Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?


Как каяться в грехе убийства

Человеку может быть прощен любое злодеяние, если он в нем кается. Пока человек живет на земле, он имеет шанс спасти свою душу и наследовать вечную жизнь. Давайте вспомним, что первым в рай за Христом вошел разбойник, висящий справа на кресте.

Мы не знаем, какие конкретно преступления совершил этот человек, но понятно, что это были злые дела. Вполне вероятно, что он был и убийцей. И этому человеку хватило буквально несколько секунд, чтобы покаяться, исповедать Христа и спастись.


Христос и разбойники

Каждый человек, который совершил грех убийства или любой другой тяжкий проступок, должен брать пример с этого разбойника. Но для этого надо понимать, что такое истинное покаяние. Покаяться — это не значит только лишь назвать или обозначить свой плохой поступок. Раскаяние предполагает, прежде всего, осознание всей пагубы содеянного и низости падения. Человеку может стать очень страшно от понимания того, что он совершил, но без этого страха невозможно покаяние.

О грехах в православии:

  • Восемь смертных грехов и борьба с ними
  • Грех чревоугодия
  • Грех гордыни

Второй этап — твердо решить никогда в жизни больше не повторять совершенного. Человек должен дать слово и себе, и Богу, что он скорее умрет, но никогда больше не совершит того злодеяния, в котором кается.

Интересно! Иногда великим грешникам, совершившим тяжкие грехи, такие как убийство, покаяться бывает легче, чем обычным людям, утонувшим во множестве мелких прегрешений.

Тяжелый грех ложится огромным камнем на душу человеческую, лишает покоя. Это смятение в душе способно пробудить совесть даже у самого закоренелого злодея. И тогда очень важно со своими переживаниями прийти к Богу и раскаяться. Господь пришел в мир ради того, чтоб грешники могли спасать свои души, поэтому никогда нельзя отчаиваться и думать, что Христос не простит.

Третий этап покаяния — принести плоды. О необходимости плодов покаяния говорит нам через Евангелие святой пророк Иоан Креститель. В реальной жизни это означает, что человек должен искупить содеянное им зло какими-либо добрыми делами.


Покаяние в грехах

Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Однажды в «Фоме» вышла статья о том, как бороться с осуждением. Но у одной из наших читательниц остались вопросы по базовому принципу такой борьбы — отделения греха от грешника. Вот ее письмо:

Не имею права вступать в спор с авторитетным мнением священника, но все-таки кто-нибудь толком объяснит мне, как можно отделять поступок от самого человека? Серийный маньяк-убийца, военные преступники, они что, тоже имеют нравственные критерии и в глубине души они хорошие? Или как? Одно дело — украсть кошелек. Ну ладно. Тут человека можно оправдать. Но убийцу, того же «керченского стрелка», как можно понять и отделить его поступок от личности? Ведь он сознательно и хладнокровно пошел на это преступление. Именно он, конкретный, а не абстрактный человек. Как это понимать?

Марина

По нашей просьбе на письмо Марины отвечает протоиерей Павел Великанов:

Одним из первых людей, вошедших в рай, был отъявленный преступник и грешник. Его распяли рядом со Христом на Голгофе. Перед самой смертью он уверовал в Спасителя и раскаялся — и получил спасение от Господа. Вы спрашиваете, как можно не осуждать страшных злодеев? А просто задайте себе вопрос: вот за этого ужасного грешника разве Христос не умер?

Делать исключения, делить людей на надежных и безнадежных — это наша людская привычка. У Бога нет черных списков. Он умер за каждого.

В словах Христа Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1–2) имеются в виду не только мелкие проступки, но и великие прегрешения. Нет никакой разницы — осудить человека за то, что он слукавил, или осудить серийного убийцу, который столько зла принес людям.

