судилище. Максима Исповедника подвергли жестокому бичеванию, отрезали язык, отсекли правую руку, вывели на площадь и стали водить по ней, словно злодея, крича и насмехаясь.

После этого надругательства, Максима отправили в ссылку. Когда достигли территории Грузии, страдальца раздели и отобрали у него последнее имущество. Затем его заточили в крепости Схимари.

Незадолго до смерти Максим Исповедник удостоился видения, в котором ему было открыто, что он предстанет пред Богом 13 августа. Так и произошло: 13 августа истинный воин Христов преставился и отошёл в Царство Небесное.

Дальнейшие события[ | ]

Несмотря на Соборное утверждение богословской позиции Максима на Шестом Вселенском Соборе, ни он, ни папа Мартин не были не только прославлены, но и не реабилитированы. Отношение к ним многих епископов было по-прежнему неоднозначным, и они по-прежнему оставались государственными преступниками. Максим получил известность уже после смерти, чему способствовали многочисленные чудеса на его могиле[24].

Лишь на VII Вселенском Соборе, благодаря тому, что в трудах Преподобного содержались наиважнейшие доводы в защиту иконопочитания, он был реабилитирован. Затем был второй период иконоборчества, продолжавшийся до Константинопольского собора 843 года, в течение которого признание святости Максима Исповедника было невозможным[25].

В Римско-католической церкви почитание Максима началось ещё до создания Конгрегации по канонизации святых.

Память преподобного Максима отмечается 3 февраля (21 января ст.ст.) и 26 августа (13 августа ст.ст.) (перенесение мощей).

Творческое наследие

Как церковный писатель, преподобный Максим Исповедник известен широкому читателю в первую очередь своими христологическими сочинениями. Между тем, спектр раскрытых его творчеством богословских вопросов значительно пространней.

К числу наиболее популярных произведений относятся: Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1-30, О различных трудных местах (апориях), Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория), Вопросы и недоумения, Вопросоответы к Фалассию, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, Мистагогия, К Феопемпту схоластику, Послание о существе и ипостаси, Толкование на молитву Господню, Толкование на 59 псалом, Четыре сотни глав о любви, Слово о душе, Письма и др.

Рецепция[ | ]

Западная церковь широко использовала цитаты из трудов Максима Исповедника в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина, но труды Максима в целом не привлекали внимания западных богословов (кроме Иоанна Скота Эриугены) до последнего времени[34].

В Православной восточной церкви византийской традиции, наоборот, собственные труды Максима, хотя и не все (поскольку многие были забыты или утеряны во время анафематствования преподобного Максима), имели сильное влияние в течение всей её истории. Уже Иоанн Дамаскин включал в свои работы фактически цитаты из текстов Максима Исповедника, не называя только его имени, как в то время ещё не реабилитированного. Протоиерей Иоанн Мейендорф называл Максима «подлинным отцом византийского богословия». По свидетельству принцессы Анны Комниной, труды Максима с увлечением читала её мать[35].

В дальнейшем интеллектуальными наследниками Максима явились поздние византийские богословы, такие, как Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Более того, множество работ Максима включено в греческое «Добротолюбие» — собрание некоторых наиболее известных греческих христианских писателей.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, / сосуд избран показа тя, всеблаженне, / являюща Божественная концем, / неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, / и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, // Пресущную, Безначальную.

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Троицы рачителя и великаго Максима, / научающа ясно вере Божественней, / еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща, / в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе:// радуйся, проповедниче веры.

Литература[ | ]

  • Беневич Г. И., Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника
    , Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2013, 315 с. (Византийская философия, т. 11; Smaragdos Philocalias).
  • Епифанович С. Л.
    Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие — Киев, 1915. Переиздано: М.: Мартис, 1996; Приложение к серии «Святоотеческое наследие». 220 с.
  • Епифанович, С. Л.
    Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. — Киев, 1917.
  • Кузенков П. В.
    Логос. Мир. Человек : космология святого Максима Исповедника. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 150 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7533-1586-1 .
  • Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 21.
  • Кузенков П. В.
    Промысл Бога и свобода человека по творениям cвятого Максима Исповедника. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 184 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7533-1673-8.
  • Петров В. В.
    Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. — М.: ИФРАН, 2007. — 200 с.
  • Разд. 4, Гл. 2. Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха // Лурье В. М.
    . История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0

иноязычные

  • von Balthasar, Hans Urs.Cosmic Liturgy: The Universe According to Maximus the Confessor
    . — Ignatius Press, 2003. ISBN 0-89870-758-7.
  • Bathrellos, Demetrios.The Byzantine Christ: Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maximus the Confessor
    . — Oxford University Press, 2005. ISBN 0-19-925864-3.
  • Louth, Andrew.Maximus the Confessor
    . — Routledge, 1996. ISBN 0-203-99127-3
  • Nichols, Aiden.Byzantine Gospel: Maximus the Confessor in Modern Scholarship
    . — T. & T. Clark Publishers, 1994. ISBN 0-567-09651-3.
  • Hieromonk Artemije Radosavljević
    , Τὸ Μυστήριον τῆς Σωτηρίας κατὰ τὸν Ἅγιον Μάξιμον τὸν Ὁμολογητήν. — Αθήνα, 1975. Английский перевод части диссертации: Bishop Artemije Radosavljević Why Did God Become Man? The Unconditionality of the Divine Incarnation. Deification as the End and Fulfillment of Salvation According to St. Maximos the Confessor — Source: Τὸ Μυστήριον… (Athens: 1975), pp. 180—196 (Тайна спасения согласно святому Максиму Исповеднику)
  • Toronen, Melchisedec
    .
    Union and Distinction in the Thought of St Maximus the Confessor.
    — Oxford University Press, 2007. ISBN 0-19-929611-1.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]