Третий Константинопольский собор — Third Council of Constantinople


III Вселенский собор.

Третий Вселенский Собор
был созван в 431 г. в городе Ефесе императором Феодосием II Младшим Память 9 сентября и память святых отцов шести Вселенских соборов.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

События, предшествовавшие Собору

Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею (подробнее см. Несторианство).

Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому оно не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском соборе 429 г., но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира. Скоро слух об этих спорах проник и в другие церкви и здесь начались рассуждения.

В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие, оно было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском соборах.

Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, император Феодосий II решился созвать вселенский собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва вселенского собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.

История Собора

Феодосий назначил собор в Ефесе в самый день Пятидесятницы 431 г. В Ефес прибыли свт. Кирилл Александрийский с 40 египетскими епископами, Иувеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней — просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Чиновник Кандидиан протестовал против этого и послал донос в Константинополь.

Открытие Собора. Низложение Нестория

Первое заседание было 22 июня в церкви Богородицы. Нестория приглашали на собор три раза. Но в первый раз он дал ответ неопределенный, второй раз отвечал, что придет, когда все епископы съедутся, а в третий — даже не выслушал приглашения. Тогда собор решил рассмотреть дело Нестория без него. Были прочитаны Никео-Цареградский символ, послания к Несторию, анафематизмы Кирилла и послания Нестория к Кириллу, его беседы и прочее.

Отцы нашли, что послания Кирилла заключают в себе православное учение и, напротив, послания и беседы Нестория — неправославное. Потом отцы проверили, как Несторий учит в настоящее время, не отказался ли он уже от своих мыслей. По свидетельству епископов, беседовавших в Ефесе с Несторием, оказалось, что он придерживается прежних мыслей. Наконец, были прочитаны изречения отцов Церкви, писавших о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь тоже Несторий противоречит им. Приняв все это во внимание, отцы Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его сана и отлучить от церковного общения. Под приговором подписалось 200 епископов и первое заседание кончилось.

В тот же день собор в Ефесе объявил о низложении Нестория и послал уведомление об этом клиру в Константинополе. Кирилл еще от себя написал письма епископам и настоятелю константинопольского монастыря авве Далмату. Вскоре были отправлены и акты собора императору. Несторию был объявлен приговор на другой день после заседания. Он, конечно, его не принял и в донесении императору жаловался на неправильные, будто бы, действия собора, обвинял особенно Кирилла и Мемнона и просил императора или перевести собор в другое место, или дать ему возможность благополучно возвратиться в Константинополь, потому что, по его словам, его жизни угрожает опасность.

Альтернативный собор сторонников Нестория. Низложение Кирилла

Между тем в Ефес прибыл Иоанн I Антиохийский с 33 сирскими епископами. Отцы собора его уведомили, чтобы он не входил в общение с осужденным Несторием. Но Иоанн был не доволен решением дела не в пользу Нестория, и потому, не входя в общение с Кириллом и его собором, составил свой собор с Несторием и приехавшими епископами. К Иоанну примкнуло несколько епископов, бывших на соборе св. Кирилла. На собор Иоанна также прибыл императорский уполномоченный. Собор Иоанна признал осуждение Нестория незаконным и начал суд над Кириллом, Мемноном и другими епископами, осудившими Нестория. Кириллу было несправедливо поставлено в вину, между прочим, что учение, изложенное в его анафематизмах, сходно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. И вот, собор Иоанна осудил и низложил Кирилла и Мемнона, отлучил от церковного общения, впредь до раскаяния, прочих епископов, осудивших Нестория, донес обо всем в Константинополь императору, клиру и народу, прося императора утвердить низложение Кирилла и Мемнона.

Император в затруднении

Феодосий, который получил, кроме донесений Кирилла, Нестория и Иоанна, еще донесение Кандидиана, не знал, как поступить в этом случае. Наконец, он распорядился, чтобы все постановления соборов Кирилла и Иоанна были уничтожены и чтобы все епископы, прибывшие в Ефес, собрались вместе и покончили споры мирным образом. Кирилл не мог согласиться с таким предложением, так как на его соборе было вынесено правильное решение, а Иоанн Антиохийский представлял действия своего собора правильными, о чем оба доносили в Константинополь.

