О красоте, уме и обаянии этой женщины вот уже много веков ходят легенды. Царица Грузии была воспета в стихах и поэмах, художники запечатлели ее лик на своих полотнах. Руки прекрасной Тамары добивались знатные вельможи: царевич, султан и шах. С Великой царицей связан один из лучших периодов в истории страны. Многие историки считают время ее правления «золотым веком» Грузии.
Детство Тамары
Девочка родилась в знатной династии Багратионов, ее отцом был Георгия III, а матерью царица Бурдухан Аланская. На радостях, в честь рождения дочери Георгий III повелел воздвигнуть храм Рождества Богородицы. Он и сегодня стоит в Тбилиси, только называется храмом Дидубийской Богоматери.
Мать Тамары рано умерла, и поэтому ее воспитанием занималась высокообразованная наставница Русудан. Придворная дама дала будущей правительнице отличное воспитание и образование. Уже в юном возрасте у девочки были замечены способности к наукам, незаурядный ум и любознательность.
Царствование
Великая Тамара правила страной около 30 лет. Грузинская царица вошла в историю, как единственная женщина в мире, носившая титул царя. Годы ее правления отмечены бурным развитием культуры, распространением христианства, строительством храмов и крепостей. Царь Тамар была справедливым и мудрым правителем. Мужской ум сочетался в ней с женским милосердием.
Грузинская царица Тамара взошла на трон не сразу, поначалу она была коронована еще в детстве (по разным источникам в возрасте 12-14 лет) как соправительница своего отца. Это было вынужденной мерой, ведь в то время обстановка в стране была крайне неспокойной: произошел мятеж принца Демны (племянника Георгия) и клана Орбелиани. В это время законного наследника у царя не было, поэтому он принял мудрое решение сделать своим приемником дочь.
После смерти отца в 1184 году, Тамару повторно короновали в Гелатском монастыре. С первых же дней своего правления царица начала наводить порядок в деятельности церкви, состоялись и значимые перестановки в правительстве. Она освободила церкви от повинностей, восстановила внутренний мир в стране и во многом облегчила участь крестьян. Провела реформы в войсках и вела завоевательные войны с целью расширения границ государства. Военные трофеи великая царица часто использовала для пожертвования храмам и строительства новых церквей в стране. Она отменила смертную казнь в стране.
Основные достижения за время правления царицы Тамары:
- Совершенствовала армию;
- Расширила границы государства (Эрзерум, Темриз);
- Победила ардебильского султана;
- Выиграла Шамкорскую битву;
- Одержала победу над алеппским султаном Нукардином;
- Способствовала развитию грузинского языка и романтической словесности;
- Распространила христианство среди горцев Кавказа;
- Показала военную мощь страны и подняла авторитет Грузии в мире.
После смерти Великой правительницы страна быстро утратила свое могущество. Вначале пришло монголо-татарское иго, а затем Грузию завоевали турки.
Молитвы иконе Тамары
Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской
Глас 8
Желая высшей красоты, / низшей сладости тела, вы отвернулись от себя / и в царственном демоне / передали ангельскую жизнь, / благословенная царица Тамаро, / молитесь Богу Богу, чтобы наши души были спасены.
Глас 4
В святых чудных, / Иберия сияла, / блаженная царица Тамаро, / воздвигала высокие храмы на горах, / да в них возносились молитвы Господу, / вашими молитвами крепость дала вой Христов — любящий народ земля Иверонская, / правой рукой опрокинутые орды агарианцев / молятся Богу Христу / спаси наши души.
Молитва святой благоверной царице Тамаре
О святая великая и благословенная царица Тамара! Мы грешники (имя) и смиренные, как будто к нам прилежно прибегали тёплого защитника и скорая помощь, прося помощи и заступничества в пучине брошенных проблем, ведь на каждый день и сейчас мы от злых людей и различных болезней мира одержимы, но ваше заступничество, если велико, имейте смелость перед Богом, молитесь за нас в страданиях, нуждах и несчастьях тех, кто есть, и защищайте нас от всех видимых и невидимых врагов, особенно от демонической хитрости и хитрости, наглых нападок и лести да, подойди, не позволяй нам насмехаться и насмехаться над ними, и с твоей сильной помощью прогнать их от нас, как ты изгнал их из земли Иверон, и подтвердить в наших сердцах верную любовь к Богу и сделать меня достойным.
