Зачем священнику в церкви головной убор

Сайт Горловской и Славянской епархии

Наверное, все, кто посещал храмы и общался со священнослужителями, обращали внимание на их необычные головные уборы. Почему они именно такие?


В Церкви всё неслучайно. Это очень верно: всё, что связано с богослужением, имеет символический смысл. Не стали исключением и головные уборы священников. Все они символизируют терновый венец, который был надет на голову Христа Спасителя во время Его крестных страданий.

Головные уборы священников можно разделить на повседневные и богослужебные. К первым относится скуфья, ко вторым — камилавка и митра. Все они известны с древних времён, задолго до Рождества Христова, и были заимствованы с востока.

Скуфья

Скуфья — повседневный головной убор, который имеют право носить и чтец, и диакон, и священник, и монах без священного сана. Она представляет собой мягкую шапочку, которая пошита в виде креста и формой напоминает купол храма. Скуфьи существуют мужские и женские, последние носят монахини.

В древности скуфьи носили люди состоятельные или родовитые. У нас этот головной убор как только не называли! И сафьяновой шапочкой, и ермолкой, и емолком — всего существует около десяти различных названий. К слову, восточная тюбетейка — это та же скуфья, только более мелкая, и еврейская кипа — тоже прообраз скуфьи. Я был удивлён, когда узнал, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как скуфья, только украшенная драгоценными камнями, золотом и отороченная мехом.

Скуфьи носят не только уже упомянутые нами священнослужители, но и епископы — у них на скуфье спереди вышит крест. Увидев такой отличительный знак, можно понять, что перед нами — епископ, архиепископ или митрополит.

Знак отличия

Головной убор священника также играет не последнюю роль в обозначении местоположения своего владельца в церковной иерархии. Так, митру, которая напоминает царскую корону, носят исключительно епископы, архимандриты и те священнослужители, которые за какие-либо заслуги наделены подобным правом.

Небольшая мягкая шапочка темного цвета, скуфья, является повседневным головным убором большинства представителей духовенства, монахов и даже простых мирян. Причем, фиолетовая скуфья также считается наградой.

Расширенный кверху цилиндр, камилавку, надевают представители белого духовенства во время служб. Клобук (такой же цилиндр, как камилавка, только со шлейфом) носят монахи. Куколь же с крестом наверху – это головной убор патриарха.

Камилавка

Камилавка — это головной убор, который используют во время богослужения. Священник может её надеть также на приём к архиерею или какое-то торжество. Выглядит она как цилиндр, расширяющийся кверху. Надевают её в определённый момент службы — в начале Божественной литургии, когда закончились часы, и не снимают до чтения Евангелия. Потом священник служит без неё и надевает только в конце.

Камилавка — тоже древний головной убор, который используют многие народы до сих пор. Также известно, что её носили византийские императоры и сановники, приближенные к нему. В нашей Церкви её начали носить в то же время, что и скуфью — при патриархе Никоне.

Камилавка — тоже церковная награда. Она может быть фиолетового и красного цвета. Носит их не только белое духовенство, но и чёрное, то есть монахи. Если к камилавке пришита намётка — длинный отрез ткани — получается монашеский клобук. Монахи, принявшие схиму, вместо клобука носят куколь: он расшит изображениями херувимов, а надо лбом — восьмиконечный крест и голгофа с копием и тростью.

Епископы и архиепископы тоже носят клобуки, у архиепископов на них спереди вышит крест. Клобук митрополита белого цвета и тоже с крестом. Таким образом, по виду камилавки можно определить, какого сана священнослужитель перед нами.

Любопытно, что в нашей Церкви камилавка — это награда. Когда священника ей награждают, архиерей даёт ему специальное удостоверение со своими печатью и подписью. А вот в Греции это предмет повседневной одежды, который носят каждый день.

Церковное облачение и атрибуты

Епитрахиль (от греч. — на шее) — богослужебное облачение священника в виде длинной, широкой ленты, надеваемой на шею, которая свешивается почти по земли и выполнена в виде двух отдельных полос, соединенных в местах расположения условных пуговиц, так как петель нет. На епитрахили священника нашивается шесть крестов по числу шести совершаемых им таинств. Священник не может совершать службу без епитрахили.

Жезл (посох) – на древних изображениях Спаситель представлялся в виде Пастыря с посохом в руке. Апостолы также изображались с посохом. Епископы являются приемниками апостолов, поэтому жезл употребляется ими как знак высшей пастырской власти. Игумены и архимандриты, возглавляющие монастыри, также используют посох. Богослужебный посох епископа украшен драгоценными каменьями, узорами, инкрустациями. Повседневные епископские жезлы гораздо скромнее. Для русских епископских жезлов характерно наличие сулка.

Звонцы – маленькие колокольчики, которые закрепляются на епископских богослужебных одеяниях. Звонцы служат постоянным напоминанием священнику о необходимости возвещать волю Божью.

Камилавка (от греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, который первоначально изготавливался из верблюжьей шерсти. Камилавка имеет цилиндрическую форму и кверху слегка расширена. Архидьяконы, протодьяконы и священники получают фиолетовую богослужебную камилавку в качестве награды. В облачение рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона входит черная камилавка.