Пока велась эта переписка, собор, под председательством Кирилла, продолжал свои заседания, которых было семь. На втором заседании было прочитано послание папы Келестина, привезенное только теперь прибывшими легатами, и признано было вполне православным; в третьем — Римские легаты подписали осуждение Нестория; в четвертом — Кирилл и Мемнон, неправильно осужденные Иоанном (который не явился на приглашение явиться на заседание) были оправданы; в пятом — Кирилл и Мемнон, для опровержения обвинений, возведенных на них Иоанном, осудили ереси Ария, Аполлинария и Евномия, а собор отлучил от церковного общения самого Иоанна и сирийских епископов; в шестом — запрещено на будущее время изменять что-либо в Никео-Цареградском Символе или вместо него составлять другие, наконец, в седьмом — собор занялся решением частных вопросов по разграничению епархий. Все соборные акты были посланы императору для утверждения.

Теперь Феодосий находился в еще большем затруднении, чем прежде, потому что неприязнь между собором и сторонниками Иоанна увеличилась в значительной степени. А вельможа Ириней, прибывший в столицу из Ефеса, сильно действовал при дворе в пользу Нестория. Епископ Акакий Веррийский подал императору совет, удалив от соборных рассуждений Кирилла, Мемнона и Нестория, поручить всем остальным епископам пересмотреть вновь дело Нестория. Император так и поступил. Он послал в Ефес чиновника, который взял под стражу Кирилла, Мемнона и Нестория, и начал принуждать к согласию прочих епископов. Но соглашения не последовало.

Защита Православия аввой Далматом. Император утверждает определение Собора

Между тем, св. Кирилл нашел случай из-под стражи написать клиру и народу константинопольскому, а также авве Далматию о происходящем в Ефесе. Авва Далматий собрал иноков константинопольских монастырей и вместе с ними при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Войдя во дворец, Далматий просил императора, чтобы православные отцы были освобождены из заключения и чтобы было утверждено определение собора относительно Нестория.

Появление знаменитого аввы, 48 лет не выходившего из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора. Он обещал утвердить решение собора. Затем в церкви, куда отправился авва Далматий с иноками, народ открыто провозгласил анафему Несторию. Таким образом колебания императора кончились. Оставалось только привести сирских епископов в согласие с собором. Для этого император приказал спорящим сторонам выбрать по 8 депутатов и прислать их в Халкидон для взаимных рассуждений в присутствии императора. В эту депутацию со стороны православных вошли два Римских легата и епископ Иувеналий Иерусалимский. Со стороны защитников Нестория — Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Но и в Халкидоне не было достигнуто соглашение, несмотря на заботы Феодосия. Православные требовали, чтобы сирские епископы подписали осуждение Нестория, а сирские не соглашались и не хотели принимать, как они выражались, догматов Кирилла (анафематизмов). Так дело и осталось нерешенным. Впрочем, Феодосий теперь перешел решительно на сторону православных епископов. По окончании халкидонского совещания он издал указ, в котором приказал всем епископам возвратиться на свои кафедры, в том числе и Кириллу, а Нестория еще прежде удалил в Антиохийский монастырь, из которого он прежде был взят на константинопольскую кафедру. Преемником Нестория православные епископы поставили Максимилиана, известного своей благочестивой жизнью.

После Собора. Восточный раскол и примирение 433 г.