Поймите, Марина: Господь дает свободу человеку — разрешает любому быть таким, каким он хочет, в том числе и плохим. Вспомним притчу о блудном сыне. Отец ведь позволил своему младшему сыну стать таким распутным: он отдал ему часть наследства, понимая, что тот растратит его! По нашим обыденным меркам поступок сына показал несостоятельность отца как родителя, ведь он не смог воспитать своего ребенка, предотвратить его нравственную гибель! Но там, где в своем суждении относительно отца или сына мы ставим точку, Евангелие ставит запятую. Младший сын возвращается, и отец с радостью принимает и прощает его. Эта притча — иллюстрация того, как к нам относится Бог. Господь не ставит крест на человеке, совершившем проступок, но продолжает его питать, радовать, вдохновлять. Человек же, загрязнив свою душу прегрешениями, сам отказывается от Божьей любви: она не является для него источником радости, а наоборот, приносит боль. Но Бог не перестает любить даже самого отчаянного маньяка. К такой безусловной любви Он призывает и нас.

Зачастую многим непонятно, как можно не только не осуждать, но и любить своего врага? Посмотрите, как мы ведем себя с детьми. Когда ребенок что-то сделал не так, мы пытаемся объяснить ему, что он ведет себя неправильно. Но неужели, когда ребенок разбивает чашку, мы перестаем любить его? Также следует и относиться к тем, чьи поступки ты осуждаешь.

Необязательно сразу «делать из себя» подвижника, который любит всех. Достаточно для начала увидеть, опознать свой изначально враждебный настрой и постараться не быть поглощенным им. Это становится значительно легче, когда удается увидеть в человеке глубину, осознать, что он такой же, как и вы. Необязательно стараться как-то специально проявить свое расположение к тому, кого вы все еще осуждаете, ведь если это будет наигранно, то человек почувствует эту фальшь. Главное, что именно вы по отношению к совершившему проступок — не враг.

Однажды меня спросили: «Как не осудить человека, который говорит гадости про детей в хосписе, если я считаю его бесчувственным?» Можно ответить так: все мы схожи в одном — падаем, встаем и каемся, снова падаем, снова встаем, этот процесс динамичен. Вчера человек согрешил, а сегодня уже с болью в сердце вспоминает о своем проступке. Назвав человека бесчувственным, вы навесили на него ярлык. Когда в следующий раз он покажет себя с другой стороны, вы не сможете это принять, потому что стали заложником собственного осуждения. В такой ситуации вы можете осудить его представления, не согласиться с ним, но нельзя делать перенос со слов и действий человека на его личность, на саму суть, на «сердцевину» человека. Как только вы это сделали, вы зафиксировали определенный взгляд на этого человека, тем самым осудив его. В этом и заключается принцип отделения греха от грешника.

Осуждая человека — неважно, вашего друга или маньяка, — в своем сознании вы закрепляете за ним определенную модель поведения, запрещая ему быть другим.

Я вспоминаю историю из патерика про одного монаха, который впал в блуд. Но монах не продолжил свой грешный образ жизни, а отказался от своего греха и вернулся в монастырь. Игумену этого монастыря было откровение, что своим падением этот монах посрамил дьявола — ведь он не отчаялся, не загубил свою душу, не застрял в грехе, а раскаялся — и вернулся снова трудиться в постах и молитвах. И тем самым освободил себя от греха.

В другом патерике есть история о монахе, который никогда не обращал внимания на нападки и укоры в свою сторону. Когда же братья спросили его, как ему удается не осуждать и не вступать в перепалки, они были удивлены ответом: «Да что на этих псов обращать внимание?». Его душа была настолько гордая, что он всех презирал. Гордость, осознание себя выше другого человека — это одна из причин осуждения. Именно поэтому осуждение — это проблема не того, кого осуждают, а того, кто осуждает. Мне кажется, что мы ищем способ утвердиться в своих собственных глазах на фоне чужого проступка — нам страшно оказаться в положении, когда некого будет осудить. Поэтому не пытайтесь через негативное действие — осуждение — уничтожить что-то плохое. Вы только увеличите это зло. А как же правильно поступать?

