Троице Сергиевая лавра: все о крупнейшем в стране мужском монастыре

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра — это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так началась история Троице-Сергиевой Лавры.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Возрождение страны

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города. 70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Реставрация Лавры

Сразу же после завершения активных военных действий 1917-1918 гг. в прилежащей к лавре местности большевики создали комиссию для защиты древних ценностей, которые хранились в монастыре, а также организации по проведению реставрационных работ. Но велись эти работы из рук вон плохо, поскольку какого-либо единого представления о том, как должна выглядеть новая лавра, и зачем она вообще необходима, не было.

На заметку! Планомерные реставрационные работы начали проводиться только в 1938 г. после приглашения к участию в них молодого архитектора Игнатия Трофимова.

Два года ушло у Трофимова на подготовку справки о музее и проекта реставрационных работ. 1 февраля 1940 г. лавру и прилегающие территорию объявили Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимова же назначили главным архитектором, выделив на реставрацию 6 млн. рублей.

Завершению ее помешала война. Но несмотря на военные действия и послевоенную разруху, разрушения лавры удалось избежать. Часть памятников была восстановлена, а часть возведена почти с нуля.

Восстановление лавры – это первостепенная и главнейшая задача, которую поставило перед Трофимовым правительство. В 1950 гг. дело Трофимова продолжил его ученик — архитектор В.И. Балдин. В 1963 г. к делу подключился А.Г. Устинов, настаивавший на комплексном восстановлении ансамбля лавры. К началу 1970 гг. большая часть реставрационных работ была выполнена, но на этом восстановление лавры не прекратилось.

Дело первых архитекторов продолжило молодое поколение. Многие части монастыря сейчас можно увидеть именно благодаря труду архитекторов Ю.Д. Беляева и Ю.Н. Шахова.

В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен.

Важно! В 1993 г. Юнеско включило Троице-Сергиев монастырь в список мирового культурного наследия.

Возведение каменных храмов в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, Троице-Сергиева лавра была украшена новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям — Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.

Становление монастыря

В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси. Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению — он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам — это 1337 год, по другим — 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея — Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.


В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки — кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений. Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов — Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам. В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.

Новая жизнь монастыря

В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня — Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона «Троица» была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.


В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания — трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем — царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм. Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус — архимандрии. Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году. Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.

Непростые времена — XVII век

В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.

Процветание монастыря в XVII-XVIII веках


После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже — дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала — владения монастыря стали превышать царские и патриаршие. При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор. После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.

Новая веха в развитии Лавры

С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский.


Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его — 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия. XVIII — XIX века — время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева — икона Святой Живоначальной Троицы.

Лавра в период Советской власти

В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.

Троице-Сергиевская Лавра сегодня

В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра — уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают: с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
  • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  • В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.
  • Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

    Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

    Собор Троицы Живоначальной

    Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

    Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

    Церковь Сошествия Святого Духа

    По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

    Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

    Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

    Смутное время

    В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

    В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

    После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

    В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

    После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

    Учебные заведения на территории монастыря

    В 1742 г. Елизавета Петровна повелела открыть на территории монастыря первое учебное заведение. Им стала Троицкая лаврская духовная семинария. Первый опыт оказался положительным, потому в последующие десятилетия и даже столетия монастырские стены принимали у себя учащихся. Внимания достойны:

    • Московской духовной академии (1814 — 1917 гг.);
    • Училища иконописания (1885 -1917 гг.);
    • Московской духовной семинарии (1989 г.).

    Обратите внимание! На территории монастыря в первые годы советской власти размещались различные училища, никак не связанные с получением учащимися духовного образования.

    Период правления Петра Первого

    В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

    В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

    В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

    В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

    Как добраться

    1. Электричкой

    С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».

    1. Автобусом

    От метро «ВДНХ» автобус №388 до Сергиева Посада. Отправляется каждые 10-15 минут, время в пути без пробок — около часа. Расписание автобуса №388 до Сергиева Посада.

    1. Машиной

    Из Москвы по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад (съезд с левой полосы по указателю). Маршрут на карте.

    Контакты:

    141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    8

    Фото Владимира Ештокина

    Рисунок Юлии Кузенковой

    Советское время

    В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещениях Троице-Сергиевой Лавры был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

    Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

    До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

    Троице-Сергиева Лавра — одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV–XIX веков. С 1993 года здания обители находятся под охраной Юнеско.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]