Когда созреет наш уход из этой временной жизни и наше переселение в вечность, скоро придет нам на помощь и от насилия свободы врага, как если бы вы имели жизнь вечную, и приведите наши сердца к истинному покаянию., И мы будет казаться Святой Троицей с грязными устами и чистой совестью, прославляющей и воспевающей Ю, со всеми святыми навсегда. Аминь.
Личная жизнь грузинской правительницы
Грузинская знать была очень недовольна тем, что страной управляет женщина и поэтому постаралась поскорее выдать ее замуж. В 1185 году на Русь был отправлен купец, чтобы подыскать Тамаре подходящего жениха. Он остановил свой выбор на Георгии (Юрии) Боголюбском (внуке Юрия Долгорукого).
Но счастливой семьи у молодых не получилось— муж пил и вел распутный образ жизни. И через 2,5 года царица была вынуждена отправить его в изгнание в город Константинополь. После расторжения брачного союза, обиженный Георгий с войском в 1191 году отправился в Грузию, чтобы возвратить утраченный престол. Ему удалось занять Кутаиси, и он был там коронован, но затем мятеж удалось подавить, и Юрий был вновь изгнан. Несмотря на это поверженный бывший муж позже еще раз предпринял попытку отобрать грузинский трон.
Вторым мужем царицы Тамары стал друг ее детства и воспитанник той же Русудан аланский царевич Давид Сослан. На этот раз девушка выбрала суженого сама. Этот брак был счастливым и подарил паре двух детей: сына Георгия IV Лаша и дочь Русудан. Имена детям были выбраны не случайно: мальчик назван в честь прославленного дедушки, а дочь именем любимой наставницы владычицы. Муж Давид долгие годы был Тамаре другом и соратником в военных походах. Вместе она блестяще выигрывали крупные сражения и вели захватническую внешнюю политику. Женщина пережила его лишь на несколько лет.
Святая царица Тамара Великая
2013 год был объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.
Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания
В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — равноапостольной Нине и благоверной царице Тамаре[1]. За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.
До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар»[2] — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари[3]. В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев»[4] — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий[5]. Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях[6].
Жизнь святой благоверной царицы Тамары
Детство и юность
Святая благоверная царица Тамара Святая царица Тамара (1166–1213)[7] происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона»[8], ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам»[9].
Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя[10]. Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему»[11]. Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.
В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств[12], с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.
Через 7 лет, на Страстной Седмице 1184 года, отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей»[13], приняла царство в свои руки. Автор «Жизни…» так описывает юную царицу: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, … приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор»[14].
Два замужества и утверждение на престоле
С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров[15] и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами[16], азнауры — вельможами, последние же стали властителями»[17].
Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара[18] Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином»[19]. В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.
Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить[20].
В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию»[21] послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания»[22], Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его»[23]. Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.
Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел»[24]. Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями»[25]. В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.
Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.
Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека»[26]. Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.
Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу[27].
Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.
Государственные свершения
Святая благоверная царица Тамара Правление святой благоверной царицы Тамары стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга»[28]. При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.
Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.
Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы»[29], чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране»[30]. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих»[31]. За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог»[32]. После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.
Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.
«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом»[33].
В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин[34], который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.
Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман»[35]. Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума»[36]. В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость»[37]. Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.
Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.
Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.
Расцвет грузинской культуры
Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными»[38].
Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.
Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа[39] в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.
Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору»[40]. Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.
Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани»[41] и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.
Смерть и посмертное почитание
Святая благоверная царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях»[42].
Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие»[43]. Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»[44]
Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою»[45].
18 января[46] святая покровительница грузинского народа мирно и тихо скончалась. «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их»[47].
Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов[48]. Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти[49], она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре[50] Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери[51].
Нравственные качества святой царицы
Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг»[52].
Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами[53].
Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями»[54]. Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим»[55]. Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников»[56].
Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.
Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью[57].
Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.
***
Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и в России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.
Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!
Вклад в культуру, образование и религию
Царица Тамара прославилась в Грузии тем, что способствовала распространению христианства на территории страны. Ею было построено множество храмов и монастырей. За свою благую деятельность она была причислена к лику святых и названа Тамарой Великой. День святой Тамары празднуется грузинской христианской церковью 14 мая. Он имеет статус национального праздника, в этот день во всех православных храмах проходят молебны в честь святой.
Грузины очень любят и почитают Тамару, они считают ее целительницей от всех болезней и покровительницей больных. Ведь еще при жизни царица заботилась о вдовах, сиротах и немощных. Верующие обращаются к ней с просьбой об исцелении, семейном благополучии, избавлении от различных пороков.
Владычица Тамара, во время своего царствования, усовершенствовала и расширила школьную программу. Детям преподавали множество предметов, которым в это время не обучали в других странах. В эпоху правления царицы Тамары во дворце часто собирались известные грузинские писатели, поэты, музыканты, художники и философы (Шавтели, Хонили, Чахруха и другие). Царица высоко ценила культурное наследие своего народа и покровительствовала его развитию. До наших дней дошли две источника, рассказывающих о жизни и правлении Тамары: «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев».
Замок Вардзиа
Монастырский комплекс Вардзиа (Храм царицы Тамары) расположен на юге страны. Замок, он же крепость, был частым местом отдыха правительницы. В нем она провела и последние годы своей жизни. В огромной скале высечены кельи, часовни, бани, трапезная и храм. Строительство замка было начато еще при Георгии III. Пещерный комплекс имеет глубину 50 метров и высоту с 8-и этажный дом. Сохранились длинные тайные ходы, часть поливочной системы и водопровода. Стены храма Успения Пресвятой Богородицы внутри украшены настенными росписями, на фресках изображения грузинской царицы и других святых.
Год смерти Тамары точно неизвестен (период 1209-1213-гг). Покрыто тайной и место, где находится ее могила. Согласно официальным источникам, она захоронена в Гелати, но точное место до сих пор не известно, ведь тело так и не было найдено. Говорят, сама правительница хотела скрыть свою могилу от врагов.
О чем молятся перед иконой царицы Тамары
Нетрудно понять, что икона Святой Тамары в Грузии пользуется особой популярностью. Действительно, Санта-Тамара считается в первую очередь защитницей Грузии, и именно представители этой страны особым образом поклоняются иконе.
Однако святая также является воплощением некоторых универсальных принципов, поэтому она может повести истинно верующих в любую страну на своем пути. Санта-Тамару часто просят ходатайствовать перед Господом за:
- улучшайте судьбу, выбирайте правильный путь: как мудрый святой правитель может направить вас на правильный путь и спасти от невзгод.
- дар мудрости и преданность вере: он воплотил эти качества;
- отказ от вредных привычек и вредных увлечений — о пагубности этого Тамара знала от первого мужа;
- защита сирот и вдов — царица, находясь в бренном мире всего, позаботилась о них, продолжается и по сей день;
- исцеление от недугов, в том числе серьезных травм — многие в Грузии считают иконы царицы Тамары исцелениями;
Смысл иконы Санта-Тамара заключается в том, что к этой иконе приходят просто за советом и находят там облегчение, а также какие-то действительно мудрые мысли, помогающие в делах. Святой помогает всем грузинам на планете, поэтому многие представители Иберии носят с собой эту икону, чтобы всегда иметь возможность обратиться к Санта-Тамаре.
Часто это изображение используется как домашний оберег. Запомнить? Царица умело охраняла границы своей страны, и никто из незваных гостей не мог вторгнуться в нее.
В результате царица Тамара может защитить и ваш дом. Наличие иконы Святой Тамары позволяет уберечь жилое пространство от самых разнообразных внешних воздействий.