Восточные епископы, во главе с Иоанном Антиохийским, отправляясь из Халкидона и Ефеса на свои кафедры, по дороге составили два собора, один в Тарсе, на котором снова осудила Кирилла и Мемнона, и другой в Антиохии, на котором составили свое исповедание веры. В этом исповедании было сказано, что Господь Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в Нем единства Божества и человечества, Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Таким образом, восточные отцы отступили от своих несторианских воззрений, но от лица Нестория не отказались, почему разделение между ними и Кириллом продолжалось. Император Феодосий не терял все-таки надежды примирить церкви и поручил исполнить это своему чиновнику Аристолаю. Но только Павлу, епископу Эмесскому, удалось примирить отцов сирских с александрийскими. Он убедил Иоанна Антиохийского и других сирских епископов согласиться на осуждение Нестория, а Кирилла Александрийского — подписать Антиохийское исповедание веры. Кирилл, видя, что это исповедание православное, подписал его, но не отказался и от своих анафематизмов. Таким образом мир был восстановлен лишь в 433 году [1]. С Антиохийским исповеданием веры, как с православным, была согласна вся Вселенская Церковь и оно получило значение точного исповедания веры древне-православного учения об образе соединения в Господе Иисусе Христе двух естеств и их взаимном отношении. Император утвердил это исповедание и принял окончательное решение относительно Нестория. Он был сослан в 435 г. в один оазис в египетских пустынях.

Содержание

  • 1 Участники
  • 2 Соборные постановления 2.1 О Максиме Цинике (4-е правило)
  • 2.2 О ересях (1-е правило)
  • 2.3 О Никео-Цареградском Символе веры (5-е правило)
  • 2.4 О статусе епископа Константинопольского (3-е правило)
  • 2.5 Об автокефальном управлении поместными Церквами (2-е правило)
  • 2.6 О жалобах частного и церковного характера (6-е правило)
  • 2.7 О форме церковного суда и принятии еретиков в церковное общение (7-е правило)

Решения Собора

На соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения Несторианской ереси, важно — полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.

Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только было подтверждено Третьем Вселенским Собором.

Препараты

После сына и преемника Константа, Константин IV преодолев мусульманскую осаду Константинополя в 678 году, он сразу же нацелился на восстановление общения с Римом: он написал Папа Донус предлагая конференцию по этому поводу. Когда письмо достигло Рима, Донус умер, но его преемник, Папа Агафон, согласился с предложением императора и приказал проводить соборы по всему Западу, чтобы легаты могли представить традиции Западной церкви. В Милане был Синод при архиепископе Маусуэте; другой синод проводился в 680 году в Хатфилде, над которым Теодор, Председательствовал архиепископ Кентерберийский. Затем на Пасху 680 года Папа Агафон созвал синод в Риме с представителями региональных синодов.

Затем он послал делегацию встретить жителей Востока в Константинополе.[8] Делегаты отправились с двумя письмами, одно от Папы Агафона императору, а другое от епископов Римского синода к собравшимся в Константинополе.[9]

Тем временем Константин вызвал Патриарх Константинопольский Георг I и все епископы его юрисдикции Константинополь в совет. Он также вызвал Патриарх Антиохийский Макарий, византийский назначенец, постоянно проживающий в Константинополе из-за мусульманской оккупации его престола.

Оценки Собора

А.В. Карташев:

«По своему внешнему облику Ефесский собор 431 г., в сравнении с другими вселенскими соборами, является самым неблагообразным, смутным, неудачным и формально просто не состоявшимся. По своей беспорядочности он немногим уступает соседнему по времени и месту с ним Ефесскому же собору 449 г., собранному также в качестве вселенского, но заклейменному вскоре жутким названием «разбойничьего». A между тем деяния Ефесского собора 449 г. были утверждены тем же самым императором, Феодосием II, а деяния III Вселенского собора — не утверждены и собор за беспорядок и беззаконие был высочайше распущен. Но церковь судила иначе… И, как известно, Ефес 431 г. был только «началом болезней». Если арианская лихорадка бурно трепала церковный организм долгих шесть десятилетий, то перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила исторический организм церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток» [2].