Мне вспоминается одна история. Одна девочка тайно сделала себе татуировку на шее. Когда мать увидела — она была вне себя от ярости! А вот дедушка, услышав, что за шум в квартире, спокойно сказал: «Прими мои поздравления! Теперь ты знаешь, что такое точка невозврата. Хорошо, что ты узнала это в такой, а не более сложной ситуации». Мама и девочка поражены — неужели дедушка правда не сердится? На что дедушка ответил: «Я не осуждаю, но и не одобряю. Я просто тебя люблю!».

Многие же из нас, к сожалению, радуются, когда кто-то оступился: «Ага, я ведь давно знал, что такое произойдет, ты оправдал мои худшие ожидания!». Нетрудно заметить, что такая фраза говорит не столько о грешнике, сколько о говорящем, якобы «праведнике и прозорливце», который на деле оказывается лишь источником и носителем «плохих ожиданий».

Мне посчастливилось в жизни общаться с человеком, которого я мог бы назвать примером христианского отношения к грешнику — это покойный архимандрит Кирилл (Павлов). На протяжении многих лет он был духовником Троице-Сергиевой лавры. Общаясь с человеком, он не уделял внимание тому, что важно для нас — внешность, статус, греховность или праведность. Даже зная, что человек совершил какой-то безнравственный поступок, отец Кирилл не изменял к нему отношения. Он обладал способностью переступить через то, что сделал человек, не заострять на этом внимание, не погружать человека в его грех еще больше. Напротив, даже в самой безнадежной ситуации, когда грешник был на грани отчаяния, старец всегда давал ему руку надежды. Отец Кирилл своим отношением показывал, что если человек жив, значит, у него еще есть возможность измениться и спастись. Неосуждение — это безграничная милость, готовность давать человеку шанс столько раз, сколько в этом будет необходимость.

Что в православии считается убийством

Для того чтобы раскаяться в убийстве, нужно четко понимать, как его определяет православие. Явное физическое лишение жизни кого-либо — далеко не полное определение. Убийством считается и неоказание помощи страждущему, безразличие к страданиям другого.

С духовной точки зрения, убийством можно считать совращение кого-либо с истинного и доброго пути, втягивание в греховную жизнь. Далеко не всегда это явные и понятные действия, и человеку нужно внимательно переосмыслить свою жизнь, чтобы увидеть такой грех.

Отдельно надо остановиться на очень распространенном виде греха, который совершается каждый день многими людьми и все еще разрешено законом. Речь идет об абортах. Аборт — это убийство в самом чистом виде, совершаемое по доброй воле родителями ребенка.

Ответственность за такое решение несут и мама, и папа малыша, хотя окончательное решение всегда остается за женщиной. Тем не менее, если мужчина не поддержал женщину и из-за его действий (или наоборот, бездействия) и женщина совершила аборт — такой мужчина должен принести покаяние в убийстве собственного ребенка.


Памятник нерождённым детям. Словения

Важно! Несмотря на то, что убийство — тягчайший грех, иногда приходится внимательно пересматривать всю свою жизнь, чтобы понять, где человек мог согрешить против шестой заповеди.

О духовной жизни:

  • Русская православная церковь в период гонений
  • Как правильно прикладываться к иконе
  • Как использовать масло Матроны Московской

Неужели Господь простит убийцу в одночасье?

Неужели Господь простит убийцу в одночасье?

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта “Семья и Вера”!
Думается, что любой человек задается такими вопросами: Неужели Господь простит лютых грешников, которые грешили всю свою жизнь, и перед смертью взяли, да покаялись?