Клобук — головной убор монахов. Клобук это — камилавка, обернутая покрывалом (куколем), концы которого спускается на спину. Белые клобуки носит патриарх и митрополиты, остальные монахи — черные.

Крест наперсный — носится на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.

Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. В древности это была одежда бродячих философов, врачей, учителей. Впоследствии ее стали носить монахи. Теперь это одежда и епископа, и простого монаха.

У простых монахов мантия только чёрного цвета. Епископская или архиерейская мантия просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов мантия фиолетового цвета, у митрополитов – голубого, у патриарха — зелёного.

На мантию епископа спереди вверху и внизу нашиваются скрижали. По ширине мантии расположены три широкие двуцветные полосы, которые называются «источниками» или «струями». Они символизируют учение, исходящее из Ветхого и Нового Заветов. Архиерей надевает мантию при прохождении торжественных процессий, при входе в храм, и во время некоторых богослужений. При облачении в богослужебные одеяния мантия снимается.

Митра – украшенный самоцветами и небольшими образками головной убор епископов, архимандритов и награжденных ею священников. Митра служит напоминанием о возложенном на Спасителя терновом венце. Митра архиерея увенчивается крестом, митра священника иконой.

Омофор (от греч. — наплечник) – широкая лента с изображением креста, которую надевает на плечи епископ поверх других одеяний. Один конец омофора ниспадает спереди, а второй сзади.

Оплечье — деталь одеяний священнослужителя, накладываемая на плечи. Оплечье имеет свое собственное символическое значение – израненных плечей Христа. Оплечья носят поверх саккосов, фелоней и стихарей.

Орарь (от греч. – стерегу, наблюдаю, или от лат. полотенце, лентион, или молиться) – длинная полоса из парчи или другой цветной материи (из той же, что и стихарь). Диакон носит орарь на левом плече, поверх стихаря. Орарь укрепляется петлей на пуговице, а его концы ниспадают спереди и сзади почти до пола. Означает Божию благодать, получаемую диаконом при таинстве священника.

Орлец — круглый коврик с вышитым изображением орла, простирающего свои крылья над городом. Во время богослужения орлец стелется под ноги архиерею.

Палица – четырехугольный, ромбовидный плат, подвешиваемый за один угол поверх саккоса под фелонью на правом бедре епископа и архимандрита, священникам дается как награда. При наличии палицы набедренник носится слева. Палица символизирует духовный меч — Слово Божие. В Греческой Церкви палицу носили только епископы, которые являли собой образ Христа — Небесного Епископа. В Русской Церкви с 16 в. палица вручается как награда (шестая по счету) протоиреев.

Панагия (от греч. – всесвятая) – небольшая, украшенная цветными каменьями, круглая икона Божией Матери или Спасителя, которую носит епископ поверх саккоса, вместе с крестом на груди как символ епископского достоинства.

Параман – древняя часть монашеского облачения — четырёхугольник из ткани с изображением креста, который носят на спине все монахи под повседневной одеждой. По углам к параману крепятся ленты или шнуры, которые образуют на груди крест. Параман Патриарха больше обычного и поэтому называется великим. Перед богослужением Патриарх надевает его поверх подрясника.

Подризник – нижнее богослужебное одеяние священников и епископов. Во время литургии подризник надевается на подрясник. Подризник или стихарь — самое древнее по происхождению и общее облачение для священника и диакона. Подризник это стихарь в несколько измененном виде и отличается он от стихаря только тем, что изготавливается из тонкой белой материи (обычно из шелка), и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на запястьях. На рукава подризника надеваются поручи. На спине подризника нашивается крест, а на подоле полоса. Подризник также напоминает хитон (нижнюю одежду), которую носил сам Спаситель.

Подрясник — длинное (до пят) с узкими рукавами и застегнутым воротом одеяние духовенства. Подрясник монашествующих должен быть черного цвета, подрясник белого духовенства может быть либо черного цвета, либо светлых цветов для лета.

Поручи – нарукавники, надеваемые диаконом всегда на рукава подрясника или подризника, и священником при полном облачении. Поруч выполнен в виде слегка вогнутой полоски плотной материи, обшитой по краям лентой другого цвета. В центре каждой поручи изображен крест.

Поручи охватывают руку в запястье, стягиваются шнурками, продеваемыми в металлические петли, которые плотно обматываются вокруг руки. Во время надевания поручей произносится молитва, воспевающая силу Божию, с просьбой просветить надевающего. Поручи служат напоминанием об узах, веревках, стягивающих руки Спасителя, во время Его земных страданий.

Наперсный крест


Риза (иначе – фелонь) – длинная, широкая одежда без рукавов с отверстием для головы и с большим вырезом спереди, что позволяет свободно манипулировать руками. Риза — общее устаревшее название верхних богослужебных облачений священнослужителей. Риза шьется из парчи с золотой или серебряной нитью.

Риза символизирует хламиду, в которую облекли страждущего Христа. Продольные ленты, нашитые сверху, напоминают о потоках крови, которые текли по Его облачениям. Риза символизирует одежду правды, в которую облекаются священники, как служители Христовы.