Задний план

Основная статья: Монотелитизм

Собор разрешил ряд богословских споров, которые восходят к шестому веку, но усилились при императорах. Ираклий (р. 610–641) и Констанс II (р. 641–668). Ираклий намеревался вернуть большую часть своей империи, потерянной персами, и попытался преодолеть противоречие с монофизитство, который был особенно силен в Сирии и Египте, предлагая умеренную теологическую позицию, которая имела такую ​​же хорошую поддержку в традиции, как и любая другая. Результат был первым моноэнергетика, т.е. что Христос, хотя и существовал в двух природах (божественной и человеческой), имел одну энергию, а вторая была монотелитизмто есть, что у Христа была одна воля (то есть во Христе не было противоречия между его человеческой и божественной волей). Эта доктрина была принята в большей части византийского мира, но противостояла в Иерусалиме и в Риме и вызвала споры, которые продолжались даже после потери отвоеванных провинций и смерти Ираклия. Когда внук Ираклия Констанс II занял трон, он увидел в споре угрозу стабильности Империи и попытался замолчать обсуждение запретив высказываться за или против учения.[3]Папа Мартин I и монах Максимус, главные противники монофелитизма (который они интерпретировали как отрицание человеческой способности воли ко Христу), синод в Риме в 649 г. которые осуждали моноэнергетику и монотелитство.[4] В Константинополе около 653 г. некоторые обвиняли Папу в поддержке революции, это было расценено как государственная измена, и Мартин был соответственно арестован, предан суду, осужден и отправлен в ссылку, где вскоре умер. Максимуса судили и замучили до смерти, вызвав легкие ожоги и разорвав кожу на части.[5] Позиция Мартина и Максима была поддержана другими на Константинопольском соборе.[6][7]

использованная литература

  1. Преемственность и изменение веры и вероисповедания
    ,
    Кредо: Историко-богословское руководство по символам веры и вероисповеданиям
    , изд. Ярослав Пеликан (Издательство Йельского университета, 2013), 15.
  2. ^ абc
    Георгий Острогорский,
    История Византийского государства
    (Издательство Рутгерского университета, 1995), 127.
  3. Деяния Халкидонского Собора
    , Том 1, пер. Ричард Прайс и Майкл Гэддис (Liverpool University Press, 2005), 55.
  4. Тайленда, Джозеф Н. (2003). Святые и праздники литургического года
    . Издательство Джорджтаунского университета. п. 60. ISBN 0-87840-399-X .
  5. Острогорский, (995), с. 117–18.
  6. Экономоу, Эндрю Дж. (2007). Византийский Рим и греческие папы: влияние Востока на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг.
    . Lexington Books. ISBN 978-0-7391-1977-8 .
  7. Сеценски 2010, п. 74.
  8. ^ абc
    Джозеф Брушер, С.Дж.,
    Папы сквозь века
    В архиве 6 февраля 2006 г. Wayback Machine.
  9. Хефеле, Карл Йозеф фон. История церковных соборов
    , Т. и Т. Кларк, 1896, §313
  10. Келли, Джозеф Ф. «Глава третья: Византийские соборы». Вселенские соборы католической церкви: история. Колледжвилл, Миннесота: литургия, 2009. 59. Печать.

Фон

Несторий был архиепископом Константинопольским. Его противники обвинили его в разделении божественности и человечности Христа на двух лиц, существующих в одном теле, тем самым отрицая реальность Воплощения. Неясно, действительно ли этому учил Несторий. Сочетание политики и личностей способствовало тому, что Нестория признали еретиком и низложили в Эфесский собор. Джон Энтони МакГакин видит «врожденное соперничество» между сеями Александрии и Константинополя.[5]

Евтихий был архимандрит в Константинополь. В своем противостоянии несторианству он, по-видимому, придерживался столь же крайнего, хотя и противоположного взгляда. В 448 году епископ Константинополя Флавиан провел синод, на котором Евсевий, епископ Дорилейский, предъявил Евтихию обвинение в ереси.[6] Евтихия призвали явиться и разъяснить свою позицию относительно природы Христа. Найдя его ответ неудовлетворительным, синод осудил и сослал Евтихия, который направил обращение к Папа Лев I. Когда Лев получил Акты Собора, он пришел к выводу, что Евтихий был глупым стариком, который совершил ошибку по невежеству и может быть восстановлен, если он покается. Диоскур Александрийский, подражая своим предшественникам в принятии первенства над Константинополем, просто отменил приговор Флавиану и оправдал Евтихия. Диоскур и Евтихий добились от императора созыва Вселенского собора, который должен был собраться в Эфесе в августе 449 года.