Л. Волкова , из города Твери задала похожие вопросы протоиерею Александру Шаргунову, который и приведен ниже:

Вопрос: ─ Один знакомый привел мне слова близкого к нам по времени святого, кажется, преподобного Силуана Афонского: «Если кто грабил, убивал, насиловал, пусть придёт к Богу, и Бог простит его». Получается, человек всю жизнь грешил, а ему, как ни в чём не бывало, – Царство Божие. Что хотите, я этого никак не могу понять. И ещё у меня вопрос о молитве. Как научиться молиться? У Горького я прочитала, что он видел в Италии в храме женщину, которая буквально говорила с иконой. По мнению знаменитого писателя, это пример того, как религия может довести человека до безумия. Я-то как раз за религию. Считаю, что от неё всегда было много пользы людям. А без неё – посмотрите, что происходит! Сама люблю читать Библию. Отношу себя к верующим. Хотя, признаюсь, нередко меня посещают сомнения.

Ответ: ─ Царство Божие – поистине Божие, а не человеческое. Этого должно быть довольно, чтобы избавить нас от всякого уныния и страха. Но требуется подлинное покаяние.

Бог это Тот, с Кем можно говорить. Более того, Он Единственный, с Кем можно говорить в некоторые самые сокрушительные для нас моменты жизни. Потому что в неисследованных Его глубинах сокрыта таинственная способность слушания – далеко за пределами всякого человеческого понимания и внимания.

Молитва – дар Божий. Сам Христос говорит: «Без Меня не можете творить ничего». И первым нашим шагом должно быть узнавание, что замкнутые на самих себе, мы не можем переступить порог тайны. Хотя бы потому, что в мире существует смерть. Кто молится, тот знает, что молитва поддерживает нас и делает иным весь день. Весь день и всю жизнь. Молитва помогает умирать, так же как жить. Она укрепляет того, кто умирает. Через неё действует Тот, Кто умер нашей смертью, чтобы дать нам Свою жизнь. Как Христова любовь, молитва – дар, сходящий свыше. Она учит нас служению людям, чтобы сделать их более близкими к Богу. Благодаря молитве, мы можем начать видеть мир глазами Самого Бога. Из этого дара может рождаться множество других даров. Словом, молитва рождается от покаяния, от глубокой правдивости, в часы нашей исключительной просветлённости и ясности. Но к этому надо добавить ещё одно, самое главное: не мы, христиане, молимся, а Дух Святой молится в нас, как говорит апостол Павел, “воздыханиями неизглаголанными”. Хорошо, что Вы читаете Писание, но чтобы познать Бога, недостаточно относиться к Нему так, как если бы Он был книгой. Потому что Он – Живая Личность. И это открывается нам, по мере того как мы входим в общение с Ним, всецело отвечая на Его зов. Без этого существование Бога становится проблематичным и столь отвлечённым, что человек начинает спрашивать себя: не оставил ли его Бог? И вообще, существует ли Бог?

<< На главную страницуВопросы священнику >>

Как наказать убийцу с помощью магии

Возьмите черный головной платок, в котором сидели у гроба убитого человека. Положите в него три горсти могильной земли и завяжите узлом. Найдите на кладбище могилу с именем убийцы и оставьте на ней узелок с землей. Если же вам неизвестно имя убийцы, то это не столь важно, ведь Господь знает, кто человека убил. Просто положите узелок с землей на безымянную, заброшенную могилу, и при этом следует говорить:

«Могила безымянная, Возьми душу окаянную Того, Кто (такого-то) убил, Кто душу безвинную Загубил. Заткни его Рык звериный, Закрой ему Взгляд змеиный. Пусть кровь его Охладеет, Язык его онемеет, В груди дыхание Встанет и сердце стучать Перестанет. Пусть это слово Его найдет, В могилу его сведет, Нигде покоя душа Не найдет, В ад сатана его заберет. Губы. Зубы. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь».

Православная Жизнь

У многих из нас есть умершие родные и близкие люди, которые при жизни не принадлежали к Церкви Христовой. Как о них молиться?

Как известно, Православная Церковь молится только о крещеных усопших, сохранивших верность Церкви. Согласно церковному Уставу, также нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения самоубийц.