Саккос – верхнее богослужебное облачение епископа из дорогой ткани, заменяющее фелонь. Из под саккоса видны подризник и епитрахиль. Саккос символизирует багряницу Спасителя.

Ряса – небогослужебное, верхнее, просторное, длинное до пят облачение духовенства с широкими рукавами темного, преимущественно черного цвета.

Скрижаль – каменные доски с высеченными на них десятью заповедями, данными Богом еврейскому народу. Скрижали в виде прямоугольников нашиваются на мантию епископа спереди вверху и внизу. Внутри верхних прямоугольников изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижали означают, что епископ в своем служении руководствуется заповедями Божиими.

Скуфья – небольшая, островерхая, черная, складывающаяся шапочка, повседневный головной убор православных монахов и священнослужителей.

Стихарь – длиннополое одеяние без разрезов с широкими рукавами и с отверстием для головы. Стихарь – верхнее богослужебное облачение диаконов, иподиаконов, а по благословению епископа – псаломщиков, пономарей и прислуживающих в храме мирян.

Стихарь является верхним богослужебным одеянием для диаконов, и нижним для священников и именуется в этом случае подризником, так как поверх него надевается риза.

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.

Сулок — вложенные один в другой и обычно украшенные золотошвейным шитьем два скрепленных в верхних углах шнуром плата, которыми оборачивают верхнюю часть посоха у рукояти. Это убранство посоха появилось из-за русских морозов. Нижний плат предохраняет руку от прикосновения к холодному металлу посоха, а верхний от внешнего холодного воздуха. См. Жезл

Фелонь – см. Риза.

Хитон — одеяние монахов малой и великой схимы, изготавливается из грубой ткани, власяница (власяница — длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле). Носится под рясой. В чинопоследовании пострига называется хитоном вольной нищеты и нестяжания.

https://www.bogoslov.ru/text/2642051.html

Митра

Митра — богослужебный головной убор, самый красивый и, если можно так сказать, представительный. Это тоже награда, которую дают заслуженным священникам. После её получения их называют митрофорными.

Митры были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Удивительно, но изначально это был исключительно женский головной убор. Потом его начали носить мужчины-щёголи. Оратор Цицерон в одной из своих речей говорил о моднике, который носил митру.

Митра символизирует императорскую власть. К нам традиция её ношения пришла из Греческой Церкви. В богослужебную практику там она вошла после падения Константинополя в 1453 году, а в нашей Церкви использовать её начали тогда же, когда и скуфью, и камилавку — в конце ХVIII века. Первоначально митры белому священству не давали — их могли носить только епископы, архиепископы и митрополиты, а также игумены монастырей. Первое награждение белого священника митрой произошло при императрице Екатерине ІІ: в 1786 году она наградила своего духовника, протоиерея Иоанна Панфилова. До февральской революции 1917 года митрой награждали редко. Привилегия жаловать её была у императоров — именно они подписывали указ о такой награде. Сейчас в этом плане всё намного проще, и мы видим, что митры носят многие священники.

Митру украшают иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых (они могут быть разными). Сверху на ней изображена либо Пресвятая Троица, либо Херувим. На митре епископа сверху есть крест, а у священника его нет.

Священнические головные уборы в нашей Церкви появилась довольно поздно — во время церковных реформ патриарха Никона, которые были связаны не только с книгопечатанием и исправлением ошибок в церковных книгах, но и со многими другими вопросами. В частности, эти реформы коснулись и одежды священнослужителей. Головные уборы были восприняты из византийской традиции. Они постепенно входили в нашу богослужебную практику и повседневный обиход. Надо признать, что их не сразу приняли, потому что, как мы знаем, реформам патриарха Никона многие противились и препятствовали. Приверженцев старых традиций всё новое настораживало, потому скуфья, камилавка и митра стали привычными предметами гардероба священнослужителей поздно — в конце XVIII века, при императоре Павле І.

О церковных головных уборах говорят, что они — «покрывала смирения», это соответствует символике тернового венца, но у них есть ещё одно символическое значение. Облачение священника называют его духовными доспехами, потому что каждый христианин — это воин Христов, призванный к духовной войне не с плотью и кровью, а с духами злобы. Священник — как офицер, который возглавляет этих воинов. Его митру можно сравнить с духовным шлемом.

Почему мужчины на службах без головных уборов?

На богослужениях мы видим, что все женщины стоят в платочках, у священника на голове то камилавка, то митра. Напрашивается вопрос: почему мужчины не надевают головные уборы? Дело в том, что обнажение головы — это признак смирения. Новозаветная Церковь многое взяла из церкви ветхозаветной: и храмы наши построены по образу скинии, и одеяния священников похожи, и три степени священства мы тоже оттуда восприняли. Вот и традиция обнажать голову в знак смирения пришла оттуда.

В заключение скажу, что все мы призваны ко спасению, и всё, что окружает нас в Церкви, напоминает нам о Христе и наших главных духовных задачах — необходимости учиться смирению и иди к Царствию Небесному.

Протоиерей Алексий Попов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]