Список используемой литературы

  • Батреллос, Деметриос (2004). Византийский Христос: личность, природа и воля в христологии святого Максима Исповедника
    . Оксфорд-Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199258642 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • «Concilium Universale Constantinopolitanum Tertium», в Acta Conciliorum Oecumenicorum, сер. 2, II.1–2. изд. Р. Ридингер (Берлин 1990 и 1992 гг.).
  • Экономоу, Эндрю Дж. 2007. Византийский Рим и греческие папы: влияние Востока на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг.
    . Lexington Books.
  • Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке
    . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианское разделение: Церковь 450–680 гг. Н. Э.
    Церковь в истории.
    2
    . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Острогорский, Георгий. История Византийского государства
    . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-0599-2
  • Siecienski, Энтони Эдвард (2010). Filioque: история доктринального противоречия
    . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195372045 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)

Прием

Совет написал обычное письмо императору (см. Перри, пер., Стр. 431), который подтвердил его своим собственным письмом (манси, VII, 495, и Перри, стр. 364). Диоскор прислал энциклика епископам Востока с формой присоединения к собору, который они должны были подписать (Perry, p. 375). Он также поехал в Константинополь и назначил своим секретарем Анатолий как епископ этого видеть.

Ювенал Иерусалимский был верен Диоскору. Он сверг патриархов Антиохии и Константинополя, но все же остался один могущественный противник. Он остановился в Никее и с десятью епископами (вероятно, теми же десятью египетскими митрополиты которого он привел в Эфес), «в дополнение ко всем своим преступлениям он распространил свое безумие против того, кому Спаситель доверил опеку над виноградной лозой», по словам епископов в Халкидоне », и отлучил Папу от церкви сам».

Тем временем Лев I получил апелляции Теодорета и Флавиана (о смерти которых он не знал) и написал им, а также Императору и Императрице, сообщая им, что все акты Совета аннулированы. В конце концов он отлучил всех, кто принимал в нем участие, и оправдал всех, кого он осуждал (включая Теодорет), за исключением Домна Антиохийского, который, кажется, не хотел возвращаться к своему престолу и ушел в монашескую жизнь, которую он оставил много лет назад с сожалением.

Халкидонский собор дал начало тому, что было названо Монофизит Раскол[1][2] между теми, кто принял Второй Эфесский собор, и теми, кто принял Халкидонский собор: многие византийские императоры в течение следующих нескольких сотен лет пытались примирить противоборствующие стороны,[1][3] в процессе, породившем несколько других расколов и учений, впоследствии осужденных как ересь, таких как моноэнергетика и монотелетизм, которые были задуманы как попытка компромисса между халкидонскими и нехалкидонскими сторонами (см. Хенотикон

и Три главы — последнее само по себе привело к другому расколу, продолжающемуся более века, Раскол трех глав).[1][3]

Ссылки

  • Восточной церкви Трулльский собор | Четвёртый Константинопольский собор (Софийский) | Пятый Константинопольский собор | Иерусалимский собор | Всеправославный собор
    Западной церкви Четвёртый Константинопольский собор | Первый Латеранский собор | Второй Латеранский собор | Третий Латеранский собор | Четвёртый Латеранский собор | Первый Лионский собор | Второй Лионский собор | Вьеннский собор | Констанцский собор | Ферраро-Флорентийский собор | Пятый Латеранский собор | Тридентский собор | Первый Ватиканский собор | Второй Ватиканский собор
    Разбойничьи соборы Антиохийский собор | Миланский собор | Эфесский «Разбойничий» собор | первый Иконоборческий собор | второй Иконоборческий собор
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]