Однако православный человек, движимый любовью к некрещеному (либо отпавшему от Церкви) родственнику или другу, может совершать частную молитву об усопшем, заручившись благословением священника. В церковной истории были случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц или некрещеных.

О том, что души некрещеных могут получать немалое облегчение по молитвам церковных людей, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Однажды Макарий шел по пустыне и увидел лежавший на земле череп. Подвижник просил его: «Кто ты такой?» Череп ответил: «При жизни я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, творишь молитву о находящихся в аде, мы чувствуем некоторое облегчение». Макарий спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы стоим в великом огне, – отвечал череп, – и не видим лиц друг друга. Когда же ты молишься о нас, мы начинаем видеть стоящих рядом, и это приносит нам некоторое утешение».

Конечно, наша молитва не сравнится с молитвой преподобного Макария, как не сравнится и наша жизнь с житием подвижника. Но все-таки данная история вселяет в нас надежду, что наше молитвенное поминовение несчастных, умерших некрещеными, принесет им некоторое утешение.

Допускали ли святые отцы для своих духовных детей возможность келейной молитвы за тех умерших, которые не могли быть помянуты в церковном собрании? Да, такие случаи известны.

Например, преподобный Феодор Студит разрешал частную молитву о них: «…Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» (1).

Преподобный Лев Оптинский позволил одному из своих духовных чад поминать отца-самоубийцу следующими словами: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя. Аминь».

Преподобный старец Амвросий Оптинский вспоминал об этом случае в письме к одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид (в схиме – Лев) разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

Обратим внимание, что в данном случае речь идет о человеке, который духовно окормлялся у преподобного Льва. Старец Амвросий позволяет использовать молитву святого Льва тоже не случайным людям, но близким знакомым монахини. Подобное поминание возможно творить только тому, кто глубоко воцерковлен и получил благословение от священника.

Важно, что разрешение на молитву о самоубийце было дано его сыну, а не какому-то случайному человеку. Отсюда следует, что подобный молитвенный подвиг рекомендуется только в отношении особо близких для усопшего людей – родственников, ближайших знакомых.

В 2011 году Священный Синод благословил применять молитву преподобного Льва Оптинского для индивидуального поминовения родственников, совершивших грех самоубийства (2).

Отметим также, что в отечественной православной традиции давно укоренилось молитвенное обращение к мученику Уару Египетскому. Согласно некоторым вариантам жития, мученик имеет перед Богом особенное дерзновение – просить отпущения грехов тех, кто умер без Крещения. О возможности домашней молитвы святому Уару о некрещеных усопших говорил Патриарх Алексий II: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась» (3).

Впрочем, в том же докладе Святейший Патриарх предостерегает об искаженном взгляде на молитвенное предстательство святого Уара. Обращение к мученику о помощи некрещеным усопшим может носить только частный, а не церковный характер, и никак не способно заменить Таинство Крещения.

Итак, Церковь не запрещает домашней молитвы о близких, умерших некрещеными или совершивших грех самоубийства. Нужно лишь помнить, что такая молитва требует от нас особого духовного бодрствования. Если мы соединим с нашими молитвенными просьбами чистую жизнь по евангельским заповедям, обильную милостыню, искреннее покаяние, участие в церковных Таинствах, Господь не оставит наши воздыхания неуслышанными и подаст облегчение душам дорогих для нас людей.

Сергей Комаров

Примечания:

1) Здесь и далее цитаты приводятся по статье священника Константина Буфеева «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных» // Эл. ресурс: https://www.pravoslavie.ru/42451.html 2) В 2011 году Священный Синод Русской Православной Церкви благословил для келейного чтения «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». К «Чину» прилагается и молитва прп. Льва Оптинского. Однако в самом последовании «Чина» нет поминания самоубийцы, а есть лишь покаянные молитвы для его скорбящих родственников. 3) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Выступление на Епархиальном собрании, 2003 г. // Эл. ресурс: https://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/186-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2003-g

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]